Предписание №СП/32420/23 Предписание в отношении Департамента государственного регули... от 26 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

«25» апреля 2023 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением обязательных требований Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края, в том числе отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований от 07.04.2023 № 31-9156-С/23 (далее — Отчет), а также возражения в отношении Отчета (письмо исх. от 14.04.2023 № 57.05-10-1794/23; рег. от 17.04.2023 № 57117-М/23), в ходе которого выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, допущенные Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ПАО «Россети Кубань» на 2023 год (приказ Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 25.11.2022 № 39/2022-э),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии в отношении ПАО «Россети Кубань» устанавливаются с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2023-2027 гг., 2023 год является базовым (первым) годом очередного долгосрочного периода регулирования.

Долгосрочные параметры регулирования на 2023-2027 гг. утверждены приказом Департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского от 25.11.2022 № 39/2022-э.

НВВ на содержание на 2023 год утверждено в размере 28 955 667,62 тыс. руб.

Рассмотрев Экспертное заключение № 63Департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского по расчету единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям для потребителей услуг на территории Краснодарского края, Республики Адыгея и федеральной территории «Сириус» (далее – Экспертное заключение на 2023 год), а также материалы, предоставленные Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края (далее — Департамент, орган регулирования), установлено следующее.

1. Базовый уровень подконтрольных расходов на 2023 год — 11 492 575,05 тыс. руб.

Согласно пункту 29 Основ ценообразования № 1178, при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Кроме того, в соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э при установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

Таким образом, необходимо проводить анализ фактических результатов деятельности за предыдущий долгосрочный период регулирования 2018-2021 гг.

Пунктом 23 Правил регулирования № 1178 предусмотрено, что экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов.

1.1. «Материалы на техобслуживание (в т.ч. давальческие материалы)» - 227 150,94 тыс. руб., «Материалы для прочих технических средств» - 38 109,26 тыс. руб., «Топливо для транспортных средств и прочего оборудования» - 262 442,18 тыс. руб., «Средства защиты» - 79 466,25 тыс. руб., «Моющие и обезвреживающие средства» - 21 515,43 тыс. руб., «Материалы на ремонт (в т.ч. давальческие)» - 1 621 676,19 тыс. руб., «Ремонт подрядным способом без давальческих материалов» - 1 429 200,26 тыс. руб., «Материалы для средств измерений (техобслуживание)» – 221 326,91 тыс. руб., «Техобслуживание подрядным способом без давальческих материалов» – 200 586,66 тыс. руб., «Спец. одежда и обувь» - 273 417,05 тыс. руб., «Прочие материальные расходы» (подстатья «Оргтехника, ПК, сервера, сетевое оборудование» - 2 065,78 тыс. руб.), «Услуги по техническому надзору» - 15 272,00 тыс. руб., «Услуги по диагностике и экспертизе промышленной безопасности» - 17 755,72 тыс. руб., «Услуги по транспортировке и утилизации опасных производственных отходов» – 2 365,39 тыс. руб., «Услуги сторонних организаций» («Услуги связи» - 119 507,91 тыс. руб.; «Услуги по программному обеспечению и сопровождению» - 129 380,13 тыс. руб., «Услуги автотранспорта» - 9 090,04 тыс. руб., «Услуги охраны» - 247 012,62 тыс. руб., «Подбор и подготовка кадров» - 58 252,44 тыс. руб.).

Экспертное заключение на 2023 год не содержит анализ органа регулирования договоров на предмет заключения их по результатам торгов в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования № 1178, а также Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ. В случае отсутствия торгов, либо в случае заключения договора с единственным поставщиком органу регулирования необходимо проводить анализ цен, сложившихся в субъекте РФ на данные материалы в сопоставимых условиях. Отсутствие данного анализа является нарушением пункта 23 Правил регулирования № 1178.

Таким образом, расходы по статьям «Материалы на техобслуживание (в т.ч. давальческие материалы)», «Материалы для прочих технических средств», «Топливо для транспортных средств и прочего оборудования», «Средства защиты», «Моющие и обезвреживающие средства», «Материалы на ремонт (в т.ч. давальческие)», «Ремонт подрядным способом без давальческих материалов», «Материалы для средств измерений (техобслуживание)», «Техобслуживание подрядным способом без давальческих материалов», «Спец. одежда и обувь», «Прочие материальные расходы» (подстатья «Оргтехника, ПК, сервера, сетевое оборудование»), «Услуги по техническому надзору», «Услуги по диагностике и экспертизе промышленной безопасности», «Услуги по транспортировке и утилизации опасных производственных отходов», «Услуги сторонних организаций» («Услуги связи», «Услуги по программному обеспечению и сопровождению», «Услуги автотранспорта», «Услуги охраны», «Подбор и подготовка кадров») подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования № 1178, пункта 23 Правил регулирования № 1178. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ ПАО «Россети Кубань».

1.2. «Прочие материальные расходы».

1.2.1. При определении расходов на 2023 год по подстатье «Мебель» органом регулирования в качестве экономически обоснованных приняты затраты в размере 16 202,51 тыс. руб. исходя из фактических расходов 2021 года с применением индекса потребительских цен (далее – ИПЦ) на 2022 год в размере 13,9% и на 2023 год в размере 6% согласно Прогнозу социально-экономического развития РФ.

В Экспертном заключении на 2023 год необходимость приобретения мебели обусловлена требованиями Коллективного договора ПАО «Россети Кубань» по созданию благоприятных социально-бытовых условий в период производственного процесса.

При этом анализ фактической необходимости приобретения указанного количества мебели исходя из срока ее эксплуатации и штатной численности персонала, нуждаемости в ее закупке для оборудования рабочих мест
в соответствии с требованиями санитарных правил Департаментом
не проведен, в Экспертном заключении на 2023 год соответствующие выводы не отражены. При этом обществом не обоснована производственная необходимость закупки мебели, не представлены планы закупок, акты о состоянии ранее имеющейся мебели, акты на ее списание, расчет потребности исходя из штатной численности, соответствующие материалы в тарифном деле отсутствуют.

Более того, учтенные органом регулирования затраты на приобретение диванов, дорогостоящей мебели для руководителей (кожаные кресла «кожа», «Омега» ценой свыше 35 тыс. руб. за единицу) не обоснованы документами, подтверждающими необходимость их использования при осуществлении регулируемого вида деятельности.

Не представляется возможным определить, проводился ли органом регулирования анализ договоров 2021 года на предмет их заключения по результатам торгов в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178, а также Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ. В случае отсутствия торгов, либо в случае заключения договора с единственным поставщиком органу регулирования необходимо проводить анализ цен, сложившихся в субъекте РФ на данные материалы в сопоставимых условиях. Отсутствие данного анализа является нарушением пункта 23 Правил регулирования № 1178.

Таким образом, расходы по подстатье «Мебель» подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования № 1178, пункта 23 Правил регулирования № 1178. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ ПАО «Россети Кубань».

1.2.2. По результатам анализа представленных документов расходы по подстатье «Другие прочие материальные расходы» на 2023 год признаны Департаментом экономически обоснованными в размере 47 194,41 тыс. руб. исходя из факта 2021 года с применением ИПЦ на 2022 и 2023 годы согласно Прогнозу социально-экономического развития РФ.

При этом учтены затраты на приобретение в том числе телевизоров, уничтожителей бумаг, использование которых не связано с осуществлением регулируемого вида деятельности и необходимость приобретения которых не обусловлено требованиями законодательства по обеспечению рабочих мест.

Кроме того, Департаментом учтены расходы по договору поставки товара от 11.10.2021 с ООО «Интерпак-Юг» и иным договорам на приобретение хозяйственных товаров, моющих средств, в том числе фольги пищевой, порошков «Тайд», кондиционеров для белья «Ленор».

Экспертное заключение на 2023 год не содержит анализ органа регулирования договоров на предмет заключения их по результатам торгов в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования № 1178, а также Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ. В случае отсутствия торгов, либо в случае заключения договора с единственным поставщиком органу регулирования необходимо проводить анализ цен, сложившихся в субъекте РФ на данные материалы в сопоставимых условиях. Отсутствие данного анализа является нарушением пункта 23 Правил регулирования № 1178.

Таким образом, расходы по подстатье «Другие прочие материальные расходы» подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования № 1178, пункта 23 Правил регулирования № 1178. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ ПАО «Россети Кубань».

1.3. «Расходы социального характера (из прибыли)»: учтено Департаментом в размере 35 294,0 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что Департаментом неправомерно включены следующие выплаты, так как являются избыточными, не являются обязательными и могут выплачиваться регулируемой организацией за счет расчетной предпринимательской прибыли:

- материальная помощь при увольнении работника по собственному желанию после (до) установления трудовой пенсии – 737,86 тыс. руб.;

- погашение стоимости путевок для работников по коллективному договору – 11 095 тыс. руб.

Заявления, решения комиссии и другие обосновывающие материалы о необходимости выплаты материальной помощи работникам в экстренных случаях, подтверждающие фактические расходы за 2021 год, материалы тарифного дела не содержат. Включенные Департаментом расходы по данной подстатье затрат в размере 12 619,23 тыс. руб. не имеют достаточного экономического обоснования.

Таким образом, расходы по подстатье «Материальная помощь работникам по заявлению и решению комиссии по социальным льготам, оказываемым в экстренных случаях» подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с пунктом 23 Правил регулирования № 1178. Экономически необоснованные расходы, а также расходы в сумме 10 290,97 тыс. руб. ((737,86 тыс. руб. +11 095 тыс. руб.) * 86,97%) подлежат исключению из НВВ ПАО «Россети Кубань».

1.4. «Расходы на командировки».

По результатам анализа представленных обосновывающих документов Департаментом признаны экономически обоснованными затраты:

«На проезд» в размере 12 271,52 тыс. руб. исходя из экономически обоснованного факта 2021 года в размере 10 164,09 тыс. руб. (определен с учетом фактических коэффициентов индексации за 2019-2021 гг.) и ИПЦ 2022 и 2023 годов в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития РФ;

«На суточные» 14 034,94 тыс. руб. с учетом фактических расходов 2021 года и ИПЦ 2022 и 2023 годов в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития РФ;

«На проживание» в размере 42 954,84 тыс. руб. с учетом экономически обоснованных фактических расходов 2021 года в размере 35 578,08 тыс. руб. (определен с учетом фактических коэффициентов индексации за 2019-2021 гг.) и ИПЦ 2022 и 2023 годов в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития РФ.

В нарушение требований Основ ценообразования Департаментом приняты затраты на командировочные расходы в отсутствие первичных документов, подтверждающих фактическую взаимосвязь понесенных расходов с направлением сотрудников в служебные командировки, их цели, относимость к регулируемому виду деятельности (приказы о командировании, служебные задания и т.д.). Соответствующий анализ в Экспертном заключении на 2023 год не приводится, подтверждающие материалы не анализировались, в тарифном деле отсутствуют.

Органом регулирования не исключены расходы на проезд сотрудников к месту командировки посредством авиа-перелетов «бизнес-класса».

Кроме того, согласно приказу ПАО «Россети Кубань» от 01.12.2021 № 692-од нормы возмещения расходов на проживание в гостинице увеличены более чем в 2 раза (к примеру, для высших менеджеров организации норма увеличена с 8 000 до 21 500 руб. в сутки), что в последующем может сказаться на увеличение соответствующих затрат на последующие периоды регулирования.

Более того, Экспертное заключение на 2023 год не содержит анализа затрат, учтенных при определении базового уровня расходов по подстатье «Прочие расходы на командировки» на сумму 1 227,56 тыс. руб., что также не позволяет сделать вывод об экономической обоснованности соответствующих расходов и их относимости к регулируемому виду деятельности.

Таким образом, расходы по статье «Расходы на командировки» подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования № 1178, пункта 23 Правил регулирования № 1178. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ ПАО «Россети Кубань».

1.5. «Расходы на страхование».

При определении базового уровня расходов на 2023 год по статье «Расходы на страхование» в числе прочего учтены затраты на страхование зданий, сооружений и оборудования в размере 119 087,17 тыс. руб. исходя из динамики и структуры затрат на основании документов, предоставленных регулируемой организацией в составе материалов тарифного дела.

С целью приобретения данной услуги организацией заключен централизованный договор страхования имущества «от всех рисков» от 01.01.2021 № 21РТК0071 с АО «СОГАЗ», в рамках которого в соответствии с программой страховой защиты на 2021 год застрахованы, в том числе непроизводственные здания, сооружения и помещения, включая внутреннюю и внешнюю отделку, оргтехнику, средства связи, мебель, бытовую технику, числящиеся на балансе организации.

При этом обязательность заключения договоров на страхование непроизводственных активов организации действующим законодательством не предусмотрена, при этом анализ экономической обоснованности включения затрат на страхование данного имущества в состав НВВ Департаментом не проведен, в Экспертном заключении на 2023 год не отражен. Выводы об исключении соответствующих затрат органом регулировании в Экспертном заключении на 2023 год не отражены.

Таким образом, расходы по статье «Расходы на страхование» подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования № 1178, пункта 23 Правил регулирования № 1178. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ ПАО «Россети Кубань».

1.6. «Услуги сторонних организаций».

1.6.1. Размер расходов по подстатье «Техническое обслуживание, сопровождение и поддержка информационных систем» на 2023 год Департаментом принят в размере 72 693,41 тыс. руб.

При этом при определении размера затрат по данной статье органом регулирования в числе прочего учтены расходы организации по договорам
на информационное обслуживание справочно-правовой системы (СПС) «Гарант» от 30.12.2020 № 407/30-1761 на сумму 2 912,72 тыс. руб., договор на такие же услуги в отношении аналогичной по функционалу СПС «Консультант+» от 21.01.2021 № 407/30-23 на сумму 569,28 тыс. руб.

Анализ экономической обоснованности заключения двух аналогичных по предмету договоров в отношении использования тождественных по функционалу информационно-справочных программ в Экспертном заключении на 2023 год отсутствует, подтверждающих документов в тарифном деле не имеется.

Департаментом также приняты расходы по договору на оказание услуг по сопровождению информационно-справочной системы «Техэксперт» («Кодекс») на сумму 1 777 тыс. руб., предназначенной для обеспечения специалистов технических служб нормативно-технической, нормативно-технологической и справочной документацией. Однако анализ возможности получения соответствующих сведений из иных источников, в том числе из СПС «Гарант», «Консультант+», а также открытых источников в сети «Интернет» (расходы на доступ к которому также учтены в составе НВВ в сумме 13 246 тыс. руб.) в Экспертном заключении на 2023 год не приводится.

Экспертное заключение на 2023 год не содержит анализ органа регулирования договоров на предмет заключения их по результатам торгов в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования № 1178, а также Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ. В случае отсутствия торгов, либо в случае заключения договора с единственным поставщиком органу регулирования необходимо проводить анализ цен, сложившихся в субъекте РФ на данные материалы в сопоставимых условиях. Отсутствие данного анализа является нарушением пункта 23 Правил регулирования № 1178.

Таким образом, расходы по подстатье «Техническое обслуживание, сопровождение и поддержка информационных систем» подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования № 1178, пункта 23 Правил регулирования № 1178. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ ПАО «Россети Кубань».

1.6.2. По подстатье «Трансформация отчетности МСФО, тестирование на обесценение, актуарные расчеты» Департаментом признаны экономически обоснованными расходы в размере 1 465,03 тыс. руб. на оказание услуг по актуальной оценке пенсионных и социальных обязательств для целей составления консолидированной финансовой отчетности по Международным стандартам финансовой отчетности (далее – МСФО) по договору с ООО «ФинЭкспертиза» от 23.03.2022 № 407/30-307, на оказание методологических услуг по применению стандартов МСФО для формирования консолидированной отчетности в рамках договора от 24.05.2021 № 407/30-636.

По подстатье «Прочие консультационные расходы» Департаментом приняты затраты на сумму 512,22 тыс. руб. на подготовку консолидированного на принципах МСФО бизнес-плана группы компаний ПАО «Россети Кубань» на период 2022-2026 годов по договору от 01.12.2021 № 407/30-1599.

Анализом содержащегося в тарифном деле штатного расписания ПАО «Россети Кубань» установлено, что в составе исполнительного комитета функционирует отдел учета по МСФО с численностью персонала 4 сотрудника.

Анализ экономической обоснованности соответствующих затрат, их обязательности и относимости к регулируемому виду деятельности, а также невозможности самостоятельного выполнения соответствующих работ силами сотрудников организации Департаментом в Экспертном заключении на 2023 год не приводится. Обосновывающие документы в тарифном деле отсутствуют.

ФАС России отмечает, что данные расходы не являются обязательными для осуществления деятельности по передаче электрической энергии и подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов ПАО «Россети Кубаньэнерго» 2023 года в размере 1 977,25 тыс. руб.

1.6.3. По подстатье «Услуги аудиторские (обязательный аудит)» в качестве экономически обоснованных приняты расходы в размере 5 038,12 тыс. руб., которые определены исходя из начальной (максимальной) цены лота на право заключения договора на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита отчетности РСБУ и аудита отчетности МСФО за 2022 год с применением ИПЦ на 2023 год в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития РФ.

При этом ранее действующими договорами от 27.07.2020 № 407/30-925
и от 05.08.2021 № 407/30-1003 на выполнение аналогичных мероприятий помимо ежегодного обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ПАО «Россети Кубань» предусматривались также мероприятия по проведению обзорной проверки консолидированной промежуточной сокращенной финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, промежуточный аудит бухгалтерской отчетности, подготовленной в соответствии с РСБУ, обязанность проведения которых действующим законодательством не предусмотрена.

В тарифном деле направляемые с целью определения начальной (максимальной) цены лота коммерческие предложения отсутствуют, в связи с чем не представляется сделать вывод об отсутствии в них указанных мероприятий. Однако анализ экономической обоснованности проведения непредусмотренных действующим законодательством мероприятий органом регулирования не проведен.

Таким образом, расходы по подстатье «Услуги аудиторские (обязательный аудит)» подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования № 1178, пункта 23 Правил регулирования № 1178. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ ПАО «Россети Кубань».

1.6.5. По подстатье «Расходы на содержание автотранспорта» признаны экономически обоснованными расходы в общем размере 35 280,79 тыс. руб., включая затраты на оплату услуг платных дорог, стоянок и парковок.

При этом в Экспертном заключении на 2023 год анализ обоснованности выбора именно платных дорог и стоянок, использование которых, по сути, носит добровольный характер, при осуществлении регулируемой деятельности органом регулирования не приводится. В тарифном деле также отсутствуют первичные документы, подтверждающие правильность расчета размера платы за использование системы «Платон» в зависимости от числа подпадающих под критерии его использования транспортных средств и т.д.

Не представляется возможным определить, проводился ли органом регулирования анализ договоров 2021 года на предмет их заключения по результатам торгов в соответствии с требованиями пунктом 29 Основ ценообразования № 1178, Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ. В случае отсутствия торгов, либо в случае заключения договора с единственным поставщиком органу регулирования необходимо проводить анализ цен, сложившихся в субъекте РФ на данные материалы в сопоставимых условиях. Отсутствие данного анализа является нарушением пункта 23 Правил регулирования № 1178.

Таким образом, расходы по подстатье «Расходы на содержание автотранспорта» подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования № 1178, пункта 23 Правил регулирования № 1178. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ ПАО «Россети Кубань».

1.6.6. При определении базового уровня подконтрольных расходов на 2023 год по подстатье «Приобретение нормативной и технической литературы» Департаментом учтены средств в в размере 1 385,85 тыс. руб. с учетом затрат за 2021 год и индексов потребительских цен на 2022, 2023 годы в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития РФ.

Анализом тарифного дела установлено, что Департаментом признаны обоснованным и приняты к учету расходы в том числе на приобретение литературы, размещенной в открытых источниках информации (сети «Интернет»), в справочно-информационных системах «Консультант+», «Гарант», «Тэхэксперт» («Кодекс»), расходы на обслуживание которых также включены Департаментом в состав НВВ. Указанное обстоятельство может свидетельствовать о нарушении пункта 5 Основ ценообразования № 1178.

Не представляется возможным определить, проводился ли органом регулирования анализ договоров 2021 года на предмет их заключения по результатам торгов в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования № 1178, Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ. В случае отсутствия торгов, либо в случае заключения договора с единственным поставщиком органу регулирования необходимо проводить анализ цен, сложившихся в субъекте РФ на данные материалы в сопоставимых условиях. Отсутствие данного анализа является нарушением пункта 23 Правил регулирования № 1178.

