Предписание №СП/41582/24 ПРЕДПИСАНИЕ Департамент ценового и тарифного регулирования С... от 16 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

7 мая 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы плановой выездной проверки Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области (далее — Департамент, орган регулирования), в том числе акт проверки ФАС России от 27.10.2023 № 49/23 (далее — Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки (письмо от 08.12.2023 № ДЦТР/3984, рег. от 13.12.2023 № 198461/23), проведенной ФАС России на основании приказа от 14.09.2023 № 642/23, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, допущенные органом исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов)
в электроэнергетике при установлении тарифов в сфере электроэнергетики для
ЗАО «Энергетика и связь строительства» (далее – ЗАО «ЭИСС», регулируемая организация) на 2021-2023 гг. (приказы Департамента от 28.12.2016 № 828,
от 28.12.2020 № 881, от 28.12.2020 № 883, от 28.12.2020 № 884, от 30.12.2021 № 842, от 30.12.2021 № 841, от 30.12.2021 № 840, от 28.11.2022 № 845, от 28.11.2022 № 846, от 28.11.2022 № 847, от 28.11.2022 № 848, от 07.12.2022 № 881),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ
«Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании
в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов)
в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), а также Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э),
и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен
на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2).

Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области приказом от 28.12.2016 № 828 «О внесении изменений в приказ министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19.12.2014 № 523 «Об установлении необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций Самарской области на долгосрочный период регулирования» в отношении ЗАО «ЭИСС» установлены долгосрочные параметры регулирования на 2017-2021 гг. с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее – НВВ), в том числе базовый уровень подконтрольных расходов в размере 192 207,5 тыс. руб.

Приказом Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 30.12.2021 № 842 «О внесении изменений в приказ департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 27.12.2019 № 867
«Об установлении необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций Самарской области на долгосрочный период регулирования»
в отношении регулируемой организации установлены долгосрочные параметры регулирования на 2022-2026 гг. с применением метода долгосрочной индексации НВВ, в том числе базовый уровень подконтрольных расходов в размере
244 605,24 тыс. руб.

НВВ на содержание сетей ЗАО «ЭИСС», установленная Департаментом, составила на 2017 год – 410 945,0 тыс. руб., на 2021 год – 551 599,57 тыс. руб.,
на 2022 год – 682 344,73 тыс. руб., на 2023 год – 701 969,27 тыс. руб.

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел за 2017 год (первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования 2017-2021 гг.), за 2021 год,
за 2022 (первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования 2022-2026 гг.) и 2023 год в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе Заключение экспертной группы управления регулирования электроэнергетики Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области по установлению индивидуальных тарифов
для взаиморасчетов ЗАО «Энергетика и связь строительства» со смежными сетевыми организациями на 2017 год и долгосрочных параметров регулирования на 2017-2021 гг. (далее – Экспертное заключение на 2017 год), Заключение экспертной группы управления регулирования электроэнергетики Департамента ценового
и тарифного регулирования Самарской области по корректировке необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год в рамках долгосрочного периода регулирования 2017-2021 гг. и установлению индивидуальных тарифов для взаиморасчетов ЗАО «Энергетика и связь строительства» со смежными сетевыми организациями на 2021 год (далее – Экспертное заключение на 2021 год), Заключение экспертной группы управления регулирования электроэнергетики Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области по установлению долгосрочных параметров регулирования на 2022-2026 гг. ЗАО «Энергетика и связь строительства» (далее – Экспертное заключение на 2022 год), Заключение экспертной группы управления регулирования электроэнергетики Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области по корректировке необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год в рамках долгосрочного периода регулирования 2012-2026 гг. и установлению индивидуальных тарифов для взаиморасчетов ЗАО «Энергетика и связь строительства» со смежными сетевыми организациями на 2023 год (далее – Экспертное заключение на 2023 год)
и по результатам установлено следующее.

В соответствии с пунктом 23 Правил регулирования 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

I. Долгосрочный период регулирования 2022-2026 гг.

1. Базовый уровень подконтрольных расходов долгосрочного периода регулирования.

Величина базового уровня подконтрольных расходов определена органом регулирования на 2022 год в размере 244 605,24 тыс. руб. методом экономически обоснованных затрат и с применением метода сравнения аналогов в соответствии
с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. При этом базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии
с положениями Методических указаний № 98-э, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности,
и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

1.1. Оплата работ и услуг сторонних организаций.

Расходы на страхование.

Расходы по данной статье затрат в сумме 280,60 тыс. руб. приняты на уровне факта 2020 года с использованием ИПЦ на 2021-2022 гг. – 1,06 и 1,043% соответственно (факт 2020 года – 253,81 тыс. руб.). Расходы в сумме 165,99 тыс. руб. не приняты ввиду отсутствия экономического обоснования.

В составе данной статьи учтены расходы на ОСАГО в размере 156,53 тыс. руб. и на КАСКО в размере 124,07 тыс. руб.

Страхование КАСКО является добровольным видом страхования и не подлежит учету при установлении регулируемых цен (тарифов).

Таким образом, расходы на КАСКО в размере 124,07 тыс. руб. подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов 2022 года.

II. Корректировка необходимой валовой выручки за 2019, 2020, 2021 гг.

Согласно пункту 38 Основ ценообразования № 1178 в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования № 1178.
По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться
с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования,
за который известны фактические значения параметров расчета тарифов,
от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

При установлении тарифов на 2021 год Департаментом рассчитаны следующие корректировки:

- выпадающие доходы от льготного ТП – 1 681,5 тыс. руб.;

- корректировка НВВ по приказу ФСТ России № 98-э – 42 523,1 тыс. руб.;

- корректировка НВВ (качество/надежность) – 6 455,0 тыс. руб.;

- экономия расходов на оплату потерь электрической энергии –
739,96 тыс. руб.

В нарушение пункта 23 Правил регулирования № 1178 в Экспертном заключении на 2021 год не представлены расчет и анализ первичных документов,
на основании которых принималось решение по корректировке неподконтрольных расходов в разрезе подстатей затрат с учетом требований Основ ценообразования
№ 1178.

При установлении тарифов на 2022 год Департаментом рассчитаны следующие корректировки:

- выпадающие доходы от льготного ТП – 2 218,8 тыс. руб.;

- корректировка НВВ по приказу ФСТ России № 98-э – 48 010,12 тыс. руб.;

- корректировка НВВ (качество/надежность) – 6 374,7 тыс. руб.;

- выпадающие доходы за 2020 год по установке электрооборудования
ЖМ «Солнечный» с. Подстепки Ставропольского р-на – 1 430,0 тыс. руб.

В нарушение пункта 23 Правил регулирования № 1178 в Экспертном заключении на 2022 год не представлены расчет и анализ первичных документов,
на основании которых принималось решение по корректировке неподконтрольных расходов в разрезе подстатей затрат с учетом требований Основ ценообразования
№ 1178.

При установлении тарифов на 2023 год Департаментом рассчитаны следующие корректировки:

- выпадающие доходы от льготного ТП – 6 779,8 тыс. руб.;

- корректировка НВВ по приказу ФСТ России № 98-э – 934,32 тыс. руб.;

- корректировка НВВ (качество/надежность) – 7 170,8 тыс. руб.

В нарушение пункта 23 Правил регулирования № 1178 в Экспертном заключении на 2021 год не представлены расчет и анализ первичных документов,
на основании которых принималось решение по корректировке неподконтрольных расходов в разрезе подстатей затрат с учетом требований Основ ценообразования
№ 1178.

Таким образом, затраты по статье «Корректировка необходимой валовой выручки» за 2019, 2020, 2021 гг. в части корректировки неподконтрольных расходов подлежат дополнительному экономическому обоснованию. В случае отсутствия необходимого обоснования экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ ЗАО «ЭИСС.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре)
за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области нарушившим пункты 7, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

2. Органу исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики:

2.1. Исключить из базового уровня подконтрольных расходов
ЗАО «Энергетика и связь строительства» 2022 года расходы по статье затрат «Расходы на страхование (КАСКО)» в размере 124,07 тыс. руб.

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ЗАО «Энергетика и связь строительства» при установлении тарифов в сфере электроэнергетики, на основании мотивировочной части настоящего предписания, анализ и расчеты отразив
в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, по статье затрат «Корректировка необходимой валовой выручки за 2019, 2020, 2021 гг. (корректировка неподконтрольных расходов)».

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов 2022 года, а также величину необходимой валовой выручки на 2022-2024 гг. ЗАО «Энергетика и связь строительства» в соответствии
с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов)
в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых
с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э,
с учетом мотивировочной части настоящего предписания, отразив соответствующие анализы и расчеты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ЗАО «Энергетика и связь строительства» на 2025 год исключить экономически необоснованные расходы (доходы) с учетом параметров социально-экономического развития Российской Федерации.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу
для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов)
в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим предписанием, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протокола (протоколов) заседания правления органа исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов)
в сфере электроэнергетики, на котором (которых) принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) цен (тарифов) в сфере электроэнергетики для ЗАО «Энергетика и связь строительства», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области
ИНН 6317132631, ОГРН 1196313001004
Самарское УФАС России
ИНН 6315802344, ОГРН 1026300965129