Решение №СП/73338/21 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 31 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «26» августа 2021 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере газоснабжения 5, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере газоснабжения между АО «Газпром газораспределение Черкесск» и Главным управлением Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (рег. от 22.04.2021 67492/21) в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи заместителя исполнительного директора по экономике и финансам АО «Газпром газораспределение Черкесск» <...>, заместителя главного инженера АО «Газпром газораспределение Черкесск» <...>, начальника отдела капитального строительства и инвестиций АО «Газпром газораспределение Черкесск» <...>, начальника производственно-технического отдела АО «Газпром газораспределение Черкесск» <...>, начальника Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам <...> начальника отдела регулирования розничных рынков электроэнергии Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам
<...>, консультанта отдела регулирования розничных рынков электроэнергии Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. № 1197/4-01 от 15.04.2021; рег. от 22.04.2021 № 67492/21) АО «Газпром газораспределение Черкесск» (далее – Заявитель, регулируемая организация, ГРО) о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) с Главным управлением Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (далее – орган регулирования, Главное управление).

Разногласия возникли по постановлению Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам от 30.12.2020 № 122 «Об утверждении размера специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Черкесск» для газификации на 2021 год».

ФАС России в рамках рассмотрения заявления о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) проведен анализ требований Заявителя и доводов сторон, по результатам которого отмечено следующее.

АО «Газпром газораспределение Черкесск» оспаривает исключение органом регулирования выпадающих доходов от оказания услуг по технологическому присоединению к газораспределительным сетям, возникших по итогам хозяйственной деятельности 2019 года, в размере 4 225,1 тыс. руб. и величины налога на прибыль с сумм выпадающих доходов от оказания услуг по технологическому присоединению к газораспределительным сетям в размере
1 056,29 тыс. руб.

Методика определения размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации утверждена приказом ФСТ России от 21.06.2011 № 154-э/4 (далее – Методика № 154-э/4).

Согласно пункту 6 Методики № 154-э/4, расчет специальных надбавок производится исходя из получения газораспределительной организацией планируемого объема выручки в размере, необходимом для финансирования утвержденной программы газификации и уплаты возникающего при этом налога на прибыль. Указанный размер выручки определяется по следующей формуле:

 

, (1), где:

- сумма средств, необходимая для финансирования утвержденной программы газификации на период установления специальной надбавки в зоне обслуживания данной ГРО;

- альтернативные источники финансирования утвержденной программы газификации, в том числе средства бюджетов всех уровней, инвестиции сторонних организаций, средства от проведения дополнительных эмиссий акций, плата за подключение и т.д.;

- выпадающие доходы газораспределительной организации от оказания услуг по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, но не более 70% средств, получаемых от применения специальной надбавки в том же периоде регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение;

- расчетная плановая сумма налога на прибыль, возникающего от увеличения выручки ГРО в связи с введением специальной надбавки.

Согласно пункту 11 Методики № 154-э/4, расчет среднего размера специальной надбавки () осуществляется по следующей формуле:

 

(3), где:

V - суммарный объем транспортировки газа конечным потребителям, для групп которых устанавливается специальная надбавка, по распределительным сетям ГРО на территории рассматриваемого субъекта Российской Федерации на период установления специальной надбавки. Объемы транспортировки газа для расчета принимаются на уровне прогнозных на период регулирования с учетом договорных объемов транспортировки газа по распределительным газопроводам (в расчете на год), прогноза газопотребления конечных потребителей, газоснабжение которых осуществляется через газораспределительные сети данной ГРО, а также статистики объемов транспортировки газа за предыдущие 3 года.

Показатели расчета специальных надбавок, определенные Заявителем и утвержденные органом регулирования, представлены в таблице:

 

 

п/п

Наименование показателя

Ед. изм.

Заявитель (в ФАС России)

Орган регулирования

1

И газ

тыс. руб.

41 003,61

41 003,61

2

И альт

тыс. руб.

2 833,82

2 833,82

3

И тп

тыс. руб.

4 225,10

-

4

Н приб

тыс. руб.

10 598,73

9 542,45

5

В спец

тыс. руб.

52 993,62

47 712,24

6

V

млн. м3

432,79

432,79

7

Т спец

руб.

122,45

110,24

 

Согласно статье 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - технологическое присоединение) и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.

В соответствии с подпунктом 26(24) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 (далее – Основные положения № 1021), в случае если по итогам хозяйственной деятельности прошедшего периода регулирования у газораспределительной организации появились экономически обоснованные расходы, превышающие объем средств, подлежащих компенсации газораспределительной организации в том же периоде регулирования за счет применения платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, и (или) специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, и (или) тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, на который утверждается плата за технологическое присоединение, то регулирующие органы при представлении соответствующих обоснований учитывают эти расходы при установлении регулируемых тарифов на последующий расчетный период регулирования с учетом индексов-дефляторов в порядке, приведенном в пункте 26(22) Основных положений № 1021.

В соответствии с пунктом 26(22) Основных положений № 1021 газораспределительная организация в соответствии с методическими указаниями по регулированию платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, рассчитывает объем средств для компенсации своих расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению в ходе технологического присоединения указанной категории заявителей.

Указанные расчеты представляются в регулирующий орган, который в своем решении отражает размер экономически обоснованной платы и, в случае возникновения, соответствующие выпадающие доходы газораспределительной организации от присоединения указанного газоиспользующего оборудования.

В случае если для газораспределительной организации специальная надбавка к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям не устанавливается, размер выпадающих доходов газораспределительной организации от присоединения указанного газоиспользующего оборудования учитывается при определении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям в том же периоде регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение. В случае если для газораспределительной организации устанавливается специальная надбавка к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, то выпадающие доходы газораспределительной организации покрываются за счет средств, получаемых от применения специальной надбавки, но не более 70 процентов указанных средств, в том же периоде регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение. В случае если 70 процентов средств, получаемых от применения специальной надбавки, недостаточно для покрытия выпадающих доходов газораспределительной организации, размер непокрытых за счет специальной надбавки выпадающих доходов газораспределительной организации от присоединения указанного газоиспользующего оборудования учитывается при определении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям в том же периоде регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение.

Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждены приказом ФАС России от 16.08.2018 № 1151/18 (далее – Методические указания № 1151/18).

Согласно пункту 13 Методических указаний № 1151/18, при установлении размера платы за технологическое присоединение для случаев, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 4 Методических указаний № 1151/18, на уровне ниже экономически обоснованной величины () соответствующие выпадающие доходы ГРО от подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства Заявителей (ВД) на следующий календарный год указываются в решении регулирующего органа и рассчитываются по следующей формуле:

 

, где:

 

- плановый размер выручки ГРО от осуществления подключения (технологического присоединения) в случаях, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 4 Методических указаний № 1151/18, на очередной календарный год без учета налога на добавленную стоимость, определяемый на основании фактических средних данных о количестве подключений и установленного по формуле (1) размера платы за технологическое присоединение.

При утверждении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, выпадающие доходы ГРО от технологического присоединения объектов капитального строительства Заявителей на следующий календарный год не указывались в решении органа регулирования, поскольку плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям утверждалась на экономически обоснованном уровне.

В соответствии с пунктом 12 Методических указаний № 1151/18 ГРО направляет в орган регулирования информацию о расходах на подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования в случаях, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 4 Методических указаний № 1151/18, за соответствующий календарный год из предусмотренных пунктом 14 Методических указаний № 1151/18, а также о фактических выпадающих доходах, в соответствии с приложением 1 к Методическим указаниям № 1151/18 за календарный год, предшествующий текущему году.

Согласно приложению 1 к Методическим указаниям № 1151/18, величина фактических выпадающих доходов определяется как разность значений, указанных в столбцах 9 и 10 («Расходов, связанные с выполнением мероприятий по договору» и «Платы по договору о подключении»).

Согласно отзыву органа регулирования, Заявителем в орган регулирования была представлена следующая информация:

1. по пп. «б» пункта 4 Методических указаний № 1151/18:

- величина «Расходов, связанных с выполнением мероприятий по договору» составила 16 266,22 тыс. руб.,

- величина «Платы по договору о подключении» составила 16 375,0 тыс. руб.

2. по пп. «а» пункта 4 Методических указаний № 1151/18:

- величина «Расходов, связанных с выполнением мероприятий по договору» составила 1 711,22 тыс. руб.,

- величина «Платы по договору о подключении» составила 2 441,86 тыс. руб.

Таким образом, суммарная величина фактических излишне полученных средств, согласно данным, представленным ГРО при заполнении приложения 1 к Методическим указаниям № 1151/18, составила 839,42 тыс. руб., что по мнению органа регулирования, может служить для дополнительного учета в качестве альтернативного источника финансирования утвержденной программы газификации.

Кроме того, орган регулирования отмечает, что Заявителем расчет выпадающих доходов от осуществления подключения (технологического присоединения) за 2019 год представлен на 1 листе, что не соответствует положениям действующего законодательства, регламентирующего порядок учета выпадающих доходов от оказания услуг по технологическому присоединению к газораспределительным сетям при утверждении специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа по газораспределительным сетям.

Также, ФАС России отмечает, что согласно представленному ГРО Отчету о финансовых результатах за 2019 год, валовая прибыль от подключения (технологического присоединения) (код 21002) составила 21 478 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между АО «Газпром газораспределение Черкесск» о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) с Главным управлением Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

отказать АО «Газпром газораспределение Черкесск» в удовлетворении требований, указанных в заявлении о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) с Главным управлением Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (исх. № 1197/4-01 от 15.04.2021; рег. от 22.04.2021 № 67492/21).

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕРКЕССК"
ИНН 0900000116, ОГРН 1020900508232
Карачаево-Черкесское УФАС России
ИНН 0901024631, ОГРН 1030900721830
Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам
ИНН 0901046635, ОГРН 1020900509442