Предписание №СП/15120/24 ПРЕДПИСАНИЕ Комитету Республики Коми по тарифам об устранени... от 26 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

20 февраля 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением Комитетом Республики Коми по тарифам обязательных требований, в том числе отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований от 22.11.2023 № 31-30994-С/23 (далее – Отчет), а также Возражения в отношении Отчета (письмо исх. от 19.12.2023 № 03-11-10/7664; рег. от 26.12.2023 № 207078/23), в ходе которого выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Комитетом Республики Коми по тарифам при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» на территории МО ГО «Инта» на 2023 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010
№ 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее — Основы ценообразования № 1075 и Правила регулирования тарифов № 1075 соответственно), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее — Методические указания № 760-э).

Приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми от 06.06.2019 № 23/1-Т установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности ПАО «Т Плюс» на территории МО ГО «Инта» для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель с использованием метода индексации установленных тарифов на 2019-2023 годы, в том числе базовый уровень операционных расходов на 2019 год на производство тепловой энергии (мощности) в размере 369 971,57 тыс. руб., на передачу тепловой энергии теплоносителя в размере 133 608,12 тыс. руб., на производство теплоносителя в размере 30 778,52 тыс. руб.

Приказом Комитета Республики Коми по тарифам от 19.11.2022 № 75/7 установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемый ПАО «Т Плюс» потребителям муниципального образования городского округа «Инта» Республики Коми на 2023 год.

Приказом Комитета Республики Коми по тарифам (далее – Орган регулирования, Комитет) от 28.11.2022 № 83/23 установлены тарифы в сфере горячего водоснабжения в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) ПАО «Т Плюс» для потребителей МО ГО «Инта» Республики Коми на 2023 год.

Необходимая валовая выручка Регулируемой организации на 2023 год определена Органом регулирования по тарифу на тепловую энергию (мощность) в размере 1 106 936,46 тыс. руб., по тарифу на теплоноситель в размере 46 193,2 тыс. руб.

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел филиала «Коми» ООО «Т Плюс» на территории МО ГО «Инта» (далее – ПАО «Т Плюс», Регулируемая организация) на 2019 год (первый год долгосрочного периода регулирования) и 2023 год в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе Экспертные заключения Комитета Республики Коми по тарифам (ранее – Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми) об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые ПАО «Т Плюс» потребителям Республики Коми (далее – экспертные заключения на 2019, 2023 годы), представленных Органом регулирования письмом от 16.10.2023 № 01-07-05/35591 (вх. от 17.10.2023 № 160298-ЭП/23), а также Возражения Комитета, направленные письмом от 19.12.2023 № 03-11-10/7664 (вх. от 26.12.2023 № 207078/23).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

В соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 экспертное заключение, помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций, должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

г) анализ соответствия собственника или иного законного владельца тепловых сетей критериям отнесения к теплосетевым организациям (в ред. от 25.11.2021 № 2033).

 

  1. Базовый уровень операционных расходов 2019 года

    1. Сырье и материалы

тыс. руб.

Тариф

Плановые расходы 2019 года

Факт 2017 года

Предложение организации

Утверждено Комитетом

Предложение организации

1.

тариф на тепловую энергию (мощность)

15 517,07

10 726,73

10 369,63

2.

тариф на теплоноситель

4 881,2

3 854,0

3 628,3

Органом регулирования расходы по данной статье затрат определены как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности с учетом особенностей, определенных пунктом 37 Методических указаний № 760-э, прогнозных индексов.

В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности, определяемых в соответствии с методическими указаниями.

В соответствии с Возражениями Комитетом по данной статье затрат учтены расходы на материалы на ремонт, материалы на эксплуатацию, в том числе ГСМ, химреагенты, фильтрующие материалы, прочие материалы на эксплуатацию.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что в связи с большим количеством материалов экспертами Комитета анализ представленных договоров и первичной документации за 2017 год проведен выборочно.

При проведении выборочного анализа фактических затрат Регулируемой организации за 2017 год Орган регулирования оценивал представленные договоры на закупку материалов, заключенные в том числе по итогам способов закупки «запрос предложений» и «закупка у единственного поставщика», а также счет-фактуры к договорам.

Расходы на сырье и материалы по подстатьям затрат сформированы в соответствии с Учетной политикой ПАО «Т Плюс» и первичной бухгалтерской отчетностью регулируемой организации исходя из фактических данных за 2017 год с применением индексов потребительских цен на 2018 год (1,027%) и 2019 год (1,046%) в соответствии с пп. б) и в) п. 28 Основ ценообразования № 1075, п. 31 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075 при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

В соответствии с пунктом 37 Методических указаний № 760-э при установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

ФАС России отмечает, что согласно пункту 29 Основ ценообразования № 1075 при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) органу регулирования необходимо использовать источники информации о ценах (тарифах) в порядке приоритетности от наиболее приоритетного подпункта «а)» к наименее приоритетному подпункту «г)».

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

Цены, принимаемые органом регулирования по договорам, должны соответствовать пункту 29 Основ ценообразования № 1075. В случае если договор заключен с единственным поставщиком и (или) с единственным участником торгов, то цены по таким договорам не могут приниматься как экономически обоснованные.

Наличие у регулируемой организации договора, заключенного без проведения конкурентных торгов при наличии объективных на то причин, обязывает орган регулирования использовать другие источники цен в соответствии с Основами ценообразования № 1075.

Цена по заключенному без проведения конкурентных торгов договору должна быть оценена органом регулирования. Рыночная оценка в данном случае является аналогом заключенного по результатам проведения торгов договора.

Если по результатам анализа рыночных цен установлено, что цена по заключенному без торгов договору равна или ниже рыночной, то в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации могут быть приняты затраты по данному договору.

Если цена по заключенному без торгов договору выше рыночной, то учет в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации возможен не выше рыночной цены.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении на 2019 год, Возражениях не в полном объеме проведен анализ экономической обоснованности принятых и фактических расходов в соответствии с пунктами 28, 29, 40 Основ ценообразования № 1075, в том числе в части анализа проведенных конкурсных процедур при заключении договоров, расходы по которым приняты при расчете расходов по данной статье затрат.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности принятых расходов по данной статье затрат в соответствии с п. 28, 29, 40 Основ ценообразования № 1075 и п. 29 Правил № 1075 в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из НВВ Регулируемой организации.

 

    1. Ремонт подрядным способом

тыс. руб.

Тариф

Плановые расходы 2019 года

Факт 2017 года

Предложение организации

Утверждено Комитетом

Предложение организации

1.

тариф на тепловую энергию (мощность)

15 027,75

12 877,96

11 987,95

2.

тариф на теплоноситель

179,32

101,95

94,9

Согласно экспертному заключению на 2019 год при определении расходов на ремонт подрядным способом учтены результаты анализа обоснованности фактических расходов, понесенных Регулируемой организацией, а также прогнозные индексы.

В Возражениях Органом регулирования представлен выборочной анализ договоров по Интинской ТЭЦ за 2017 год, используемых регулируемой организацией при осуществлении операционной деятельности.

В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 29 Правил № 1075 по статье затрат «Ремонт подрядным способом» Комитетом не отражен в полном объеме анализ экономической обоснованности принятых и фактических расходов Регулируемой организации с учетом периодичности и необходимости проведения работ по ремонту производственных объектов в соответствии с регламентирующими документами.

Органом регулирования не в полном объеме представлен анализ экономической обоснованности представленной Регулируемой организацией документации, в том числе на предмет сопоставимости расчетов, ремонтной программы Регулируемой организации на долгосрочный период регулирования.

Также Комитетом не обоснована в полном объеме стоимость (цена) ремонтных работ в соответствии с пунктами 28, 29 Основ ценообразования № 1075, в том числе в части анализа проведенных конкурсных процедур при заключении договоров, расходы по которым приняты при расчете расходов по данной статье затрат.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности принятых расходов по данной статье затрат в соответствии с п. 28, 29, 41 Основ ценообразования № 1075 и п. 29 Правил № 1075 в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из НВВ Регулируемой организации.

 

    1. Фонд оплаты труда

тыс. руб.

Тариф

Плановые расходы 2019 года

Факт 2017 года

Предложение организации

Утверждено Комитетом

Предложение организации

1.

тариф на тепловую энергию (мощность)

189 636,57

175 320,32

163 739,32

2.

