Предписание №СП/43023/20 ПРЕДПИСАНИЕ по рез-м проверки РЭК Кузбасса (ООО "ГЭС") от 22 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 18.06.2019 № 779/19, Акт проверки ФАС России от 23.08.2019 № 123), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «Горэлектросеть» на 2017-2019 годы,

УСТАНОВИЛ:

 

В рамках исполнения своих полномочий Региональной энергетической комиссией Кемеровской области (также далее — РЭК КО, Орган регулирования) были установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии для ООО «Горэлектросеть» (также далее - Общество) на 2017, 2018 и 2019 годы.

При установлении тарифов на 2017, 2018 и 2019 годы использовался метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее — НВВ), при этом 2017, 2018 и 2019 годы являются третьим, четвертым и пятым годами долгосрочного периода регулирования 2015-2019 годов соответственно.

НВВ на содержание для ООО «Горэлектросеть», установленная РЭК КО составила на 2015 год – 521 337,10 тыс. руб., на 2016 год – 642 078,46 тыс. руб., на 2017 г. – 695 288,53 тыс. руб., на 2018 г. – 747 890,94 тыс. руб., на 2019 г. – 762 320,66 тыс. руб.

Приказом РЭК КО от 17.02.2015 № 19 «О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2013 № 724 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций» в отношении ООО «Горэлектросеть» утверждены долгосрочные параметры регулирования, в том числе, базовый уровень подконтрольных расходов в сумме 401,282 млн. руб.

ФАС России были проанализированы материалы тарифных дел за 2015, 2017, 2018 и 2019 годы в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, и по результатам установлено следующее.

Согласно приложениям к приказу ФСТ России от 28.03.2013 № 313-э и приказу ФАС России от 19.06.2018 № 834/18 в решениях Органа регулирования указывается НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации.

РЭК КО при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2015-2019 годы в решениях указано НВВ территориальных сетевых организаций без учета оплаты услуг ПАО «ФСК ЕЭС».

Органу регулирования необходимо при принятии решений во исполнения данного предписания ФАС России руководствоваться требованиями приказа ФАС России от 19.06.2018 № 834/18.

1. Подконтрольные расходы.

Для проверки обоснованности величины и состава подконтрольных расходов, учтенных РЭК КО на 2017-2019 годы, ФАС России проанализирован Отчет на 2015 год, в котором была определена, в том числе, величина базового уровня подконтрольных расходов на 2015 год.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее — Основы ценообразования № 1178), базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. При этом базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с положениями Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э), и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Кроме того, пунктом 11 Методических указаний № 98-э предусмотрено, что уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

На момент принятия регулирующими органами решений об установлении (пересмотре) с 01.01.2015 года базового уровня подконтрольных расходов положениями, в том числе постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» не были регламентированы конкретные доли для определения базового уровня операционных расходов, который в свою очередь должен быть рассчитан с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также с использованием метода сравнения аналогов.

В условиях отсутствия закрепленной в нормативной правовой базе долевой пропорции определения базового уровня подконтрольных расходов РЭК КО был вправе принять решение самостоятельно.

Исходя из информации, отраженной в Отчете на 2015 год следует, что Орган регулирования при расчете базового уровня подконтрольных расходов на 2015 год использовал только метод экономически обоснованных расходов (затрат) и не произвел соответствующий анализ расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, что является нарушением пункта 38 Основ ценообразования и пункта 11 Методических указаний № 98-э.

1.1. Материальные затраты

1.1.1. Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо

На 2015 год РЭК КО учел расходы по данной статье в сумме 67 605,73 тыс. руб., в том числе на ГСМ -3 163,59 тыс. руб., инструмент - 1 056,81 тыс.руб., хозяйственные материалы, инвентарь - 1 203,16 тыс.руб., аварийный запас материалов на содержание электрооборудования и электрических сетей – 14 652,75 тыс.руб., Контрольно-измерительные приборы – 208,32 тыс. руб., канцтовары- 1 458,42 тыс.руб., огнетушители - 120,86 тыс. руб., Спецодежда, смывающие вещества - 6 820,39 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2015 год не представлен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в разрезе статей затрат и подстатей в нарушение пункта 29 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178, п. 11 Методических указаний № 98-э, кроме того, Органом регулирования, не представлен расчет принятой величины расходов по статьям затрат, не представлено обоснование увеличения принятых расходов по сравнению с фактическими отчетными расходами регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, принятые РЭК КО расходы по статье «Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо» на 2015 год требуют дополнительного экономического обоснования.

1.1.2. Работы и услуги производственного характера

На 2015 год РЭК КО учел расходы по данной статье в сумме 124 238,73 тыс. руб., в том числе транспорт и специтехника - 85 043,00 тыс.руб., энергетическое обследование - 5 000,00 тыс.руб., электротехнический аудит - 18 519,00 тыс.руб., обслуживание АИИС КУЭ - 9 260,00 тыс.руб.

Затраты по статье сертификация электрической энергии были заявлены ООО «Горэлектросеть» в размере 2 680,00 тыс.руб.. При этом согласно отчету ООО «АЭЭ», все расходы по статье сертификация электрической энергии, подлежащие включению в необходимую валовую выручку 2015 года, составили 3 161,99 тыс.руб.

Аналогичное замечание относится и к статье затрат техническое освидетельствование объектов, так как ООО «Горэлектросеть» было заявлено к включению 1 948,00 тыс.руб., к включению в необходимую валовую выручку 2015 года предложено 2 760,00 тыс.руб.

Кроме того, обоснование затрат по статье электротехнический аудит представлен договор об оказании услуг по электротехническому аудиту от 14.10.2014 № ЭС-60-14/ГЭС-505-14, заключенный ООО «Горэлектросеть» с ООО «Энергосбыт», в приложении № 1 к которому представлен перечень услуг по электротехническому аудиту.

В обоснование затрат по статье обслуживание АИИС КУЭ представлен договор от 14.10.2014 № ЭС-61-14/ГЭС-506-14 с ООО «Энергосбыт» об оказании комплексных услуг по обслуживанию АИИС КУЭ. При этом калькуляция затрат по данному договору рассчитана исходя из перечня услуг по электротехническому аудиту, указанному в приложении № 1 к договору от 14.10.2014 № ЭС-60-14/ГЭС-505-14 с ООО «Энергосбыт» об оказании услуг по электротехническому аудиту. Однако в данном перечне услуг отсутствуют как таковые услуги по обслуживанию АИИС КУЭ.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2015 год не представлен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в разрезе статей затрат и подстатей в нарушение пункта 29 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178, п. 11 Методических указаний № 98-э, кроме того, Органом регулирования, не представлен расчет принятой величины расходов по статьям затрат, не представлено обоснование увеличения принятых расходов по сравнению с фактическими отчетными расходами регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, принятые РЭК КО расходы на оплату работ и услуг производственного характера на 2015 год требуют подробной расшифровки в экспертном заключении и дополнительного экономического обоснования.

1.2. Затраты на оплату труда

На 2015 год РЭК КО учел расходы по данной статье в сумме 92 077,20 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

При этом ФАС России отмечает, что Экспертное заключение на 2015 год не содержит анализа фактического фонда оплаты труда, в том числе, фактической численности работников и фактической заработной платы Общества в нарушение пункта 26 Основ ценообразования № 1178, в том числе за предыдущий долгосрочный период регулирования.

При определении фактической численности персонала необходимо использовать формы № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» по соответствующему виду деятельности.

Также необходимо отметить, что при определении плановой величины расходов на оплату труда на 2015 год РЭК КО не представлен расчет в соответствии с формой П1.16 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), не указан размер принятой минимальной месячной тарифной ставки, не представлен расчет принятого среднего тарифного коэффициента.

ФАС России также отмечает, что тарификация рабочих, имеющих квалификационные разряды, должна осуществляться в диапазоне 1:18 тарифной сетки Единого тарифно-квалификационного справочника и в соответствии с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, который сохраняет роль нормативного документа для предприятий любой организационно-правовой формы. При этом, при определении среднего тарифного коэффициента, соответствующей средней ступени по оплате труда, для определения должностных окладов работников, учтенных в НВВ, максимальные тарифные коэффициенты для руководителей предприятия устанавливаются на крупных предприятиях, при шкале тарифных коэффициентов с диапазоном 1:18, что позволяет учесть объемные показатели (масштаб руководимого объекта) предприятий и подразделений.

На основании вышеизложенного, принятые РЭК КО расходы на оплату труда на 2015 год требуют дополнительного экономического обоснования. Органу регулирования необходимо отразить расчет расходов на оплату труда в соответствии с формой П1.16 Методических указаний № 20-э/2.

1.3. Прочие расходы

На 2015 год РЭК КО учел расходы по данной статье в сумме 118 222,94 тыс. руб., в том числе на ремонт основных фондов –47 245,24 тыс. руб., оплату работ и услуг сторонних организаций –47 355,22 тыс. руб., расходы на командировки и представительские –465,64 тыс. руб., расходы на подготовку кадров –502,30 тыс. руб., расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности –456,36 тыс. руб., другие прочие расходы - 12 679,14тыс. руб.

С учетом того, что расходы на оплату труда, включенные в базовый уровень подконтрольных расходов, подлежат дополнительному обоснованию, расходы по статьям «командировки и представительские расходы», «расходы на подготовку кадров» требуют дополнительного экономического обоснования.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2015 год не представлен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в разрезе статей и подстатей затрат в нарушение пункта 29 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178, п. 11 Методических указаний № 98-э.

Согласно Отчету в составе прочих расходов, включенных в базовый период подконтрольных расходов, учтены «расходы на аудиторские и консультационные услуги» в размере 2 320,10 тыс.руб., из которых:

- 1 700,00 тыс.руб. учтено на основании договора от 14.10.2014 №ГЭС-510-14 с ОАО «АЭЭ» на оказание услуг по экспертизе материалов, представляемых в целях государственного регулирования тарифов па передачу электрической энергии,

- 320,10 тыс.руб. учтено на основании договора от 01.12.2011 № 03/ЭСО-2116/ГЭС-43-12 с ГП КО «АЭЭ» на оказание услуг по экспертизе материалов для утверждения нормативов технологических потерь электрической энергии при её передаче по электрическим сетям.

Как было указано ранее, ООО «Горэлектросеть» был заключен договор от 14.10.2014 № ЭС-60-14/ГЭС-505-14 с ООО «Энергосбыт» » об оказании услуг по электротехническому аудиту, в приложении № 1 к которому представлен перечень услуг по электротехническому аудиту. Так, в указанном перечне услуг по электротехническому аудиту содержаться услуги по выполнению расчета норматива потерь при ее передачи по электрическим сетям ООО «Горэлектросеть».

Согласно пункту 22 Правил № 1178, экспертизу предложений регулируемых организаций об установлении цен (тарифов) проводит орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Результаты проведения экспертиз отражаются в экспертных заключениях органа регулирования. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников.

Как следует из отчета ОАО «АЭЭ» и обосновывающих материалов, предметом договора от 14.10.2014 № ГЭС-510-14, заключенного ООО «Горэлектросеть» с ОАО «АЭЭ», является экспертиза материалов, представляемых в целях государственного регулирования тарифов на передачу электрической энергии. Предметом договора от 01.12.2011 № 03/ЭСО-2116/ГЭС-43-12, заключенного ООО «Горэлектросеть» с ГП КО «АЭЭ», является экспертиза материалов для утверждения нормативов технологических потерь электрической энергии при её передаче по электрическим сетям.

Кроме того, ОАО «АЭЭ» в рамках государственного контракта от 06.10.2014 г. № 2014.28924, заключенного с РЭК КО, осуществляло экспертизу представленных ООО «Горэлектросеть» документов и материалов в целях государственного регулирования тарифов на передачу электрической энергии.

Учитывая, что в соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178, при установлении регулируемых цен (тарифов) не допускается повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности, по мнению ФАС России, включение в базовый уровень подконтрольных расходов затрат по статьям «расходы на аудиторские и консультационные услуги» в размере 2 320,10 тыс.руб. не соответствуют положениям Основ ценообразования и подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов.

На основании вышеизложенного, принятые РЭК КО расходы по статье «прочие расходы» на 2015 год требуют дополнительного экономического обоснования, подробной расшифровки в экспертном заключении, с учетом исключения расходов на проведение экспертизы затрат на услуги по передаче электрической энергии.

2. Неподконтрольные расходы

2.1. Плата за аренду имущества и лизинг

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду определяются исходя из величины амортизации и налога на имущество, налогов и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду. При этом лизинговые платежи могут рассматриваться регулирующими органами только в качестве источника финансирования инвестиционных программ в соответствии с пунктами 34 и 38 настоящего документа.

Кроме того, экономически обоснованная величина амортизации определяется в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования, которым предусмотрено, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Расходы на аренду на 2015 год заявлены ООО «Горэлектросеть» в размере 125 936,92 тыс.руб..

Согласно итоговой таблице с расчетом необходимой валовой выручки ООО «Горэлектросеть», являющейся приложением к отчету ОАО «АЭЭ», расходы на аренду учтены в размере 109 737,61 т.р.

ФАС России отмечает, что Экспертные заключения на 2017-2019 годы не содержат расчет и анализ экономической обоснованности фактических затрат по данной статье в нарушение пункта 23 Правил государственного регулирования и пункта 28 Основ ценообразования (страницы 48-51 отчета – пустая таблица анализа расходов на аренду).

В отчетах ОАО «АЭЭ» также не представлено информации о представленных документах арендодателей, подтверждающих величины амортизации, налога на имущество и других обязательных платежей.

В обосновывающих материалах, представленных РЭК Кемеровской области в адрес ФАС России, отсутствуют договоры аренды электросетевого комплекса и договоры аренды офисов, копии свидетельств о государственной регистрации права собственности на здания арендодателя, копии технических паспортов на арендованные здания, конкурсная документация к договорам аренды.

Органу регулирования необходимо отразить в экспертных заключениях анализ и расчет расходов по статье «Плата за аренду имущества и лизинг» в соответствии с пп. 5 п. 28 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178 с отражением документов, на основании которых принималось решение об учете расходов в указанном размере.

2.2. Амортизация ОС

Порядок учета расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) предусмотрен пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

При расчете на плановый период регулирования экономически обоснованного размера амортизации основных средств, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, в составе необходимой валовой выручки учитывается амортизация только по основным средствам, фактически введенным в эксплуатацию за последний отчетный период, за который имеются отчетные данные.

ФАС России отмечает, что Экспертные заключения РЭК КО с 2015 по 2019 год не содержат пообъектного расчета амортизационных отчислений в соответствии с требованиями п. 27 Основ ценообразования № 1178.

При этом в случае, если по данным бухгалтерского учета регулируемой организацией начисляется по основному средству объем амортизации меньший, чем в соответствии с требованиями п. 27 Основ ценообразования № 1178, к учету необходимо принимать размер амортизации в соответствии с данными бухгалтерского учета.

Также ФАС России отмечает, что при расчете фактических значений расходов по статье «Амортизация ОС» необходимо также руководствоваться требованиями п. 27 Основ ценообразования № 1178.

На основании вышеизложенного, расходы по статье «Амортизация ОС» подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

2.3. Корректировки НВВ

В силу пункта 37 Основ ценообразования № 1178 в течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно в соответствии с методическими указаниями осуществляют корректировку необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, в том числе с учетом отклонения совокупного объема инвестиций, фактически осуществленных в течение истекшего периода регулирования в рамках утвержденной (скорректированной) в установленном порядке долгосрочной инвестиционной программы, от объема инвестиций, предусмотренного утвержденной (скорректированной) в установленном порядке до начала очередного года долгосрочного периода регулирования инвестиционной программой, учтенного при установлении тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования.

Порядок проведения корректировки необходимой валовой выручки в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы определен пунктом 11 Методических указаний № 98-э.

Письмом от 12.07.2019 № ИА/59932/19 в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) ФАС России информировала, что приобретение (выкуп) объектов электросетевого хозяйства у иных собственников за счет тарифа на услуги по передаче электрической энергии может привести к принятию непосредственно уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решений, приводящих к росту капитализации отдельно взятой территориальной сетевой организации и нарушению законных прав и интересов иных субъектов электроэнергетики и потребителей.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении РЭК Кемеровской области не отражены расчеты корректировки по исполнению инвестиционной программы в соответствии с формулами Методических указаний № 228-э, не определены объем собственных средств на реализацию инвестиционной программы, предусмотренных в НВВ, установленной на предыдущие года, величина фактической стоимости (процентов) заемных средств, привлеченных для осуществления регулируемой деятельности, также не проведен анализ экономической обоснованности величины фактических расходов из прибыли (в том числе направленных на погашение кредитов), исполнения/неисполнения инвестиционной программы пообъектно.

ФАС России проанализирована информация, представленная РЭК Кемеровской области, посредством системы ФГИС ЕИАС ФАС России (шаблон — NET.INV), по выполнению мероприятий утвержденной инвестиционной программы за 2016, 2017 и 2018 гг., и выявлено значительное количество мероприятий, фактические затраты по которым, существенно превышают плановые расходы, предусмотренные утвержденной инвестиционной программой, а также мероприятия, не предусмотренные утвержденной инвестиционной программой.

В 2016 году ООО «Горэлектросеть» реализовано 42 мероприятия, не предусмотренных утвержденной (скорректированной) инвестиционной программой, а также 7 мероприятий, реализованных с отклонениями от размера финансирования предусмотренного утвержденной (скорректированной) инвестиционной программой, что является нарушением постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977.

Также в 2016 году ООО «Горэлектросеть» реализовано мероприятие «Монтаж АИИСКУЭ», реализацию которого РЭК Кемеровской области необходимо дополнительно обосновать.

В 2017 году ООО «Горэлектросеть» реализовано 32 мероприятия, не предусмотренных утвержденной (скорректированной) инвестиционной программой, а также 8 мероприятий, реализованных с отклонениями от размера финансирования предусмотренного утвержденной (скорректированной) инвестиционной программой, что является нарушением постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977.

В 2018 году ООО «Горэлектросеть» реализовано 6 мероприятий с отклонениями от размера финансирования предусмотренного утвержденной (скорректированной) инвестиционной программой, что является нарушением постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977.

При этом пунктом 27 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.

С учетом вышеизложенного, РЭК Кемеровской области необходимо провести анализ результатов исполнения ООО «Горэлектросеть» инвестиционной программы, утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также корректировку необходимой валовой выручки в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы в соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э, и настоящим Актом проверки, с указанием документов и материалов, используемых при проведении анализа, планового и фактического объема финансирования в разрезе по инвестиционным проектам, с учетом исключения расходов, в том числе на приобретение (выкуп) объектов электросетевого хозяйства у иных собственников.

2.4. Расходы на оплату потерь электрической энергии

Уровень потерь электрической энергии определяется в соответствии с п. 40(1) Основ ценообразования № 1178.

Кроме того, в соответствии с пунктом 8 статьи 25 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» при осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, может предусматриваться сохранение за такими организациями экономии, полученной ими при осуществлении регулируемых видов деятельности в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов (в том числе потерь энергетических ресурсов при их передаче), при условии, что затраты на проведение этих мероприятий не учтены и не будут учтены при установлении регулируемых цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций, не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств.

Органом регулирования не проведен анализ фактического уровня потерь и уровня потерь электрической энергии, учтенного при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования, на предмет наличия экономии, которая должна быть сохранена либо исключена из НВВ ООО «Горэлектросеть» на основании требований Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ.

В соответствии с положениями п. 81 Основ ценообразования № 1178 стоимость потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, включаемых в тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяется:

для субъектов Российской Федерации, расположенных на территориях ценовых зон оптового рынка, - на основании прогнозных рыночных цен на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке, определяемых по субъектам Российской Федерации с учетом официально опубликованных советом рынка данных о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию, цен на электрическую энергию (мощность), установленных для квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа, и информации об основных макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренного Правительством Российской Федерации на расчетный период регулирования;

с учетом сбытовой надбавки и величины платы за услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией и цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию.

В нарушение пункта 23 Правил государственного регулирования Экспертное заключение РЭК КО на 2015 год не содержит расчет уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.

Таким образом, расходы на оплату потерь электрической энергии на 2015-2019 годы подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области нарушившей пункты 26, 27, 28, 29, 31, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также положения Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.07.2020 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики:

2.1. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «Горэлектросеть» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отобразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета/неучета представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, по следующим статьям затрат:

- «Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо» на 2015 год;

- «Работы и услуги производственного характера» на 2015 год;

- «Затраты на оплату труда» на 2015 год;

- «Оплата работ и услуг сторонних организаций» на 2015 год;

- «Расходы на командировки и представительские» на 2015 год;

- «Расходы на подготовку кадров» на 2015 год;

- «Расходы на страхование» на 2015 год;

- «Другие прочие расходы» на 2015 год;

- «Плата за аренду имущества и лизинг» на 2017-2019 годы;

- «Амортизация ОС» на 2017-2019 годы;

- «Корректировка необходимой валовой выручки в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы» на 2017-2019 годы;

- «Расходы на оплату потерь электрической энергии» на 2017-2019 годы.

2.2. Исключить из базового уровня подконтрольных расходов ООО «Горэлектросеть», утвержденных на 2015 год и последующие годы расходы по статье «расходы на аудиторские и консультационные услуги» в размере 2 320,10 тыс.руб.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов ООО «Горэлектросеть» за 2015 год в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также величину необходимой валовой выручки ООО «Горэлектросеть» на 2015-2019 годы в соответствии с положениями Основ ценообразования, а также Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике исключить, выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ООО «Горэлектросеть» 2020 года и пересмотреть установленные индивидуальные и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год в срок до 01.07.2020.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правлений органа исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «Горэлектросеть», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

Связанные организации

Кемеровское УФАС России
ИНН 4207012419, ОГРН 1034205025799
Региональная энергетическая комиссия Кузбасса
ИНН 4207044509, ОГРН 1144205012808