Предписание №СП/41638/24 ПРЕДПИСАНИЕ Департаменту топливно-энергетического комплекса ... от 16 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Предписание

 

8 мая 2024 г. г. Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области, в том числе акт проверки Вологодского УФАС России от 09.02.2024 № 11/24 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении акта проверки, проведенной Вологодским УФАС России на основании приказа Вологодского УФАС России от 22.12.2023 № 128, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) для ПАО «Северсталь» на 2024 год,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010
№ 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила № 1075).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760-э).

В рамках исполнения своих полномочий Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (далее – Департамент) в отношении ПАО «Северсталь» (далее – Общество) установлены приказом от 27.10.2023 № 100-р тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям города Череповца.

В рамках проведенной внеплановой документарной проверки Вологодским УФАС России проанализированы материалы тарифного дела Общества в разрезе расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год, на предмет их экономической обоснованности, в том числе экспертное заключение об установлении тарифов в сфере теплоснабжения методом индексации установленных тарифов долгосрочного периода регулирования тарифов 2024-2028 годы.

По результатам анализа установлено следующее.

1. Расходы на топливо

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое не подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо, определяемая как сумма следующих расходов: плановая расчетная цена на топливо (без учета затрат на доставку (перевозку) и хранение), плановая (расчетная) стоимость доставки (перевозки), плановая (расчетная) стоимость хранения;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Расходы на топливо определены органом регулирования на 2024 год в следующем размере:

 

Вид газа

Учтено, тыс. руб.

Всего, в том числе

1 160 787,4

природный газ

399 279,75

доменный газ

435 907,24

коксовый газ

325 600,44

 

В качестве топлива Общество использует: природный газ, доменный газ, коксовый газ.

По расчету Общества цена природного газа составляет 5 536,17 руб./тыс. м3, доменного газа – 521, 66 руб./тыс.м3, коксового – 2 506,90 руб./тыс. м3.

Цены на газ органом регулирования приняты в следующих размерах:

 

Вид газа

Цена, руб./м3

природный газ

5 536,18

доменный газ

499,19

коксовый газ

2 362,21


 

Конечная цена природного газа принята органом регулирования с учетом предложения Общества в размере 5 536,18 руб./м3, в том числе:

- оптовая стоимость договорного газа с ОАО «НОВАТЭК» в размере 5 335,43 руб./м3;

- транспортировка газа в размере 128,88 руб./м3;

- спецнадбавка к тарифу на транспортировку в размере 64,17 руб./м3;

- передел газового цеха в размере 7,70 руб./м3

Цена доменного газа принята в размере 499,19 руб./м3 по фактической себестоимости газа с учетом индексов цен обрабатывающих производств (черных металлов) на 2023 и 2024 годы к фактической средневзвешенной цене в 2022 году (в подтверждение фактической цены за 2022 год представлена калькуляция тепловой энергии).

Цена коксового газа принята в размере 2 362,21 руб./м3 по фактической себестоимости газа с учетом индексов цен обрабатывающих производств (черных металлов) на 2023 и 2024 годы к фактической средневзвешенной цене в 2022 году (в подтверждение фактической цены за 2022 год представлена калькуляция тепловой энергии).

В Возражениях Департамент отмечает, что первичные документы учета расходов на топливо ПАО «Северсталь» в Департамент не представило, в том числе не представлены бухгалтерские и статистические документы, документы в подтверждение проведения торгов при заключении договорных обязательств, данные о структуре и ценах, а также о калорийности потребляемого топлива и стоимости его доставки (перевозки) за 2022 год (копии актов поданного принятого газа помесячно, сертификатов на уголь (дрова), счетов-фактур за поставленное топливо) и пр.

ФАС России отмечает, что в нарушение пунктов 28, 37 Основ ценообразования № 1075 и пункта 29 Правил регулирования тарифов № 1075 в экспертном заключении на 2024 год органом регулирования не отражен анализ экономической обоснованности принятых цен на природный газ, доменный газ, коксовый газ, отсутствует расшифровка принятых расходов со ссылками на документы и материалы, на основании которых принималось решение органом регулирования об учете расходов в утвержденном размере, не отражен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат за 2022 год, первичной и бухгалтерской документации.

Кроме того, органом регулирования не обоснованы составляющие фактической себестоимости газа, учтенные при определении цены на коксовый и доменный газ. В материалах тарифного дела не представлена первичная документация, подтверждающая значения из калькуляций ПАО «Северсталь», на основании которых учтены цены на коксовый и доменный газ.

ФАС России отмечает, что по смыслу пункта 28 Основ ценообразования № 1075, пункта 29 Правил № 1075 при определении плановой (расчетной) цены на топливо необходимо проводить сравнительный анализ цены на газ, установленной на очередной период регулирования для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию (с учетом всех ее составляющих), и цены на газ, установленной в договорах на поставку газа.

Вместе с тем, в экспертном заключении на 2024 год отсутствует сравнительный анализ цен на природный газ по вышеуказанным основаниям. Также в материалах тарифного дела не представлены договор с ОАО «НОВАТЭК», а также обосновывающие материалы к нему.

Таким образом, расходы по статье затрат «Расходы на топливо» на 2024 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию и анализу с учетом мотивировочной части настоящего предписания. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области нарушившим положения пунктов 28, 37 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) ПАО «Северсталь» на 2024 год.

2. Органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ПАО «Северсталь» на 2024 год, и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по статье затрат «Расходы на топливо» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть величину необходимой валовой выручки ПАО «Северсталь» на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при необходимости в срок не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения для ПАО «Северсталь» на 2024 год, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из необходимой валовой выручки ПАО «Северсталь» на 2024 год.

5. Органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов на тепловую энергию в отношении единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от ПАО «Северсталь» на 2024 год.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов в сфере теплоснабжения для ПАО «Северсталь», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

Связанные организации

Вологодское УФАС России
ИНН 3525048696, ОГРН 1033500044456
Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области
ИНН 3525236925, ОГРН 1103525002680