Предписание №СП/50137/24 ПРЕДПИСАНИЕ Департаменту государственного регулирования тари... от 10 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края (далее – орган регулирования, Департамент) требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), в том числе отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований от 03.11.2023 № 31-29132-С/23 (далее – Отчет), а также возражения в отношении Отчета (исх. от 27.11.2023 № 57.08-07.1-6740/23) (далее- Возражения), в ходе которого выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, допущенные Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края при установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) АО «Мусороуборочная компания» (Краснодарская зона),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Методические указания № 1638/16).

Организации выдана Лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещение отходов I-IV классов опасности от 09.12.2016 № 023 00407.

В январе 2017 года в соответствии с протоколом о результатах конкурсного отбора от 30 ноября 2016 года подписано Соглашение в области обращения с твердыми коммунальными отходами по Краснодарской зоне деятельности с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами - АО «Мусороуборочная компания» (далее - Соглашение).

В соответствии с Соглашением компания оказывает услуги в городе Краснодаре и десяти сельских поселениях Динского района.

Приказами Департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края от 17.12.2021 № 22/2021-ТКО, от 17.11.2022 № 26/2022-ТКО установлены (скорректированы) предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Мусороуборочная компания» деятельности регионального оператора на 2022, 2023 гг.

Согласно пункту 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе, научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества и использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании АО «Мусороуборочная компания» (Краснодарская зона) на 2023 г., в том числе представленного экспертного заключения органа регулирования о проведенной экспертизе экономической обоснованности тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Мусороуборочная компания» на 2023 год (далее – Экспертное заключение на 2023 год), установлено следующее.

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования № 484 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с Методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Собственные расходы регионального оператора АО «Мусороуборочная компания» (Краснодарская зона) на 2023 год (расходы на транспортирование ТКО, а также расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО), учтенные в составе НВВ регионального оператора на 2023 год.

Разделом VI Методических указаний № 1638/16 предусмотрены особенности формирования единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с формулой 43 пункта 85 Методических указаний № 1638/16 НВВ регионального оператора определяется следующим образом:

,

где:

- необходимая валовая выручка регионального оператора в году i, руб.;

- расходы регионального оператора по обработке, обезвреживанию, энергетической утилизации, захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами, руб.;

- собственные расходы регионального оператора, определяемые в соответствии с пунктом 87 Методических указаний № 1638/16, руб.

Согласно пункту 87 Методических указаний № 1638/16 собственные расходы регионального оператора включают в себя:

- расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов;

- сбытовые расходы регионального оператора, определяемые в соответствии с пунктом 89 Методических указаний № 1638/16;

- расходы на оказание комплексной услуги по обращению с твердыми отходами в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 г. № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» для субъектов Российской Федерации - городов федерального значения;

- расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками твердых коммунальных отходов и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 91 Методических указаний № 1638/16, если иное не предусмотрено соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, индексация собственных расходов регионального оператора производится по следующим формулам:

где:

- собственные расходы регионального оператора в году (i+1), руб.;

, - расходы регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов соответственно в годах (i + 1), i, руб.;

ИЦПi-1, ИЦПi - индексы потребительских цен, определенные на основании параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации соответственно на (i-1)-й и i-й годы при расчете долгосрочных тарифов;

Средние расстояния транспортирования отходов, учитываемые при расчете тарифов в соответствии с формулой (50) пункта 91 настоящих Методических указаний определяются в соответствии с территориальной схемой. Корректировка расходов на транспортирование не рассчитывается в случае, если территориальной схемой не предусмотрено изменений схемы потоков транспортирования отходов на соответствующий год.

В соответствии с формулой (50) Методических указаний № 1638/16:

где:

- корректировка расходов на транспортирование отходов в году (i+1);

, - среднее расстояние транспортирования отходов первого плеча (от источника образования или накопления отходов до объекта по обращению с отходами без осуществления сортировки или перегрузки) соответственно в годах (i+1), i, км;

, - среднее расстояние транспортирования отходов второго плеча (от перегрузки или сортировки до объекта, на котором осуществляется обезвреживание или захоронение отходов) соответственно в годах (i+1), i, км;

- коэффициент снижения расходов на транспортирование отходов после сортировки или перегрузки. В случае, если такой коэффициент не определен в соглашении об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами или в территориальной схеме, его значение принимается равным 0,4.

Необходимо отметить, что увеличение принятых органом регулирования расходов по статье «Транспортные расходы» на 2023 год (1 877 220,81 тыс. руб.) по отношению к утвержденным расходам 2022 года (1 480 705, 39 тыс. руб.), учтенным в составе НВВ регионального оператора АО «Мусороуборочная компания», составило 126,7 %, расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО регионального оператора возросли на 7,4 %. При этом необходимо отметить, что индекс потребительских цен 2023 года, определенный на основании параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, составил 106,0 %.

В этой связи исходя из представленных материалов тарифного дела, в том числе Экспертного заключения на 2023 год не представляется возможным установить обоснованность действий органа регулирования при формировании расходов по сбору и транспортированию, а также расходов на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО регионального оператора на 2023 год.

В качестве примера также Комиссия ФАС России указывает на то, что в расходах на транспортирование ТКО собственными силами учтены такие затраты как «Расходы на уплату процентов по займам и кредитам, на покрытие кассовых разрывов, целевых кредитов на производственные нужды и процентов по ним», «Расходы на приобретаемые энергетические ресурсы», «»Расходы Общехозяйственные расходы», «Ремонтные расходы», «Прочие производственные расходы», «Расходы на аренду», «Расходы на уплату налогов и сборов», «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», «Услуги сторонних организаций», «Административные расходы», в отсутствие подробных расшифровок учета средств.

В указанной части Комиссия ФАС России отмечает о том, что в обоснование расходов на ГСМ в части расходов на транспорт приведены теже самые доводы, что к обоснованию расходов на приобретаемые энергетические ресурсы.

Таким образом, расходы на сбор и транспортирование ТКО, а также расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО в составе НВВ на 2023 год следует рассчитывать по формулам 49-51 Методических указаний № 1638/16 исходя из произведения плановой величины затрат 2022 года на индекс потребительских цен 2023 года в размере 1,06 с учетом положений Методических указаний № 1638/16.

В этой связи исходя из представленных материалов тарифного дела, в том числе Экспертного заключения на 2023 год не представляется возможным установить обоснованность действий органа регулирования при формировании расходов по сбору и транспортированию, а также расходов на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО регионального оператора на 2023 год.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России считает необходимым предписать органу регулирования произвести перерасчет собственных расходов регионального оператора АО «Мусороуборочная компания» (Краснодарская зона), включая расходы на транспортирование ТКО и расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО 2023 года, по итогам которого исключить излишне учтенные органом регулирования расходы из состава НВВ регионального оператора АО «Мусороуборочная компания» (Краснодарская зона), отразив подробный анализ и расшифровку расчетов в экспертном заключении.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края нарушившим положения пунктов 12, 16 Основ ценообразования № 484 и пунктов 91, 92 Методических указаний № 1638/16.

2. Органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 20.12.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО, допущенные Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора АО «Мусороуборочная компания» (Краснодарская зона) по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2023 год, а именно:

произвести перерасчет собственных расходов, включая расходы на транспортирование ТКО и расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО 2023 года, по итогам которого определить и исключить из состава НВВ величину экономически необоснованных средств согласно требованиям мотивировочной части настоящего предписания, отразив в экспертном заключении соответствующий анализ и расчеты в соответствии с пунктом 18 Правил регулирования тарифов;

– пересмотреть иные расходы, размер которых зависит от пересматриваемых статей затрат в настоящем предписании.

3. Органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами рассчитать и ввести в действие экономически обоснованный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Мусороуборочная компания» (Краснодарская зона) на 2025 год во исполнение пункта 2 резолютивной части настоящего предписания.

4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2 — 3 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

– решений органа исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которых предписано пунктами 2 — 3 резолютивной части настоящего предписания;

– протоколов заседаний правлений органа исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на которых принимались вышеуказанные решения;

– экспертных заключений органа исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по установлению (корректировке) единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО АО «Мусороуборочная компания» (Краснодарская зона).

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Краснодарское УФАС России
ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813
Департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края
ИНН 2308085811, ОГРН 1032304936399