Предписание №СП/41638/24 ПРЕДПИСАНИЕ Департаменту топливно-энергетического комплекса ... от 16 мая 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Предписание
8 мая 2024 г. г. Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области, в том числе акт проверки Вологодского УФАС России от 09.02.2024 № 11/24 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении акта проверки, проведенной Вологодским УФАС России на основании приказа Вологодского УФАС России от 22.12.2023 № 128, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) для ПАО «Северсталь» на 2024 год,
УСТАНОВИЛА:
Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010
№ 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила № 1075).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760-э).
В рамках исполнения своих полномочий Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (далее – Департамент) в отношении ПАО «Северсталь» (далее – Общество) установлены приказом от 27.10.2023 № 100-р тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям города Череповца.
В рамках проведенной внеплановой документарной проверки Вологодским УФАС России проанализированы материалы тарифного дела Общества в разрезе расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год, на предмет их экономической обоснованности, в том числе экспертное заключение об установлении тарифов в сфере теплоснабжения методом индексации установленных тарифов долгосрочного периода регулирования тарифов 2024-2028 годы.
По результатам анализа установлено следующее.
1. Расходы на топливо
В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое не подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:
1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;
2) плановая (расчетная) цена на топливо, определяемая как сумма следующих расходов: плановая расчетная цена на топливо (без учета затрат на доставку (перевозку) и хранение), плановая (расчетная) стоимость доставки (перевозки), плановая (расчетная) стоимость хранения;
3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:
1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;
2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);
3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.
Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.
В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:
а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:
прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);
цены на природный газ;
предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;
динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).
Расходы на топливо определены органом регулирования на 2024 год в следующем размере:
Вид газа |
Учтено, тыс. руб. |
Всего, в том числе |
1 160 787,4 |
природный газ |
399 279,75 |
доменный газ |
435 907,24 |
коксовый газ |
325 600,44 |
В качестве топлива Общество использует: природный газ, доменный газ, коксовый газ.
По расчету Общества цена природного газа составляет 5 536,17 руб./тыс. м3, доменного газа – 521, 66 руб./тыс.м3, коксового – 2 506,90 руб./тыс. м3.
Цены на газ органом регулирования приняты в следующих размерах:
Вид газа |
Цена, руб./м3 |
природный газ |
5 536,18 |
доменный газ |
499,19 |
коксовый газ |
2 362,21 |
Конечная цена природного газа принята органом регулирования с учетом предложения Общества в размере 5 536,18 руб./м3, в том числе:
- оптовая стоимость договорного газа с ОАО «НОВАТЭК» в размере 5 335,43 руб./м3;
- транспортировка газа в размере 128,88 руб./м3;
- спецнадбавка к тарифу на транспортировку в размере 64,17 руб./м3;
- передел газового цеха в размере 7,70 руб./м3
Цена доменного газа принята в размере 499,19 руб./м3 по фактической себестоимости газа с учетом индексов цен обрабатывающих производств (черных металлов) на 2023 и 2024 годы к фактической средневзвешенной цене в 2022 году (в подтверждение фактической цены за 2022 год представлена калькуляция тепловой энергии).
Цена коксового газа принята в размере 2 362,21 руб./м3 по фактической себестоимости газа с учетом индексов цен обрабатывающих производств (черных металлов) на 2023 и 2024 годы к фактической средневзвешенной цене в 2022 году (в подтверждение фактической цены за 2022 год представлена калькуляция тепловой энергии).
В Возражениях Департамент отмечает, что первичные документы учета расходов на топливо ПАО «Северсталь» в Департамент не представило, в том числе не представлены бухгалтерские и статистические документы, документы в подтверждение проведения торгов при заключении договорных обязательств, данные о структуре и ценах, а также о калорийности потребляемого топлива и стоимости его доставки (перевозки) за 2022 год (копии актов поданного принятого газа помесячно, сертификатов на уголь (дрова), счетов-фактур за поставленное топливо) и пр.
ФАС России отмечает, что в нарушение пунктов 28, 37 Основ ценообразования № 1075 и пункта 29 Правил регулирования тарифов № 1075 в экспертном заключении на 2024 год органом регулирования не отражен анализ экономической обоснованности принятых цен на природный газ, доменный газ, коксовый газ, отсутствует расшифровка принятых расходов со ссылками на документы и материалы, на основании которых принималось решение органом регулирования об учете расходов в утвержденном размере, не отражен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат за 2022 год, первичной и бухгалтерской документации.
Кроме того, органом регулирования не обоснованы составляющие фактической себестоимости газа, учтенные при определении цены на коксовый и доменный газ. В материалах тарифного дела не представлена первичная документация, подтверждающая значения из калькуляций ПАО «Северсталь», на основании которых учтены цены на коксовый и доменный газ.
ФАС России отмечает, что по смыслу пункта 28 Основ ценообразования № 1075, пункта 29 Правил № 1075 при определении плановой (расчетной) цены на топливо необходимо проводить сравнительный анализ цены на газ, установленной на очередной период регулирования для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию (с учетом всех ее составляющих), и цены на газ, установленной в договорах на поставку газа.
Вместе с тем, в экспертном заключении на 2024 год отсутствует сравнительный анализ цен на природный газ по вышеуказанным основаниям. Также в материалах тарифного дела не представлены договор с ОАО «НОВАТЭК», а также обосновывающие материалы к нему.
Таким образом, расходы по статье затрат «Расходы на топливо» на 2024 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию и анализу с учетом мотивировочной части настоящего предписания. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.
На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Признать Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области нарушившим положения пунктов 28, 37 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) ПАО «Северсталь» на 2024 год.
2. Органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ПАО «Северсталь» на 2024 год, и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по статье затрат «Расходы на топливо» на 2024 год.
3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть величину необходимой валовой выручки ПАО «Северсталь» на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием.
4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при необходимости в срок не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения для ПАО «Северсталь» на 2024 год, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из необходимой валовой выручки ПАО «Северсталь» на 2024 год.
5. Органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов на тепловую энергию в отношении единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от ПАО «Северсталь» на 2024 год.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;
- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;
- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов в сфере теплоснабжения для ПАО «Северсталь», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель Комиссии ФАС России |
С.А. Пузыревский |
|
|
|
|