Предписание №СП/811/21 ПРЕДПИСАНИЕ от 13 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва


Заместитель    руководителя    Федеральной    антимонопольной     службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы внеплановой выездной проверки, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 11.03.2020 № 259/20, Акт проверки ФАС России от 21.08.2020 № 69), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, руководствуясь нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в ходе которой  были выявлены нарушения  законодательства  в  области  электроэнергетики,  допущенные  органом  исполнительной власти Республики Хакасия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для Муниципального унитарного предприятия города Абакана «Абаканские электрические сети» (далее — МУП«АЭС», регулируемая организация) на 2020 год,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Приказом Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 30.12.2019 № 4-э «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия и Министерства экономического развития Республики Хакасия и установлении долгосрочных параметров регулирования, необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций Республики Хакасия» в отношении МУП «АЭС» установлены необходимая валовая выручка и долгосрочные параметры регулирования на период регулирования 2020 - 2024 гг.

Необходимая валовая выручка МУП «АЭС» без учета оплаты потерь, установленная Государственным комитетом энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия (далее- Комитет) на 2020 год, составила 240 506,54 тыс. руб.

Государственное  регулирование  цен   (тарифов)          на         услуги по         передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ). Порядок формирования тарифов в области электроэнергетики установлен Основами                    ценообразования   в     области    регулируемых   цен     (тарифов)    в электроэнергетике,  утверждёнными  постановлением   Правительства                      Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования № 1178).

Правила установления регулируемых тарифов в области электроэнергетики утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Правила № 1178).

ФАС России проанализированы материалы тарифного дела за 2020 год в разрезе статей затрат на предмет их экономической обоснованности, и по результатам установлено следующее.

Требования к экспертному заключению.

В соответствии с пунктом 23 Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

  1. оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
  2. оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;
  3. анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;
  4. анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;
  5. анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
  6. сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;
  7. анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
  8. анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

ФАС России отмечает, что экспертное заключение регулирующего органа на 2020 год не содержит информацию об основных принципах разделения затрат по видам регулируемой деятельности.

ФАС России отмечает, что в составе обосновывающих материалов тарифного дела на 2020 год не представлены расчеты экономически обоснованных расходов на расчетный период регулирования с указанием принципа распределения расходов между осуществляемыми видами деятельности, ссылками на положения учетной политики организации, в которых закреплен принцип распределения расходов между видами деятельности, а также с указанием принципа распределения общехозяйственных расходов, экспертные заключения не содержат анализа экономической обоснованности затрат, не указаны документы (материалы), на основании которых определен размер учитываемых расходов в необходимой валовой выручке МУП «АЭС».

В соответствии с п. 38 Основ ценообразования № 1178 тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования:

  • базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый

регулирующими органами;

  • индекс эффективности подконтрольных расходов определяется

регулирующими органами с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой;

  • коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству

активов, определяемый в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой;

  • уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим

сетям, определяемый в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования;

  • уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг), устанавливаемый в соответствии с пунктом 8 Основ ценообразования и применяемый при регулировании тарифов с даты вступления в силу методических указаний по расчету уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг).

ФАС России отмечает отсутствие в экспертном заключении расчета принятых долгосрочных параметров регулирования для МУП «АЭС» на 2020-2024 годы, а также промежуточных расчетов и принятых при данных расчетах показателей.

Подконтрольные расходы

Базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. Базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Подконтрольные расходы определены Комитетом на 2020 год с учетом 70% от базового уровня подконтрольных расходов (далее – ОПР) в размере 147 243,89 тыс. руб., рассчитанного в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20- э/2 «Об утверждении Методических указаний» (далее – Методические указания № 20-э/2) и 30% от базового уровня ОПР в размере 139 451,34 тыс. руб., рассчитанного в соответствии с Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных Приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания № 421-э).

Подконтрольные    расходы    на   2020   год    определены     в     размере    144 906,13 тыс. руб.

