Определение №22/43574/13 Определение о возбуждении дела в отношении ОАО «Первая грузо... от 5 ноября 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела об административном

правонарушении № 4-14.32-1462/00-22-13 и проведении

административного расследования

 

 

«ХХ» ХХХХХХХХХ 2013 г. г. Москва

 

 

Я, заместитель начальника Управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы Самолысов П.В., рассмотрев материалы по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 1-00-90/00-22-13 и принятого по нему решения, в отношении Открытого акционерного общества «Первая грузовая компания» (ОГРН 1077758336985; ИНН 7708643971; КПП 770101001; место нахождения:105064, г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 12, стр. 1) (далее — ОАО «Первая грузовая компания», ОАО «ПГК»),

 

УСТАНОВИЛ:

 

Решением ФАС России по делу № 1-00-90/00-22-13 Администрация Кемеровской области, ОАО «РЖД», ОАО «Федеральная грузовая компания», ООО «Независимая Транспортная Компания», ОАО «Первая грузовая компания», ОАО «Новая Перевозочная Компания», ООО «Ферротранс», ЗАО «НефтеТрансСервис», ООО «ТК «Новотранс», ООО «СибУглеМетТранс», ООО «РГ-Транс», ООО «ЗапСиб-ТрансСервис», ОАО «СУЭК», ООО «Мечел-Транс», ООО «ТрансГрупп АС», ООО «РВД-Сервис», ЗАО «ЕвросибСпб — Транспортные системы», ООО «Фирма «Транзит - Плюс» признаны нарушившими пункты 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) путем заключения соглашения, которое привело или могло привести к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объёму продажи товара, составу покупателей товара, а также к ограничению доступа на товарный рынок или устранению с него хозяйствующих субъектов, и участия в указанном соглашении (далее – Решение).

Решением ФАС России по делу № 1-00-90/00-22-13 установлены следующие обстоятельства.

В статье 2 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в РФ» от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ закреплено понятие «оператор подвижного состава», согласно которому, оператором железнодорожного подвижного состава является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие вагоны, контейнеры на праве собственности или ином праве, участвующие в осуществлении перевозочного процесса с использованием указанных вагонов, контейнеров (далее – Операторы). В законе также указано, что основы правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками определяются Правительством Российской Федерации .

Рынок услуг Операторов - это оказание услуг по предоставлению грузоотправителям различных видов вагонов под погрузку для дальнейшей перевозки принадлежащих им грузов силами перевозчика (ОАО «РЖД»).

Услуги по предоставлению полувагонов для перевозки угля является самостоятельным рынком услуг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товар - объект гражданских прав (в том числе, работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе, товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров в границах которой (в том числе, географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за её пределами.

Товаром в рамках антимонопольного дела № 1-00-90/00-22-13 является услуга по предоставлению полувагонов для вывоза угля.

Географические границы рынка определяются местонахождением потребителей рассматриваемых услуг, то есть грузоотправителей.

Поскольку грузоотправители, имеющие отношение к событиям, рассмотренного дела о нарушении антимонопольного законодательства № 1-00-90/00-22-13, находятся в административных границах Кемеровской области, эти границы и определяют географические границы Рынка.

Товарным рынком является рынок услуг по предоставлению полувагонов для вывоза угля с предприятий Кемеровской области (далее – Рынок).

Начиная с октября 2011 года Администрацией Кемеровской области, ОАО «РЖД» и рядом хозяйствующих субъектов - участников Рынка Операторов, начали предприниматься действия, направленные на устранение с рынка услуг по предоставлению полувагонов для вывоза угля с предприятий Кемеровской области иных Операторов, кроме «Разрешенных».

В число «Разрешенных операторов» (термин использовался для обозначения данной группы хозяйствующих субъектов в официальных документах Администрации Кемеровской области) по состоянию на 21.10.2011 г. входили 11 компаний: ОАО «Первая грузовая компания», ОАО «Вторая грузовая компания», ООО «НефтеТрансСервис», ОАО «ТК «Новотранс», ООО «СибУглеМетТранс», ОАО «РГ-Транс», ООО «ЗапСибТрансСервис», ОАО «СУЭК», ООО «Независимая Транспортная Компания», ОАО «Новая Перевозочная Компания», ОАО «Мечел-Транс».

После 21.10.2011 в числе «Разрешенных операторов» оказалось также ООО «ТрансГрупп АС», ООО «РВД-Сервис», ЗАО «ЕвросибСпб — Транспортные системы», ООО «Ферротранс», ООО «Фирма «Транзит - Плюс»».

С 14.10.2011 Администрацией Кемеровской области начали регулярно проводиться совещания с представителями Западно-Сибирской железной дороги, «Разрешенных операторов» и основных угледобывающих предприятий (далее – Грузоотправители) на тему «оптимизации работы с подвижным составом». По результатам данных совещаний принимались решения, которые исполнялись участниками совещаний. Решения отражались в протоколах (далее – Протоколы).

1. Протокол совместного совещания в Кузбасском регионе Западно-Сибирской железной дороги по планированию погрузки на октябрь - ноябрь 2011 года и оптимизации работы с собственным подвижным составом от 14.10.2011 (далее – Протокол от 14.10.2011).

Согласно данному Протоколу на совещании 14.10.2011 принято решение о сокращении количества операторов собственного подвижного состава, работающих по основным углепогрузочным станциям.

2. Протокол совещания по оптимизации работы с собственным подвижным составом и обеспечению стабильной погрузки грузов от 21.10.2011 (далее –Протокол от 21.10.2011).

В Протоколе от 21.10.2011 указано: «…За 9 месяцев 2011 года по Кузбасскому региону отгружено 138,6 млн. тонн угля или 102 % к прошлому году… В сентябре темпы погрузки угля снижены, план выполнен на 96,2 %... Ежесуточно на углепогрузочных станциях оставались неиспользованными около 1,5 тысяч полувагонов различных собственников… В начале октября ситуация с отгрузкой еще более усугубилась, темпы погрузки… угля значительно снижены при избыточном наличии порожних полувагонов… При проведении совещания 13 – 14 октября текущего года с участием заместителя Губернатора Кемеровской области С. Н. Кузнецова по организации погрузки произведена оптимизация количества собственников (операторов подвижного состава) по станциям погрузки. Определены операторы подвижного состава, имеющие договоры с грузоотправителями и подписавшие с дорогой технологию по организации совместного управления подвижным составом или выразившие согласие к подписанию (ОАО «ПГК», ОАО «ВГК», ООО «НефтеТрансСервис», ОАО «ТК «Новотранс», ООО «СибУглеМетТранс», ОАО «РГ-Транс», ООО «ЗапСибТрансСервис», ОАО «СУЭК», ООО «Независимая Транспортная Компания», ОАО «Новая Перевозочная Компания» и ОАО «Мечел-Транс»)».

Согласно данному протоколу на Совещании 21.10.2011 приняты, в том числе, следующие решения:

- «Руководству Западно-Сибирской железной дороги, руководителям предприятий (грузоотправителей), операторам подвижного состава: ОАО «ПГК», ОАО «ВГК», ООО «НефтеТрансСервис», ОАО «ТК «Новотранс», ООО «СибУглеМетТранс», ОАО «РГ-Транс», ООО «ЗапСибТрансСервис», ОАО «СУЭК», ООО «Независимая Транспортная Компания», ОАО «Новая Перевозочная Компания», ОАО «Мечел-Транс» в срок до 01.12.2011 заключить на 2012 год соглашения, гарантирующие вывоз грузов с промышленных предприятий Кузбасса…» (далее – Трехсторонние соглашения);

- «Западно-Сибирскому территориальному центру транспортного обслуживания, руководителям предприятий (грузоотправителей) при ежемесячном определении объемов перевозок грузов планировать погрузку в полувагоны операторов: ОАО «ПГК», ОАО «ВГК», ООО «НефтеТрансСервис», ОАО «ТК «Новотранс», ООО «СибУглеМетТранс», ОАО «РГ-Транс», ООО «ЗапСибТрансСервис», ОАО «СУЭК», ООО «Независимая Транспортная Компания», ОАО «Новая Перевозочная Компания», ОАО «Мечел-Транс»...»;

- «Владельцам (операторам) подвижного состава: ОАО «ПГК», ОАО «ВГК», ООО «НефтеТрансСервис», ОАО «ТК «Новотранс», ООО «СибУглеМетТранс», ОАО «РГ-Транс», ООО «ЗапСибТрансСервис», ОАО «СУЭК», ООО «Независимая Транспортная Компания», ОАО «Новая Перевозочная Компания», ОАО «Мечел-Транс», руководителям предприятий (грузоотправителей) в срок до 20.11.2011 рассмотреть возможность и разработать механизм совместного использования вагонов остальных владельцев подвижного состава»;

- «Руководству дороги в срок до 15.11.2011 согласовать с ОАО «РЖД»… неприем к перевозке… порожних полувагонов собственников, не имеющих соглашений с грузоотправителями Кузбасса и согласованных заявок на перевозку грузов»:

- «Организация и контроль за исполнением решений совещания возлагается на первого заместителя начальника Западно – Сибирской железной дороги А.К. Бородача и заместителя Губернатора Кемеровской области по промышленности, транспорту и связи С.Н. Кузнецова».

Протокол утвержден Губернатором Кемеровской области
А.Г. Тулеевым.

19.10.2011 Администрация Кемеровской области известила одиннадцать операторов подвижного состава, полувагоны которых были задействованы в вывозе угля с промышленных предприятий Кемеровской области, о том, что на совещании 21.10.2011  будут приняты решения об ограничении количества операторов подвижного состава

3. Протокол совещания по подведению итогов выполнения решений протокола от 21.10.2011 по оптимизации работы с собственным подвижным составом и обеспечению стабильной погрузки грузов в январе 2012 года от 22.12.2011 (далее – Протокол от 22.12.2011).

Согласно данному протоколу на Совещании 22.12.2011 принято, в том числе, следующее решение: «Грузоотправителям и операторам подвижного состава, определенным в Кузбасском регионе, обеспечить выполнение решений Протокола от 21.10.2011 в полном объеме».

4. Протокол совещания по подведению итогов выполнения решений протокола от 21.10.11 г. и 22.12.11 г. по оптимизации работы с собственным подвижным составом и обеспечению стабильной погрузки грузов от 13.01.2012 (далее – Протокол от 13.01.2012).

5. Протокол заседания сибирского межрегионального координационного совета от 17.04.2012 (далее - Протокол от 17.04.2012).

Согласно Протоколу от 17.04.2012:

«По инициативе Западно - Сибирской железной дороги 21 октября 2011 г. в Администрации Кемеровский области проведено совещание по совершенствованию работы с собственным парком вагонов путем оптимизации операторов подвижного состава.

В результате, более чем из 200 собственников вагонов, была согласована консолидация работы 12 операторов подвижного состава.

«В настоящий момент на углепогрузочные станции значительно сократилось несанкционированное поступление полувагонов собственников, не заключивших Соглашение с грузоотправителями и железной дорогой».

Исполняя решения, принятые на вышеперечисленных Совещаниях (в первую очередь, на Совещании 21.10.2011) и отраженных в Протоколах, Западно-Сибирская железная дорога и «Разрешенные операторы» заключили с Грузоотправителями Трёхсторонние соглашения «по организации вывоза угля с угольных предприятий Кузбасского региона в ноябре-декабре 2011 года и в 2012 году».

Любой из «Разрешенных операторов» осведомлен о том, что другие «Разрешенные операторы» также заключали «Трёхсторонние соглашения» (предложение о заключении «Трёхсторонних соглашений» было утверждено на совещании 21.10.2011, в котором участвовали все «Разрешенные операторы», большинство «Трехсторонних соглашений» предусматривает вывоз угля с одной станции и от одного грузоотправителя сразу несколькими Операторами).

Так, ОАО «Первая грузовая компания» является участником следующих Трехсторонних соглашений:

    • Соглашение б/д № б/н между Западно-Сибирской железной дорогой, грузовладельцем — ООО «Промугольсервис» и оператором подвижного состава - ОАО «ПГК» по организации вывоза продукции в 2011-2012 гг.;

    • Соглашение б/д № б/н между Западно-Сибирской железной дорогой, грузовладельцем — ООО «Технопарк» и операторами подвижного состава: ОАО «ПГК», ОАО «ВГК», ООО «НПК» по организации вывоза продукции в 2011-2012 гг.;

