Решение №СП/9984/21 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 12 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «03» февраля 2021 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере газоснабжения № 5, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>

рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере газоснабжения между АО «Газпром газораспределение Тверь» (далее — Заявитель, регулируемая организация, ГРО) и Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (далее – ГУ РЭК, орган регулирования) в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи юрисконсульта 1 категории АО «Газпром газораспределение Тверь» <...>, представителя по доверенности
АО «Газпром газораспределение Тверь» <...> , начальника отдела подготовки балансов электрической энергии (мощности), технологического присоединения и энергосбережения - заместителя начальника управления регулирования в сфере электроэнергетики, энергосбережения и развития регулируемых организаций Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. № 185765-ЭП/20 от 02.11.2020)
АО «Газпром газораспределение Тверь» о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) с Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области.

Спор возник с ГУ РЭК по приказу от 31.07.2020 № 47-нп «Об утверждении платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения АО «Газпром газораспределение Тверь» объекта капитального строительства Газопровод к 77 индивидуальным жилым домам в д. Прудищи, Никулинского с/п Калининского района по коллективной заявке» (далее – приказ № 47-нп).

По мнению Заявителя, ГУ РЭК нарушил законодательство Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере газоснабжения при установлении величины следующих показателей, представленных в таблице 1.

Таблица 1. Величина разногласий между АО «Газпром газораспределение Тверь» и ГУ РЭК Тверской области по приказу № 47-нп (тыс. руб.).

п/п

Наименование показателя

Заявитель

Орган регулирования

Объем разногласий

1

Расходы на разработку проектной документации

1 246,42

967,46

278,96

2

Расходы на выполнение технических условий

5 273,85

4 533,03

740,82

3

Расходы, связанные с осуществлением фактического подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя к сети

115,84

100,83

15,01

 

Итого

6 636,11

5 601,32

1 034,79

Величина разногласий, заявленных АО «Газпром газораспределение Тверь» в ФАС России по приказу № 47-нп, составляет 1 034,79 тыс. руб.

АО «Газпром газораспределение Тверь» отмечает в своем заявлении, что изначально проект был разработан на присоединение к газораспределительным сетям 24 индивидуальных жилых домов.

По результатам рассмотрения представленных АО «Газпром газораспределение Тверь» материалов на подключение к сетям газораспределения 24 индивидуальных жилых домов ГУ РЭК Тверской области был принят приказ
от 18.03.2019 № 61-нп, которым установлена плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения АО «Газпром газораспределение Тверь» объекта капитального строительства Газопровод к 24 индивидуальным жилым домам в размере 6 135,829 тыс. руб., в том числе:

- расходы на разработку проектной документации – 1 297,129 тыс. руб.;

- расходы на выполнение технических условий – 4 739,471 тыс. руб.;

- расходы, связанные с осуществлением фактического подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя к сети – 90,229 тыс. руб.

АО «Газпром газораспределение Тверь» просит ФАС России:

- отменить приказ Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 31.07.2020 № 47-нп;

- обязать ГУ РЭК установить и ввести в действие плату за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения
АО «Газпром газораспределение Тверь» объекта капитального строительства Газопровод к 77 индивидуальным жилым домам в д. Прудищи, Никулинского с/п Калининского района по коллективной заявке по индивидуальному проекту с учетом действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере газоснабжения.

В обоснование заявленных требований АО «Газпром газораспределение Тверь» предоставило в адрес ФАС России следующие документы:

- приказ ГУ РЭК № 61-нп от 18.03.2019;

- протокол № 11 заседания правления ГУ РЭК от 18.03.2019;

- приказ ГУ РЭК № 47-нп от 31.07.2020;

- протокол № 16 заседания правления ГУ РЭК от 31.07.2020;

- договор о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства (24 индивидуальных жилых дома) к сети газораспределения по индивидуальному проекту № ТОГ-Уп-Д-00648 от 28.08.2017 между АО «Газпром газораспределение Тверь» и ПТ «Околоручье»;

- дополнительные соглашения к договору № ТОГ-Уп-Д-00648 от 28.08.2017;

- договор подряда № Н3342 от 26.12.2017 с ООО «ГАММА» на выполнение работ по изысканиям инженерно-геологическим, инженерно-геодезическим, инженерно-экологическим;

- договор подряда № ТОГ-Уп-Р-0031 от 05.02.2019 с ООО «ГАММА» на выполнение работ по постановке на кадастровый учет земельных участков на период строительства объекта;

- сметная документация, направленная в ГУ РЭК;

- сметная документация с учетом принятых замечаний ГУ РЭК;

- проектная документация;

- сводная таблица замечаний по сметам и инженерным изысканиям;

- технический отчет о выполненных инженерно-геодезических изысканиях
№ 05-01/18-ИИ;

- технический отчет инженерно-геологических изысканий (внеплощадочные сети) № 05-01/18;

- технический отчет о выполненных инженерно-экологических изысканиях (внеплощадочные сети) № 05-01/18-ИЭИ;

- технический отчет о выполненных инженерно-гидрометеорологических изысканиях (внеплощадочные сети) № 05-01/18-ИЭИ;

- письмо АО «Газпром газораспределение Тверь» от 19.06.2020 № 020/3011 в ГУ РЭК;

- письмо АО «Газпром газораспределение Тверь» от 10.07.2020 № 020/3544 в ГУ РЭК;

- письмо ОАО «Газпром» от 18.04.2013 № 03/11-1159 в дочерние общества о согласовании заключения договоров на выполнение ПИР.

ФАС России в рамках рассмотрения заявления о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) проведен анализ требований Заявителя и доводов сторон, по результатам которого отмечено следующее.

Согласно статье 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - технологическое присоединение) и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.

В соответствии с подпунктом ж) пункта 11 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 (далее – Основные положения № 1021), государственное регулирование цен на газ, включая розничные цены на газ и розничные цены на сжиженный газ, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, и тарифов на услуги по его транспортировке, а также платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней исходя из возмещения газораспределительным организациям экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием услуг по технологическому присоединению к газораспределительным сетям.

Согласно пункту 26(23) Основных положений № 1021 плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы, если проект подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если лицо, подавшее заявку на подключение, письменно подтверждает готовность компенсировать расходы газораспределительной организации, связанные с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих газораспределительных сетей, необходимой для осуществления технологического присоединения, если такие расходы не были включены в инвестиционные программы газораспределительной организации или в региональную (межрегиональную) программу газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, или в случае, если мероприятия по технологическому присоединению предусматривают:

- проведение лесоустроительных работ;

- переходы через водные преграды;

- прокладку газопровода наружным диаметром свыше 219 мм и (или) протяженностью более 30 метров бестраншейным способом;

- прокладку газопровода по болотам 3 типа, и (или) в скальных породах, и (или) на землях особо охраняемых природных территорий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - Правила подключения № 1314).

Согласно пункту 87 Правил подключения № 1314, в случае если размер платы за технологическое присоединение зависит от технических параметров, указанных в проектной документации, и устанавливается впоследствии органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) по индивидуальному проекту при заключении договора о подключении, в договоре о подключении указывается предварительный размер платы за подключение (технологическое присоединение), определяемый исходя из предварительных технических параметров и укрупненных нормативов цен строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры. Расходы на реализацию мероприятий, для которых отсутствуют укрупненные нормативы цены строительства, не должны превышать сметную стоимость, рассчитанную по сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов. При этом расчет предварительного размера платы за технологическое присоединение является обязательным приложением к договору о подключении.

В соответствии с пунктом 10 представленного в ФАС России договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства (24 индивидуальные жилые дома на земельных участках) к сети газораспределения по индивидуальному проекту № ТОГ-Уп-Д-00648 от 28.08.2017 между АО «Газпром газораспределение Тверь» и ПТ «Околоручье» предварительный размер платы составляет 5 781 39,89 руб. (с учетом НДС), т.е. 4 899 864,31 тыс. руб. без учета НДС.

Согласно дополнительному соглашению № 2 от 26.03.2019 к указанному выше договору, размер платы за подключение по индивидуальному проекту составил 6 135 829,00 тыс. руб. без учета НДС (в соответствии с приказом ГУ РЭК от 18.03.2019 № 61-нп).

Согласно дополнительному соглашению № 3 от 02.07.2019 к указанному выше договору, изменилось количество объектов капитального строительства, подключаемых к сети газораспределения, увеличилось до 77 индивидуальных жилых домов.

Пунктом 13(1) Правил подключения № 1314 установлено, что размер платы за технологическое присоединение определяется исходя из технических параметров подключения и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов).

В случае если размер платы за технологическое присоединение должен быть установлен впоследствии органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) по индивидуальному проекту, размер соответствующей платы за технологическое присоединение определяется исходя из технических параметров подключения и укрупненных нормативов цен строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры. Расходы на реализацию мероприятий, для которых отсутствуют укрупненные нормативы цены строительства, не должны превышать сметную стоимость, рассчитанную по сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов.

Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждены приказом ФАС России от 16.08.2018 № 1151/18 (далее – Методические указания № 1151/18).

Согласно пункту 8 Методических указаний № 1151/18, для расчета размера платы за технологическое присоединение и (или) размера стандартизированных тарифных ставок учитываются расходы на выполнение ГРО следующих мероприятий:

- выполнение ГРО технических условий, в том числе разработку проектной документации и проведение экспертизы проектной документации, и (или) проведение экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов (в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации) и осуществление строительных мероприятий;

- мониторинг ГРО выполнения Заявителем технических условий и осуществление фактического присоединения.

В состав расходов ГРО на выполнение технических условий, в том числе входят экономически обоснованные расходы:

а) на разработку проектной документации, в том числе:

- на разработку проекта планировки территории, проекта межевания территории, предназначенных для размещения газораспределительной сети, проводимого ГРО за счет собственных средств в случаях, предусмотренных градостроительным законодательством;

- на проведение инженерно-геодезических, инженерно-геологических и иных видов инженерных изысканий;

- на подготовку рабочей документации;

- на проведение землеустроительных и кадастровых работ;

- на согласование предоставления земель и (или) земельных участков для строительства газораспределительной сети, в том числе расходы на оформление сервитута, аренды и других прав землепользования;

- на разработку проекта рекультивации (при использовании земель сельскохозяйственного назначения);

- на проведение экспертизы проектной документации, если она подлежит экспертизе в соответствии с градостроительным законодательством;

б) на осуществление строительных мероприятий, в том числе расходы:

- на выполнение строительно-монтажных работ по созданию газораспределительных сетей;

- на выполнение пусконаладочных работ на газораспределительных сетях;

- на технологическое присоединение пунктов редуцирования газа и систем электрохимической (катодной) защиты к электрическим сетям;

- на энергоснабжение пунктов редуцирования газа и систем электрохимической (катодной) защиты на период строительства газораспределительных сетей;

- за пользование землями и (или) земельными участками на период строительства газораспределительных сетей;

- на возмещение убытков и экономически обоснованных затрат на рекультивацию (при использовании земель сельскохозяйственного назначения) и благоустройство;

- на осуществление государственной регистрации права собственности на созданную ГРО газораспределительную сеть в целях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства Заявителя.

Расходы на разработку проектной документации включают в себя следующие работы:

- подготовка территории строительства (сметы 01-01, 01-02);

- основные объекты строительства (строительно-монтажные работы) (сметы 02-01 1, 02-02, 02-03);

- благоустройство и озеленение территории (смета 07-01);

- прочие работы и затраты (сметы 09-01, 09-02);

- инженерно-геодезические изыскания (Смета №1);

- инженерно-геологические изыскания (Смета №2);

- инженерно-экологические изыскания (Смета №3);

- инженерно-гидрометеорологические изыскания (Смета №4);

- иные расходы.

1. Подготовка территории к строительству.

Согласно заявлению АО «Газпром газораспределение Тверь», Заявитель не согласен с органом регулирования по следующим вопросам:

- смета 01-02 (корректировка объема пунктов 1 и 2, исключение органом регулирования позиции 3);

- исключение расходов по договору № ТОГ-Уп-Р-0031 от 05.02.2019 на выполнение работ по постановке на кадастровый учет земельных участков на период строительства объекта.

1. Органом регулирования был скорректирован объем работ по смете 01-02 и исключен пункт 3 как не относящийся к обоснованным затратам.

Расчет регулируемой организации произведен на основании СП 42-101-2003. Свод правил по проектированию и строительству. Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб, одобренного постановлением Госстроя России от 26.06.2003 № 112 (далее - СП 42-101-2003).

Согласно пункту 10.1 СП 42-101-2003 трассовые подготовительные работы включают в том числе расчистку строительной полосы от леса и кустарника, корчевку пней; снятие и складирование в специально отведенных местах плодородного слоя земли.

При этом, в соответствии с пунктом 10.5 СП 42-101-2003 расчистка трассы газопровода производится в границах строительной полосы, установленной проектом после получения заказчиком специального разрешения, - лесопорубочного билета (ордера).

Подтверждение получения лесопорубочного билета (ордера) Заявителем ни в орган регулирования, ни в ФАС России не представлено.

В связи с чем, органом регулирования были учтены только работы по расчистке кустарника непосредственно на территории трассы газопровода: 1,5 м х 560 м = 0,084 га (на основании абзаца 3 раздела 5 Проекта полосы отвода (далее – ППО), лист 17 Приложения 9 и результатов геодезических испытаний по графическим материалам Приложения 9).

Так, согласно разделу 5 «Решения по организации рельефа трассы и инженерной подготовке территории» ППО, планировка трассы включает в себя расчистку трассы от зелёных насаждений и мусора, и производится с таким расчетом, чтобы после выемки грунта при рытье траншеи оставалась спланированная полоса для размещения на ней сварочного оборудования, проезда автотранспорта и передвижения строительных машин. Ширина спланированной полосы должна составлять не менее 1,5 м (лист 17).

Кроме того, ФАС России отмечает, что согласно пункту 3.9. Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 №15/1, и действующей на момент составления сметы (далее - МДС 81-35.2004), основанием для определения сметной стоимости строительства могут являться:

- исходные данные заказчика для разработки сметной документации, предпроектная и проектная документация, включая чертежи, ведомости объемов строительных и монтажных работ, спецификации и ведомости потребности оборудования, решения по организации и очередности строительства, принятые в проекте организации строительства (далее - ПОС), пояснительные записки к проектным материалам, а на дополнительные работы - листы авторского надзора и акты на дополнительные работы, выявленные в период выполнения строительных и ремонтных работ;

- действующие сметные нормативы, а также отпускные цены и транспортные расходы на материалы, оборудование, мебель и инвентарь;

- отдельные, относящиеся к соответствующей стройке, решения органов государственной власти.

При этом, представленный Заявителем проект организации строительства (ПОС) 179 -18-ПОС не содержит ведомости объемов строительных и монтажных работ, на основании которых можно сделать вывод об обоснованности предлагаемых регулируемой организацией объемах и видах работ.

2. Органом регулирования исключены расходы по договору подряда
№ ТОГ-Уп-Р-0031 от 05.02.2019 с ООО «ГАММА» на выполнение работ по постановке на кадастровый учет земельных участков на период строительства объекта.

Согласно статьям 22-24 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), земельные участки могут быть переданы в аренду, в безвозмездное пользование, в отношении них может быть установлен сервитут, публичный сервитут.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 6 ЗК РФ части земельных участков являются объектами земельных отношений.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015
№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о недвижимости) характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, относятся к основным сведениям об объекте недвижимости.

Согласно части 4 указанной статьи, в кадастр недвижимости, в частности, вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости:

- описание местоположения объекта недвижимости;

- кадастровый номер объекта недвижимости.

В соответствии с частью 3 статьи 44 Закона о недвижимости государственная регистрация договора аренды части земельного участка осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в Едином государственном реестре недвижимости, или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части.

Согласно части 4 статьи 44 Закона о недвижимости, государственная регистрация сервитута, предусматривающего право ограниченного пользования частью земельного участка, осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в Едином государственном реестре недвижимости, или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части. Государственный кадастровый учет части земельного участка осуществляется одновременно с государственной регистрацией сервитута, которым предусмотрено право ограниченного пользования такой частью без соответствующего заявления.

Из определения Верховного Суда Российской Федерации от 14.01.2014
№ АПЛ13-566 следует, что наличие кадастровых сведений о земельном участке представляет собой требование к описанию местоположения его границ, которое позволяет определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи.

Следовательно, договоры аренды, безвозмездного пользования части земельного участка, установления сервитута должны содержать в себе характеристики, позволяющие определить данный земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, в т.ч. кадастровый номер и описание местоположения участка в целом, а также площадь передаваемой в аренду, безвозмездного пользования, установления сервитута части участка и ее расположение. Для конкретизации передаваемой части изготавливается и прикладывается к договору схема расположения относительно участка в целом.

Таким образом, органу регулирования следует провести дополнительный анализ расходов по договору подряда № ТОГ-Уп-Р-0031 от 05.02.2019 с
ООО «ГАММА» на выполнение работ по постановке на кадастровый учет земельных участков на период строительства объекта и учесть их в экономически обоснованном объеме.

На основании изложенного, требования Заявителя по пересмотру расходов, связанных с подготовкой территории к строительству, подлежат частичному удовлетворению.

2. Строительно-монтажные работы.

Согласно сметам 02-01, 02-02, 02-03, представленным АО «Газпром газораспределение Тверь» в ФАС России, расходы на строительно-монтажные работы рассчитаны в размере 4 935,131 тыс. руб.

Органом регулирования указанные расходы приняты в размере 4 389,956 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 545,17 тыс. руб.

2.1. Смета 02-01.

Разногласия по строительно-монтажным работам заключаются по следующим пунктам сметы 02-01:

- пункты 2 «Работа на отвале, группа грунтов 1» и 3 «Разработка грунта с перемещением до 10 м бульдозерами мощностью 79 кВт (108 л.с.), группа грунтов 1 / перемещение из временного отвала» (исключены органом регулирования как избыточные);

- пункты 8, 10 и 17 сметы (органом регулирования исключен песок для строительных работ, т.к. может применяться вытесненный грунт);

- пункты 14-18 сметы (органом регулирования исключены работы по выторфовке, т.к. они не предусмотрены проектом);

- пункты 118-121 сметы (органом регулирования исключены работы по прокладке кабелей в футляре, т.к. они не предусмотрены проектом);

- пункт 127 «Очистка полости трубопровода продувкой воздухом, условный диаметр газопровода до 100 мм» (применение расценок в зависимости от диаметров труб).

1. Органом регулирования исключены из сметы 02-01 пункты 2 «Работа на отвале, группа грунтов 1» и 3 «Разработка грунта с перемещением до 10 м бульдозерами мощностью 79 кВт (108 л.с.), группа грунтов 1/ перемещение из временного отвала» как избыточные.

Согласно пояснениям органа регулирования, снятие плодородного слоя толщиной 20 см по ширине и перемещение его до 10 м от траншеи (в пределах полосы отвода) учтено в пункте 1 «Разработка грунта с перемещением до 10 м бульдозерами мощностью 79 кВт (108 л.с.), группа грунтов 1 / срезка растительного слоя с перемещением во временный отвал» сметы 02-01.

Согласно пункту 4.6 СП 82.13330.2016. Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75, утвержденному приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 972/пр, растительный грунт, подлежащий снятию с застраиваемых площадей, должен срезаться, перемещаться в специально выделенные места и складироваться. При работе с растительным грунтом следует предохранять его от смешивания с нижележащим нерастительным грунтом, от загрязнения, размыва и выветривания.

Кроме того, пунктом 3.33 СП 45.13330.2017. Свод правил. Земляные сооружения, основания и фундаменты. Актуализированная редакция СНиП 3.02.01-87, утвержденным и введенным в действие приказом Минстроя России от 27.02.2017 № 125/пр, предусмотрено понятие отвалы: искусственно созданные массивы грунта на поверхности, устраиваемые при перемещении грунта грузовой или землеройной техникой, а также гидронамывом без дополнительного выравнивания и уплотнения.

Раздел 2 «Обоснование размеров земельных участков» ППО содержит графическое описание полосы отвода для проектируемого линейного объекта в населённом пункте, согласно которому предусмотрен отвал грунта 0,9 м (лист 7). 

При этом, согласно пункту 7.4 «Разработка основного периода строительства» ПОС, разрабатываемый грунт складируется в пределах полосы работ (лист 9).

Кроме того, ФАС России отмечает, что поскольку органом регулирования учтена срезка растительного слоя с перемещением во временный отвал (пункт 1 сметы 02-01), то его следует и вернуть при благоустройстве территории, что предусмотрено пунктом 3 сметы 02-01 «Перемещение из временного отвала». 