тариф на теплоноситель

15 944,6

14 355,4

15 313,7

Согласно экспертному заключению на 2019 год расходы на оплату труда определены Комитетом в рамках отраслевых тарифных соглашений в соответствии с методическими указаниями, коллективным договором и фактическим объемом фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования на основании отчетных данных, представленных регулируемой организацией.

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Согласно Возражениям Органа регулирования, а также помесячным формам № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» по филиалу «Коми» ПАО «Т Плюс» (Инта) за 2017 год численность работников списочного состава (без внешних совместителей) составила:

 

чел.

Показатель

Производство тепловой энергии

Передача тепловой энергии

Производство теплоносителя (в П-4 отражено по ОКВЭД 36.00.1 забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд)

Итого

Среднемесячная численность работников списочного состава

138,9

30,4

17

186,2

Учтено Органом регулирования

153,8

32,4

15,3

201,5

Таким образом, разница между принятой Органом регулирования численностью работников и среднемесячной численностью работников списочного состава за 2017 год составила 15,2 чел.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что дополнительное количество персонала (15,2 чел.) учтено по предложению Регулируемой организации в связи с обслуживанием принятых участков бесхозяйных тепловых сетей и арендованных тепловых сетей в 2018 году.

ФАС России отмечает, что Органом регулирования не представлен расчет нормативной численности филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» по МО ГО Инта, а также не представлен расчет нормативной численности на вновь вводимые объекты в 2018 году.

Таким образом, численность персонала на 2019 год филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» по МО ГО Инта подлежит дополнительному экономическому обоснованию.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности принятых расходов по данной статье затрат в соответствии с п. 42 Основ ценообразования № 1075 и п. 29 Правил № 1075 в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из НВВ Регулируемой организации. Расходы по статье затрат «Отчисления на социальные нужды» на 2019-2023 годы также подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

 

    1. Услуги производственного характера

тыс. руб.

Тариф

Плановые расходы 2019 года

Факт 2017 года

Предложение организации

Утверждено Комитетом

Предложение организации

1.

тариф на тепловую энергию (мощность)

21 374,35

18 100,83

14 094,65

2.

тариф на теплоноситель

22 392,95

1 568,89

-

Согласно экспертному заключению на 2019 год расходы на услуги производственного характера определены исходя из плановых расчетных значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг) с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 37 Методических указаний № 760-э.

В соответствии с Возражениями в состав услуг производственного характера включены:

- услуги по обследованию зданий и сооружений (наблюдение за осадкой зданий и сооружений, мониторинг грунтовых вод, обследование строительных конструкций производственных зданий);

- обследование оборудования (экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, инспекционный контроль);

- проведение химических анализов, лабораторных исследований;

- услуги по испытанию и поверке приборов;

- услуги по обслуживанию оборудования;

- услуги по мониторингу окружающей среды;

- услуги по утилизации, вывозу, обезвреживанию, захоронению производственных отходов;

- прочие работы и услуги производственного характера;

- автотранспортные услуги.

В Возражениях Органом регулирования представлен расчет расходов по подстатьям затрат фактических расходов за 2017 год, исходя из которых Комитетом произведен плановый расчет расходов на 2019 год с учетом ИПЦ.

ФАС России отмечает, что при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) органу регулирования необходимо руководствоваться пунктом 29 Основ ценообразования № 1075.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

Например, Органом регулирования в Возражениях анализируется договор от 01.01.2017 № А8-317-2017 с ООО «КомиЭнергоСервис» на оказание услуг по техническому обслуживанию основного и вспомогательного оборудования на сумму 2 383 982,32 руб. в т.ч. НДС на сумму 363 658,32 руб. ПАО «Т Плюс» на официальном сайте https://zakupki.gov.ru/ осуществлена процедура следующей закупки: «Техническое обслуживание основного и вспомогательного оборудования ИТЭЦ для нужд Интинская ТЭЦ филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» с указанием критериев отбора и оценки заявок участников закупки, предложений участников и определение победителя (номер закупки 31704723097). Способ осуществления проведенной закупки - закупка у единственного источника.

Согласно Положению о закупках ПАО «Т Плюс» способ закупки «закупка у единственного источника» относится к неконкурентным способам проведения закупок.

Наличие у регулируемой организации договора, заключенного без проведения конкурентных торгов при наличии объективных на то причин, обязывает орган регулирования использовать другие источники цен в соответствии с Основами ценообразования № 1075.

ФАС России отмечает, что Комитетом не обоснована в полном объеме стоимость (цена) ремонтных работ в соответствии с пунктами 28, 29 Основ ценообразования № 1075, в том числе в части анализа проведенных конкурсных процедур при заключении договоров, расходы по которым приняты при расчете расходов по данной статье затрат.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности принятых расходов по данной статье затрат в соответствии с п. 28, 29 Основ ценообразования № 1075 и п. 29 Правил № 1075 в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из НВВ Регулируемой организации.

 

    1. Услуги непроизводственного характера

тыс. руб.

Тариф

Плановые расходы 2019 года

Факт 2017 года

Предложение организации

Утверждено Комитетом

Предложение организации

1.

тариф на тепловую энергию (мощность)

39 670,81

36 283,33

34 998,96

2.

тариф на теплоноситель

1 297,27

1 685,04

-

В части тарифа на тепловую энергию (мощность) Органом регулирования учтены следующие расходы:

- расходы на оплату услуг связи в размере 774,41 тыс. руб.;

- расходы на оплату вневедомственной охраны в размере 7 873,45 тыс. руб.;

- расходы на оплату коммунальных услуг в размере 319,61 тыс. руб.;

- расходы на оплату юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг, прочих услуг непроизводственного характера в размере 27 315,85 тыс. руб.

В Возражениях Органом регулирования по подстатьям затрат проведена выборочная проверка договоров на предмет проведения при их заключении торгов.

Вместе с тем Комитетом принимаются расходы по договорам, заключенным по результатам закупки у единственного источника, в том числе по подстатьям затрат «Расходы на оплату услуг связи», «Расходы на безопасность».

ФАС России отмечает, что цены, принимаемые органом регулирования по договорам, должны соответствовать пункту 29 Основ ценообразования № 1075. В случае если договор заключен с единственным поставщиком и (или) с единственным участником торгов, то цены по таким договорам не могут приниматься как экономически обоснованные.

Наличие у регулируемой организации договора, заключенного без проведения конкурентных торгов при наличии объективных на то причин, обязывает орган регулирования использовать другие источники цен в соответствии с Основами ценообразования № 1075.

Цена по заключенному без проведения конкурентных торгов договору должна быть оценена органом регулирования. Рыночная оценка в данном случае является аналогом заключенного по результатам проведения торгов договора.

Если по результатам анализа рыночных цен установлено, что цена по заключенному без торгов договору равна или ниже рыночной, то в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации могут быть приняты затраты по данному договору.

Если цена по заключенному без торгов договору выше рыночной, то учет в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации возможен не выше рыночной цены.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении на 2019 год не в полном объеме проведен анализ экономической обоснованности принятых и фактических расходов в соответствии с пунктами 28, 29 Основ ценообразования № 1075, в том числе в части анализа проведенных конкурсных процедур при заключении договоров, расходы по которым приняты при расчете расходов по данной статье затрат.

В целях соблюдения баланса интересов потребителей и регулируемой организации Орган регулирования не должен принимать в расчет величины выше заявленных регулируемой организацией, в том числе с учетом экономической обоснованности затрат. Вместе с тем обоснование учета расходов выше заявленных Регулируемой организацией в части тарифа на теплоноситель на 2019 год в экспертном заключении не представлено.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности принятых расходов по данной статье затрат в соответствии с п. 28, 29 Основ ценообразования № 1075 и п. 29 Правил № 1075 в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из НВВ Регулируемой организации.

 

  1. Расчетная предпринимательская прибыль

В соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования № 1075 расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования № 1075 (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Учитывая, что расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, расходы по данной статье затрат на 2023 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

 

  1. Корректировки НВВ

Тариф

Плановые расходы 2023 года

Утверждено Комитетом

1.

тариф на тепловую энергию (мощность)

79 265,6

2.

тариф на теплоноситель

3 851,3

Согласно пункту 52 Основ ценообразования № 1075 орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

В соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 760-э размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

(тыс. руб.), (22)

где:

- размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам (i-2)-го года;

- фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), определяемая в соответствии с пунктом 55 Методических указаний;

ТВi-2 - выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой IX Методических указаний на (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей.

Согласно экспертному заключению на 2023 год, Возражениям Органом регулирования учитываются фактические расходы по статье затрат «Резерв по сомнительным долгам» за 2021 год в размере 45 842,2 тыс. руб. (учтено на 2021 год – 6 779,8 тыс. руб.).

В соответствии с пунктом 47 Основ ценообразования № 1075 внереализационные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, содержат в том числе расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций, в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.

ФАС России отмечает, что списание безнадежного долга осуществляется за счет резерва по сомнительным долгам, чему предшествует его предварительный учет в составе указанного резерва с соблюдением установленных пунктом 47 Основ ценообразования № 1075 требований. В рамках корректировки НВВ в части расходов по статье затрат «Расходы по сомнительным долгам» учету подлежит списанная дебиторская задолженность из созданного резерва по сомнительным долгам.

В соответствии со ст. 266 Налогового Кодекса Российской Федерации резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном Налоговым Кодексом Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

ФАС России обращает внимание, что регулируемой организацией должны быть представлены документы, свидетельствующие о принятии исчерпывающих мер для взыскания задолженностей, в том числе судебные акты, определения суда о признании банкротом, постановления об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа и др.

ФАС России отмечает, что анализ фактической списанной дебиторской задолженности по контрагентам, резерв по которым учтен в НВВ на 2021 год, в соответствии со ст. 266 НК РФ, пунктом 47 Основ ценообразования № 1075 Органом регулирования не проведен.

Также в Экспертном заключении на 2023 год отсутствует анализ по работе ПАО «Т Плюс» с должниками в разрезе зарезервированных контрагентов, свидетельствующий о принятии исчерпывающих мер для взыскания задолженностей.

Органу регулирования необходимо проводить анализ документов Регулируемой организации, в том числе судебных актов, определений суда о признании банкротом, постановлений об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа, а также приказов о списании безнадежной дебиторской задолженности, ОСВ по счету 007.

По результатам проведения вышеуказанного анализа Органом регулирования учет фактически списанной безнадежной дебиторской задолженности возможен в размере не выше плановых затрат по статье «Расходы по сомнительным долгам», а именно в размере, не превышающем 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, в соответствии с пунктом 47 Основ ценообразования № 1075.

Таким образом, расходы по статье затрат «Корректировка НВВ на 2023 год с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, по фактическим данным за 2021 год» на 2023 год в размере 39 062,4 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

Резюмируя вышеизложенное, расходы по статье затрат «Корректировки НВВ» на 2023 год также подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Комитет Республики Коми по тарифам нарушившим пункты 28, 29, 40, 41, 42, 47 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» на территории МО ГО «Инта» на 2023 год.

2. Органу исполнительной власти Республики Коми в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно:

2.1. Исключить из необходимой валовой выручки филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» на территории МО ГО «Инта» расходы по статье затрат «Корректировка НВВ на 2023 год с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, по фактическим данным за 2021 год» на 2023 год в размере 39 062,4 тыс. руб.

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» на территории МО ГО «Инта», и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета (неучета) представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из необходимой валовой выручки филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» на территории МО ГО «Инта», по следующим статьям затрат:

- «Сырье и материалы» на 2019 год;

- «Ремонт подрядным способом» на 2019 год;

- «Фонд оплаты труда» на 2019 год;

- «Услуги производственного характера» на 2019 год;

- «Услуги непроизводственного характера» на 2019 год;

- «Расчетная предпринимательская прибыль» на 2023 год;

- «Корректировки НВВ» на 2023 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Коми в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.05.2024 пересмотреть базовый уровень операционных расходов филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» на территории МО ГО «Инта», а также величину необходимой валовой выручки филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» на территории МО ГО «Инта» в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, положениями Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из необходимой валовой выручки филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» на территории МО ГО «Инта» на 2024 года.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Коми в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.05.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения для филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» на территории МО ГО «Инта» на 2024 год.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Коми в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении в течение 5 дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Республики Коми в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Республики Коми в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) цен (тарифов) в теплоснабжении для филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» на территории МО ГО «Инта», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Коми УФАС России
ИНН 1101481197, ОГРН 1021100514951
Комитет Республики Коми по тарифам
ИНН 1101169990, ОГРН 1201100004820