    • Соглашение б/д № б/н между Западно-Сибирской железной дорогой, грузовладельцем — ОАО «ОУК «Южкузбассуголь» и операторами подвижного состава: ОАО «ПГК», ОАО «ВГК», ЗАО «Нефтетранссервис», ООО «ЗапСиб-Транссервис», ТК «Евразтранс», ООО «Сибуглеметтранс», ООО «Фирма «Трансгарант», ЗАО «Интер Карго Компани», ОАО «Новотранс» по организации вывоза продукции в 2011-2012 гг.;

    • Соглашение б/д № б/н между Западно-Сибирской железной дорогой, грузоотправителем — ООО «ОФ «Анжерская» и операторами подвижного состава: АГ (ОАО «ПГК», ОАО «ВГК»), ООО «ТК «Новотранс», ЗАО «Евросиб Спб-ТС» по организации вывоза продукции в 2011-2012 гг.;

    • Соглашение б/д № б/н между Западно-Сибирской железной дорогой, грузовладельцем ОАО «Распадский уголь» и операторами подвижного состава: ОАО «ПГК», по договору с ЦФТО, ОАО «НПК», ОАО «ВГК», ООО «Транспортный актив», ООО «ЗапсибТранссервис», ЗАО «НефтеТрансСервис» по организации вывоза продукции в 2011-2012 годах;

    • Соглашение б/д № б/н между Западно-Сибирской железной дорогой, грузоотправителем ООО «КМК-Энерго» и оператором подвижного состава АГ (ОАО «ВГК», ОАО «ПГК») по организации вывоза продукции в 2011-2012 годах;

    • Соглашение б/д № б/н между Западно-Сибирской железной дорогой, грузоотправителем ООО «Дробильно-сортировочный комплекс» и оператором подвижного состава ОАО «Первая грузовая компания» по организации вывоза продукции в 2011-2012 годах;

    • Соглашение б/д № б/н между Западно-Сибирской железной дорогой, грузовладельцем ОАО «Южный Кузбасс» и операторами подвижного состава: ООО «Мечел-Транс», ЗАО «НефтеТрансСервис», ОАО «Новая перевозочная компания», ОАО «Первая грузовая компания», ОАО «Вторая грузовая компания», ООО «Независимая транспортная компания», ООО «ЗапСиб-Транссервис», ООО «Сибуглеметтранс», ОАО «РГ-Транс», ООО «Евраз-Транс» по организации вывоза продукции в декабре 2011 года и в 2012 году;

    • Соглашение б/д № б/н между Западно-Сибирской железной дорогой, грузовладельцем ООО «Сортировочно-Погрузочный комплекс «Красногорский» и операторами подвижного состава: ОАО «ПГК» по организации вывоза продукции в 2011-2012 годах;

    • Соглашение б/д № б/н между Западно-Сибирской железной дорогой, грузовладельцем ОАО «Кузнецкинвестстрой» и операторами подвижного состава: ОАО «Первая грузовая компания», ЗАО «НефтеТрансСервис», ЗАО «Русагротранс», ООО «Трубная транспортная компания», ООО «ФосАгро-Транс», ЗАО «Евросиб Спб-Транспортные системы», ОАО «СУЭК» по организации вывоза продукции в 2011-2012 гг.;

    • Соглашение б/д № б/н между Западно-Сибирской железной дорогой, грузовладельцем — ООО «Компания ЗапСибУголь» и операторами подвижного состава: ОАО «Первая грузовая компания», ОАО «Вторая грузовая компания», ЗАО «НефтеТрансСервис» и ОАО «Новая перевозочная компания» по организации вывоза продукции в ноябре-декабре 2011 года и в 2012 году;

    • Соглашение б/д № б/н между Западно-Сибирской железной дорогой, грузовладельцем ООО «Тариф-Транс-Сервис» и операторами подвижного состава: ОАО «ПГК», ОАО «ВГК», ООО «НефтеТрансСервис», ОАО «ТК Новотранс», ОАО «СУЭК», ООО «Независимая Транспортная Компания», ООО «ТрансЛес» по организации вывоза продукции (угля) в 2011-2012 годах;

