Предписание №СП/38794/24 ПРЕДПИСАНИЕ ГУ КЧР по тарифам и ценам (проверка УФАС по топл... от 6 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

23 апреля 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее — Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (приказ Карачаево-Черкесского УФАС России от 11.01.2024 № 2/24, Акт проверки Карачаево-Черкесского УФАС России от 09.02.2024 № СК/288/24), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении ООО «Тепловые сети» на 2024 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760-э).

Тарифы на тепловую энергию на 2024 год для ООО «Тепловые сети» (далее также – Общество, регулируемая организация) утверждены постановлением Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (далее также – ГУ КЧР, Орган регулирования) от 15.12.2023 № 122 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ООО «Тепловые сети», на 2024 - 2028 годы» (далее – постановление № 122).

Необходимая валовая выручка ООО «Тепловые сети», учтенная в тарифах 2024 года, составляет 823 802,07 тыс. руб.

В рамках проведения внеплановой документарной проверки ГУ КЧР на основании приказа УФАС России по Карачаево-Черкесской Республике от 11.01.2024 № 2/24 «О проведении внеплановой документарной проверки Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам» ФАС России были проанализированы материалы тарифного дела общества с ограниченной ответственностью «Тепловые сети» на 2024 год в разрезе расходов на топливо на предмет их экономической обоснованности, в том числе Экспертное заключение рабочей группы отдела государственного регулирования тарифов на тепловую энергию Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам по материалам, представленным ООО «Тепловые сети» для расчета тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям на 2024-2028 годы от 28.11.2023 (далее – Экспертное заключение), возражения Органа регулирования от 01.03.2024 № 289 (далее – Возражения), и установлено следующее.

 

1. Требования к экспертному заключению

В соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 и пунктом 16 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного приказом ФСТ России от 07.06.2013 № 163 (далее – Регламент № 163), экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

г) анализ соответствия собственника или иного законного владельца тепловых сетей критериям отнесения к теплосетевым организациям.

ФАС России отмечает, что экспертное заключение органа регулирования не соответствует пункту 29 Правил регулирования № 1075, в том числе в связи с нижеизложенным.

2. Расходы на топливо

Используемый ООО «Тепловые сети» вид топлива – природный газ.

Расходы на топливо на 2024 год учтены ГУ КЧР в размере 419 583,37 тыс. руб.

Расходы на топливо на 2024 год заявлены ООО «Тепловые сети» в размере 422 808,78 тыс. руб.

Фактические расходы на топливо за 2022 год составили 333 934,0028 тыс. руб. (согласно представленным счетам-фактурам за отчетный период).

В силу пункта 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 26 Методических указаний № 760-э расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РТi,j,k, определяются по формуле:

(тыс. руб.), (2)

где:

bi,j,k - удельный расход топлива на отпущенную 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования с коллекторов j-го источника тепловой энергии (далее - удельный расход топлива), определенный в соответствии с нормативом удельного расхода условного топлива на соответствующий расчетный период регулирования, кг у.т./Гкал. Удельный расход топлива может быть дифференцирован по термодинамическим параметрам пара;

ЦТi,j - плановая (расчетная) цена на условное топливо j-го источника тепловой энергии с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемая на i-й расчетный период регулирования в соответствии с приложениями 4.4 и 4.5 к Методическим указаниям № 760-э с учетом остатков топлива и структуры используемого топлива, учтенной при расчете удельного расхода топлива, руб./т у.т.;

- плановый (расчетный) объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов j-го источника тепловой энергии в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый в соответствии с пунктами 8 и 9 Методических указаний № 760-э, тыс. Гкал.

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Оптовая цена на газ, добываемый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый организациям, осуществляющим по состоянию на 1 декабря 2023 г. в качестве основного вида экономической деятельности производство электроэнергии тепловыми электростанциями, производство, передачу и распределение пара и горячей воды тепловыми электростанциями и (или) котельными с кодами ОКВЭД 35.11.1, 35.30.11, 35.30.14, 35.30.2, 35.30.3, организациям, осуществляющим деятельность с указанными кодами ОКВЭД в качестве дополнительного вида экономической деятельности при условии осуществления ими в качестве основного вида экономической деятельности с кодами ОКВЭД 35.11, 35.3, 35.30, 35.30.1, 68.32.1, организациям, выручка от реализации тепловой и (или) электрической энергии (мощности) которых составляет не менее 75 процентов общей выручки, организациям, выручка от реализации тепловой и (или) электрической энергии (мощности) которых составляет менее 75 процентов общей выручки, приобретающим газ в объемах, необходимых для производства и реализации тепловой и (или) электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам), утверждена на 2024 год приказом ФАС России от 28.11.2023 № 910/23.

Размер платы за снабженческо-сбытовые услуги (далее – ПССУ), оказываемые потребителям поставщиками газа, утвержден на 2024 год приказом ФАС России от 31.10.2022 № 775/22.

Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее – тариф на услуги ГРО) на 2024 год утверждены приказом ФАС России от 16.11.2022 № 828/22.

ФАС России отмечает, что в случае, если тарифы на услуги по транспортировке газа и ставки на снабженческо-сбытовые услуги не были проиндексированы федеральным органом исполнительной власти, то самостоятельная индексация составляющих цены на природный газ является необоснованной.

Объем отпуска тепловой энергии

Объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии (выработка) принят органом регулирования в размере 442,14 тыс. Гкал.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.

В соответствии с Экспертным заключением и Возражениями на Акт проверки полезный отпуск на тепловую энергию на 2024 год принят на основании схемы теплоснабжения муниципального образования города Черкесска, утвержденной постановлениями Мэрии муниципального образования г. Черкесска Карачаево-Черкесской Республики от 12.12.2019 № 550 (в ред. от 31.03.2023 № 93, от 12.05.2023 № 129, от 08.09.2023 № 274) (далее – Схема).

В таблице 1.6 Схемы «Годовые плановые объемы потребления тепловой энергии (мощности) с разделением по видам потребления» указаны плановые объемы потребления тепловой энергии на 2023 год с разбивкой по котельным. Итоговое потребление определено в размере 408,78 тыс. Гкал/год.

Данная величина учтена Органом регулирования в качестве показателя полезного отпуска тепловой энергии ООО «Тепловые сети» на 2024 год.

В материалах дела представлены копии писем Мэрии г. Черкесска от 21.02.2024 № 659-04 и ООО «Тепловые сети» (исх. от 28.02.2024 № 1223), подтверждающие актуальность Схемы на 2024 год.

Плановая (расчетная) цена на топливо

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию.

Согласно Экспертному заключению на 2024-2028 годы плановая цена определена исходя из утвержденных цен на газ (природный) приказами ФАС России и Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам с разбивкой по группам потребителей 3, 4, 5, 6.

Оптовая цена газа на 2024 год учтена ГУ КЧР в размере 5 873,00 руб./тыс.м3 (1-е полугодие); 6 343,00 руб./тыс.м3 (2-е полугодие), что не превышает уровень оптовых цен для Карачаево-Черкесской Республики, утвержденный приказом ФАС России от 28.11.2023 № 910/23.

В Экспертном заключении на 2024-2028 годы в статье затрат «Расходы на топливо» отсутствуют расчеты расходов на топливо (плановой цены на газ), в соответствии с пунктом 34(1) Основ ценообразования № 1075, анализ фактических объемов и цен на газ за предыдущие отчетные периоды регулирования в нарушение пункта 29 Правил регулирования № 1075.

Органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ экономической обоснованности затрат на топливо для ООО «Тепловые сети» на 2024 год в соответствии с мотивировочной частью предписания, отразив его результаты и расчеты в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам нарушившим положения пунктов 28, 29 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 22.10.2012 № 1075, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для ООО «Тепловые сети» на 2024 год.

2. Органу исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «Тепловые сети» на 2024 год, и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по статье затрат «Расходы на топливо» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 при необходимости пересмотреть величину необходимой валовой выручки ООО «Тепловые сети» в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, положениями Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из необходимой валовой выручки ООО «Тепловые сети» на 2024 год.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения для ООО «Тепловые сети» на 2024 год.

5. Органу исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от ООО «Тепловые сети» на 2024 год.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Об исполнении настоящего предписания Главному управлению Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для ООО «Тепловые сети», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам
ИНН 0901046635, ОГРН 1020900509442
Карачаево-Черкесское УФАС России
ИНН 0901024631, ОГРН 1030900721830