Определение №22/44301/13 Определение о возбуждении дела об административном правонару... от 8 ноября 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

  

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела об административном

правонарушении № 4-14.32-1432/00-22-13

и проведении административного расследования

 «08» ноября 2013 г. г. Москва

 Я, начальник Управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы Тенишев Андрей Петрович, рассмотрев материалы дела № 1 11/109-12 о нарушении антимонопольного законодательства, в отношении Некоммерческой организации «Ассоциация производственных и торговых предприятий рыбного рынка» (место нахождения: 119002, г. Москва, пер. Малый Власьевский, д. 14/23, ИНН 7709662399, ОГРН 1067746329562, КПП 770901001, дата регистрации в качестве юридического лица: 01.03.2006) (далее — НО «Ассоциация производственных и торговых предприятий рыбного рынка», Ассоциация),

УСТАНОВИЛ:

В Федеральную антимонопольную службу (далее — ФАС России) поступило заявление некоммерческой организации «Рыбный союз» (далее – Рыбный союз) от 23.04.2012 исх. № 38-Г (вх. от 25.04.2012 № 24128) содержащее сведения о том, что российские импортёры сталкиваются с трудностями в доступе к поставкам охлажденной семги и форели из Норвегии. Эти трудности связаны с тем, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее – Россельхознадзор) осуществляет действия, направленные на ограничение количества участников рынка поставок охлажденной семги и форели из Норвегии на территорию Российской Федерации. При этом, немалое влияние на деятельность Россельхознадзора оказывает некоммерческая организация «Ассоциация производственных и торговых предприятий рыбного рынка», преследующая цель сконцентрировать поставки охлажденной семги и форели в руках отдельных хозяйствующих субъектов, являющихся ее членами.

В целях объективного и всестороннего рассмотрения данного заявления ФАС России были проведены внеплановые выездные проверки (далее - Проверки) в частности в отношении:

  • Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (приказы ФАС России от 11.03.2012 № 128; от 06.04.2012 № 227 о проведении внеплановых выездных проверок);

  • некоммерческой организации «Ассоциация производственных и торговых предприятий рыбного рынка» (приказы ФАС России от 11.03.2012 № 129; от 06.04.2012 № 225 о проведении внеплановых выездных проверок).

Приказом от 23.10.2012 № 655 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела № 1 11/109-12 о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ЗАО «Русская рыбная компания», ЗАО «Атлант - Пасифик», ЗАО «ИТА Северная компания», ЗАО «СК Ритейл» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции и создана Комиссия по его рассмотрению (далее - Комиссия ФАС России).

Определением об отложении рассмотрения дела (исх. от 25.04.2013 № 22/17469/13) в качестве ответчика по делу привлечена НО «Ассоциация производственных и торговых предприятий рыбного рынка» по признакам нарушения Ассоциацией части 5 статьи 11 и статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Комиссией ФАС России изучены документы и информация, представленные Рыбным союзом, полученные в ходе Проверок, норвежских компаний - поставщиков рыбной продукции, оптовых покупателей рыбной продукции, данные таможенной статистики.

Часть документов и информации, приобщенных к материалам дела были получены правоохранительными органами (в том числе, путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий) в рамках межведомственного взаимодействия в соответствии с приказом МВД России и ФАС России от 03.12.2004 № 878/215 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы» и переданы в ФАС России письмами от 19.06.2013 № 7/20 – 13813 и от 19.06.2013 № 13815.

В результате анализа вышеперечисленных документов и информации Комиссией ФАС России установлено следующее.

Объемы импорта норвежской семги и форели ежегодно увеличивались и составили: в 2010 году – 92 тысячи тонн, в 2011 году – 124 тысячи тонн, в 2012 году – 154 тысячи тонн.

Географические границы рынка, на котором осуществлялась незаконная координация деятельности хозяйствующих субъектов — административные границы Российской Федерации.

Продуктовые границы рынка, на котором осуществлялась незаконная координация деятельности хозяйствующих субъектов — оптовые поставки из Норвегии лосося (семги), форели и продукции из них (далее - Норвежской рыбы) с последующей их реализацией на российском рынке.

Объем рынка в стоимостном выражении в 2012 году составил более 25 млрд. руб.

До 90 % российского рынка охлажденной рыбы составляют поставки из Норвегии.

До 2006 года ситуация на рынке была стабильной.

С 1 января 2006 года Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору под предлогом обнаружения в Норвежской рыбе повышенного содержания тяжелых металлов полностью запретила поставки данной продукции в Россию. Как утверждал руководитель ведомства С. А. Данкверт: «После проведенных исследований специалистами службы в пробах лосося, выращенного в садках на некоторых норвежских предприятиях, установлено превышение предельно допустимых концентраций свинца и кадмия, опасных для здоровья человека и животных».

14.02.2006 образована Некоммерческая организация «Ассоциация производственных и торговых предприятий рыбного рынка». Ее учредителями выступили ЗАО «Русское море», ООО «РМ Терминал», ЗАО «Русская рыбная компания» и ООО «Роял Фиш», то есть компании связанные с группой «Русское море».

Впоследствии в состав Ассоциации вошли: с 2006 года — ЗАО «ИТА Северная компания», ОАО «Рыбообрабатывающий комбинат № 1», с 2007 года – ЗАО «Атлант - Пасифик», ООО «ДЭФА», с 2010 года – ООО «Технолат», с 2012 года - ООО «Северная компания - Калининград», ООО «СК Рыба» и ООО «ПрофиБизнес».

В соответствии с пунктом 2 Устава Ассоциации, основной целью ее деятельности является «координация предпринимательской деятельности членов Ассоциации».

В апреле 2006 года Россельхознадзор дал разрешение на ввоз Норвежской рыбы с двух, а потом еще с шести норвежских заводов (до 2006 года с Россией работали более 100 производителей лососевых), поставки с которых стали осуществляться исключительно в адрес входящего в группу «Русское море» ЗАО «Русская рыбная компания».

Таким образом, в апреле 2006 ЗАО «Русская рыбная компания» заняло монопольное положение на рынке поставок Норвежской рыбы на территорию Российской Федерации.

Через полгода Россельхознадзор дал разрешение на ввоз Норвежской рыбы еще нескольким заводам, импорт в Россию с которых стал осуществляться компаниями, входящими в Ассоциацию а именно: ЗАО «Русское море», ЗАО «Русская рыбная компания», ЗАО «ИТА Северная компания».

 В дальнейшем эта ситуация оставалась практически неизменной: в 2006 – 2012 годах через хозяйствующих субъектов, входящих в Ассоциацию проходил подавляющий объем – до 90 %  - импорта Норвежской рыбы и, таким образом, эти хозяйствующие субъекты обладали значительной рыночной силой на данном рынке.

В феврале 2007 года на заседании Совместной норвежско-российской рабочей группы Россельхознадзор выступил с инициативой по вопросам установления определенных принципов торговой политики, то есть, по вопросам, не относящимся к компетенции ведомства.

«Российская ветеринарная служба выразила желание об установлении практики экспорта без использования посредников (трейдеров, экспортеров). Норвежские предприятия, желавшие продолжать экспорт рыбы в Россию, должны были обновить свои контракты таким образом, чтобы иметь только исключительную и прямую торговлю с одной или несколькими российскими компаниями» (письмо от 4.02.2010 государственной службы Норвегии по надзору за растениями, рыбой, животными и пищевыми продуктами - Mattilsynet).

«Россельхознадзор устно выразил желание, чтобы экспорт между Россией и Норвегией происходил без посредников (трейдеров и экспортеров) и Mattilsynet передала это пожелание норвежским предприятиям – экспортерам» (письмо Министерства рыболовства Норвегии от 23.10.2010 № 201000339-/МНА).

Это пожелание было передано норвежским предприятиям в письме Mattilsynet от 14.03.2007.

Также для норвежских предприятий, одобренных для экспорта искусственно выращенной рыбы в Россию Mattilsynet была составлена «Памятка о заявлении контрактных отношений с российскими клиентами» (от 10.03.2008 № 05/45504), в которой указывалось, что «экспорт выращенной рыбы в Россию разрешен только с норвежских предприятий, одобренных российскими ветеринарными службами. Одобренные предприятия направляют сведения о своих контрактах с российскими импортерами в Mattilsynet. Сведения направляются российской ветеринарной службе и являются основанием для выдачи разрешений на ввоз заявленным российским клиентам. Эта практика введена по желанию российской ветеринарной службы. Российская ветеринарная служба требует, чтобы выращенная рыба продавалась напрямую от норвежского производителя клиенту в России».

Среди участников рынка подобная ограничивающая конкуренцию схема реализации продукции получила название «один экспортер - один импортер».

Такая схема ограничивала круг экспортеров и импортеров на рынке Норвежской рыбы и была выгодна только тем компаниям, которые уже присутствовали на данном рынке, то есть, компаниям – членам Ассоциации.

 В письме в ФАС России от 29.05.2013 № 2013/115941 Mattilsynet, разъясняя вопрос об имевших место антиконкурентных практиках при экспорте Норвежской рыбы, еще раз обратил внимание, что «в норвежские интересы не входит установление процедур чисто торгового характера» и «норвежская сторона не ставит целью и не имеет полномочий, чтобы посредством своей деятельности влиять на число участников или структур предприятий, задействованных в двусторонней торговле».

Более жесткая антиконкурентная практика, направленная на сокращение количества участников рынка, начала реализовываться совместными усилиями Россельхознадзора и Ассоциации с 2010 года: по обращениям Ассоциации Россельхознадзор вводил в отношении определенных хозяйствующих субъектов и выпускаемой ими продукции специальные режимы и запреты – «закрывал на Россию».

Например:

  • Письмом от 19.10.2010 № 296-ИК Ассоциация предложила Россельхознадзору ввести режим усиленного лабораторного контроля в отношении 15 норвежских рыбоперерабатывающих предприятий «в связи с претензиями к качеству норвежского сырья, упаковочной таре, а также маркировке».

Письмом от 27.10.2010 № ФС-ГК-4/13395 Россельхознадор обязал руководителей своих территориальных управлений усилить лабораторный контроль в отношении продукции, поступающей с данных предприятий.

При этом, инспекции предприятий, отбор и анализ проб продукции не проводились.

27.10.2010 Россельхознадзор письмом № ФС-ГК-4/13393 уведомил Mattilsynet, что в связи с обращением Ассоциации в отношении заводов, указанных в данном обращении, вводится усиленный лабораторный контроль и, в случае повторных нарушений, будет рассмотрен вопрос о введении временных ограничений на поставку рыбы с этих предприятий.

  • Письмом от 10.12.2010 № 309-ИК Ассоциация обратилась в Россельхознадзор с просьбой ввести «систему усиленного мониторинга рыбопродукции» на перечисленных в этом письме предприятиях, а также запретить ввоз рыбы, экспортируемой данными предприятиями.

Письмом Россельхознадзора от 17 января 2011 г. № ФС-ГК-4/265 руководителям территориальных управлений Россельхознадзора были даны указания усилить лабораторный контроль за частью перечисленных в письме предприятий, в отношении другой части предприятий ввести временные ограничения на экспорт лосося, форели и продукции из них.

При этом, инспекции предприятий, отбор и анализ проб продукции не проводились.

  • Письмом от 21.06.2011 № 343-ИК Ассоциация просила Россельхознадзор ввести «систему усиленного мониторинга рыбопродукции» в отношении 13 норвежских предприятий «в связи с претензиями к качеству норвежского сырья, упаковочной таре, а также маркировке».

Письмом Россельхознадзора от 05.07.2011 № ФС-АС-4/8561 в отношении указанных предприятий был введен режим усиленного лабораторного контроля.

При этом в материалах, представленных Россельхознадзором, также отсутствуют копии актов отбора проб и протоколов лабораторных исследований, подтверждающих несоответствие продукции указанных предприятий требованиям Российской Федерации.

Письмом от 05.07.2011 № ФС-АС-4/8562 Россельхознадзор уведомил Mattilsynet, что в связи с обращением Ассоциации вводится усиленный лабораторный контроль в отношении предприятий, указанных в обращении Ассоциации, и просил провести в отношении них расследование и принять меры.

Как следует из письма Россельхознадзора от 24.05.2012 № ФС-АС-7/6698 режим усиленного лабораторного контроля должен вводиться только после повторного обнаружения продукции, не соответствующей требованиям Российской Федерации.

Таким образом, Россельхознадзор неоднократно по обращению Ассоциации вводил режим усиленного лабораторного контроля в отношении норвежских предприятий, осуществляющих деятельность на рынке поставок рыбы, или вводил временные ограничения на экспорт их продукции в отсутствие даже первичных выявлений несоответствия продукции российским ветеринарно-санитарным требованиям, то есть c превышением своих полномочий.