    • Соглашение б/д № б/н между Западно-Сибирской железной дорогой,грузовладельцем ОАО «Шахта Заречная» и операторами подвижного состава: ООО «Ю-Транс» (аренда ООО «РГ-Транс», ООО «РТ-Оператор», Собственные вагоны принадлежности Украина, ООО «Транспортная Трубная компания», ЗАО «РусАгроТранс»), ООО «РГ-Транс», ООО «ЗапСиб-Транссервис», ОАО «ПГК», ОАО «ВГК» по организации вывоза продукции в 2011-2012 годах;

    • Соглашение б/д № б/н между Западно-Сибирской железной дорогой, грузоотправителем ООО ТТК «ФинТЭК» и оператором подвижного состава ОАО «Первая грузовая компания» по организации вывоза продукции в 2011-2012 годах;

    • Соглашение б/д № б/н между Западно-Сибирской железной дорогой, грузоотправителем ООО «Сортировочно-погрузочный комплекс» и операторами подвижного состава: ОАО «Первая грузовая компания», ООО «Евразтранс-Украина» по организации вывоза продукции в 2011-2012 годах;

    • Соглашение б/д № б/н между Западно-Сибирской железной дорогой, грузовладельцем ОАО «Разрез Октябринский» операторами подвижного состава: ООО «Транспортный актив», ОАО «Новая перевозочная компания», ОАО «ПГК», ОАО «ВГК» по организации вывоза продукции в 2011-2012 годах;

    • Соглашение б/д № б/н между Западно-Сибирской железной дорогой, грузовладельцем ЗАО «Гранула» и оператором подвижного состава ОАО «Первая грузовая компания»;

    • Соглашение б/д № б/н между Западно-Сибирской железной дорогой, грузовладельцем ООО «Завод полукоксования» и операторами подвижного состава ОАО «ПГК» по организации вывоза продукции в 2011-2012 годах;

    • Соглашение б/д № б/н между Западно-Сибирской железной дорогой, грузовладельцем ООО «Инвест-Углесбыт» и операторами подвижного состава: ОАО «Первая грузовая компания», ОАО «Вторая грузовая компания», ОАО «Новая перевозочная компания», ООО «ЗапСиб-Транссервис»;

    • Соглашение б/д № б/н между Западно-Сибирской железной дорогой, грузовладельцем — ООО «ОЭУ Блок № 2 ш. «Анжерская — Южная» и операторами подвижного состава: ОАО «Первая грузовая компания», ОАО «Вторая грузовая компания», ООО «ЗапСиб-Транссервис», ООО «Независимая транспортная компания» по организации вывоза продукции в декабре 2011 года и в 2012 году;

    • Соглашение б/д № б/н между Западно-Сибирской железной дорогой, грузовладельцем ООО «ТД»Уголь» и операторами подвижного состава ОАО «Кокс», ОАО «Первая грузовая компания», ОАО «Вторая грузовая компания» по организации вывоза продукции в 2011-2012 годах;

    • Соглашение б/д № б/н между Западно-Сибирской железной дорогой, грузовладельцем ООО «Эдельвейс» и оператором подвижного состава ОАО «ПГК», по организации вывоза продукции в 2011-2012 годах;

    • Соглашение б/д № б/н между Западно-Сибирской железной дорогой, грузовладельцем ООО «Разрез «Бургунский-Северный» и операторами подвижного состава: ОАО «Первая грузовая компания», ОАО «Вторая грузовая компания», ООО «ЗапСибТрансСервис», ОАО «ТК»Новотранс» по организации вывоза продукции в 2011-2012 годах;

    • Соглашение б/д № б/н между Западно-Сибирской железной дорогой, грузовладельцем ООО «Распадский Уголь» и операторами подвижного состава: ОАО «ПГК», ООО «Евраз Транс», ООО «Независимая транспортная компания», ООО «ЗапСиб-Транссервис», ООО «Фирма «Транзит-Плюс» по организации вывоза продукции в 2011-2012 годах;

    • Соглашение б/д № б/н между Западно-Сибирской железной дорогой,, грузовладельцем ООО «ОФ «КАРГО» и операторами подвижного состава: ОАО «ПГК», ОАО «Кокс» по организации вывоза продукции в 2011-2012 годах;

    • Соглашение б/д № б/н между Западно-Сибирской железной дорогой, грузовладельцем ООО ОФ «Прокопьевская» и оператором подвижного состава ОАО «ПГК» по организации вывоза продукции в 2011-2012 годах;

    • Соглашение б/д № б/н между Западно-Сибирской железной дорогой, грузовладельцем ООО «Шахта «Зенковская» и операторами подвижного состава: ООО «ЗапСиб-Транссервис», ОАО «Первая грузовая компания», ОАО «Новая перевозочная компания», ЗАО «НефтеТрансСервис» по организации вывоза продукции в 2011-2012 годах;

    • Соглашение б/д № б/н между Западно-Сибирской железной дорогой, грузовладельцем ООО «Ровер» грузополучателем ОАО «ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат» и операторами подвижного состава: ОАО «ПГК», ОАО «ВГК», ЗАО «НефтеТрансСервис», ООО «ЗапСибТрансСервис» ООО «ТрансКарго» по организации вывоза продукции в 2011-2012 годах;

    • Соглашение б/д № б/н между Западно-Сибирской железной дорогой, грузовладельцем ООО «ОНИКС-99» и оператором подвижного состава ОАО «Первая грузовая компания» по организации вывоза продукции в 2011-2012 годах;

    • Соглашение б/д № б/н между Западно-Сибирской железной дорогой, грузовладельцем ООО «Торговый дом Беловская угольная компания», экспедиторами и операторами подвижного состава: ООО «НТС», ОАО «ПГК», ЗАО «ВГК» по организации вывоза продукции в 2011-2012 годах;

    • Соглашение б/д № б/н между Западно-Сибирской железной дорогой, грузовладельцем ООО «КузбассУгольТранс» и оператором подвижного состава ОАО «ПГК» по организации вывоза продукции в 2011-2012 годах;

    • Соглашение б/д № б/н между Западно-Сибирской железной дорогой, грузовладельцем ЗАО «Техком» и оператором подвижного состава ОАО «Первая грузовая компания» по организации вывоза продукции в 2011-2012 годах;

    • Соглашение б/д № б/н между Западно-Сибирской железной дорогой, грузоотправителем ООО СП «Барзасское товарищество» и оператором подвижного состава филиалом ОАО «ПГК» в 2011-2012 годах;

    • Соглашение б/д № б/н между Западно-Сибирской железной дорогой, грузоотправителем ООО «Шахта № 12» и оператором подвижного состава ОАО «ПГК» по организации вывоза продукции в 2011-2012 годах;

    • Соглашение б/д № б/н между Западно-Сибирской железной дорогой, грузоотправителем ОАО «Разрез Шестаки» и оператором подвижного состава ОАО «ПГК» по организации вывоза продукции в 2011-2012 годах;

    • Соглашение б/д № б/н между Западно-Сибирской железной дорогой, грузоотправителем ООО «Разрез Березовский» и оператором подвижного состава ОАО «ПГК» по организации вывоза продукции в 2011-2012 годах;

    • Соглашение б/д № б/н между Западно-Сибирской железной дорогой, грузоотправителем ООО «Разрез Березовский» и оператором подвижного состава ОАО «ПГК» по организации вывоза продукции в 2011-2012 годах;

    • Соглашение б/д № б/н между Западно-Сибирской железной дорогой, грузоотправителем ООО «Разрез Березовский» и оператором подвижного состава ОАО «ПГК» по организации вывоза продукции в 2011-2012 годах;

    • Соглашение б/д № б/н между Западно-Сибирской железной дорогой, грузовладельцем ЗАО «ТопПром» и операторами подвижного состава ООО «НТК», ОАО «ПГК», ЗАО «ТалТЭК Транс» по организации вывоза продукции в 2011-2012 годах;

    • Соглашение б/д № б/н между Западно-Сибирской железной дорогой, грузовладельцем ЗАО «Сибуглемет» и операторами подвижного состава: «АГ» (ОАО «Первая грузовая компания», ОАО «Вторая грузовая компания»), ООО «Независимая Транспортная компания», ОАО «Новая перевозочная компания», ООО «СибУглеМетТранс», ООО «МеталлоИнвестТранс», ООО «ТрансЛес», ЗАО «Сибирский Центр Логистики» по организации вывоза продукции в 2011-2012 годах.

В вышеуказанных Трехсторонних соглашениях Грузоотправители являлись слабой стороной соглашения, они оказывались зависимыми от Операторов, в вагонах которых они вывозят уголь и от ОАО «РЖД» являющегося владельцем инфраструктуры и перевозчиком.