2. Органом регулирования из пунктов 8, 10 и 17 сметы 02-01 исключен песок природный для строительных работ, т.к. может применяться вытесненный грунт.

Согласно разделу 7.4 «Разработка основного периода строительства» ПОС, присоединение полиэтиленового газопровода к металлическому газопроводу выполнено через стальную вставку с неразъемным соединением «полиэтилен-сталь» усиленного типа. Неразъемное соединение «полиэтилен-сталь» укладывается на основание из песка 10 см, длиной по 1 м в каждую сторону и засыпается песком на всю высоту траншеи (лист 10).

Согласно разделу 4 «Геологическое строение» и пунктам 7 и 8 «Заключения» технического отчета по инженерно-геологическим изысканиям № 05-01/18, специфические грунты на участке представлены техногенным грунтом и торфами. Вскрытая мощность слоя торфа от 0,6 до 1,6 м (листы 8, 13).

Кроме того, приложение «К» «Инженерно-геологический разрез скважин» технического отчета по инженерно-геологическим изысканиям № 05-01/18 содержит описание грунтов в каждой скважине, последовательность и глубину слоев (стр.
41-66). Из указанных графических материалов видно, что часть скважин не содержит в структуре грунта песок, а имеет мощность слоя торфа от 0,6 до 1,6 м.

При этом, ФАС России отмечает, что согласно разделу 5 «Решения по организации рельефа трассы и инженерной подготовке территории» ППО, засыпку газопровода выполняют грунтом с отвала, который ссыпается в траншею (лист 17).

Таким образом, органу регулирования следует произвести дополнительный анализ с учетом данных, представленных в техническом отчете по инженерно-геологическим изысканиям № 05-01/18, и рассчитать необходимый объем песка с учетом требований Проекта организации строительства 179 -18-ПОС.

3. Органом регулирования из сметы 02-01 исключены пункты 14-18, содержащие работы по выторфовке, т.к. они не предусмотрена проектом.

Согласно пункту 10.54 СП 42-101-2003. Свод правил по проектированию и строительству. Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб, одобренному постановлением Госстроя России от 26.06.2003 № 112 (далее -
СП 42-101-2003), при глубине торфяного слоя до 1 м с подстилающим основанием, имеющим высокую несущую способность, разработка траншеи осуществляется с предварительным удалением торфа бульдозером или экскаватором. При этом, глубина траншеи должна быть на 0,15 - 0,2 м ниже проектной отметки. При использовании экскаватора для выторфовывания протяженность создаваемого фронта работ должна быть 40 - 50 м.

По мнению органа регулирования, подсыпка может выполняться на основе вытесненного грунта.

При этом, ФАС России отмечает, что СП 42-101-2003 предусматривает использование вида грунта для подсыпки (засыпки) в зависимости от вида грунта в месте выполнения работ.

4. Органом регулирования из сметы 02-01 исключены пункты 118-121, содержащие работы по прокладке кабелей в футляре, т.к. они не предусмотрена проектом, а кроме того, прокладка трубы диаметром 63 мм учтена в пункте 78 сметы 02-01.

Заявитель отмечает, что согласно разделу 7.5 «Пересечение газопровода искусственных и естественных преград» ПОС, на пересечении газопровода с кабелем, заключить кабель в футляр из полиэтиленовой трубы Ø63мм (лист 11).

Также, в таблице 1 раздела 4 «Перечень пересекаемых естественных преград и искусственных сооружений» ППО указан перечень пересекаемых естественных преград и искусственных сооружений, также указаны места пересечения с электрокабелем и кабелем связи (листы 8-10).

ФАС России отмечает, что пункт 12 спецификации оборудования и материалов среднего давления (лист 1 приложения ППО) содержит позицию «ПЭ 100 ГАЗ SDR 17,6 63х3,6 мм» длинной 1 420 м.

При этом, сметой 02-01 при выполнении работ по прокладке газопровода открытым способом предусмотрен пункт 78 «Труба напорная из полиэтилена PE 100 для газопроводов ПЭ100 SDR17,6, размером 63х3,6 мм (ГОСТ Р 50838-95)» также в количестве 1 420 м.

Также отмечаем, что пункт 119 «Труба напорная из полиэтилена PE 100 для газопроводов ПЭ100 SDR 17,6, размером 110х6,3 мм (ГОСТ Р 50838-95)» не соответствует разделу 7.5 «Пересечение газопровода искусственных и естественных преград» ПОС, которым предусмотрено заключение кабеля в футляр из полиэтиленовой трубы Ø63мм (лист 11).

Таким образом, пункты 118 «Укладка газопроводов из полиэтиленовых труб в траншею со стационарно установленного барабана, диаметр газопровода 63 мм» и 119 «Труба напорная из полиэтилена PE 100 для газопроводов ПЭ100 SDR17,6, размером 110х6,3 мм (ГОСТ Р 50838-95)» подлежат исключению.

При этом, отмечаем, что пункты 120 «Затягивание провода в проложенные трубы и металлические рукава первого одножильного или многожильного в общей оплетке, суммарное сечение до 6 мм2» и 121 «Заделка битумом и прядью концов футляра диаметром 400 мм» подлежат включению в смету в экономически обоснованном размере.

5. Органом регулирования к пункту 127 «Очистка полости трубопровода продувкой воздухом» сметы 02-01 применены расценки, применяемые к диаметру труб до 100 мм.

Перечень труб с диаметром и длиной содержится в спецификации оборудования и материалов среднего давления (лист 1 Приложения ППО).

По мнению Заявителя, более 60 % применяемых газовых труб имеют диаметр свыше 110 мм, поэтому должна быть применена расценка 24-02-120-3 «Очистка полости трубопровода продувкой воздухом, условный диаметр газопровода до
150 мм», а не 24-02-120-2 «Очистка полости трубопровода продувкой воздухом, условный диаметр газопровода до 100 мм».

Органом регулирования была определена средневзвешенная арифметическая величина диаметра газопровода (с учётом того, что часть труб диаметром 63 мм применены как футляры), на основании чего и применена к пункту 127 сметы 02-01 расценка 24-2-120-2.

Таким образом, ФАС России считает, что при определении стоимости пункта 127 «Очистка полости трубопровода продувкой воздухом» сметы 02-01, необходимо выполнить расчет с учетом определения затрат отдельно по каждому диаметру.

2.2. Смета 02-02.

Разногласия по строительно-монтажным работам сметы 02-02 также заключаются по пункту 6 «Очистка полости трубопровода продувкой воздухом», где органом регулирования была определена средневзвешенная арифметическая величина диаметра газопровода, на основании чего и применена расценка
24-2-120-2.

Таким образом, ФАС России считает, что при определении стоимости пункта 6 «Очистка полости трубопровода продувкой воздухом» сметы 02-02, необходимо выполнить расчет с учетом определения затрат отдельно по каждому диаметру.

На основании вышеизложенного, органу регулирования следует провести дополнительный анализ и пересмотреть следующие расходы на строительно-монтажные работы:

- по пунктам 2 «Работа на отвале» и 3 «Разработка грунта с перемещением до 10 м бульдозерами / перемещение из временного отвала» сметы 02-01 - с учетом анализа необходимости возврата грунта, учтенного пунктом 1 сметы 02-01 «Срезка растительного слоя с перемещением во временный отвал»;

- по пунктам 8, 10 и 17 сметы 02-01 - произвести дополнительный анализ с учетом данных, представленных в техническом отчете по инженерно-геологическим изысканиям № 05-01/18, и рассчитать необходимый объем песка с учетом требований Проекта организации строительства 179 -18-ПОС;

- по пунктам 14-18 сметы 02-01 – провести дополнительный анализ расходов на работы по выторфовке, с учетом требований СП 42-101-2003;

- по пунктам 118-121 сметы 02-01 – при определении расходов на прокладку кабелей в футляре пункты 120 «Затягивание провода в проложенные трубы и металлические рукава первого одножильного или многожильного в общей оплетке, суммарное сечение до 6 мм2» и 121 «Заделка битумом и прядью концов футляра диаметром 400 мм» подлежат включению в смету 02-01;

- по пункту 127 сметы 02-01 и пункту 6 сметы 02-02 «Очистка полости трубопровода продувкой воздухом» - выполнить расчет с учетом определения затрат отдельно по каждому диаметру.

Таким образом, требования Заявителя по пересмотру расходов на выполнение строительно-монтажных работ подлежат частичному удовлетворению.

3. Благоустройство и озеленение территории.

Согласно смете 07-01, представленной АО «Газпром газораспределение Тверь» в ФАС России, расходы на благоустройство и озеленение территории рассчитаны в размере 227,73 тыс. руб.

Органом регулирования указанные расходы приняты в размере 44,14 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 183,6 тыс. руб.

Органом регулирования исключены избыточные требования, для расчета приняты затраты на песчано-гравийную подсыпку в один слой толщиной 0,15 м на площади 346,24 м2 по местам пересечения газопровода с грунтовыми дорогами.

Согласно разделу 7.8 «Благоустройство при строительстве газопроводов» ПОС, при выполнении работ, обеспечить уборку территории стройплощадки и полосы отвода под строительство. Бытовой и строительный мусор должен вывозиться своевременно в сроки и в порядке, установленном органом местного самоуправления. Объемы материалов, необходимых для восстановления, представлены в разделе 7.3  179-18-ПОС.

Пунктом 7.3 ПОС предусмотрена разборка существующего дорожного покрытия с последующем восстановлением песчано-гравийного общей площадью 346,24 м2:

- щебеночного (гравийное) площадью 346,24 м2;

- песок высокой степени крупности площадью 346,24 м2.

Восстановление покрытия вести согласно, действующих норм дорожного строительства.

Так, согласно пункту 10.168 СП 42-101-2003. Свод правил по проектированию и строительству. Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб, одобренному постановлением Госстроя России от 26.06.2003 № 112 (далее -
СП 42-101-2003), после засыпки футляра и восстановления насыпи дороги восстанавливают покрытия. Верхний слой дорог (дорог без покрытий) восстанавливают интенсивной трамбовкой.

При этом, следует учитывать возможную осадку грунта в процессе эксплуатации дороги и необходимость насыпки верхнего слоя несколько выше полотна дороги. Величина осадки зависит от вида грунта и способов засыпки или возведения насыпи и указана в таблице 23 СП 42-101-2003.

Кроме того, Раздел 6 «Сведения об объемах и трудоемкости основных строительных и монтажных работ по участкам трассы» ПОС содержит таблицу 6.1 «Ведомость объемов работ по разработке и восстановлению существующих покрытий дорог», согласно которой на восстановление песчано-гравийного покрытия общей площадью 346,24 м2 требуется следующая конструкция покрытия:

- щебень ГОСТ 8267-93* - 0.35м;

- песок ГОСТ 8736-2014 - 0.20 м.

Согласно отзыву органа регулирования, расходы на работы по восстановлению объектов дорожного хозяйства не предусмотрены приложением 2 к Методическим указаниям № 1151/18.

При этом, ФАС России отмечает, что работы по восстановлению покрытий дорог, как отмечалось выше, в соответствии с требованиями СП 42-101-2003 входят в состав работ по строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб.

На основании вышеизложенного, органу регулирования следует провести дополнительный анализ и пересмотреть расходы на работы по благоустройству и озеленению территории с учетом требований Проекта организации строительства 179 -18-ПОС.

Таким образом, требования Заявителя по пересмотру расходов на выполнение работ по благоустройству и озеленению территории подлежат частичному удовлетворению.

4. Прочие расходы.

АО «Газпром газораспределение Тверь» в ФАС России заявляет требования о несогласии с органом регулирования по сметам 09-01 «Кадастровые работы по подготовке технического плана газопровода» и 09-02 «Землеустроительные работы по подготовке карты (плана) охранной зоны газопровода» по вопросам применения коэффициентов на зимнее удорожание и строительный контроль в результате корректировки стоимости строительно-монтажных работ.

ФАС России отмечает, что согласно отзыву органа регулирования, указанные требования Заявителя в ГУ РЭК не были заявлены.

Кроме того, из представленных Заявителем в ФАС России смет 09-01 и 09-02 не представляется возможным сделать вывод о некорректности расчета органа регулирования.

Таким образом, требования Заявителя по пересмотру расходов по сметам
09-01 и 09-02 по вопросам применения коэффициентов на зимнее удорожание и строительный контроль в результате корректировки стоимости строительно-монтажных работ не подлежат удовлетворению.

5. Инженерно-геологические изыскания.

Согласно Смете №2, представленной АО «Газпром газораспределение Тверь» в ФАС России, расходы на инженерно-геологические работы рассчитаны в размере 322,412 тыс. руб.

Органом регулирования указанные расходы приняты в размере
282,69 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 39,72 тыс. руб.

Расчет регулируемой организации произведен на основании Справочника базовых цен на инженерно-геологические и инженерно-экологические изыскания для строительства, одобренного письмом Госстроя Российской Федерации от 22.06.1998 № 9-4/84 (далее – СБЦ-99).

Разногласия по инженерно-геологическим изысканиям заключаются по следующим пунктам Сметы №2:

- пункты 1.2 «Механические бурение скважин диаметром до 160 мм в породах 2 категории», 1.3 «Гидрогеологические наблюдения при бурении скважин до 160 мм» и 1.7 «Камеральная обработка материалов буровых работ» (объем бурения);

- пункт 1.4 «Отбор монолитов грунтов из буровых скважин с глубины до 10» (количество монолитов, отбираемых из буровых скважин);

- пункт 1.5 «Планово высотная привязка скважин» (количество скважин);

- пункт 2.1 «Анализ водной вытяжки» (исключен органом регулирования).

1. По мнению регулируемой организации, объем бурения, принимаемый в расчете в пунктах 1.2, 1.3 и 1.7 Сметы №2, должен быть учтен в размере 70,4 м, органом регулирования объем бурения учтен в размере 67 м.

Так, согласно разделу 1 «Полевые работы» представленного Заявителем в ФАС России технического отчета инженерно-геологических изысканий (внеплощадочные сети) № 05-01/18, на участке проектируемой трассы газопровода были пробурены 24 скважины. Общий объем бурения составил 70,4 пог. м (стр. 5).

Данная информация также содержится в Таблице 1.1 «Виды и объемы выполненных инженерно-геологических работ» на странице 6 технического отчета инженерно-геологических изысканий (внеплощадочные сети) № 05-01/18.

В соответствии с СБЦ-99 цены на бурение скважин зависят от диаметра скважины и глубины бурения.

При этом, в отзыве органа регулирования отмечается, что 2 скважины были выработаны еще в 2015 году.

Так, приложение «И» технического отчета инженерно-геологических изысканий (внеплощадочные сети) № 05-01/18 содержит таблицу «Каталог выработок по объекту», в которой в том числе указаны наименование и даты выработки скважин, а также глубина каждой скважины.

Согласно пунктам 25 и 26 указанной таблицы:

- 25. Шурф Скв.59/15  -  19.09.15-19.09.15 – глубина – 3 м,

- 26. Скв.58/15  -  19.09.15-19.09.15 – глубина – 3 м.

Также, в пунктах 2, 4, 6 и 8 указанной таблицы содержатся работы по опробованию зондом болотистой местности, что, по мнению ГУ РЭК, не связано с бурением.

Кроме того, орган регулирования отмечает несоответствие информации, представленной в техническом отчете инженерно-геологических изысканий (внеплощадочные сети) № 05-01/18, в программе инженерно-геологических изысканий, согласованных заказчиком, и в техническом задании.

2. Согласно пункту 3.8. ГОСТ 12071-2014. Межгосударственный стандарт. Грунты. Отбор, упаковка, транспортирование и хранение образцов, введенному в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2023-ст (далее - ГОСТ
12071-2014), образец грунта природного сложения (монолит): образец грунта определенной формы, в котором при отборе из массива грунта сохраняются ненарушенное сложение и влажность грунта.

В соответствии с пунктом 4.1.3. ГОСТ 12071-2014 для определения полного комплекса физико-механических свойств грунтов проба должна состоять из одного или нескольких монолитов в зависимости от состава намечаемых лабораторных работ.

При этом, согласно пункту 4.4.5. ГОСТ 12071-2014, минимальные размеры монолитов, отбираемых из буровых скважин, должны быть достаточными для выполнения необходимого комплекса лабораторных работ по определению состава, состояния и свойств грунта. Для песков минимальная высота монолита составляет 150 мм (приложение в ГОСТ 12071-2014).

Согласно представленному Заявителем в ФАС России техническому отчету инженерно-геологических изысканий (внеплощадочные сети) № 05-01/18, на участке проектируемой трассы газопровода было пробурено 24 скважины. В процессе бурения из выработок отобрано 25 монолитов и 27 проб грунта нарушенной структуры (стр. 5).

По мнению регулируемой организации, из одной скважины может быть извлечено несколько монолитов, и в пункте 1.4 Сметы №2 учтено 52 отобранных монолитов и проб. Органом регулирования количество монолитов принято по числу контрольных скважин – 20 шт. плюс 1.

ФАС России отмечает, что согласно инженерно-геологическим разрезам скважин, представленным в приложении «К» на стр. 40-66 технического отчета инженерно-геологических изысканий (внеплощадочные сети) № 05-01/18, структуры грунтов в каждой скважине различны, также скважины имеют различное количество слоев.

При этом, отбираемые из скважин монолиты должны обеспечивать максимальное соответствие их свойств свойствам слоев, из которых эти образцы отбирают.

Кроме того, образцы, отбираемые для изучения геологического разреза, должны отражать все структурные, текстурные и прочие особенности грунта: последовательность в залегании слоев, мощность слоев и положение контактов, наличие включений, гнезд, примазок, тонких прослоев, консистенцию и водоносность грунтов.

По пункту 1.5 «Планово высотная привязка скважин» Сметы №2 регулируемой организацией учтены в расчете скважины в количестве 24 штук (в соответствии с техническим отчетом инженерно-геологических изысканий (внеплощадочные сети) № 05-01/18), органом регулирования – в количестве 21 шт, по количеству, по его мнению, контрольных скважин плюс 1.

3. Органом регулирования были исключены расходы по пункту 2.1. Сметы №2 «Анализ водной вытяжки».

ФАС России отмечает, что представленный Заявителем в ФАС России технический отчет инженерно-геологических изысканий (внеплощадочные сети)
№ 05-01/18 содержит результаты химического анализа грунта (на страницах 33-35), а также Сводную ведомость результатов определения физико-механических свойств грунтов (Приложение «Д», стр. 31-32).

АО «Газпром газораспределение Тверь» в своем заявлении отмечает, что анализ водной вытяжки применяется для определения в грунтах содержания сульфатов и хлоридов в целях определения агрессивных свойств к бетонным и железобетонным конструкциям на портландцементе, что отражено в пункте 13 раздела «Заключение» указанного технического отчета (стр. 16).

Также, ФАС России отмечает, что пункт 5 главы 18 «Единичные определения и комплексные исследования химического состава грунтов (почв) и воды» СБЦ-99 содержит таблицу 73, согласно которой определяют цены на комплексные исследования химического состава грунтов (почв).

Пунктом 3 таблицы 73 СБЦ-99 предусмотрено выполнение сокращенного анализа водной вытяжки (для почв), в состав которого входят анализ водной вытяжки, общей щелочности, хлоридов и сухого остатка.

ГОСТ 26423-85. Почвы. Методы определения удельной электрической проводимости, pH и плотного остатка водной вытяжки, утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 08.02.1985 № 283, устанавливает методы определения удельной электрической проводимости, рН и плотного остатка водной вытяжки из засоленных почв с целью оценки общей концентрации солей при проведении почвенного, агрохимического и мелиоративного обследования угодий, контроля за состоянием солевого режима почв, а также при других исследовательских и изыскательских работах.

Так, на стр. 33-35 указанного отчета приведены результаты химического анализа грунта, которыми определено содержание анионов легкорастворимых солей в грунте.

На основании вышеизложенного, органу регулирования следует провести дополнительный анализ, с учетом которого пересмотреть следующие расходы на инженерно-геологические работы:

- по пунктам 1.2, 1.3 и 1.7 Сметы №2 – объема бурения;

- по пункту 1.4 Сметы №2 «Отбор монолитов грунтов из буровых скважин с глубины до 10» - с учетом требуемого количества монолитов, отбираемых из буровых скважин, достаточного для выполнения необходимого комплекса лабораторных работ по определению состава, состояния и свойств грунта;

- по пункту 1.5 Сметы №2 «Планово высотная привязка скважин» - с учетом количества скважин, в соответствии с техническим отчетом инженерно-геологических изысканий (внеплощадочные сети) № 05-01/18;

- по пункту 2.1 Сметы №2 «Анализ водной вытяжки» - с учетом требований таблицы 73 СБЦ-99.

Таким образом, требования Заявителя по пересмотру расходов на выполнение работ по инженерно-геологическим изысканиям подлежат частичному удовлетворению.

6. Инженерно-экологические изыскания.

Согласно Смете №3, представленной АО «Газпром газораспределение Тверь» в ФАС России, расходы на инженерно-экологические работы рассчитаны в размере 103,454 тыс. руб.

Органом регулирования указанные расходы приняты в размере 65,12 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 38,33 тыс. руб.

Расчет регулируемой организации произведен на основании Справочника базовых цен на инженерно-геологические и инженерно-экологические изыскания для строительства, одобренного письмом Госстроя Российской Федерации от 22.06.1998 № 9-4/84 (далее – СБЦ-99).

Разногласия по инженерно-экологическим изысканиям заключаются по следующим пунктам Сметы №3:

- пункт 2.5 «Отбор проб почво-грунтов для геохимического анализа (методом конверта)» (количество проб);

- пункт 2.7 «Отбор проб почво-грунтов для гельминтологического анализа (методом конверта)» (исключен органом регулирования);

- пункт 2.8 «Отбор проб почво-грунтов на радиоактивное загрязнение (методом конверта)» (исключен органом регулирования);

- пункты 2.9 «Отбор проб воды (с поверхности)».

1. Согласно пункту 3.1. ГОСТ 17.4.4.02-84 Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа, введенному в действие с 01.01.1986 постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 19.12.1984 № 4731 (далее - ГОСТ 17.4.4.02-84), точечные пробы отбирают на пробной площадке из одного или нескольких слоев или горизонтов методом конверта, по диагонали или любым другим способом с таким расчетом, чтобы каждая проба представляла собой часть почвы, типичной для генетических горизонтов или слоев данного типа почвы. Количество точечных проб должно соответствовать ГОСТ 17.4.3.01-83 Охрана природы (ССОП). Почвы. Общие требования к отбору проб, введенным в действие постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 21.12.1983 № 6393 (далее - ГОСТ 17.4.3.01-83).

В соответствии с пунктом 7. ГОСТ 17.4.3.01-83 в зависимости от цели исследования размер пробной площадки, количество и вид пробы должны соответствовать указанным в таблице пункта 7. ГОСТ 17.4.3.01-83.

При этом, ФАС России отмечает, что с 01.01.2019 приказами Росстандарта от 17.04.2018 № 202-ст и от 01.06.2018 № 302-ст взамен ГОСТ 17.4.4.02-84 и ГОСТ 17.4.3.01-83 введены ГОСТ 17.4.4.02-2017 Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа (далее - ГОСТ 17.4.4.02-2017) и ГОСТ 17.4.3.01-2017 Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб (далее - ГОСТ 17.4.3.01-2017) соответственно.

Пункт 5.1. ГОСТ 17.4.4.02-2017 соответствует упомянутому выше пункту 3.1. ГОСТ 17.4.4.02-84. Пункт 5 ГОСТ 17.4.3.01-2017 соответствует упомянутому выше пункту 7 ГОСТ 17.4.3.01-83.

По мнению регулируемой организации, отбор произведен методом «конверта» (1 объединенная почва собирается из 5 точечных) согласно пункту 3.1. ГОСТ 17.4.4.02-84. Объем работ – 10 точечных проб (2 объединенные пробы). Органом регулирования при расчете пункта 2.5 «Отбор проб почво-грунтов для геохимического анализа (методом конверта)» Сметы №3 количество проб было принято в размере 2 единиц.

При этом, согласно пункту 3.2.1 представленного Заявителем в ФАС России технического отчета о выполненных инженерно-экологических изысканиях (внеплощадочные сети) № 05-01/18-ИЭИ, для лабораторных исследований были отобраны 2 пробы почвогрунтов с пробной площадки 10х10 метров. Отбор осуществлялся методом «конверта» в поверхностном слое 0,0-0,2 (протоколы представлены в приложении «Г») (стр. 22).

2. Органом регулирования были исключены расходы по пункту 2.7. Сметы №3 «Отбор проб почво-грунтов для гельминтологического анализа (методом конверта)».

Согласно пункту 3.4 «Оценка биологического загрязнения почв» представленного Заявителем в ФАС России технического отчета о выполненных инженерно-экологических изысканиях (внеплощадочные сети) № 05-01/18-ИЭИ, санитарно-эпидемиологическое опробование почв в районе проектируемого строительства, выполнявшееся в рамках инженерно-экологических изысканий, проводилось в 4-х пунктах опробования на микробиологические и гельминтологические исследования. Пробы отбирались из поверхностного слоя методом «конверта» на глубину 0,2 м (стр. 35). Результаты лабораторных исследований санитарно-паразитологического загрязнения почв на участке изысканий представлены в таблице 3.6 указанного отчета (стр. 36), а также в протоколах испытаний № 440-443 (приложение «Г»).

При этом, ФАС России отмечает, что протоколы испытаний № 440-443, представленные в приложении «Г» (стр.67-74), содержат результаты как паразитологических, так и микробиологических испытаний. В связи с чем, можно сделать вывод, что исследовались одни пробы (образцы) для обоих испытаний.

Таким образом, расходы по пункту 2.7 Сметы №3 «Отбор проб почво-грунтов для гельминтологического анализа (методом конверта)» учтены органом регулирования в пункте 2.6 Сметы №3 «Отбор проб почво-грунтов для бактериологического анализа почв (методом конверта)».

3. Органом регулирования были исключены расходы по пункту 2.8. Сметы №3 «Отбор проб почво-грунтов на радиоактивное загрязнение (методом конверта)».

По мнению регулируемой организации, отбор произведен методом «конверта» (1 объединенная почва собирается из 5 точечных) согласно пункту 3.1. ГОСТ 17.4.4.02-84. Объем работ – 10 точечных проб (2 объединенные пробы).

По мнению ГУ РЭК, расходы по пункту 2.8 «Отбор проб почво-грунтов на радиоактивное загрязнение (методом конверта)» Сметы №3 уже учтены органом регулирования в пункте 2.5 Сметы №3 «Отбор проб почво-грунтов для геохимического анализа (методом конверта)».

Согласно пункту 3.3 «Исследование и оценка радиационной обстановки» представленного Заявителем в ФАС России технического отчета о выполненных инженерно-экологических изысканиях (внеплощадочные сети) № 05-01/18-ИЭИ, с целью изучения радиоактивного загрязнения местности были лабораторно исследованы 2 пробы почвогрунтов на предмет содержания естественных радионуклидов, а также цезия-137 (стр. 34). Результаты радиационного обследования представлены в протоколе № 116 (приложение «Е», стр. 84-86).

4. Органом регулирования по пункту 2.9. Сметы №3 «Отбор проб воды (с поверхности)» учтены расходы на 1 пробу воды. По мнению регулируемой организации, произведено 2 отбора проб воды, что подтверждено протоколами испытаний.