Все вышеперечисленные факты необоснованного введения специальных режимов и запретов в отношении норвежских предприятий подтверждаются письмом Россельхознадзора в адрес ФАС России от 12.04.2012
исх. № ФС – АС – 7/4720.

В июле 2011 года Ассоциация и Россельхознадзор активизировали свои совместные действия, направленные на ограничение количества участников рынка поставок Норвежской рыбы в Россию.

При этом, если раньше просьбы Ассоциации касались отдельных норвежских производителей и поставщиков Норвежской рыбы (далее - заводов), то 08.08.2011 за исх. № 347-ИК Ассоциация направила в Россельхознадзор письмо с просьбой ввести «систему усиленного мониторинга рыбопродукции» со всех норвежских заводов, поставляющих рыбу в Россию и с «1» по «15» сентября 2011 года провести «полную расширенную инспекцию норвежских предприятий».

26.09.2011 за № 353-ИК Ассоциация вновь направила в Россельхознадзор письмо аналогичного содержания.

По состоянию на середину 2011 года ввоз норвежской рыбы в Россию был разрешен с 33 норвежских заводов.

Введение Россельхознадзором в отношении большинства из них в 2010 – 2011 годах режима усиленного лабораторного контроля и «закрытие на Россию» осенью 2011 года 8 крупных заводов создало условия для перехода к следующему этапу монополизации участниками картеля рынка поставок Норвежской рыбы в Россию – созданию картеля по разделу рынка между его участниками.

Инициатором создания картеля по разделу рынка выступила Ассоциация.

Раздел рынка предполагалось осуществить по объему продажи, покупки товаров, составу продавцов. Для этого участники картеля должны были разделить между собой «открытые на Россию» норвежские заводы и договориться об объемах продукции, поставляемой каждым участником картеля в Россию. Закрепление заводов за российской компанией - участником картеля должно было быть произведено путем подписания «эксклюзивных» договоров поставки («Соглашений о стратегическом партнерстве»). Объемы должны были быть разделены путем установления долей участников картеля на рынке.

Контроль реализации договоренностей и координацию деятельности картеля должна была осуществлять Ассоциация. За исполнение этих функций участники картеля должны были осуществлять «пожертвования» в адрес Ассоциации (регулярно выплачивать крупные суммы денежных средств).

Инициаторы создания картеля предполагали, что это приведет к устранению конкуренции между его участниками, появлению дополнительных барьеров для входа на рынок новых участников и усилению позиций участников картеля по отношению к другим игрокам рынка, как с российской, так и с норвежской стороны.

В августе - октябре 2011 года группа лиц в составе ОАО «Группа компаний «Русское море», ЗАО «Русская рыбная компания», ООО «Русское море — Калининград»; группа лиц в составе ЗАО «ИТА Северная Компания», ООО «СК Рыба» и ЗАО «СК Ритейл»; ООО «ПрофиБизнес»; ООО «Северная Компания Калининград»; ЗАО «Атлант — Пасифик», будучи конкурентами на рынке поставок Норвежской рыбы в Россию, путем переговоров и встреч, в том числе, на собраниях Ассоциации, заключили устное соглашение (картель) о разделе рынка по объему продажи, покупки товаров, составу продавцов.

Комиссия ФАС России, исследовав материалы представленные МВД России, в том числе, аудиозаписи телефонных переговоров должностных лиц компаний – ответчиков по делу № 1 11/109-12, пришла к выводу, что неправомерные действия Россельхознадзора были связаны с договоренностями руководства Россельхознадзора с одной стороны и Ассоциации и участников картеля с другой стороны. Предметом этих договоренностей являлись совместные действия по созданию дополнительных барьеров для входа на рынок новых участников и усилению позиций участников картеля по отношению к другим игрокам рынка.

В результате анализа описанной выше деятельности Ассоциации и Россельхознадзора по регулированию рынка поставок Норвежской рыбы в Россию Комиссия ФАС России сделала следующие выводы о ситуации, сложившейся на рынке по состоянию на 1 июня 2013 г.:

  • ввоз Норвежской рыбы в Россию может осуществляться только с 19 заводов (всего в Норвегии выдано более 800 лицензий на выращивание рыбы), при этом за время существования картеля (IV квартал 2011 года – 2013 год), количество таких заводов только уменьшалось.

  • 10 заводов, ввоз рыбы в Россию с которых разрешен, осуществляют поставки в рамках «Соглашений о стратегическом партнерстве» участникам картеля – «Русскому морю» (8 заводов), «Северной компании» (2 завода).

  • в отношении заводов, работающих с участниками картеля, Россельхознадзором специальные режимы и запреты в период существования картеля (IV квартал 2011 года – 2013 год) не применялись.

Проанализировав документы и информацию, имеющиеся в материалах дела № 1 11/109-12, Комиссия ФАС России пришла к следующим выводам.

  • Между Ассоциацией и Россельхознадзором заключено и реализовывалось антиконкурентное соглашение (далее – Соглашение 1).

Предметом Соглашения 1 являлось ограничение или запрещение Россельхознадзором поставок Норвежской рыбы с норвежских предприятий (далее – Заводов), которые не выполняли условия, выставляемые Ассоциацией, в частности, поставляли свою продукцию в адрес российских импортеров, не являющихся членами Ассоциации.

Целью Соглашения 1 являлась ограничение конкуренции на рынке Норвежской рыбы путем ограничения доступа на данный рынок и устранения с него хозяйствующих субъектов, чьи интересы противоречили интересам Ассоциации.

Реализуя это соглашение, Ассоциация незаконно оказывала влияние на деятельность Россельхознадзора и принимаемые им решения с целью регулирования в своих интересах импорта Норвежской рыбы в Россию, в том числе, путем введения Россельхознадзором в отношении определенных хозяйствующих субъектов и выпускаемой ими продукции специальных режимов и запретов.

  • Наличие Соглашения 1 и действия сторон данного соглашения по его реализации способствовали тому, что Рынок Норвежской рыбы был разделен между некоторыми его участниками по объему продажи, покупки товаров, составу продавцов путем заключения между ними еще одного антиконкурентного соглашения (далее – Соглашение 2).

При этом Ассоциация выступала организатором и координатором Соглашения 2.

Предметом данного соглашения являлся раздел рынка Норвежской рыбы между его участниками по объему продажи, покупки товаров, составу продавцов.

Целью данного соглашения являлось устранение конкуренции на данном рынке путем фиксации долей его участников и закрепления за каждым из них определенного состава норвежских продавцов  и производителей (Заводов).

Вышеперечисленные нарушения антимонопольного законодательства также подтверждаются следующими доказательствами:

  • «Соглашениями о стратегическом партнерстве».

Перечень «Соглашений о стратегическом партнерстве» по поставкам Норвежской рыбы в Российскую Федерации.

Наименование норвежского производителя, номер завода.

Наименование российского импортера

Дата заключения соглашения

Срок действия

Norway Royal Salmon ASA (N-234)

«РРК»

09.09.2011

5 лет

Seaborn AS

09.09.2011

5 лет

Troika Seafood

20.09.2011

5 лет

Hallvard Leroy (Н – 107)

23.11.2011

5 лет

Marine Harvest Norway

17.11.2011

5 лет

Orion Seafood AS M303«Fjordlaks Aqua AS»

дата неизвестна

срок неизвестен

Firda Seafood AS (SF-364)

«Атлант- Пасифик»

10.10.2011

5 лет

Norway Royal Salmon (H-109)

10.10.2011

5 лет

Norway Royal Salmon (H-220)

10.10.2011

5 лет

Norway Royal Salmon (T-436)

10.10.2011

5 лет

Norway Royal Salmon (H-112)

 

10.10.2011

5 лет

Salmar

«Северная компания»

25.11.2011

5 лет

Nordlaks Produkter A

дата неизвестна

срок неизвестен

  •  

     

     

     

     

    Заявлением одного из ответчиков в порядке примечания к статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).

     

Один из ответчиков (далее – Заявитель) первым обратился в ФАС России с заявлением (заявлению присвоен гриф «Для служебного пользования»). Заявитель сообщил следующее.

В августе-сентябре 2011 г. на собрании членов Ассоциации со стороны руководства Ассоциации было сделано предложение о заключении российскими импортерами соглашений о стратегическом партнерстве с норвежскими предприятиями-производителями рыбной продукции. Заявитель никогда не принимал участия в разработке «идеи» или «концепции» внедрения и функционирования подобных соглашений и ему не известно об обстоятельствах, имевших место в связи с указанным предложением Ассоциации до момента указанного выше обсуждения данного вопроса в рамках Ассоциации. Предложение о заключении соглашений о стратегическом партнерстве обсуждалось в рамках Ассоциации на нескольких собраниях (совещаниях) в рамках Ассоциации, проходивших в различных составах участников (в одних встречах принимали участие одни члены Ассоциации, в других – другие). Заявитель принимал участие не во всех собраниях. Насколько известно Заявителю, протоколы данных совещаний и собраний, как и большинства совещаний и собраний, проводившихся в рамках Ассоциации, при их проведении не велись.

При этом незадолго до состоявшегося обсуждения в Ассоциации, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору России (Россельхознадзором) был ограничен ввоз рыбы с ряда норвежских заводов на территорию Российской Федерации. Позже со стороны руководства Ассоциации Заявителю был предложен разработанный, со слов руководства Ассоциации, силами Ассоциации текст соглашения о стратегическом партнерстве. Круг экспортеров с которыми можно работать Заявителю, согласовывался с Ассоциацией и в него, как правило, попали давние норвежские партнеры Заявителя. Переговоры с норвежскими экспортерами о подписании соглашений заняли у Заявителя около двух недель. Для этого были совершены деловые поездки в Норвегию и проведены встречи с руководством соответствующих норвежских компаний. Руководство Заявителя предложило подписание соглашений о стратегическом партнёрстве компаниям, с заводов которых Заявитель исторически импортировал рыбу, а также ряду компаний, с которыми у него на протяжении нескольких предшествующих лет не было внешнеэкономических отношений. Подписать соглашения о стратегическом партнерстве согласились только давние партнеры Заявителя. Впоследствии Заявителю стало известно о том, что подобные соглашения подписывали и другие российские импортеры. Условия таких соглашений Заявителю не были известны до момента ознакомления с материалами дела. В апреле 2011 года поставка рыбы с заводов компаний - производителей, с которыми у Заявителя были подписаны соглашения о стратегическом партнерстве, была ограничена. Заявитель полагает, что качество их продукции соответствует высшим мировым стандартам и, на его взгляд, все это дискредитировало идею соглашений о стратегическом партнерстве. В связи с этим, в мае 2011 года Заявитель совместно с другими участниками рынка обратился к норвежским поставщикам и производителям рыбы производить поставку рыбной продукции всем на стандартных рыночных условиях, без каких-либо нерыночных ограничений.

  • Заявлениями российских импортеров в ФАС России:

    • Заявлением ООО «Акра»;

3.2. Заявлением группы лиц ОАО «Рыбообрабатывающий комбинат № 1» и ООО «Нептун»;

3.3. Заявлениями ООО Технолат», ООО «Норвежская семга», ООО «РК Викинг»;

    • Заявлением Рыбного союза, а также, представленной некоммерческой организацией «Рыбный союз», перепиской ОАО ПКП «Меридиан» с норвежскими заводами;

    • Обращением ООО «Себастес.

  • Заявлениями норвежских экспортеров в ФАС России.

  • Заявлениями российских торговых сетей в ФАС России.

5.1. Ответом ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» (исх. от 09.06.2012 № 156/12/10).

5.2. Ответом ООО «Ашан» (вх. от 31.08.2012 № эл.п. 7170).

  • Перепиской ответчиков по делу, полученной в ходе проверок ФАС России и в ходе межведомственного взаимодействия с МВД России.

  • Аудиозаписями переговоров ответчиков по делу, полученными в ходе межведомственного взаимодействия с МВД России.

МВД России были проведены гласные оперативно-розыскные мероприятия, в том числе, обследование помещений Ассоциации. В ходе обследования были получены документы и информация на электронных носителях.

В соответствии с Положением о порядке взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом МВД России и ФАС России от 03.12.2004 № 878/215, указанные документы и информация были переданы в Федеральную антимонопольную службу для приобщения к материалам дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В ходе анализа полученных от МВД России документов и информации, в том числе, были обнаружены записи телефонных переговоров представителей некоторых ответчиков (Ассоциации, хозяйствующих субъектов), которые свидетельствуют об их участии в антиконкурентных Соглашениях.

В силу того, что не установлено на каких правовых основаниях Ассоциация получила указанные записи, акту осмотра данной информации и самой информации присвоен гриф «Для служебного пользования».

Пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции некоммерческая организация признается хозяйствующим субъектом в том случае, если она осуществляет деятельность, приносящую ей доход.

На основании Устава некоммерческой организации «Ассоциация производственных и торговых предприятий рыбного рынка», Ассоциация является некоммерческой организацией, созданной для достижения целей, указанных в данном уставе. В пункте 2.3 Устава установлено, что Ассоциация осуществляет « ... иную деятельность, не противоречащую уставным целям и законодательству Российской Федерации».

Комиссией ФАС России установлено, что Ассоциация, получала внереализационные доходы от своей деятельности. Налоговые органы в ответ на запрос ФАС России относительно получения Ассоциацией прибыли представили ответ, подтверждающий тот факт, что Ассоциация получала с 2009 г. по 2012 г. прибыль и уплачивала с нее налог.

То есть, в понимании Закона о защите конкуренции Ассоциация является хозяйствующим субъектом.

Исследовав материалы дела № 1 11/109-12, Комиссия ФАС России, установила следующее.

Ассоциация осуществляла незаконную координацию экономической деятельности следующих хозяйствующих субъектов, являвшихся конкурентами на рынке поставок норвежской рыбы в Россию: группы лиц в составе ОАО «Группа компаний «Русское море», ЗАО «Русская рыбная компания» и ООО «Русское море — Калининград»; группы лиц в составе ЗАО «ИТА Северная Компания», ООО «СК Рыба» и ЗАО «СК Ритейл»; ООО «ПрофиБизнес»; ООО «Северная Компания Калининград»; ЗАО «Атлант — Пасифик». Указанная координация привела к разделу товарного рынка оптовых поставок рыбы норвежского происхождения по объему продажи, покупки товаров, составу продавцов, что запрещено частью 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1 - 3 данной статьи, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 данного Федерального закона или которые не предусмотрены федеральными законами.

Признаки ограничения конкуренции установлены пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции. Это, в частности, сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами.

Решением Комиссии ФАС России по делу № 1 11/109-12 (исх. от 15.07.2013 № КА/27262/13) Некоммерческая организация «Ассоциация производственных и торговых предприятий рыбного рынка» признана нарушившей часть 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции путем осуществления запрещенной координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, которая привела к разделу товарного рынка Норвежской рыбы по объему продажи, покупки товаров, составу продавцов.

В соответствии с частью 2 статьи 14.32 КоАП координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Указанные материалы и данные являются достаточными для возбуждения дела.

Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить в отношении Некоммерческой организации «Ассоциация производственных и торговых предприятий рыбного рынка» (место нахождения: 119002, г. Москва, пер. Малый Власьевский, д. 14/23; ИНН 7709662399, ОГРН 1067746329562, КПП 770901001, дата регистрации в качестве юридического лица: 01.03.2006) дело об административном правонарушении, по признакам нарушения части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в осуществлении запрещенной координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, которая привела к разделу товарного рынка Норвежской рыбы по объему продажи, покупки товаров, составу продавцов.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП.

2. Провести административное расследование.

3. В соответствии со статьей 26.10 КоАП Некоммерческой организации «Ассоциация производственных и торговых предприятий рыбного рынка» надлежит в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в ФАС России следующие сведения (документы и материалы), заверенные надлежащим образом:

3.1. письменные пояснения о том, какое именно физическое лицо (физические лица) выполняло(-и) обязанности единоличного исполнительного органа в Некоммерческой организации «Ассоциация производственных и торговых предприятий рыбного рынка» в период с 01.01.2011 по дату получения настоящего определения, с приложением надлежащим образом заверенной копии документа удостоверяющего личность указанного физического лица, документов, подтверждающих назначение на должность единоличного исполнительного органа и полномочия указанного(ых) лица (лиц) (решения учредителей, приказа о назначении на должность и т. п.).

4. Законному представителю Некоммерческой организации «Ассоциация производственных и торговых предприятий рыбного рынка» явиться в 14 ч. 15 мин. «02» декабря 2013 г. по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, (Управление по борьбе с картелями ФАС России, каб. № 12) для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении, либо направить защитника с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу № 4-14.32-1432/00-22-13 со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП.

Неявка в указанный срок будет расценена как отказ от подписания протокола.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны