Решение №КА/29205/15 Решение по делу в отношении и ФГУП «Почта России» и ООО «Тра... от 11 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

 

Резолютивная часть решения оглашена « 09» июня 2015 года

В полном объеме решение изготовлено « 11 » июня 2015 года

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела
№ 1-11-11/00-22-15 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия);

в присутствии представителя ответчика по делу:

Самакаева Т.С. - представителя ФГУП «Почта России» (доверенность от 19.06.2014 № 984/ЮД),

Исаковой Ю.В. - представителя ООО «ТрансПэк» (доверенность от 05.05.2015),

в отсутствии Абакумовой Ю.И., Печеновой К.О., рассмотрев дело № 1-11-11/00-22-15 по признакам нарушения ФГУП «Почта России» (131000, г. Москва, шоссе Варшавское, д. 37, ИНН 7724261610) и ООО «ТрансПэк» части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу в порядке Примечания 1 к статье 14.32 КоАП РФ поступило заявление ФГУП «Почта России» от 19.05.2014 № 1.2.8.1-08/8931 (далее – Заявление) (вх. ФАС России от 22.05.2014 № 46913/14) о наличии в действиях ФГУП «Почта России» (далее - Заявитель) и ООО «ТрансПэк» (далее - Общество) признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Из позиции Заявителя следует, что между ФГУП «Почта России» и ООО «ТрансПэк» были заключены договоры на оказание услуг по организации и обеспечению перевозки почтовых отправлений и прочих товарно-материальных ценностей автомобильным транспортом (далее — договоры на оказание услуг по перевозке почты) от 01.04.2013 № № АТ-13-13, АТ-7-13, АТ-8-13, АТ-9-13, АТ-10-13, АТ-11-13, АТ-12-13, АТ-14-13, АТ-15-13 без проведения закупочных процедур, предусмотренных Положением о закупке товаров, работ, услуг для собственных нужд ФГУП «Почта России» (далее – Положение о закупках). Указанные действия, по мнению Заявителя, свидетельствуют о наличии антиконкурентного соглашения между ФГУП «Почта России» и ООО «ТрансПэк».

В обоснование осуществления взаимовыгодных действий при заключении договоров Заявитель представил следующую информацию. ООО «ТрансПэк» подконтрольно ООО «Инвестиционные стратегии» (прежнее наименование до 29.08.2013 — ООО «Единая Почтовая Корпорация») и входит в одну группу лиц в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции, так как ООО «Инвестиционные стратегии» имеет более чем пятьдесят процентов (80%) общего количества голосов, приходящихся на голосующие доли (акции) в уставном капитале ООО «ТрансПэк». В свою очередь, 99% доли в ООО «Инвестиционные стратегии» принадлежит ООО «ЮПС Холдингс Лимитед» (местонахождение: Крисанту Милона 3, 3030 Лимасол, Кипр). По информации, полученной из интервью Чуйко Д.Д., опубликованном в газете «РБК daily» конечным бенефициаром «ЮПС Холдингс Лимитед» является гражданин Российской Федерации Чуйко Д.Д., занимавший в период с 2002 по 2003 гг должность начальника ГУ «Главный центр магистральных перевозок почты», с 2003 по 2006 гг — должность первого заместителя генерального директора ФГУП «Почта России», с 2007 по 2009 гг. - должность генерального директора ООО «Единая Почтовая Корпорация», с 2009 по 2013 гг. - должность заместителя генерального директора ФГУП «Почта России».

Таким образом, Чуйко Д.Д. в период с 2009 по 2013 г.г., занимая должность первого заместителя генерального директора ФГУП «Почта России», единовременно являлся конечным бенефициаром ООО «Единая Почтовая Корпорация», осуществляя контроль и координацию экономической деятельности ООО «ТрансПэк». Данные сведения, по мнению Заявителя, способствовали заключению рассматриваемых договоров.

В соответствии с приказом ФАС России от 17.07.2014 № 445/14 была проведена выездная внеплановая проверка (далее – проверка) в отношении ООО «ТрансПэк» (далее – Организация, проверяемое лицо). По результатам проверки (Акт проверки от 15.10.2015 № 181) в действиях общества были выявлены признаки нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившиеся в заключении в период с 01.04.2013 по 31.05.2013 договоров между ФГУП «Почта России» и ООО «ТрансПэк» на перевозку почты без проведения конкурентных процедур.

В свою очередь, ООО «ТрансПэк» не согласилось с выводами, содержащимися в Акте, поскольку, по мнению Общества, ФАС России не учтено то, что Положение о закупке, разработанное с целью соблюдения Закона о закупках, предусматривает в качестве одного из способов закупок- закупку у единственного источника (п. 3.1.3). Одним из случаев такой закупки является случай, когда закупка у единственного источника признана руководством ФГУП «Почта России» более целесообразной с экономически-производственной точки зрения (п. 14.28). Данное подтверждение по мнению ООО «ТрансПэк» содержится в письме ФГУП «Почта России» от 22.04.2013 № 321-10/12246. Поскольку согласование проведения закупки в виде конкурса в структуре ФГУП «Почта России» является длительной процедурой, решение вопроса по организации перевозки почты требовало в той ситуации максимальной оперативности, поэтому, по мнению Общества, целесообразным было заключение договоров без проведения конкурсных процедур. В подтверждение своих доводов ООО «ТрансПэк» ссылается на письмо ФГУП «Почта России» от 22.04.2013 №320-10/12246 о согласовании заключения договоров с ООО «ПЭК» на период с 01.04.2013 по 31.05.2013 в связи с недобросовестным выполнением обязанностей действующих перевозчиков.

Материалы проверки, а также доводы ФГУП «Почта России», указанные в заявлении явились основанием для возбуждения дела № 1-11-11/00-22-15 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ФГУП «Почта России» (ИНН 7724261610, 131000, г. Москва, шоссе Варшавское, д. 37) и ООО «ТрансПэк» (ИНН 7708501984, 107140, г. Москва, Краснопрудный пер., 7) части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

На заседании комиссии 14.05.2015 ФГУП «Почта России» поддержало доводы, представленные в заявлении. ООО «ТрансПэк» в своих пояснениях указало на то, что заключение договоров между ООО «ТрансПэк» и ФГУП «Почта России» было вызвано производственной необходимостью.

Определением от 14.05.2015 (исх. № КА/24062/15 от 15.05.2015) рассмотрение дела № 1-11-11/00-22-15 отложено на 09.06.2015.

На заседании комиссии 09.06.2015 ФГУП «Почта России» представило следующие пояснения.

В течение срока действия договоров с ООО «Первая Транскомпания» от 01.12.2012 года со стороны ГЦМПП – филиала ФГУП «Почта России» направлялись претензионные письма о ненадлежащем исполнении обязательств. В ответ на письма ООО «Первая Транскомпания» 27.03.2013 направило на имя Первого заместителя генерального директора ФГУП «Почта России» Чуйко Д.Д. обращение, в котором обосновывало несостоятельность претензий и приводило факты препятствования в оказании услуг со стороны ФГУП «Почта России» на уровне заместителей генерального директора. Особое внимание было обращено на необходимость подготовки конкурса в связи с истечением срока действия договоров 31.03.2013. Тем не менее, ФГУП «Почта России» заключило договоры с ООО «ТрансПэк» без проведения конкурсов. Искусственность создания преимуществ ООО «ТрансПэк» по мнению ФГУП «Почта России» подтверждается и проведением в последующем конкурсов на оказание услуг по организации и обеспечению перевозки почтовых отправлений. Об этом свидетельсвует по мнению ФГУП «Почта России» тот факт, что уже после смены руководства (19 апреля 2013 года генеральным директором ФГУП «Почта России» был назначен Страшнов Д.Е.) 26 июня 2013 года был проведен конкурс. Ситуация с препятствованием в оказании услуг хозяйствующим субъектам была создана с целью предоставления ООО «ТрансПэк» внеконкурентных преимуществ.

 

Комиссия, изучив материалы дела, установила следующие обстоятельства.

 

ФГУП «Почта России» Приказом ФСТ от 23.08.2005 № 394-с внесено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по оказанию услуг общедоступной почтовой связи.

