Решения по тарифам №СП/107187/23 Решение об установлении Комитету тарифного регулирования Вол... от 18 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение об установлении нового срока исполнения предписания ФАС России от 23.06.2023 № СП/49395/23

 

ФАС России по результатам рассмотрения представленного письмом от 04.10.2023 № 31-02-16/3194 (рег. от 10.10.2023 № 155485/23) отчета Комитета тарифного регулирования Волгоградской области (далее — орган регулирования, Комитет) об исполнении предписания ФАС России от 23.06.2023 № СП/49395/23 об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) при установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение для ООО «Концессии водоснабжения» на 2018-2022 гг., установлено следующее.

В соответствии с резолютивной частью предписания ФАС России от 23.06.2023 № СП/49395/23 было предписано устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, а именно:

«2. Органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения устранить нарушения, допущенные Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области при установлении тарифов для ООО «Концессии водоснабжения» на 2018-2022 гг., а именно:

- произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), учтенных в составе необходимой валовой выручке ООО «Концессии водоснабжения» при установлении тарифов в сфере водоснабжения (питьевого и технического) и водоотведения, на основании мотивировочной части настоящего предписания, отразив анализ и расчеты в экспертном заключении (с указанием обосновывающих документов и материалов), по следующим статьям затрат: «Базовый уровень операционных расходов» на 2018 год, «Операционные расходы» за 2019-2022 гг., «Амортизационные отчисления» за 2020-2022 гг., «Арендная плата» за 2020-2022 гг., «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним» за 2020-2022 гг., корректировка необходимой валовой выручки по результатам деятельности на 2021-2022 гг., а также иные взаимозависимые статьи затрат.

3. По результатам исполнения пункта 2 резолютивной части настоящего предписания органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения пересмотреть величину НВВ ООО «Концессии водоснабжения» на 2018-2022 гг., исключив экономически необоснованные расходы, в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, Методических указаний по расчету тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э, с учетом мотивировочной части настоящего предписания, отразив расчеты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 резолютивной части настоящего предписания органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения не позднее 01.10.2023 принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов в сфере водоснабжения (питьевого и технического) и водоотведения ООО «Концессии водоснабжения» на 2023 год, исключив выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ООО «Концессии водоснабжения», установленной на 2023 год.

Экономически необоснованные расходы, не исключенные из состава необходимой валовой выручки ООО «Концессии водоснабжения» на 2023 год, необходимо исключить при установлении (пересмотре) соответствующих цен (тарифов) на 2024 год в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.».

По итогам анализа представленных материалов ФАС России установлено, что Комитетом предписание ФАС России от 23.06.2023 № СП/49395/23 в срок до 01.10.2023 не исполнено надлежащим образом в полном объеме (с нарушениями требований законодательства Российской Федерации) по следующим основаниям.

Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования № 406) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания № 1746-э).

При исполнении предписания ФАС России от 23.06.2023 № СП/49395/23 органом регулирования не учтены доводы, отраженные в предписании ФАС России от 23.06.2023 № СП/49395/23, анализ, предписанный ФАС России к проведению, не осуществлен Комитетом в полном объеме по следующим статьям затрат.

1. Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним.

Согласно пункту 2 резолютивной части предписания ФАС России от 23.06.2023 № СП/49395/23 органу регулирования необходимо было произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), учтенных в составе необходимой валовой выручки ООО «Концессии водоснабжения» при установлении тарифов в сфере водоснабжения (питьевого и технического) и водоотведения, на основании мотивировочной части предписания, по статье затрат «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним» за 2020-2022 гг.

Так, в пункте 4 мотивировочной части предписания ФАС России от 23.06.2023 № СП/49395/23 было отражено, что расходы по данной статье затрат учтены Комитетом в составе неподконтрольных расходов, при этом расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, учитываются в составе нормативного уровня прибыли, который является долгосрочным параметром регулирования, утвержденным Концессионным соглашением для ООО «Концессии водоснабжения».

Таким образом, затраты по статье «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним» в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения на 2020 год в размере 348,980 млн. руб., на 2021 год — 161,486 млн. руб., на 2022 год — 216,999 млн. руб. и в части оказываемых услуг водоотведения на 2020 год в размере 236,735 млн. руб., на 2021 год — 113,011 млн. руб., на 2022 год — 95,756 млн. руб. подлежали дополнительному экономическому обоснованию. Экономически необоснованные расходы подлежали исключению из НВВ ООО «Концессии водоснабжения».

По результатам проведенного органом регулирования дополнительного анализа указанные расходы не были исключены Комитетом по следующим обстоятельствам.

При размещении (опубликовании) конкурсной документации в рамках проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, содержащей критерии конкурса «Долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера», (06.11.2014) действовала редакция положений Основ ценообразования № 406, которая, по мнению Комитета, не предусматривала учет расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, в составе величины нормативной прибыли.

Однако Комиссией ФАС России в предписании от 23.06.2023 № СП/49395/23 отражено, что согласно пункту 78 Основ ценообразования № 406 (в редакции от 02.10.2014) величина нормативной прибыли регулируемой организации включает:

а) величину расходов на капитальные вложения (инвестиции), определяемые на основе утвержденных инвестиционных программ;

б) величину иных экономически обоснованных расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения), в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и перечнем, определенным Методическими указаниями № 1746-э.

Согласно пункту 86 Методических указаний № 1746-э (в редакции, действующей с 16.03.2014) при определении нормативного уровня прибыли учитываются расходы, предусмотренные пунктом 31 Методических указаний № 1746-э.

Пунктом 31 Методических указаний № 1746-э (в редакции, действующей с 16.03.2014) предусмотрено, что учитываемая при определении необходимой валовой выручки нормативная прибыль включает в себя:

1) средства на возврат займов и кредитов, проценты по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционной программы и пополнение оборотных средств, с учетом предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации особенностей отнесения к расходам процентов по долговым обязательствам;

2) расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования, определяемые на основе утвержденных инвестиционных программ, за исключением процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию мероприятий инвестиционной программы, учтенных в стоимости таких мероприятий;

3) расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами;

4) прибыль, остающаяся в распоряжении регулируемой организации, в размере не менее 3 процентов текущих расходов, обеспечивающая финансирование других расходов, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации не учитываются при определении налоговой базы налога на прибыль.

Таким образом, выводы Комитета тарифного регулирования Волгоградской области, отраженные в дополнительном экспертном заключении, в части того, что положениями Основ ценообразования № 406 и Методическими указаниями № 1746-э учет расходов на возврат процентов по договорам займа и кредитным договорам не был предусмотрен в составе нормативного уровня прибыли не нашли своего подтверждения и экономического обоснования.

Действия органа регулирования привели к ухудшению критериев конкурса в части долгосрочных параметров регулирования при отборе концессионера, поскольку в тарифных решениях посредством выхода за пределы статьи «Нормативная прибыль» учтены сверх утвержденных по итогам проведения конкурсных процедур расходы на выплаты процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционной программы, в составе неподконтрольных расходов.

На основании вышеизложенного, поскольку по результатам исполнения предписания ФАС России от 23.06.2023 № СП/49395/23 не подтверждена экономическая обоснованность действий органа регулирования в указанной в предписании части, в условиях наличия прямых указаний в действующих на момент размещения (опубликования) конкурсной документации в рамках проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения нормативных правовых актах на учет процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционной программы, в составе нормативного уровня прибыли, исключению из состава НВВ ООО «Концессии водоснабжения» подлежат затраты на выплаты процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционной программы, за 2020-2022 гг. в общем размере 727,465 млн. руб. в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения и 445,502 млн. руб. в части оказываемых услуг водоотведения с учетом проведенных Комитетом корректировок результатов деятельности и фактических НВВ ООО «Концессии водоснабжения» за 2020-2022 гг. (по пункту 91 Методических указаний № 1746-э).

2. Корректировка необходимой валовой выручки.

Согласно пункту 2 резолютивной части предписания ФАС России от 23.06.2023 № СП/49395/23 органу регулирования необходимо было произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), учтенных в составе необходимой валовой выручки ООО «Концессии водоснабжения» при установлении тарифов в сфере водоснабжения (питьевого и технического) и водоотведения, на основании мотивировочной части предписания, по корректировке необходимой валовой выручки по результатам деятельности регулируемой организации на 2021-2022 гг.

Так, в пункте 5 мотивировочной части предписания ФАС России от 23.06.2023 № СП/49395/23 отражено, что корректировка расходов по статьям: «Арендная плата», «Амортизационные отчисления», «Операционные расходы», «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним» должна производиться согласно требованиям Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э с учетом доводов, отраженных в мотивировочной части предписания.

Комиссия ФАС России также обратила внимание на то, что оценка фактической НВВ регулируемой организации за предыдущие периоды регулирования также должна осуществляться органом регулирования с учетом исключения экономически необоснованных расходов по указанным в мотивировочной части предписания статьям затрат.

Таким образом, расходы по корректировке НВВ регулируемой организации подлежали дополнительному экономическому обоснованию, а экономически необоснованные расходы - исключению из состава НВВ ООО «Концессии водоснабжения».

По результатам проведенного органом регулирования дополнительного анализа, в том числе с учетом доводов Комиссии ФАС России, отраженных в пункте 1 мотивировочной части предписания от 23.06.2023 № СП/49395/23, экономически необоснованными были признаны следующие операционные расходы, учтенные в составе базового уровня операционных расходов на 2018 год: в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения - затраты на химреагенты, горюче-смазочные материалы, расходы на материалы и малоценные основные средства, общехозяйственные расходы, расходы на подкачку воды, прочие административные расходы в общем размере 160,382 млн. руб., в части оказываемых услуг водоотведения — затраты на химреагенты, расходы на ремонты, прочие административные расходы в общем размере 79,599 млн. руб.

Органом регулирования согласно пункту 3 резолютивной части предписания Комиссии ФАС России от 23.06.2023 № СП/49395/23 было принято решение исключить указанные расходы из состава НВВ ООО «Концессии водоснабжения» на 2024 год.

В свою очередь, предписанный ФАС России пересчет операционных расходов за 2019-2022 гг. в связи со снижением базового уровня операционных расходов на 2018 год (ввиду исключения экономически необоснованных денежных средств), а также размеров корректировок НВВ регулируемой организации на 2021-2022 гг. не был произведен Комитетом.

Кроме того, Комитетом не был произведен предусмотренный пунктом 2 резолютивной части предписания ФАС России от 23.06.2023 № СП/49395/23 пересчет (снижение) взаимозависимых статей затрат за рассматриваемый период.

На основании вышеизложенного, органу регулирования необходимо провести дополнительный расчет экономически необоснованных средств, учтенных Комитетом при принятии тарифных решений на 2018-2022 гг. для ООО «Концессии водоснабжения» ввиду применения в расчетах завышенного базового уровня операционных расходов на 2018 год, по результатам которого исключить их из состава НВВ ООО «Концессии водоснабжения».

Комиссия ФАС России также повторно обращает внимание на необходимость пересчета и исключения экономически необоснованных средств из состава корректировок НВВ по результатам деятельности ООО «Концессии водоснабжения» за 2020-2021 гг. (по формулам (33) и (38) Методических указаний № 1746-э) ввиду необходимости исключения средств на выплаты процентов по договорам займа и кредитным договорам за 2020-2021 гг.

Таким образом, предписание ФАС России от 23.06.2023 № СП/49395/23 не исполнено.

На основании вышеизложенного, ФАС России принято решение:

1. Признать Комитет тарифного регулирования Волгоградской области не исполнившим требования предписания ФАС России от 23.06.2023 № СП/49395/23.

2. В соответствии с пунктом 34 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, установить новый срок исполнения предписания от 23.06.2023 № СП/49395/23 — до 01.02.2024 года. Органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, указанные в предписании ФАС России от 23.06.2023 № СП/49395/23, с учетом настоящего решения при пересмотре тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2024 год:

2.1. исключив экономически необоснованные расходы по статье затрат «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним» на 2020-2022 гг. в общем размере 727,465 млн. руб. в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения и 445,502 млн. руб. в части оказываемых услуг водоотведения с учетом проведенных корректировок результатов деятельности и фактических НВВ ООО «Концессии водоснабжения» за 2020-2022 гг.

2.2. определив экономически обоснованные тарифы (экономически обоснованные величины НВВ) согласно требованиям мотивировочной части предписания от 23.06.2023 № СП/49395/23, а именно, пересмотрев расходы по статье: «Корректировка необходимой валовой выручки», а также взаимозависимые статьи затрат, отразив подробный анализ и расчеты в экспертном заключении согласно пункту 26 Правил регулирования тарифов № 406.

3. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в течение 5 рабочих дней с даты принятия вышеуказанного решения проинформировать надлежащим образом Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

– решений органа исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, принятие которых предусмотрено настоящим решением;

– протокола (протоколов) заседания правления органа исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, на котором (которых) принимались вышеуказанные решения;

– экспертных заключений, в которых отражены результаты исполнения вышеуказанного решения.

Статс-секретарь - заместитель руководителя

<...>

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны