Предписание №СП/81608/23 ПРЕДПИСАНИЕ РСТ Республики северная Осетия-Алания об установ... от 5 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

27 сентября 2023 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия – Алания, в том числе Акт проверки ФАС России от 30.03.2023 № 11/23 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки, проведенной ФАС России на основании приказа ФАС России от 13.03.2023 № 122/23, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Северная Осетия – Алания в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии для филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго» на 2023 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Сбытовые надбавки устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17 (далее – Методические указания № 1554/17).

В 2021 году в соответствии с приказами ФАС России от 31.12.2020 № 1316/20 «Об утверждении Сводных планов проведения плановых проверок Федеральной антимонопольной службы на 2021 год», от 19.02.2021 № 134/21 «О проведении плановой документарной выездной проверки Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания» ФАС России была проведена плановая выездная документарная проверка деятельности Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания (далее – Служба, Орган регулирования) на предмет соблюдения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), в том числе в сфере электроэнергетики при установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго».

По результатам проведения вышеуказанной проверки ФАС России в отношении Службы выдано предписание ФАС России от 11.03.2022 № СП/19006/22 об устранении нарушений законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении сбытовых надбавок в отношении филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго» на 2020-2021 гг.

Федеральной антимонопольной службой по результатам рассмотрения представленного письмом от 08.02.2023 № 313/1526 (рег. от 13.02.2023 № 21364-ЭП/23) отчета Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия – Алания об исполнении предписания ФАС России от 11.03.2022 № СП/19006/22 (далее — Отчет об исполнении) об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при установлении сбытовых надбавок для ПАО «Россети Северный Кавказ»-«Севкавказэнерго» на 2020-2021 годы, а также дополнительных пояснений Службы, направленных в рамках возражений на Акт проверки, установлено следующее.

В соответствии с резолютивной частью предписания ФАС России от 11.03.2022 № СП/19006/22 (далее — Предписание ФАС России) Службе было предписано устранить нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а именно:

«Органу исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:

1. Исключить из необходимой валовой выручки ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго» расходы в сумме 8 213,58 тыс. руб. по статье затрат «Налоги» на 2021 г., а также расходы на объекты основных средств стоимостью менее 100 тыс. руб. по статье затрат «Амортизация» на 2021 г.

2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ПАО «Россети Северный Кавказ»-«Севкавказэнерго», и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета/неучета представленных регулируемой организацией расчетов и документов в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ПАО «Россети Северный Кавказ»-«Севкавказэнерго» по статье затрат «Амортизация» на 2021 г.».

По итогам анализа представленных материалов ФАС России установлено следующее.

1. Раздельный учет доходов и расходов: Службой не проведен и не отражен анализ учетной политики и плана счетов бухгалтерского учета «Севкавказэнерго» на 2021 год, а также не отражена информация о ведении раздельного учета доходов и расходов гарантирующего поставщика.

2. «Амортизация»: исходя из Экспертного заключения на 2023 год, представленного в рамках отчета об исполнении предписания, ФАС России не представляется возможным определить исключение расходов на амортизацию объектов основных средств стоимостью менее 100 тыс. руб., учтенных в НВВ на 2021 год.

3. «Налоги»: из Экспертного заключения на 2023 год не представляется возможным определить исключение расходов на уплату налогов на 2021 год.

4. «Сглаживание»: Органом регулирования НВВ Севкавказэнерго не пересчитана. При установлении сбытовых надбавок на 2023 год результаты деятельности гарантирующего поставщика в части произведенного на 2021 год сглаживания не учтены.

5. Органу регулирования предписано было учесть результаты деятельности филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго» за 2020 год при установлении сбытовых надбавок на 2022 год при определении выпадающих, недополученных (излишне полученных) доходов от осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика за период, предшествующий базовому периоду регулирования, обусловленных разницей между сбытовой надбавкой, установленной для организации, которой был присвоен статус гарантирующего поставщика, и сбытовой надбавкой организации, ранее осуществлявшей функции гарантирующего поставщика, в течение периода с момента присвоения статуса гарантирующего поставщика до момента установления сбытовой надбавки для организации, которой был присвоен статус гарантирующего поставщика.

В отчете об исполнении предписанный учет результатов деятельности филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго» за 2020 год не отражен.

Таким образом, по результатам анализа Экспертного заключения, а также дополнительных пояснений Службы, направленных в рамках возражений на Акт проверки, ФАС России считает, что предписание ФАС России от 11.03.2022 № СП/19006/22 Службой не исполнено.

В соответствии с приказом ФАС России от 13.03.2023 № 122/23 «О проведении внеплановой документарной проверки Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия – Алания» проверка проводилась в отношении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго» на 2023 год.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 28.03.2023 № 259 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации» статус гарантирующего поставщика с 01.04.2022 присвоен ПАО «Россети Северный Кавказ».

Необходимая валовая выручка (далее - НВВ) на 2023 г. установлена Органом регулирования в размере 713 272, 24 тыс. руб.

Сбытовые надбавки для Севкавказэнерго на 2023 год установлены постановлением Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 29.11.2022 № 67 «Об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго», действующего на территории Республики Северная Осетия-Алания, на декабрь 2022 года и на 2023 год» (далее – постановление № 67).

Постановлением Службы от 06.02.2023 № 2 № «О внесении изменений в постановление Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 29 ноября 2022 года № 67 «Об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго», действующего на территории Республики Северная Осетия-Алания, на декабрь 2022 года и на 2023 год» (далее – постановление № 2) внесены изменения в постановление № 67 в части сбытовых надбавок для прочих потребителей во исполнение протеста Прокуратуры Республики Северная Осетия-Алания от 01.02.2023 № 7/Прт-1-23.

В ходе внеплановой проверки Службы ФАС России проанализированы материалы об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика ПАО «Россети Северный Кавказ» -«Севкавказэнерго» на 2023 год.

Рассмотрев Заключение экспертной группы по расчету экономически обоснованных размеров сбытовых надбавок гарантирующего поставщика филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго», действующего на территории Республики Северная Осетия-Алания, на декабрь 2022 года и на 2023 год (далее – Экспертное заключение на 2023 год), материалы, представленные Севкавказэнерго в составе тарифной заявки, возражения Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия – Алания на Акт проверки Федеральной антимонопольной службы от 30.03.2023 № 11/23, направленные письмом от 03.05.2023 № 339 (рег. от 10.05.2023 № 63359-ЭП/23), ФАС России установлено следующее.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям. При установлении регулируемых цен (тарифов) не допускается повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности.

Организации, осуществляющие регулируемую деятельность в качестве гарантирующего поставщика, ведут обязательный раздельный учет доходов и расходов, относимых на население и приравненные к нему категории потребителей, на прочих потребителей и сетевые организации. Не допускается отнесение на население и приравненные к нему категории потребителей расходов, связанных с обслуживанием прочих потребителей и сетевых организаций.

В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов по перечисленным в данной норме видам деятельности в сфере электроэнергетики.

В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования № 1178 сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков устанавливаются в соответствии с Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2017 г. № 1554/17 (далее – Методические указания № 1554/17).

 

  1. Требования к экспертному заключению

В соответствии с пунктом 23 Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В нарушение пункта 23 Правил № 1178 Экспертное заключение на 2023 год Службы не содержит анализ экономической обоснованности затрат по ряду статей, а также ссылок на документы (материалы), на основании которых определены размеры учитываемых расходов в необходимой валовой выручке Севкавказэнерго.

Таким образом, Органу регулирования необходимо в Экспертном заключении отразить анализ экономической обоснованности по статьям затрат с указанием ссылок на документы (материалы), на основании которых определены размеры учитываемых расходов в необходимой валовой выручке Севкавказэнерго.

 

2. Полезный отпуск

В соответствии с Экспертным заключением на 2023 год Службой в отношении ГП учтен объем электрической энергии в размере 1 589,18 млн. кВт*ч.

Согласно пункту 14 Основ ценообразования № 1178 расчётный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной антимонопольной службой сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлено, что ФАС России как федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов формирует сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации с выделением объема поставок электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей.

В соответствии с пунктом 6 Методических указаний № 1554/17 сбытовые надбавки ГП для населения рассчитываются к объемам электрической энергии, учтенным в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - сводный прогнозный баланс) на расчетный период регулирования. Объемы электрической энергии, к которым рассчитываются сбытовые надбавки ГП для прочих потребителей и сетевых организаций, определяются исходя из объемов электрической энергии, учтенных в сводном прогнозном балансе на расчетный период регулирования.

В соответствии с приказом ФАС России от 27.10.2022 № 767/22-ДСП, которым утвержден сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2023 год, всего по Республике Северная Осетия-Алания для филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго» утвержден объем электрической энергии на 2023 год в размере 1 665,08 млн. кВт*ч.

Таким образом, в нарушение пункта 14 Основ ценообразования № 1178, пункта 6 Методических указаний № 1554/17 Органом регулирования сбытовые надбавки ГП установлены с учетом объемов электрической энергии, отличных от показателей, утверждённых в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2023 год.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования необходимо пересмотреть сбытовые надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго» на 2023 год, в том числе зависимые от объемных показателей статьи затрат, исходя из объемов электрической энергии, утвержденных приказом ФАС России от 27.10.2022 № 767/22-ДСП.

 

3. Переменные компоненты эталонов затрат

3.1. Резерв по сомнительным долгам

Органом регулирования расходы на формирование резерва по сомнительным долгам по группам (категориям) потребителей учтены в следующих размерах:

тыс. руб.

Население в городах

Население в селах (частный сектор)

ИКУ МКД

Потребители, приравненные к населению, за исключением ИКУ

Прочие потребители
до 670 кВт

Прочие потребители
от 670 кВт до 10 МВт

Прочие потребители
от 10 МВт

Сетевые организации

Всего

19 459

8 356

2 226

442

51 251

11 046

2 091

7 907

102 778,09

Органом регулирования расходы по данной статье затрат рассчитаны как 1,5% от планируемой валовой выручки ГП от продажи электрической энергии соответствующей группе (категории) потребителей на расчетный период регулирования.

В соответствии с пунктами 23, 40, 51 (формулами 10, 63, 75) Методических указаний № 1554/17 расходы на формирование резерва по сомнительным долгам определяются как минимальная величина из величины расходов на формирование резерва по сомнительным долгам, предложенной ГП, в отношении соответствующей группы (категории) потребителей и произведения планируемой валовой выручки ГП от продажи электрической энергии соответствующей группе (категории) потребителей на расчетный период регулирования и переменного компонента эталона затрат, отражающего расходы на формирование резерва по сомнительным долгам.

Учитывая, что Органом регулирования сбытовые надбавки ГП установлены с учетом объемов электрической энергии, отличных от показателей, утверждённых в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2023 год, расходы на формирование резерва по сомнительным долгам для каждой группы (категории) потребителей также подлежат пересчету в соответствии с положениями Методических указаний № 1554/17.

 

4. Расчетная предпринимательская прибыль

Органом регулирования расчетная предпринимательская прибыль по группам (категориям) потребителей учтена в следующих размерах:

тыс. руб.

Население в городах

Население в селах (частный сектор)

ИКУ МКД

Потребители, приравненные к населению, за исключением ИКУ

Прочие потребители
до 670 кВт

Прочие потребители
от 670 кВт до 10 МВт

Прочие потребители
от 10 МВт

Сетевые организации

Всего

7 070,11

3 845,10

760,77

271,94

21 048,48

5 438,25

1 944,00

10 458,71

50 837,36

В соответствии с пунктами 23, 40, 51 (формулами 11, 64, 76) Методических указаний № 1554/47 расчетная предпринимательская прибыль определяется как минимальная величина из расчетной предпринимательской прибыли, предложенной ГП для соответствующих категорий потребителей, и расчетной предпринимательской прибыли ГП в размере полутора процентов от валовой выручки ГП по регулируемому виду деятельности без учета стоимости услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

В соответствии с формулами 11, 64, 76 Методических указаний
№ 1554/17 расчетная предпринимательская прибыль является производной от других статей затрат величиной.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат пересчету с учетом замечаний ФАС России по статьям затрат «Неподконтрольные расходы», «Резерв по сомнительным долгам», отраженных в настоящем предписании.

 

5. Неподконтрольные расходы

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 1554/17 неподконтрольные расходы ГП включают в себя амортизацию основных средств и нематериальных активов, налоги (включая налог на прибыль), капитальные вложения из прибыли в соответствии с утвержденной в порядке, установленном Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики», инвестиционной программой ГП, расходы на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» обязанностей гарантирующего поставщика по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не относящиеся к капитальным вложениям.

Органом регулирования неподконтрольные расходы по группам (категориям) потребителей учтены только в части расходов на капитальные вложения из прибыли в следующем размере:

тыс. руб.

Население в городах

Население в селах (частный сектор)

ИКУ МКД

Потребители, приравненные к населению, за исключением ИКУ

Прочие потребители
до 670 кВт

Прочие потребители
от 670 кВт до 10 МВт

Прочие потребители
от 10 МВт

Сетевые организации

Всего

12 564,77

-

-

-

-

-

-

-

12 564,77

Расходы на капитальные вложения из прибыли учтены Органом регулирования в соответствии приказом Минэнерго России от 25.11.2022 № 33@ «Об утверждении инвестиционной программы ПАО «Россети Северный Кавказ» на 2023-2027 годы и изменений, вносимых в инвестиционную программу «ПАО «Россети Северный Кавказ», утвержденную приказом Минэнерго России от 27.12.2021 № 34 @», в размере 12 564,77 тыс. руб. без НДС.

При этом ФАС России отмечает, что расходы по данной статье затрат отнесены в полном объеме на категорию потребителей «население в городах».

Согласно пункту 4 Методических указаний № 1554/17 ГП ведут раздельный учет доходов и расходов, относимых на население и приравненные к нему категории потребителей, на прочих потребителей и сетевые организации, порядок ведения которого устанавливается в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете в учетной политике ГП.

В соответствии с абзацем 3 пункта 5 Основ ценообразования № 1178 организации, осуществляющие регулируемую деятельность в качестве гарантирующего поставщика, ведут обязательный раздельный учет доходов и расходов, относимых на население и приравненные к нему категории потребителей, на прочих потребителей и сетевые организации. Не допускается отнесение на население и приравненные к нему категории потребителей расходов, связанных с обслуживанием прочих потребителей и сетевых организаций.

В связи с этим учет расходов на капитальные вложения только в отношении группы (категории) потребителей «население в городах», без подтверждения наличия или отсутствия многоквартирных домов в сельских населенных пунктах, является нарушением пункта 4 Методических указаний № 1554/17, абзаца 3 пункта 5 Основ ценообразования № 1178.

В Возражениях пояснения по поводу отнесения расходов на капитальные вложения в полном объеме на категорию потребителей «население в городах» также отсутствуют.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию и пересчету в соответствии с пунктом 4 Методических указаний № 1554/17, абзацем 3 пункта 5 Основ ценообразования № 1178 с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

6. Выпадающие доходы за 2021 год

Органом регулирования выпадающие доходы за 2021 год по группам (категориям) потребителей учтены в следующем размере:

тыс. руб.

Население в городах

Население в селах (частный сектор)

ИКУ МКД

Потребители, приравненные к населению, за исключением ИКУ

Прочие потребители
до 670 кВт

Прочие потребители
от 670 кВт до 10 МВт

Прочие потребители
от 10 МВт

Сетевые организации

Всего

2 777,00

-10 510,00

-3 565,14

4 950,99

26 876,64

23 122,58

- 5 141,69

6 281,01

44 791,39

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 1554/17 при определении необходимой валовой выручки ГП для расчета сбытовых надбавок учитываются, в том числе:

- выпадающие, недополученные (излишне полученные) доходы от осуществления деятельности в качестве ГП за период, предшествующий базовому периоду регулирования, обусловленные:

разницей между сбытовой надбавкой, установленной для организации, которой был присвоен статус ГП, и сбытовой надбавкой организации, ранее осуществлявшей функции ГП, в течение периода с момента присвоения статуса ГП до момента установления сбытовой надбавки для организации, которой был присвоен статус ГП;

процедурой принятия ГП на обслуживание покупателей (потребителей) электрической энергии в случаях, установленных пунктом 15 Основных положений;

установлением цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей;

- недополученные (излишне полученные) доходы, обусловленные отклонением величины фактического полезного отпуска от величины, учтенной при установлении сбытовых надбавок ГП, за исключением дохода, полученного от увеличения полезного отпуска, связанного с принятием на обслуживание покупателей (потребителей) электрической энергии в течение периода, предшествующего базовому периоду регулирования.

В соответствии с пунктами 28, 46 и 55 Методических указаний № 1554/17 величина недополученных или излишне полученных доходов от осуществления деятельности в качестве ГП за период, предшествующий базовому периоду регулирования, рассчитывается по формулам 13, 66 и 78 Методических указаний № 1554/17.

В Экспертном заключении на 2023 год указано, что в составе указанной корректировки Службой исключены расходы на амортизацию в размере 1 320,3 тыс. руб. и расходы на уплату налогов на сумму 7 874,96 тыс. руб., учтенные на 2021 год и признанные по предписанию ФАС России от 11.03.2022 № СП/19006/22 экономически необоснованными и подлежащими исключению на плановый период регулирования.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2023 год подтверждение исключения расходов на амортизацию объектов основных средств стоимостью менее 100 тыс. руб., а также расходов на уплату налогов, учтенных в НВВ на 2021 год и подлежащих исключению в соответствии с предписанием ФАС России от 11.03.2022 № СП/19006/22, не представлено.

Таким образом, Органу регулирования надлежит исключить расходы на амортизацию объектов основных средств стоимостью менее 100 тыс. руб., а также расходы на уплату налогов, учтенные в НВВ на 2021 год, в соответствии с мотивировочной и резолютивной частями предписания ФАС России от 11.03.2022 № СП/19006/22.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную службу по тарифам Республики Северная Осетия – Алания не исполнившей предписание ФАС России от 11.03.2022 № СП/19006/22.

2. В соответствии с пунктом 34 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, установить новый срок исполнения предписания ФАС России от 11.03.2022 № СП/19006/22, а именно исполнить предписание ФАС России от 11.03.2022 № СП/19006/22 с учетом настоящего решения при регулировании тарифов на 2024 год.

3. Признать Региональную службу по тарифам Республики Северная Осетия – Алания нарушившей положения пунктов 5, 14 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положения Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17.

4. Органу исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:

4.1. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку филиала публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Полезный отпуск» на 2023 год;

- «Резерв по сомнительным долгам» на 2023 год;

- «Расчетная предпринимательская прибыль» на 2023 год;

- «Неподконтрольные расходы» на 2023 год;

- «Выпадающие доходы за 2021 год» на 2023 год.

5. По результатам исполнения пункта 4 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки филиала публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго» при регулировании тарифов на 2024 год.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях

7. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которого предписано настоящим предписанием;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения по делу об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии для филиала публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго», в котором отражен результат исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Северо-Осетинское УФАС России
ИНН 1501004390, ОГРН 1021500584148
Региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия - Алания
ИНН 1515909328, ОГРН 1061515005166