Предписание №СП/81608/23 ПРЕДПИСАНИЕ РСТ Республики северная Осетия-Алания об установ... от 5 октября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПРЕДПИСАНИЕ
27 сентября 2023 г. г. Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия – Алания, в том числе Акт проверки ФАС России от 30.03.2023 № 11/23 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки, проведенной ФАС России на основании приказа ФАС России от 13.03.2023 № 122/23, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Северная Осетия – Алания в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии для филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго» на 2023 год,
УСТАНОВИЛА:
Сбытовые надбавки устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17 (далее – Методические указания № 1554/17).
В 2021 году в соответствии с приказами ФАС России от 31.12.2020 № 1316/20 «Об утверждении Сводных планов проведения плановых проверок Федеральной антимонопольной службы на 2021 год», от 19.02.2021 № 134/21 «О проведении плановой документарной выездной проверки Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания» ФАС России была проведена плановая выездная документарная проверка деятельности Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания (далее – Служба, Орган регулирования) на предмет соблюдения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), в том числе в сфере электроэнергетики при установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго».
По результатам проведения вышеуказанной проверки ФАС России в отношении Службы выдано предписание ФАС России от 11.03.2022 № СП/19006/22 об устранении нарушений законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении сбытовых надбавок в отношении филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго» на 2020-2021 гг.
Федеральной антимонопольной службой по результатам рассмотрения представленного письмом от 08.02.2023 № 313/1526 (рег. от 13.02.2023 № 21364-ЭП/23) отчета Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия – Алания об исполнении предписания ФАС России от 11.03.2022 № СП/19006/22 (далее — Отчет об исполнении) об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при установлении сбытовых надбавок для ПАО «Россети Северный Кавказ»-«Севкавказэнерго» на 2020-2021 годы, а также дополнительных пояснений Службы, направленных в рамках возражений на Акт проверки, установлено следующее.
В соответствии с резолютивной частью предписания ФАС России от 11.03.2022 № СП/19006/22 (далее — Предписание ФАС России) Службе было предписано устранить нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а именно:
«Органу исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:
1. Исключить из необходимой валовой выручки ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго» расходы в сумме 8 213,58 тыс. руб. по статье затрат «Налоги» на 2021 г., а также расходы на объекты основных средств стоимостью менее 100 тыс. руб. по статье затрат «Амортизация» на 2021 г.
2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ПАО «Россети Северный Кавказ»-«Севкавказэнерго», и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета/неучета представленных регулируемой организацией расчетов и документов в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ПАО «Россети Северный Кавказ»-«Севкавказэнерго» по статье затрат «Амортизация» на 2021 г.».
По итогам анализа представленных материалов ФАС России установлено следующее.
1. Раздельный учет доходов и расходов: Службой не проведен и не отражен анализ учетной политики и плана счетов бухгалтерского учета «Севкавказэнерго» на 2021 год, а также не отражена информация о ведении раздельного учета доходов и расходов гарантирующего поставщика.
2. «Амортизация»: исходя из Экспертного заключения на 2023 год, представленного в рамках отчета об исполнении предписания, ФАС России не представляется возможным определить исключение расходов на амортизацию объектов основных средств стоимостью менее 100 тыс. руб., учтенных в НВВ на 2021 год.
3. «Налоги»: из Экспертного заключения на 2023 год не представляется возможным определить исключение расходов на уплату налогов на 2021 год.
4. «Сглаживание»: Органом регулирования НВВ Севкавказэнерго не пересчитана. При установлении сбытовых надбавок на 2023 год результаты деятельности гарантирующего поставщика в части произведенного на 2021 год сглаживания не учтены.
5. Органу регулирования предписано было учесть результаты деятельности филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго» за 2020 год при установлении сбытовых надбавок на 2022 год при определении выпадающих, недополученных (излишне полученных) доходов от осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика за период, предшествующий базовому периоду регулирования, обусловленных разницей между сбытовой надбавкой, установленной для организации, которой был присвоен статус гарантирующего поставщика, и сбытовой надбавкой организации, ранее осуществлявшей функции гарантирующего поставщика, в течение периода с момента присвоения статуса гарантирующего поставщика до момента установления сбытовой надбавки для организации, которой был присвоен статус гарантирующего поставщика.
В отчете об исполнении предписанный учет результатов деятельности филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго» за 2020 год не отражен.
Таким образом, по результатам анализа Экспертного заключения, а также дополнительных пояснений Службы, направленных в рамках возражений на Акт проверки, ФАС России считает, что предписание ФАС России от 11.03.2022 № СП/19006/22 Службой не исполнено.
В соответствии с приказом ФАС России от 13.03.2023 № 122/23 «О проведении внеплановой документарной проверки Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия – Алания» проверка проводилась в отношении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго» на 2023 год.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 28.03.2023 № 259 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации» статус гарантирующего поставщика с 01.04.2022 присвоен ПАО «Россети Северный Кавказ».
Необходимая валовая выручка (далее - НВВ) на 2023 г. установлена Органом регулирования в размере 713 272, 24 тыс. руб.
Сбытовые надбавки для Севкавказэнерго на 2023 год установлены постановлением Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 29.11.2022 № 67 «Об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго», действующего на территории Республики Северная Осетия-Алания, на декабрь 2022 года и на 2023 год» (далее – постановление № 67).
Постановлением Службы от 06.02.2023 № 2 № «О внесении изменений в постановление Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 29 ноября 2022 года № 67 «Об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго», действующего на территории Республики Северная Осетия-Алания, на декабрь 2022 года и на 2023 год» (далее – постановление № 2) внесены изменения в постановление № 67 в части сбытовых надбавок для прочих потребителей во исполнение протеста Прокуратуры Республики Северная Осетия-Алания от 01.02.2023 № 7/Прт-1-23.
В ходе внеплановой проверки Службы ФАС России проанализированы материалы об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика ПАО «Россети Северный Кавказ» -«Севкавказэнерго» на 2023 год.
Рассмотрев Заключение экспертной группы по расчету экономически обоснованных размеров сбытовых надбавок гарантирующего поставщика филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго», действующего на территории Республики Северная Осетия-Алания, на декабрь 2022 года и на 2023 год (далее – Экспертное заключение на 2023 год), материалы, представленные Севкавказэнерго в составе тарифной заявки, возражения Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия – Алания на Акт проверки Федеральной антимонопольной службы от 30.03.2023 № 11/23, направленные письмом от 03.05.2023 № 339 (рег. от 10.05.2023 № 63359-ЭП/23), ФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям. При установлении регулируемых цен (тарифов) не допускается повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности.
Организации, осуществляющие регулируемую деятельность в качестве гарантирующего поставщика, ведут обязательный раздельный учет доходов и расходов, относимых на население и приравненные к нему категории потребителей, на прочих потребителей и сетевые организации. Не допускается отнесение на население и приравненные к нему категории потребителей расходов, связанных с обслуживанием прочих потребителей и сетевых организаций.
В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов по перечисленным в данной норме видам деятельности в сфере электроэнергетики.
В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования № 1178 сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков устанавливаются в соответствии с Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2017 г. № 1554/17 (далее – Методические указания № 1554/17).
-
Требования к экспертному заключению
В соответствии с пунктом 23 Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:
1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;
3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;
4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;
5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;
7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В нарушение пункта 23 Правил № 1178 Экспертное заключение на 2023 год Службы не содержит анализ экономической обоснованности затрат по ряду статей, а также ссылок на документы (материалы), на основании которых определены размеры учитываемых расходов в необходимой валовой выручке Севкавказэнерго.
Таким образом, Органу регулирования необходимо в Экспертном заключении отразить анализ экономической обоснованности по статьям затрат с указанием ссылок на документы (материалы), на основании которых определены размеры учитываемых расходов в необходимой валовой выручке Севкавказэнерго.
2. Полезный отпуск
В соответствии с Экспертным заключением на 2023 год Службой в отношении ГП учтен объем электрической энергии в размере 1 589,18 млн. кВт*ч.
Согласно пункту 14 Основ ценообразования № 1178 расчётный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной антимонопольной службой сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлено, что ФАС России как федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов формирует сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации с выделением объема поставок электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей.
В соответствии с пунктом 6 Методических указаний № 1554/17 сбытовые надбавки ГП для населения рассчитываются к объемам электрической энергии, учтенным в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - сводный прогнозный баланс) на расчетный период регулирования. Объемы электрической энергии, к которым рассчитываются сбытовые надбавки ГП для прочих потребителей и сетевых организаций, определяются исходя из объемов электрической энергии, учтенных в сводном прогнозном балансе на расчетный период регулирования.
В соответствии с приказом ФАС России от 27.10.2022 № 767/22-ДСП, которым утвержден сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2023 год, всего по Республике Северная Осетия-Алания для филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго» утвержден объем электрической энергии на 2023 год в размере 1 665,08 млн. кВт*ч.
Таким образом, в нарушение пункта 14 Основ ценообразования № 1178, пункта 6 Методических указаний № 1554/17 Органом регулирования сбытовые надбавки ГП установлены с учетом объемов электрической энергии, отличных от показателей, утверждённых в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2023 год.
Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования необходимо пересмотреть сбытовые надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго» на 2023 год, в том числе зависимые от объемных показателей статьи затрат, исходя из объемов электрической энергии, утвержденных приказом ФАС России от 27.10.2022 № 767/22-ДСП.
3. Переменные компоненты эталонов затрат
3.1. Резерв по сомнительным долгам
Органом регулирования расходы на формирование резерва по сомнительным долгам по группам (категориям) потребителей учтены в следующих размерах:
тыс. руб.
Население в городах |
Население в селах (частный сектор) |
ИКУ МКД |
Потребители, приравненные к населению, за исключением ИКУ |
Прочие потребители |
Прочие потребители |
Прочие потребители |
Сетевые организации |
Всего |
19 459 |
8 356 |
2 226 |
442 |
51 251 |
11 046 |
2 091 |
7 907 |
102 778,09 |
Органом регулирования расходы по данной статье затрат рассчитаны как 1,5% от планируемой валовой выручки ГП от продажи электрической энергии соответствующей группе (категории) потребителей на расчетный период регулирования.
В соответствии с пунктами 23, 40, 51 (формулами 10, 63, 75) Методических указаний № 1554/17 расходы на формирование резерва по сомнительным долгам определяются как минимальная величина из величины расходов на формирование резерва по сомнительным долгам, предложенной ГП, в отношении соответствующей группы (категории) потребителей и произведения планируемой валовой выручки ГП от продажи электрической энергии соответствующей группе (категории) потребителей на расчетный период регулирования и переменного компонента эталона затрат, отражающего расходы на формирование резерва по сомнительным долгам.
Учитывая, что Органом регулирования сбытовые надбавки ГП установлены с учетом объемов электрической энергии, отличных от показателей, утверждённых в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2023 год, расходы на формирование резерва по сомнительным долгам для каждой группы (категории) потребителей также подлежат пересчету в соответствии с положениями Методических указаний № 1554/17.
4. Расчетная предпринимательская прибыль
Органом регулирования расчетная предпринимательская прибыль по группам (категориям) потребителей учтена в следующих размерах:
тыс. руб.
Население в городах |
Население в селах (частный сектор) |
ИКУ МКД |
Потребители, приравненные к населению, за исключением ИКУ |
Прочие потребители |
Прочие потребители |
Прочие потребители |
Сетевые организации |
Всего |
7 070,11 |
3 845,10 |
760,77 |
271,94 |
21 048,48 |
5 438,25 |
1 944,00 |
10 458,71 |
50 837,36 |
В соответствии с пунктами 23, 40, 51 (формулами 11, 64, 76) Методических указаний № 1554/47 расчетная предпринимательская прибыль определяется как минимальная величина из расчетной предпринимательской прибыли, предложенной ГП для соответствующих категорий потребителей, и расчетной предпринимательской прибыли ГП в размере полутора процентов от валовой выручки ГП по регулируемому виду деятельности без учета стоимости услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
В соответствии с формулами 11, 64, 76 Методических указаний
№ 1554/17 расчетная предпринимательская прибыль является производной от других статей затрат величиной.
Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат пересчету с учетом замечаний ФАС России по статьям затрат «Неподконтрольные расходы», «Резерв по сомнительным долгам», отраженных в настоящем предписании.
5. Неподконтрольные расходы
В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 1554/17 неподконтрольные расходы ГП включают в себя амортизацию основных средств и нематериальных активов, налоги (включая налог на прибыль), капитальные вложения из прибыли в соответствии с утвержденной в порядке, установленном Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики», инвестиционной программой ГП, расходы на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» обязанностей гарантирующего поставщика по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не относящиеся к капитальным вложениям.
Органом регулирования неподконтрольные расходы по группам (категориям) потребителей учтены только в части расходов на капитальные вложения из прибыли в следующем размере:
тыс. руб.
Население в городах |
Население в селах (частный сектор) |
ИКУ МКД |
Потребители, приравненные к населению, за исключением ИКУ |
Прочие потребители |
Прочие потребители |
Прочие потребители |
Сетевые организации |
Всего |
12 564,77 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
12 564,77 |
Расходы на капитальные вложения из прибыли учтены Органом регулирования в соответствии приказом Минэнерго России от 25.11.2022 № 33@ «Об утверждении инвестиционной программы ПАО «Россети Северный Кавказ» на 2023-2027 годы и изменений, вносимых в инвестиционную программу «ПАО «Россети Северный Кавказ», утвержденную приказом Минэнерго России от 27.12.2021 № 34 @», в размере 12 564,77 тыс. руб. без НДС.
При этом ФАС России отмечает, что расходы по данной статье затрат отнесены в полном объеме на категорию потребителей «население в городах».
Согласно пункту 4 Методических указаний № 1554/17 ГП ведут раздельный учет доходов и расходов, относимых на население и приравненные к нему категории потребителей, на прочих потребителей и сетевые организации, порядок ведения которого устанавливается в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете в учетной политике ГП.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 Основ ценообразования № 1178 организации, осуществляющие регулируемую деятельность в качестве гарантирующего поставщика, ведут обязательный раздельный учет доходов и расходов, относимых на население и приравненные к нему категории потребителей, на прочих потребителей и сетевые организации. Не допускается отнесение на население и приравненные к нему категории потребителей расходов, связанных с обслуживанием прочих потребителей и сетевых организаций.
В связи с этим учет расходов на капитальные вложения только в отношении группы (категории) потребителей «население в городах», без подтверждения наличия или отсутствия многоквартирных домов в сельских населенных пунктах, является нарушением пункта 4 Методических указаний № 1554/17, абзаца 3 пункта 5 Основ ценообразования № 1178.
В Возражениях пояснения по поводу отнесения расходов на капитальные вложения в полном объеме на категорию потребителей «население в городах» также отсутствуют.
Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию и пересчету в соответствии с пунктом 4 Методических указаний № 1554/17, абзацем 3 пункта 5 Основ ценообразования № 1178 с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.
6. Выпадающие доходы за 2021 год
Органом регулирования выпадающие доходы за 2021 год по группам (категориям) потребителей учтены в следующем размере:
тыс. руб.
Население в городах |
Население в селах (частный сектор) |
ИКУ МКД |
Потребители, приравненные к населению, за исключением ИКУ |
Прочие потребители |
Прочие потребители |
Прочие потребители |
Сетевые организации |
Всего |
2 777,00 |
-10 510,00 |
-3 565,14 |
4 950,99 |
26 876,64 |
23 122,58 |
- 5 141,69 |
6 281,01 |
44 791,39 |
В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 1554/17 при определении необходимой валовой выручки ГП для расчета сбытовых надбавок учитываются, в том числе:
- выпадающие, недополученные (излишне полученные) доходы от осуществления деятельности в качестве ГП за период, предшествующий базовому периоду регулирования, обусловленные:
разницей между сбытовой надбавкой, установленной для организации, которой был присвоен статус ГП, и сбытовой надбавкой организации, ранее осуществлявшей функции ГП, в течение периода с момента присвоения статуса ГП до момента установления сбытовой надбавки для организации, которой был присвоен статус ГП;
процедурой принятия ГП на обслуживание покупателей (потребителей) электрической энергии в случаях, установленных пунктом 15 Основных положений;
установлением цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей;
- недополученные (излишне полученные) доходы, обусловленные отклонением величины фактического полезного отпуска от величины, учтенной при установлении сбытовых надбавок ГП, за исключением дохода, полученного от увеличения полезного отпуска, связанного с принятием на обслуживание покупателей (потребителей) электрической энергии в течение периода, предшествующего базовому периоду регулирования.
В соответствии с пунктами 28, 46 и 55 Методических указаний № 1554/17 величина недополученных или излишне полученных доходов от осуществления деятельности в качестве ГП за период, предшествующий базовому периоду регулирования, рассчитывается по формулам 13, 66 и 78 Методических указаний № 1554/17.
В Экспертном заключении на 2023 год указано, что в составе указанной корректировки Службой исключены расходы на амортизацию в размере 1 320,3 тыс. руб. и расходы на уплату налогов на сумму 7 874,96 тыс. руб., учтенные на 2021 год и признанные по предписанию ФАС России от 11.03.2022 № СП/19006/22 экономически необоснованными и подлежащими исключению на плановый период регулирования.
ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2023 год подтверждение исключения расходов на амортизацию объектов основных средств стоимостью менее 100 тыс. руб., а также расходов на уплату налогов, учтенных в НВВ на 2021 год и подлежащих исключению в соответствии с предписанием ФАС России от 11.03.2022 № СП/19006/22, не представлено.
Таким образом, Органу регулирования надлежит исключить расходы на амортизацию объектов основных средств стоимостью менее 100 тыс. руб., а также расходы на уплату налогов, учтенные в НВВ на 2021 год, в соответствии с мотивировочной и резолютивной частями предписания ФАС России от 11.03.2022 № СП/19006/22.
На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Признать Региональную службу по тарифам Республики Северная Осетия – Алания не исполнившей предписание ФАС России от 11.03.2022 № СП/19006/22.
2. В соответствии с пунктом 34 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, установить новый срок исполнения предписания ФАС России от 11.03.2022 № СП/19006/22, а именно исполнить предписание ФАС России от 11.03.2022 № СП/19006/22 с учетом настоящего решения при регулировании тарифов на 2024 год.
3. Признать Региональную службу по тарифам Республики Северная Осетия – Алания нарушившей положения пунктов 5, 14 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положения Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17.
4. Органу исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:
4.1. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку филиала публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:
- «Полезный отпуск» на 2023 год;
- «Резерв по сомнительным долгам» на 2023 год;
- «Расчетная предпринимательская прибыль» на 2023 год;
- «Неподконтрольные расходы» на 2023 год;
- «Выпадающие доходы за 2021 год» на 2023 год.
5. По результатам исполнения пункта 4 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки филиала публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго» при регулировании тарифов на 2024 год.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях
7. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решения органа исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которого предписано настоящим предписанием;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;
- экспертного заключения по делу об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии для филиала публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго», в котором отражен результат исполнения настоящего предписания.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель Комиссии ФАС России |
С.А. Пузыревский |
|
|
|
|