Таким образом, расходы по подстатье «Приобретение нормативной и технической литературы» подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования № 1178, пункта 23 Правил регулирования № 1178. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ ПАО «Россети Кубань».

1.6.7. Аналогичным образом при определении размера экономически обоснованных расходов по статье «Подписка на периодические издания» на сумму 1 505,94 тыс. руб. органом регулирования приняты в полном объеме заявленные ПАО «Россети Кубань» затраты по договорам поставки периодических изданий, часть из которых также либо находится в свободном доступе в открытых источниках информации, либо не относится к регулируемому виду деятельности.

Так, например, Департаментом приняты затраты по договору от 21.12.2020 № 407/30-1669 с ООО «УП Восток» на поставку таких периодических изданий, как «Бюллетень Верховного суда», «Аргументы и Факты», «Вольная Кубань», «Кубанские новости», «За рулем», «Комсомольская правда» и др.

При этом анализ целесообразности и экономической обоснованности приобретения указанных зданий при проведении экспертизы органом регулирования не сделан. Оценка нуждаемости в приобретении печатной литературы в фактически закупленном количестве в материалах тарифного дела не приводится, соответствующие выводы в Экспертном заключении на 2023 год также отсутствуют.

Не представляется возможным определить, проводился ли органом регулирования анализ договоров 2021 года на предмет их заключения по результатам торгов в соответствии с требованиями пунктом 29 Основ ценообразования № 1178, Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ. В случае отсутствия торгов, либо в случае заключения договора с единственным поставщиком органу регулирования необходимо проводить анализ цен, сложившихся в субъекте РФ на данные материалы в сопоставимых условиях. Отсутствие данного анализа является нарушением пункта 23 Правил регулирования № 1178.

Таким образом, расходы по подстатье «Подписка на периодические издания» подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования № 1178, пункта 23 Правил регулирования № 1178. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ ПАО «Россети Кубань».

1.6.8. При определении расходов на 2023 год по подстатье «Услуги типографии и типографская продукция» в размере 10 548 тыс. руб. органом регулирования приняты фактические расходы ПАО «Россети Кубань» за 2021 год с применением ИПЦ с учетом Прогноза социально-экономического развития РФ.

В соответствии с пояснительной запиской регулируемой организацией заявлены затраты в том числе на разработку дизайн-макетов, изготовление бронированной продукции (баннеров, наклеек, логотипов, пакетов и т.п.), папок приветственных адресов, открыток с корпоративной символикой, презентационной продукции (буклетов, ручек, календарей, брошюр, кружек с корпоративной символикой) на общую сумму 3 793,25 тыс. руб.

При этом анализ Экспертного заключения на 2023 год не позволяет сделать вывод о проведении Департаментом анализа обоснованности и относимости указанных расходов к регулируемому виду деятельности, а также об исключении данных затрат из состава НВВ организации. Не учтена органом регулирования и возможность покрытия данных расходов из расчетной предпринимательской прибыли.

ФАС России отмечает, что данные расходы не являются обязательными для осуществления деятельности по передаче электрической энергии и подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов ПАО «Россети Кубаньэнерго» 2023 года в размере 3 793,25 тыс. руб.

Аналогичным образом Департаментом не проведена надлежащая экспертиза экономической обоснованности затрат по подстатье «Услуги переплетчиков», расходы по которой приняты в размере 1 584,23 тыс. руб.

Не представляется возможным определить, проводился ли органом регулирования анализ договоров 2021 года на предмет их заключения по результатам торгов в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования № 1178, Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ. В случае отсутствия торгов, либо в случае заключения договора с единственным поставщиком органу регулирования необходимо проводить анализ цен, сложившихся в субъекте РФ на данные материалы в сопоставимых условиях. Отсутствие данного анализа является нарушением пункта 23 Правил регулирования № 1178.

Таким образом, расходы по подстатьям «Услуги типографии и типографская продукция», «Услуги переплетчиков» подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования № 1178, пункта 23 Правил регулирования № 1178. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ ПАО «Россети Кубань».

1.6.9. При определении расходов на 2023 год по подстатье «Услуги курьерские по доставке корреспонденции» в размере 398,11 тыс. руб. Департаментом приняты обоснованными и учтены в составе НВВ фактические затраты 2021 года с учетом ИЦП 2022 и 2023 годов.

Однако анализ экономической обоснованности и необходимости данных расходов при включении в состав НВВ затрат на почтово-телеграфные и прочие услуги связи в общем размере 77 752,32 тыс. руб. органом регулирования в Экспертном заключении на 2023 год не приводится. Подтверждающие необходимости оказания данных первичные документы в тарифном деле также отсутствуют.

Не представляется возможным определить, проводился ли органом регулирования анализ договоров 2021 года на предмет их заключения по результатам торгов в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования № 1178, Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

На основании вышеизложенного, расходы по подстатье «Услуги курьерские по доставке корреспонденции» в размере 398,11 тыс. руб. не имеют экономического обоснования и подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов ПАО «Россети Кубань» на 2023 год.

1.6.10. По результатам анализа первичных документов, предоставленных ПАО «Россети Кубань» для подтверждения фактически понесенных затрат по статье «Расходы по служебным разъездам» за 2021 год, учтенных Департаментом при определении базового уровня подконтрольных расходов за 2023 год установлено, что в них отсутствует подтверждение осуществления данных затрат именно в связи со служебной необходимостью. Соответствующий анализ органом регулирования в Экспертном заключении на 2023 года также не приводится.

В связи с этим принятые Департаментом расходы по данной подстатье
в размере 59,90 тыс. руб. подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов ПАО «Россети Кубань» на 2023 год.

1.6.11. Департаментом экономически обоснованными признаны расходы по подстатье «Юридические услуги» в размере 12 080,66 тыс. руб. исходя
из экономически обоснованных фактических расходов за 2021 год и ИПЦ
на 2022 и 2023 гг. в размере 13,9 % и 6 % в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития РФ.

Так, учтены расходы на юридические услуги на сумму 10 006,01 тыс. руб. по следующим заключенным с ООО «Специализированная юридическая компания «Финансы Право Бухучет» и адвокатами Пустовитом Ю.П., Крупениным Г.Р. договорам:

на обжалование решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4 от 01.06.2015 № 03-1-28/1/12 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ПАО «Россети Кубань» на сумму 4 013 821,04 тыс. руб.;

на предоставление интересов по делу № А32-56726/2019, возбужденного на основании искового заявления ООО «Вымпелсетьстрой» к ПАО «Кубаньэнерго» и ООО «Пегас» о признании договора подряда недействительным (договор об оказании юридической помощи от 29.07.2020 на сумму 1 000 000 тыс. руб.);

на представление интересов доверителя по уголовному делу по обвинению Пономарева К.А., по которому ПАО «Россети Кубань» признано потерпевшим (договор об оказании юридической помощи №№407/30-1110 от 31.08.2020 на сумму 910 000 руб.);

на предоставление интересов по делу № А32-21123/2018 по иску ПАО «Кубаньэнерго» к ПАО «ТНС энерго Кубань» о взыскании стоимости услуг по передаче электрической энергии и неустойки (договор об оказании юридической помощи в ред. соглашения от 09.08.2019 на сумму 4 146 402,14 тыс. руб.).

Между тем, анализом содержащегося в тарифном деле штатного расписания ПАО «Россети Кубань» установлено, что в составе исполнительного комитета и структурных подразделений функционируют Департамент правового обеспечения и Секторы правового сопровождения деятельности филиалов.

Материалы тарифного дела не содержат документов, подтверждающих невозможность участия указанных штатных сотрудников в представлении в судах интересов ПАО «Россети Кубань», в связи с чем, в соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 расходы на юридические услуги в размере 12 080,66 тыс. руб. подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов 2023 года.

1.6.12. По подстатье «Мероприятия по улучшению условий труда» на основании проведенного анализа представленных обосновывающих документов расходы организации на 2023 год признаны Департаментом экономически обоснованными в размере 14 179,76 тыс. руб. Расчет произведен исходя из экономически обоснованных фактических расходов 2021 года в размере 11 744,63 тыс. руб. (на уровне заявленных ПАО «Россети Кубань») с применением ИПЦ на 2022 год в размере 13,9 % и на 2023 год в размере 6 % согласно Прогнозу социально-экономического развития РФ.

В числе прочего включены расходы организации в рамках мероприятий по улучшению труда по обеспечению работников питьевой водой, в том числе бутилированной (в соответствии с п. 5.20 Коллективного договора ПАО «Россети Кубань»).

Вместе с тем, Обществом не представлены материалы, свидетельствующие о несоответствии качества водопроводной воды санитарным нормам СанПиН 21.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требований к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» и необходимости закупки бутилированной питьевой воды.

Таким образом, принятые расходы в размере 5 797,08 тыс. руб. подлежат исключению из состава базового уровня подконтрольных расходов ПАО «Россети Кубань» на 2023 год.

1.6.13. Департаментом признаны экономически обоснованными расходы организации по подстатье «На проведение совещаний» в размере 16 064,56 тыс. руб. (определены с учетом факта 2021 года и индексации в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития РФ).

По результатам анализа представленных обосновывающих документов установлено, что организацией представлены фактические расходы за 2021 год, относящиеся к деятельности общества во время проведения спортивных (Смотр-конкурсы на лучшее противопожарное состояние, по охране труда, соревнования по баскетболу, шахматам среди корпораций, Открытая спартакиада энергетиков и др.), культурно-просветительных мероприятий (Всероссийская олимпиада среди школьников, конкурсы детских рисунков) и семинаров-совещаний на основании договорных отношений с контрагентами с учетом индексации в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития РФ.

Представлены расходы на проведение семинаров-совещаний с организацией питания участников мероприятий (кофе-брейк, обед, ужин) на общую сумму 2 339,2 тыс. руб.

В целях организации вышеуказанных мероприятий обществом заключены различные договоры, к примеру:

- на услуги по организации тренировочного процесса команды ПАО «Кубань» по баскетболу – 100 тыс. руб. (договор с ИП <...>);

- услуги по проведению тренировочных соревнований по шахматам на сумму 270 тыс. руб. (договор с ООО «Шахматная федерация», НП «Спорт-ТЭК»);

- участие корпоративной команды в тренировках и соревнованиях по ходьбе, бегу, велоспорту, лыжным гонкам на сумму 161 тыс. руб. (договор с ООО «Спорт ТЭК»);

- услуги по нанесению корпоративной символики на экипировку команды – 60 тыс. руб. (договор с ИП <...>);

- услуги по брендированию игровой формы, футболок-поло и бейсболок – 300 тыс. руб. (ИП <...>, <...>);

- услуги по изготовлению бейсболок – 90 тыс. руб. (ИП Олешко О.С.);

- взнос на участие в Лиге старт – 95 тыс. руб.;

- услуги по организации участия команды в Открытой спартакиаде энергетиков – 565 731 руб.;

- в качестве вознаграждения за организацию мероприятий по семинару-совещания по договору оказания услуг от 11.10.2021 с ИП Сацукевич О.Н. в размере 350 880 руб.;

- за организацию конкурса детских рисунков - 841 тыс. руб.

Более того, Обществом представлены расходы на приобретение призов и ценных подарков, к примеру на:

- сувенирные наборы – 90 200 руб.,

- подарочные сертификаты и на цветы на 8 марта и 23 февраля – более 440 тыс. руб.,

- новогодняя продукция – 100 тыс. руб.,

- на награждение ценными подарками работников-юбиляров ежеквартально,

- материальная помощь неработающим пенсионерам ко Дню энергетика – 2 760 000 руб.,

- часы наручные мужские и женские (2 шт.) на общую сумму 400 тыс. руб.

При этом в Экспертном заключении на 2023 год отсутствует анализ об исключении регулятором экономически необоснованных понесенных Обществом расходов, соответствующие фактические расходы приняты Департаментов в размере 16 064,56 тыс. руб.

Кроме того, учитывая, что указанные мероприятия не связаны с регулируемым видом деятельности, являются экономически необоснованными, принятые Департаментом расходы в размере 16 064,56 тыс. руб. подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов ПАО «Россети Кубань» на 2023 год.

1.6.14. Расходы на услуги по сертификации систем менеджмента качества признаны Департаментом экономически обоснованными в размере 294,19 тыс. руб.

Между тем, действующее законодательство в области оказания услуг по передаче электрической энергии не содержит требований по проведению инспекционного аудита (проверки) системы менеджмента качества в исполнительном аппарате на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2015 и его национального аналога ГОСТ Р ИСО 9001-2015 от 01.11.2015 г. в системе Русского Регистра с международной аккредитацией RvA (в Международной сертификационной сети IQNet). Сертификация систем менеджмента качества носит добровольный характер.

Таким образом, принятые расходы в размере 294,19 тыс. руб. подлежат исключению из состава базового уровня подконтрольных расходов ПАО «Россети Кубань» на 2023 год.

1.7. «Другие расходы».

По подстатье «Расходы, связанные с корпоративным управлением Общества» Департаментом учтены затраты ПАО «Россети Кубань» на совещания, семинары, конкурсы, участие в Чемпионате персонала СРЗА по методике WorldSkills в целях повышения профессионального мастерства ремонтного персонала ДЗО ПАО «Россети», участие в межрегиональных соревнованиях профессионального мастерства персонала по обслуживанию устройств РЗА и АСУ ТП/ССПИ группы компаний «Россети» в целях повышения квалификации, совершенствования профессионального мастерства персонала по обслуживанию релейной защиты и автоматики и автоматизированных систем управления технологическими процессами группы компаний «Россети» и распространения передового опыта по обслуживанию устройств РЗА и АСУ ТП. В рамках данной статьи также произведены расходы, связанные с участием Общества в конгрессных и выставочных мероприятиях.

Кроме того, учтены расходы на проведение общего собрания акционеров. Плановые расходы на 2023 год определены с использованием индекса потребительских цен на 2023 год в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на плановые периоды 2024-2025 гг., опубликованным Минэкономразвития РФ 28.09.2022.

На основании проведенного анализа представленных обосновывающих документов расходы на проведение общего собрания акционеров признаны Департаментом экономически обоснованными и учтены в размере 1 427,40 тыс. руб.

Между тем, осуществление регулируемого вида деятельности не зависит от организационно-правовой формы организации, в связи с чем, расходы на проведение общего собрания акционеров являются экономически необоснованными и подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов ПАО «Россети Кубань» на 2023 год в размере 1 427,40 тыс. руб.

2. Неподконтрольные расходы.

2.1. «Покупная тепловая энергия на производственные и хозяйственные нужды» - 8 714,93 тыс. руб.

Плановый расход теплой энергии на 2023 год запланирован Департаментом в размере 4 591,13 Гкал при фактическом расходе за 2021 год – 3 036,71 Гкал. Рост плана относительно факта органом регулирования не проанализирован и не отражен в Экспертном заключении на 2023 год, также в Экспертном заключении на 2023 год отсутствуют ссылки на нормативно-правовые акты, которыми утверждены тарифы на тепловую энергию. Материалы тарифного дела содержат только плановые значения расхода тепловой энергии без экономического обоснования и расчетов.

Исключению из НВВ ПАО «Россети Кубань» подлежит 1 228,17 тыс. руб. с учетом фактического расхода тепловой энергии за 2021 год и утвержденных тарифов на тепловую энергию.

2.2. «Плата за аренду имущества и лизинг»: учтены Департаментом плановые расходы на 2023 год в размере 1 483 343,62 тыс. руб., в том числе на аренду электросетевого имущества – 1 374 464,29 тыс. руб., земли – 42 972,07 тыс. руб., помещений и транспорта – 65 907,27 тыс. руб.; фактические за 2021 год – 1 329 868,39 тыс. руб., в том числе на аренду электросетевого имущества – 1 261 808,95 тыс. руб., земли – 39 604 ,40 тыс. руб., помещений и транспорта – 28 455,04 тыс. руб.

По договору аренды между ПАО «Россети Кубань» и АО «ДВЭУК-ЕНЭС» от 25.04.2019 № 407/30-507 исключены основные средства с первоначальной стоимостью менее 40 тыс. руб., а также основные средства, не участвующие в услугах по передаче электрической энергии.

По договору аренды электросетевого хозяйства с АО «ДВЭУК-ЕНЭС» от 18.11.2021 приняты в полном объеме исходя из величины амортизации, рассчитанной исходя из максимальных сроков полезного использования, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Всего приняты фактические расходы по данному договору за 2021 год в размере 28 5347,43 тыс. руб., плановые расходы на 2023 год приняты в размере 109 292, 29 тыс. руб.

В соответствии с пп. 5 п. 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178, а расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, - исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Кроме того, экономически обоснованная величина амортизации определяется в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178, которым предусмотрено, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Департаментом в Экспертном заключении на 2023 год отмечено, что расходы на аренду электросетевого имущества приняты по фактически заключенным договорам исходя из величины амортизации и налогов. При этом в приложении 10 к Экспертному заключению на 2023 год указано, что затраты приняты по ряду договоров, которые планируются к заключению, находятся на подписи, или на основании проекта (пункты 12, 37, 38, 67, 82, 86, 109, 112, 128, 129, 168, 177, 189, 190, 206, 210, 245, 253, 275, 277). По п. 67, 129 указано, что контрагент проводит оценку арендной платы. Инвентарные карточки представлены только ОА «Тандер», при этом из 12 договоров на момент установления тарифов заключено только 3 договора на 2023 год (п. 167 – 688,44 тыс. руб., п. 85 – 29,47 тыс. руб., п. 48 – 5 069,94 тыс. руб. на 2023 год).

ПАО «Россети Кубань» была запрошена у арендодателей информация о величине амортизации, налога на имущество, землю и иных обязательных платежей, установленных законодательством РФ. Собственниками имущества были предоставлены письма, справки в виде таблиц, которые не являются бухгалтерскими документами, подтверждающими начисление арендодателем амортизации, уплату налогов и других обязательных платежей, что подтверждено судебной практикой (дело № А40-72962/2019).

По расходам на аренду помещений и транспорта не представляется возможным определить, проводился ли органом регулирования анализ договоров на предмет заключения их по результатам торгов в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования № 1178, а также Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ. В случае отсутствия торгов, либо в случае заключения договора с единственным поставщиком органу регулирования необходимо проводить анализ цен, сложившихся в субъекте РФ на данные материалы в сопоставимых условиях.

Таким образом, расходы по статье «Плата за аренду имущества и лизинг» за 2021 год и на 2023 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с требованиями пунктов 28, 29 Основ ценообразования № 1178, пункта 23 Правил регулирования № 1178. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ ПАО «Россети Кубань».

2.3. «Расходы на обслуживание заемных средств»: учтены Департаментом плановые расходы на 2023 год в размере 2 408 285,38 тыс. руб., фактические расходы за 2021 год – 1 318 679,00 тыс. руб. (плановые на 2021 год – 1 976 557,00 тыс. руб.) в связи с возникновением кассовых разрывов, что обусловлено тем, что денежные потоки не обеспечены поступлением денежных средств по передаче электрической энергии от энергосбытовых компаний.

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования, если иное не установлено настоящим документом. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).

В соответствии с требованиями пункта 7 Основ ценообразования № 1178 расходы на обслуживание заемных средств, связанных с возникновением кассовых разрывов, могут быть включены в НВВ регулируемых организаций на основании представленных расчетов кассовых разрывов.

Экспертное заключение Департамента на 2023 год не содержит анализ таких расчетов.

ФАС России отмечает, что плановые расходы должны быть сформированы с учетом включения в НВВ ПАО «Россети Кубань» расчетной предпринимательской прибыли и экономии от снижения потерь электрической энергии, которые не имеют целевого назначения и могут быть потрачены регулируемой организацией на снижение кредитного портфеля.

Таким образом, расходы по статье «Расходы на обслуживание заемных средств» за 2021 год и на 2023 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с требованиями пункта 23 Правил регулирования № 1178. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ ПАО «Россети Кубань».

2.4. «Расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли» на 2023 год - 1 695 487,79 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли организации, тарифы на услуги по передаче электрической энергии для которой устанавливаются с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, не могут превышать 12 процентов необходимой валовой выручки и определяются в соответствии с утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли подлежат пересмотру с учетом исключения экономически необоснованных расходов из НВВ ПАО «Россети Кубань».

2.5. «Прочие неподконтрольные расходы».

2.5.1. Расходы на содержание объектов социальной сферы признаны Департаментом экономически обоснованными по факту 2021 года в размере 8 812,10 тыс. руб.

С целью охраны здоровья и сохранения способности к труду, предупреждения и своевременного выявления профессиональных заболеваний работников в 11 филиалах и исполнительном аппарате Общества организована работа здравпунктов.

На основании анализа представленных обосновывающих документов плановые расходы на 2023 год приняты Департаментом в размере 13 519,28 тыс. руб., на 2024 год – 14 154,69 тыс. руб., на 2025 год – 14 720,88 тыс. руб., на 2026 год – 15 309,71 тыс. руб., на 2027 год –15 922,10 тыс. руб., на уровне заявленных ПАО «Россети Кубань». Расчет произведен исходя из расходов по действующему договору на сумму 13 128,19 тыс. руб. с учетом индексов-дефляторов в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Минэкономразвития РФ на 2023 год и плановый период 2024-2025 гг.

Данные расходы относятся к подконтрольным расходам в соответствии с пп. 2 п. 19 Основ ценообразования № 1178, а также п. 12 Методических указаний № 98-э.

В связи с чем необходимо исключить плановые затраты из состава неподконтрольных расходов 2023 года и включить в состав базового уровня подконтрольных расходов организации 2023 года в экономически обоснованном размере с учетом необходимости несения данных расходов в соответствии с требованиями законодательства. Фактические расходы за 2021 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ ПАО «Россети Кубань».

2.5.2. Расходы на проведение собраний акционеров признаны Департаментом экономически обоснованными по факту 2021 года в размере 1 161,75 тыс. руб.

Между тем, осуществление регулируемого вида деятельности не зависит от организационно-правовой формы организации, в связи с чем, расходы на проведение общего собрания акционеров являются экономически необоснованными и подлежат исключению из НВВ ПАО «Россети Кубань» в размере 1 161,75 тыс. руб.

2.5.3. В составе прочих неподконтрольных расходов на 2023 год Департаментом также учтены затраты на услуги банков в размере 943,33 тыс. руб., которые должны относится к подконтрольным расходам в соответствии с
с пп. 2 п. 19 Основ ценообразования № 1178, а также п. 12 Методических указаний № 98-э.

В связи с чем необходимо исключить данные затраты из состава неподконтрольных расходов 2023 года и включить в состав базового уровня подконтрольных расходов организации 2023 года в экономически обоснованном размере.

2.5.4. В составе прочих неподконтрольных расходов за 2021 год Департаментом включены расходы на смотры-конкурсы, совещания, семинары в размере 13 305,75 тыс. руб., которые не являются обязательными для регулируемого вида деятельности «Услуги по передаче электрической энергии» и подлежат исключению из НВВ ПАО «Россети Кубань».

2.6. «Расходы на обеспечение коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям»: учтено 1 089 284,76 тыс. руб. на приобретение приборов учета в составе неподконтрольных расходов. Данные расходы не предусмотрены в инвестиционной программе, утвержденной приказом Минэнерго России от 10.11.2022 № 19@.

В соответствии с п. 12 Методических указаний № 98-э в состав подконтрольных расходов включаются расходы, необходимые для исполнения предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям.

Федеральным стандартом бухгалтерского учета 6/2020 «Основные средства» предусмотрено, что основное средство (ОС) – это актив, который в том числе предназначен для использования в обычной деятельности в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев.

Коммерческий прибор учета является основным средством. При этом расходы на капитальные вложения учитываются в НВВ регулируемых организаций в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977, а также пункта 32 Основ ценообразования № 1178.

Расходы на приобретение средств коммерческого учета более 100 тыс. руб. на основании части 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации могут быть включены в НВВ только на основании утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе в составе неподконтрольных расходов. Расходы на приобретение средств коммерческого учета менее 100 тыс. руб. подлежат учету в составе базового уровня подконтрольных расходов с учетом распределения приобретения необходимого и экономически подтвержденного количества приборов учета на пятилетний долгосрочный период регулирования.

Департаментом расходы на покупку основных средств в размере 1 089 284,76 тыс. руб. неправомерно учтены в составе неподконтрольных расходов без наличия данных мероприятий в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе.

Таким образом, расходы по статье «Расходы на обеспечение коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям» на 2023 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию и учету в НВВ в соответствии с требованиями п. 12 Методических указаний № 98-э и мотивировочной части настоящего пункта. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ ПАО «Россети Кубань».

3. Компенсация незапланированных расходов/полученного избытка, выявленные по итогам 2021 года.

3.1. «Списание просроченной безнадежной дебиторской задолженности» статьи «Прочие неподконтрольные расходы» за 2021 год - 194,97 тыс. руб.

В материалах тарифного дела представлен только реестр списания просроченной дебиторской задолженности, что не является обоснование расходов по статье «Списание просроченной безнадежной дебиторской задолженности». Не представлены приказы о списании безнадежной дебиторской задолженности, ОСВ, судебные решения, исполнительные листы и пр.

Таким образом, расходы по статье «Списание просроченной безнадежной дебиторской задолженности» за 2021 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с требованиями пункта 23 Правил регулирования № 1178. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ ПАО «Россети Кубань».

3.2. «Корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы» за 2021 год.

В соответствии с п. 11 Методических указаний 98-э ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки на очередной год долгосрочного периода регулирования, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы.

Указанная корректировка не применяется при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в 2022 и 2023 годах за неисполнение инвестиционной программы в 2022 году (за исключением случаев выявления нарушений, связанных с использованием инвестиционных ресурсов, полученных за счет поступлений от регулируемой деятельности, на цели, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности), с последующим учетом такой корректировки на 2025 год.

ПАО «Россети Кубань» заявлена корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2021 год, в размере 287 041,95 тыс. руб. без учета ИПЦ (346 557,20 тыс. руб. с применением ИПЦ на 2022 год в размере 13,9% и на 2023 год в размере 6% согласно Прогнозу социально-экономического развития РФ). Материалы представлены в адрес Департамента письмом от 18.10.2022 №РК/004/375-исх (приложение 1, приложение 9).

По итогам проведенного анализа, корректировка необходимой валовой выручки ПАО «Россети Кубань», осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2021 год, составила «-» 580 741,84 тыс. руб., осуществлена Департаментом с учетом расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемых в состав платы за технологическое присоединение заявителям с присоединяемой мощностью до 15 кВт и до 150 кВт, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электроэнергии на 2021 год.

Между тем, органом регулирования необоснованно по ряду мероприятий инвестиционной программы приняты фактические расходы в большем размере, чем предусмотрено инвестиционной программой, утвержденной в установленном порядке на 2021 год (факты наличия дополнительных затрат на реализацию инвестиционной программы, по которым фактические затраты превысили плановые значения).

Материалы тарифного дела не содержат обоснования роста данного превышения, в связи с чем данные расходы исключаются из объема фактического исполнения инвестиционной программы.

На основании вышеизложенного, расходы по статье «Корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы» подлежат пересчету с проведением дополнительного анализа причин превышения фактических расходов над плановыми на выполнение мероприятий инвестиционной программы в 2021 году в размере 37 073 млн. руб. на основании письма ФАС России от 18.05.2022 № МШ/48200/22.

4. Расчетная предпринимательская прибыль - 2 400 746,20 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 расчетная предпринимательская прибыль сетевой организации, включаемая в необходимую валовую выручку сетевой организации, определяется в размере 5 процентов необходимой валовой выручки сетевой организации на очередной период регулирования с учетом расходов на оплату потерь на очередной период регулирования за вычетом расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии, оказываемых прочими территориальными сетевыми организациями.

Расчетная предпринимательская прибыль подлежит пересчету с учетом исключения экономически необоснованных расходов из НВВ ПАО «Россети Кубань».

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положением о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края нарушившим пункты 7, 28, 29, 30, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положения Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в срок до 01.07.2023 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики:

2.1. Исключить из необходимой валовой выручки ПАО «Россети Кубань» расходы по следующим статьям:

2.1.1. базовый уровень подконтрольных расходов 2023 года:

- «Расходы социального характера (из прибыли)» (подстатьи «Материальная помощь при увольнении работника по собственному желанию после (до) установления трудовой пенсии», «Погашение стоимости путевок для работников по коллективному договору») в размере 10 290,97 тыс. руб.;

- «Услуги сторонних организаций» (подстатьи «Трансформация отчетности МСФО, тестирование на обесценение, актуарные расчеты», «Прочие консультационные расходы») в размере 1 977,25 тыс. руб.;

- «Услуги сторонних организаций» (подстатья «Услуги типографии и типографская продукция») в размере 3 793,25 тыс. руб.;

- «Услуги сторонних организаций» (подстатья «Услуги курьерские по доставке корреспонденции») в размере 398,11 тыс. руб.;

- «Услуги сторонних организаций» (подстатья «Расходы по служебным разъездам») в размере 59,90 тыс. руб.;

- «Услуги сторонних организаций» (подстатья «Юридические услуги») в размере 12 080,66 тыс. руб.;

- «Услуги сторонних организаций» (подстатья «Мероприятия по улучшению условий труда») в размере 5 797,08 тыс. руб.;

- «Услуги сторонних организаций» (подстатья «Проведение совещаний») в размере 16 064,56 тыс. руб.;

- «Услуги сторонних организаций» (подстатья «Расходы на услуги по сертификации систем менеджмента качества») в размере 294,19 тыс. руб.;

- «Другие расходы» (подстатья «Расходы, связанные с корпоративным управлением Общества») в размере 1 427,40 тыс. руб.;

2.1.2. неподконтрольные расходы:

- «Покупная тепловая энергия на производственные и хозяйственные нужды» на 2023 год в размере 1 228,17 тыс. руб.;

- «Прочие неподконтрольные расходы» (подстатья «Расходы на проведение собраний акционеров» за 2021 год) в размере 1 161,75 тыс. руб.;

- «Прочие неподконтрольные расходы» (подстатья «Региональный сегмент ЕИАС» за 2021 год и на 2023 год) в размере 3 665,56 тыс. руб. и 3 684,68 тыс. руб.;

- «Прочие неподконтрольные расходы» (подстатья «Расходы на смотры-конкурсы, совещания, семинары» за 2021 год) в размере 13 305,75 тыс. руб.

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ПАО «Россети Кубань» на основании мотивировочной части настоящего предписания, анализ и расчеты отразив в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, по следующим статьям затрат:

2.2.1. базовый уровень подконтрольных расходов 2023 года:

- «Материалы на техобслуживание (в т.ч. давальческие материалы)»;

- «Материалы для прочих технических средств»;

- «Топливо для транспортных средств и прочего оборудования»;

- «Средства защиты»;

- «Моющие и обезвреживающие средства»;

- «Материалы на ремонт (в т.ч. давальческие)»;

- «Ремонт подрядным способом без давальческих материалов»;

- «Материалы для средств измерений (техобслуживание)»;

- «Техобслуживание подрядным способом без давальческих материалов»;

- «Спец. одежда и обувь»;

- «Прочие материальные расходы» (подстатья «Оргтехника, ПК, сервера, сетевое оборудование», «Мебель», «Другие прочие материальные расходы»);

- «Услуги по техническому надзору»;

- «Услуги по диагностике и экспертизе промышленной безопасности»;

- «Услуги по транспортировке и утилизации опасных производственных отходов»;

- «Расходы социального характера (из прибыли)» (подстатья «Материальная помощь работникам по заявлению и решению комиссии по социальным льготам, оказываемым в экстренных случаях»);

- «Расходы на командировки»;

- «Расходы на страхование»;

- «Услуги сторонних организаций» («Услуги связи», «Услуги по программному обеспечению и сопровождению», «Услуги автотранспорта», «Услуги охраны», «Подбор и подготовка кадров», «Техническое обслуживание, сопровождение и поддержка информационных систем», «Услуги аудиторские (обязательный аудит)», «Расходы на содержание автотранспорта», «Приобретение нормативной и технической литературы», «Подписка на периодические издания», «Услуги типографии и типографская продукция», «Услуги переплетчиков»);

2.2.2. неподконтрольные расходы:

- «Плата за аренду имущества и лизинг» за 2021 год и на 2023 год;

- «Расходы на обслуживание заемных средств» за 2021 год и на 2023 год;

- «Расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли» на 2023 год;

- «Списание просроченной безнадежной дебиторской задолженности» статьи «Прочие неподконтрольные расходы» за 2021 год;

- «Прочие неподконтрольные расходы» (подстатья «Расходы на содержание объектов социальной сферы» за 2021 год);

2.2.3. «Корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы» за 2021 год;

2.2.4. «Расчетная предпринимательская прибыль» на 2023 год;

2.2.5. расходы по подстатье «Расходы на услуги банков», «Расходы на содержание объектов социальной сферы» статьи «Прочие неподконтрольные расходы» подлежат исключению из состава неподконтрольных расходов 2023 года и включению в базовый уровень подконтрольных расходов 2023 года в экономически обоснованном размере;

2.2.6. расходы по статье «Расходы на обеспечение коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям» на 2023 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию и учету в НВВ в соответствии с требованиями п. 12 Методических указаний № 98-э.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетике в срок до 01.07.2023 пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов на 2023 год, а также величину необходимой валовой выручки на 2023 год ПАО «Россети Кубань» в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э, с учетом мотивировочной части настоящего предписания, отразив соответствующие анализы и расчеты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в срок до 01.07.2023 пересмотреть и ввести в действие тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год, исключив выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ПАО «Россети Кубань» в соответствии с особенностями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2053.

Экономически необоснованные расходы (доходы), не исключенные из необходимой валовой выручки ПАО «Россети Кубань» при пересмотре тарифов в сфере электроэнергетики на 2023 год, исключить при установлении тарифов на услуги по передаче электроэнергии для ПАО «Россети Кубань» на 2024 год с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписанием, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протокола (протоколов) заседания правления органа исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором (которых) принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) цен (тарифов) в сфере электроэнергетики для ПАО «Россети Кубань», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

Связанные организации

Краснодарское УФАС России
ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813
Департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края
ИНН 2308085811, ОГРН 1032304936399