Материальные затраты

Сумма затрат, принятая Комитетом, составляет 11 052,73 тыс. руб. и включает:

  • ГСМ в размере 3 775,77 тыс. руб.;
  • прочие вспомогательные материалы 6 671,21 тыс. руб., в том числе:
    • материалы на ремонт 2 388,44 тыс. руб.;
    • материалы на эксплуатацию 2 120,84 тыс. руб.;
    • расходные материалы для выч. и орг.техники – 82,13 тыс. руб.;
    • прочие материалы – 2 079,80 тыс. руб.;
  • работы  и   услуги  производственного характера  –   605,75  тыс.   руб., в том числе;
  • тех.облуживание и ремонт оборудования – 199,10 тыс. руб.;
  • гос.проверка приборов – 215,29 тыс. руб.;
  • тех.обслуживание и ремонт автотранспорта 191,36 тыс. руб.;

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении на 2020 год не отражен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат по статьям затрат, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с п. 29 Правил, не отражен анализ ремонтной (производственной) программы регулируемой организации, не указан перечень планируемых на 2020 год работ по ремонту с обоснованием необходимости выполнения ремонтов, отсутствует расшифровка фактических затрат за 2018 год по видам выполненных ремонтов, отсутствуют ссылки на обосновывающие документы, представленные организацией, не представлена информация о расходах (ценах) на сырье (материалы), установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов.

Кроме того, отсутствуют ссылки на обосновывающие документы, представленные организацией, принятых органом регулирования в качестве обосновывающих, не представлена информация о расходах (ценах) на сырье (материалы), установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов в соответствии с п. 29 Основ ценообразования № 1178.

Учитывая вышеизложенное, рассматриваемая статья затрат подлежит дополнительному экономическому анализу.

Расходы на оплату труда

На   2020   год    Комитет    учел    расходы    по    данной    статье    в    сумме 97 891,92 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Из экспертного заключения органа регулирования следует, что фактическая численность по состоянию на 01.04.2019 составила 168 человек, численность согласно штатному расписанию организации – 184 человек.

Среднесписочная численность в количестве 168 человек подтверждается данными налоговой декларации, направляемой МУП «АЭС» в Межрайонную ИФНС России № 1 по Республике Хакасия, а также формой статистической отчетности № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников». При этом, органом регулирования на 2020 год учтена численность в количестве 170 человек и среднемесячная заработная плата в размере 48 760,39 руб.

ФАС России отмечает, что обоснование увеличение численности персонала по сравнению с фактическими данными в экспертном заключении органа регулирования отсутствует. Учитывая вышеизложенное, органом регулирования при расчете расходов на оплату труда  численность персонала регулируемой организации должна была принята в количестве 168 человек.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию с учетом результатов деятельности за 2018 год.

Комитету необходимо произвести перерасчет расходов на оплату труда в соответствии с таблицей № П1.16 Методических указаний № 20-э/2 исходя из численности 168 чел. и среднего тарифного коэффициента, рассчитанного в соответствии с положениями рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики с учетом фактического штатного замещения на последнюю отчетную дату и доли отнесения на деятельность по передаче электрической энергии фонда оплаты труда руководителей предприятия, инженерно-технических работников и общехозяйственного персонала.

Прочие расходы

Органом регулирования учтены расходы в размере 36 541,65 тыс.руб. Рассматриваемая статья затрат включает в себя:

  • ремонт основных средств – 21 927, 25 тыс.руб.;
  • плата работ и услуг сторонних организаций – 7 517,74 тыс.руб., включая:
  • услуги связи – 763,54 тыс.руб.;
  • расходы на услуги вневедомственной охраны и коммунального хозяйства  –  1 061,92 тыс.руб.;
  • расходы на юридические и информационные услуги – 1 548,94 тыс.руб.;
  • расходы и аудиторские и консультационные услуги – 125,12 тыс.руб.;
  • транспортные услуги – 6,92 тыс.руб.;
  • прочие услуги сторонних организаций – 4 011,3 тыс.руб.;
  • расходы на командировки и представительские – 419,73 тыс.руб.;
  • расходы на подготовку кадров – 493,18 тыс.руб.;
  • расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности – 1 648,35 тыс.руб.;
  • расходы на страхование – 95,30 тыс.руб.;
  • другие прочие расходы – 875,03 тыс.руб.;
  • электроэнергия на хозяйственные нужды – 1 577,73 тыс.руб.;
  • подконтрольные расходы из прибыли – 1 407,2 тыс.руб.

В отношении вышеуказанных расходов ФАС России отмечает следующее.

Затраты на ремонт основных средств должны учитываться на основании долгосрочной программы ремонтов, подтвержденной дефектными ведомостями, актами осмотров, предписаний Ростехнадзора и пр., с учетом периодичности и необходимости проведения ремонтов, а также с учетом пункта положений пункта 29 Основ ценообразования № 1178.

Согласно п.2 ст. 28 Основ ценообразования № 1178 в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на оплату работ (услуг) непроизводственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных и иных услуг (определяются в соответствии с пунктом 30 Основ ценообразования).

В качестве обосновывающих информационные услуги документов представлены:

договор от 27.12.2018 № 23/Т18-223 с ООО «РИЦ Консультант-Саяны» сроком действия до 31.12.2019 без последующей пролонгации;

договор от 21.12.2018 № 558-65 с ООО «Хакасия.ру» сроком действия до 31.12.2019 без последующей пролонгации;

договор от 28.12.2018 № 26/Т-223 с ООО «Хакасия.ру» сроком действия до 31.12.2019 без последующей пролонгации;

договор от 29.1.2018 № 558-67 с ООО «Хакасия.ру» сроком действия до 31.12.2019 без последующей пролонгации;

договор от 18.02.2019 с ООО «Центр Автоматизации» сроком действия до 07.03.2019 без последующей пролонгации;

договор  от  16.01.2019  №  20050017/19УЦ  с  АО   «Производственная  фирма

«СКБ Контур» сроком действия до 31.12.2019 без последующей пролонгации; договор  от 21.08.2019  №  20050601/18  с АО  «Производственная фирма «СКБ

Контур» сроком действия до 31.12.2019 без последующей пролонгации;

договор от 07.02.2019 №20050073/19/50/18 НТТ с ООО «Контур НТТ» сроком действия до 31.12.2019 без последующей пролонгации;

коммерческое   предложение   от    ООО    «Хакасия.ру»   о    сопровождении программного обеспечения БЭСК;

коммерческое предложение от ООО «Термика Плюс» о дополнительных учебных курсах;

коммерческое   предложение   от    ООО    «Снежный    Барс   Цифровой»   о программном обеспечении;

лицензионный договор от 13.12.2018 № 961811261370 с ООО «Компания Тензор» сроком действия до 31.12.2019 с последующей пролонгацией;

коммерческое   предложение   от   ООО   «ПроектСервис»   о   программном обеспечении;

договор от 24.12.2018 № 25/Е18-223 с ООО «Софт-Альянс» сроком действия до 31.12.2019 без последующей пролонгации.

Из представленных органом регулирования возражений на акт проверки следует, что при анализе предоставленных материалов экспертами Госкомтарифэнерго Хакасии отмечено, что все представленные договоры сроком действия до 31.12.2019 без последующей пролонгации. Экспертами принято решение учесть затраты с учетом фактических показателей за 2018 год с применением ИПЦ Минэкономразвития Российской Федерации в размере 104,7% и 103,0%.

Вместе с тем, ФАС России отмечает, что анализ фактических результатов деятельности МУП «АЭС» за 2018 год в экспертном заключении органа регулирования отсутствует.

Обоснование учета расходов на юридические и информационные услуги в размере 1 548,94 тыс. руб. ежегодно в течение долгосрочного периода в экспертном заключении отсутствует.

При этом ФАС России отмечает, что договоры сроком действия до 31.12.2019 без последующей пролонгации, а также коммерческие предложения не могут быть приняты органом регулирования в качестве обосновывающих документов для определения расходов.

В соответствии с пунктом 19 Основ ценообразования № 1178 расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя следующие основные группы расходов:

  1. капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство;
  2. другие расходы из прибыли после уплаты налогов;
  3. взносы в уставные (складочные) капиталы организаций;
  4. прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.

ФАС России отмечает, что экспертное заключение не содержит анализ по данным подстатьям затрат, не представлена расшифровка принятых расходов  в разрезе видов выплат (льгот, компенсаций) и социальных направлений (подарки, денежные выплаты и пр.), не представлен анализ экономической обоснованности затрат, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с п. 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178.

На основании вышеизложенного, принятые по статье «Подконтрольные расходы из прибыли» затраты на 2020 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию с отражением анализа принятых затрат по подстатьям затрат.

В части учета расходов на аудиторские услуги ФАС России отмечает следующее.

Вопросы обязательного аудита регулируются Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2018 № 307-ФЗ и Международным стандартом аудита МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита».

Согласно статье 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в случаях:

  1. если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;
  2. если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  3. если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  4. если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
  5. если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  6. в иных случаях.

К иным случаям отнесены в том числе государственные и муниципальные предприятия.

В  тоже  время  ст.   20,  26  Федерального  закона   от  14.11.2002 г.   № 161-ФЗ

«О государственных и   муниципальных  унитарных  предприятиях» установлено, что собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.

Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.

Следовательно, в случае принятия собственником имущества унитарного предприятия решения о проведении ежегодной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности указанного предприятия такой аудит будет являться обязательным.

При этом, в материалах тарифного дела отсутствует решение собственника имущества об обязательном аудите бухгалтерской отчетности.

Таким образом, расходы в размере 125,12 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации, в остальной части расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу.

Неподконтрольные расходы Плата за аренду имущества и лизинг

Органом регулирования учтены расходы в размере 565,97 тыс. руб.

Из представленного экспертного заключения следует, что по рассматриваемой статье затрат учтены расходы на аренду земельных участков у Администрации города Абакана.

ФАС России отмечает, что в материалах тарифной заявки также представлен договор аренды нежилого помещения от 28.12.2018 № 25-12-18/П.

Пунктом 28 Основ ценообразования № 1178 определено, что в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включается, в том числе, плата за владение и (или) пользование имуществом, в том числе платежи в федеральный бюджет за пользование имуществом, находящимся в федеральной собственности, за исключением затрат, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, в случае, если собственник объектов электросетевого хозяйства является единственным потребителем услуг по передаче электрической энергии, оказываемых с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства, а также если указанные объекты учтены в базе инвестированного капитала прочих сетевых организаций. Расходы  на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.

При этом в случае, если собственником арендуемого имущества является физическое лицо, публично-правовое образование и иные лица, для которых не предусмотрено начисление амортизации и (или) налога на имущество, расходы, связанные с арендой такого электросетевого имущества, определяются регулирующим органом исходя из иных установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением  имуществом, переданным в аренду.

Так, решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 02.08.2013 № ВАС-6446/13 второе предложение подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 признано недействующим в части, не предусматривающей включение в состав прочих расходов, учитываемых при определении необходимой валовой выручки, иных, кроме налога на имущество, налогов и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Учитывая вышеизложенное, расходы на аренду имущества следует определять исходя из величины амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с использованием арендованного имущества.

Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (ст.39.7 ЗК РФ).

Размер арендной платы по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, определяется согласно порядку, который установлен уполномоченным органом на основании соответствующего федерального закона, вступившего в силу к моменту заключения договора, даже если в момент заключения договора такой порядок еще не был установлен.

Арендная плата подсчитывается на основании кадастровой стоимости при аренде земель государственной собственности РФ, которые расположены на территории России. Также на основании кадастровой стоимости плата за аренду считается в отношении земельных участков, предоставленных без организации торгов.

Учитывая вышеизложенное, расходы на аренду ЗУ, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, следует определять исходя из размера арендной платы по договору аренды земельного участка, рассчитываемой с учетом кадастровой стоимости ЗУ связи с отсутствием в экспертном заключении на 2020 год анализа учтенных затрат органу регулирования необходимо провести дополнительный экономический анализ расходов по статье «Плата за аренду имущества и лизинг».

 

Налоги

По рассматриваемой статье затрат органом регулирования учтены расходы в следующем размере (по подстатьям затрат):

  • налог на имущество – 2 504,6 тыс. руб.;
  • прочие налоги и сборы – 153,36 тыс. руб., включая:
  • транспортный налог – 103,81 тыс. руб.;
  • платежи за негативное воздействие на окружающую среду – 145,14 тыс. руб.;
  • прочие налоги – 41,33 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении на 2020 год не представлен анализ экономической обоснованности расходов по статье, отсутствуют расшифровки затрат по объектам налогообложения, отсутствуют ссылки на документы, предоставленные регулируемой организацией, подтверждающие принятые суммы затрат, отсутствует и анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с п. 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178.

В связи с отсутствием в экспертном заключении на 2020 год анализа учтенных затрат органу регулирования необходимо провести дополнительный экономический анализ расходов по статье «Налоги».

Отчисления на социальные нужды

Затраты по статье «Отчисления на социальные нужды» приняты на 2020 год в размере 29 490,85 тыс.руб.

ФАС России отмечает, что из представленных органом регулирования возражений на акт проверки следует, что при расчете, указанном в экспертном заключении на 2020 год, была допущена техническая ошибка, а именно ФОТ МУП

«АЭС» принятый к расчету на 2020 год в размере 99 471,20 тыс. руб. – расходы по ФОТ определенные методом экономических расходов по МУ № 20-э – в расчете необходимо учитывать 97 891,92 тыс. руб. с учетом доли экономически обоснованного размера и доли определенной методом аналогов. С учетом вышеуказанного размер затрат на отчисления на социальные нужды на 2020 год для МУП «АЭС» необходимо учитывать в сумме 29 024,95 тыс. руб.

С учетом вышеизложенного, а также необходимости дополнительного анализа расходов по статье «Расходы на оплату труда», расходы в размере 465,90 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации, в остальной части расходы подлежат дополнительному экономическому анализу.

Амортизационные отчисления

Органом регулирования расходы учтены в размере 85 381,75 тыс.руб.

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.

В случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования №1178 амортизация включается в расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности.

Из вышеизложенного следует, что со стороны регулируемой организации в регулирующий орган должна быть представлена информация, раскрывающая величину начисляемой собственником амортизации, а также результаты проведенной(ых) переоценки(ок).

Данная информация документально подтверждена может быть только  первичными документами бухгалтерского учета, в которых фиксируется первоначальная стоимость имущества, срок полезного использования, определенный на дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, результаты проведенных реконструкций (модернизаций) объекта основных средств, результаты проведенных переоценок.

ФАС России отмечает, что экспертное заключение на 2020 год не содержит анализа экономической обоснованности фактических и плановых расходов регулируемой организации по данной статье с учетом требований п. 27 Основ ценообразования № 1178

Дополнительно ФАС России обращает внимание, что в составе амортизируемого имущества учтен подъемник самоходный стреловой (ПСС-131.18Э на шасси ГАЗ-3309).

При этом, вышеуказанный объект был исключен при расчете транспортного налога по статье затрат «Прочие налоги и сборы» ввиду отсутствия документов, подтверждающих производственную необходимость указанного ТС в регулируемой деятельности организации.

Учитывая вышеизложенное, расходы в размере 281,3 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации, в остальной части учтенные расходы подлежат дополнительному экономическому анализу.

Расходы  на   покупку  электроэнергии  в   целях   компенсации потерь  в электрических сетях при ее передаче

Расходы на оплату электроэнергии в целях компенсации потерь учтены в размере 169 823,71 тыс.руб.

Уровень потерь электрической энергии является долгосрочным параметром регулирования и определяется в соответствии с п. 40(1) Основ ценообразования

№ 1178.

Уровень потерь определен органом регулирования в размере 10,41 %.

На 2020 год органом регулирования технологический расход в электрических сетях Общества принят в соответствии с показателями сводного баланса, утвержденного Приказом ФАС России.

Экспертное заключение органа регулирования на 2020 год не содержит расчет уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям в соответствии с требованиями п. 40 (1) Основ ценообразования № 1178.

Таким образом, затраты на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на 2020 год приняты органом регулирования без обоснования.

Учитывая вышеизложенное, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу.

 

ПРЕДПИСЫВАТ:

 

  1. Признать Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия нарушившим положения Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пунктов 26, 27, 28, 29, 40(1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил установления регулируемых тарифов в области электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении Муниципального унитарного предприятия города Абакана «Абаканские электрические сети» на 2020 год.
  2. Органу исполнительной власти Республики Хакасия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в срок до 01.04.2021 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, а именно:
    1. Исключить в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики из состава необходимой валовой выручки Муниципального унитарного предприятия города Абакана «Абаканские электрические сети» выявленные ФАС России экономически необоснованные расходы в размере 872,3 тыс.руб. по статьям затрат:
    • «Прочие расходы» в размере 125,12 тыс.руб.;
    • «Отчисления на социальные нужды» в размере 465,90 тыс. руб.;
    • «Амортизация» 281, 3 тыс. руб.
    1. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов, включенных в состав необходимой валовой выручки Муниципального унитарного предприятия города Абакана «Абаканские электрические сети», по следующим статьям затрат:

«Материальные затраты», «Расходы на оплату труда», «Прочие расходы» и иные подконтрольные расходы, «Плата за аренду имущества и лизинг», «Налоги»,

«Отчисления на социальные нужды», «Амортизационные отчисления», «Расходы на покупку электроэнергии в целях компенсации потерь в электрических сетях при ее передаче» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

  1. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Хакасия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов Муниципального унитарного предприятия города Абакана

«Абаканские электрические сети» на 2020 год в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011

№ 1178, а также величину необходимой  валовой выручки Муниципального унитарного предприятия города Абакана «Абаканские электрические сети» на 2020 год в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178 и Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э, и настоящим предписанием.

  1. По результатам исполнения пунктов 2-3 настоящего предписания исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки Муниципального унитарного предприятия города Абакана «Абаканские электрические сети» на 2021 год и пересмотреть установленные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год в срок до 01.04.2021.
  2. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Хакасия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2-4 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
    • решений органа исполнительной власти Республики Хакасия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики,  принятие которых предписано пунктами 2-4 резолютивной части настоящего предписания;
    • протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Республики Хакасия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на которых принимались вышеуказанные решения;

– экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Муниципального унитарного предприятия города Абакана «Абаканские электрические сети», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны