Предписание №СП/57381/24 ПРЕДПИСАНИЕ Службе по тарифам Иркутской области об устранени... от 1 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

25 июня 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее — Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Службы по тарифам Иркутской области, в том числе акт проверки Иркутского УФАС России от 09.02.2024 № 038/778/24 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки от 07.03.2024
№ 3611-ЭП/24 (исх. от 06.03.2024 № 02-79-603/24) (далее – Возражения), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Службой по тарифам Иркутской области при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении акционерного общества «Байкалэнерго» (далее – АО «Байкалэнерго», Регулируемая организация) на 2024 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ
«О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075 и Правила регулирования № 1075 соответственно), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее – Методические указания
№ 760-э).

В соответствии с приказом УФАС России по Иркутской области от 27.12.2023 № 038/384/23 проверка проводилась в отношении расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год.

Данные о размерах необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленных регулируемых ценах (тарифах), методе установления регулируемых цен (тарифов), реквизитах нормативно-правовых актов (далее – НПА) и экспертных заключениях об установлении регулируемых цен (тарифов) для АО «Байкалэнерго» представлены в таблице.

Тариф

Показатели

2024 год

Тариф на тепловую энергию на территории Тайшетского муниципального образования

НВВ, тыс. руб.

461 804,70

Метод установления тарифов

метод индексации установленных тарифов

НПА об установлении тарифов

от 20.12.2023 № 79-477-спр

Экспертное заключение об установлении тарифов

на тепловую энергию

Размер установленных тарифов, руб./Гкал (без учета НДС), потребители, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения

2 485,64

Размер установленных тарифов, руб./Гкал (с учетом НДС), население

2 397,50

 

Тариф на тепловую энергию на территории города Иркутска

НВВ, тыс. руб.

2 092 982,30

Метод установления тарифов

метод индексации установленных тарифов

НПА об установлении тарифов

от 20.12.2023 № 79-449-спр

Экспертное заключение об установлении тарифов

на тепловую энергию

Размер установленных тарифов, руб./Гкал (без учета НДС) потребители, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения

2 535,91

В рамках проведения внеплановой документарной проверки Службы по тарифам Иркутской области (далее также – Орган регулирования, Служба) проанализированы материалы тарифного дела АО «Байкалэнерго» 2024 года, в том числе Заключение экспертизы (по делу № 2024/129-т/э) по результатам проверки материалов для установления тарифа на тепловую энергию в отношении единой теплоснабжающей организации на территории Тайшетского муниципального образования «Тайшетское городское поселение» в соответствующей зоне деятельности (АО «Байкалэнерго»), Заключение экспертизы (по делу
№ 2024/131-т/э) по результатам проверки материалов для установления тарифа на тепловую энергию в отношении АО «Байкалэнерго» на территории г. Иркутска (далее – Экспертное заключение), а также В
озражения.

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

1. Требования к экспертному заключению

В соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

г) анализ соответствия собственника или иного законного владельца тепловых сетей критериям отнесения к теплосетевым организациям.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое не подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо, определяемая как сумма следующих расходов: плановая расчетная цена на топливо (без учета затрат на доставку (перевозку) и хранение), плановая (расчетная) стоимость доставки (перевозки), плановая (расчетная) стоимость хранения;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В силу пункта 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования определяются по формуле пункта 26 Методических указаний № 760-э.

2. Расходы на топливо

Тайшетское муниципальное образование. Вид топлива – энергетический уголь.

Расходы на топливо на 2024 год учтены Службой по тарифам Иркутской области в размере 100 860,3 тыс. руб.

Расходы на топливо на 2024 год заявлены АО «Байкалэнерго» в размере 120 591,6 тыс. руб.

Фактические расходы на топливо за 2022 год составили 89 085,8 тыс. руб.

Город Иркутск. Вид топлива – энергетический уголь, топочный мазут.

Расходы на топливо на 2024 год учтены Службой в размере 589 299,4 тыс. руб.

Расходы на топливо на 2024 год заявлены АО «Байкалэнерго» в размере 725 082 тыс. руб.

Фактические расходы на топливо за 2022 год составили 587 159,6 тыс. Руб.

2.1. Плановая (расчетная) цена на топливо

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

В силу пункта 29 Основ ценообразования № 1075 при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

Тайшетское муниципальное образование

Стоимость натурального топлива с учетом транспортировки (перевозки) заявлена АО «Байкалэнерго» в размере 120 591,6 тыс. руб., учтена Службой в размере 100 860,3 тыс. руб. исходя из потребности в топливе (80 682,5 т) и цены
(1 250,09 руб./т).

Цена топлива (бурый уголь) заявлена АО «Байкалэнерго» в размере 1 369,38 руб./т, в том числе топливо – 606,6 руб./т, транспортировка – 763,32 руб./т, учтена Службой в размере 1 250,09 руб./т, в том числе топливо – 1 190,98 руб./т, транспортировка – 59,11 руб./т.

АО «Байкалэнерго» заключен договор с ООО «Компания «Востсибуголь»
№ КВСУ-Д-23-0613 как с единственным поставщиком.

ФАС России отмечает, что наличие у Регулируемой организации договора, заключенного без проведения конкурентных торгов при наличии объективных на то причин, в том числе с единственным поставщиком, обязывает Орган регулирования использовать другие источники цен в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075. Цена по заключенному без проведения конкурентных торгов договору должна быть оценена Органом регулирования на основании проведения анализа рыночных цен. Аналогичное распространяется на фактические цены, анализ которых проводится в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075.

Расчет цены на топливо (бурый уголь) Службой произведен исходя из средневзвешенной цены на бурый уголь за 11 месяцев 2023 года по данным бухгалтерского учета с учетом индекса потребительских цен на добычу угля – 105,7% и железнодорожные перевозки – 107,1%.

Город Иркутск

Стоимость натурального топлива с учетом транспортировки (перевозки) заявлена АО «Байкалэнерго» в размере 725 082 тыс. руб. (уголь – 526 411,4 тыс. руб., мазут – 198 670,6 тыс. руб.), учтена Службой в размере 589 299,4 тыс. руб. (уголь – 471 140,2 тыс. руб., мазут – 118 159,2 тыс. руб.) исходя из потребности в топливе (уголь – 274 604 т, мазут – 5 980,5 т) и цены (уголь – 1 715,71 руб./т, мазут – 19 757,51 руб./т).

Цена топлива (уголь) заявлена АО «Байкалэнерго» в размере 1 849,75 руб./т, учтена Службой в размере 1 715,71 руб./т.

АО «Байкалэнерго» заключен договор от 18.09.2023 № КВСУ-Д-23-0612 с ООО «Компания «Востсибуголь» и договор от 18.09.2023 № РЧУ-Д-23-0335 с
ООО «Разрез Черемховуголь».

Расчет цены на топливо (бурый уголь и каменный уголь) Службой произведен исходя из средневзвешенной цены на бурый и каменный уголь за 9 месяцев 2023 года по данным бухгалтерского учета с учетом индекса потребительских цен на добычу угля – 105,7%.

Необходимо отметить, что АО «Байкалэнерго» на момент установления тарифа в Орган регулирования не представлены договоры, заключенные с поставщиками топочного мазута на 2024 год.

Расчет цены на топливо (мазут) Службой произведен исходя из средневзвешенной цены на мазут за 9 месяцев 2023 года по данным бухгалтерского учета с учетом индекса потребительских цен на производство нефтепродуктов – 107,7%.

В отсутствие отражения в Экспертном заключении сравнительного анализа учтенных Органом регулирования цен со сложившимися на рынке ФАС России не представляется возможным определить экономическую обоснованность принятых Службой цен на топливо (уголь, мазут).

Учитывая вышеизложенное, стоимость натурального топлива (уголь, мазут) подлежит дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Службу по тарифам Иркутской области нарушившей положения пунктов 28, 29 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 22.10.2012 № 1075, положения Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013
№ 760-э, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении акционерного общества «Байкалэнерго» на 2024 год.

2. Исполнительному органу Иркутской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в срок до 01.08.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении:

Произвести дополнительный анализ и расчет расходов на топливо, включенных в необходимую валовую выручку акционерного общества «Байкалэнерго», и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета (неучета) представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив выявленные неподтвержденные экономически необоснованные расходы из состава необходимой валовой выручки акционерного общества «Байкалэнерго», по статье затрат «Расходы на топливо» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания исполнительному органу Иркутской области в области государственного регулирования цен (тарифов) при необходимости пересмотреть величину необходимой валовой выручки акционерного общества «Байкалэнерго» на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания исполнительному органу Иркутской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.08.2024 при необходимости пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения в отношении акционерного общества «Байкалэнерго» на 2024 год.

5. Исполнительному органу Иркутской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.08.2024 при необходимости пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от акционерного общества «Байкалэнерго» на 2024 год.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Об исполнении настоящего предписания исполнительному органу Иркутской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в течение 5 дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений исполнительного органа Иркутской области в области государственного регулирования цен (тарифов), принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления исполнительного органа Иркутской области в области государственного регулирования цен (тарифов), на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов) на услуги в сфере теплоснабжения в отношении акционерного общества «Байкалэнерго», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Служба по тарифам Иркутской области
ИНН 3808023928, ОГРН 1033801025092
Иркутское УФАС России
ИНН 3811020966, ОГРН 1033801033155