Предписание №СП/35901/19 без аннотации от 26 апреля 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПРЕДПИСАНИЕ
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными расходами, в ходе которого были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), допущенные Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (далее - Департамент, орган регулирования) при установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Чистый след»,
УСТАНОВИЛ:
Государственное регулирование цен (тарифов) в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования № 484).
Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Методические указания № 1638/16).
Тариф для регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Чистый след» на 2019 год установлен приказом Департамента от 14.12.2018 № 664-р «Об установлении ООО «Чистый след» предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Западной зоне Вологодской области» и составляет для населения 643,72 руб./куб.м или 4 951,7 руб./т.
Величина необходимой валовой выручки (далее - НВВ) регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год органом регулирования учтена при утверждении предельного единого тарифа для ООО «Чистый след» в размере 900 478,0 тыс. руб.
При этом, ФАС России отмечает, что величина НВВ учтена органом регулирования согласно конкурсной документации об отборе региональных операторов по обращению с ТКО, которая определяет максимальный размер расходов, в том числе размер собственных расходов регионального оператора, расходов на транспортирование ТКО и расходов операторов по обращению с ТКО.
Генеральной прокуратурой Российской Федерации в адрес ФАС России письмом исх. от 27.02.2019 № 73/1-414-2019, вх. от 18.03.2019 № 45051/19 направлены материалы проверки установленных тарифов в сфере обращения с ТКО, проведенной прокуратурой Вологодской области (далее - проверка прокуратуры Вологодской области), по результатам которой выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации, допущенные органом регулирования при установлении тарифа для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Чистый след».
В материалах проверки прокуратуры Вологодской области указано, что в комплекте документов, представленном ООО «Чистый след» для участия в конкурсном отборе региональных операторов по обращению с ТКО, отсутствуют документы, подтверждающие достоверность и экономическое обоснование расходов, учтенных Департаментом при определении размера НВВ региональных операторов по обращению с ТКО.
Согласно пункту 8 Правил регулирования № 484 к заявлению об установлении тарифов в орган регулирования региональный оператор по обращению с ТКО прикладывает обосновывающие материалы, в том числе расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных.
В соответствии с пунктом 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования содержит: а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг; б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации; в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях; г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов; д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.
В этой связи единый тариф по обращению с ТКО устанавливается органом регулирования в экономически обоснованном размере по результатам экспертизы представленных регулируемой организацией обосновывающих документов и материалов, соответствующие расчёты отражаются в экспертном заключении по установлению тарифов.
Согласно пункту 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.
В соответствии с пунктом 9 Методических указаний № 1638/16 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых ей для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности с учетом положений пункта 10 Методических указаний № 1638/16.
Согласно пункту 10 Методических указаний № 1638/16 при определении необходимой валовой выручки учитываются расходы регулируемых организаций на реализацию предусмотренных инвестиционными и производственными программами регулируемых организаций мероприятий в экономически обоснованных размерах, обеспечивающих достижение плановых значений показателей эффективности, а также мероприятий, предусмотренных концессионными соглашениями, соглашениями о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, договорами аренды.
Так как органом регулирования не отражен необходимый и достаточный анализ расходов, учтенных в составе НВВ ООО «Чистый след» в Экспертном заключении по установлению тарифов, Департаменту необходимо провести указанный анализ всех расходов, входящих в состав НВВ согласно положениям Федерального закона № 89-ФЗ, Основ ценообразования № 484, Правил регулирования № 484, а также Методических указаний № 1638/16 и отразить его в Экспертном заключении по установлению тарифов согласно пункту 18 Правил регулирования № 484.
В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования № 484 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с Методическими указаниями № 1638/16 на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Объемы ТКО по Вологодской области отражены в территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Вологодской области, утвержденной приказом Департамента от 29.12.2016 № 174 (далее - Территориальная схема).
Согласно экспертному заключению Департамента по материалам рассмотрения дела об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в Западной зоне Вологодской области ООО «Чистый след» на 2019 год, объемы ТКО приняты органом регулирования по заявке регионального оператора по обращению с ТКО согласно Территориальной схеме.
Объемы ТКО, принятые органом регулирования при расчете тарифов для двух региональных операторов по обращению с ТКО, осуществляющих деятельность на территории Вологодской области, а именно для ООО «АкваЛайн» - 279 827 т, для
ООО «Чистый след» - 218 225 т, что в сумме составляет 498 052 т.
При этом, согласно данным Территориальной схемы количество ТКО, образующихся на территории Вологодской области (таблица 14), на 2016 год составляет 493 509 т/год, прогнозное значение на 2019 год (таблица 14) - 496 414 т/год. Также ФАС России отмечает, что в Территориальной схеме отсутствует информация об объемах образования ТКО в единицах измерения - куб. м. Указанное обстоятельство свидетельствует о несоответствии объемов реализации услуг, отраженных в тарифном решении и Территориальной схеме, в связи с чем ФАС России считает целесообразным привести объемы реализации услуг к единообразию исходя из корректных данных.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Департаменту топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области в срок до 01.06.2019 (включительно) привести в соответствие с действующим законодательством экспертные заключения об установлении цен (тарифов) в отношении ООО «Чистый след», а именно провести подробный анализ, отразив его в экспертном заключении с приложением соответствующих расчетов экономической обоснованности необходимой валовой выручки регулируемой организации.
2. Скорректировать необходимую валовую выручку ООО «Чистый след» в случае выявления по результатам анализа, указанного в пункте 1 резолютивной части настоящего предписания, экономически необоснованных расходов.
3. Органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.06.2019 (включительно) в случае необходимости принять решение об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Вологодской области для ООО «Чистый след» на 2019 год в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами с учетом пунктов 1 и 2 резолютивной части настоящего предписания.
4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 1 - 3 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии
- решения органа исполнительной власти Вологодской области в области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Вологодской области в области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на котором принималось решение во исполнение настоящего предписания;
- экспертного заключения по делу об установлении регулируемого тарифа в части оказываемых услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.
|
|
С.А. Пузыревский |