Предписание №СП/40218/24 ПРЕДПИСАНИЕ Государственному комитету по ценовой политике Ре... от 13 мая 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПРЕДПИСАНИЕ
02 мая 2024 г. г. Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее — Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее – ГКЦ РС (Я), орган регулирования) обязательных требований, в том числе отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований от 01.12.2023 № 31-32073-С/23 (далее – Отчет), а также возражения в отношении Отчета (письма исх. от 11.12.2023 № 23/02и-2944; рег. от 19.12.2023 № 202150-ЭП/23; исх. от 02.02.2024 № 23/02и-268; рег. от 02.02.2024 № 17250-М/24), в ходе которого выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, допущенные ГКЦ РС (Я) при установлении тарифа для регионального оператора ООО «Сайдам» (далее - регулируемая организация, региональный оператор) на 2023 год,
УСТАНОВИЛА:
Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования № 484) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования № 484), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 (далее – Методические указания № 1638/16).
Пунктом 16 Основ ценообразования № 484 установлено, что необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.
Согласно пункту 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования содержит:
а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;
б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;
в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;
г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;
д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе, научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества и использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.
В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования № 484 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с Методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлениями ГКЦ РС (Я) от 15.03.2022 № 22 и от 17.11.2022 № 223 (ред. от 29.09.2023) установлены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Сайдам» на 2022, 2023 гг.
Из протокола заседания Правления Государственного Комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 17.11.2022 № 136/1-пр следует, что региональным оператором ООО «Сайдам» не была подана тарифная заявка на 2023 год, в связи с чем НВВ регионального оператора определена ГКЦ РС (Я) из расчета сохранения действующего предельного единого тарифа в соответствии с пунктом 10.1 протокола заседания Межведомственной ценовой комиссии Республики Саха (Якутия) у председателя Правительства Республики Саха (Якутия) по вопросу прогноза тарифов на 2023 год от 12.10.2022 г. № ПР-278-П1 на прогнозный объем твердых коммунальных отходов.
По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании ООО «Сайдам» на 2023 г., в том числе представленного экспертного заключения органа регулирования о проведенной экспертизе экономической обоснованности тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Сайдам» на 2023 год, установлено следующее.
Наименование муниципального образования |
Период |
Предельный единый тариф, руб./м3 (НДС не облагается) |
НВВ на 2023 год, тыс. руб. |
«Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) |
01.12.2022 - 31.12.2023 |
665,18 |
19 509,66 |
1. Собственные расходы на содержание и расходы на агентские сборы, учтенные в составе НВВ регионального оператора на 2023 год.
Величины собственных расходов на содержание и расходов на агентские сборы, учтенные органом регулирования в составе НВВ регионального оператора ООО «Сайдам» на 2022-2023 гг., представлены в таблице № 1.
Таблица № 1 (тыс. руб.)
Год |
Собственные расходы на содержание, тыс. руб. |
Расходы на агентские сборы, тыс. руб. |
2022 год |
4 611,818 |
220,546 |
2023 год |
5 746,172 |
274,793 |
Изменения |
24,6 % |
24,6 % |
Разделом VI Методических указаний № 1638/16 предусмотрены особенности формирования единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Отмечаем, что в соответствии с пунктом 91 Методических указаний № 1638/16, если иное не предусмотрено соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, индексация собственных расходов регионального оператора производится по формуле (51):
где:
- прочие расходы регионального оператора, предусмотренные пунктом 87 Методических указаний № 1638/16 (за исключением расходов на транспортирование, сбытовых расходов регионального оператора), соответственно в годах (i + 1), i, руб.;
ИПЦi-1, ИПЦi - индексы потребительских цен, определенные на основании параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации соответственно на (i-1)-й и i-й годы при расчете долгосрочных тарифов.
Таким образом, учтенные ГКЦ РС (Я) собственные расходы на содержание регионального оператора и расходы на агентские сборы на 2023 год превышают рассчитанное по формуле (51) Методических указаний № 1638/16 значение на 898,65 тыс. руб.
На основании вышеизложенного, поскольку действия органа регулирования привели к увеличению расходов ООО «Сайдам» на 2023 год, экономически необоснованные расходы в размере 898,65 тыс. руб. (в том числе 857,64 тыс. руб. в части собственных расходов на содержание, и 41,01 тыс. руб. в части расходов на агентские сборы) подлежат исключению из состава НВВ регионального оператора ООО «Сайдам».
2. Расчетная предпринимательская прибыль.
При установлении предельного единого тарифа ООО «Сайдам» на 2023 год органом регулирования в составе НВВ регионального оператора была учтена расчетная предпринимательская прибыль в размере 762,74 тыс. руб.
Из экспертного заключения на 2023 год следует, что размер РПП определялся ГКЦ РС (Я) из расчета 5 % от расходов на транспортирование ТКО и собственных расходов регионального оператора.
Согласно пункту 90(1) Основ ценообразования № 484 расчетная предпринимательская прибыль регионального оператора определяется в размере 5 % от расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, выполняемых региональным оператором самостоятельно (за исключением расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по транспортированию твердых коммунальных отходов), и расходов на заключение и обслуживание договоров с собственниками твердых коммунальных отходов и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При этом из экспертного заключения на 2023 год не представлялось возможным определить, осуществляется ли транспортирование ТКО исключительно собственными силами ООО «Сайдам», в связи с чем ГКЦ РС (Я) необходимо было представить дополнительные документы в указанной части, что было отмечено в Отчете.
В возражениях на Отчет органом регулирования отражено, что органом регулирования не произведена проверка на предмет соблюдения пункта 90 (1) Основ ценообразования № 484.
ГКЦ РС (Я) также отмечает, что региональным оператором ООО «Сайдам» производится транспортирование ТКО по договорам транспортирования, в связи с чем, необоснованно учтенные средства будут исключены из состава НВВ при установлении предельного единого тарифа региональному оператору ООО «Сайдам» в размере 1 244,0 тыс. руб. на 2024 год.
В свою очередь ГКЦ РС (Я) при установлении тарифа для ООО «Сайдам» на 2024 год на основании Отчета исключены экономически необоснованные денежные средства на РПП за 2023 год в размере 768,573 тыс. руб., что меньше отраженной в возражениях суммы на 475,427 тыс. руб.
Однако экономическое обоснование указанных несоответствий отсутствует.
Таким образом, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ в указанной части, исключив оставшиеся экономически необоснованные денежные средства за 2023 год из состава НВВ регионального оператора.
На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Признать Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) нарушившим пункт 16 Основ ценообразования № 484, пункт 91 Методических указаний № 1638/16.
2. Органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.07.2024 (включительно) устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО, допущенные Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора ООО «Сайдам» по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2023 год, а именно:
- исключить собственные расходы на содержание и расходы на агентские сборы из состава НВВ ООО «Сайдам» согласно мотивировочной части настоящего предписания;
- произвести дополнительный анализ и расчет расходов на расчетную предпринимательскую прибыль, исключив оставшиеся экономически необоснованные денежные средства за 2023 год из состава НВВ регионального оператора, отразив подробный анализ и расшифровку расчетов в экспертном заключении в соответствии с мотивировочной части настоящего предписания, отразив результаты расчета в экспертном заключении согласно пункту 18 Правил регулирования тарифов № 484;
- пересчитать при необходимости взаимозависимые от перечисленных в настоящем пункте статьи затрат.
3. Органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие экономически обоснованный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Сайдам» на 2024 год во исполнение пункта 2 резолютивной части настоящего предписания.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предусмотренных резолютивной частью настоящего предписания, письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решения органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которого предписано пунктом 2 резолютивной части настоящего предписания;
- протокола заседания Правления органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на котором принималось вышеуказанное решение;
- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Сайдам» на территории Республики Саха (Якутия).
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель Комиссии ФАС России |
С.А. Пузыревский |
|
|
|
|