Предписание №СП/98156/22 ПРЕДПИСАНИЕ Комитету по тарифам Республики Алтай (тариф реги... от 26 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

г. Москва

 

Статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной документарной проверки Комитета по тарифам Республики Алтай, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 24.09.2021 № 1024/21 (с изм. от 26.10.2021 № 1182/11), Акт проверки ФАС России от 29.11.2021 № 132/21), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, допущенные органом исполнительной власти Республики Алтай при установлении тарифов для ООО «Экобезопасность» (далее — регулируемая организация) на 2019-2021 гг.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

На основании приказа ФАС России от 24.09.2021 № 1024/21 «О проведении плановой выездной документарной проверки Комитета по тарифам Республики Алтай» (с изм. от 26.10.2021 № 1182/11) проведена внеплановая выездная документарная проверка в отношении установленных Комитетом по тарифам Республики Алтай (далее – Комитет, орган регулирования) тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) и на услугу по захоронению ТКО на 2019-2021 годы для ООО «Экобезопасность».

Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Методические указания № 1638/16).

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Согласно пункту 12 Основ ценообразования № 484 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:

а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора);

б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

Согласно пункту 22 Правил регулирования № 484 орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования № 484 и Методическими указаниями № 1638/16 не подтверждена.

Согласно пункту 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

По результатам анализа документов и материалов тарифных кампаний ООО «Экобезопасность», в том числе представленных экспертных заключений Комитета по установлению тарифов для «Экобезопасность» на 2019 - 2021 годы, установлено следующее.

ООО «Экобезопасность» является региональным оператором, оказывающим услуги в сфере обращения ТКО на территории АПО-2 Республики Алтай.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО «Экобезопасность» является деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки. При этом ООО «Экобезопасность» имеет 40 дополнительных видов деятельности, среди которых: сбор, обработка и утилизация отходов.

Необходимая валовая выручка (далее - НВВ) и тарифы, учтенные органом регулирования для ООО «Экобезопасность» на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, представлены в таблице:

 

Год

НВВ, тыс. руб.

Тариф, руб./куб. м

Тариф, руб./т

2019

65 479,65

509,57

2 595,49

2020

67 500,12

512,91

2 564,56

2021

64 666,85

475,23

2 376,13

 

На основании анализа учтенных органом регулирования расходов для ООО «Экобезопасность» в разрезе статей затрат выявлено, что основная часть расходов регионального оператора приходится на затраты на сбор и транспортирование ТКО, которые составляют от НВВ регионального оператора порядка 60 %, а также на расходы по захоронению ТКО – 25 %.

Предметом проводимой ФАС России проверки являлись расходы регионального оператора, учтенные органом регулирования при установлении тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2019-2021 годы.

Согласно пункту 92 Методических указаний № 1638/16 корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на очередной период регулирования рассчитывается по формуле (52), предусматривающей корректировку необходимой валовой выручки регионального оператора с учетом фактической величины необходимой валовой выручки регионального оператора в (i-2)-м году, выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, а также корректировку необходимой валовой выручки в связи с возмещением расходов и недополученных доходов, предусмотренных пунктом 12 Методических указаний № 1638/16, а также в связи с исключением необоснованно полученных доходов регионального оператора, предусмотренных пунктом 12 Основ ценообразования № 484.

Таким образом, согласно требованиям законодательства Российской Федерации плановые расходы регионального оператора, учтенные Комитетом на 2019-2021 годы в составе НВВ ООО «Экобезопасность», подлежат корректировке согласно пункту 92 Методических указаний № 1638/16 и учету в регулируемых тарифах, начиная с 2021 года (для НВВ 2019 года), с 2022 года (для НВВ 2020 года), с 2023 года (для НВВ 2021 года).

По результатам проведенного анализа представленных органом регулирования обосновывающих материалов Инспекцией ФАС России был составлен Акт проверки от 29.11.2021 № 132/21, на который Комитетом письмом от 12.04.2022 № 67831-ЭП/22 в адрес ФАС России были направлены возражения и пояснения.

Необходимо отметить, что в рамках анализа НВВ регионального оператора за 2019 год Инспекцией ФАС России в Акте проверки от 29.11.2021 № 132/21 обращено внимание на то, что в представленном Комитетом экспертном заключении на 2021 год отражено, что результаты деятельности регионального оператора ООО «Экобезопасность» за 2019 год определены органом регулирования в размере (– 7 042,63) тыс. руб., при этом указанные излишне полученные доходы не исключены Комитетом из состава НВВ регулируемой организации и планируются к исключению в последующие периоды регулирования.

В свою очередь, в экспертном заключении на 2021 год отсутствуют заявленные регулируемой организацией параметры по корректировке НВВ за 2019 год.

Фактические расходы ООО «Экобезопасность» за 2019 год приняты Комитетом в размере 40 150,81 тыс. руб. (собственные расходы регионального оператора) согласно шаблону BALANCE.CALC.TARIFF.OTKO.2019. FACT.BKR._(v1.0.1).

В Акте проверки Инспекция ФАС России отмечала об отсутствии в представленных Комитетом обосновывающих материалах расшифровки (постатейного перечня) фактических расходов за 2019 год, признанных органом регулирования экономически обоснованными.

Кроме того, отсутствовали сведения об анализе органом регулирования начисленных ООО «Экобезопасность» платежей за оказанную услугу регионального оператора в 2019 году согласно отчетным документам.

Таким образом, признанный Комитетом финансовый результат ООО «Экобезопасность» за 2019 год в размере (– 7 042,63) тыс. руб. требовал дополнительного экономического обоснования, в том числе в части заявленных ООО «Экобезопасность» требований.

При этом в направленных Комитетом возражениях органом регулирования отмечено отсутствие в материалах тарифного дела на 2021 год документов со стороны регулируемой организации, подтверждающих результаты финансово-хозяйственной деятельности за 2019 год, в связи с чем приняты сведения шаблона BALANCE.CALC.TARIFF.OTKO.2019. FACT.BKR._(v1.0.1). Иных доводов, а также обосновывающих материалов представленные Комитетом возражения не содержат.

В этой связи признанные органом регулирования фактические расходы регионального оператора за 2019 год в размере 40 150,81 тыс. руб. не могут быть приняты как экономически обоснованные, как и принятый Комитетом финансовый результат ООО «Экобезопасность» за 2019 год в размере (– 7 042,63) тыс. руб., в связи с чем органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ фактических расходов регионального оператора за 2019 год, запросив необходимые сведения, подтверждающие фактически понесенные затраты ООО «Экобезопасность» за 2019 год, на соответствие произведенных затрат требованиям законодательства Российской Федерации в сфере тарифного регулирования, по итогам которого в случае выявления факта отсутствия экономического обоснования и документарного подтверждения вышеуказанных затрат со стороны ООО «Экобезопасность» Комитету необходимо исключить экономически необоснованные расходы 2019 года из состава необходимой валовой выручки регионального оператора.

В случае отсутствия надлежащего подтверждения и обоснования со стороны ООО «Экобезопасность» фактические расходы регионального оператора за 2019 год должны быть исключены органом регулирования в полном объеме при определении корректировки необходимой валовой выручки регионального оператора за 2019 год.

Вместе с тем в отношении отдельных учтенных Комитетом статей затрат на 2019-2021 годы обращаем внимание на следующие обстоятельства.

1. Расходы на сбор и транспортирование ТКО.

Расходы на сбор и транспортирование ТКО учтены Комитетом в составе НВВ регионального оператора ООО «Экобезопасность» на 2019-2021 гг. в следующих размерах:

 

Год

Расходы на сбор и транспортирование ТКО, тыс. руб.

2019

43 325,94

2020

46 050,64

2021

39 569,94

 

Согласно пункту 90 Основ ценообразования № 484 в расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов включаются расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов, предусмотренных схемой потоков твердых коммунальных отходов, содержащейся в территориальной схеме, в том числе от мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, до объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, а также от указанных объектов до объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 88 Методических указаний № 1638/16 расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование твердых коммунальных отходов, и (или) собственных расходов регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов, осуществляемых региональным оператором, с учетом положений пунктов 12, 14 Основ ценообразования № 484.

Договоры на оказание услуг по транспортированию ТКО отсутствуют в материалах тарифного дела.

Из экспертных заключений на 2019-2021 годы следует, что расходы на сбор и транспортирование ТКО определялись органом регулирования на основании проведенного Комитетом расчета, при этом региональным оператором не проводились торги на транспортирование ТКО в нарушение положений Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133.

В составе расходов на транспортирование ТКО Комитетом были учтены: расходы на амортизацию транспортных средств, расходы на ремонт, транспортный налог, расходы на топливо и ГСМ, заработную плату и социальные отчисления, а также расходы на предрейсовые осмотры, спецодежду и расчетная предпринимательская прибыль.

1.1 Расходы на амортизационные отчисления по транспортным средствам, осуществляющим транспортирование ТКО.

В составе НВВ регионального оператора предусмотрен учет расходов на возмещение амортизационных отчислений по транспортным средствам (в том числе арендуемым), используемым в процессе транспортирования ТКО, которые определяются как сумма отношений стоимости амортизируемых транспортных средств к сроку их полезного использования, соответствующему максимальному сроку полезного использования, установленному Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее – Классификатор).

Расходы на амортизационные отчисления по транспортным средствам, осуществляющим транспортирование ТКО, на 2020 год определялись органом регулирования в размере расходов, учтенных на 2019 год для ООО «Экобезопасность».

При этом указанные расходы на 2019 год рассчитывались Комитетом (на примере Шебалинского района) от средней цены мусоровоза в размере 955,000 тыс. руб. и максимального срока полезного использования – 6 лет, при этом в представленных органом регулирования материалах отсутствуют сведения о наличии в материалах тарифного дела первичных документов (инвентарных карточек, актов ввода в эксплуатацию, договоров аренды), подтверждающих первоначальную стоимость основных средств, изменение стоимости основных средств, срок службы, дату, когда эти изменения происходили и вводились объекты, амортизационную группу, а также фиксирующие проведение переоценки основных средств с выделением объектов, непосредственно участвующих в технологическом процессе.

Необходимо также отметить, что количество амортизируемых транспортных средств на 2020 год было учтено Комитетом для ООО «Экобезопасность» в размере 23,20 единиц.

При определении расходов на амортизационные отчисления по транспортным средствам, осуществляющим транспортирование ТКО, на 2021 год Комитет руководствовался представленным ООО «Экобезопасность» списком транспортных средств, имеющих отношение к транспортированию ТКО.

Так, Комитетом на 2021 год было учтено 8 единиц транспортных средств, 7 из которых имеют срок полезного использования - 5 лет.

Согласно Классификатору имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно относится к 3 амортизационной группе, свыше 5 лет до 7 лет – к 4 амортизационной группе. При этом в представленных органом регулирования материалах отсутствует обоснование отнесения эксплуатируемых ООО «Экобезопасность» мусоровозов к 3 и 4 амортизационным группам, в связи с чем указанное было отражено Инспекцией ФАС России в Акте проверки от 29.11.2021 № 132/21 и сделан вывод о необходимости предоставления дополнительного обоснования со стороны Комитета.

В ответ на Акт проверки от 29.11.2021 № 132/21 органом регулирования были направлены возражения (письмо от 12.04.2022 № 67831-ЭП/22), в которых Комитет указывает на то, что ввиду того, что регулируемой организацией не были представлены подтверждающие документы по рассматриваемой статье затрат на 2019-2020 гг., Комитетом расчет расходов на амортизационные отчисления произведен из анализа расчета потребности в мусоровозах, произведенного из условия необходимости вывоза всего образуемого объема отходов, среднерыночной стоимости мусоровозов и максимального срока полезного использования.

В отношении обоснования тарифной кампании 2021 года Комитет указывает в ответе на Акт проверки от 29.11.2021 № 132/21 на то, что органом регулирования будет дополнительно проведен анализ отнесения ООО «Экобезопасность» мусоровозов к соответствующей амортизационной группе и отражен в экспертном заключении.

Иных обосновывающих доводов и документов по рассматриваемой статье затрат не представлено Комитетом в адрес ФАС России.

При этом согласно Классификатору грузовые автомобили, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т, относятся к 5 амортизационной группе, максимальный срок полезного использования в которой является 10 лет включительно.

В этой связи, учитывая, что ООО «Экобезопасность» не был представлен в материалах тарифного дела полный пакет обосновывающих документов, подтверждающих экономическую обоснованность амортизационных затрат за 2019-2021 гг., Комитету необходимо провести дополнительный анализ экономической обоснованности расходов на амортизационные отчисления за 2019-2021 годы по транспортным средствам, осуществляющим транспортирование ТКО, запросив при необходимости обосновывающие материалы у регулируемой организации, с учетом максимального срока полезного использования, закрепленного в Классификаторе, исключив учтенные экономически необоснованные расходы из состава НВВ регионального оператора.

При этом в отношении учтенных амортизационных отчислений по транспортным средствам в 2019-2020 гг. в связи с тем, что при установлении тарифов на 2019-2020 гг. Комитет руководствовался собственными расчетами в отсутствие подтверждающих документов со стороны регулируемой организации, а количество учтенных транспортных средств превышало показатель, учтенный на 2021 год, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ экономической обоснованности учтенных расходов на 2019-2020 гг., в том числе с учетом первичных документов, а также подтверждения ООО «Экобезопасность» фактической эксплуатации всего учтенного амортизируемого имущества, по результатам которого исключить экономически необоснованные средства из состава НВВ регионального оператора.

1.2. Расходы на проведение предрейсовых осмотров.

В рамках проводимой проверки в представленных органом регулирования материалах отсутствовали обоснование и расчет учтенных расходов на проведение предрейсовых осмотров, учтенных на 2020 год в размере 2 318,16 тыс. руб.

Расходы на предрейсовые осмотры приняты Комитетом для ООО «Экобезопасность» на 2021 год в размере 267,83 тыс. руб., при этом при расчете предрейсовых осмотров учтено 365 дней, однако на стр. 20 экспертного заключения отражено, что количество раз вывоза ТКО в год в соответствии с расчетом по СанПиН 42-128-4690-88, по расчету органа регулирования, составляет 239 раз в МО «Онгудайский район», 232 раза в МО «Усть-Канский район», 235 раз в МО «Усть-Коксинский район» и 247 раз в МО «Шебалинский район».

Таким образом, ввиду отсутствия в представленных органом регулирования материалах пояснений проведения расчета на медицинские осмотры исходя из 365 дней указанное требовало дополнительного обоснования со стороны органа регулирования, что было отражено в Акте проверки от 29.11.2021 № 132/21.

Кроме того, при определении расходов на предрейсовые осмотры на 2021 год Комитетом приняты расходы на 10,90 единиц техники и индекс потребительских цен, определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год, в размере 103,6 %. Ввиду отсутствия в представленных органом регулирования материалах пояснений необходимости применения индекса потребительских цен в размере 103,6 %, а также учитывая, что при расчете тарифа Комитетом амортизационные отчисления учтены на 8 мусоровозов, указанное требовало дополнительного обоснования со стороны органа регулирования.

В возражениях на Акт проверки от 29.11.2021 № 132/21 (письмо от 12.04.2022 № 67831-ЭП/22) орган регулирования согласился с доводами, отраженными Инспекцией ФАС России по учтенным расходам на проведение предрейсовых осмотров на 2020 год.

В отношении расходов на проведение предрейсовых осмотров на 2021 год Комитет указывает на то, что количество раз вывоза ТКО в год произведен Комитетом в соответствии с расчетом по СанПиН 42-128-4690-88 и составляет 239 раз в МО «Онгудайский район», 232 раза в МО «Усть-Канский район», 235 раз в МО «Усть-Коксинский район» и 247 раз в МО «Шебалинский район» из каждого места сбора отходов, из чего следует, что количество рейсов мусоровозов и расходов на предрейсовый осмотр принято Комитетом в расчет исходя из ежедневной работы (за исключением нормативного времени на техническое обслуживание и ремонт).

Из отраженной Комитетом позиции не представляется возможным установить экономическую обоснованность учтенных расходов.

В отношении расчета расходов на предрейсовые осмотры на 2021 год исходя из 10,90 единиц техники, а также с учетом применения индекса потребительских цен в размере 103,6 % в возражениях на Акт проверки от 29.11.2021 № 132/21 Комитет указал, что им будет дополнительно проведен анализ в отношении отнесения мусоровозов к соответствующей амортизационной группе. Иных обоснований и обосновывающих материалов возражения не содержат.

На основании вышеизложенного, Комитету необходимо провести дополнительный анализ расходов на проведение предрейсовых осмотров за 2020 – 2021 годы с учетом данных бухгалтерской отчетности, подтверждающих фактически понесенные расходы ООО «Экобезопасность», по результатам которого в случае выявления учтенных экономически необоснованных расходов на проведение предрейсовых осмотров за указанный период, органу регулирования необходимо исключить их из состава НВВ регулируемой организации.

1.3. Численность водителей и рабочих, учтенная при определении расходов регионального оператора.

При определении расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды, расходов на спецодежду, инвентарь на 2021 год Комитетом принималась численность водителей и рабочих в размере 34 ед. (17 ед. водителей и 17 ед. рабочих).

В возражениях на Акт проверки от 29.11.2021 № 132/21 Комитет отмечает, что в соответствии с нормами для работы потребуется всего 34 ед. персонала. Численность 34 ед. принята на основании норм 2.2.1.2. «Рекомендации по нормированию труда работников предприятий внешнего благоустройства. Часть 1. Рекомендации по нормированию труда работников предприятий по эксплуатации дорожного, зеленого хозяйства и санитарной очистки городов» (утв. Приказом Минстроя РФ от 06.12.1994 № 13), согласно составу работы, требуется водитель автомобиля (установка машины для уборки труднодоступных мест и разгрузки, управление механизмом при разгрузке) и грузчик (перевод вспомогательного подборщика в рабочее положение. Открывание и закрывание заслонки основного подборщика, крышек урн, различных мусоросборников, решеток под деревьями. Уборка труднодоступных мест, куч мусора и опавших листьев. Подбор и погрузка крупных предметов. Перевод вспомогательного подборщика в транспортное положение. Очистка бункеров от смета при разгрузке).

При этом соответствующий расчет не представлен Комитетом в адрес ФАС России.

Таким образом, на 8 транспортных средств учтено 34 ед. персонала, то есть на 1 транспортное средство приходится 4,25 ед. персонала.

В связи с тем, что исходя из имеющихся в распоряжении ФАС России обосновывающих документов не представляется возможным установить экономическую обоснованность учтенной Комитетом численности на 2021 год в размере 34 ед. органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ численности персонала ООО «Экобезопасность», задействованного в процессе транспортирования ТКО, в том числе в части фактически задействованного персонала в 2021 году на основании данных, подтвержденных бухгалтерской и статистической отчетностью.

Таким образом, органу регулирования необходимо исключить экономически необоснованные расходы (расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды, на спецодежду, инвентарь), учет которых производился Комитетом на 2021 год из расчета 34 ед. персонала, из состава НВВ ООО «Экобезопасность».

1.4. Расходы на ГЛОНАСС.

При определении расходов на установку и обслуживание системы ГЛОНАСС на 2021 год Комитетом приняты расходы на 10,781974 единиц техники и индекс потребительских цен, определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год, в размере 103,6 %. Ввиду отсутствия в представленных органом регулирования материалах пояснений необходимости применения индекса потребительских цен в размере 103,6 %, а также учитывая, что при расчете тарифа Комитетом амортизационные отчисления учтены на 8 мусоровозов, указанное требовало дополнительного обоснования со стороны органа регулирования.

В возражениях на Акт проверки от 29.11.2021 № 132/21 Комитет указал, что им будет дополнительно проведен анализ в отношении отнесения мусоровозов к соответствующей амортизационной группе. Иных обоснований возражения не содержат.

На основании вышеизложенного, Комитету необходимо провести дополнительный анализ расходов на установку и обслуживание системы ГЛОНАСС на 2021 год с учетом данных бухгалтерской отчетности, подтверждающих фактически понесенные расходы ООО «Экобезопасность», по результатам которого исключить экономически необоснованные расходы из состава НВВ регулируемой организации.

 

1.5. Расходы на ремонт.

Согласно экспертному заключению на 2021 год при определении расходов на ремонт на 2021 год в размере 1 008,44 тыс. руб. Комитет руководствовался фактическими затратами ООО «Экобезопасность» за 2019 год с учетом индексов потребительских цен за 2020 год и 2021 год за вычетом расходов на шины.

Вместе с тем представленные органом регулирования материалы не содержат сведений и обосновывающих документов, подтверждающих экономическую обоснованность учтенных ремонтных затрат, в том числе отсутствуют: ежегодный график планово-предупредительного ремонта, перечень мероприятий по капитальному и текущему ремонту, договоры, заключенные в предыдущих периодах регулирования по итогам проведенных конкурсных процедур, акты выполненных работ, пообъектный расчет стоимости ремонтных работ на период регулирования, заключений и экспертиз технического состояния объектов, подлежащих ремонту, а также дефектные ведомости на планируемые ремонтные работы, утвержденная производственная программа, содержащая перечень мероприятий по ремонтам.

Кроме того, отсутствуют заявленные регулируемой организацией требования.

В этой связи оценить экономическую обоснованность учтенных расходов на ремонтные расходы Инспекции ФАС России не представлялось возможным, в связи с чем действия Комитета требовали дополнительного экономического обоснования, что было отражено в Акте проверки от 29.11.2021 № 132/21.

В возражениях на Акт проверки орган регулирования отразил, что Комитетом расходы на ремонт определены в соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования. Так как регулируемой организацией не было представлено предложения и подтверждающих материалов по статье, Комитетом ремонтные расходы приняты на ремонт автотранспорта в сумме фактических затрат организации за 2019 год в сумме 1 008,44 тыс. руб.

Иных обоснований и подтверждающих документов Комитетом не представлено.

На основании вышеизложенного, Комитету необходимо провести дополнительный анализ расходов на ремонт на 2021 год с учетом данных бухгалтерской отчетности, подтверждающих фактически понесенные расходы ООО «Экобезопасность», по результатам которого исключить экономически необоснованные расходы из состава НВВ регулируемой организации.

2. Расходы регионального оператора на обслуживание потребителей.

Расходы на обслуживание потребителей учтены Комитетом в составе НВВ регионального оператора ООО «Экобезопасность» на 2019-2021 гг. в следующих размерах:

 

Год

Расходы на обслуживание потребителей, тыс. руб.

2019

5 875,711

2020

3 869,85

2021

3 227,04

 

В составе расходов на обслуживание потребителей Комитетом учтены, в том числе следующие расходы.

2.1. Расходы на услуги почты.

Расходы на услуги почты на доставку квитанций приняты органом регулирования для ООО «Экобезопасность» на 2020 год в размере 571,78 тыс. руб. на основании коммерческого предложения УФПС Республики Алтай – филиала ФГУП «Почта России» - за 2019 год, то есть в отсутствие заключенного договора.

При этом стоимость доставки квитанций была проиндексирована органом регулирования на индекс потребительских цен на 2020 год в размере 103,00 %.

В связи с тем, что примененный органом регулирования подход не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в сфере тарифного регулирования учтенные расходы по доставке квитанций на 2020 год требовали дополнительного экономического обоснования со стороны Комитета, что было отражено в Акте проверки от 29.11.2021 № 132/21.

В ответ на акт проверки Комитет указал, что с отраженным доводом согласен.

В этой связи Комитету необходимо провести дополнительный анализ расходов на услуги почты на 2020 год с учетом данных бухгалтерской отчетности, подтверждающих фактически понесенные расходы ООО «Экобезопасность», по результатам которого в случае выявления учтенных экономически необоснованных расходов на услуги почты за указанный период, необходимо исключить их из состава НВВ регулируемой организации.

2.2. Прочие расходы.

В Акте проверки от 29.11.2021 № 132/21 Инспекцией ФАС России было отражено, что при установлении тарифа на 2021 год Комитетом учтены в том числе прочие расходы в размере 1 613,51 тыс. руб., при этом не указано, какие именно расходы учтены в составе данной подстатьи затрат и на каком основании. В этой связи указанное требовало дополнительного обоснования со стороны Комитета.

В ответ на акт проверки Комитет указал, что с отраженным доводом согласен. Иных обоснований возражения Комитета не содержат.

В этой связи Комитету необходимо провести дополнительный анализ прочих расходов на 2021 год с учетом данных бухгалтерской отчетности, подтверждающих фактически понесенные расходы ООО «Экобезопасность», по результатам которого в случае выявления учтенных экономически необоснованных прочих расходов за указанный период, необходимо исключить их из состава НВВ регулируемой организации.

3. Расходы на захоронение ТКО.

Расходы на захоронение ТКО учтены Комитетом в составе НВВ регионального оператора ООО «Экобезопасность» на 2019-2021 гг. в следующих размерах:

 

Год

Расходы на захоронение ТКО, тыс. руб.

2019

16 278,00

2020

16 911,31

2021

16 432,59

 

Деятельность по захоронению ТКО ООО «Экобезопасность» осуществляет самостоятельно на полигоне в с. Шебалино.

Тарифы на услугу по захоронению ТКО на полигоне в с. Шебалино утверждены органом регулирования для ООО «Коммунальщик» методом индексации на 2018-2020 годы и на 2021-2025 годы.

3.1. Операционные расходы.

При расчете НВВ на 2018 год (первый год долгосрочного периода регулирования 2018-2020 гг.) Комитетом были определены операционные расходы ООО «Экобезопасность» в размере 1 107,67 тыс. руб.

Согласно пункту 21 Основ ценообразования № 484 долгосрочные тарифы устанавливаются с применением метода индексации или метода доходности инвестированного капитала на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев, указанных в пункте 21 Основ ценообразования № 484.

Пунктом 56 Основ ценообразования № 484 установлено, что к долгосрочным параметрам регулирования тарифов при установлении тарифов с использованием метода индексации относятся:

а) базовый уровень операционных расходов;

б) индекс эффективности операционных расходов;

в) показатели энергосбережения и энергоэффективности (удельный расход энергетических ресурсов).

В свою очередь базовый уровень операционных расходов утвержден приказом Комитета от 15.11.2017 № 43/15 «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования тарифов и предельных тарифов на услугу по захоронению твердых коммунальных отходов, оказываемую ООО «Экобезопасность» на территории Шебалинского района Республики Алтай на 2018-2020 годы».

Вместе с тем при корректировке тарифа на услугу по захоронению ТКО на полигоне в с. Шебалино на 2019 год базовый уровень операционных расходов за 2018 год принимался Комитетом в размере 11 894,95 тыс. руб. Последующее определение операционных расходов, в том числе и на первый год нового долгосрочного периода регулирования 2021-2025 гг., также производилось органом регулирования с учетом увеличенных операционных расходов на 2018 год (11 894,95 тыс. руб.) и их индексации в соответствии с положениями Методических указаний № 1638/16.

При этом представленные органом регулирования материалы не содержат экономического обоснования указанного увеличения операционных расходов на 2018 год, в том числе отсутствует постатейный анализ экономической обоснованности учтенных расходов.

В этой связи в Акте проверки от 29.11.2021 № 132/21 Инспекцией ФАС России было отражено, что Комитету необходимо предоставить подробный анализ, содержащий экономическое обоснование учтенных операционных расходов за 2018 год в размере 11 894,95 тыс. руб., послуживших базой для определения операционных расходов в последующих периодах регулирования (2019-2021 гг.), а также подробные пояснения оснований для увеличения базового уровня операционных расходов.

В ответ на акт проверки Комитет указал, что с отраженным доводом согласен. Иных обоснований, а также обосновывающих материалов возражения Комитета не содержат.

Вместе с тем согласно экспертным заключениям на 2018 и 2019 годы количество твердых коммунальных отходов, поступающих на объект в 2019 году, увеличилось в 9,37 раз (25 363,36 т/2 706,75 т) по сравнению с аналогичным показателем 2018 года.

Таким образом, согласно пункту 45 и формуле (3) пункта 30 Методических указаний № 1638/16 скорректированные (плановые) операционные расходы на 2019 год должны были составить 10 890,78 тыс. руб. (учтено Комитетом – 12 481,09 тыс. руб.), на 2020 год – 11 373,50 тыс. руб. (учтено Комитетом – 13 034,30 тыс. руб.), следовательно, излишний учет средств в размере 3 251,12 тыс. руб. не подтвержден Комитетом по результатам предоставления возражений на акт проверки, в связи с чем указанные расходы подлежат исключению из состава НВВ ООО «Экобезопасность».

Также отмечаем, что долгосрочный параметр регулирования - базовый уровень операционных расходов на регулируемый период 2021-2025 гг. должен быть также пересмотрен Комитетом, а учтенные экономически необоснованные средства за 2021-2022 гг. исключены из состава НВВ регулируемой организации.

  1. 3.2. Расходы на арендную плату земельного участка.

Органом регулирования при определении расходов на арендную плату земельного участка на 2021 год применялся индекс потребительских цен, определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год, в размере 103,60 %. В этой связи необходимость применения ИПЦ к указанной статье в отсутствие заявленных ООО «Экобезопасность» требований требовала дополнительного обоснования со стороны Комитета, что было отражено в Акте проверки от 29.11.2021 № 132/21.

В возражениях, направленных в адрес ФАС России, Комитет отразил, что им будет проведен дополнительный анализ по существу замечаний. Иных обоснований, а также обосновывающих материалов возражения Комитета не содержат.

В этой связи Комитету необходимо провести дополнительный анализ указанных расходов на 2021 год с учетом данных бухгалтерской отчетности, подтверждающих фактически понесенные расходы ООО «Экобезопасность», по результатам которого в случае выявления учтенных экономически необоснованных расходов на арендную плату земельного участка за указанный период, органу регулирования необходимо исключить их из состава НВВ регулируемой организации.

3.3. Расходы на единый налог.

При определении тарифов на услугу по захоронению ТКО на полигоне в с. Шебалино в 2020-2021 гг. Комитетом учитывались расходы на единый налог, уплачиваемый организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, в следующих размерах: на 2020 год — 954,54 тыс. руб., на 2021 год — 988,90 тыс. руб.

В Акте проверки от 29.11.2021 № 132/21 Инспекцией ФАС России отражено, что из представленных органом регулирования материалов на 2020 год не представляется возможным определить порядок расчета указанных средств, а указанный органом регулирования расчет в экспертном заключении на 2021 год не соответствует (больше) учтенным данным, в связи с чем органу регулирования необходимо дополнительно обосновать учтенные средства по указанной статье затрат, представив расчет.

В свою очередь в представленных органом регулирования возражениях отсутствуют запрашиваемые сведения.

В этой связи Комитету необходимо провести дополнительный анализ расходов на единый налог за указанный период с учетом данных бухгалтерской отчетности, подтверждающих фактически понесенные расходы ООО «Экобезопасность», по результатам которого в случае выявления учтенных Комитетом экономически необоснованных расходов на единый налог за указанный период, органу регулирования необходимо исключить их из состава НВВ регулируемой организации.

3.4. Корректировка фактической НВВ оператора по захоронению ТКО за 2019 год.

При определении НВВ на 2021 год Комитетом в соответствии с пунктом 48 Методических указаний № 1638/16 определен размер отклонения значений, учтенных при установлении тарифа на 2019 год, от фактических значений параметров расчета тарифа, который составил (- 906,77) тыс. руб. (согласно экспертному заключению подлежит исключению в следующем регулируемом периоде).

Величина необходимой валовой выручки в 2019 году, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, учтена Комитетом в размере 15 605,79 тыс. руб., в том числе учтены фактические неподконтрольные расходы за 2019 год в размере 2 319,40 тыс. руб. Однако в представленных органом регулирования материалах отсутствует расшифровка (постатейный перечень) фактических расходов за 2019 год, признанных органом регулирования экономически обоснованными.

В этой связи в Акте проверки от 29.11.2021 № 132/21 Инспекцией ФАС России была отражена необходимость дополнительного обоснования со стороны Комитета в указанной части.

В возражениях на акт проверки Комитет указывает на то, что основанием для установления тарифа на 2021 год явилась инициатива органа регулирования, в связи с отсутствием заявления об установлении предельных тарифов на услугу по захоронению твердых коммунальных отходов от организации.

В связи с непредставлением тарифной заявки по деятельности операторов по захоронению ТКО составлена служебная записка (от 05.10.2020) по ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ о привлечении к административной ответственности генерального директора ООО «Экобезопасность».

Комитет указывает на то, что подробное описание корректировки НВВ за 2019 год отражено на стр. 12-13 экспертного заключения 40/3 от 16.12.2020.

Иных обосновывающих материалов по отраженным Инспекцией ФАС России вопросам возражения Комитета не содержат.

Таким образом, экономическая обоснованность проведенной Комитетом корректировки за 2019 год не подтверждена.

В этой связи, учитывая выводы, отраженные в пункте 3.1 мотивировочной части настоящего предписания в части необходимости пересмотра операционных расходов за 2019 год, показатель корректировки НВВ за 2019 год также подлежит пересчету.

Кроме того, в отношении неподконтрольных расходов за 2019 год органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ, запросив у ООО «Экобезопасность» необходимые обосновывающие документы, подтверждающие фактически понесенные неподконтрольные расходы за 2019 год, по результатам которого в случае необходимости снизить признанные Комитетом ранее фактические неподконтрольные расходы за 2019 год до экономически обоснованного уровня. Результаты проведенного анализа, а также перечень обосновывающих документов необходимо отразить в экспертном заключении.

Обращаем внимание, что результаты корректировки за 2019 год должны быть учтены не позднее 2023 года.

Также обращаем внимание на необходимость расчета показателя корректировки НВВ за 2020 год оператора по захоронению ООО «Экобезопасность» в связи с необходимостью пересмотра операционных расходов за 2020 год согласно пункту 3.1 мотивировочной части настоящего предписания.

Руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Положением о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Комитет по тарифам Республики Алтай нарушившим положения пункта 16 Основ ценообразования № 484, положения пунктов 30, 45, 51, 52 Методических указаний № 1638/16, а также положения пунктов 18, 22 Правил регулирования № 484.

2. Органу исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами устранить нарушения, допущенные Комитетом по тарифам Республики Алтай при установлении тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО и на услугу по захоронению ТКО на 2019-2021 годы, а именно: исключить экономически необоснованные операционные расходы оператора по захоронению ТКО ООО «Экобезопасность» за 2019 – 2020 гг. в размере 3 251,12 тыс. руб. согласно мотивировочной части настоящего предписания и требованиям законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов). Пересмотреть тариф регионального оператора, исключив экономически необоснованные расходы на захоронение ТКО;

3. Органу исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами устранить нарушения, допущенные Комитетом по тарифам Республики Алтай при установлении тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО и на услугу по захоронению ТКО на 2019-2021 годы, а именно: провести дополнительный анализ и исключить экономически необоснованные расходы из состава НВВ оператора по захоронению ТКО ООО «Экобезопасность» в части операционных расходов на 2021 – 2022 гг., пересмотрев при этом базовый уровень операционных расходов ООО «Экобезопасность» на 2021 год, расходов на арендную плату земельного участка на 2021 год, расходов на единый налог на 2020-2021 гг., показателя корректировки фактической НВВ оператора по захоронению ТКО за 2019 год согласно мотивировочной части настоящего предписания и требованиям законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов);

4. Органу исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами устранить нарушения, допущенные Комитетом по тарифам Республики Алтай при установлении тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО и на услугу по захоронению ТКО на 2019-2021 годы, а именно: провести дополнительный анализ и исключить экономически необоснованные расходы из состава НВВ регионального оператора ООО «Экобезопасность» в части расходов на амортизационные отчисления по транспортным средствам, осуществляющим транспортирование ТКО, на 2019-2021 гг., расходов на проведение предрейсовых осмотров на 2020-2021 гг., расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды на 2021 г., а также на спецодежду, инвентарь на 2021 г. - в части принятой численности водителей и рабочих, расходов на ГЛОНАСС на 2021 г., расходов на ремонт на 2021 г., расходов на услуги почты на 2020 г., прочих расходов на 2021 г., расходов на захоронение ТКО на 2019 – 2022 гг., корректировки фактической НВВ регионального оператора за 2019 год согласно мотивировочной части настоящего предписания и требованиям законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов);

5. Органу исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами пересмотреть иные расходы, размер которых зависит от пересматриваемых статей затрат, в случае необходимости, и исключить экономически необоснованные расходы из состава НВВ ООО «Экобезопасность».

6. Органу исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами с учетом пунктов 2, 5 резолютивной части настоящего предписания в срок до 20.11.2022 принять и ввести в действие с 01.12.2022 экономически обоснованные тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО и на услугу по захоронению ТКО ООО «Экобезопасность» на 2022-2023 гг.

7. Органу исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами с учетом пунктов 3, 4, 5 резолютивной части настоящего предписания в срок до 01.03.2023 принять и ввести в действие решение об установлении (пересмотре) тарифов на услугу на услугу регионального оператора по обращению с ТКО и на услугу по захоронению ТКО ООО «Экобезопасность» на 2022-2023 гг.

8. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2 — 7 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

  • решений органа исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которых предписано пунктами 2 — 7 резолютивной части настоящего предписания;

  • протоколов заседаний правлений органа исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на которых принимались вышеуказанные решения;

  • экспертных заключений органа исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по установлению (пересмотру) тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО и на услугу по захоронению ТКО ООО «Экобезопасность».

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

Связанные организации

Алтайское республиканское УФАС России
ИНН 0411073679, ОГРН 1020400754890
Комитет по тарифам Республики Алтай
ИНН 0411087777, ОГРН 1020400756925