Предписание №СП/93283/23 ПРЕДПИСАНИЕ Управлению по тарифам г. Севастополя по рез-там ... от 9 ноября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПРЕДПИСАНИЕ
31 октября 2023 г. г. Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением обязательных требований Управлением по тарифам города Севастополя, в том числе отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований от 22.05.2023 № 31-13129-С/23 (далее – Отчет), в ходе которого выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, допущенные Управлением по тарифам города Севастополя (далее – орган регулирования, Управление) при принятии приказа от 25.11.2022 № 186-УТ «О внесении изменений в приказ Управления по тарифам города Севастополя от 28.12.2021 № 124-УТ «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории города федерального значения Севастополь на долгосрочный период регулирования 2022 - 2026 годы» (в части ООО «Севастопольэнерго»), а также возражения Управления в отношении Отчета (исх. от 20.06.2023 № 339/01-42-02-18/02/23, вх. от 21.06.2023 № 93354-ЭП/23, исх. от 05.07.2023 № 382/01-42-02-18/02/23, вх. от 06.07.2023 № 102930-ЭП/23, исх. от 07.07.2023 № 384/01-42-02-18/02/23) (далее – Возражения),
УСТАНОВИЛА:
Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее - Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее - Методические указания № 98-э).
В соответствии с пунктами 5 и 6 Методических указаний № 98-э долгосрочные тарифы устанавливаются на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет), отдельно на каждый финансовый год в течение этого периода и ежегодно корректируются в порядке, предусмотренном Методическими указаниями № 98-э. Долгосрочные тарифы определяются в том числе на основе базового уровня подконтрольных расходов, устанавливаемого регулирующими органами, который в течение долгосрочного периода регулирования не меняется.
Для территориальной сетевой организации ООО «Севастопольэнерго» установлен долгосрочный период регулирования 2022-2026 гг.
Базовый уровень подконтрольных расходов ООО «Севастопольэнерго» установлен приказом Управления от 28.12.2021 № 124-УТ «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории города федерального значения Севастополь на долгосрочный период регулирования 2022 - 2026 годы» и на 2022 год составил 1 032,90 млн. руб.
В соответствии с подпунктом 26 пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2053) территориальная сетевая организация имеет право обратиться в исполнительный орган субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с заявлением о пересмотре базового уровня операционных (подконтрольных) расходов с 2023 года не позднее 5 дней со дня вступления в силу настоящего постановления. Пересмотр указанного базового уровня операционных (подконтрольных) расходов территориальной сетевой организации осуществляется исполнительным органом субъекта Российской Федерации не позднее 12 дней со дня вступления в силу настоящего постановления.
ООО «Севастопольэнерго» в соответствии с подпунктом 26 пункта 4 Постановления № 2053 обратилось в Управление с заявлением от 15.11.2022 № 18337/2-22 о пересмотре базового уровня операционных (подконтрольных) расходов с 2023 года.
Пересмотр базового уровня подконтрольных расходов для ООО «Севастопольэнерго» осуществлен Управлением на заседании правления 25 ноября 2022 года (выписка из протокола от 25.11.2022 № 26/УТ).
Приказом Управления от 25.11.2022 № 186-УТ «О внесении изменений в приказ Управления по тарифам города Севастополя от 28.12.2021 № 124-УТ «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории города федерального значения Севастополь на долгосрочный период регулирования 2022 - 2026 годы» базовый уровень подконтрольных расходов ООО «Севастопольэнерго» пересмотрен в соответствии с Постановлением № 2053 и утвержден на уровне 1 117 742,17 тыс. руб.
При этом, в соответствии с Экспертным заключением ООО «Севастопольэнерго» операционные (подконтрольные) расходы на 2023 год, учитываемые в составе необходимой валовой выручки ООО «Севастопольэнерго», определены органом регулирования в размере 1 159 606,50 тыс. руб., что не соответствует базовому уровню подконтрольных расходов (с учетом пересмотра по Постановлению № 2053).
Согласно Возражениям, Управлением произведен пересмотр базового уровня операционных (подконтрольных) расходов на 2022 год, рассчитанных исходя из фактических расходов 2020 года с учетом ИПЦ (1,067 – 2021 год к 2020 году; 1,139 – 2022 год к 2021 году). Подконтрольные расходы на 2022 год определены в размере 1 117 742,17 тыс. руб. На 2023 год был применен коэффициент индексации 1,075 и сумма плановых подконтрольных расходов на 2023 год составила 1 159 606,50 тыс. руб.
ФАС России отмечает, что пунктом 4 Постановления № 2053 установлено, что пересмотр базового уровня операционных (подконтрольных) расходов осуществляется исполнительными органами субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов с 2023 года.
Пересмотр базового уровня операционных (подконтрольных) расходов ООО «Севастопольэнерго» на 2022 год и последующая индексация подконтрольных расходов для учета в составе необходимой валовой выручки на 2023 год является нарушением подпункта 26 пункта 4 Постановления № 2053.
Таким образом, органом регулирования при пересмотре базового уровня подконтрольных расходов ООО «Севастопольэнерго» были допущены нарушения подпункта 26 пункта 4 Постановления № 2053 и подконтрольные расходы регулируемой организации на 2023 год не соответствуют базовому уровню подконтрольных расходов (с учетом пересмотра по Постановлению № 2053).
В этой связи органу регулирования необходимо внести изменения в базовый уровень подконтрольных расходов 2023 года (в приказ от 28.12.2021 № 124-УТ), установив его в экономически обоснованном размере на основании мотивировочной части настоящего предписания (без учета дополнительных расходов в составе НВВ регулируемой организации).
Базовый уровень подконтрольных расходов на 2022 год должен быть утвержден Управлением в размере, принятом органом регулирования до пересмотра по Постановлению № 2053.
В рамках представленных Возражений Управлением направлено Дополнение к экспертному заключению о корректировке цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии ООО «Севастопольэнерго» на 2023 год долгосрочного периода регулирования 2022-2026 годов в части пересмотра базового уровня операционных (подконтрольных) расходов и расчета величины подконтрольных расходов на 2023 год (далее - Дополнение к экспертному заключению).
В соответствии с Дополнением к экспертному заключению в расчет расходов на оплату труда принята численность в количестве 629 человек, тарифная ставка рабочего 1-го разряда учтена в размере 14 627 руб./мес., тарифный коэффициент определен в размере 2,033, фактические расходы по статье за 2021 год составили 370 423,32 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
В рамках пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов на 2023 год на основании Постановления № 2053 уровень расходов на оплату труда необходимо определять с учетом соблюдения требований и положений Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2022 - 2024 годы (далее - ОТС).
Согласно пункту 3.3 ОТС с 01.07.2022 размер ММТС устанавливается в размере 9 501 руб., увеличенном на величину фактического индекса потребительских цен в Российской Федерации за период с 1 июля 2021 года по 30 июня 2022 года включительно, рассчитанного на основании официальных данных Федеральной службы государственной статистики.
В дальнейшем размер ММТС индексируется с периодичностью один раз в год, начиная с 1 июля 2023 года, в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации (на основании официальных данных Федеральной службы государственной статистики) за соответствующий годичный период, прошедший с момента предыдущей индексации.
По данным Федеральной службы государственной статистики, индекс потребительских цен в Российской Федерации за период с 01 июля 2021 года по 30 июня 2022 года включительно составил 115,9%, индекс потребительских цен на плановый период 2023 года составляет 106%.
Таким образом, расчет среднемесячной оплаты труда на 1 работника на 2023 год органу регулирования необходимо проводить исходя из среднегодовой ставки ММТС в размере 11 342,36 руб./мес. (1-е полугодие 2023 – 9 501*115,9% руб./мес., 2-е полугодие 2023 – 11 012*106% руб./мес.).
Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному анализу с представлением расчетов в соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178, пунктом 23 Правил № 1178, положениями ОТС. При этом выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из подконтрольных расходов ООО «Севастопольэнерго». С учётом изменения фонда оплаты труда необходимо также скорректировать расходы на страховые взносы в составе неподконтрольных расходов.
По статье затрат «Оплата больничных 3 дня», включенных в состав необходимой валовой выручки 2023 года в размере 1 491,30 тыс. руб., ФАС России отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э при установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются в том числе результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации и результаты проведения контрольных мероприятий.
В соответствии с частью 1 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» первые 3 дня временной нетрудоспособности оплачиваются за счет средств работодателя, а за остальной период, начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности, – за счет средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Учет расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности за счет работодателя за первые 3 дня не является экономически обоснованным, поскольку в состав необходимой валовой выручки включены расходы на оплату труда исходя из фонда оплаты труда в целом на год, а в случае временной нетрудоспособности работника работодатель экономит фонд оплаты труда за счет средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, из которого застрахованное лицо получает оплату, начиная с 4 дня временной нетрудоспособности. Учет в базовом уровне подконтрольных расходов 2023 года указанных расходов свидетельствует о двойном учете затрат.
Таким образом, расходы на оплату больничных листов за счет работодателя в размере 1 491,30 тыс. руб. подлежат исключению из необходимой валовой выручки ООО «Севастопольэнерго».
На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Признать Управление по тарифам города Севастополя нарушившим подпункт 26 пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», пункт 26 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э, при пересмотре базового уровня операционных (подконтрольных) расходов ООО «Севастопольэнерго» на 2023 год.
2. Управлению по тарифам города Севастополя в срок до 01.12.2023 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики:
2.1. Исключить из необходимой валовой выручки ООО «Севастопольэнерго» 2023 года экономически необоснованные расходы по статье «Оплата больничных 3 дня» в размере 1 491,30 тыс. руб.
2.2. Провести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в базовый уровень подконтрольных расходов ООО «Севастопольэнерго» по статье «Оплата труда» и «Отчисления на социальные нужды» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ и расчеты в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организаций документов и расчетов) в соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы по статьям затрат, пересмотренным в составе базового уровня подконтрольных расходов в соответствии с Постановлением № 2053.
3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания, в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания органу исполнительной власти г. Севастополя в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов ООО «Севастопольэнерго» 2022, 2023 гг., а также величину необходимой валовой выручки ООО «Севастопольэнерго» 2023 года в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178 и Методических указаний № 98-э.
4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти г. Севастополя в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.12.2023 исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы из необходимой валовой выручки ООО «Севастопольэнерго», установленной на 2023 год, и пересмотреть индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Об исполнении настоящего предписания Управлению по тарифам города Севастополя в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти г. Севастополя в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим предписанием;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти г. Севастополя в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;
- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «Севастопольэнерго», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель Комиссии ФАС России |
С.А. Пузыревский |
|
|
|
|