Предписание №СП/80438/23 ПРЕДПИСАНИЕ РСТ Республики Северная Осетия-Алания об устране... от 3 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

27 сентября 2023 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия – Алания, в том числе Акт проверки ФАС России от 30.03.2023 № 11/23 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки, проведенной ФАС России на основании приказа ФАС России от 13.03.2023 № 122/23, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Северная Осетия – Алания в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям для ГУП «Аланияэнергосеть» на 2023 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания № 421-э), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

В соответствии с приказом ФАС России от 13.03.2023 № 122/23 «О проведении внеплановой документарной проверки Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия – Алания») проверка проводилась в отношении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ГУП «Аланияэнергосеть», установленных на 2023 год и первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования.

Постановлением Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия – Алания (далее – Служба, Орган регулирования) от 30.12.2021 № 72 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и необходимой валовой выручки на долгосрочный период территориальных сетевых организаций, функционирующих на территории Республики Северная Осетия-Алания» (далее – постановление № 72) в отношении МУП «Моздокские электрические сети» установлены долгосрочные параметры регулирования на 2022-2024 годы, в том числе базовый уровень подконтрольных расходов в размере 68 477,43 тыс. руб., а также необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь на 2022 год в размере 114 081,55 тыс. руб.

Письмом от 30.09.2022 № 111 Служба уведомлена о смене наименования и правового статуса организации МУП «Моздокские электрические сети» (далее – МУП «МЭС») на ГУП «Аланияэнергосеть» (далее также – Регулируемая организация) с приложением выписки из ЕГРЮЛ.

Ввиду данной реорганизации, а также передачи электросетевого имущества в хозяйственное ведение ГУП «Аланияэнергосеть», зона обслуживания электрических сетей ГУП «Аланияэнергосеть» на 2023 год расширилась на 5 районов Республики Северная Осетия – Алания: г. Владикавказ, Моздокский район, Дигорский район, Алагирский район, Правобережный район, Ардонский район.

В соответствии с подпунктом 26 пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 2053) территориальная сетевая организация имеет право обратиться в исполнительный орган субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с заявлением о пересмотре базового уровня операционных (подконтрольных) расходов с 2023 года не позднее 5 дней со дня вступления в силу настоящего постановления. Пересмотр указанного базового уровня операционных (подконтрольных) расходов территориальной сетевой организации осуществляется исполнительным органом субъекта Российской Федерации не позднее 12 дней со дня вступления в силу настоящего постановления. Указанный пересмотр осуществляется без учета положений абзацев четвертого - девятого пункта 12 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

Письмом от 18.11.2022 № 237 ГУП «Аланияэнергосеть» обратилось в адрес Службы с предложением о пересмотре ранее утвержденного базового уровня подконтрольных расходов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 2053.

Постановлением Службы от 25.11.2022 № 52 «О внесении изменений в постановление Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 30 декабря 2021 года № 72 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и необходимой валовой выручки на долгосрочный период территориальных сетевых организаций, функционирующих на территории Республики Северная Осетия-Алания» внесены изменения в пункт 1 приложения № 1 постановления № 72, в том числе МУП «Моздокские электрические сети» переименовано в ГУП «Аланияэнергосеть», базовый уровень подконтрольных расходов ГУП «Аланияэнергосеть» пересмотрен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 2053 и установлен в размере 415 757,30 тыс. руб.

При этом необходимая валовая выручка ГУП «Аланияэнергосеть» на 2023 год осталась без изменений в размере 104 814,65 тыс. руб.

В соответствии с Экспертным заключением на 2023 год необходимая валовая выручка на содержание сетей составила 702 343 тыс. руб.

Таким образом, необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь, установленная в пункте 1 приложения № 2 постановления № 72, не соответствует необходимой валовой выручке без учета оплаты потерь, рассчитанной Органом регулирования в Экспертном заключении на 2023 год.

ФАС России проанализированы материалы тарифного дела на 2022-2023 годы в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе Экспертное заключение об установлении необходимой валовой выручки МУП «Моздокские электрические сети» на осуществление деятельности по передаче электрической энергии на 2022 год (далее – Экспертное заключение на 2022 год), Экспертное заключение об установлении необходимой валовой выручки на осуществление деятельности по передаче электрической энергии ГУП «Аланияэнергосеть» с применением метода долгосрочного регулирования тарифов (далее – Экспертное заключение на 2023 год), а также возражения Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия – Алания на Акт проверки Федеральной антимонопольной службы от 30.03.2023 № 11/23, направленные письмом от 03.05.2023 № 339 (рег. от 10.05.2023 № 63359-ЭП/23).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

 

1. Подконтрольные расходы на 2023 год

В соответствии с пунктом 23 Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за
2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путем проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод, необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Все, что компания уплатила сверх данной цены, не может быть признано экономически обоснованными расходами и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. При этом базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с положениями Методических указаний № 98-э, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Исходя из информации, отраженной в Экспертном заключении на 2022 год, следует, что Орган регулирования рассчитал базовый уровень подконтрольных расходов только с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в нарушение пункта 38 Основ ценообразования № 1178.

Величина базового уровня ОПР на 2022 год, рассчитанного методом экономически обоснованных расходов, определена Службой в размере 68 477,43 тыс. руб.

В соответствии с Экспертным заключением на 2023 год на основании постановления Правительства Российской Федерации № 2053 Органом регулирования величина базового уровня ОПР, рассчитанного методом экономически обоснованных расходов, определена в размере 415 757,30 тыс. руб.

 

1.1. Материальные затраты

1.1.1. Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо

1.1.1.1. Материалы для аварийного запаса

Расходы по данной статье затрат определены Органом регулирования на 2023 год в размере 42 415,55 тыс. руб.

Расходы по данной статье затрат заявлены Регулируемой организацией на 2023 год в размере 84 831,11тыс. руб.

Фактические расходы по данной статье затрат за 2021 год составили 0 тыс. руб.

В материалах тарифного дела представлены приказ от 18.11.2022 № 12-Д «О пополнении аварийного запаса», перечень аварийного запаса оборудования, запасных частей и материалов для устранения последствий аварий и технологических нарушений в электрических сетях ГУП «Аланияэнергосеть» на 2023 год.

В соответствии с Экспертным заключением на 2023 год расходы по данной статье затрат определены Органом регулирования исходя из скорректированного перечня аварийного запаса оборудования, запасных частей, и материалов для устранения последствий аварий и технологических нарушений в электрических сетях ГУП «Аланияэнергосеть».

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 1178 расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178.

В соответствии с пунктом 41 Правил организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики, утвержденных приказом Минэнерго России от 25.10.2017 № 1013 (далее - Правила № 1013), субъекты электроэнергетики должны создавать аварийный запас оборудования, запасных частей и материалов для устранения последствий аварий и технологических нарушений (отказов, неисправностей), возникающих в процессе эксплуатации с целью минимизации материального ущерба за счет сокращения времени обеспечения МТР, необходимыми для восстановительных или превентивных работ.

В соответствии с пунктом 42 Правил № 1013 состав и объем оборудования, запасных частей и материалов, включаемых в аварийный запас, должен устанавливаться субъектом электроэнергетики самостоятельно в утверждаемом им локальном нормативном акте на основании анализа данных по авариям и повреждаемости оборудования, имевших место в процессе его эксплуатации.

Анализ данных по авариям формируется исходя из данных о повреждениях на объектах электросетевого хозяйства на основании актов расследований аварий, статистических данных субъекта электроэнергетики о массовых отключениях объектов электросетевого хозяйства, вызванных воздействием неблагоприятных метеорологических явлений, формируемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2009 № 846 «Об утверждении Правил расследования причин аварий в электроэнергетике».

Также необходимо отметить, что комплектование аварийного запаса может осуществляться за счет оборудования, демонтированного в результате выполнения ремонтных работ, технического перевооружения, реконструкции объектов электросетевого хозяйства, пригодного к дальнейшему использованию, пригодность которого подтверждена испытаниями в соответствии с требованиями к объему и нормам испытаний электрооборудования.

ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 23 Правил № 1178 Службой не отражен анализ экономической обоснованности принятых расходов на материалы для аварийного запаса в соответствии с требованиями законодательства, в том числе пунктов 5, 29, 31 Основ ценообразования № 1178, а также не обоснован принятый объем материалов для аварийного запаса.

Кроме того, в материалах тарифного дела не представлены документы, подтверждающие использование аварийного запаса, а также сведения по авариям и повреждаемости оборудования, имевших место в процессе его эксплуатации.

Вместе с тем расходы на материалы для аварийного запаса носят единовременный характер. Единовременные расходы необходимо учитывать равными долями на каждый год долгосрочного периода регулирования.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования необходимо произвести дополнительный анализ экономической обоснованности расходов на материалы для аварийного запаса в соответствии с пунктами 5, 29, 31 Основ ценообразования № 1178 и учесть расходы по данной статье затрат в составе НВВ Регулируемой организации в экономически обоснованном размере равными долями на каждый год долгосрочного периода регулирования.

 

1.2. Работы и услуги производственного характера (в т.ч. услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств)

1.2.1. Услуги подрядных организаций по ремонту зданий и сооружений

Расходы по данной статье затрат определены Органом регулирования на 2023 год в размере 200 817,64 тыс. руб.

Расходы по данной статье затрат заявлены Регулируемой организацией на 2023 год в размере 207 048,91 тыс. руб.

Фактические расходы по данной статье затрат за 2021 год составили 138,59 тыс. руб.

Согласно Экспертному заключению на 2023 год для обоснования расходов ГУП «Аланияэнергосеть» были представлены договор подряда от 23.08.2021 № 23/08/21 с ООО «КавказТрансМонтаж», справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, акт о приемке выполненных работ по форме КС-2, локальный сметный расчет, приказ о создании комиссии по осмотру электросетевого хозяйства ГУП «Аланияэнергосеть», акты осмотра электросетевого хозяйства ГУП «Аланияэнергосеть», план-график работ, дефектные ведомости, локально-сметные расчеты.

ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 23 Правил № 1178 по статье затрат «Услуги подрядных организаций по ремонту зданий и сооружений» Службой не в полном объеме отражен анализ экономической обоснованности принятых расходов Регулируемой организации с учетом периодичности и необходимости проведения работ по ремонту зданий и сооружений в соответствии с регламентирующими документами.

Органом регулирования не представлен анализ экономической обоснованности представленной Регулируемой организацией документации, в том числе на предмет сопоставимости расчетов.

Также Службой не обоснована стоимость (цена) ремонтных работ в соответствии с пунктами 5, 29, 31 Основ ценообразования № 1178. Вместе с тем Регулируемой организацией не представлены договоры с подрядными организациями, заключенные по результатам проведения торгов и распространяющие свое действие на регулируемый период.

При расчете расходов на оплату труда Органом регулирования предусматривается наличие в штате по каждому РЭС электромонтеров в размере не менее 13 штатных единиц. В связи с этим не представляется возможным определить необходимость проведения ремонтных работ подрядным способом.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности принятых расходов в соответствии с п. 5, 29, 31 Основ ценообразования и п. 23 Правил № 1178. Также Службе необходимо обосновать необходимость проведения ремонтных работ подрядным способом.

В случае отсутствия экономического обоснования расходов, расходы по статье затрат «Услуги подрядных организаций по ремонту зданий и сооружений» в размере 200 817,64 тыс. руб. подлежат исключению из НВВ Регулируемой организации.

 

1.3. Расходы на оплату труда

Расходы по данной статье затрат определены Органом регулирования на 2023 год в размере 139 553,69 тыс. руб. исходя из следующих показателей:

- численность персонала в размере 205,5 чел.;

- тарифная ставка рабочего первого разряда с учетом дефлятора в размере 16 242 руб.;

- тарифный коэффициент, соответствующий ступени оплаты труда, в размере 2,48;

- среднемесячная тарифная ставка ППП в размере 43 808 руб.;

- выплат, связанных с режимом работы – 25 %;

- вознаграждения за выслугу лет – 15 %;

- среднемесячной заработной платы на 1 работника – 56 591 руб.

Расходы по данной статье затрат заявлены Регулируемой организацией на 2023 год в размере 215 961,96 тыс. руб.

Фактические расходы по данной статье затрат за 2021 год составили 29 928,10 тыс. руб.

Справочно: на 2022 год расходы учтены в размере 31 410,42 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Численность персонала ГУП «Аланияэнергосеть» принята Органом регулирования в размере 205,5 ед. с учетом расширения зоны деятельности ГУП «Аланияэнергосеть» на 5 районов.

Согласно пункту 8.4 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2022 - 2024 годы (далее – ОТС), расходы (средства), направляемые на оплату труда, рассчитываются исходя из численности работников списочного состава и числа вакантных рабочих мест (но не выше нормативной численности) с учетом нормативной численности на вновь вводимые объекты, размера минимальной месячной тарифной ставки и среднего тарифного коэффициента по организации.

Таким образом, Органу регулирования необходимо рассчитывать численность персонала на 2023 год, в том числе исходя из нормативной численности персонала на вновь вводимые объекты.

В Экспертном заключении на 2023 год, Возражениях Службой не представлен расчет принятой численности персонала по филиалам/районам в размере 205,5 ед. с учетом нормативной численности на вновь вводимые объекты со ссылками на положения регламентирующих документов по нормированию труда работников энергетического хозяйства.

По данным Федеральной службы государственной статистики по Республике Северная Осетия – Алания среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников предприятий и организаций за 2021 год по виду деятельности «Обеспечение электрической энергией» составила 41 601 руб.

Тарифная ставка рабочего 1 разряда с учетом дефлятора на 2023 год принята Орган регулирования в размере 16 242 руб. на уровне МРОТ.

В Возражениях Служба отмечает, что в Положении об оплате труда ГУП «Аланияэнергосеть» минимальная месячная тарифная ставка определена в размере МРОТ.

Вместе с тем в материалах тарифного дела на 2023 год актуальное Положение об оплате труда ГУП «Аланияэнергосеть» не представлено.

ФАС России отмечает, что согласно пункту 3.3 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2022-2024 годы (далее - ОТС), величина минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала, работающих в Организациях, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), определенные работодателем (далее - ММТС) с 01.07.2022 составляет 9501 руб.

В дальнейшем размер ММТС индексируется с периодичностью один раз в год, начиная с 1 июля 2023 года, в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации (на основании официальных данных Федеральной службы государственной статистики) за соответствующий годичный период, прошедший с момента предыдущей индексации.

В соответствии с данными Росстата на первое полугодие 2023 года ИПЦ составляет 115,9 %, на второе полугодие – 106 %.

В связи с этим размер ММТС для расчета расходов на оплату труда на первое полугодие 2023 года должен составить 11 012 руб./мес. (9 501 *115,90 %), на второе полугодие – 11 672,72 руб./мес. (11 012 * 106 %).

Таким образом, ММТС на 2023 год составляет 11 342,36 руб./мес. ((11 012 + 11 672,72) /2).

Учитывая вышеизложенное, тарифная ставка рабочего 1 разряда принята Органом регулирования не в соответствии с ОТС в электроэнергетике.

Также Службой не отражен расчет учтенного тарифного коэффициента в соответствии с положениями рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики, утвержденные Объединением РаЭл и ВЭП 14 ноября 2005 года, с учетом изменений и дополнений от 10 апреля 2008 года, ссылка на которые содержится в п. 3.9 ОТС (далее – Рекомендации).

В Экспертном заключении на 2023 год Органом регулирования не представлено обоснование учтенной величины выплат, связанных с режимом работы и условиями труда, в размере 25%, при минимально предусмотренной величине выплат в ОТС в размере 12,5%, а также не проведен анализ экономической обоснованности фактических ставок выплат за 2021 год в соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178.

На основании вышеизложенного, Органу регулирования необходимо произвести дополнительный экономический анализ расходов по данной статье затрат и рассчитать расходы на оплату труда в соответствии с таблицей № П1.16 Методических указаний № 20-э/2 и п. 26 Основ ценообразования № 1178 на основании ОТС в электроэнергетике.

Кроме того, Службе необходимо отразить в Экспертном заключении обоснование увеличения численности работников Регулируемой организации на 2023 год относительно фактической численности, представив расчет нормативной численности работников с учетом вновь введенного оборудования в 2023 году, представить расчет среднего тарифного коэффициента, рассчитанного в соответствии с единой тарифной сеткой оплаты труда согласно приложению 1 Рекомендаций, а также произвести анализ фактических ставок выплат за 2021 год и перерасчет величины выплат, связанных с режимом работы и условиями труда, в соответствии с ОТС в электроэнергетике и п. 26 Основ ценообразованиями № 1178.

 

1.4. Расходы на обеспечение нормальных условий труда

Расходы по данной статье затрат определены Органом регулирования на 2023 год в размере 18 232,75 тыс. руб.

Расходы по данной статье затрат заявлены Регулируемой организацией на 2023 год в размере 23 599,29 тыс. руб.

Фактические расходы по данной статье затрат за 2021 год составили 121,43 тыс. руб.

В обоснование расходов по данной статье затрат Регулируемой организацией представлена пояснительная записка с расчетом необходимой спецодежды для работников предприятия с указанием цен.

Органом регулирования расчет нормы выдачи специальной одежды произведен в соответствии с приказом Минтруда России от 12.12.2013 № 735н «Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций электроэнергетической промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением».

ФАС России отмечает, что Органом регулирования в Экспертном заключении на 2023 год не представлено обоснование принятой величины расходов на приобретение спецодежды и средств индивидуальной защиты в соответствии с положениями п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178.

На основании вышеизложенного, Органу регулирования необходимо произвести и отразить анализ экономической обоснованности принятой величины затрат по данной статье в соответствии с п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178 с учетом рассчитанной численности персонала, для которого необходима выдача спецодежды и индивидуальной защиты. В случае отсутствия необходимого обоснования, экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

 

2. Неподконтрольные расходы

Неподконтрольные расходы определены Органом регулирования на 2023 год в размере 130 595,72 тыс. руб.

Расходы по данной статье затрат заявлены Регулируемой организацией на 2023 год в размере 185 985,77 тыс. руб.

Фактические расходы по данной статье затрат за 2021 год составили 19 607,21 тыс. руб.

 

2.1. Отчисления на социальные нужды (ЕСН)

Расходы по данной статье затрат определены Органом регулирования на 2023 год в размере 42 424,32 тыс. руб.

Расходы по данной статье затрат заявлены Регулируемой организацией на 2023 год в размере 65 652,44 тыс. руб.

Фактические расходы по данной статье затрат за 2021 год составили 9 098,14 тыс. руб.

С учетом выявленных ФАС России нарушений по статье «Расходы на оплату труда», принятые Органом регулирования расходы по статье «Отчисления на социальные нужды (ЕСН)» также подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

 

2.2. Амортизация

Расходы по данной статье затрат определены Органом регулирования на 2023 год в размере 4 170,94 тыс. руб.

Расходы по данной статье затрат заявлены Регулируемой организацией на 2023 год в размере 15 000,00 тыс. руб.

Фактические расходы по данной статье затрат за 2021 год составили 6 206,45 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.

В случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Учитывая вышеизложенное, со стороны регулируемой организации в орган регулирования должна быть представлена информация, раскрывающая величину начисляемой собственником амортизации, а также результаты проведенной переоценки.

Данная информация документально подтверждена может быть только первичными документами бухгалтерского учета, в которых фиксируется первоначальная стоимость имущества, срок полезного использования, определенный на дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, результаты проведенных реконструкций (модернизаций) объекта основных средств, результаты проведенных переоценок.

При расчете на плановый период регулирования экономически обоснованного размера амортизации основных средств, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, в составе необходимой валовой выручки учитывается амортизация только по основным средствам, фактически введенным в эксплуатацию за последний отчетный период, за который имеются отчетные данные.

ФАС России отмечает, что Органом регулирования в Экспертном заключении на 2023 год, Возражениях не представлен пообъектный расчет амортизационных отчислений в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 по максимальным срокам полезного использования и по виду деятельности «передача электрической энергии».

На основании вышеизложенного, Органу регулирования необходимо произвести расчет амортизационных отчислений на 2023 год в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 с учетом устранения вышеуказанных замечаний.

 

2.3. Выпадающие доходы по п. 87 Основ ценообразования

Расходы по данной статье затрат определены Органом регулирования на 2023 год в размере 340,10 тыс. руб.

Расходы по данной статье затрат заявлены Регулируемой организацией на 2023 год в размере 1 590,80 тыс. руб.

Фактические расходы по данной статье затрат за 2021 год составили 165,00 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что Экспертное заключение на 2023 год не содержит расчет Службы в соответствии с Методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденными приказом ФСТ России от 11.09.2014 № 215-э/1, Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными приказом ФАС России от 30.06.2022 № 490/22, и анализ экономической обоснованности принятых затрат по данной статье в нарушение пункта 23 Правил № 1178.

Также Органом регулирования не указаны ссылки на обосновывающие материалы Регулируемой организации, учтенные при расчете расходов по данной статье затрат, в том числе договоры технологического присоединения и акты выполненных работ.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования необходимо произвести и отразить расчет выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, а также анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат с учетом устранения вышеуказанных замечаний.

 

4. Корректировки НВВ

Корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемого вида деятельности на 2023 год определена в размере 16 622,10 тыс. руб.

Органом регулирования рассчитана величина расходов, связанных с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка, в сумме 16 622,10 тыс. руб., определенная следующим образом:

105 563,5 + 47 796,5 +54 584,41 – 191 322 = 16 622,10 тыс. руб., где

105 563,5 тыс. руб. – расходы на оплату услуг по передаче с вышестоящей сетевой организацией;

47 796,5 тыс. руб. – расходы на оплату технологических потерь в сетях;

54 584,41 тыс. руб. – НВВ на содержание в 2021 году;

191 322 тыс. руб. – фактическая выручка организации за 2021 год.

В Экспертном заключении на 2023 год Органом регулирования не отражен анализ исходных данных и фактического объема выручки за услуги по передаче электрической энергии, учтенных при проведении корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности, в нарушение пункта 29 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178.

Таким образом, Органу регулирования необходимо отразить анализ исходных данных и фактического объема выручки за услуги по передаче электрической энергии, учтенных при проведении корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 и пунктом 23 Правил № 1178.

 

4. Расходы на оплату потерь электрической энергии, уровень потерь электрической энергии

Расходы на оплату нормативных потерь на 2023 год приняты Органом регулирования в размере 67 626,87 тыс. руб.

Уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям на долгосрочный период 2022-2024 годы определен Органом регулирования в размере 15,62 %.

Уровень потерь электрической энергии является долгосрочным параметром регулирования и определяется в соответствии с п. 40(1) Основ ценообразования № 1178, а также должен соответствовать данным, утвержденным в балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на соответствующий год.

В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования № 1178 стоимость потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, включаемых в тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяется:

для субъектов Российской Федерации, расположенных в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков, - на основании индикативных цен на электрическую энергию (мощность) для потребителей, не относящихся к населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей, установленных Федеральной антимонопольной службой для соответствующего субъекта Российской Федерации, а также с учетом доли, указанной в пункте 8 статьи 36 Федерального закона «Об электроэнергетике», по прогнозным рыночным ценам на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке, определяемым по субъектам Российской Федерации исходя из официально опубликованных советом рынка данных о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию, цен на электрическую энергию (мощность), а также регулируемых цен (тарифов), установленных для квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии

с учетом сбытовой надбавки и величины платы за услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией и цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию.

В нарушение пункта 23 Правил № 1178 Экспертное заключение на 2023 год не содержит расчета одноставочной индикативной цены на электрическую энергию, мощность (2 238,17 руб./МВт⋅ч), а также учтенного тарифа на покупку потерь в электрических сетях на 2023 год (2 693,87 руб./МВт⋅ч).

ФАС России отмечает, что Службой не произведен расчет уровня потерь электрической энергии на 2022-2024 годы в соответствии с требованиями Основ ценообразования № 1178.

Таким образом, Органу регулирования необходимо отразить в Экспертном заключении расчет уровня потерь электрической энергии на 2023-2027 годы в соответствии с требованиями Основ ценообразования № 1178, а также представить обоснование стоимости электрической энергии в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования № 1178 со ссылками на используемые в расчете источники информации.

 

5. Сглаживание в рамках ДПР, дополнительная выручка в соответствии с ПП РФ от 14.11.2022 № 2053

В соответствии со сметой расходов ГУП «Аланияэнергосеть» Органом регулирования на 2023 год учтено сглаживание в рамках ДПР в размере (-27 027,06) тыс. руб.

При этом в Экспертном заключении на 2023 год отсутствуют экономическое обоснование и пояснения относительно учета данного сглаживания в составе НВВ Регулируемой организации.

В Возражениях Служба поясняет, что указанной сглаживание проведено для исключения факта превышения предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год.

Также для соблюдения баланса экономических интересов ТСО в состав НВВ ГУП «Аланияэнергосеть» Органом регулирования включается дополнительная выручка в целях приведения единых (котловых) тарифов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в размере 166 394,95 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что Органу регулирования при определении экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимого регулируемой организации для осуществления регулируемой деятельности на следующие периоды регулирования, необходимо отражать учтенные суммы дополнительной выручки за предыдущие периоды регулирования с целью её исключения в последующие периоды регулирования.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную службу по тарифам Республики Северная Осетия – Алания нарушившей положения пунктов 5, 26, 27, 29, 31, 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

2. Органу исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:

2.1. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ГУП «Аланияэнергосеть» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Материалы для аварийного запаса» на 2023 год;

- «Услуги подрядных организаций по ремонту зданий и сооружений» на 2023 год;

- «Расходы на оплату труда» на 2023 год;

- «Расходы на обеспечение нормальных условий труда» на 2023 год;

- «Отчисления на социальные нужды (ЕСН)» на 2023 год;

- «Амортизация» на 2023 год;

- «Выпадающие доходы по п. 87 Основ ценообразования» на 2023 год;

- «Корректировки НВВ» на 2023 год;

- «Расходы на оплату потерь электрической энергии» на 2023 год;

- «Уровень потерь электрической энергии» на 2023 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов, а также величину необходимой валовой выручки ГУП «Аланияэнергосеть» в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ГУП «Аланияэнергосеть» при регулировании тарифов на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178, Методических указаний № 98-э.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ГУП «Аланияэнергосеть», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

Связанные организации

Северо-Осетинское УФАС России
ИНН 1501004390, ОГРН 1021500584148
Региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия - Алания
ИНН 1515909328, ОГРН 1061515005166