Статьей 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) устанавливаются общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Таким образом, требование Закона о закупках распространяется на ФГУП «Почта России».

Целью Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Приказом ФГУП «Почта России» от 30.03.2012
утверждено и введено в действие с 01.04.2012 Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Почта России». Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках). Указанное Положение является документом, регламентирующим закупочную деятельность ФГУП «Почта России» и содержит требования к закупке товаров, работ услуг для нужд ФГУП «Почта России», в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.

Главный центр магистральных почтовых перевозок - филиал ФГУП «Почта России» в 2011 и в 2012 гг. проводило торги на право заключения договоров на оказание услуг по организации и обеспечению перевозки почтовых отправлений и прочих товарно-материальных ценностей автомобильным транспортом.

Согласно статье 5 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" филиал унитарного предприятия не является юридическим лицом и действует на основании утвержденных унитарным предприятием положений. Филиал наделяется имуществом создавшего его унитарного предприятия.

Филиал унитарного предприятия осуществляет свою деятельность от имени создавшего его унитарного предприятия. Ответственность за деятельность филиала унитарного предприятия несет создавшее его унитарное предприятие.

Таким образом, на основании указанной статьи, действия ГЦМПП считаются совершенными ФГУП «Почта России», и в дальнейшем по тексту излагаются как действия ФГУП «Почта России».

В 2012 году победителем на торгах стало ООО «Первая Транскомпания», в то время как ООО «ПЭК» (предыдущее название, с 2013 г. переименовано в ООО «ТрансПэк») заняло только третье место. Договоры с победителем были заключены сроком на один год (до 31.12.2012). Дополнительными соглашениями № 1 к договорам продлены сроки оказания ООО «Первая Транскомпания» услуг по перевозке почты автомобильным транспортом до 31.03.2013.

В период с 01.04.2013 по 31.05.2013 в нарушение п. 3.1.1-3.1.2, 3.6, разд. IV-XII Положения, ФГУП «Почта России» без проведения конкурсных процедур заключило с ООО «ТрансПэк» договоры от 01.04.2013 № АТ-13-13, АТ-7-13, АТ-8-13, АТ-9-13, АТ-10-13, АТ-11-13, АТ-12-13, АТ-14-13, АТ-15-13 на оказание последним услуг по перевозке почты. Договоры заключались сроком до 31.05.2013, за исключением договора № АТ-7-13, срок действия которого составлял до 31.12.2013.

В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Таким образом, в действиях ФГУП «Почта России» и ООО «ТрансПэк» содержатся признаки нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции положения статьи 11 не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ФГУП «Почта России» обладает 20% акций в уставном капитале ООО «ТрансПэк». Однако предприятия не образуют группу лиц в соответствии со статьей 9 Закона о защите конкуренции и ФГУП «Почта России» не может оказывать влияния на решения ООО «ТрансПэк».

Исключения части 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции на ответчиков по настоящему делу не распространяются.

В соответствии с пунктом 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (в редакции от 30.01.2015) не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных по признакам нарушения, в том числе, части 4 (если соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, проведение анализа состояния конкуренции по делу
№ 1-11-11/00-22-15 не требуется.

Факт заключения и реализации антиконкурентного соглашения подтверждается следующими доказательствами:

В соответствии с заключенными договорами ООО «ТрансПэк» оказывало услуги ФГУП «Почта России» по перевозке, погрузке и разгрузке, а также выполнению операций по приему и сдаче почтовых отправлений и иных товарно-материальных ценностей.

Пунктом 5.7 каждого из Договоров на оказание услуг по перевозке почты предусмотрено, что Договор заключается в соответствии с согласованием ФГУП «Почта России», изложенным в письме от 03.04.2013 № 3.2.1-17/9964 в интересах Заказчика по настоящему договору, которым выступает ФГУП «Почта России».

Письмо от 03.04.2013 № 3.2.1-17/9964 ФГУП «Почта России», направленное в адрес заместителя директора ГЦМПП – филиала ФГУП «Почта России» содержало следующую информацию: «Дирекция по организации производственных процессов не возражает в заключении договора с ООО «ПЭК» на период 01.04.2013 по 31.05.2013 по тарифам, не превышающим действующие.»

Из внутренней переписки ФГУП «Почта России» и ГЦМПП (письма от 03.04.2013 № 3.2.117/9964; от 22.04.2013 № 3.2.110/12246; от 29.03.2013 № 82.1.1.1-27/1521) следует, что поводом для смены исполнителя по договорам послужило недобросовестное выполнение обязанностей ООО «Первая Транскомпания».

В своих пояснениях ООО «ТрансПэк» ссылается на письмо от 22.04.2013 № 3.2.110/12246 как обоснование заключения договоров с единственным источником в соответствии с пунктом 14.28 Положения о закупках, в связи с ненадлежащим исполнением ООО «Первая Транскомпания» своих обязанностей по контракту.

Комиссия, оценивая доводы ООО «ТрансПэк» исходит из следующего.

Пунктом 3.1.3. Положения о закупке одним из способов закупки определена закупка из единственного источника. Раздел XIV Положения о закупке товаров (работ, услуг) предусматривает возможность закупки из единственного источника при возникновении различных обстоятельств (пункты 4.1-4.28 Положения о закупке). Исходя из текста Положения о закупке ФГУП «Почта России» единственный применимый к рассматриваемому предмету закупок и указанный в доводах ООО «ТрансПэк» случай осуществления закупки из единственного источника – пункт 14.28. Указанным пунктом определена возможность заключения договора без проведения конкурентных процедур, в случае признания руководством ФГУП «Почта России» такого способа закупки более целесообразным с экономически-производственной точки зрения.

Однако ООО «ТрансПэк», в соответствии с запрашиваемой Определением ФАС России от 14.04.2015 № КА/17914/15 информацией, не представило подтверждения экономическо-производственной целесообразности данной закупки как закупки из единственного источника.

Письмо от 22.04.2013 № 3.2.110/12246, на которое ссылается ответчик, не содержит указания на осуществление закупки из единственного источника в соответствии с Положением о закупке и не обосновывает экономическую целесообразность заключения договоров с единственным поставщиком. Данным письмом ФГУП «Почта России» безо всяких оснований дало разрешение ГЦМПП на проведение процедуры заключения договоров с ООО «ПЭК» на период с 01.04.2013 по 31.05.2013.

Кроме того, вся вышеперечисленная переписка велась уже после заключения договоров с ООО «ТрансПэк».

Позиция ООО «ТрансПэк» по данному вопросу опровергается и доводами ФГУП «Почта России», которое в своих пояснениях от 09.06.2015 указывает на существовавшую необходимость проведения конкурсных процедур, а также отсутствие экономической целесообразности заключения договоров вне установленных конкурентных процедур, в связи с чем после смены руководства ФГУП «Почта России» 26 июня 2013 года был проведен конкурс.

Письмом ФГУП «Почта России» от 11.04.2013 № 3.2.1-10/11052 в адрес ГЦМПП также указывает на необходимость проведения конкурса по выбору исполнителя согласно действующему порядку предприятия.

ФГУП «Почта России» обсуждалась возможность заключения договоров на перевозку почты с ООО «ТрансПэк» еще в период действия договоров, заключенных с ООО «Первая Транскомпания». Подтверждением этому является переписка между ФГУП «Почта России» и ООО «ТрансПэк» 27-28 марта 2013 года.

Факт предварительной договоренности между сторонами подтверждается и решением ООО «ТрансПэк», об оказании услуг по перевозке почты по 139 маршрутам, принятым за один день. ГЦМПП письмом от 27.03.2013 № 82.1.1.1-31/1443 предложило ООО «ТрансПэк» рассмотреть возможность организации перевозок почты и прочих ТМЦ с 01.04.2013 по 139 маршрутам. В ответ ООО «ТрансПэк» выразило свое согласие на перевозку почты (письмо от 28.03.2013 № 138-13).

Следует отметить, что 139 маршрутов по перевозке почты (в границах территории Российской Федерации) требует наличия большого автопарка, укомплектованного штата водителей, допуска к определенным перевозкам, наличия страхования ответственности и иных условий для оказания услуг. В связи с чем, Обществу для исполнения принятых на себя обязательств необходимо установить экономическую целесообразность выполняемых услуг, а также перераспределить текущий производственный процесс организации.

Данные обстоятельства свидетельствуют об осведомленности ООО «ТрансПэк» в заключении договоров с ФГУП «Почта России» до переписки от 27.03.2013.

Комиссия, оценивая доводы ООО «ТрансПэк» о том, что согласование проведения закупки в виде конкурса в структуре ФГУП «Почта России» является длительной процедурой и решение вопроса по организации перевозки почты требовало в той ситуации максимальной оперативности, поэтому, целесообразным было заключение договоров в качестве закупки из единственного источника и именно с ООО «ТрансПэк» исходит из следующего.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона о закупках заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год.

Пунктом 11 части 1 Постановления Правительства РФ от 17.09.2012 N 932 "Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана" предусмотрено, что план закупки товаров (работ, услуг) формируется заказчиком по форме согласно приложению в виде единого документа в электронном формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра, и содержит, в том числе, сведения о способе закупки.

На электроном сайте www.zakupki.gov.ru (http://zakupki.gov.ru/223/plan/public/plan/info/documents.htmlplanId=12319&plnInfoId=17945&versioned=&activeTab=1) 28.12.2012 размещен план закупок ФГУП «Почта России» товаров (работ, услуг) для собственных нужд на 2013 г.

Указанный план закупок предусматривает потребность ФГУП «Почта России» в оказании услуг по перевозке почты автомобильным транспортом.

Из чего следует, что по состоянию на 28.12.2012 Заказчик обладал информацией о необходимости выбора исполнителя по данным видам услуг на период 2013 года. С учетом продления договоров с ООО «Первая Транскомпания» до 31.03.2013, а также неоднократного направления ООО «Первая Транскомпания» в адрес Заявителя писем (вх. от 22.04.2013 № 8263/3.2.1.0.9; от 27.03.2013 № 5928/3.2.1-09) с просьбой провести конкурс на 2013 год максимально «прозрачным» без лоббирования интересов какой-либо стороны, ФГУП «Почта России» обладало достаточными временными ресурсами (с 01.01.2013 по 31.03.2013) для проведения конкурсных процедур.

О заключенном соглашении между ФГУП «Почта России» и ООО «ТрансПэк» также свидетельствуют электронные документы, полученные в ходе проведения внеплановой выездной проверки, скопированные с рабочего компьютера директора Департамента юридического и административного обеспечения ООО «ТрансПэк» Исаковой Ю.В.

Данные документы представляют собой проекты соглашений о взаимодействии и соглашений о сотрудничестве между ФГУП «Почта России» и ООО «ТрансПэк» (дата создания электронного документа – 01.06.2009). Текст данных документов предусматривает взаимовыгодное сотрудничество сторон, во исполнение которого Стороны могут заключать договоры и соглашения по конкретным проектам совместного сотрудничества, осуществлять совместные действия, направленные на привлечение и эффективное использование инвестиций на территории Российской Федерации в области почтовой связи и других областях, представляющих взаимный интерес сторон, а также оказывать друг другу всемерное действие при осуществлении деятельности сторонами.

Разработка указанных соглашений может свидетельствовать о тесном сотрудничестве сторон с целью, в том числе, создания приоритетных условий для ООО «ТрансПэк» при участии в торгах, проводимых ФГУП «Почта России» либо заключение договоров без проведения конкурентных процедур.

По представленной ФГУП «Почта России» информации от 20.08.2014 № 1.2.8.1-06/15767 (вх. ФАС России от 22.08.2014 № 77381/14) ООО «ТрансПэк» в период с 2010 по 2014 гг. помимо других участников торгов ежегодно и неоднократно принимало участие в проводимых ФГУП «Почта России» торгах на право заключения договоров, в том числе на оказание услуг по обеспечению магистральной перевозки, погрузке, разгрузке и выполнению операций по приему и сдаче почтовых отправлений и прочих товарно-материальных ценностей по магистральным маршрутам между пунктами обмена. Данный факт подтверждает осведомленность ООО «ТрансПэк» о необходимости ФГУП «Почта России» осуществлять закупки на конкурентной основе, в том числе, закупки услуг для собственных производственных нужд, и как следствие, заключение договоров на их предоставление только по результатам проведения торгов.

Вывод о заключении сторонами антиконкурентного соглашения подтверждается и заявлением ФГУП «Почта России» о содержании в действиях предприятия и ООО «ТрансПэк» признаков нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

ФАС России в адрес ООО «Промоборудование» (исх. ФАС России от 05.12.2014 № КА/49997/14) , ООО «Р-ТЭК» (исх. ФАС России от 05.12.2014 № КА/49995/14)и ООО «МТК «Поволжье» (исх. ФАС России от 05.12.2014 № КА/49993/14), которые в 2011 и в 2012 гг. принимали участие в торгах проводимых ФГУП «Почта России» на право заключения договоров на оказание услуг по обеспечению магистральной перевозки, погрузке, разгрузке и выполнению операций по приему и сдаче почтовых отправлений и прочих товарно-материальных ценностей по магистральным маршрутам, были направлены запросы о возможности и желании организаций принять участие в аналогичном конкурсе в случае его проведения ФГУП «Почта России» в первом полугодии 2013 года. На данные запросы хозяйствующие субъекты ответили, что они готовы были принять участие в торгах проводимых ФГУП «Почта России», поскольку имели все необходимые условия (автопарк, штат водителей, страховка ответственности, допуск к международным перевозкам) для оказания услуг.

Согласно письмам ООО «Первая Транскомпания» (вх. от 22.04.2013 № 8263/3.2.1.0.9; от 27.03.2013 № 5928/3.2.1-09) общество также желало участвовать в закупках на право заключения договоров по перевозке почты.

В экономическом смысле под конкуренцией понимается соперничество, состязательность между юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.

Стороны, заключив антиконкурентное соглашение, лишили иных хозяйствующих субъектов — конкурентов ООО «ТрансПэк» (ООО «Р-Тэк», ООО «Промоборудование», ООО «МТК «Поволжье», ООО «Первая Транскомпания») права на участие в торгах для оказания ими услуг и, как следствие заключенное соглашение не оказало влияния на улучшение качества и сокращение стоимости услуг.

Кроме того, впоследствии ФГУП «Почта России» проводило конкурс на оказание вышеописанных услуг с целью заключения договоров на второе полугодие 2013 года (извещение от 26 июня 2013 года). В данном конкурсе приняло участие более 50 хозяйствующих субъектов, в том числе ООО «Первая Транскомпания» и ООО «Пэк», которые явились победителями по некоторым из лотов.

Таким образом, факт заключения договоров от 01.04.2013 № № АТ-13-13, АТ-7-13, АТ-8-13, АТ-9-13, АТ-10-13, АТ-11-13, АТ-12-13, АТ-14-13, АТ-15-13 между ФГУП «Почта России» и ООО «ТрансПэк» без проведения конкурентных процедур в нарушение Положения ФГУП «Почта России» и Закона о закупках не может являться ничем иным, как заключенным между хозяйствующими субъектами антиконкурентным соглашением.

Сумма по заключенным 01.04.2013 договорам на услуги по перевозке почты составила:

Номер договора

Оплаченная сумма по договору

1

АТ-7-13

14166072

2

АТ-8-13

6219054

3

АТ-9-13

17988610

4

АТ-10-13

25554436

5

АТ-11-13

12678600

6

АТ-12-13

23196006

7

АТ-13-13

12264024

8

АТ-14-13

26111110,24

9

АТ-15-13

28045365,62

 

ИТОГО:

166223277,86

 

Частью 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Вышеописанные действия ФГУП «Почта России» и ООО «ТрансПэк» привели к ограничению конкуренции при заключении договоров на оказание услуг по перевозке почты, и подпадают под запреты, установленные частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ФГУП «Почта России» и ООО «ТрансПэк» нарушившими часть 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения и реализации антиконкурентного соглашения, которое привело к ограничению конкуренции.

2. Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства ФГУП «Почта России» и ООО «ТрансПэк» не выдавать.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

Идентификатор

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны