Предписание №СП/15023/24 ПРЕДПИСАНИЕ Региональной службе по тарифам Забайкальского кр... от 26 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

15 февраля 2024 г. г. Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) (далее - Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы плановой выездной проверки Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, в том числе Акт проверки ФАС России от 28.08.2023 № 30/23 (далее - Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки, проведенной ФАС России на основании приказа ФАС России от 27.06.2023 № 413/23, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, допущенные органом исполнительной власти Забайкальского края в области регулирования цен (тарифов) при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для АО «Тепловодоканал» на 2023 год,


 

УСТАНОВИЛА:

Тарифы на услуги в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования № 406) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Правила регулирования тарифов № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания № 1746-э).

В соответствии с приказом ФАС России от 27.06.2023 № 413/23 «О проведении плановой выездной проверки Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края» ФАС России была проведена плановая выездная проверка Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее – орган регулирования, РСТ ЗК), на предмет соблюдения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения при установлении тарифов для АО «Тепловодоканал» на 2023 год.

В рамках проверки ФАС России были проанализированы документы и материалы тарифного дела АО «Тепловодоканал», в том числе представленное Экспертное заключение по корректировке тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для АО «Тепловодоканал», осуществляющего на территории муниципального образования городское поселение «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район» Забайкальского края деятельность в сфере водоснабжения, на 2023 год (далее – Экспертное заключение (Оловяннинский) на 2023 год), Экспертное заключение (в ред. от 30.06.2023) по установлению тарифов на коммунальные услуги, оказываемые АО «Тепловодоканал» на территории Каларского муниципального округа Забайкальского края, на долгосрочный период 2023-2027 годов (далее – Экспертное заключение (Каларский) на 2023 год).

 

Городское поселение «Оловяннинское» муниципального района

«Оловяннинский район» (питьевая вода (питьевое водоснабжение))

При установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) на долгосрочный период регулирования для муниципального р-на «Оловяннинский район» 2019 год был первым (базовым) годом долгосрочного периода регулирования 2019 - 2023 гг.

Обоснованность включенных в состав необходимой валовой выручки подконтрольных расходов была проверена ФАС России в рамках внеплановой документарной проверки РСТ ЗК (приказ ФАС России от 10.10.2022 № 720/22, Акт проверки ФАС России от 08.11.2022 № 49/22).

Сумма утвержденных РСТ ЗК неподконтрольных расходов на 2023 год составила 44 969 руб., в том числе:

руб.

Статья затрат

Утверждено РСТ ЗК

на 2023 г.

Заявка

организации

на 2023 г.

Расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных

платежей

455 049

494 144

Резерв по сомнительным долгам гарантирующей организации

80 586

94 306

Амортизация основных средств

1 978 103

3 729 634

Прочие неподконтрольные расходы

-2 468 769

0

итого

44 969

4 529 602

 

1. Расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей

В соответствии с подпунктом «б» пункта 65 Основ ценообразования № 406 неподконтрольные расходы включают в себя расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов.

В соответствии с пунктом 30 Методических указаний № 1746-э при определении размера расходов, связанных с уплатой налогов и сборов, учитывается в том числе налог на имущество организаций.

В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации налогообложению подлежит недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Согласно Экспертному заключению (Оловяннинский) (в ред. от 30.06.2023) РСТ ЗК на 2023 год утвержден налог на имущество организаций в размере 399 117 руб. как 2,2% от среднегодовой остаточной стоимости объектов основных средств.

В приложении № 3 к Экспертному заключению (Оловяннинский) (в ред. от 30.06.2023) представлен расчет налога на имущества на сумму 399 117 руб.

На основании статьи 375 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении основных средств определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. В случае, если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, остаточная стоимость указанного имущества определяется без учета таких затрат.

В представленном расчете содержатся данные об остаточной стоимости объектов основных средств на 31.12.2023 г. При этом расчет среднегодовой остаточной стоимости объектов основных средств в материалах дела не представлен.

В соответствии с возражениями РСТ ЗК на Акт проверки ФАС России, направленными письмом исх. от 24.10.2023 № 01/4787, вх. от 25.10.2023 № 165677-М/23 (далее – Возражения на Акт проверки) анализ экономической обоснованности расходов органом регулирования проведен, но не отражен в Экспертном заключении.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье в размере 399 117 руб. подлежат дополнительному экономическому обоснованию с представлением расчетов и отражением результатов анализа в экспертном заключении. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

2. Амортизация основных средств

Пунктом 77 Основ ценообразования № 406 установлено, что величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с методическими указаниями с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 43 Основ ценообразования № 406.

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 406 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяются органами регулирования в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 (далее – Классификатор).

Согласно Экспертному заключению (Оловяннинский) на 2023 год сумма затрат по статье определена в размере 1 978 103 руб. с использованием линейного способа начисления амортизации исходя из данных о стоимости основных средств, года ввода в эксплуатацию и сроке полезного использования. Расчет представлен в приложении № 3 к Экспертному заключению (Оловяннинский) (в ред. от 30.06.2023).

Согласно приложению № 3 к Экспертному заключению (Оловяннинский) (в ред. от 30.06.2023) «Расчет амортизационных отчислений», орган регулирования производит расчет амортизации исходя не из максимальных сроков полезного использования, установленных Классификатором: по 7 амортизационной группе - максимальный срок полезного использования – 240 мес. согласно Классификатору, при этом учтено 84 мес. Расчет амортизационных отчислений исходя из применения заниженных сроков полезного использования свидетельствует о нарушении положений Основ ценообразования № 406.

В соответствии с Возражениями на Акт проверки имущество комплекса водоснабжения приобретено АО «Тепловодоканал» в собственность на основании договора купли-продажи от 06.06.2014. Таким образом, фактическая дата ввода объектов в эксплуатацию отличается от даты принятия объектов к бухгалтерскому учету организации. Учет амортизационных отчислений исходя из максимальных сроков полезного использования, установленных Классификатором, относительно даты принятия к учету является противоречащим действительности, ввиду того, что срок полезного использования объектов истекает раньше.

Таким образом, амортизационные отчисления приняты органом регулирования исходя из принятых сроков полезного использования по данным регулируемой организации, при этом указанный срок определен исходя из фактической даты ввода в эксплуатацию при принятии объекта к учету.

ФАС России установлено, что согласно договору купли-продажи объектов водоснабжения от 06.06.2014 № б/н приобретаемое имущество принадлежит Продавцу на праве собственности на основании договора аренды имущества от 01.06.2011, то есть является бывшим в использовании.

В соответствии с пунктом 7 статьи 258 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом срок полезного использования данных основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

Согласно пункту 12 статьи 258 НК РФ приобретенные организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника.

Таким образом, организация должна определять норму амортизации по приобретенным объектам основных средств, бывших в употреблении (у организации или ИП), с учетом срока полезного использования, установленного предыдущим собственником. В обоснование сроков полезного использования необходимо представление сведений, подтверждающих эксплуатацию оборудования предыдущим владельцем, а также доказательств о фактическом сроке использования основных средств предыдущими собственниками и количестве предыдущих собственников. Период эксплуатации имущества предыдущим собственником должен быть документально подтвержден (приказы, протоколы, акты приема-передачи инвентарных описей и пр.).

Если срок эксплуатации основного средства предыдущим собственником не подтвержден, то положения пункта 7 статьи 258 НК РФ не применимы. Срок полезного использования должен быть установлен как для нового основного средства, руководствуясь Классификатором. Право, предусмотренное пунктом 7 статьи 258 НК РФ, на уменьшение при исчислении амортизации по имуществу срока полезного использования на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками, не может считаться подтвержденным.

В этой связи, органу регулирования в отсутствие документов, подтверждающих период эксплуатации имущества предыдущим собственником (на момент принятия тарифного решения), необходимо определять амортизацию исходя из максимальных сроков полезного использования имущества, бывшего в употреблении, в соответствии с Классификатором.

РСТ ЗК необходимо произвести перерасчет расходов по статье «Амортизация основных средств и нематериальных активов, относимых к объектам систем водоснабжения и водоотведения», исходя из максимальных сроков полезного использования объектов, определенных согласно Классификатору с учетом амортизационных групп, указанных в инвентарных карточках, по всем объектам, учтенным органом регулирования при утверждении тарифов на 2023 год и отразить произведенный расчет в Экспертном заключении. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава необходимой валовой выручки АО «Тепловодоканал».

3. Резерв по сомнительным долгам гарантирующей организации

Согласно пункту 26 Методических указаний № 1746-э к сбытовым расходам гарантирующей организации относятся расходы по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования, за который имеются подтвержденные бухгалтерской и статистической отчетностью данные.

В соответствии с Экспертным заключением (Оловяннинский) (в ред. от 30.06.2023) резерв по сомнительным долгам АО «Тепловодоканал» учтен РСТ ЗК в размере 2 % от необходимой валовой выручки, относимой на население на 2022 год, в размере 80 586 руб.

ФАС России обращает внимание, что действующим законодательством в сфере водоснабжения не предусмотрен учет расходов по сомнительным долгам в необходимой валовой выручке организаций, не являющихся гарантирующими в сфере водоснабжения. В отсутствие документа, подтверждающего определение АО «Тепловодоканал» гарантирующей организацией, учет органом регулирования расходов по сомнительным долгам в необходимой валовой выручке АО «Тепловодоканал» противоречит пункту 26 Методических указаний № 1746-э.

В Возражениях на Акт проверки органом регулирования направлены Схема теплоснабжения Каларского муниципального округа на период до 2035 г. (актуализация от 22.10.2021 г., а также на 2023 год), постановление Администрации г.п. «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район» от 14.10.2020 № 186 «Об утверждении схемы теплоснабжения м.р. «Оловяннинский район» на 2020-2030 год», постановление Администрации Каларского муниципального округа от 29.05.2023 № 286 «Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения Каларского м.о. на период до 2037 года».

Документ о присвоении АО «Тепловодоканал» в законном порядке статуса гарантирующей организации в сфере водоснабжения в Оловяннинском муниципальном районе Забайкальского края в материалах дела отсутствует.

Кроме того, в Экспертном заключении (Оловяннинский) (в ред. от 30.06.2023) отсутствует расчет экономически обоснованной величины затрат, проведенный органом регулирования в соответствии с пунктами 52 и 26 Методических указаний № 1746-э, а также анализ проведенной АО «Тепловодоканал» работы по взысканию дебиторской задолженности, подтвержденной судебными приказами о взыскании дебиторской задолженности с населения, постановлениями об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю, актами о невозможности взыскания, приказами о списании дебиторской задолженности и т.д.

В соответствии с Возражениями на Акт проверки анализ экономической обоснованности расходов органом регулирования проведен, но не отражен в Экспертном заключении.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию с представлением расчетов и отражением результатов анализа в экспертном заключении. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

Муниципальный район «Каларский район»

(питьевая вода (питьевое водоснабжение) и водоотведение)

При установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для муниципального района «Каларский район» 2023 год является первым (базовым) годом долгосрочного периода регулирования 2023 - 2027 гг.

ФАС России отмечает, что обоснованность размера включенных в состав необходимой валовой выручки расходов по ряду статей затрат (охрана труда, списание смывающих и обезвреживающих средств, возмещение расходов работнику за медкомиссию при устройстве на работу, оплата проезда на мед. комиссию, СОУТ, медосмотры, ГСМ, текущий и капитальный ремонт, оплата труда и отчисления ОПР, транспортные расходы, оплата труда и АДС, оплата труда и отчисления РР, оплата труда и отчисления АР, расходы на проезд при вахтовом методе, оплата проезда в отпуск, консультационные услуги, сервисный сбор (авиа и ж/д транспорта), транспортный налог, амортизация, услуги за участие в электронных процедурах, производственные и технологические нужды, хозяйственные нужды, прибыль, корректировка НВВ 2021 года, сглаживание) была проверена ФАС России в рамках рассмотрения досудебного спора (разногласий) по заявлению АО «Тепловодоканал» к РСТ ЗК о разногласиях в части установленных тарифов в сфере питьевого водоснабжения на 2023 год (решение ФАС России от 10.07.2023 № СП/54293/23).

 

1. Операционные (подконтрольные) расходы

Размер базового уровня операционных расходов на первый год долгосрочного периода регулирования определен с применением метода экономически обоснованных расходов и составил 22 185,839 тыс. руб. (водоснабжение), 45 435,433 тыс. руб. (водоотведение).

1.1. Реагенты

В соответствии с пунктом 45 Методических указаний № 1746-э операционные расходы на первый год досрочного периода регулирования рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 17 - 26 Методических указаний № 1746-э.

К числу таких расходов отнесены производственные расходы, в том числе расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение (пункт 18 Основ ценообразования № 406).

Согласно подпункту «а» пункта 39 Основ ценообразования № 406 в составе производственных расходов учитываются расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение.

В силу пункта 50 Основ ценообразования № 406 расходы регулируемой организации на приобретение используемых ею для производственных нужд сырья и материалов, а также на их хранение рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы, и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов. Регулируемая организация представляет в органы регулирования тарифов информацию согласно приложениям 2.1, 2.1.1 к Методическим указаниям № 1746-э в отношении реагентов, горюче-смазочных материалов и других видов сырья и материалов, расходы на которые составляют более 5 процентов общей величины расходов на сырье и материалы (пункт 19 Методических указаний № 1746-э).

В соответствии с Экспертным заключением (Каларский) на 2023 год (водоснабжение) по статье «Реагенты» органом регулирования учтены затраты по предложению предприятия в себестоимости услуг водоснабжения пгт. Новая чара и ппс. Икабья, при этом в себестоимости услуг водоснабжения ппс. Куанда принят нормативный расчет, произведенный исходя из необходимого объема реагента в объеме 2 820 кг и средней цены 71,40 руб./кг гипохлорита натрия. Сумма по статье затрат составила 235 631 руб.

В соответствии с Экспертным заключением (Каларский) на 2023 год (водоотведение) по статье «Реагенты» органом регулирования учтены затраты в соответствии с ИТС 10-2019 «Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов» в размере 265 554 руб.

При этом, в Экспертном заключении (Каларский) на 2023 год отсутствует информация о проведенном РСТ ЗК анализе имеющихся в тарифном деле документов, обосновывающих фактические затраты за 2021 год, в том числе оборотно-сальдовых ведомостей по соответствующим бухгалтерским счетам, первичных документов (товарных накладных, счетов-фактур и др.), а также данных по распределению затрат по каждому виду регулируемой деятельности. Инспекция ФАС России отмечает, что органом регулирования не проанализирована экономическая обоснованность цен на гипохлорит натрия и необходимый объем реагента.

В соответствии с Возражениями на Акт проверки анализ экономической обоснованности расходов органом регулирования проведен, но не отражен в Экспертном заключении.

В этой связи, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с пунктами 21, 50 Основ ценообразования № 406, пунктом 45 Методических указаний № 1746-э и приложениями 2.1, 2.1.1 к Методическим указаниям № 1746-э и отражению результатов анализа в экспертном заключении. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

2. Неподконтрольные расходы

2.1. Налог на имущество организаций

Согласно подпункту «б» пункта 65 Основ ценообразования № 406 неподконтрольные расходы включают расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов.

В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации, налогообложению подлежит недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

На основании статьи 375 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении основных средств определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. В случае, если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, остаточная стоимость указанного имущества определяется без учета таких затрат.

В соответствии с Экспертным заключением (Каларский) на 2023 год налог на имущество организаций принят РСТ ЗК в соответствии с главой 30 НК РФ в размере 2,2% от среднегодовой остаточной стоимости недвижимого имущества. Сумма затрат по статье составила 643 945 руб. (водоснабжение), 752 132 руб. (водоотведение).

В приложениях №№ 8-10 к Экспертному заключению (Каларский) представлен расчет налога на имущества на 2023 год на сумму 253 738,88 руб. (водоснабжение), 501 642,55 руб. (водоотведение). Обоснование учета таких расходов в размере 643 945 руб. (водоснабжение), 752 132 руб. (водоотведение) в Экспертном заключении (Каларский) на 2023 год не отражено.

В представленном расчете содержатся данные об остаточной стоимости объектов основных средств на 31.12.2023 г. При этом расчет среднегодовой остаточной стоимости объектов основных средств в материалах дела не представлен.

В соответствии с Возражениями на Акт проверки анализ экономической обоснованности расходов органом регулирования проведен, но не отражен в Экспертном заключении.

ФАС России отмечает, что утверждение плановых затрат на уровне, превышающем заявку организации, противоречит принципу соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона № 416-ФЗ). В этой связи утверждение расходов по статье в размере 643 945 руб. при заявке 380 292 руб. (водоснабжение) противоречит пункту 2 статьи 3 Федерального закона № 416-ФЗ.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию с представлением расчетов. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

2.2. Арендная плата

Согласно подпункту «в» пункта 65 Основ ценообразования № 406 неподконтрольные расходы включают в себя расходы на арендную плату и лизинговые платежи, размер которых определяется с учетом требований, предусмотренных пунктом 44 Основ ценообразования № 406.

В силу пункта 44 Основ ценообразования № 406 расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный уровень размера арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата (лизинговый платеж) являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

Аналогичная норма закреплена в пункте 29 Методических указаний № 1746-э, в силу которого экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом.

В соответствии с Экспертным заключением на 2023 год по статье «Арендная плата» включены затраты на аренду земельных участков под объекты водоснабжения по договорам с органами местного самоуправления в размере 249 417 руб. (водоснабжение), 49 306 руб. (водоотведение).

Информация о представлении АО «Тепловодоканал» договоров аренды с информацией о стоимости имущества, наличии обязательных платежей и сведений, подтверждающих размер амортизационных отчислений, налогов на имущество, и других обязательных платежей собственника имущества в материалах тарифного дела и в Экспертном заключении на 2023 год отсутствует.

В отсутствие анализа органа регулирования данных о начислении арендодателем амортизационных отчислений и налогов в отношении переданного в аренду имущества, включение в тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения арендной платы противоречит пункту 44 Основ ценообразования № 406.

Необходимо отметить, что если арендуемый регулируемой организацией земельный участок, на котором размещается объект водоснабжения, является муниципальной собственностью, у такой организации не возникает обязанности возмещения арендодателю – муниципальному образованию земельного налога, так как в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации публично-правовое образование не уплачивает указанный налог.

Частью 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ установлено, что для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, может применяться кадастровая стоимость земельного участка.

Таким образом, экономически обоснованный уровень арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, на которых расположены объекты водоснабжения, определяется органом регулирования исходя из кадастровой стоимости земельных участков и предусмотренными договорами аренды ставок, установленными уполномоченными органами, и не превышающими экономически обоснованный уровень, определенный органом регулирования исходя из федеральных ставок. Соответствующие расчеты в материалах тарифного дела и в Экспертном заключении (Каларский) на 2023 год отсутствуют.

В соответствии с Возражениями на Акт проверки анализ экономической обоснованности расходов органом регулирования проведен, но не отражен в Экспертном заключении.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию с представлением расчетов. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Признать Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края нарушившей положения пунктов 43, 44, 50, 65 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, пункты 26, 29, 30, 45, 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э, при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для АО «Тепловодоканал» на 2023 год.

  2. Исполнительному органу Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, а именно:

2.1. Провести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку АО «Тепловодоканал» на 2023 год на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ и расчеты в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета (неучета) представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, по следующим статьям затрат:

2.1.1. Городское поселение «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район», неподконтрольные расходы 2023 года:

- «Расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей»;

- «Амортизация основных средств»;

- «Резерв по сомнительным долгам гарантирующей организации».

2.1.2. Муниципальный район «Каларский район», базовый уровень операционных расходов 2023 года:

- «Реагенты»;

2.1.3. Муниципальный район «Каларский район», неподконтрольные расходы 2023 года:

- «Налог на имущество организаций»;

- «Арендная плата».

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания исполнительному органу Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов и величину необходимой валовой выручки АО «Тепловодоканал» в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, положениями Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э, и настоящим предписанием, исключив выявленные экономически необоснованные расходы в срок до 01.05.2024.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 исполнительному органу Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в срок до 01.05.2024 принять и ввести в действие решение об установлении (пересмотре) тарифов на услуги АО «Тепловодоканал» в сфере водоснабжения и водоотведения с учетом исключения выявленных (неподтвержденных) по результатам проведения анализа экономически необоснованных расходов.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания исполнительному органу Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

  • решения исполнительного органа Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, принятие которого предписано настоящим предписанием;

  • протокола заседания правления исполнительного органа Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

  • экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в отношении АО «Тепловодоканал», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края
ИНН 7536095977, ОГРН 1087536008790
Забайкальское УФАС России
ИНН 7536033755, ОГРН 1027501158541