Письмо №31/73205/22 Решение по результатам рассмотрения разногласий между АО "ДР... от 3 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF






АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания»

675000, г. Благовещенск,

ул. Шевченко, д. 28

doc@drsk.ru


Агентство по тарифам Приморского края

690110, г. Владивосток,

ул. Светланская, д. 22

rpc@primorsky.ru

Для сведения:
Управление ФАС России по Приморскому краю

690090, г. Владивосток,

ул. 1-я Морская, д. 2


to25@fas.gov.ru




РЕШЕНИЕ


Резолютивная часть решения оглашена «01» августа 2022 г.


Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

Председательствующего — заместителя председателя Комиссии:

Воронина А.С. - начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Членов Комиссии:

Степаненко И.Г. - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Волова И.П. - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Бедрина И.В. - заместителя начальника Управления регулирования электроэнергетики ФАС России;

Бердникова Д.В. - начальника отдела антимонопольного контроля розничных рынков электроэнергии Управления регулирования электроэнергетики ФАС России;

Новичковой Т.Л. - начальника отдела правовой экспертизы Правового управления ФАС России,

рассмотрев разногласия между АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (далее также – Заявитель, Регулируемая организация, АО «ДРСК») и Агентством по тарифам Приморского края (далее – Орган регулирования, Агентство) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи директора Департамента тарифного регулирования и экономического анализа ПАО «РусГидро» Линкер Л.А., заместителя директора Департамента тарифного регулирования и экономического анализа ПАО «РусГидро Холодовой Ж.Г., заместителя генерального директора по экономике и финансам АО «ДРСК» Кротовой А.В., начальника отдела тарифообразования АО «ДРСК» Стороженко Е.В., и.о. руководителя Агентства Колосовой Н.И., заместителя руководителя Агентства Ивановой Е.А., начальника отдела регулирования тарифов на электрическую энергию Агентства Поляковой М.А.,


УСТАНОВИЛА:


В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, в ФАС России обратился филиал акционерного общества АО «ДРСК» - «Приморские ЭС» с заявлением о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Агентством по тарифам Приморского края (рег. от 25.03.02 № 54621/22).

Заявление филиала АО «ДРСК» - «Приморские ЭС» рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Разногласия рассмотрены ФАС России на основании представленных Заявителем и Органом регулирования материалов.

Постановлением Агентства по тарифам Приморского края от 24.12.2021 № 60/14 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций на территории Приморского края на 2022 год.

Постановлением Агентства от 27.12.2017 № 77/9 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций Приморского края на период с 2018 по 2022 годы» (в ред. от 24.12.2021 № 60/13) в отношении Заявителя установлены долгосрочные параметры регулирования, а также необходимая валовая выручка (далее – НВВ).

НВВ для Заявителя установлена с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2018-2022 годов.

Величина НВВ, установленная оспариваемым постановлением, составляет 7 554 940,69 тыс. руб. (без учета расходов на оплату потерь электрической энергии).

По мнению Заявителя, Агентство нарушило законодательство Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при определении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год по следующим статьям разногласий:

тыс. руб.

п/п

Наименование статьи

Утверждено Агентством

Заявлено в ФАС России

Объем спора

1

Снижение утвержденной НВВ в результате нарушения процедуры установления тарифов

7 554 940,69

7 781 352,32

226 411,63

2

Расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, в том числе:




2.1

Расходы за 2020 год в составе корректировки неподконтрольных расходов

- 190 261,7

128 830,33

319 092,03

2.2

Расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, на 2022 год

86 955,35

401 576,32

316 620,98

3

Корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности

709 880,55

974 725,53

264 844,98

4

Расходы на уплату налога на прибыль, в том числе:




4.1

Корректировка неподконтрольных расходов по статье затрат «Налог на прибыль»

- 43 951,5

- 23 204,3

20 747,2

4.2

Налог на прибыль на 2022 год

145 558,7

166 305,9

20 747,2

5

ИТОГО по статьям разногласий:

708 181,39

1 874 645,41

1 166 464,02

6

ИТОГО НВВ:

7 554 940,69

8 721 404,71

1 166 464,02

ФАС России в рамках рассмотрения заявления о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) проведен анализ требований Заявителя и доводов сторон, по результатам которого установлено следующее.

Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в сфере электроэнергетике (далее – Правила № 1178), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2.

    1. Снижение утвержденной НВВ в результате нарушения процедуры установления тарифов.

Заявитель полагает, что утверждаемые объемы и структура баланса электрической энергии (мощности) по Приморскому краю ежегодно не соответствуют фактическим показателям, что ведет к недополучению филиалом АО «ДРСК» - «Приморские ЭС» выручки от оказания услуг по передаче электрической энергии.

В обоснование требований по данной статье филиал АО «ДРСК» - «Приморские ЭС» представил в адрес Органа регулирования и ФАС России следующие документы:

    1. Балансы электрической энергии и мощности (Форма 1.4, 1.5. Шаблон ФСТ России ЕИАС «PREDEL.PEREDACHA» листы «4 баланс ЭЭ», «5 баланс мощности») на 2022 год (копия письма № 01-111-09/1826 от 01.04.2021 «О предоставлении информации»);

    2. Форма № 46-ЭЭ «Сведения об отпуске (передаче) электроэнергии распределительными сетевыми организациями отдельным категориям потребителей» за 2018-2021 годы филиала АО «ДРСК» - «Приморские электрические сети»;

    3. Письмо филиала АО «ДРСК» - «ПЭС» от 23.09.2021 № 01-101-18/5835 «Сравнительный анализ фактического краевого полезного отпуска и утвержденного при расчете котловых тарифов в разбивке помесячно за 2018, 2019, 2020 годы и 8 месяцев 2021 года»;

Свод за 2018 - 8 месяцев 2021 гг.;

Структура полезного отпуска помесячно за 2018 год;

Структура полезного отпуска помесячно за 2019 год;

Структура полезного отпуска помесячно за 2020 год;

Структура полезного отпуска помесячно за 8 месяцев 2021 год;

    4. Письмо от 24.12.2021 № 01-101-18/8143 «Особое мнение к проекту постановления «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций на 2022 год»;

    5. Анализ отклонений полезного отпуска и величины товарной выручки по Приморскому краю за 2019-2021 годы.

В отзыве Органа регулирования, направленном письмом от 12.04.2022 № 27/773 (рег. от 12.04.2022 № 67670-ЭП/22) (далее также - Отзыв), отмечается, что различие между определенной экономически обоснованной НВВ (7 781 352,32 тыс. руб.) и учтенной при определении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год (7 554 940,69 тыс. руб.) обусловлено частичным учетом корректировки по доходам от осуществления регулируемой деятельности.

Величина корректировки от осуществления регулируемой деятельности Общества за 2020 год по расчету Органа регулирования составляет 974 725,53 тыс. руб. Вместе с тем, в условиях ограничения предельными уровнями тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденными приказом ФАС России от 16.12.2021 № 1429/21, Органом регулирования было принято решение о частичном учете данной корректировки в размере 748 313,9 тыс. руб., руководствуясь положениями п. 7 Основ ценообразования № 1178.

В соответствии с положениями п. 7 Основ ценообразования № 1178 исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. В этом случае распределение исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Таким образом, ФАС России не усматривает нарушений законодательства о государственном регулировании тарифов со стороны Органа регулирования при частичном учете экономически обоснованных расходов за предыдущие периоды регулирования в целях сглаживания изменения тарифов.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по данной статье затрат являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

    2. Расходы, связанные с обслуживанием заемных средств.

    1. Расходы за 2020 год в составе корректировки неподконтрольных расходов.

Регулируемая организация заявляет о признании экономически обоснованными расходов по данной статье в сумме 128 830,33 тыс. руб.

Органом регулирования расходы учтены в размере (-190 261,7) тыс. руб.

Сумма разногласий по статье составляет 319 092,03 тыс. руб.

В обоснование требований по данной статье филиал АО «ДРСК» - «Приморские ЭС» представил в адрес Органа регулирования и ФАС России следующие документы:

    1. Начисление процентов за 2020 год по филиалу «Приморские ЭС»;

    2. Расчет кассовых разрывов за 2020 год по филиалу АО «ДРСК» - «Приморские электрические сети»;

    3. Протокол заседания Центральной закупочной комиссии ОАО «ДРСК» № 13 от 05.06.2013;

    4. Копия письма ОАО «Сбербанк России» об изменении цели кредитования вх. от 28.06.2013 № 1/4/4732;

    5. Копии писем об отказе банков в участии в открытых конкурсах на право заключения договоров кредитования, проводимых АО «ДРСК»;

    6. Динамика дебиторской и кредиторской задолженности по филиалу АО «ДРСК» - «Приморские электрические сети» за период 2011-2020 годы;

    7. Кредиты и займы филиал АО «ДРСК» - «Приморские электрические сети» 2020-2022 годы;

    8. Пояснительная записка по размеру ссудной задолженности и затрат на уплату процентов за кредит филиала АО «ДРСК» - «Приморские электрические сети» с приложениями;

    9. Расчет кассовых разрывов за 2022 год по филиалу АО «ДРСК» - «Приморские электрические сети»;

    10. Реестр кредитных соглашений, протоколов выбора победителей, подтверждающих использование кредитных источников на производственную деятельность АО «ДРСК» 2020 год;

    11. Реестр платежных поручений, подтверждающих уплату процентов по кредитам и займам за 2020 год;

    12. Реестр платежных поручений по гашению процентов АО «ДРСК» за 2020 г.;

    13. Копии платежных поручений, подтверждающих уплату процентов за 2020 г.;

    14. Платежные поручения, подтверждающие использование кредитных источников на производственную деятельность, филиала «Приморские электрические сети» АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания»;

15. Реестр платежных поручений, подтверждающих использование кредитных источников на производственную деятельность филиала АО «ДРСК» - «Приморские электрические сети»;

16. Платежные поручения, подтверждающие использование кредитных источников на производственную деятельность, филиала АО «ДРСК» - «Приморские электрические сети» за 2019 год;

17. Платежные поручения, подтверждающие использование кредитных источников на производственную деятельность, филиала АО «ДРСК» - «Приморские электрические сети» за 2020 год.

Аргументируя заявленные требования по данной статье, Регулируемая организация отмечает, что в составе обосновывающих материалов на 2022 год представлены документально подтвержденные расходы за 2020 год в размере 319 092,03 тыс. руб. с приложением обосновывающих документов.

Также Заявитель отмечает, что в соответствии с данными раздельного учета доходов и расходов АО «ДРСК» и исходя из дефицита средств на осуществление операционной деятельности, ссудная задолженность и расходы по уплате процентов за обслуживание кредитного долга филиала АО «ДРСК» - «Приморские электрические сети» сформировались по основному виду деятельности «Передача электроэнергии по распределительным сетям» согласно требованиям Положения об учетной политике АО «ДРСК», что подтверждается данными бухгалтерского учета и отчетностью, сформированной в соответствии с приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585.

Агентство в Отзыве отмечает, что кредитные договоры и договоры займов Заявителя заключены в основном с целью рефинансирования договоров 2016-2018 гг. Согласно бухгалтерской и статистической отчетности за 2019-2020 гг. по результатам финансовых годов у Заявителя складывается чистая прибыль в размере 2 792 468 тыс. руб. и 2 013 367 тыс. руб. соответственно, которая не направляется Обществом на погашение займов и кредитов, проценты за которые учитываются в тарифах на услуги по передаче электрической энергии. Вместо этого, имеющиеся средства размещаются на банковских вкладах. Необходимо отметить, что суммы кредитов при заключении договоров рефинансирования остаются прежними и не снижаются. Учитывая изложенное, с учетом прибыли по итогам финансового года было принято решение об исключении процентов за кредит по факту за 2020 год.

Таким образом, Органом регулирования при корректировке неподконтрольных расходов за 2020 год из НВВ Заявителя была исключена учтенная на 2020 год сумма расходов, связанных с обслуживанием заемных средств.

Заявителем в составе корректировки неподконтрольных расходов заявлена корректировка расходов по уплате процентов за кредит за 2020 год в размере (319 092,03 - 190 261,7) = 128 830,33 тыс. руб., где 319 092,03 тыс. руб. – фактически понесенные расходы по данной статье затрат согласно форме 1.3 «Показатели раздельного учета доходов и расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электрической энергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, согласно форме «Отчет о прибылях и убытках» по виду деятельности «Передача по распределительным сетям»; 190 261,7 тыс. руб. – утвержденная на 2020 год сумма расходов по уплате процентов за кредит.

Согласно пункту 7 Основ ценообразования № 1178, при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

ФАС России отмечает, что в соответствии с данными раздельного учета в соответствии с формой Таблицы 1.1. величина чистой прибыли по виду деятельности «Передача по распределительным сетям» составляет (-1 049 007) тыс. руб.

В нарушение п. 23 Правил № 1178 Органом регулирования не проанализирована потребность Заявителя в привлечении заемных средств, в том числе, исходя из результатов деятельности за 2020 год и фактических расходов на обслуживание заемных средств в 2020 году.

Исключение ранее учтенных плановых расходов на обслуживание заемных средств на 2020 год в размере 190 261,7 тыс. руб. при фактическом значении расходов 319 092,03 тыс. руб. не может быть признано экономически обоснованным в связи с ежегодным с 2012 года чистым убытком от деятельности по передаче электрической энергии.

При этом, ФАС России считает необходимым отметить, что с учетом возможности снижения долговой нагрузки Заявителя, Органу регулирования необходимо проанализировать возможность учета расходов по возврату тела кредита при определении фактических экономических расходов за соответствующий последний истекший период в пределах суммы долга, определенного на начало текущего долгосрочного периода регулирования.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по данной статье подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо проанализировать потребность Заявителя в привлечении заемных средств, в том числе, исходя из результатов деятельности за 2020 год и фактических расходов на обслуживание заемных средств в 2020 году и учесть данные расходы в экономически обоснованном размере.

    1. Расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, на 2022 год.

Регулируемая организация заявляет о признании экономически обоснованными расходов по данной статье в сумме 401 576,32 тыс. руб.

Органом регулирования расходы учтены в размере 86 955,35 тыс. руб.

Сумма разногласий по статье составляет 316 620,98 тыс. руб.

Аргументируя заявленные требования по данной статье, Регулируемая организация отмечает, что ссудная задолженность возникла из-за дефицита средств на осуществление операционной деятельности за период 2017-2021 годов. Отсутствие сбалансированных тарифных решений на передачу электрической энергии по филиалу АО «ДРСК» - «Приморские ЭС» за период 2007-2021 годов нарастающим итогом привело к получению убытков в размере (-) 7 208 323 тыс. руб. Значительное влияние на формирование убытков во всех периодах оказало сдерживание роста тарифов на услуги по передаче, отказ в компенсации процентов по кредитам и недополученной товарной выручки, а также компенсация выпадающих доходов за технологическое присоединение по льготной категории заявителей не в полном объеме. Долгосрочное регулирование тарифов, начиная с 2010 года, осуществлялось по филиалу АО «ДРСК» - «Приморские ЭС» с учетом ежегодного перерегулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии в течение года, со снижением необходимой валовой выручки, установленной на долгосрочный период регулирования, и применением механизма «сглаживания». Основной прирост ссудной задолженности по филиалу АО «ДРСК» обусловлен строительством в период 2008-2012 годов объектов проведения саммита АТЭС. Значительно на рост ссудной задолженности в 2019 году повлияло возникновение просроченной дебиторской задолженности ООО «Дальнегорский ГОК», возникшей в 2018 году за услуги по передаче электроэнергии по сетям по причине неисполнения контрагентом обязательств по оплате, в том числе просроченной задолженности. ООО «Дальнегорский ГОК» является одним из крупнейших потребителей электрической энергии Приморского края, по которому отсутствует возможность введения режима полного ограничения. Рост ссудной задолженности на 164 936 тыс. руб. за 2020 год и на 170 618 тыс. руб. за 2021 произошел в результате получения беспроцентного займа ПАО «РусГидро» для реализации инвестиционного проекта на территории Приморского края «Создание Центра управления сетями в филиале АО «ДРСК» - «Приморские ЭС». Получение указанного займа в 2020-2021 годах предусмотрено в составе инвестиционных программ АО «ДРСК», утвержденных приказами Минэнерго России № 8@ от 07.12.2020, № 20@ от 16.12.2021. Рост ссудной задолженности на 860 456 тыс. руб. за 2021 год произошел в результате получения беспроцентного займа ПАО «РусГидро» для реализации программы модернизации и реконструкции электросетевого комплекса Приморского края (МиРЭК). Получение указанного займа в 2021 году предусмотрено в составе инвестиционной программы АО «ДРСК», утвержденной приказом Минэнерго России № 20@ от 16.12.2021.

