Предписание №СП/87232/23 ПРЕДПИСАНИЕ Агентство по регулированию цен и тарифов Ульянов... от 23 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

19 октября 2023 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, в том числе акт проверки ФАС России от 31.05.2023 № 20/23 (далее – Акт проверки ФАС России), а также возражения в отношении акта проверки, проведенной ФАС России на основании приказа ФАС России от 24.01.2023 № 18/23 (ред. от 22.02.2023), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям общества с ограниченной ответственностью «Композит-Энерго» на 2023 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2, Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания № 421-э), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

В соответствии с приказом ФАС России от 24.01.2023 № 18/23 (ред. от 22.02.2023) проверка проводилась в отношении установленных на 2023 год тарифов и первого года долгосрочного периода регулирования.

Приказом Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 25.12.2019 № 06-481 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на период 2020-2024 годы» в отношении общества с ограниченной ответственностью «Композит-Энерго» (далее – регулируемая организация) установлены долгосрочные параметры регулирования на 2020-2024 годы с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее – НВВ), в том числе базовый уровень подконтрольных расходов в размере 5 029,44 тыс. руб.

НВВ Регулируемой организации без учета оплаты потерь на 2023 год утверждена приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (далее – Агентство, Орган регулирования) от 22.11.2022 № 97-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2023 год» в размере 39 059,79 тыс. руб.

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел на 2020 и 2023 годов в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе Экспертное заключение по определению (корректировке) необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии ООО «Композит-Энерго» на 2020-2024 годы по методу долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее – Экспертное заключение на 2020 год), Экспертное заключение по определению (корректировке) необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии ООО «Композит-Энерго» на 2023 год по методу долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее – Экспертное заключение на 2023 год), а также возражения в отношении Акта проверки ФАС России от 10.07.2023 № 73-ИОГВ-17/674исх (рег. от 11.07.2023 № 104806-ЭП/23).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

1. Требование к экспертному заключению

В соответствии с пунктом 23 Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путем проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод, необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Расходы сверх данной цены не могут быть признаны экономически обоснованными расходами и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики является в том числе соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.

Орган регулирования не должен принимать в расчет величины выше заявленных Регулируемой организацией, в том числе с учетом экономической обоснованности затрат.

2. Базовый уровень подконтрольных расходов

Базовый уровень подконтрольных расходов для ООО «Композит-Энерго» на 2020 год, рассчитанный методом экономически обоснованных затрат, был определен Агентством в размере 5 377,31 тыс. руб., в том числе:

- расходы на сырье, материалы, запасные части, инструменты, топливо в размере 0 тыс. руб.;

- расходы на работы и услуги производственного характера в размере 1 200,00 тыс. руб.;

- расходы на оплату труда в размере 3 609,49 тыс. руб.;

- расходы на страхование в размере 0 тыс. руб.;

- другие прочие расходы в размере 366,73 тыс. руб.;

- внереализационные расходы в размере 28,27 тыс. руб.;

- подконтрольные расходы из прибыли в размере 172,82 тыс. руб.

2.1. Работы и услуги производственного характера

Органом регулирования расходы по статье затрат «Работы и услуги производственного характера» на 2020 год учтены в размере 1 200,00 тыс. руб., при заявке регулируемой организации 1 133,87 тыс. руб.

Фактические расходы на работы и услуги производственного характера за 2018 год составили 818,31 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 1178 расходы на оплату работ (услуг) производственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам с организациями на проведение регламентных работ, рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178.

В расходы на услуги производственного характера включены расходы в рамках действующего договора с 2013 года на услуги оперативно-технического и оперативно-диспетчерского обслуживания, которые составляют 1 200,00 тыс. руб.

В возражениях на Акт проверки орган регулирования отмечает, что для обеспечения экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и во исполнение норм Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ ООО «Композит-Энерго» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Положением о закупках. Положение о закупках содержит требования к закупкам, порядку подготовки, способам (методам) закупок, в том числе к закупкам у единственного поставщика и условиям их применения, порядку заключения и исполнения договоров. Закупки товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100,0 тыс. руб., а также закупки, связанные с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества, ООО «Композит-Энерго» вправе осуществлять без размещения сведений о них в единой информационной системе.

ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 23 Правил № 1178 анализ представленных регулируемой организацией договоров в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 в экспертном заключении отсутствует.

Таким образом, расходы по статье «Работы и услуги производственного характера» подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

2.2. Расходы на оплату труда

Органом регулирования расходы по статье затрат «Расходы на оплату труда» на 2020 год учтены в размере 3 609,49 тыс. руб., при заявке регулируемой организации 3 945,47 тыс. руб.

Фактические расходы на работы и услуги производственного характера за 2018 год составили 2 822,01 тыс. руб.

Согласно Экспертному заключению органа регулирования на 2020 год при расчете расходов по данной статье затрат были приняты следующие показатели:

 

Показатели

Единица измерения

Принято Агентством

Численность

чел.

8

Среднемесячная тарифная ставка ППП

руб.

37 598,85

Расчёт средств на оплату труда ППП (включённого в себестоимость)

тыс. руб.

3 609,49

 

 

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

1) Численность

Численность, принятая в расчёт в количестве 8 человек, определена органом регулирования с учётом неполной занятости в соответствии с проектом штатного расписания на 2020 год.

Для экономического обоснования принятой численности работников Агентству необходимо анализировать в том числе величину фактической численности работников по виду деятельности «Передача электрической энергии».

Согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства (rmsp.nalog.ru), ООО «Композит-Энерго» (ИНН 7326038595) является «микропредприятием».

Пунктом 5.1 части 3 статьи 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ предусмотрено, что в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства содержатся сведения о среднесписочной численности работников юридического лица за предшествующий календарный год в случае, если такие сведения размещены на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с пунктом 1.1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно сведениям из реестра среднесписочная численность работников ООО «Композит-Энерго» за предшествующий календарный год составила 4 чел.

В соответствии с пунктом 1.1 приказа Росстата от 02.11.2018 № 654 (действовал с отчета за 2018 год до 17.12.2020) «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № МП(микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия» (далее – Указания), форму федерального статистического наблюдения № МП(микро) предоставляют юридические лица, являющиеся микропредприятиями в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Согласно Разделу 2.2 Указаний, показатели средней численности работников рассчитываются в соответствии с пунктами 2.2.1 – 2.2.7 Указаний.

В материалах тарифного дела форма № МП(микро) регулируемой организацией не представлена.

Таким образом, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ учтенной численности с учетом фактической численности персонала за 2018 год. В случае, если в течение 2019 года происходило изменение условных единиц (рост или выбытие), органу регулирования необходимо учесть указанное изменение на уровне нормативной численности, приходящейся на введенные или выбывшие объекты электросетевого хозяйства.

2) Заработная плата

Орган регулирования отмечает, что в организации действует окладная система оплаты труда. Система тарифных коэффициентов не применяется. В связи с этим тарифная ставка рабочего первого разряда в расчёте затрат на оплату труда ООО «Композит-Энерго» приравнена к среднему окладу, но не выше средней заработной платы в регионе по соответствующему виду деятельности по данным органов Федеральной службы государственной статистики. Значение тарифного коэффициента, соответственно, принято равным единице. В соответствии с предоставленными обосновывающими Агентством сделан вывод о том, что выплаты надбавок, премий и других мер материального стимулирования на предприятии осуществляются за счёт прибыли, что не противоречит Положению об оплате труда.

ФАС России считает обоснованным и соответствующим общим принципам регулирования тарифов в электроэнергетике применение к территориальной сетевой организации отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике и рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики, подготовленным ОАО «ЦОТэнерго».

Обязательность применения отраслевого тарифного соглашения для расчета расходов на оплату труда установлена пунктом 26 Основ ценообразования № 1178.

Согласно пункту 8.4 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2019 - 2021 годы, утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики «Энергетическая работодательская ассоциация России», Общественной организацией «Всероссийский Электропрофсоюз» 21.12.2018 (далее – ОТС) расходы (средства), направляемые на оплату труда, рассчитываются, исходя из численности работников списочного состава и числа вакантных рабочих мест (но не выше нормативной численности) с учетом нормативной численности на вновь вводимые объекты, размера минимальной месячной тарифной ставки и среднего тарифного коэффициента по организации.

В соответствии с пунктом 3.3 ОТС с 1 июля 2019 года размер минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда устанавливается в размере 8 643 руб., если иное не установлено коллективными договорами Организаций.

Органом регулирования не представлен расчет тарифного коэффициента в соответствии с положениями Рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики, разработанными ОАО «ЦОТэнерго».

Таким образом, органу регулирования необходимо произвести расчет заработной платы в соответствии с вышеизложенным. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации. Отчисления на социальные нужды также подлежат пересмотру по результатам проведенного анализа по статье затрат «Расходы на оплату труда».

2.3. Другие прочие расходы

Другие прочие расходы на 2020 год учтены Органом регулирования в размере 366,73 тыс. руб., в том числе:

- услуги связи – 8,50 тыс. руб.;

- услуги коммунального хоз-ва – 37,00 тыс. руб.;

- информационные услуги – 13,00 тыс. руб.;

- консультационные услуги – 30,00 тыс. руб.;

- прочие – 22,78 тыс. руб.;

- поверка и калибровка – 1,11 тыс. руб.;

- инвентарь – 1,52 тыс. руб.;

- повышение квалификации и оценка труда – 8,41 тыс. руб.;

- канцтовары – 13,73 тыс. руб.;

- программы – 38,85 тыс. руб.;

- энергетическое обследование – 44,69 тыс. руб.;

- инспекционный контроль – 147,16 тыс. руб.;

- сертификация – 0,00 тыс. руб.

Другие прочие расходы заявлены Регулируемой организацией на 2020 год в размере 665,94 тыс. руб.

Фактические расходы за 2018 год составили 366,40 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 23 Правил № 1178 по всем подстатьям затрат статьи «Другие прочие расходы» Агентством не отражен анализ экономической обоснованности принятых расходов и представленной Регулируемой организацией документации в соответствии с положениями пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178.

Также Органом регулирования не проведен анализ на предмет заключения договоров по результатам проведения торгов.

В возражениях на Акт проверки орган регулирования отмечает, что приобретение осуществлялось путём закупки у единственного поставщика, что не противоречит требованиям нормативно-правовых актов. Таким образом, приобретённые работы и услуги соответствуют критерию рыночных цен.

ФАС России отмечает, что учет цены по договору, заключенному с единственным поставщиком, противоречит пункту 29 Основ ценообразования № 1178. Органу регулирования необходимо отразить предусмотренный пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 анализ цен, в том числе рыночных.

Кроме того, согласно Экспертному заключению, в составе статьи затрат Агентством учтены услуги коммунального хозяйства в размере 37,00 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования № 1178 подконтрольные расходы – расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, за исключением расходов на финансирование капитальных вложений, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на возврат и обслуживание заемных средств, в том числе направленных на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, лизинговых платежей, расходов на оплату услуг (продукции), оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, расходов на оплату нормативных потерь в сетях.

Таким образом, расходы на услуги коммунального хозяйства как расходы на оплату услуг (продукции), оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, в размере 37 тыс. руб., подлежат учету в составе неподконтрольных расходов исходя из установленных регулируемых цен (тарифов) и фактических объемов потребления.

2.4. Подконтрольные расходы из прибыли

Подконтрольные расходы из прибыли определены Органом регулирования на 2020 год в размере 172,82 тыс. руб.

Подконтрольные расходы из прибыли заявлены регулируемой организацией на 2020 год в размере 172,82 тыс. руб.

Фактические подконтрольные расходы из прибыли за 2020 год составили 172,82 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье затрат включают расходы из прибыли на премирование (материальная помощь, выходное пособие при увольнении, премии к празднику и налоги от премии).

Агентством расходы по данной статье затрат приняты исходя из фактически сложившихся в 2018 году. При этом в экспертном заключении не представлена расшифровка учтенных расходов в соответствии с положениями коллективного договора регулируемой организации, не указаны основания для выплаты материальной помощи, а также отсутствует информация о количестве сотрудников, которым она полагается.

В вышеуказанной части расходы подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

Также в части учета премий к празднику (день энергетика) с учетом налогов в сумме 109,54 тыс. руб. ФАС России отмечает, что данные расходы не являются по своей сути компенсацией или льготой, в связи с чем подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

3. Корректировка необходимой валовой выручки на основе фактических данных за 2021 год

Корректировка необходимой валовой выручки на основе фактических данных за 2021 год определены органом регулирования в размере 1 415,70 тыс. руб. исходя из следующих компонентов:

- корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчёта тарифов – 1 014,66 тыс. руб.;

- корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра – 197,25 тыс. руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности в сумме – 0 тыс. руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска электрической энергии и цен на электрическую энергию – (-) 122,77 тыс. руб.;

- корректировка с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг) – 100,74 тыс. руб.;

- корректировка фактических расходов, на выполнение, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учёта электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям – 0 тыс. руб.

ФАС России установлено, что Агентством корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности рассчитана не в соответствии с формулой 7.1 пункта 11 Методических указаний № 98-э.

Таким образом, корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности подлежит пересчету в соответствии с формулой 7.1 пункта 11 Методических указаний № 98-э.

4. Расходы на покупную электроэнергию для компенсации потерь

Расходы на покупную электроэнергию для компенсации потерь на 2023 год учтены Органом регулирования в размере 12 928,63 тыс. руб.

Тариф покупки определен на основании прогнозных рыночных цен на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке, определяемых по субъектам Российской Федерации с учетом официально опубликованных на официальном сайте Ассоциации НП «Совет рынка» данных о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию, цен на электрическую энергию (мощность), по субъектам Российской Федерации на 2023 год, и информации об основных макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренного Правительством Российской Федерации на расчетный период регулирования; с учетом сбытовой надбавки и величины платы за услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией и цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию.

Кроме того, Органом регулирования цена покупки потерь определена с учетом экономии расходов на оплату потерь электрической энергии.

В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования № 1178 стоимость потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, включаемых в тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяется:

для субъектов Российской Федерации, расположенных на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, - на основании индикативных цен на электрическую энергию (мощность), продаваемую в неценовых зонах оптового рынка, установленных Федеральной антимонопольной службой для соответствующего субъекта Российской Федерации, и на основании цен на электрическую энергию (мощность), установленных для производителей (поставщиков) электрической энергии - субъектов розничных рынков;

для субъектов Российской Федерации, расположенных в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков, - на основании индикативных цен на электрическую энергию (мощность) для потребителей, не относящихся к населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей, установленных Федеральной антимонопольной службой для соответствующего субъекта Российской Федерации, а также с учетом доли, указанной в пункте 8 статьи 36 Федерального закона «Об электроэнергетике», по прогнозным рыночным ценам на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке, определяемым по субъектам Российской Федерации исходя из официально опубликованных советом рынка данных о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию, цен на электрическую энергию (мощность), а также регулируемых цен (тарифов), установленных для квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии;

для субъектов Российской Федерации, расположенных на территориях ценовых зон оптового рынка, - на основании прогнозных рыночных цен на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке, определяемых по субъектам Российской Федерации с учетом официально опубликованных советом рынка данных о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию, цен на электрическую энергию (мощность), установленных для квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, и информации об основных макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренного Правительством Российской Федерации на расчетный период регулирования;

с учетом сбытовой надбавки и величины платы за услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией и цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию.

ФАС России отмечает, что пунктом 34(1) Основ ценообразования № 1178 предусмотрена возможность сохранения экономии расходов на оплату потерь электрической энергии в составе необходимой валовой выручки в расходах на содержание электрических сетей и (или) расходах на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, однако указанная экономия подлежит учету при расчете ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, а не при расчете стоимости потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования № 1178.

Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии не является компонентом для расчета стоимости потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям по пункту 81 Основ ценообразования № 1178.

В Экспертном заключении на 2023 год и Возражениях органом регулирования не представлен расчет цены на покупку потерь в одноставочном выражении в дифференциации по полугодиям 2023 года.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области нарушившим положения пунктов 2, 29, 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Органу исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:

2.1. Исключить из состава базового уровня подконтрольных расходов ООО «Композит-Энерго» 2020 года расходы по статье «Подконтрольные расходы из прибыли» в сумме 109,54 тыс. руб.

2.2. Исключить из базового уровня подконтрольных расходов ООО «Композит-Энерго» 2020 года расходы по статье затрат «Другие прочие расходы» в части расходов на услуги коммунального хозяйства в размере 37 тыс. руб. и включить их в состав неподконтрольных расходов в экономически обоснованном размере.

2.3. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «Композит-Энерго» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Работы и услуги производственного характера» на 2020 год;

- «Расходы на оплату труда» на 2020 год;

- «Другие прочие расходы» на 2020 год;

- «Подконтрольные расходы из прибыли» на 2020 год;

- «Корректировка необходимой валовой выручки на основе фактических данных за 2021 год»;

- «Расходы на покупную электроэнергию для компенсации потерь» на 2023 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов ООО «Композит-Энерго», а также величину необходимой валовой выручки ООО «Композит-Энерго» в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также Методических указаний № 98-э, с учетом мотивировочной части настоящего предписания, отразив расчеты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) при регулировании ООО «Композит-Энерго» на 2024 год.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «Композит-Энерго», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области
ИНН 7325169757, ОГРН 1207300005538
Ульяновское УФАС России
ИНН 7325002331, ОГРН 1027301176902