Предписание №СП/38794/24 ПРЕДПИСАНИЕ ГУ КЧР по тарифам и ценам (проверка УФАС по топл... от 6 мая 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПРЕДПИСАНИЕ
23 апреля 2024 г. г. Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее — Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (приказ Карачаево-Черкесского УФАС России от 11.01.2024 № 2/24, Акт проверки Карачаево-Черкесского УФАС России от 09.02.2024 № СК/288/24), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении ООО «Тепловые сети» на 2024 год,
УСТАНОВИЛА:
Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760-э).
Тарифы на тепловую энергию на 2024 год для ООО «Тепловые сети» (далее также – Общество, регулируемая организация) утверждены постановлением Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (далее также – ГУ КЧР, Орган регулирования) от 15.12.2023 № 122 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ООО «Тепловые сети», на 2024 - 2028 годы» (далее – постановление № 122).
Необходимая валовая выручка ООО «Тепловые сети», учтенная в тарифах 2024 года, составляет 823 802,07 тыс. руб.
В рамках проведения внеплановой документарной проверки ГУ КЧР на основании приказа УФАС России по Карачаево-Черкесской Республике от 11.01.2024 № 2/24 «О проведении внеплановой документарной проверки Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам» ФАС России были проанализированы материалы тарифного дела общества с ограниченной ответственностью «Тепловые сети» на 2024 год в разрезе расходов на топливо на предмет их экономической обоснованности, в том числе Экспертное заключение рабочей группы отдела государственного регулирования тарифов на тепловую энергию Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам по материалам, представленным ООО «Тепловые сети» для расчета тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям на 2024-2028 годы от 28.11.2023 (далее – Экспертное заключение), возражения Органа регулирования от 01.03.2024 № 289 (далее – Возражения), и установлено следующее.
1. Требования к экспертному заключению
В соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 и пунктом 16 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного приказом ФСТ России от 07.06.2013 № 163 (далее – Регламент № 163), экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:
а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);
б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;
в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;
г) анализ соответствия собственника или иного законного владельца тепловых сетей критериям отнесения к теплосетевым организациям.
ФАС России отмечает, что экспертное заключение органа регулирования не соответствует пункту 29 Правил регулирования № 1075, в том числе в связи с нижеизложенным.
2. Расходы на топливо
Используемый ООО «Тепловые сети» вид топлива – природный газ.
Расходы на топливо на 2024 год учтены ГУ КЧР в размере 419 583,37 тыс. руб.
Расходы на топливо на 2024 год заявлены ООО «Тепловые сети» в размере 422 808,78 тыс. руб.
Фактические расходы на топливо за 2022 год составили 333 934,0028 тыс. руб. (согласно представленным счетам-фактурам за отчетный период).
В силу пункта 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:
1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;
2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);
3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 26 Методических указаний № 760-э расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РТi,j,k, определяются по формуле:
(тыс. руб.), (2)
где:
bi,j,k - удельный расход топлива на отпущенную 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования с коллекторов j-го источника тепловой энергии (далее - удельный расход топлива), определенный в соответствии с нормативом удельного расхода условного топлива на соответствующий расчетный период регулирования, кг у.т./Гкал. Удельный расход топлива может быть дифференцирован по термодинамическим параметрам пара;
ЦТi,j - плановая (расчетная) цена на условное топливо j-го источника тепловой энергии с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемая на i-й расчетный период регулирования в соответствии с приложениями 4.4 и 4.5 к Методическим указаниям № 760-э с учетом остатков топлива и структуры используемого топлива, учтенной при расчете удельного расхода топлива, руб./т у.т.;
- плановый (расчетный) объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов j-го источника тепловой энергии в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый в соответствии с пунктами 8 и 9 Методических указаний № 760-э, тыс. Гкал.
Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.
В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:
а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:
прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);
цены на природный газ;
предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;
динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).
Оптовая цена на газ, добываемый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый организациям, осуществляющим по состоянию на 1 декабря 2023 г. в качестве основного вида экономической деятельности производство электроэнергии тепловыми электростанциями, производство, передачу и распределение пара и горячей воды тепловыми электростанциями и (или) котельными с кодами ОКВЭД 35.11.1, 35.30.11, 35.30.14, 35.30.2, 35.30.3, организациям, осуществляющим деятельность с указанными кодами ОКВЭД в качестве дополнительного вида экономической деятельности при условии осуществления ими в качестве основного вида экономической деятельности с кодами ОКВЭД 35.11, 35.3, 35.30, 35.30.1, 68.32.1, организациям, выручка от реализации тепловой и (или) электрической энергии (мощности) которых составляет не менее 75 процентов общей выручки, организациям, выручка от реализации тепловой и (или) электрической энергии (мощности) которых составляет менее 75 процентов общей выручки, приобретающим газ в объемах, необходимых для производства и реализации тепловой и (или) электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам), утверждена на 2024 год приказом ФАС России от 28.11.2023 № 910/23.
Размер платы за снабженческо-сбытовые услуги (далее – ПССУ), оказываемые потребителям поставщиками газа, утвержден на 2024 год приказом ФАС России от 31.10.2022 № 775/22.
Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее – тариф на услуги ГРО) на 2024 год утверждены приказом ФАС России от 16.11.2022 № 828/22.
ФАС России отмечает, что в случае, если тарифы на услуги по транспортировке газа и ставки на снабженческо-сбытовые услуги не были проиндексированы федеральным органом исполнительной власти, то самостоятельная индексация составляющих цены на природный газ является необоснованной.
Объем отпуска тепловой энергии
Объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии (выработка) принят органом регулирования в размере 442,14 тыс. Гкал.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
В соответствии с Экспертным заключением и Возражениями на Акт проверки полезный отпуск на тепловую энергию на 2024 год принят на основании схемы теплоснабжения муниципального образования города Черкесска, утвержденной постановлениями Мэрии муниципального образования г. Черкесска Карачаево-Черкесской Республики от 12.12.2019 № 550 (в ред. от 31.03.2023 № 93, от 12.05.2023 № 129, от 08.09.2023 № 274) (далее – Схема).
В таблице 1.6 Схемы «Годовые плановые объемы потребления тепловой энергии (мощности) с разделением по видам потребления» указаны плановые объемы потребления тепловой энергии на 2023 год с разбивкой по котельным. Итоговое потребление определено в размере 408,78 тыс. Гкал/год.
Данная величина учтена Органом регулирования в качестве показателя полезного отпуска тепловой энергии ООО «Тепловые сети» на 2024 год.
В материалах дела представлены копии писем Мэрии г. Черкесска от 21.02.2024 № 659-04 и ООО «Тепловые сети» (исх. от 28.02.2024 № 1223), подтверждающие актуальность Схемы на 2024 год.
Плановая (расчетная) цена на топливо
Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию.
Согласно Экспертному заключению на 2024-2028 годы плановая цена определена исходя из утвержденных цен на газ (природный) приказами ФАС России и Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам с разбивкой по группам потребителей 3, 4, 5, 6.
Оптовая цена газа на 2024 год учтена ГУ КЧР в размере 5 873,00 руб./тыс.м3 (1-е полугодие); 6 343,00 руб./тыс.м3 (2-е полугодие), что не превышает уровень оптовых цен для Карачаево-Черкесской Республики, утвержденный приказом ФАС России от 28.11.2023 № 910/23.
В Экспертном заключении на 2024-2028 годы в статье затрат «Расходы на топливо» отсутствуют расчеты расходов на топливо (плановой цены на газ), в соответствии с пунктом 34(1) Основ ценообразования № 1075, анализ фактических объемов и цен на газ за предыдущие отчетные периоды регулирования в нарушение пункта 29 Правил регулирования № 1075.
Органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ экономической обоснованности затрат на топливо для ООО «Тепловые сети» на 2024 год в соответствии с мотивировочной частью предписания, отразив его результаты и расчеты в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075.
На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Признать Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам нарушившим положения пунктов 28, 29 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 22.10.2012 № 1075, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для ООО «Тепловые сети» на 2024 год.
2. Органу исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «Тепловые сети» на 2024 год, и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по статье затрат «Расходы на топливо» на 2024 год.
3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 при необходимости пересмотреть величину необходимой валовой выручки ООО «Тепловые сети» в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, положениями Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из необходимой валовой выручки ООО «Тепловые сети» на 2024 год.
4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения для ООО «Тепловые сети» на 2024 год.
5. Органу исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от ООО «Тепловые сети» на 2024 год.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Об исполнении настоящего предписания Главному управлению Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам, принятие которых предписаны настоящим предписанием;
- протоколов заседаний правления Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;
- экспертных заключений по делу об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для ООО «Тепловые сети», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель Комиссии ФАС России |
С.А. Пузыревский |
|
|
|
|