Заявитель также отмечает, что значительный рост ключевой ставки Банка России в 2022 году ставит под угрозу выполнение производственной и ремонтной программ, и что размер ссудной задолженности практически не снижается, а увеличивается в связи с отсутствием источника для погашения ссудной задолженности.

По данной статье затрат Агентство в Пояснениях отмечает следующее.

Кредитные договоры и договоры займов Заявителя заключены в основном с целью рефинансирования договоров 2016-2018 гг. Согласно бухгалтерской и статистической отчетности за 2019-2020 гг. по результатам финансовых годов у Заявителя складывается чистая прибыль в размере 2 792 468 тыс. руб. и 2 013 367 тыс. руб. соответственно, которая не направляется Обществом на погашение займов и кредитов, проценты за которые учитываются в тарифах на услуги по передаче электрической энергии. Вместо этого имеющиеся средства размещаются на банковских вкладах. Необходимо отметить, что суммы кредитов при заключении договоров рефинансирования остаются прежними и не снижаются. Учитывая изложенное, с учетом прибыли по итогам финансового года было принято решение об исключении процентов за кредит по факту за 2020 год.

Согласно представленным обосновывающим материалам филиалом АО «ДРСК» - «Приморские электрические сети» расходы на оплату процентов по кредитам на 2022 год определены исходя из прогнозируемой суммы накопленной ссудной задолженности (на 31.12.2021 – 6 594,07 млн. руб., на 31.12.2022 – 10 761,91 млн. руб.), действующих процентных ставок 2019-2020 годов по заключенным кредитным договорам (от 5,95% до 6,70%) и процентной ставки по новым, рефинансируемым кредитам (со сроком действия 2 года) (9,00%).

Агентством расходы по уплате процентов за кредит приняты в соответствии с заключенными договорами и графиком платежей с учетом представленных выше пояснений по порядку учета расходов по данной статье затрат.

ФАС России отмечает, что Экспертное заключение Органа регулирования не содержит расчет принятой величины расходов на обслуживание заемных средств на 2022 год.

Вместе с тем, представленные Заявителем материалы не являются обоснованием необходимости учета расходов на обслуживание заемных средств в заявленном размере в плановом режиме.

Таким образом, основания для пересмотра, учтенного Органом регулирования размера расходов по данной статье затрат, отсутствуют. Требования Заявителя являются экономически необоснованным и не подлежат удовлетворению.

3. Корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности.

Регулируемая организация заявляет о признании экономически обоснованными расходов по данной статье в сумме 974 725,53 тыс. руб.

Органом регулирования расходы учтены в размере 709 880,55 тыс. руб.

Сумма разногласий по статье составляет 264 844,98 тыс. руб.

В обоснование требований по данной статье филиал АО «ДРСК» - «Приморские электрические сети» представил в адрес Органа регулирования и ФАС России следующие документы:

1. Расчет отклонения величины товарной выручки, полученной в результате осуществления регулируемой деятельности, от величины необходимой валовой выручки, установленной на 2020 год АО «ДРСК» - «Приморские электрические сети»;

    2. Расчет по плановым затратам территориальных сетевых организаций на 2020 год;

    3. Выручка по сбытовым и территориально-сетевым компаниям за 2020 год (в соответствии с бухгалтерским учетом), реестр счетов-фактур и актов выполненных работ);

    4. Расчет оплаты услуг территориальным сетевым организациям АО «ДРСК» - филиал «Приморские электрические сети» за 2020 год по бухгалтерскому учету (реестр счетов- фактур);

    5. Затраты на покупную электрическую энергию на компенсацию потерь по бухгалтерскому учету по АО «ДРСК» - филиал «Приморские электрические сети» за 2020 год (реестр счетов-фактур и актов выполненных работ);

    6. Выписка из оборотно-сальдовой ведомости за 2020 год по Приморскому краю (выручка за услуги по передаче электрической энергии);

    7. Анализ счета 20 «Услуги сетевых компаний по передаче электроэнергии» по филиалу АО «ДРСК» - «Приморские электрические сети» за 2020 год;

    8. Реестр актов и счетов-фактур, предъявленных территориальными сетевыми организациями за оказанные услуги для филиала АО «ДРСК» - «Приморские ЭС» по договорам об оказании услуг по передаче электрической энергии (мощности) за 2020 год;

    9. Копии актов и счетов-фактур, предъявленных территориальными сетевыми организациями за оказанные услуги для филиала АО «ДРСК» - «Приморские ЭС» по договорам об оказании услуг по передаче электрической энергии (мощности) за 2020 год (часть 1);

    10. Копии актов и счетов-фактур, предъявленных территориальными сетевыми организациями за оказанные услуги для филиала АО «ДРСК» «ПЭС» по договорам об оказании услуг по передаче электрической энергии (мощности) за 2020 год (часть 2).

В Экспертном заключении и Пояснениях Агентством представлены следующие доводы по вопросу учета корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности.

По анализу расчетных документов экспертной группой выявлено отклонение товарной выручки, полученной Обществом, по факту за 2020 год в размере 974 725,53 тыс. руб., что соответствует предложению организации. В целях проведения анализа достаточности финансовых средств на осуществление регулируемого вида деятельности были рассмотрены документы, представленные организацией по фактическим расходам по статьям затрат, проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 2020 год с учетом пункта 7 Основ ценообразования № 1178, предусматривающего учет экономически обоснованных и экономически необоснованных расходов организаций, либо финансирование расходов, относящихся к нерегулируемым видам деятельности. В основном перерасходование денежных средств выявлено по статьям заработная плата, услуги производственного характера, общесистемные расходы (содержание аппарата управления), то есть Общество направляет средства на финансирование операционной деятельности сверх учтенных агентством при установлении тарифов в ущерб инвестиционной деятельности. Необходимо отметить, что ежегодно Обществом перераспределяется комплекс работ, осуществляемый хозяйственным и подрядным способом. При достаточной численности персонала, учтенной в тарифах на услуги по передаче электрической энергии, филиалом все больше ремонтных работ производится силами сторонних подрядных организаций, что приводит к необоснованному удорожанию ремонтных работ. Выполнение ремонтов в пределах общей плановой суммы подрядным способом вместо хозяйственного способа приводит к удорожанию работ за счет сметной прибыли и накладных расходов подрядчиков, вместо приобретения сырья и материалов при привлечении к ремонтам собственного персонала. В результате стоимость ремонта и нового строительства объектов электросетевого хозяйства АО «ДРСК» являются самыми дорогими среди других территориальных сетевых организаций края. Так, согласно представленным документам, хозяйственным способом, в основном, осуществляются работы строительного характера, а именно ремонт зданий, в том числе административных, бытовых, учебных (кровля, окна, фасады, внутренние помещения, системы тепло- и водоснабжения, канализации), расчистка просеки, ремонт автотехники. Мероприятия, связанные с ремонтом объектов электросетевого хозяйства, осуществляются подрядными организациями, что приводит к росту расходов на выполнение ремонтных работ, отсутствует потенциал сокращения указанных расходов.

С учетом результатов анализа финансово-хозяйственной деятельности за 2020 год, экспертной группой была определена сумма отклонения товарной выручки в размере 709 880,55 тыс. руб., часть которой (226 411,63 тыс. руб.) предложено учесть в последующие годы регулирования.

тыс. руб.

Расходы всего, в том числе

5 089 979,59

Расходы сети

3 716 684,96

Расход потерь

1 373 294,63

Доходы всего, в том числе

11 334 637,57

Итого (доходы-расходы)

6 244 657,98

Утверждено НВВ

7 219 383,51

Отклонение от плановой НВВ

974 725,53

НВВ по анализу АФХД

6 771 159,88

Отклонение от НВВ по анализу ФХД от плановой НВВ (п. 7 Основ ценообразования № 1178)

(-) 448 223,63

Корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемой

деятельности

526 501,9

Корректировка отдельной строкой

183 378,65

Общая сумма корректировки

709 880,55

ФАС России произвела проверочный расчет и отмечает, что корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности рассчитана Заявителем верно.

В случае выявления Органом регулирования экономически необоснованных расходов, данные расходы подлежат исключению из НВВ Заявителя в соответствии с положениями Методических указаний № 98-э и п. 7 Основ ценообразования № 1178.

Учет Органом регулирования корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2020 год не в соответствии с положениями п. 11 Методических указаний № 98-э не может быть признан экономически обоснованным.

На основании вышеизложенного, Органу регулирования необходимо произвести учет корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2020 год в размере 974 725,53 тыс. руб. (дополнительный учет составляет 264 844,98 тыс. руб.)

Вместе с тем, Органу регулирования необходимо представить анализ выявленных экономически необоснованных расходов в сумме 448 223,63 тыс. руб. в соответствии с действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов), при этом исключение экономически необоснованных подконтрольных расходов необходимо осуществлять в соответствии с позицией ФАС России, отраженной в письме от 18.05.2022 № МШ/48197/22, а также представить расшифровку и отразить в экспертном заключении анализ экономической обоснованности учтенной суммы 183 378,65 тыс. руб. в соответствии с п. 23 Правил № 1178.

4. Расходы на уплату налога на прибыль.

4.1. Корректировка неподконтрольных расходов по статье затрат «Налог на прибыль».

Регулируемая организация заявляет о признании экономически обоснованными расходов по данной статье в сумме (- 23 204,3) тыс. руб.

Органом регулирования расходы учтены в размере (- 43 951,5) тыс. руб.

Сумма разногласий по статье составляет 20 747,2 тыс. руб.

В обоснование требований по данной статье филиал АО «ДРСК» - «Приморские ЭС» представил в адрес Органа регулирования и ФАС России следующие документы:

1. Расчет налога на прибыль по АО «ДРСК» по данным налоговой декларации за 2020 г. по видам деятельности;

    2. Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций АО «ДРСК» за 2020 г.;

    3. Пояснительная записка по расчету налога на прибыль по АО «ДРСК»;

    4. Копия письма № 03-01-10/1155 от 02.03.2021 «О предоставлении отчетности» (отчетность в соответствии с приказом Минэнерго России от 13.12.2011 г. № 585 «Об утверждении порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике»);

    5. Таблица 1.1. Показатели раздельного учета доходов и расходов АО «ДРСК», оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании, согласно форме «Отчет о прибылях и убытках» за 2020 год (в соответствии с приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585);

    6. Таблица 1.2. Расшифровка расходов АО «ДРСК», оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании за 2020 год (в соответствии с приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585);

    7. Порядок расчета налога на прибыль по обособленным подразделениям и видам деятельности.

В Экспертном заключении Органом регулирования отмечено, что корректировка неподконтрольных расходов по результатам фактически понесенных затрат в 2020 году определена в соответствии с формулой 7 Методических указаний № 98-э.

Согласно Экспертному заключению, фактические расходы по данной статье затрат определены Органом регулирования исходя из налоговой декларации по филиалу АО «ДРСК» - «Приморские ЭС» за 2020 год с учетом процента распределения затрат по видам деятельности.

Согласно форме 1.3 «Показатели раздельного учета доходов и расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электрической энергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, согласно форме «Отчет о прибылях и убытках», налог на прибыль филиала АО «ДРСК» - «Приморские ЭС» за 2020 год по видам деятельности «Передача по распределительным сетям» и «Технологическое присоединение» сложился в сумме 227 911 тыс. руб. (88 471 тыс. руб. и 139 440 тыс. руб. соответственно), вместе с тем, величина прибыли до налогообложения по виду деятельности «Передача по распределительным сетям» составляет (- 960 535 тыс. руб.). Таким образом, при отрицательном финансовом результате деятельности, по мнению Общества, необходимо учитывать распределенный на Приморский край налог на прибыль.

ФАС России отмечает, что при сформированной отрицательной величине прибыли до налогообложения по факту соответствующего истекшего периода (по видам деятельности «Передача электрической энергии» и «Технологическое присоединение»), в НВВ регулируемых организаций величина налога на прибыль не может быть учтена при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поскольку это приведет к необоснованному увеличению тарифной нагрузки на потребителей Приморского края.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по данной статье затрат являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

4.2. Налог на прибыль на 2022 год.

Регулируемая организация заявляет о признании экономически обоснованными расходов по данной статье в сумме 166 305,9 тыс. руб.

Органом регулирования расходы учтены в размере 145 558,7 тыс. руб.

Сумма разногласий по статье составляет 20 747,2 тыс. руб.

Согласно Экспертному заключению, расходы по данной статье затрат учтены Органом регулирования на основании налоговой декларации по филиалу АО «ДРСК» - «Приморские ЭС» за 2020 год с учетом процента распределения затрат по видам деятельности.

Заявитель отмечает, что согласно форме 1.3 налог на прибыль по виду деятельности «Передача по распределительным сетям» сформировался в 2020 году в размере 27 705,89 тыс. руб. и по виду деятельности «Технологическое присоединение» в размере 138 600,01 тыс. руб.

Следовательно, в 2020 году величина фактически уплаченного налога на прибыль, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям, составила 166 305,9 тыс. руб.

ФАС России отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

Приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585 утвержден порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике. Раздельный учет расходов ведется субъектами естественных монополий по доходам и расходам, в том числе по основным показателям отчета о прибылях и убытках.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.

Согласно форме 1.3 «Показатели раздельного учета доходов и расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электрической энергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, согласно форме «Отчет о прибылях и убытках», прибыль до налогообложения филиала АО «ДРСК» - «Приморские ЭС» за 2020 год по видам деятельности «Передача по распределительным сетям» и «Технологическое присоединение» сложилась в сумме (- 615 025) тыс. руб. ((- 960 535) тыс. руб. и 345 510 тыс. руб. соответственно), налог на прибыль в сумме 227 911 тыс. руб. (88 471 тыс. руб. и 139 440 тыс. руб. соответственно).

ФАС России отмечает, что при сформированной отрицательной величине прибыли до налогообложения по факту соответствующего истекшего периода (по видам деятельности «Передача электрической энергии» и «Технологическое присоединение»), в НВВ регулируемых организаций величина налога на прибыль не может быть учтена при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поскольку это приведет к необоснованному увеличению тарифной нагрузки на потребителей Приморского края.

Таким образом, требования Заявителя по данной статье затрат являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» и Агентством по тарифам Приморского края, Комиссия


РЕШИЛА:


    1. Признать Агентство по тарифам Приморского края нарушившим п. 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в сфере электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э.

    2. Частично удовлетворить требования АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания», изложенные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Агентством по тарифам Приморского края (рег. от 25.03.2022 № 54621/22).

    3. Признать экономически обоснованными и подлежащими учету при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала акционерного общества «Дальневосточная распределительная сетевая компания» - «Приморские электрические сети» на 2022 год расходы по статье «Корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности» в сумме 974 725,53 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат 264 844,98 тыс. руб.).

    4. Органу исполнительной власти Приморского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике отразить в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, и мотивировочной части настоящего решения анализ экономической обоснованности по следующим статьям:

- «Выявленные экономически необоснованные расходы» в сумме (-) 448 223,63 тыс. руб.;

- «Корректировка НВВ» в сумме 183 378,65 тыс. руб.;

- «Расходы за 2020 год в составе корректировки неподконтрольных расходов» в части расходов, связанных с обслуживанием заемных средств.

5. Органу исполнительной власти Приморского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.10.2022 пересмотреть необходимую валовую выручку, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, установленные на 2022 год для филиала акционерного общества «Дальневосточная распределительная сетевая компания» - «Приморские электрические сети», а также единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Приморского края на основании пунктов 3, 4 настоящего решения с учетом непревышения предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленных на 2022 год.

Экономически обоснованные расходы, невключенные в необходимую валовую выручку 2022 года, подлежат учету при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год.

    6. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Приморского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения об установлении (пересмотра) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала акционерного общества «Дальневосточная распределительная сетевая компания» - «Приморские электрические сети» письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Приморского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим решения;

- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Приморского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались вышеуказанные решения;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) для филиала акционерного общества «Дальневосточная распределительная сетевая компания» - «Приморские электрические сети» цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

7. Отказать АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» в удовлетворении остальной части требований.


Председательствующий — заместитель председателя Комиссии


_________________/

(подпись)


А.С. Воронин


Члены Комиссии:


_________________/

(подпись)


И.Г. Степаненко



_________________/

(подпись)


И.П. Волов



_________________/

(подпись)


И.В. Бедрин



_________________/

(подпись)


Д.В. Бердников




_________________/

(подпись)


Т.Л. Новичкова





2022-105170


Связанные организации

АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания»
ИНН 2801108200, ОГРН 1052800111308
Агентство по тарифам Приморского края
ИНН 2540069025, ОГРН 1022502269790
Приморское УФАС России
ИНН 2540017193, ОГРН 1022502277170