Согласно пункту 3.5 «Геохимическая характеристика и экологическое состояние поверхностных и подземных вод» представленного Заявителем в ФАС России технического отчета о выполненных инженерно-экологических изысканиях (внеплощадочные сети) № 05-01/18-ИЭИ, для оценки степени загрязненности воды в ручье в январе 2018 года специалистами ООО «ГАММА» был проведен отбор проб из водоема. Исследования проводились в аккредитованной лаборатории ООО «Тверьтест». (стр. 38). Результаты испытаний представлены в протоколах (приложение «Д», стр. 80-82).

Органом регулирования принят к учету только 1 протокол испытаний № 126 от 22.01.2018, т.к. протокол исследования пробы № 34 (Приложение «Д», стр. 80) содержится также в техническом отчете инженерно-геологических изысканий (внеплощадочные сети) № 05-01/18 (лист 36), а химический анализ воды №684 ОАО «МосЦТИСИЗ» был выполнен в 2015 году.

Таким образом, фактически, в целях инженерно-экологических изысканий был выполнен только 1 отбор проб воды (с поверхности).

На основании вышеизложенного, органу регулирования следует провести дополнительный анализ представленных Заявителем материалов и пересмотреть следующие расходы на инженерно-экологические работы:

- по пункту 2.5 Сметы №3 «Отбор проб почво-грунтов для геохимического анализа (методом конверта)» с учетом того, что отбор произведен методом «конверта» (1 объединенная проба собирается из 5 точечных) согласно пункту 3.1. ГОСТ 17.4.4.02-84.

Таким образом, требования Заявителя по пересмотру расходов на выполнение работ по инженерно-экологическим изысканиям подлежат частичному удовлетворению.

7. Инженерно-гидрометеорологические изыскания.

Согласно заявлению АО «Газпром газораспределение Тверь» в ФАС России, расходы на инженерно-геодезические работы составляют 81,0 тыс. руб.

Органом регулирования указанные расходы не приняты в полном объеме в связи с тем, что обоснование затрат и необходимости по инженерно-гидрометеорологическим изысканиям не представлено.

Заявителем в ФАС России представлен технический отчет о выполненных инженерно-гидрометеорологических изысканиях № 05-01/18-ИИ, но отсутствуют расчеты, обосновывающие заявленные требования.

ФАС России отмечает, что в соответствии с Перечнем видов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 № 20, инженерно-гидрометеорологические изыскания включены в основные виды инженерных изысканий.

При этом, ФАС России отмечает, что обоснования данного требования отсутствуют в расчетах, представленных в заявке АО «Газпром газораспределение Тверь» и в материалах тарифного дела.

Таким образом, требования Заявителя по пересмотру расходов на выполнение работ по инженерно-гидрометеорологическим изысканиям не подлежат удовлетворению.

8. Расходы, связанные с осуществлением фактического подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя к сети

Согласно заявлению АО «Газпром газораспределение Тверь», органом регулирования не учтены расходы на пуско-наладочные работы в размере 3,08 тыс. руб.

При этом, ФАС России отмечает, что согласно пояснениям органа регулирования, сводный сметный расчет стоимости строительства содержит расходы на пуско-наладочные работы в размере 3,08 тыс. руб. в главе 2 «Основные объекты строительства» (приложение №14 к отзыву органа регулирования, представленному в ФАС России).

Таким образом, требования Заявителя по пересмотру расходов, связанных с осуществлением фактического подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя к сети, не подлежат удовлетворению.

Кроме того, АО «Газпром газораспределение Тверь» в своем заявлении указывает, что органом регулирования при определении размера платы за технологическое присоединение не учтена эффективная ставка налога на прибыль.

Согласно пункту 17 Методических указаний № 1151/18, размер платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (Птп) определяется регулирующим органом на основании представленных ГРО документов по следующей формуле (3) с учетом положений пункта 10 Методических указаний № 1151/18:

 

В указанной формуле участвует показатель - эффективная ставка налога на прибыль, определяемая как отношение планового значения налога на прибыль к плановому значению прибыли до налогообложения, отражаемому ГРО в бухгалтерском учете, на очередной календарный год (но не выше размера ставки налога на прибыль, установленного налоговым законодательством).

При этом, ФАС России отмечает, что согласно подпункту о) пункта 16 Методических указаний № 1151/18, для установления размера платы за технологическое присоединение к газораспределительной сети по индивидуальному проекту ГРО представляет регулирующему органу материалы, содержащие в том числе расчет размера платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в соответствии с приложением 2 к Методическим указаниям № 1151/18, пунктами 5 и 6 которого предусмотрено определение эффективной ставки налога на прибыль и налога на прибыль.

Кроме того, согласно пояснениям органа регулирования, при подаче заявления в ГУ РЭК АО «Газпром газораспределение Тверь» не заявляло затраты по уплате налога на прибыль и не представляло расчет эффективной ставки налога на прибыль (стр. 235, 237 и 238 приложения №2 к отзыву органа регулирования, представленному в ФАС России). 

Таким образом, требования Заявителя об учете эффективной ставки налога на прибыль при определении размера платы за технологическое присоединение не подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа обосновывающих материалов, представленных АО «Газпром газораспределение Тверь» и Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, Комиссия:

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области нарушившим подпункт ж) пункта 11 и пункт 26(18) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021, пункт 13(1) Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314.

2. Частично удовлетворить требования АО «Газпром газораспределение Тверь», изложенные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) с Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (рег. № 185765-ЭП/20 от 02.11.2020).

3. Органу исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере газоснабжения провести дополнительный анализ представленных АО «Газпром газораспределение Тверь» материалов, произвести расчет и учесть экономически обоснованные расходы на разработку проектной документации на основании мотивировочной части настоящего решения, соответствующий анализ отразить в экспертном заключении с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, по следующим статьям:

- работы по подготовке территории к строительству;

- строительно-монтажные работы;

- работы по благоустройству и озеленению территории;

- инженерно-геологические изыскания (Смета №2);

- инженерно-экологические изыскания (Смета №3).

4. Органу исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере газоснабжения в срок до 01.03.2021 пересмотреть плату за технологическое присоединение к сетям газораспределения АО «Газпром газораспределение Тверь» объекта капитального строительства Газопровод к 77 индивидуальным жилым домам в д. Прудищи, Никулинского с/п Калининского района по коллективной заявке, на основании пункта 3 настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере газоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения об утверждении платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения АО «Газпром газораспределение Тверь» объекта капитального строительства Газопровод к 77 индивидуальным жилым домам в д. Прудищи, Никулинского с/п Калининского района по коллективной заявке, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере газоснабжения, принятие которого предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере газоснабжения, на котором принималось вышеуказанное решение;

- экспертного заключения по делу об утверждении (пересмотре) платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения АО «Газпром газораспределение Тверь», в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

      1. Отказать АО «Газпром газораспределение Тверь» в удовлетворении остальной части требований.

 

 

 

Связанные организации

Тверское УФАС России
ИНН 6905005800, ОГРН 1036900080722
АО "Газпром газораспределение Тверь"
ИНН 6900000364, ОГРН 1026900564129
Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области
ИНН 6905066785, ОГРН 1026900585942