В связи с этим они были вынуждены заключать Трёхсторонние соглашения с «Разрешенными» операторами.

С учетом вышеизложенного, целью заключения Трехсторонних соглашений являлся раздел Рынка между «Разрешенными операторами» по составу покупателей (Грузоотправителей), по объему оказываемых услуг (количеству отгружаемого угля) и по территориальному принципу (по станциям отправления груза).

Решением ФАС России по делу № 1-00-90/00-22-13 установлено, что цели, которые декларировались официально («разтоваривание» угольных складов на железнодорожных станциях, рост объемов вывоза угля) достигнуты не были.

В результате реализации решений принятых на совещаниях и заключения Трехсторонних соглашений ситуация с отгрузкой угля ухудшилась.

Сокращение количества участников Рынка привело к негативным экономическим последствиям, в том числе, к росту цен на услуги Операторов и увеличению объемов невывезенного с промышленных предприятий Кемеровской области угля.

Решением ФАС России по делу № 1-00-90/00-22-13 установлено, что в октябре - ноябре 2011 года между Администрацией Кемеровской области, ОАО «РЖД» и «Разрешенными операторами» путем совместного участия в Совещаниях по «оптимизации работы с подвижным составом», исполнения решений данных Совещаний и заключения Трехсторонних соглашений было заключено и начало реализовываться антиконкурентное соглашение (далее – Соглашение).

Целями Соглашения являлись:

- ограничение конкуренции на Рынке путем устранения с него Операторов, не попавших в число «Разрешенных»;

- устранение между «Разрешенными операторами» конкуренции на Рынке путем закрепления за каждым из них определенного состава Грузоотправителей, объема оказываемых услуг и станций отправления груза.

В результате реализации Соглашения, в том числе, решений Совещаний, зафиксированных в Протоколах, состав Операторов, работающих на Рынке, был незаконно ограничен, Рынок был разделен между «Разрешенными операторами» по составу покупателей, по объему оказываемых услуг и по территориальному принципу, раздел Рынка был зафиксирован Трехсторонними соглашениями.

Таким образом, цели Соглашения были достигнуты.

Соглашение действовало до конца 2012 года, когда истек срок действия последнего Трехстороннего соглашения.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», для лиц вне зависимости от того, занимают они доминирующее поведение или нет, установлены запреты на ограничивающие конкуренцию соглашения.

Заключив Соглашение, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи товаров, по составу покупателей, а также к ограничению доступа на товарный Рынок и устранению с него хозяйствующих субъектов, и принимая участие в данном Соглашении, ОАО «Первая грузовая компания», нарушило пункты 3, 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Решение ФАС России по делу изготовлено в полном объеме
11 сентября 2013 года (исх. от 11.09.2013 № КА/35744/13).

В соответствии с частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), – в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Указанные материалы и данные являются достаточными для возбуждения дела.

Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

    • Возбудить в отношении Открытого акционерного общества «Первая грузовая компания» (ОГРН 1077758336985; ИНН 7708643971; КПП 770101001; место нахождения:105064, г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 12, стр. 1) дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП.

    • Провести административное расследование.

    • В соответствии со статьей 26.10 КоАП ОАО «Первая грузовая компания» надлежит представить в ФАС России в течении трех дней с даты получения настоящего определения оформленные в виде справки, подписанные уполномоченным лицом, заверенные печатью организации:

    • Сведения о выручке за период с 01.01.2012 по 31.12.2012 от реализации товаров (работ, услуг) по предоставлению полувагонов для вывоза угля с промышленных предприятий Кемеровской области определяемой в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового Кодекса Российской Федерации;

    • Сведения о совокупном размере суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации за период с 01.01.2012 по 31.12.2012 определяемой в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового Кодекса Российской Федерации.

    • Законному представителю ОАО «Первая грузовая компания» явиться в XX ч. ХХ мин. ХХХХХХХХ 2013 г. по адресу: г. Москва,
      ул. Садовая-Кудринская, д. 11 (Управление по борьбе с картелями, кабинет
      № 7) для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении, либо направить защитника с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу № 4-14.32-1462/00-22-13, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП.

Неявка в указанный срок будет расценена как отказ от подписания протокола.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны