Письмо №СП/105504/23 ПРЕДПИСАНИЕ Региональная энергетическая комиссия Кемеровской... от 13 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

8 декабря 2023 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением Региональной энергетической комиссией Кемеровской области – Кузбасса обязательных требований, в том числе отчет о наблюдении за соблюдением обязательных требований от 09.10.2023 № 31-26404-С/23 (далее – Отчет о наблюдении), а также возражения в отношении Отчета о наблюдении, направленные письмом от 20.11.2023 № М-6-1/3681-01 (рег. от 21.11.2023 № 181826-ЭП/23), в ходе которого выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные Региональной энергетической комиссией Кемеровской области – Кузбасса (далее – РЭК Кузбасса, орган регулирования) при установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика для ООО «Металлэнергофинанс» (далее – регулируемая организация) на 2023 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (также далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (также далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (также далее – Правила № 1178), а также приказом ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17 «Об утверждении методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов» (далее – Методические указания № 1554/17).

Необходимая валовая выручка, установленная для ООО «Металлэнергофинанс» на 2023 год, составляет 546 929,69 тыс. руб.

В силу пункта 23 Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

По результатам анализа экспертного заключения на 2023 год установлено следующее.

1. Объемы электрической энергии

В соответствии с пунктом 6 Методических указаний № 1554/17 сбытовые надбавки гарантирующего поставщика для населения рассчитываются к объемам электрической энергии, учтенным в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - сводный прогнозный баланс) на расчетный период регулирования. Объемы электрической энергии, к которым рассчитываются сбытовые надбавки гарантирующего поставщика для прочих потребителей и сетевых организаций, определяются исходя из объемов электрической энергии, учтенных в сводном прогнозном балансе на расчетный период регулирования.

Вместе с тем, исходя из Экспертного заключения на 2023 год не представляется возможным определить, исходя из каких объемов органом регулирования были рассчитаны сбытовые надбавки гарантирующего поставщика, а также были ли учтены объемы электрической энергии в соответствии со сводным прогнозным балансом производства и поставок электрической энергии (мощности).

Учитывая вышеизложенное, объемы электрической энергии, учитываемые РЭК Кузбасса при формировании сбытовых надбавок, подлежат дополнительному экономическому анализу и обоснованию.

2. Точки поставки

В соответствии с пунктом 13 Методических указаний № 1554/17 при расчете сбытовых надбавок гарантирующего поставщика учитывается количество точек поставки, которые определяются на последнюю дату отчетного периода базового периода регулирования.

При определении количества точек поставки по договорам энергоснабжения (купли-продажи), заключенным гарантирующим поставщиком (далее – ГП) с потребителями (покупателями, за исключением сетевых организаций) учитываются точки поставки, в которых электрическая энергия поступает на энергопринимающие устройства или в электрические сети потребителя (покупателя), и не учитываются точки поставки, в которых электрическая энергия отпускается из электрических сетей такого потребителя на энергопринимающие устройства или в электрические сети других потребителей (покупателей).

При определении количества точек поставки (прогнозного количества точек поставки) по договорам купли-продажи электрической энергии для целей компенсации потерь электрической энергии учитываются точки поставки, в которых электрическая энергия поступает в электрические сети сетевой организации, и не учитываются точки поставки, в которых электрическая энергия отпускается из электрических сетей сетевой организации на энергопринимающие устройства потребителей или в электрические сети других сетевых организаций.

Количество точек поставки в случае оказания коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах определяется исходя из количества договоров энергоснабжения, заключенных ГП с такими собственниками (пользователями) помещений (количества лицевых счетов, присвоенных ГП собственнику или пользователю помещений в многоквартирном доме).

Приведенное количество точек поставки на 2023 год составляет 27 718 шт. – соответствует первой группе масштаба деятельности (факт за 2021 год – 27 718 шт.).

При этом в Экспертном заключении на 2023 год отсутствуют ссылки на документы регулируемой организации (договоры энергоснабжения (купли-продажи), реестры точек поставки), обосновывающие количество учтенных на 2023 год точек поставки. Кроме того, органом регулирования не отражен анализ количества точек поставки на последнюю дату отчетного периода базового периода регулирования.

Таким образом, органу регулирования необходимо провести подробный анализ количества точек поставки, учтённых при расчетах постоянных компонентов эталонной выручки ООО «Металлэнергофинанс» на 2023 год, с отражением указанного анализа в экспертном заключении и исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

3. Неподконтрольные расходы гарантирующего поставщика

    1. Расходы на амортизацию основных средств

Учтено – 2 776,32 тыс. руб.

В соответствии с пунктами 27, 45, 33 Методических указаний № 1554/17 расходы на амортизацию имущества, используемого при осуществлении деятельности гарантирующего поставщика, учитываются исходя из первоначальной стоимости имущества и максимального срока его полезного использования, планируемого ввода и выбытия основных средств.

В соответствии с Основами ценообразования № 1178 при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования № 1178 амортизация включается в расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности.

Согласно пункту 27 Основ ценообразования № 1178 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Из вышеизложенного следует, что со стороны регулируемой организации в регулирующий орган должна быть представлена информация, раскрывающая величину начисляемой собственником амортизации, а также результаты проведенной (ых) переоценки (ок).

Данная информация документально подтверждена может быть только первичными документами бухгалтерского учета, в которых фиксируется первоначальная стоимость имущества, срок полезного использования, определенный на дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, результаты проведенных реконструкций (модернизаций) объекта основных средств, результаты проведенных переоценок.

ФАС России отмечает, что исходя из Экспертного заключения на 2023 годы не представляется возможным определить порядок учета расходов на амортизацию, отсутствует анализ экономической обоснованности фактических понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

3.2. Налоги

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2023 год не отражено, в каком размере учтены расходы по данной статье затрат, а также какие налоги учтены в составе данной статьи затрат.

В соответствии с Методическими указаниями № 1554/17 расходы на уплату налогов в расчетном периоде регулирования учитываются по данным раздельного учета в объеме экономически обоснованных фактически понесенных расходов, отнесенных на регулируемый вид деятельности, за последний истекший период.

Таким образом, при расчете налога на прибыль органу регулирования необходимо руководствоваться оборотно-сальдовыми ведомостями по счету 68.04 «Налог на прибыль», относимый на регулируемый вид деятельности.

Исходя из Экспертного заключения на 2023 год не представляется возможным определить обоснованность принятой величины ввиду отсутствия в тарифном деле обосновывающих документов по данной статье затрат. Также в Экспертном заключении на 2023 год отсутствует анализ, предусмотренный пунктом 23 Правил № 1178.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

4. Расходы на формирование резерва по сомнительным долгам

Учтено – 69 558 тыс. руб. (в целом по группам потребителей).

Расходы на формирование резерва по сомнительным долгам в соответствии с пунктами 23, 40, 51 (формулы 10, 63, 75) Методических указаний № 1554/17 определяются как минимальная величина из величины расходов на формирование резерва по сомнительным долгам, предложенной ГП, в отношении соответствующей категории потребителей и произведения планируемой валовой выручки ГП от продажи электрической энергии соответствующей категории потребителей на расчетный период регулирования и переменного компонента эталона затрат, отражающего расходы на формирование резерва по сомнительным долгам:

РСДi = min {РСДпредложГП ; VСД * ТВi}, где:

РСДпредложГП - величина расходов на формирование резерва по сомнительным долгам, предложенная ГП;

VСД - переменный компонент эталона затрат, отражающий расходы на формирование резерва по сомнительным долгам (в силу пп. 26, 44, 51 Методических указаний № 1554/17 равен 1,5% для всех категорий потребителей);

ТВi - планируемая валовая выручка ГП от продажи электрической энергии.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2023 год отсутствует калькуляция и обоснование расчетов планируемой валовой выручки гарантирующего поставщика от продажи электрической энергии для каждой категории потребителей (ТВi) в соответствии с положениями Методических указаний № 1554/17.

В отсутствие обоснования расчета органом регулирования планируемой валовой выручки гарантирующего поставщика от продажи электрической энергии на 2023 год для каждой категории потребителей не представляется возможным определить экономическую обоснованность принятых расходов по данной статье затрат.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

5. Недополученные или излишне полученные доходы от осуществления деятельности ГП (ООО «Металлэнергофинанс») за 2021 год

Учтено – 47 280,2 тыс. руб. (в целом по группам потребителей)

Согласно пункту 11 Методических указаний № 1554/17 при определении необходимой валовой выручки ГП для расчета сбытовых надбавок учитываются, в том числе, недополученные (излишне полученные) доходы, обусловленные отклонением величины фактического полезного отпуска от величины, учтенной при установлении сбытовых надбавок ГП, за исключением дохода, полученного от увеличения полезного отпуска, связанного с принятием на обслуживание покупателей (потребителей) электрической энергии в течение периода, предшествующего базовому периоду регулирования.

В соответствии с пунктом 56 Методических указаний № 1554/17 выпадающие доходы ГП, связанные с установлением регулируемых тарифов на электрическую энергию для населения, учитываемые при установлении сбытовых надбавок ГП для сетевых организаций на расчетный период регулирования (i) (Выпi), определяются по формуле 80:

ФАС России отмечает, что Экспертное заключение на 2023 год не содержит анализа принятой величины расходов по данной статье затрат, в том числе расчета, а также исходных для расчета данных (компонентов), в связи с чем не представляется возможным определить экономическую обоснованность учтенных затрат.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области - Кузбасса нарушившей пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положения Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17, при установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика для ООО «Металлэнергофинанс» на 2023 год.

2. Органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а именно произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «Металлэнергофинанс» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Объемы электрической энергии» на 2023 год;

- «Точки поставки» на 2023 год;

- «Расходы на амортизацию основных средств» на 2023 год;

- «Налоги» на 2023 год;

- «Расходы на формирование резерва по сомнительным долгам» на 2023 год;

- «Недополученные или излишне полученные доходы от осуществления деятельности ГП (ООО «Металлэнергофинанс») за 2021 год».

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) пересмотреть величину необходимой валовой выручки ООО «Металлэнергофинанс» в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике не позднее 01.02.2024 исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ООО «Металлэнергофинанс», установленной на 2024 год, с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, а также установить (пересмотреть) сбытовые надбавки гарантирующего поставщика ООО «Металлэнергофинанс» на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) сбытовых надбавок гарантирующего поставщика для ООО «Металлэнергофинанс», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны