Решения по тарифам №СП/73895/20 РЕШЕНИЕ (водоснабжение) по результатам рассмотрения разногла... от 27 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «20» августа 2020 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия ФАС России), в составе:

председательствующего Комиссии:

<...>

рассмотрев разногласия по заявлению МУП «СтройСервис-Хохловское» (далее — регулируемая организация, Заявитель) (исх. от 26.04.2020 № б/н, вх. от 27.04.2020 № 76508/20), возникшие с Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (далее – орган регулирования, Департамент) по вопросу установления цен (тарифов) на водоснабжения на 2020 год, в присутствии на заседании Комиссии в режиме <...>; представителей Департамента: <...>

 

УСТАНОВИЛА:

 

Заявление МУП «СтройСервис-Хохловское» рассмотрено в соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, на основании подпункта (б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), форм заявлений и решения о рассмотрении указанных споров, утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Основанием для разногласий между МУП «СтройСервис-Хохловское» и органом регулирования является постановление Департамента от 12.03.2020 № 8 «Об установлении тарифов на питьевую воду МУП «СтройСервис-Хохловское».

В поданном на рассмотрение в ФАС России заявлении МУП «СтройСервис-Хохловское» указывает на то, что утвержденный Департаментом тариф на 2020 год экономически не обоснован, в связи с чем просит признать экономически обоснованным размер расходов, подлежащих дополнительному учету в годовом выражении в составе необходимой валовой выручки МУП «СтройСервис-Хохловское» 2020 года по следующим статьям:

1. Производственные расходы в размере 9 114,4 тыс. руб. при утвержденных органом регулирования в размере 889,28 тыс. руб.

1.1 Расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение в размере 46,42 тыс. руб. при утвержденных органом регулирования в размере 40 тыс. руб.

1.2 Расходы на оплату труда производственного персонала в размере 4 231,20 тыс. руб. при утвержденных органом регулирования в размере 443,23 тыс. руб.

1.3 Расходы на отчисления на социальные нужды производственного персонала в размере 1 277,82 тыс. руб. при утвержденных органом регулирования в размере 133,86 тыс. руб.

1.4 Общеэксплуатационные расходы в размере 636,57 тыс. руб. при отсутствии утвержденных органом регулирования расходов по данной статье.

1.5 Прочие производственные расходы в размере 2 597,30 при утвержденных органом регулирования в размере 23,5 тыс. руб.

2. Ремонтные работы (расходы на текущий ремонт) в размере 1 638,77 тыс. руб. при отсутствии утвержденных органом регулирования расходов по данной статье.

3. Административные расходы в размере 6 785,67 тыс. руб. при утвержденных органом регулирования в размере 643,03 тыс. руб.

4. Расходы, связанные с уплатой налогов и сборов, в размере 211,94 тыс. руб. при утвержденных органом регулирования в размере 26,06 тыс. руб.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленной оспариваемым приказом на 2020 год для МУП «СтройСервис-Хохловское», составляет по водоснабжению – 1 405,81 (в годовом выражении 1 686,97 тыс. руб.), тариф на оказываемые услуги водоснабжения – 36,99 руб./куб. м.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет в годовом выражении по водоснабжению – 17 680,2 тыс. руб., органом регулирования утверждено - 1 686,17 тыс. руб. (разница составляет 15 994,03 тыс. руб.).

Тариф, который Заявитель считает экономически обоснованным составляет по водоснабжению 402,14 руб./куб. установленный органом регулирования составляет по водоснабжению – 36,99 руб./куб. м. (разница составляет 365,15 руб./куб. м.).

Тарифы на услуги водоснабжения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Правила установления регулируемых тарифов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746).

По результатам проведенного анализа материалов по заявленным статьям разногласий Комиссия ФАС России отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).

 

1. Производственные расходы.

1.1 Расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение.

МУП «СтройСервис-Хохловское» заявляет об учете производственных расходов: расходов на приобретение сырья и материалов и их хранение, а именно на горюче-смазочные материалы (далее – ГСМ), в том числе бензин, моторное масло, трансмиссионное масло, технические жидкости, пластичная смазка для 3 легковых автомобилей, планируемых к приобретению регулируемой организации, в размере 46,42 тыс. руб.

Департаментом по данной статье учитываются только расходы на замену запорной арматуры в размере 40 тыс. руб., при этом вышеописанные расходы не учитываются в связи с отказом органом регулирования в учете приобретаемых легковых автомобилей, которые, по мнению органа регулирования, должны быть приобретены на основании инвестиционной программы. При этом утвержденная инвестиционная программа для МУП «СтройСервис-Хохловское» отсутствует.

В соответствии с пунктом 50 Основ ценообразования № 406 расходы регулируемой организации на приобретение используемых ею для производственных нужд сырья и материалов, а также на их хранение рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы, и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов.

Учет количества легкового автотранспорта, используемого в регулируемой сфере деятельности по предоставлению услуг по водоснабжению, целесообразно определять на основании рекомендуемых нормативов «Потребности в машинах и механизмах для эксплуатации и ремонта систем водоснабжения и канализации», разработанных Центром муниципальной экономики и права в 2006 году (далее — Нормативы потребности в машинах).

Согласно Нормативам потребности в машинах с учетом утвержденного объема реализации воды в размере 38,75 тыс. куб. м. и с использованием метода интерполяции для МУП «СтройСервис-Хохловское» потребность в легковом автотранспорте составляет 0,95 ед., что соответствует 1 автомобилю, а не 3, как заявляет регулируемая организация.

Согласно пункту 10 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2013 № 641 (далее – Правила № 641), в инвестиционную программу включаются мероприятия по строительству, а также мероприятия по модернизации и (или) реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, обеспечивающие изменение технических характеристик этих объектов и предполагающие изменение первоначальной (полной) стоимости модернизируемого и (или) реконструируемого объекта, целесообразность реализации которых обоснована в схемах водоснабжения и водоотведения.

Приобретение легкого автотранспорта не является мероприятием по строительству, модернизации и (или) реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, и, следовательно, не может быть приобретено на основании инвестиционной программы.

В тоже время тарифным законодательством Российской Федерации не предусмотрено включение расходов на покупку основных средств (приобретение которых на основании инвестиционной программы невозможно) в состав НВВ регулируемых организаций.

При этом в соответствии с подпунктом (д) пункта 38 Основ ценообразования № 406 при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется в том числе как сумма планируемых на очередной период регулирования расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Возмещение расходов на покупку основных средств (приобретение которых на основании инвестиционной программы невозможно) предусмотрено только за счет амортизационных отчислений исходя из максимального срока полезного использования в соответствии с Классификатором основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 (далее – Классификатор основных средств № 1), то есть с учетом фактически поставленных на баланс объектов основных средств.

Таким образом, учитывая отсутствие подтверждения приобретения и постановки на баланс легкового автотранспорта регулируемой организацией, данные расходы не подлежат удовлетворению в плановом периоде, но подлежат анализу со стороны органа регулирования впоследствии в качестве фактически понесенных расходов при утверждении тарифа на 2022 год при надлежащем обосновании.

 

1.2. (1.4.1. 3.1.) Расходы на оплату труда производственного, цехового и административно-управленческого персонала.

МУП «СтройСервис-Хохловское» заявляет об учете расходов на оплату труда производственного персонала в размере 4 231,20 тыс. руб. исходя из численности персонала в размере 14,5 ед. с использованием среднего разряда - 4,39, средневзвешенного тарифного коэффициента - 1,60 и процента текущего премирования – 40 %; расходов на оплату труда цехового персонала в размере 248,04 тыс. руб. исходя из численности персонала в размере 1 ед. с использованием среднего разряда – 3,73, средневзвешенного тарифного коэффициента – 1,36 и процента текущего премирования – 40 %; расходов на оплату труда административно-управленческого персонала (далее – АУП) в размере 2 297,98 тыс. руб. исходя из численности персонала в размере 4,5 ед. с использованием среднего разряда – 7,68, средневзвешенного тарифного коэффициента – 2,80 и процента текущего премирования – 40 %.

Департаментом расходы на оплату труда основного производственного персонала учтены в размере 443,23 тыс. руб. исходя из численности в размере 3 ед., рассчитанной по результатам анализа технических характеристик регулируемых организаций, осуществляющих деятельность в сопоставимых условиях, и заработной платы производственного персонала в размере 12 311,95 руб./мес., рассчитанной на основании минимального размера оплаты труда, установленного с 1 января 2020 года Федеральным законом от 10.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» в размере 12 130 руб./мес. и прогнозного индекса потребительских цен, определенного Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации.

Расходы на оплату труда цехового персонала Департаментом не учтены.

Расходы на административные расходы учтены Департаментом в размере 771,64 тыс. руб. исходя из расходов на оплату труда АУП в размере 416,96 тыс. руб., рассчитанных с учётом численности АУП в размере 1,5 штатной единицы, основанной на анализе данных других регулируемых организаций, осуществляющих водоснабжение в сопоставимых условиях, и заработной платы АУП в размере 23 164,45 руб./мес. исходя из средней заработной платы, сложившейся по ряду организаций водопроводно-канализационного хозяйства в регионе по АУП.

В соответствии с положением пункта 39 Основ ценообразования № 406 расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала, в том числе налоги и сборы, относятся к производственным расходам.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Согласно пункту 17 Методических указаний № 1746-э при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 к Методическим указаниям № 1746-э.

При определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения:

- параметры Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, пролонгированные до 31 декабря 2022 года (далее – Соглашение на 2017-2019 годы);

- параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение);

- размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен;

- условия коллективного договора;

- прогнозный индекс потребительских цен.

Рекомендациями по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденными приказом Госстроя от 22.03.1999 № 66 (далее – Рекомендации № 66), определяется нормативная численность работников водоканала.

В отзыве на заявление МУП «СтройСервис-Хохловское» о досудебном рассмотрении спора (разногласий), направленным письмом исх. от 13.05.2020 № 1383/4, вх. от 14.05.2020 № 86243-ЭП/20, Департамент указывает на некорректное применение Заявителем количества башен и скважин, используемых в качестве технологического параметра при расчете нормативной численности производственного персонала, которые по данным органа регулирования исходя из материалов тарифного дела составляют 4 ед. башен и 9 ед. скважин.

Комиссия ФАС России отмечает, что согласно Рекомендациям № 66 и корректному количеству башен (4 ед.) и скважин (9 ед.) численность основного производственного персонала (далее – ОПП) с учетом применения метода интерполяции составит 16,72 ед.; численность цехового персонала, а именно кладовщика в соответствии с пунктом 2.2.16 Рекомендаций № 66 составляет 1 ед.; численность АУП с учетом применения метода интерполяции составит 4,34 ед. (исходя из расчета 14,5 ед. ОПП + 1 ед. цехового персонала).

При этом по заявке регулируемой организации на досудебное рассмотрение спора (разногласий), а также согласно штатному расписанию МУП «СтройСервис-Хохловское», численность ОПП составляет 14,5 ед.

По заявке регулируемой организации на досудебное рассмотрение спора (разногласий), численность АУП МУП «СтройСервис-Хохловское» составила 4,5 ед., в тоже время штатным расписанием регулируемой организации предусмотрено только 4 ед.

Также в своем отзыве на заявление МУП «СтройСервис-Хохловское» о досудебном рассмотрении спора (разногласий) Департамент заявляет о невозможности использования:

- отраслевого тарифного соглашения ввиду неприсоединения МУП «СтройСервис-Хохловское» к данному соглашению;

- параметров трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации ввиду отсутствия данного соглашения на территории Смоленской области;

- условий коллективного договора ввиду отсутствия коллективного договора в организации.

В свою очередь, Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что согласно статье 48 Трудового Кодекса Российской Федерации, пункту 11.8 Соглашения на 2017 - 2019 годы, а также информационному письму Минтруда России от 03.02.2017 № 14-4/10/В-835, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к отраслевому тарифному соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

В указанных Департаментом в отзыве на заявление МУП «СтройСервис-Хохловское» о досудебном рассмотрении спора (разногласий) документах, представленных МУП «СтройСервис-Хохловское» в материалах тарифного дела 2020 года, отсутствуют данные о мотивированном письменном отказе регулируемой организации от присоединения к Отраслевому тарифному соглашению, в связи с чем, МУП «СтройСервис-Хохловское» считается организацией, автоматически присоединенной к Соглашению на 2017-2019 годы.

Согласно пункту 1.9. Соглашения на 2017 - 2019 годы в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы работодателей, предусмотренные настоящим Соглашением на 2017 - 2019 годы, учитываются федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе органами в области государственного регулирования тарифов на водоснабжение, газоснабжение, электрическую, тепловую энергию, органами местного самоуправления при установлении регулируемых тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также на соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими нерегулируемую деятельность.

В случае установления регулирующими органами тарифов на водоснабжение, газоснабжение, электрическую и тепловую энергию, на иные жилищно-коммунальные услуги без учета расходов работодателей, предусмотренных настоящим Соглашением на 2017 - 2019 годы, работодатели вправе корректировать расходы на оплату труда с учетом действующих региональных соглашений, коллективных договоров и локальных нормативных актов организаций. При этом работодатель должен обеспечивать уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже размера минимального уровня оплаты труда, установленного в субъекте Российской Федерации.

Таким образом, Департаменту необходимо учитывать положения Соглашения на 2017-2019 годы при расчете расходов на фонд оплаты труда для МУП «СтройСервис-Хохловское».

Согласно второму абзацу пункта 2.3. Соглашения на 2017 - 2019 заработная плата работника, рассчитанная на основании минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума на душу населения, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, среднемесячная заработная плата работников организаций коммунального водоснабжения может быть равна минимальному размеру оплаты труда, установленного с 1 января 2020 года Федеральным законом от 10.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», но при условии вычисления данной заработной платы расчетным методом исходя из минимальной месячной тарифной ставки рабочих и прочих премирований, предусмотренных Соглашением на 2017 – 2019. Данный расчет органом регулирования не производился.

Регулируемой организацией на момент установления тарифа представлен расчет, произведенный согласно требованиям Соглашения на 2017-2019.

При этом, замечаний к данному расчету органом регулирования в Экспертном заключении не отражено.

ФАС России произведен расчет средней заработной платы работников с учетом положений Соглашения на 2017 - 2019 исходя из минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда на 2019 год в размере 10 303 (без индексации исходя из заявки регулируемой организации), тарифного коэффициента ОПП - 1.60, цехового персонала – 1.36, АУП – 2.8, доплаты (надбавки), связанные с режимом работы и условиями труда ОПП и цехового персонала в размере 12,5 % в соответствии с пунктом 2.8.2.1 Соглашения на 2017 – 2019, текущего премирования в размере 40 % исходя из требований положения о премировании руководящих работников, специалистов и служащих МУП «СтройСервис-Хохловское» от 31.12.2019, по итогам которого средняя заработная плата работников сложилась в размере 28 723 руб./мес. (ОПП в размере 25 963,56 руб./мес.; цехового персонала в размере 22 069,03 руб./мес.; АУП в размере 40 387,76 руб./мес.).

В тоже время средняя номинальная начисленная заработная плата работников организаций по водоснабжению согласно данным Смоленскстата составляет за 2019 год 26 363 руб./мес. и с учетом увеличения на индекс потребительских цен (ИПЦ) на 2020 год в размере 103 %, установленный Прогнозом социально-экономического развития Министерства экономического развития Российской Федерации в базовом варианте, на 2020 год составляет 27 154 руб./мес.

Таким образом, при расчете средней заработной платы работников МУП «СтройСервис-Хохловское» по всем видам персонала (основного производственного, административно-управленческого, цехового) средняя заработная плата составляет 28 723 руб./мес., что выше средней заработной платы работников аналогичной деятельности на территории Смоленской области на 1 569 руб./мес.

Учитывая вышеизложенное, органу регулирования необходимо пересчитать расходы по статье «Фонд оплаты труда» с учетом доводов, отраженных в настоящем пункте исходя из обоснованной численности ОПП, АУП, цехового персонала и средней заработной платы, рассчитанной на основании отраслевого тарифного соглашения с учетом непревышения средней заработной платы работников аналогичной деятельности на территории Смоленской области.

 

1.3. (1.4.1. 3.1) Расходы на отчисления на социальные нужды.

МУП «СтройСервис-Хохловское» заявляет об учете расходов на отчисления на социальные нужды производственного персонала в размере 1 277,82 тыс. руб., цехового персонала в размере 74,91 тыс. руб., АУП в размере 693,99 тыс. руб. исходя из отчислений в размере 30,2 % от принятых расходов на оплату труда персонала.

Расходы на социальные нужды персонала являются взаимозависимыми от расходов на оплату труда персонала, при этом спор в примененном проценте отчислений отсутствует.

Таким образом, расходы по статье «Отчисления на социальные нужды» подлежат автоматическому перерасчету от расходов по статье «Фонд оплаты труда» согласно пунктам 1.2, 1.4.1, 3.1 мотивировочной части настоящего решения.

 

1.4. Общеэксплуатационные расходы.

МУП «СтройСервис-Хохловское» заявляет об учете общеэксплуатационных (общехозяйственных) расходов в размере 636,57 тыс. руб. исходя из расчета расходов на оплату труда цехового персонала (в том числе расходы на социальные отчисления от фонда оплаты труда), расходов на охрану труда, затрат на запасные части для автотранспорта, обучение персонала, технические жидкости, техосмотр автотранспорта.

Органом регулирования не учтены расходы по статье «Общехозяйственные расходы».

При этом, в орган регулирования в рамках тарифной компании 2020 года общеэксплуатационные расходы заявлялись регулируемой организацией в размере 627,15 тыс. руб.

1.4.1. В части расходов на цеховой персонал данный вопрос рассмотрен в пунктах 1.2 и 1.3 мотивировочной части настоящего решения.

1.4.2. В части расходов на охрану труда в соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

В соответствии со статьей 221 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Приказом Минздравсоцразвития России от 25.04.2011 № 340н утверждены типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций электроэнергетической промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением

В соответствии со статьей 222 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.

Согласно пункту 4 норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 г. № 45н, норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 литра за смену независимо от продолжительности смены. Если время работы во вредных условиях труда меньше установленной продолжительности рабочей смены, молоко выдается при выполнении работ в указанных условиях в течение не менее чем половины рабочей смены.

При этом, межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.06.2009 № 290п (далее - Межотраслевые правила), установлены обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной зашиты.

Пунктом 6 Межотраслевых правил определено, что нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.

В материалах, представленных МУП «СтройСервис-Хохловское», отсутствуют документы, подтверждающие проведение специальной оценки условий труда. Кроме того, МУП «СтройСервис-Хохловское» представлен только приказ директора от 31.12.2019 № 2-о «Об утверждении норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты», согласно которому необходимо утвердить указанные нормы. Сами нормы бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты в организации не утверждены.

В тоже время, предоставление спецодежды и средств индивидуальной защиты для работников водопроводного хозяйства, проведение медосмотров и приобретение молока для должностей производств, связанных с вредными условиями труда, в рамках требований действующего законодательства Российской Федерации носит обязательный характер, так как осуществление данной деятельности без вышеперечисленных материалов (услуг) невозможно в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Таким образом, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ расходов на охрану труда и учесть в составе НВВ МУП «СтройСервис-Хохловское» данные затраты на экономически обоснованном уровне, при необходимости запросив у регулируемой организации подтверждающие материалы.

 

1.4.3. В части расходов на обучение персонала на основании статьи 196 ТК Российской Федерации необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.

Также в статье 196 ТК Российской Федерации указано, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).

Соответственно, учитывая, что обязанность ежегодного подтверждения квалификации работников водопроводного хозяйства отсутствует, данные затраты не могут быть признаны экономически обоснованными без подтверждающих документов, в рамках осуществления регулируемого вида деятельности в одном периоде регулирования (в рамках 1 года).

1.4.4. Расходы на технические жидкости заявлены по статье «Сырье и материалы и их хранение» рассмотрены в пункте 1.1 настоящего решения.

1.4.5. Расходы на техосмотр не подлежат удовлетворению в связи с тем, что регулируемой организацией планируется к приобретению новый автотранспорт, который в соответствии с Федеральным законом от 01.07.2011 № 170-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» проходит техосмотр каждые 24 месяца в отношении легкового автотранспорта с года выпуска которого прошло свыше трех лет.

Исходя из вышеизложенного, органу регулирования необходимо произвести перерасчет расходов в части фонда оплаты труда цехового персонала согласно пунктам 1.2, 1.3, 1.4.1., 3.1. мотивировочной части настоящего решения, а также необходимо провести анализ расходов на охрану труда по итогам которого, учесть в составе НВВ МУП «СтройСервис-Хохловское» данные затраты на экономически обоснованном уровне, но в размере не превышающем заявленных регулируемой организацией расходов в орган регулирования на момент установления тарифов.

 

1.5 Прочие производственные расходы.

МУП «СтройСервис-Хохловское» заявляет об учете прочих производственных расходов в размере 2 597,3 тыс. руб. исходя из расходов на работы по производственному контролю за соблюдением требований санитарного законодательства, приобретение аппарата электромуфтовой сварки для проведения ремонтных работ и приобретение 3 автотранспортных средств, уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии.

Департаментом прочие производственные расходы приняты в размере 23,5 тыс. руб., в том числе: в связи с отказом органом регулирования в учете расходов на работы по производственному контролю за соблюдением требований санитарного законодательства, так как договор от 13.01.2020 № 75 на проведение данных работ заключен с нарушением положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;  в связи с отказом органом регулирования в учете приобретаемых легковых автомобилей, которые, по мнению органа регулирования, должны быть приобретены на основании инвестиционной программы, как указано в пункте 1.1. настоящего заключения. При этом утвержденная инвестиционная программа для МУП «СтройСервис-Хохловское» отсутствует.

 

1.5.1 В части расходов на работы по производственному контролю за соблюдением требований санитарного законодательства согласно части 2 статьи 25 Федерального закона № 416-ФЗ производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Таким образом, принимая во внимание необходимость проведения регулируемой организацией лабораторных анализов согласно статье 25 Федерального закона № 416-ФЗ в рамках оказания непосредственной деятельности по предоставлению услуги водоснабжения надлежащего качества, Департаменту необходимо провести анализ указанных расходов и учесть в экономически обоснованном размере в составе необходимой валовой выручки Заявителя в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения.

 

1.5.2. В части расходов на приобретение аппарата электромуфтовой сварки для проведения ремонтных работ и приобретение 3 автотранспортных средств, Комиссия ФАС России отмечает, что тарифным законодательством Российской Федерации не предусмотрено включение расходов на покупку основных средств (приобретение которых на основании инвестиционной программы невозможно) в состав НВВ регулируемых организаций.

При этом в соответствии с подпунктом (д) пункта 38 Основ ценообразования № 406 при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется в том числе как сумма планируемых на очередной период регулирования расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Таким образом, возмещение расходов на покупку основных средств (приобретение которых на основании инвестиционной программы невозможно) предусмотрено только за счет амортизационных отчислений исходя из максимального срока полезного использования в соответствии с Классификатор основных средств № 1, то есть с учетом фактически поставленных на баланс объектов основных средств.

1.5.3. В части оплаты государственной пошлины за предоставление лицензии.

МУП «СтройСервис-Хохловское» заявляет об учете расходов на оплату государственной пошлины за предоставление лицензии согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон № 2395-1) согласно подпункту 92 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 7 500 тыс. руб. по 5 муниципальным образованиям на общую сумму 37,5 тыс. руб.

Согласно 4 абзацу статьи 4 Закона № 2395-1 лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Таким образом статья 11 Закона № 2395-1 не предусматривает выдачу лицензии на водопользование в целях питьевого водоснабжения.

Лицензия на водопользование предусмотрена Федеральным законом от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации».

Соответственно, учет заявленных расходов на оплату государственной пошлины за предоставление лицензии не является обоснованным, в том числе в условиях отсутствия обосновывающих материалов.

 

Учитывая вышеизложенное, органу регулирования необходимо пересчитать расходы по статье «Прочие производственные расходы» с учетом анализа расходов на работы по производственному контролю за соблюдением требований санитарного законодательства и учесть в экономически обоснованном размере в составе необходимой валовой выручки МУП «СтройСервис-Хохловское» в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения.

 

2. Ремонтные работы (расходы на текущий ремонт).

МУП «СтройСервис-Хохловское» заявляет об учете расходов на ремонтные работы в размере 1 638,77 тыс. руб. с учетом необходимости проведения ремонтных работ павильонов скважин и сооружения ограждений артезианских скважин без подробного (пообъектного) расчета заявленных средств.

Департаментом ремонтные расходы учтены в составе НВВ регулируемой организации по статье затрат «Расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение», в размере 40 тыс. руб., которые включают в себя только замену запорной арматуры.

В соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования № 406 при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

Регулируемой организацией на досудебное рассмотрение спора (разногласий) предоставлены: акты обследования (обнаружения дефектов), локальные сметные расчеты и план ремонтов, акт технического обследования в отношении объектов инженерной инфраструктуры централизованной системы водоснабжения Хохловского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 09.01.2020, утвержденный главой муниципального образования Хохловского сельского поселения Смоленского района, а также представление Прокуратуры Смоленского района о недопустимости отсутствия ограждений и охраны объектов питьевого водоснабжения от 21.02.2020 № 08-02-2020.

Орган регулирования в отзыве на заявление о досудебном рассмотрении спора (разногласий) указывает на то, что локальные сметные расчеты согласно всем актам обследования ограждений 1 пояса зоны санитарной охраны семи артезианских скважин включают в себя расходы на металлические столбы ограждения, бетонные основания в существующих столбах ограждений, пролеты ограждающей конструкции, въездные ворота и калитки с запорными устройствами, огрунтовку и окраску металлоконструкций ограждений, а также согласно актам обследования павильонов артезианских скважин включают в себя расходы на замену дверных и оконных блоков, кирпичную кладку, ремонт кровли, замену вводных щитов электроснабжения, замену вводных автоматов и вводной электропроводки от линии балансового разграничения до щита и внутренней проводки павильона артезианской скважины, замену трехфазных приборов учета.

Вышеперечисленные мероприятия, по мнению Департамента, не являются первостепенной задачей при организации процесса водоснабжения на территории Хохловского сельского поселения Смоленского района Смоленской области и представляет собой не текущий ремонт, а мероприятия по модернизации и реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения, повышению антитеррористической защищенности, (справочно: данное понятие отсутствует в Правилах разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Правила разработки инвестиционных программ № 641)) должны включаться в инвестиционную программу организации, согласно Правилам разработки инвестиционных программ № 641.

Согласно пункту 10 Правил разработки инвестиционных программ № 641 в инвестиционную программу включаются мероприятия по строительству, а также мероприятия по модернизации и (или) реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, обеспечивающие изменение технических характеристик этих объектов и предполагающие изменение первоначальной (полной) стоимости модернизируемого и (или) реконструируемого объекта, целесообразность реализации которых обоснована в схемах водоснабжения и водоотведения.

В части расходов на ремонт павильонов артезианских скважин Комиссия ФАС России отмечает, что данные мероприятия не могут быть реализованы за счет инвестиционной программы и, соответственно, должны учитываться в составе ремонтных расходов в случае их документарного подтверждения.

Таким образом, орган регулирования безосновательно отказал во включении в состав НВВ МУП «СтройСервис-Хохловское» расходов на ремонт павильонов артезианских скважин.

В части расходов на сооружение ограждений артезианских скважин Комиссия ФАС России отмечает следующее.

Согласно пункту 15.4 СП 31.13330.2012. «Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84, утвержденных приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/14 (ред. от 23.12.2019), водопроводные сооружения должны ограждаться. Для площадок станций водоподготовки, насосных станций, резервуаров и водонапорных башен с зонами санитарной охраны первого пояса следует, как правило, принимать глухое ограждение высотой 2,5 м. Допускается предусматривать ограждение на высоту 2 м - глухое и на 0,5 м - из колючей проволоки или металлической сетки, при этом во всех случаях должна предусматриваться колючая проволока в 4 - 5 нитей на кронштейнах с внутренней стороны ограждения.

Согласно пункту 3.2.1.1 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных <...> - <...> от 26.02.2002, территория первого пояса зоны санитарной охраны (далее – ЗСО) должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.

Согласно Классификатору основных средств № 1 ограждения относятся к четвертой группе имущества со сроком полезного использования до 7 лет включительно.

Таким образом, учитывая также представление Прокуратуры Смоленского района от 21.02.2020 № 08-02-2020, наличие ограждений артезианских скважин при осуществлении деятельности по предоставлению услуг питьевого водоснабжения является необходимым, в тоже время использование данных ограждений предусмотрено в течение 7 лет, что свидетельствует о возможности распределения расходов, подлежащих включению в состав НВВ МУП «СтройСервис-Хохловское», в течение данного периода.

Учитывая вышеизложенное, а также отсутствие подробного (пообъектного) расчета заявленных средств, органу регулирования необходимо пересчитать расходы по статье «Расходы на текущий ремонт» с учетом анализа расходов по данной статье исходя из учета расходов на ремонт павильонов артезианских скважин и 1/7 части расходов на сооружение ограждений артезианских скважин.

 

 

3. Административные расходы.

МУП «СтройСервис-Хохловское» заявляет об учете административных расходов: расходы на оплату труда административного персонала, в том числе социальные отчисления от фонда оплаты труда; расходы на консультационные услуги; расходы на услуги связи; страхование автотранспорта; услуги спецтехники; расходы на специализированное лицензионное программное обеспечение; расходы на услуги почты; расходы на коммунальные услуги; расходы на техосмотр; расходы на материалы для ремонта; расходы на обслуживание оргтехники; расходы на ремонт офиса; расходы на доставку квитанций; расходы на банковские услуги; расходы на видеонаблюдение, в размере 6 785,67 тыс. руб.

Департаментом учтены расходы на оплату труда АУП в размере 416,96 тыс. руб. и другие административные расходы в размере 228,76 тыс. руб., рассчитанные исходя из следующих расходов регулируемой организации:

а) на услуги связи, заявленные организацией первоначально с учетом использования 3 мобильных телефонов и 1 стационарного телефона и заявленной стоимостью минимального пакета услуг связи в размере 15,84 тыс. руб.;

б) на специализированное лицензированное программное обеспечение, обоснованные коммерческим предложением ООО ПКФ «Новая Цефея» на установку и годовое обслуживание комплекса программ 1C: Предприятие для организаций ЖКХ стоимостью в размере 70,15 тыс. руб.;

в) на приобретение лицензированной правовой системы Консультант Плюс с годовым обслуживанием для муниципальных учреждений в размере 10,3 тыс. руб. согласно прайс-листам;

г) на банковские услуги в размере 25,2 тыс. руб., согласно прайс-листу ПАО «Промсвязьбанк»;

д) на почтовые расходы, заявленные предприятием в размере 15,23 тыс. руб.;

е) прочие расходы в размере 92,034 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).

3.1 В части расходов на оплату труда АУП данный вопрос рассмотрен в пунктах 1.2 и 1.3.настоящего решения.

3.2. Расходы на консультационные услуги, заявленные регулируемой организацией на оказание услуг по проведению независимой экспертизы экономически обоснованных тарифов в сфере водоснабжения, являются необязательными расходами в рамках тарифной кампании и не подлежат удовлетворению.

3.3. В части расходов на услуги связи органом регулирования учтены данные расходы с учетом использования 3 мобильных телефонов и 1 стационарного телефона и заявленной стоимостью минимального пакета услуг связи в размере 15,84 тыс. руб. Поскольку регулируемой организацией подробного обоснования увеличения данных расходов не представлено, данные расходы не подлежат удовлетворению.

3.4. В части расходов на страхование автотранспорта регулируемой организацией заявлены расходы по программе «Угон+ущерб», что подразумевает страхование по КАСКО, которое в рамках законодательства о тарифообразовании является необязательным и, следовательно, не подлежит удовлетворению.

3.5. В части расходов на услуги спецтехники регулируемой организацией заявлены расходы исходя из предполагаемого количества аварий и среднего времени на их устранение.

Также, договором на оказание услуг спецтехники от 21.01.2020 № 21-2020, заключенным с индивидуальным предпринимателем определено, что вид техники, время подачи, место работы, продолжительность работы, а также необходимость в транспортировке силами Исполнителя указываются в заявке Заказчика, при этом сумма договора уже зафиксирована в договоре в размере 882 тыс. руб., в условиях того, что объем необходимых работ не указан ни в натуральном, ни в денежном выражении.

Таким образом, Комиссия ФАС России отмечает, что данные расходы не подлежат удовлетворению в плановом периоде, но подлежат со стороны органа регулирования анализу впоследствии в качестве фактически понесенных расходов при утверждении тарифа на 2022 год при надлежащем обосновании.

3.6. В части расходов на лицензионное программное обеспечение (ПО) регулируемая организация заявляет об учете расходов на специализированное лицензионное программное обеспечение, в качестве обоснования предоставляя коммерческое предложение ООО ПК «Новая Цефея» на установку и годовое обслуживание комплекса программ 1С: Предприятие для организаций ЖКХ в размере 70,15 тыс. руб., а также затраты на приобретение лицензированной правовой системы Консультант Плюс согласно прайс-листу для юридических лиц в размере 10,3 тыс. руб.

Департаментом учтены расходы по данной статье на заявленном МУП «СтройСервис-Хохловское» уровне.

3.7. В части расходов на коммунальные услуги регулируемой организацией заявлены расходы на основании максимального потребления планируемого к приобретению офисного оборудования и использованию офисного освещения, включая использование электроэнергии для отопления, затрат на водоотведение, расходов на вывоз твердых коммунальных отходов.

При этом регулируемой организацией не представлены документы, подтверждающие права владения (пользования) мастерскими, гаражом, по которым организацией планируется производить платежи за коммунальные услуги.

Комиссия ФАС России отмечает, что данные расходы не подлежат удовлетворению в плановом периоде, но подлежат анализу со стороны органа регулирования впоследствии в качестве фактически понесенных расходов по данной статье при утверждении тарифа на 2022 год при надлежащем обосновании.

3.8. В части расходов на техосмотр данная статья заявлена регулируемой организацией по статье «Расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение» и рассмотрена Комиссией ФАС России в пункте 1.4.5. настоящего решения.

3.9. В части расходов на материалы для ремонта заявлены расходы на приобретение приборов учета. Данные затраты необходимо учитывать по статье «Ремонтные расходы» с представлением материалов, подтверждающих обоснованность заявленных расходов, а именно ежегодный график планово-предупредительного ремонта, перечень мероприятий по капитальному и текущему ремонту, договоры, заключённые в предыдущих периодах регулирования по итогам проведённых конкурсных процедур, акты выполненных работ, пообъектный расчет стоимости ремонтных работ на период регулирования, с указанием ссылок на использование в указанном расчете нормативов расходов материалов, заключений и экспертиз технического состояния объектов, подлежащих ремонту, а также дефектных ведомостей на планируемые ремонтные работы.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия ФАС России отмечает, что данные расходы не подлежат удовлетворению.

3.10. В части расходов на обслуживание оргтехники (заправка и ремонт картриджей) регулируемой организацией заявлены расходы на покупку оргтехники на основании счета на оплату от 17.12.2019 № 4678 от ООО ПКФ «Цефея».

В соответствии с подпунктом (б) пункта 22 Основ ценообразования № 406 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов.

Учитывая отсутствие подробного обоснования в необходимости оргтехники в заявленном количестве и по заявленной цене, а также отсутствия заключенного по результатам проведения торгов договора, Комиссия ФАС России отмечает, что данные расходы не подлежат удовлетворению.

3.11. В части расходов на ремонт офиса заявлены расходы на капитальный ремонт офисного помещения, не принадлежащего МУП «СтройСервис-Хохловское», кроме того, регулируемой организацией не представлены документы, подтверждающие права владения (пользования) офисным помещением.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия ФАС России отмечает, что данные расходы не подлежат удовлетворению.

3.12. В части расходов на доставку квитанций регулируемой организацией заявлены расходы на основании письма от 16.04.2019 от УФПС Смоленской области – филиалом ФГУП «Почта России» в размере 79,01 тыс. руб., а также на основании уточненного коммерческого предложения от 18.02.2020 № 0167-01/567 от УФПС Смоленской области – филиалом ФГУП «Почта России» в размере 82,03 тыс. руб.

Департаментом учтены почтовые расходы в размере 15,21 тыс. руб.

Регулируемой организацией подробного обоснования увеличения данных расходов не представлено, в связи с чем данные расходы не подлежат удовлетворению.

3.13. В части расходов на банковские услуги регулируемой организацией заявлены расходы на основании тарифного плана «Бизнес Старт» ПАО «Промсвязьбанк» в размере 25,2 тыс. руб.

Департаментом учтены расходы по данной статье на заявленном МУП «СтройСервис-Хохловское» уровне.

3.14. В части расходов на видеонаблюдение регулируемой организацией заявлены данные расходы на основании коммерческого предложения ПАО «Ростелеком».

Комиссия ФАС России отмечает, что данные расходы не являются обязательными и, следовательно, не подлежат удовлетворению.

 

Исходя из вышеизложенного, органу регулирования необходимо пересчитать расходы по статье «Фонд оплаты труда административно-управленческого персонала» и расходы на социальные отчисления от фонда оплаты труда АУП согласно пунктам 1.2, 1.3, 1.4.1, 3.1 мотивировочной части настоящего решения, с учетом непревышения средней заработной платы работников организаций по водоснабжению на территории Смоленской области и применением индекса потребительских цен в размере 27 154 руб./мес. по всем видам персонала.

 

4. Расходы, связанные с уплатой налогов и сборов.

МУП «СтройСервис-Хохловское» заявляет об учете расходов на транспортный налог исходя из приобретения 3 автотранспортных средств и расходов на водный налог на основании расчета ставки налога 342 руб./куб. м./мес. на общую сумму 211,94 тыс. руб.

В соответствии с подпунктом (ж) пункта 38 Основ ценообразования № 406 при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования расходов, связанных с оплатой налогов и сборов.

4.1 В части расходов на транспортный налог согласно Нормативам потребности в машинах с учетом утвержденного объема реализации воды в размере 38,75 тыс. куб. м. и с использованием метода интерполяции для МУП «СтройСервис-Хохловское» потребность в легковом автотранспорте составляет 0,95 ед., что соответствует 1 автомобилю, а не 3 как заявляет регулируемая организация.

В тоже время тарифным законодательством Российской Федерации не предусмотрено включение расходов на покупку основных средств (приобретение которых на основании инвестиционной программы не возможно) в состав НВВ регулируемых организаций.

При этом в соответствии с подпунктом (д) пункта 38 Основ ценообразования № 406 при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется в том числе как сумма планируемых на очередной период регулирования расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов

Возмещение расходов на покупку основных средств (приобретение которых на основании инвестиционной программы невозможно) предусмотрено только за счет амортизационных отчислений исходя из максимального срока полезного использования в соответствии с Классификатором основных средств № 1, то есть с учетом фактически поставленных на баланс объектов основных средств.

Таким образом, Комиссия ФАС России отмечает, что учитывая отсутствие подтверждения приобретения и постановки на баланс легкового автотранспорта данные расходы не подлежат удовлетворению в плановом периоде, но подлежат анализу со стороны органа регулирования впоследствии в качестве фактически понесенных расходов при утверждении тарифа на 2022 год при надлежащем обосновании.

 

4.2 В части расходов на водный налог регулируемой организацией заявлены затраты исходя из ставки в размере 342 руб./куб. м./мес. на основании главы 333.12 Налогового Кодекса Российской Федерации в размере 208,03 тыс. руб.

Органом регулирования учтены расходы по водному налогу в размере 26,06 тыс. руб. исходя из следующего.

Порядок исчисления и налоговые ставки, применяемые при расчете водного налога, определены главой 25.2. Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 333.12. Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в рублях за 1 тыс. куб. м. воды, а не в месяц, как указано регулируемой организацией.

Согласно указанной статье при заборе воды из подземных водных объектов на территории Центрального экономического района по бассейну реки Днепр, к которому относится Смоленская область, налоговая ставка установлена в размере 342 руб. за 1 тыс. куб. м. Кроме того, указанной статьей определено, что установленная налоговая ставка в 2020 году применяется с коэффициентом 2,31. Данной статьей также установлена ставка водного налога при заборе водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения, которая с 1 января 2020 года установлена в размере 162 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

В соответствии со статьей 333.9. Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения водным налогом признается забор воды из водных объектов. Согласно пункту 2 статьи 333.10 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база при заборе воды определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. При этом в случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

Также, Департаментом в расчет тарифа на холодную питьевую воду для МУП «СтройСервис-Хохловское» включены расходы на уплату налога при упрощенной системе налогообложения, которую применяет МУП «СтройСервис-Хохловское» согласно учетной политике организации, принятой приказом от 16.12.2019 № 02, представленной в материалах дела по установлению тарифа на холодную питьевую воду.

Согласно учетной политике МУП «СтройСервис-Хохловское» применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «Доходы минус расходы». Департаментом расходы по налогу при упрощенной системе налогообложения рассчитаны в размере 1% от необходимой валовой выручки МУП «СтройСервис-Хохловское» и составили 16,87 тыс. руб.

Таким образом, по расчетам Департамента, экономически обоснованная величина расходов по статье затрат «Расходы, связанные с уплатой налогов и сборов» составляет 26,06 тыс. руб.

Комиссия ФАС России не усматривает в действиях Департамента при расчете расходов по водному налогу нарушений требований законодательства Российской Федерации в области тарифного регулирования в сфере водоснабжения.

 

Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу разногласий между МУП «СтройСервис-Хохловское» и Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (исх. от 26.04.2020 № б/н, вх. от 27.04.2020 № 76508/20), Комиссия ФАС России от 20.08.2020 № 1:

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике нарушившим положения Федерального закона № 416-ФЗ, пункты 24, 38, 51, 52 Основ ценообразования № 406 и пункт 17 Методических указаний № 1746-э при установлении тарифа на водоснабжение для МУП «СтройСервис-Хохловское» на 2020 год.

2. Частично удовлетворить требования МУП «СтройСервис-Хохловское» (исх. от 26.04.2020 № б/н, вх. от 27.04.2020 № 76508/20) и предписать Департаменту Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике пересмотреть расходы, учтенные при утверждении тарифа на услугу водоснабжения МУП «СтройСервис-Хохловское» на 2020 год, а именно:

- пересчитать расходы по статье «Фонд оплаты труда» и «Социальные отчисления от фонда оплаты труда» в соответствии с пунктами 1.2, 1.3, 1.4.1, 3.1 мотивировочной части настоящего решения;

- провести анализ расходов на охрану труда и учесть данные затраты на экономически обоснованном уровне, но в размере, не превышающем заявленные расходы в орган регулирования в рамках предоставления материалов по установлению тарифов в сфере водоснабжения, в соответствии с пунктом 1.4.2. мотивировочной части настоящего решения;

- провести анализ расходов на работы по производственному контролю за соблюдением требований санитарного законодательства в соответствии с пунктом 1.5.1 мотивировочной части настоящего решения;

- провести анализ расходов по статье «Расходы на текущий ремонт» и учесть данные затраты на экономически обоснованном уровне исходя из учета расходов на ремонт павильонов артезианских скважин и 1/7 части расходов на сооружение ограждений артезианских скважин в соответствии с пунктом 2 мотивировочной настоящего решения.

3. Результаты анализа, предусмотренного пунктом 2 резолютивной части настоящего решения, учесть в составе НВВ МУП «СтройСервис-Хохловское» при утверждении тарифа на 2021 год и отразить в экспертном заключении в соответствии с пунктом 26 Правил № 406 с учетом соблюдения требований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400, а также применения механизма «сглаживания».

4. В остальной части отказать в удовлетворении требований МУП «СтройСервис-Хохловское» (исх. от 26.04.2020 № б/н, вх. от 27.04.2020 № 76508/20).

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) Смоленской области в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2-3 резолютивной части настоящего решения решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа регулирования, принятие которого предписано пунктом 3 настоящего решения;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) Смоленской области, на котором принималось вышеуказанное решение;

- экспертное заключение по установлению тарифа на услуги водоснабжения, поставляемые потребителям МУП «СтройСервис-Хохловское» на 2021 год.

<...>

Связанные организации

Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике
ИНН 6730029638, ОГРН 1026701441568
МУП "СтройСервис-Хохловское"
ИНН 6714050174, ОГРН 1196733022408
Смоленское УФАС России
ИНН 6730031796, ОГРН 1026701444615