Решение №СП/43042/23 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 1 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «26» мая 2023 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия между ООО «Теплоэнергоснабжение» (далее – Заявитель, ООО «ТЭС», регулируемая организация) и Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее – Орган регулирования, РЭК Свердловской области) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Свердловской области <...>, начальника отдела ценообразования в теплоэнергетике Региональной энергетической комиссии Свердловской области <...>, юриста ООО «Теплоэнергоснабжение» <...>, экономиста ООО «Теплоэнергоснабжение» <...>,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров
и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров
и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. от 06.02.2023 № 17494/23) о споре (разногласиях) между ООО «Теплоэнергоснабжение» и Региональной энергетической комиссией Свердловской области по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 15.11.2022 № 200-ПК «Об установлении тарифов на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории муниципального образования «город Екатеринбург» и о внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифов на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории муниципального образования «город Екатеринбург» в отношении Заявителя установлены тарифы на тепловую энергию и величина необходимой валовой выручки на 2023 год.

В отношении Заявителя был применен метод индексации установленных тарифов на 2023-2027 гг. Тариф на тепловую энергию на 2023 год установлен
в размере 1 695,93 руб./Гкал (в среднегодовом значении).

Величина тарифа на тепловую энергию на 2023 год, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 2 553,41 руб./Гкал
(в среднегодовом значении).

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым постановлением на 2023 год для ООО «ТЭС», составляет
31 887,45 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 54 616,31 тыс. руб. (с учетом заявленных требований).

ООО «ТЭС» заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2023 год расходов по следующим статьям разногласий (таблица 1):

тыс. руб.

Наименование статьи затрат

Орган регулирования

Заявитель в ФАС

Объем разногласий

1

Топливо на технологические цели

14 666,63

16 338,67

1 672,04

2

Расходы на электрическую энергию

2 399,85

2 516,67

116,82

3

Ремонт основных средств

0,00

260,75

260,75

4

Расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, АО «Екатеринбургская теплосетевая компания»

3 154,51

18 896,86

15 742,35

5

Арендная плата

0,00

1 958,13

1 958,13

6

Прочие расходы, относимые на регулируемый вид деятельности

0,00

55,37

55,37

7

Цеховые расходы

894,40

1 694,45

800,05

8

Общехозяйственные расходы

480,97

1 851,38

1 370,41

9

Другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, в том числе плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ

0,00

74,28

74,28

10

Внереализационные расходы

0,00

678,66

678,66

 

ИТОГО

 

 

22 728,86

Общая сумма разногласий составила 22 728,86 тыс. руб.

Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

По результатам анализа предоставленных сторонами документов ФАС России отмечает следующее.

1. Статья разногласий «Топливо на технологические потери».

ООО «ТЭС» считает экономически обоснованной величину расходов по статье затрат «Топливо на технологические потери» в сумме 16 338,67 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы утверждены в размере 14 666,63 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 1 672,04 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России направлены следующие материалы:

1. Договор на поставку и транспортировку газа от 30.11.2021 № 4-1108/22;

2. Дополнительное соглашение к договору на поставку и транспортировку газа от 30.11.2021 № 4-1108/22;

3. Расчет средневзвешенной цены на газ;

4. Счета-фактуры на оплату газа и его транспортировку: от 31.10.2021
№ 25945, от 30.11.2021 № 29487, от 31.12.2021 № 33109, от 31.01.2022 № 1961,
от 28.02.2022 № 5596, от 31.12.2021 № 031106(4-1108-21)006100, от 28.02.2022
№ 004121(4-1108/22-02-22)006100.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной
для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или
при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями № 760-э и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое не подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо, определяемая как сумма следующих расходов: плановая расчетная цена на топливо (без учета затрат на доставку (перевозку) и хранение), плановая (расчетная) стоимость доставки (перевозки), плановая (расчетная) стоимость хранения;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы)
для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы)
на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год
и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ; предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году)
для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

ФАС России отмечает, что ООО «ТЭС» в заявлении о разногласиях
и в материалах дела не содержится расшифровка требований к РЭК Свердловской области.

Удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии.

Пунктом 35 Основ ценообразования № 1075 установлено, что удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии определяется в соответствии
с нормативами удельного расхода условного топлива.

Согласно пункту 36 Основ ценообразования № 1075, нормативы удельного расхода условного топлива для каждого расчетного периода регулирования тарифов по используемому регулируемой организацией методу распределения расхода топлива утверждаются:

а) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным
на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, - для источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;

б) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - для источников тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической
и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более.

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона № 190-ФЗ
при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии.

РЭК Свердловской области ввиду отсутствия утвержденного на 2023 год норматива удельного расхода условного топлива проведен анализ расходов топлива за три периода 2019-2021 гг. на основании данных, имеющихся в распоряжении и представленных Заявителем при установлении тарифов в предшествующие периоды регулирования, а также данных о типах топливо-потребляющего оборудования
(2 водогрейных котла ТТ-100 6,5 МВт и 1 водогрейный котел ТТ-100 2,5 МВт), установленного на теплоисточнике в размере 155,151 кг у.т./Гкал.

ФАС России отмечает, что Заявителем в адрес Органа регулирования
и ФАС России в нарушение пункта 35 Основ ценообразования № 1075 документы, подтверждающие утвержденный в установленном порядке норматив удельного расхода условного топлива при производстве тепловой энергии на 2023 год, представлены не были.

Плановая (расчетная) цена на топливо.

Пунктом 8 Положения об определении формулы цены на газ, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 09.07.2014 № 1142-э «Об утверждении положения об определении формулы цены газа» (далее – Положение № 1142-э) установлено, что цены рассчитываются для следующих стандартных параметров газа:

- температура t = 20 °C;

- давление p = 760 мм рт. ст.;

- влажность = 0%;

- расчетная объемная теплота сгорания = 7900 ккал/м3 (33080 кДж/м3).

Согласно заявлению, ООО «ТЭС» объем потребляемого природного газа на 2023 год спроектирован на основании лимита, утвержденного приложением № 1
к договору на поставку и транспортировку газа от 30.11.2022 № 4-1108/22.

ФАС России отмечает, что согласно приложению № 1 к договору на поставку и транспортировку газа от 30.11.2021 № 4-1108/22, лимит газа по точке подключения (г. Екатеринбург, ул. Данилы Зверева, д. 31ж) на 2023 год составляет 1 545,00 тыс. м3.

В соответствии с предоставленным Заявителем расчетом цена на газ с учетом тарифа на транспортировку в сумме 5 641,81 руб./тыс. м3 определена Заявителем исходя из рассчитанной среднегодовой цены на газ на 2023 год в размере
5 088,303 руб./м3 и тарифа на транспортировку газа в размере 553,5046 руб./м3.

ФАС России отмечает, что согласно представленным Заявителем счетам-фактурам на газ, калорийность газа, поставляемого АО «Уралсевергаз», составляет:

- ноябрь 2021 года – 8 188 ккал/м3;

- декабрь 2021 года – 8 109 ккал/м3;

- январь 2022 года – 8 126 ккал/м3;

- февраль 2022 года – 8 185 ккал/м3.

Среднегодовая цена на газ на 2023 год, поставляемая АО «Уралсевергаз», определена Заявителем исходя из следующих данных, отраженных в счетах-фактурах:

- ноябрь 2021 года – 4 464,67 руб./м3;

- декабрь 2021 года – 4 222,53 руб./м3;

- январь 2022 года – 4 431,60 руб./м3;

- февраль 2022 года – 4 463,07 руб./м3.

В пересчете на калорийность 7900 ккал/м3 и с применением индекса роста цены на газ с 01.07.2022 5,00%, цена на газ рассчитана Заявителем в сумме 4 846,003 руб./м3. С учетом среднегодового индекса в размере 1,03% среднегодовая цена на газ на 2023 год определена ООО «ТЭС» в сумме 5 088,303 руб./м3.

Из пояснений органа регулирования следует, что в связи с тем, что указанные параметры не соответствуют расчетной объемной теплоте сгорания, указанной
в Положении № 1142-э, РЭК Свердловской области цена на газ принята исходя
из информации об уровне цен на газ на 2022 год с учетом оптовой цены на газ, добываемый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый
на территории Свердловской области, платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа АО «Уралсевергаз», тарифа на услуги
по транспортировке газа для финансирования программ газификации ГРО Свердловской области для АО «Екатеринбурггаз» и прогнозного индекса роста цен на газ на 2023 год, в размере 5 336,84 руб./тыс. м3.

ФАС России отмечает, что пунктом 5.1 договора на поставку
и транспортировку газа от 30.11.2021 № 4-1108/22, заключенного АО «Уралсевергаз» с АО «Екатеринбурггаз», предусмотрено, что исполнение договора в части оплаты газа производится Покупателем (ООО «ТЭС») за фактически отобранные объемы газа по цене, рассчитываемой как сумма определенных в соответствии с действующим законодательством регулируемой оптовой цены на газ.

В этой связи, ФАС России не усматривает нарушения со стороны РЭК Свердловской области при расчете цены на газ на 2023 год.

Также ФАС России отмечает, что исходя из предоставленного Заявителем расчета цены на газ, не представляется возможным определить корректность расчета средневзвешенной цены на газ во втором полугодии 2021 года и первом полугодии 2022 года в сумме 4 615,241 руб./тыс.м3, определенного Заявителем с учетом среднегодового индекса. ООО «ТЭС» в данном расчете также не приведены обоснования применения при расчете среднегодовой цены на газ на 2023 год среднегодового индекса в размере 1,03%.

Кроме того, в расчете участвуют не годовые показатели, а 2 месяца 2021 года
и 2 месяца 2022 года.

Расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источников тепловой энергии.

Объем отпуска тепловой энергии на 2023 год заявлен ООО «ТЭС» в РЭК Свердловской области в размере 20,767 тыс. Гкал, определенный как сумма полезного отпуска тепловой энергии – 19,067 и объема нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях – 1,200 тыс. Гкал.

Органом регулирования при расчете тарифа на 2023 год объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источников тепловой энергии, принят в размере 19,990 тыс. Гкал, определенный как сумма полезного отпуска тепловой энергии – 18,802 тыс. Гкал и объема нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях – 1,188 тыс. Гкал.

Согласно отзыву на заявление о разногласиях, Органом регулирования отмечено, что расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии на 2023 год принят на основании данных о фактическом полезном отпуске тепловой энергии за три предыдущих года, подтвержденных годовыми формами статистической отчетности (№ 46-ТЭ (полезный отпуск) «Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей», загруженным
в ЕИАС-МФП (мониторинг фактических показателей за период 2019-2021 гг.).

ФАС России отмечает, что ООО «ТЭС» в заявлении о разногласиях не указана расшифровка требований к Органу регулирования, в частности не приведен расчет объема отпуска тепловой энергии, который Заявитель считает необходимым применять при расчете расходов топлива на технологические цели.

С учетом вышеизложенного, требования Заявителя по статье разногласий «Топливо на технологические цели» являются экономически необоснованными
и не подлежат удовлетворению.

2. Статья разногласий «Расходы на электрическую энергию».

ООО «ТЭС» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов на электрическую энергию в составе НВВ 2023 года в сумме
2 516,67 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 2 399,85 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 116,82 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России направлены следующие материалы:

1. Договор на электроснабжение, заключенный с АО «Екатеринбургэнергосбыт» от 01.04.2019 № 35594;

2. Расчет средневзвешенного тарифа на электроэнергию;

3. Счета-фактуры на оплату электрической энергии: от 30.11.2021 № 4628963, от 31.12.2021 № 4661718, от 31.01.2022 № 4695745, от 28.02.2022
№ 4729277.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии
и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены

Согласно заявлению, расходы по данной статье рассчитаны Заявителем
на основании результатов проведенного анализа между фактическим потреблением электрической энергии и расчетными данными, заложенными Органом регулирования для ООО «ТЭС» при установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2023 год.

ФАС России отмечает, что в заявлении о разногласиях и приложенных к нему материалам не содержится расшифровка требований Заявителя к Органу регулирования.

Расчет средневзвешенного тарифа на электрическую энергию к тарифам
на тепловую энергию на 2023 год произведен Заявителем исходя из данных следующих данных отраженных в счетах-фактурах:

- ноябрь 2021 года: объем - 75 522 кВтч, тариф – 4,22 руб./кВтч;

- декабрь 2021 года: объем - 96 378 кВтч, тариф – 3,99 руб./кВтч;

- январь 2022 года: объем - 77 792 кВтч, тариф – 3,96 руб./кВтч;

- февраль 2022 года: объем - 68 078 кВтч, тариф – 4,28 руб./кВтч.

