Предписание №СП/102324/19 Предписание по результатам проверки Министерства тарифной по... от 21 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Министерства тарифной политики Красноярского края, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 25.06.2019 № 829/19, Акт проверки ФАС России от 06.08.2019 № 122), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, руководствуясь нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные органом исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям ООО «Тепло-Сбыт-Сервис» на 2017-2019 гг.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

В соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Правила регулирования № 1075) экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

ФАС России был проведен анализ экспертных заключений Министерства по делу об установлении тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям ООО «Тепло-Сбыт-Сервис» на 2017-2019 гг. (далее – экспертные заключения на 2017, 2018, 2019 гг.), а также перечень (реестр) материалов, представленных регулируемой организацией в составе тарифных заявок (представлены Министерством в электронном виде), по результатам которого установлено следующее.

Представленные экспертные заключения на 2017, 2018, 2019 гг. органа регулирования не содержат постатейный анализ учитываемых расходов в нарушение пункта 29 Правил № 1075, в экспертных заключений органом регулирования не исследовались причины отклонения (при наличии) фактических расходов над плановыми, отклонения (при наличии) плановых и фактических величин полезного отпуска тепловой энергии, по статьям расходов не представлены пояснения экспертов относительно их экономической обоснованности, порядок расчета принятых конечных сумм расходов, отсутствуют ссылки на обосновывающие документы.

Кроме того, пунктом 9 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» закреплен порядок ведения обязательного раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.

В соответствии с пунктом 10 Основ ценообразования № 1075 регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих видов деятельности:

а) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;

б) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии менее 25 МВт;

в) производство тепловой энергии (мощности) не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии;

г) производство теплоносителя;

д) передача тепловой энергии и теплоносителя;

е) сбыт тепловой энергии и теплоносителя;

ж) подключение к системе теплоснабжения;

з) поддержание резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии.

Между тем в нарушение вышеуказанных норм в экспертных заключениях на 2017, 2018, 2019 гг. не указан механизм распределения затрат внутри регулируемых видов деятельности в разрезе поселений и котельных в случае невозможности отнесения прямых расходов к конкретному виду деятельности, не отражена доля доходов конкретного вида деятельности от доходов по предприятию в целом.

По результатам анализа экспертных заключений и материалов по установлению тарифов за период 2017-2019 гг. в разрезе отдельных статей затрат ООО «Тепло-Сбыт-Сервис» в части их экономической обоснованности ФАС России установлено следующее.

 

Тарифы на тепловую энергию (2017-2019)

Тарифы на тепловую энергию для ООО «Тепло-Сбыт-Сервис» на 2017-2019 гг. установлены методом индексации установленных тарифов, первым годом долгосрочного периода регулирования является 2017 год.

Корректировка установленных тарифов на 2018, 2019 гг. произведена Министерством в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 1075, в силу которого орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях.

Полезный отпуск тепловой энергии на 2017-2019 гг. определен органом регулирования на уровне 64 806,00 Гкал.

Необходимая валовая выручка, учтенная при установлении тарифов на тепловую энергию для ООО «Тепло-Сбыт-Сервис» на 2017 год – 154 904,00 тыс. руб., на 2018 год – 164 222,70 тыс. руб., на 2019 год – 172 528,80 тыс. руб.

 

I. Базовый уровень операционных (подконтрольных) расходов на 2017 год (88 094,40 тыс. руб.)

1.«Сырье и материалы», 2017 (22 386,20 тыс. руб.).

В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности, определяемых в соответствии с методическими указаниями.

Министерство указывает, что в обоснование расходов по статье представлены план текущего ремонта, локально-сметные расчеты, расчет потребности  инструментов и химреагентов с приложением прайс-листов и коммерческих предложений.

Также были предоставлены акты о списание материальных запасов учреждения.

ФАС России отмечает, что экспертное заключение на 2017 год не содержит анализ документов и материалов с учетом программы ремонтов, а также фактических расходов 2015 года.

Исходя из представленного Министерством экспертного заключения на 2017 год невозможно сделать вывод о способе определения базового уровня затрат 2017 года. В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

Информация об анализе органом регулирования указанных материалов в экспертном заключении на 2017 год отсутствует, в связи с чем не представляется возможным выяснить обоснованность принятых регулирующим органом расходов по данной статье затрат.

Таким образом, расходы по статье «сырье и материалы», утвержденные органом регулирования на 2017 год в размере 22 386,20 тыс. руб., определены Министерством Красноярского края с нарушением пунктов 31, 40 Основ ценообразования № 1075 и подлежат дополнительному экономическому анализу, в том числе с учетом фактически сложившихся затрат по данной статье.

За 2018-2019 гг. расходы по статье «сырье и материалы» подлежат дополнительному экономическому обоснованию с учетом вышеизложенного.

 

2. «Расходы на оплату труда», 2017 (39 536,70 тыс. руб.).

Согласно пункту 42 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В соответствии с экспертным заключением на 2017 год расходы на оплату труда учтены органом регулирования в размере 39 536,70 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении не отражено представление в составе тарифной заявки ООО «Тепло-Сбыт-Сервис» об установлении тарифов на тепловую энергию на 2017 год подтверждающих фактически понесенные расходы в 2015 году, штатное расписание на 2017 год, расчет нормативной численности, официальная статистическая информация о фактической численности по форме № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», документы, подтверждающие начисление стимулирующих и компенсационных выплат к заработной плате сотрудников и т.д. Таким образом, фактические расходы за предыдущий период регулирования не подтверждены регулируемой организацией.

При расчете расходов на оплату труда в нарушение пункта 42 Основ ценообразования № 1075 Министерством не был проведен анализ фактической и плановой численности персонала, а также среднемесячной заработной платы.

Таким образом, расходы по статье «Оплата труда» на 2017 год, утвержденные Министерством Красноярского края в размере 39 536,70 тыс. руб., не имеют экономического обоснования и подлежат дополнительному анализу в соответствии с положениями пункта 42 Основ ценообразования № 1075, пункта 29 Правил № 1075, в том числе с учетом фактически сложившихся затрат по данной статье.

За 2018-2019 гг. расходы на оплату также подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с вышеуказанными нормами.

 

3. «Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями», 2017 (14 237,00 тыс. руб.).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 44 Основ ценообразования № 1075 в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются в том числе расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяемые исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с Методическими указаниями.

Экспертное заключение на 2017 год не содержит анализ документов и материалов, а также фактических расходов 2015 года и расшифровки данных затрат.

В соответствии с экспертным заключением расходы на 2017 год приняты органом регулирования в размере 14 237,00 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией 14 098,80 тыс. руб.)

ФАС России отмечает, что органом регулирования в нарушение пункта 29 Правил № 1075 не проведен анализ представленных регулируемой организацией договоров, в том числе с учетом пунктом 28, 29 Основ ценообразования № 1075, не представлен перечень работ, учтенных по данной статье затрат в необходимой валовой выручке 2017 года, не отражена информация о необходимости выполнения учтенных работ и услуг производственного характера в указанном размере, а также причины утверждения величины затрат в размере большем, чем было заявлено регулируемой организацией.

Кроме того, Министерством не отражен анализ договоров на выполнение работ и услуг производственного характера на соответствие положениям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Таким образом, расходы по статье «расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями» на 2017 год, утвержденные Министерством в размере 14 237,00 тыс. руб., не имеют экономического обоснования и подлежат дополнительному анализу в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, пунктов 28 и 29 Основ ценообразования № 1075, пункта 29 Правил № 1075, в том числе с учетом фактически сложившихся затрат по данной статье.

За 2018-2019 гг. «расходы на выполнение работ и услуг производственного характер» также подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

 

4. «Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями», 2017 (11 934,60 тыс. руб.).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 44 Основ ценообразования № 1075 в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются в том числе расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам, заключенным со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, которые определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг).

ФАС России отмечает, что экспертные заключение на 2017 год не содержит анализ документов и материалов, а также фактических расходов по данной статье затрат за 2015 год. Кроме того, в экспертном заключении Министерства отсутствует полная расшифровка по статьям затрат. В представленном органом регулирования экспертном заключении на 2017 год указаны следующие виды расходов:

- на служебные командировки – 136,00 тыс. руб.;

- на обучение персонала – 40,40 тыс. руб.;

- другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции – 11 758,20 тыс. руб.

4.1. «Расходы на служебные командировки» и «расходы на обучение персонала», 2017.

Согласно подпунктам «д» и «е» пункта 44 Основ ценообразования № 1075 в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются расходы на служебные командировки и расходы на обучение персонала.

Расходы по статьям «на служебные командировки», «на обучение персонала», принятые Министерством при установлении тарифов на 2017 год, не соответствуют пунктам 28 и 31 Основ ценообразования № 1075. Также в нарушение пункта 29 Правил № 1075 в экспертном заключении на 2017 год отсутствуют подробные расчеты с указанием ссылок на обосновывающие документы и материалы, принятые в расчет конечных сумм.

Таким образом, расходы по вышеуказанным подстатьям на 2017 год подлежат дополнительному экономическому анализу в соответствии с положениями пунктов 28 и 31 Основ ценообразования № 1075, пункта 29 Правил № 1075, в том числе с учетом фактически сложившихся затрат по данной статье.

4.2. «Другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции», 2017 (11 758,20 тыс. руб.).

Согласно представленным органом регулирования возражениям, Данная сумма обосновывается следующими расходами предприятия:

-проведение измерений и анализов состава промышленных выбросов в атмосферу;

-информационно-консультационные услуги;

-мероприятия по охране труда ;

-экспертиза промышленной безопасности транспорта;

-страхование производственных объектов;

-услуги почтовых отделений, и банков;

-электро-технические измерения сетей и электрооборудования;

-медицинский  осмотр работников;

-ремонт транспорта, спец.техники и электрооборудования;

-аудиторские услуги;

-услуги по проектированию  санитарно-защитных зон производственных котельных;

-проведение кадастровых работ  по изготовлению кадастровых паспортов на тепловые сети.

Кроме того, предоставлен реестр договоров:

-договор об оказании услуг связи № 624000115562 от 1.11.2016 с ПАО «Ростелеком»;

-договор об оказании охранных услуг № 145/Т от 13.09.2017 с ООО ЧОП «Титан»;

-договор поставки периодических печатных изданий № 118/Г1-1702 от 09.06.2017 с ФГУП «Почта России»;

-договор на оказание информационных услуг с использованием экземпляров системы «Консультант Плюс» от 01.01.2017 с ООО ИЦ «Искра».

ФАС России отмечает отсутствие обоснования необходимости включения данных расходов в необходимую валовую выручку регулируемой организации 2017 года в нарушение пункта 29 Правил регулирования № 1075, «другие расходы» в размере 11 758,20 тыс. руб. требуют дополнительного экономического обоснования, в том числе с учетом фактически сложившихся затрат по данной статье.

 

II. Неподконтрольные расходы, 2017 (19 503,60 тыс. руб.)

5. «Арендная плата», 2017 (3 700,00 тыс. руб.).

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075 арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

ФАС России отмечает, что представленное экспертное заключение не содержит расчет арендной платы в соответствии с пунктом 45 Основ Ценообразования № 1075, указана только принятая сумма.

Таким образом, расходы по статье «арендная плата» на 2017-2019 годы подлежат дополнительному экономическому обоснованию, в том числе с учетом фактически сложившихся затрат по данной статье.

 

6. «Плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов» 2017 (400,00 тыс. руб.).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 44 Основ ценообразования № 1075 в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности включается плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов.

Экспертное заключение на 2017 год не содержит анализ обосновывающих документов, а также фактических расходов за 2015 год.

ФАС России отмечает, что плата за выбросы и сбросы должна учитываться в пределах установленных нормативов и (или) лимитов. Экспертное заключение на 2017 года не содержит информацию об установленных нормативах и лимитах.

Кроме того, при расчете платы за выбросы и сбросы необходимо применять коэффициенты, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1219 «О коэффициентах к нормативам платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления».

В экспертном заключении Министерства не представлены расшифровка, расчет и суммы затрат, поясняющие каким образом сформированы расходы по данной статье.

Таким образом, расчет неподконтрольных расходов по данной статье произведен органом регулирования с нарушением требований Основ ценообразования № 1075 и Методических указаний № 760-э.

Учитывая изложенное, расходы по статье «Плата за выбросы и сбросы» на 2017, 2018, 2019 гг. подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с вышеуказанными нормами, в том числе с учетом фактически сложившихся затрат по данной статье.

 

7. «Иные расходы», 2017 (973,20 тыс. руб.).

В соответствии с подпунктом «з» пункта 44 Основ ценообразования № 1075 в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности включаются другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции.

Министерство указало, что иные расходы включают в себя: услуги по доставке груза, списание основных средств стоимостью меньше 40 тыс. руб. (мониторы, системные блоки, насосы), текущий ремонт офиса, мед. кабинета (материалы), техническое обслуживание (сплитсистем, навигационного оборудования). В подтверждение расходов предоставлены договоры, счета фактуры, транспортные накладные, акты выполненных работ, авансовые отчеты, акты на списание материалов, оборотно-сальдовые ведомости, карточки счетов.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении на 2017 год не представлен анализ экономической обоснованности, в том числе на основании каких документов и материалов приняты расходы на 2017 год в размере 973,20 тыс. руб., отсутствует анализ первичной и бухгалтерской документации в нарушение пункта 29 Основ ценообразования № 1075.

Таким образом, «иные расходы» за 2017-2019 гг. подлежат дополнительному экономическому обоснованию, в том числе с учетом фактически сложившихся затрат по данной статье.

 

III. Расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, 2017 (47 306,00 тыс. руб.).

8. «Расходы на электрическую энергию», 2017 (17 048,70 тыс. руб.).

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.

В соответствии с экспертным заключением на 2017 год Министерством учтены расходы на электроэнергию в размере 17 048,70 тыс. руб. При этом экспертное заключение на 2017 год не содержит анализ фактической цены электроэнергии, сложившейся в 2015 году на основании договоров электроснабжения, выставленных счет-фактур.

Таким образом, поскольку в нарушение пункта 38 Основ ценообразования № 1075 и приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2008 № 323 «Об утверждении порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии» в экспертном заключении органа регулирования отсутствует расчет объемов приобретаемых энергетических ресурсов, расходы на электрическую энергию на 2017-2019 гг. подлежат дополнительному экономическому обоснованию, в том числе фактически сложившихся затрат по данной статье.

 

Тарифы на теплоноситель (2017-2019)

Необходимая валовая выручка, учтенная при установлении тарифов на теплоноситель для ООО «Тепло-Сбыт-Сервис» на 2017 год – 5 882,41 тыс. руб., на 2018 год – 6 104,94 тыс. руб., на 2019 год – 6 528,80 тыс. руб.

Согласно пункту 101 Основ ценообразования № 1075, тариф на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающей организацией, владеющей источником (источниками) тепловой энергии, на котором производится теплоноситель, устанавливается равным стоимости 1 куб. метра воды, вырабатываемой на водоподготовительных установках указанного источника тепловой энергии, и (или) стоимости воды, покупаемой у других организаций, с учетом затрат на мероприятия, необходимые для доведения воды до установленных законодательством Российской Федерации параметров качества теплоносителя, и применяется к объему невозвращенного теплоносителя в тепловую сеть и (или) на источник тепла. Объем невозвращенного теплоносителя определяется в соответствии с правилами коммерческого учета.

В соответствии с пунктом 149 Методических указаний № 760-э в состав расходов на производство воды, вырабатываемой на водоподготовительных установках источника тепловой энергии, включаются в экономически обоснованном размере следующие расходы:

стоимость исходной воды;

стоимость реагентов, а также фильтрующих и ионообменных материалов, используемых при водоподготовке;

расходы на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность), используемую при водоподготовке;

стоимость транспортировки и очистки сточных вод, возникающих в процессе водоподготовки;

расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе водоподготовки;

амортизация основных фондов, участвующих в процессе водоподготовки;

прочие расходы, относимые на процесс водоподготовки, в том числе расходы на ремонт основных фондов, водный налог (плата за пользование водными объектами), общехозяйственные расходы на основании принципов и с использованием данных раздельного учета, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения и учетной политикой регулируемой организации.

ФАС России отмечает, что согласно экспертным заключениям на 2017, 2018 и 2019 годы объем воды, вырабатываемой на водоподготовительных установках источника тепловой энергии, составил 140,57 тыс.м3.

При этом в экспертных заключениях Министерства на 2017, 2018, 2019 гг. отсутствует анализ принятого к учету объема воды, в связи с чем ФАС России не удается сделать вывод об экономической обоснованности принятого объема воды, вырабатываемой на водоподготовительных установках источника тепловой энергии, на 2017-2019 гг.

Кроме того, ФАС России установлено, что в экспертных заключениях на 2017-2019 гг. год в нарушение пункта 29 Правил № 1075 не представлена расшифровка принятых расходов, отсутствуют ссылки на подтверждающие экономическую обоснованность документы, не представлен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации, отсутствуют соответствующие расчеты. Не отражен перечень представленных ООО «Тепло-Сбыт-Сервис» документов и заявленных расходов.

Учитывая изложенное, информация, содержащаяся в экспертных заключениях, не позволяет сделать вывод об обоснованности принятых Министерством расходов.

На основании изложенного, расходы, включенные в состав необходимой валовой выручки ООО «Тепло-Сбыт-Сервис» на 2017, 2018 и 2019 годы, подлежат дополнительному экономическому анализу и обоснованию.

 

1. Расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе водоподготовки.

В необходимой валовой выручке Министерства учтены затраты по данной статье в размере 1 507,61 тыс. руб. (2017); 1 563,40 тыс. руб. (2018); 254,21 тыс. руб. (2019).

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Также рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденными приказом Госстроя России от 12.10.1999 № 74 «Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий» утверждена нормативная численность руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий. Анализ общей нормативной численности руководителей, специалистов и служащих на предмет соответствия данным рекомендациям органом регулирования не проведен.

ФАС России отмечает, что экспертные заключения на 2017, 2018 и 2019 год не содержат анализ фактических затрат в нарушение пункта 29 Правил № 1075. Анализ средней начисленной заработной платы и среднесписочной численности не проведен. Кроме того, в экспертных заключениях не отражен перечень документов, представленных организацией. В нарушение пункта 42 Основ ценообразования № 1075 в экспертных заключениях не отражено, проводился ли анализ фактической численности по формам статистической отчетности, а также фактического уровня фонда оплаты труда, сложившегося за последний расчетный период регулирования на предприятии и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях.

Таким образом, расходы на оплату труда, учтенные Министерством  при установлении тарифов на 2017, 2018 гг., не имеют достаточного экономического обоснования и требуют дополнительного анализа в соответствии с положениями пункта 29 Правил № 1075, пункта 42 Основ ценообразования № 1075, приказа Госстроя России от 12.10.1999 № 74, в том числе с учетом фактически сложившихся затрат по данной статье.

 

2. Расходы на ремонт основных фондов.

В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

ФАС России отмечает, что экспертные заключения на 2017, 2018 гг. органа регулирования не содержат анализ включенных расходов, в том числе с учетом программы ремонтов на основании дефектных ведомостей, актов осмотров, технических экспертиз и пр. В экспертных заключениях отсутствуют ссылки на документы, подтверждающие экономическую обоснованность затрат, включенных в данную статью. Необходимость проведения мероприятий по ремонту основных фондов не подтверждена соответствующими материалами.

Кроме того, отсутствует анализ фактических затрат на ремонты, понесенные регулируемой организацией в предшествующих периодах регулирования.

Таким образом, расходы на ремонт основных средств, утвержденные на 2017-2019 гг. требуют дополнительного экономического анализа и его отражения в экспертном заключении с указанием ссылок на обосновывающие документы и соответствующих расчетов, в том числе с учетом фактически сложившихся затрат по данной статье.

 

3. Общехозяйственные расходы.

ФАС России отмечает, что в экспертных заключениях на 2017, 2018, 2019 гг. отсутствует расшифровка учтенных расходов, ссылки на обосновывающие документы и расчеты, не представлен анализ экономической обоснованности, первичной и бухгалтерской документации в нарушение пункта 29 Правил № 1075.

Информация об анализе представленных организацией материалов в экспертном заключении отсутствует, в связи с чем не представляется возможным выяснить обоснованность принятых органом регулирования расходов по статье затрат.

Таким образом, за 2017-2019 гг. расходы по статье «общехозяйственные расходы» подлежат дополнительному экономическому обоснованию, в том числе с учетом фактически сложившихся затрат по данной статье.

ФАС России также отмечает, что в целях соблюдения баланса интересов потребителей и регулируемой организации РЭК Красноярского края не должен принимать в расчет на 2019 год величины выше заявленных регулируемой организацией, в том числе с учетом экономической обоснованности затрат. В связи с этим органу регулирования в случае учета по всем вышеперечисленным статьям расходов выше заявленных необходимо исключить экономически необоснованные расходы из состава НВВ регулируемой организации.

 

Тарифы на горячую воду (2017-2019)

Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Значение компонента на тепловую энергию определяется на основе одноставочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Тепло-Сбыт-Сервис» на 2017, 2018 и 2019 годы, утвержденных приказами Министерства Красноярского края.

Значение компонента на теплоноситель определен органом регулирования на основании тарифов на теплоноситель на 2017, 2018, 2019 гг., утвержденных соответствующими приказами Министерства.

В связи с тем, что  ФАС России в результате постатейного анализа затрат, учтенных органом регулирования при формировании необходимой валовой выручки на тепловую энергию и теплоноситель, выявила нарушения Основ ценообразования № 1075 и Методических указаний № 760-э, тарифы на горячую воду подлежат пересмотру.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктами «а» и «д» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Министерство тарифной политики Красноярского края нарушившим пункты 28, 29, 31, 40, 42, 44, 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, при установлении тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям ООО «Тепло-Сбыт-Сервис» на 2017-2019 гг.

2. Органу исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения Красноярского края в срок до 20.12.2019 (включительно) устранить нарушения законодательства Российской Федерации в сфере теплоснабжения, отразив в экспертном заключении в том числе на основании каких данных и материалов размер расходов признан экономически обоснованным в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования № 1075, а именно:

2.1. Провести дополнительный анализ расходов (тарифы на тепловую энергию) по статьям за 2017-2019 гг.: «Сырье и материалы», «Расходы на оплату труда», «Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями», «Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями», «Расходы на служебные командировки» и «расходы на обучение персонала», «Арендная плата», «Плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов», «Иные расходы», «Расходы на электрическую энергию».

2.2. Провести дополнительный анализ расходов (тарифы на теплоноситель) по статьям: «Расходы на ремонт основных фондов», «Общехозяйственные расходы» отразив в экспертном заключении в том числе на основании каких данных и материалов размер расходов признан экономически обоснованным в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования № 1075.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов ООО «Тепло-Сбыт-Сервис» на 2017 г., а также величину необходимой валовой выручки ООО «Тепло-Сбыт-Сервис» на 2017-2019 гг. в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1075, а также Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, соответствующие анализы и расчеты отразив в экспертном заключении на основании пункта 29 Правил № 1075 и настоящего предписания.

4. Результаты исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения учесть при определении необходимой валовой выручки для ООО «Тепло-Сбыт-Сервис» на 2020 год, с учетом исключения выявленных экономически необоснованных расходов/доходов регулируемой организации.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения Красноярского края в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в пункте 5 резолютивной части настоящего предписания, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения Красноярского края, принятие которого предусмотрено пунктом 4 резолютивной части настоящего предписания;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения Красноярского края, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения об установлении тарифов на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии и на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Тепло-Сбыт-Сервис» на 2020 г., в котором отражен результат исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

Связанные организации

Министерство тарифной политики Красноярского края
ИНН 2465184114, ОГРН 1022401628920
Красноярское УФАС России
ИНН 2466009115, ОГРН 1022402675965