Предписание №СП/102313/19 Предписание по результатам проверки Государственного комитет... от 21 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия), проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 26.03.2019 № 373/19, Акт проверки Инспекции ФАС России от 19.07.2019 № 107), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными расходами, руководствуясь нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), допущенные Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Якутскэкосети»,

 

УСТАНОВИЛ:

 

На основании приказа ФАС России от 26.03.2019 № 373/19 «О проведении плановой выездной проверки Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия)» проведена плановая выездная проверка в отношении установленного Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее – Комитет, орган регулирования) тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Якутскэкосети» (далее – регулируемая организация) на 2019 год.

Оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регули руемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой устанавливается единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Методические указания № 1638/16).

На основании результатов конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Саха (Якутия) между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) и ООО «Якутскэкосети» заключено соглашение от 29.05.2018 № 3 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Саха (Якутия), согласно которому зоной деятельности ООО «Якутскэкосети» (далее – региональный оператор, организация) является Центральная зона Республики Саха (Якутия), в которую входят территории следующих муниципальных образований:

- городской округ «Город Якутск»;

- городской округ «Жатай»;

- муниципальное образование «Горный улус (район)»;

- муниципальное образование «Намский улус (район);

    • муниципальное образование «Хангаласский улус (район).

Единый тариф регионального оператора на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Якутскэкосети» на территории Центральной зоны Республики Саха (Якутия) на 2019 год утвержден постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 20.12.2018 № 214 и составляет:

 

Муниципальное образование

Ед. изм.

Тариф без НДС

Тариф с НДС

Городской округ "город Якутск"

руб./м3

705,00

846,00

Городской округ Жатай

руб./м3

791,27

949,53

Горный муниципальный район

руб./м3

522,07

626,48

Намский муниципальный район

руб./м3

532,98

639,57

Хангаласский муниципальный район

руб./м3

500,56

600,67

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) утверждена территориальная схема обращения с отходами Республики Саха (Якутия) на 2017-2026 годы (далее — территориальная схема).

Необходимая валовая выручка (далее – НВВ) установлена Комитетом для ООО «Якутскэкосети» на 2019 год в размере 618 812,83 тыс. руб.

ФАС России проанализированы материалы тарифного дела, экспертное заключение к тарифам на обращение с твердыми коммунальными отходами ООО «Якутскэкосети» на 2019 год (далее – экспертное заключение), и в разрезе отдельных статей затрат выявлено следующее.

 

Транспортирование твердых коммунальных отходов

Органом регулирования учтены в составе НВВ регионального оператора затраты по данной статье в размере 249 049,7 тыс. руб. согласно произведенному расчету по транспортированию ТКО и итогов мониторинга управляющих компаний по стоимости услуг транспортирования ТКО по городу Якутск и пгт. Жатай.

Расходы на транспортирование ТКО в остальных муниципальных районах принимаются из расчета средней стоимости транспортирования в размере 300 руб./м3.

По результатам анализа расчета средней стоимости транспортирования ТКО за 1 м3 ФАС России выявлено следующее.

При расчете цены смазочных материалов органом регулирования применен индекс потребительских цен в размере 105,7 %. Индекс цены на мазут и дизтопливо, определенный сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, составляет 102,0 на 2019 год.

Также в расходах на транспортирование ТКО органом регулирования учтена рентабельность в размере 10 % от себестоимости перевозок.

Анализа экономической обоснованности учтенного процента рентабельности экспертное заключение органа регулирования не содержит.

ФАС России отмечает, что учет данных расходов в составе НВВ регионального оператора не предусмотрен Основами ценообразования № 484, в связи с чем учтенная при расчете средней стоимости 1 м3 ТКО рентабельность подлежит исключению.

В связи с вышеизложенным, исключению из состава НВВ регионального оператора подлежат расходы на транспортирование ТКО в сумме 22 196,17 тыс. руб.

 

Расходы на работы и услуги по эксплуатации объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения ТКО

Органом регулирования учтены в составе НВВ затраты на содержание и эксплуатацию мест захоронения ТКО на территориях, где отсутствуют операторы по захоронению ТКО, в сумме 11 434,76 тыс. руб.

При этом не представлено информации об организациях, которые осуществляют захоронение на этих объектах.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 484 тарифы устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого регулируемого вида деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Анализируя экспертное заключение, ФАС России сделан вывод о том, что расходы по данной статье определены в расчетном размере, по неутвержденным тарифам и по завышенным объемам ТКО. Анализа экономической обоснованности расходов по данной статье экспертное заключение не содержит.

Как следует из возражений на акт проверки, ввиду отсутствия достоверных данных по фактически образуемым отходам за предыдущий период, а также по причине того, что в территориальной схеме объемы установлены расчетным способом, по причине расхождения фактических данных, данных территориальной схемы и нормативов орган регулирования применил методы, предусмотренные пунктом 14 Методических указаний № 1638/16, в их совокупности.

ФАС России отмечает, что пунктом 14 Методических указаний № 1638/16 установлен приоритетный порядок источников определения объемов ТКО и их комплексное использование противоречит законодательству в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО.

Относительно осуществления захоронения ТКО на объектах размещения ТКО, не включенных в ГРОРО, ФАС России отмечает, что положениями статьи 29.1 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом такие объекты подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, использование объектов размещения отходов, не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, с 01.01.2019 возможно после включения таких объектов в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации.

Информация о включении данных объектов в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации отсутствует.

С учетом вышеизложенного, расходы по данной статье затрат в сумме 11 434,76 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ регионального оператора.

 

Прочие производственные расходы

Органом регулирования учтены в составе НВВ регионального оператора расходы по данной статье в сумме 35 341,67 тыс. руб. и включают в себя:

1. Расходы на закупку программного обеспечения с сопровождением на сумму 12 212 тыс. руб., а именно покупку сервера для программного обеспечения и сопровождение программного обеспечения РО с интеграцией.

Как следует из возражений на акт проверки, АСУ «Управление отходами», приобретаемое региональным оператором, является отдельным модулем программного комплекса «Редактор территориальных схем обращения с отходами» и предназначен для автоматизации бизнес-процессов и оперативного контроля за деятельностью регионального оператора.

В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования № 484 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные, в том числе, с учетом цен, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов.

Документальное подтверждение заявленных расходов отсутствует, в связи с чем расходы в сумме 12 212 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ регионального оператора.

2. Расходы на закупку пакетов для организации мешкового сбора ТКО в сумме 15 701,6 тыс. руб.

Органом регулирования учтены расходы на приобретение пакетов для сбора ТКО потребителями в секторах с индивидуальными жилыми строениями. Расчеты, экономическое обоснование и подтверждающие обоснованность принятых расходов документы в материалах тарифного дела отсутствуют.

Пунктом 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила), установлено, что в соответствии с условиями договора складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, представленные региональным оператором.

При этом Основы ценообразования № 484 не предусматривают учёт в составе необходимой валовой выручки регионального оператора расходов по приобретению пакетов для сбора ТКО, в связи с чем расходы на приобретение пакетов в сумме 15 701,6 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

3. Затраты на приобретение 879 контейнеров в сумме 7 428,07 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования № 484 расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.

В материалах тарифного дела представлена таблица следующего содержания:

Муниципальное образование

Потребность

Стоимость

Минимальная потребность

Стоимость

Якутск

 

 

 

 

ИЖС

329

2 961 000

329

2 796 500

МКД

350

3 150 000

50

425 000

Обновление

800

7 200 000

300

2 550 000

Жатай

94

846 000

50

425 000

Хангаласский район

659

5 931 000

50

425 000

Горный район

240

2 160 000

50

425 000

Намский район

487

4 383 000

50

425 000

 Всего

2959

26 631 000

879

7 471 500

 

Учтенная органом регулирования сумма на приобретение контейнеров составляет 1,2 % от НВВ регионального оператора и превышает экономически обоснованную величину на 1 239,95 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что законодательством Российской Федерации прямо не поименованы лица, которые обязаны приобретать контейнеры и бункеры для их установки в местах накопления ТКО.

Таким образом, контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями, региональным оператором в случае включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора.

При определении расходов на приобретение контейнеров орган регулирования руководствовался территориальной схемой обращения с ТКО, в которой определена перспективная потребность в контейнерах по всей Центральной зоне. Согласно данным территориальной схемы средняя стоимость 1-го контейнера составляет 5 000 рублей.

При расчете расходов на приобретение региональным оператором контейнеров средняя стоимость одного контейнера учтена органом регулирования на уровне 8 450 рублей, при этом органом регулирования анализ учтенной цены в соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования № 484 не проводился.

Учитывая вышеизложенное, ФАС России считает обоснованным применить стоимость 1-го контейнера в сумме 5 000 рублей.

Кроме того, обновление контейнеров, которое подразумевает под собой, что контейнеры были установлены ранее и расходы на их приобретение понесены не региональным оператором, по мнению ФАС России, не могут быть включены в состав НВВ ООО «Якутскэкосети».

В связи с вышеизложенным, исключению из состава НВВ регионального оператора подлежат затраты на приобретение контейнеров в сумме 4 576,5 тыс. руб.

 

Общехозяйственные расходы

Органом регулирования учтены в составе НВВ регионального оператора расходы по данной статье в сумме 2 703,0 тыс. руб., из них:

- 2 040 тыс. руб. на закупку техники, определенные как 40 тыс. руб. на 1 работника (численность персонала принята в количестве 51 человек);

- 612 тыс. руб. на закупку офисной мебели, определенные как 12 тыс. руб. на 1 работника;

- 51 тыс. руб. на канцелярские расходы+ ПО, определенные как 1 тыс. руб. на 1 работника.

В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования № 484 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные с учетом следующих данных (в приоритетном порядке):

а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста цен на капитальное строительство; темпы роста заработной платы;

г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях;

д) цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

е) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования.

ФАС России отмечает, что в материалах тарифного дела договоры на закупку и поставку вышеуказанных товаров отсутствуют. Кроме того, органом регулирования не проведен анализ расходов на такие товары другими регулируемыми организациями, также отсутствует анализ рыночных цен в нарушение пункта 14 Основ ценообразования № 484.

Кроме того, персонал в количестве 51 человек включает в себя водителя, в связи с чем ФАС России считает нецелесообразным включение расходов на покупку техники, мебели и канцелярских принадлежностей для водителя в сумме 53 тыс. руб.

Таким образом, затраты по статье «Общехозяйственные расходы» подлежат дополнительному экономическому анализу с одновременным исключением из состава НВВ регионального оператора расходов по данной статье в сумме 53 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) при установлении предельного тарифа на единую услугу регионального оператора ООО «Якутскэкосети» нарушившим положения пунктов 14, 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484.

      1. Органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 20.12.2019 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а именно:

2.1. Исключить из необходимой валовой выручки ООО «Якутскэкосети» расходы в общей сумме 66 174,03 тыс. руб. по следующим статьям затрат:

  • «Транспортирование твердых коммунальных отходов» в сумме 22 196,17 тыс. руб.;

  • «Расходы на работы и услуги по эксплуатации объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения ТКО» в сумме 11 434,76 тыс. руб.;

    • «Прочие производственные расходы» в сумме 32 490,1 тыс. руб., в том числе:

а) расходы на закупку программного обеспечения с сопровождением в сумме 12 212 тыс. руб.;

б) расходы на закупку пакетов для организации мешкового сбора ТКО в сумме 15 701,6 тыс. руб.;

в) расходы на приобретение контейнеров в сумме 4 576,5 тыс. руб.;

    • «Общехозяйственные расходы» в сумме 53 тыс. руб.;

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «Якутскэкосети» по статье затрат «Общехозяйственные расходы», исключив выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ООО «Якутскэкосети» с учетом мотивировочной части настоящего предписания.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами пересмотреть величину необходимой валовой выручки ООО «Якутскэкосети» в соответствии с Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами пересмотреть необходимую валовую выручку регионального оператора ООО «Якутскэкосети» за 2019 год и учесть результаты при установлении тарифа на единую услугу регионального оператора для ООО «Якутскэкосети» на 2020 год.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 10 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на котором принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для ООО «Якутскэкосети», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

Связанные организации

Якутское УФАС России
ИНН 1435137122, ОГРН 1031402052153
Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия)
ИНН 1435117895, ОГРН 1021401061770