Итого объем электрической энергии – 317 770 кВтч, тариф 4,0991 руб./кВтч, с учетом индексов роста цен на электрическую энергию
на 2022-2023 гг., тариф рассчитан в размере 4,49347 руб./кВтч.

Органом регулирования расходы на электрическую энергию определены исходя из фактических предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), поставляемую АО «Екатеринбургэнергосбыт» прочим потребителям с максимальной мощностью энергопринимающих устройств
до 670 кВт, первая ценовая категория, ВН, за 2021 год с учетом индексов роста цен на электрическую энергию на 2022-2023 гг., и рассчитаны в размере 4,48 руб./кВтч.

ФАС России отмечает, что расчет средневзвешенного тарифа
на электрическую энергию произведен Заявителем на основании данных счетов-фактур за ноябрь-декабрь 2021 года, январь-февраль 2022 года, а не исходя из годовых показателей, в связи с чем не представляется возможным оценить корректность указанного расчета.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье разногласий «Расходы на электрическую энергию» являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

3. Статья разногласий «Ремонт основных средств».

ООО «ТЭС» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов на ремонт основных средств в составе НВВ 2023 года в сумме 260,75 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы не учтены в составе НВВ Заявителя на 2023 год.

Сумма разногласий составила 260,75 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России направлен акт по статье «Ремонт основных средств» от 22.01.2023 № 515/к (направлен в Орган регулирования с заявлением о разногласиях).

В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ
на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности
или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

Согласно пояснениям, ООО «ТЭС» с 2017 года находится в состоянии банкротства, в связи с чем организация вынуждена нести затраты на ремонт основных средств в минимальном объеме.

ФАС России отмечает, что в материалах тарифного дела на 2023 год Заявителем в адрес Органа регулирования не был представлен расчет плановых расходов по рассматриваемой статье (график проведения ремонтных работ, сметы
по видам ремонтных работ, ведомости дефектов оборудования, подлежащего ремонту).

ФАС России отмечает, что Заявителем не представлены документы
и обоснования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

Также ФАС России отмечает, что акт по статье «Ремонт основных средств»
за 2021 год в материалах тарифного дела на 2023 год ООО «ТЭС» в адрес РЭК Свердловской области направлен не был, в связи с чем при проведении экспертизы
и установлении тарифов у регулирующего органа отсутствовала возможность оценки экономической обоснованности планируемых на 2023 год затрат.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Ремонт основных средств» являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

4. Статья разногласий «Расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность АО «Екатеринбургская тепловая компания».

Регулируемая организация заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов по рассматриваемой статье в размере 18 896,86 тыс. руб.

Органом регулирования расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, в НВВ АО «ТЭС» на 2023 год учтены в размере 3 154,51 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 15 742,35 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований регулируемой организацией в адрес ФАС России направлено письмо (пояснение) от 22.01.2023 № 516/к (направлено
в Орган регулирования с заявлением о разногласиях).

Согласно пункту 39 Основ ценообразования № 1075, расходы регулируемой организации на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как произведение цен (тарифов), установленных для таких организаций органами регулирования, и расчетных объемов приобретаемых услуг при осуществлении регулируемых видов деятельности.

Органом регулирования при расчете тарифа на тепловую энергию на 2023 год полезный отпуск принят на уровне среднего из фактических объемов полезного отпуска тепловой энергии за три предшествующих периода регулирования
(2019-2021 гг.).

Таблица 4. Анализ объемов услуг, оказанных АО «ЕТК» за 2019-2021 гг.

Наименование

показателя

2019

год

2020

год

2021 год

Среднегодовое

значение за 3 отчетных года

Заявлено на 2023 год

Принято на 2023 год

Величина объемов услуг

АО «ЕТК», тыс. Гкал

11,060

10,114

10,371

10,515

-

10,515

Расходы на оплату услуг по передаче тепловой энергии определены РЭК Свердловской области исходя из среднегодовой ставки на содержание сетей, рассчитанной для АО «Екатеринбургская теплосетевая компания» (АО «ЕТК») на 2023 год, и приняты в размере 3 154,509 тыс. руб.

Объем тепловой энергии в целях компенсации потерь тепловой энергии
в сетях АО «ЕТК» принят РЭК Свердловской области на уровне норматива технологических потерь тепловой энергии, согласованных при установлении
на 2023 год тарифа на услуги по передаче, в размере – 1,078 тыс. Гкал.

ФАС России отмечает, что согласно обосновывающим материалам (письмо
от 22.01.2023 № 516/к) расходы на оплату услуг АО «Екатеринбургская теплосетевая компания» в размере 17 370,85 тыс. руб. взяты Заявителем на основании проекта расчета тарифов на тепловую энергию, произведенную РЭК Свердловской области на 2021 год. С учетом применения индексов указанные расходы на 2023 год
по расчету регулируемой организации составили 1 896,86 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в заявлении о разногласиях и приложенных к нему материалам не содержится расшифровка требований Заявителя к Органу регулирования, расчет расходов по статье разногласий, также не предоставлены документы, обосновывающие величину заявленных затрат.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье разногласий «Расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, АО «Екатеринбургская тепловая компания» являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

5. Статья разногласий «Арендная плата».

ООО «ТЭС» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов на уплату арендной платы в сумме 1 958,13 тыс. руб.

Органом регулирования заявленные расходы не включены в состав НВВ регулируемой организации на 2023 год.

Сумма разногласий составила 1 958,13 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований ООО «ТЭС» в адрес ФАС России направлены следующие материалы:

1. Договор аренды недвижимого имущества с оборудованием (газовая котельная) от 09.07.2019, заключенный с ИП <...>;

2. Дополнительное соглашение от 11.03.2021 к договору аренды недвижимого имущества с оборудованием (газовая котельная) от 09.07.2021;

3. Дополнительное соглашение от 04.05.2022 к договору аренды недвижимого имущества с оборудованием (газовая котельная) от 09.07.2021;

4. Договор оказания услуг по оценке ежемесячной ставки арендной платы
от 24.03.2021 № 0208-21;

5. Расчет арендной платы на котельную;

6. Отчет об определении ежемесячной ставки арендной платы № 0208-21;

7. Платежные поручения по оплате аренды;

8. Счета на аренду производственных помещений по договору от 31.01.2022
№ 1 (не представлены в адрес Органа регулирования).

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075 арендная плата
и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду
или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

Расчет платы за аренду газовой котельной произведен Заявителем
на основании отчета от 24.03.2021 № 0208-21 об определении ежемесячной ставки арендной платы.

ФАС России отмечает, что Заявителем в адрес Органа регулирования и ФАС России не представлены документы и материалы в соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075, в том числе бухгалтерские документы, подтверждающие начисление собственником амортизации, уплату налогов и других обязательных платежей.

ФАС России также отмечает, что в заявлении о разногласиях и приложенных
к нему материалам не содержится расшифровка требований Заявителя к Органу регулирования и расчет расходов по статье разногласий «Арендная плата».

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье затрат «Арендная плата» являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

6. Статья разногласий «Прочие расходы, относимые на регулируемый вид деятельности».

ООО «ТЭС» заявляет требование о признании экономически обоснованными прочих расходов, относимых на регулируемый вид деятельности, в сумме
55,37 тыс. руб.

Органом регулирования указанные расходы не включены в состав НВВ регулируемой организации на 2023 год.

Сумма разногласий составила 55,37 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований ООО «ТЭС» в адрес ФАС России направлены следующие материалы:

1. Письменное пояснение по статье от 22.01.2023 № 513/к;

2. Акты по поверке приборов от 23.09.2021 № 304, договор-счета от июня
2021 года (не представлены в Орган регулирования);

3. Договор на повышение квалификации руководящих работников
и специалистов от 20.04.2021 № 191/ПБ, акт от 07.05.2021 № 0000-000408.

Согласно пояснениям Заявителя, в период 2019-2020 гг. в состав НВВ отдельной статьей были включены расходы на аварийно-техническое обеспечение котельной ООО «ТЭС», в последствии в 2021 году данные затраты вошли в состав статьи «Цеховые расходы».

ФАС России отмечает, что ООО «ТЭС» в адрес Органа регулирования не был направлен акт по поверке приборов учета от 23.09.2021 № 304, в этой связи у РЭК Свердловской области при проведении экспертизы и установлении тарифов
на 2023 год отсутствовала возможность проведения оценки экономической обоснованности планируемых на 2023 год расходов по данной статье.

ФАС России отмечает, что Заявителем в адрес Органа регулирования и ФАС России не представлены документы, подтверждающие несение расходов на поверку приборов учета (акты выполненных работ, счета-фактуры, оборотно-сальдовые ведомости, планы и графики проведения поверок приборов учета с указанием периодичности проведения работ). Также ООО «ТЭС» не представлены документы и обоснования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

Также по данной статье в РЭК Свердловской области была заявлена плата
за негативное воздействие на окружающую среду, которая не была принята в связи
с непредоставлением полной декларации (в адрес ФАС России также
не представлена).

Расходы на обучение персонала учтены Органом регулирования в полном объеме по статье «Цеховые расходы».

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье затрат «Прочие расходы, относимые на регулируемый вид деятельности» являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

7. Статья разногласий «Цеховые расходы».

ООО «ТЭС» заявляет требование о признании экономически обоснованными цеховых расходов сумме 1 694,45 тыс. руб.

Органом регулирования указанные расходы учтены в составе НВВ регулируемой организации на 2023 год в размере 894,40 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 800,05 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований ООО «ТЭС» в адрес ФАС России направлены следующие материалы:

1. Штатное расписание;

2. Справка о фактической заработной плате цехового персонала
(не представлена в Орган регулирования);

3. Карточка счета 20.1 за 2021 год (материальные расходы) (не представлена
в Орган регулирования);

4. Счета-фактуры на оплату материалов (не представлены в Орган регулирования);

5. Договор от 09.12.2019 № 5850/005 возмездного оказания услуг сети
на аварийно-диспетчерское обеспечение (обслуживание) сети газораспределения
и сети газопотребления;

6. Счета-фактуры на аварийно-техническое обеспечение.

Заявитель указывает на то, что увеличение цеховых расходов обусловлено включением затрат на аварийно-техническое обеспечение и увеличение затрат
на материалы для котельной.

Согласно приложенному расчету, фонд оплаты труда цехового персонала (главный инженер и экономист) на 2023 год составит 1 114,1335 тыс. руб., отчисления на социальные нужды - 336,4683 тыс. руб., расходы на материалы составят 171,1207 тыс. руб., расходы на аварийно-техническое обеспечение составят 72,7282 тыс. руб.

Исходя из пояснений РЭК Свердловской области следует, что
при установлении тарифов на тепловую энергию на 2023 год в составе статьи «Цеховые расходы» учтены следующие компоненты затрат:

- расходы на оплату труда цехового персонала в сумме 683,10 тыс. руб.;

- отчисления на социальные нужды цехового персонала в сумме 206,29 тыс. руб.;

- расходы на обучение персонала в сумме 5 тыс. руб.

Численность цехового персонала на 2023 год принята РЭК Свердловской области на основании штатного расписания в количестве 1 чел. (главный инженер), расходы на оплату труда приняты исходя из среднемесячной заработной платы цехового персонала в размере 56 925,00 руб./мес., определенные на основании представленных регулируемой организацией штатного расписания и приказа
об утверждении штатного расписания от 29.04.2022 (не представлен в ФАС России). Процент отчислений на социальные нужды цехового персонала принят в размере 30,2% от суммы расходов на оплату труда цехового персонала на основании Налогового кодекса Российской Федерации.

Расходы на обучение персонала приняты Органом регулирования на уровне фактических расходов 2021 года в сумме 5,00 тыс. руб., определенные исходя
из представленного ООО «ТЭС» договора на обучение и акта об оказании услуг
(в адрес ФАС России не представлено).

ФАС России отмечает, что ООО «ТЭС» в заявлении о разногласиях не указана расшифровка требований к Органу регулирования, в частности не приведена аргументация экономической обоснованности расходов по рассматриваемой статье разногласий. Из представленных ООО «ТЭС» материалов не представляется возможным оценить корректность произведенных регулируемой организацией расчетов.

ФАС России отмечает, что Заявителем не представлены документы
и обоснования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

Не представлен расчет расходов на оплату труда в соответствии с пунктом
42 Основ ценообразования № 1075, в соответствии с которым при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями,
и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Также Заявителем в адрес Органа регулирования не были направлены материалы, направленные в ФАС России, а именно: карточка счета 20.1 за 2021 год, счета-фактуры на оплату материалов, счета-фактуры на аварийно-техническое обеспечение.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье затрат «Цеховые расходы» являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

8. Статья разногласий «Общехозяйственные расходы».

ООО «ТЭС» заявляет требование о признании экономически обоснованными общехозяйственных расходов сумме 1 851,38 тыс. руб.

Органом регулирования указанные расходы учтены в составе НВВ регулируемой организации на 2023 год в сумме 480,94 тыс. руб., в том числе расходы на оплату труда административного персонала в сумме 369,41 тыс. руб.
и отчисления на социальные нужды административного персонала в размере
111,53 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 1 370,41 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований ООО «ТЭС» в адрес ФАС России направлены следующие материалы:

1. Письмо-пояснение от 22.01.2023 № 514/к (не представлено в Орган регулирования);

2. Оборотно-сальдовая ведомость по счету 26 за 2021 год (не представлено
в Орган регулирования);

3. Определение Арбитражного суда от 20.10.2020 по делу № А60-670852017, от 09.10.2021 по делу № А60-670852017;

4. Акты на оказание юридических услуг (не представлено в Орган регулирования).

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями,
и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

ООО «ТЭС» поясняет, что уменьшение общецеховых затрат связано
с выделением внереализационных расходов в отдельную статью расходов.

Согласно справке, приложенной к материалам дела, сумма фактических общецеховых расходов за 2021 год составила 1 702,63 тыс. руб. и рассчитана
с учетом следующих показателей:

- фактический размер оплаты труда общецехового персонала за 2021 год в сумме 876,309 тыс. руб., количество общецехового персонала составило 3 чел.: главный бухгалтер, бухгалтер, системный администратор;

- прочие расходы в составе общецеховых расходов в сумме 63,558 тыс. руб.;

- расходы на юридические услуги в сумме 443,779 тыс. руб.

С учетом индексов, примененных Заявителем, сумма общецеховых расходов на 2023 год составила 1 851,3806 тыс. руб.

В отзыве на заявление о разногласиях Орган регулирования отмечает, что оборотно-сальдовая ведомость по счету 26 за 2021 год, акты сдачи-приемки оказанных услуг с ИП <...>, ИП <...> в РЭК Свердловской области в рамках материалов тарифного дела представлены не были.

Среднемесячная заработная плата административно-управленческого персонала принята Органом регулирования в размере 38 162,22 руб./мес.
на основании представленных ООО «ТЭС» обосновывающих документов (приказ
об утверждении штатного расписания от 29.04.2022, определение Арбитражного суда Свердловской области о введении внешнего управления от 07.04.2021).

Численность административно-управленческого персонала принята РЭК Свердловской области в количестве 0,807 ед. исходя из произведенного расчета, выполненного в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденными приказом Госстроя России от 12.10.1999 № 74.

Процент отчислений на социальные нужды цехового персонала принят
в размере 30,2% от суммы расходов на оплату труда административно-управленческого персонала на основании Налогового кодекса Российской Федерации.

ФАС России отмечает, что ООО «ТЭС» в заявлении о разногласиях
не приведена аргументация экономической обоснованности по рассматриваемой статье разногласий, а также расшифровка требований к Органу регулирования.

Также ФАС России отмечает, что Заявителем в адрес РЭК Свердловской области в рамках материалов тарифного дела на 2023 год не представлен расчет плановых расходов на 2023 год с распределением затрат по видам деятельности
в соответствии с учетной политикой ООО «ТЭС», также не были представлены документы, подтверждающие фактические/плановые затраты по рассматриваемой статье (договоры, акты выполненных работ, счета-фактуры, платежные поручения, оборотно-сальдовые ведомости).

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье затрат «Общехозяйственные расходы» являются экономически необоснованными
и не подлежат удовлетворение.

9. Статья разногласий «Другие расходы, связанные с производством
и реализацией продукции, в том числе за выбросы и сбросы загрязняющих веществ».

ООО «ТЭС» заявляет требование о признании экономически обоснованных расходов по данной статье в сумме 74,28 тыс. руб.

Органом регулирования указанные расходы не учтены в составе НВВ регулируемой организации на 2023 год ввиду отсутствия экономического обоснования.

Сумма разногласий составила 74,28 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований ООО «ТЭС» в адрес ФАС России направлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

ФАС России отмечает, что Заявителем в адрес Органа регулирования декларация по оплате за негативное воздействие на окружающую среду на 8 листах представлена в неполном объеме: в количестве 3 листов. В этой связи у РЭК Свердловской области при проведении экспертизы отсутствовала возможность оценки экономической обоснованности планируемых ООО «ТЭС» на 2023 год затрат по рассматриваемой статье.

ФАС России отмечает, что Заявителем в адрес ФАС России и РЭК Свердловской области не представлены документы и материалы, подтверждающие несение регулируемой организацией расходов по уплате за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье разногласий «Другие расходы, связанные с производством и реализацией продукции, в том числе за выбросы и сбросы загрязняющих веществ» являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

10. Статья разногласий «Внереализационные расходы».

ООО «ТЭС» заявляет требование о признании экономически обоснованных расходов по данной статье в сумме 678,66 тыс. руб.

Органом регулирования указанные расходы не учтены в составе НВВ регулируемой организации на 2023 год ввиду отсутствия экономического обоснования.

Сумма разногласий составила 678,66 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований ООО «ТЭС» в адрес ФАС России направлены следующие обосновывающие материалы:

1. Определение Арбитражного суда от 01.02.2022 по делу № А60-67085/2017;

2. Определение Арбитражного суда от 28.11.2022 по делу № А60-67085/2017;

3. Карточка счета 91.02 за 2021 год (отбор – «Услуги банка») (не представлена в Орган регулирования);

4. Карточка счета 91.02 за 2021 год (отбор – «Вознаграждение конкурсному управляющему») (не представлена в Орган регулирования).

Согласно пункту № 31(1) Основ ценообразования № 1075, не допускается включение в состав экономически обоснованных расходов регулируемых организаций расходов потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, при внесении такими потребителями платы
за коммунальные услуги.

Согласно пояснениям Заявителя, в период 2019-2020 гг. внереализационные расходы входили в состав общехозяйственных расходов, однако в 2021 году данная статья была выделена отдельно.

По результатам анализа направленных сторонами материалов ФАС России отмечает следующее.

Согласно информации, указанной в карточке счета 91.02, расходы за 2021 год составили 650 679,19 тыс. руб., в том числе: вознаграждение конкурсного управляющего - 495 000,00 тыс. руб., расходы на услуги банков - 155 679,19 тыс. руб.

Органом регулирования в отзыве на заявление отмечено, что расходы на услуги банков не учтены в составе НВВ Заявителя в силу положений пункта
31(1) Основ ценообразования № 1075.

При этом, расходы на оплату вознаграждения конкурсного управляющего учтены РЭК Свердловской области в составе статьи затрат «Общехозяйственные расходы».

ФАС России отмечает, что расходы на услуги банков не учитываются в составе НВВ регулируемых организаций в силу положений пункта 31(1) Основ ценообразования № 1075.

ФАС России отмечает, что ООО «ТЭС» в заявлении о разногласиях не указана расшифровка требований к Органу регулирования, в частности не приведена аргументация экономической обоснованности расходов по рассматриваемой статье разногласий. В обоснование расходов на обслуживание банковского счета в адрес Органа регулирования не представлен договор, заключенный по результатам торгов, а также документы, подтверждающие фактические расходы за последний отчетный период.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье разногласий «Внереализационные расходы» являются экономически необоснованными
и не подлежат удовлетворению.

Учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов
по существу разногласий между ООО «ТЭС» и Региональной энергетической комиссией Свердловской области, Комиссия:

РЕШИЛА:

отказать ООО «Теплоэнергоснабжение» в удовлетворении требований, указанных в заявлении о разногласиях с Региональной энергетической комиссией Свердловской области (рег. от 06.02.2023 № 17494/23).

 

Связанные организации

ООО "Теплоэнергоснабжение"
ИНН 6670416799, ОГРН 1146670000927
Свердловское УФАС России
ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928
Региональная энергетическая комиссия Свердловской области
ИНН 6671113500, ОГРН 1026605237944