Решение №СП/29721/23 Решение по результатам рассмотрения разногласий в сфере тепл... от 18 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «11» апреля 2023 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>,

рассмотрев разногласия между ООО «Тепловодоканал» (далее – Заявитель) и Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее – орган регулирования, РСТ Забайкальского края) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи директора ООО «Тепловодоканал» <...>, и.о. руководителя РСТ Забайкальского края <...>, заместителя руководителя РСТ Забайкальского края <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. от 23.01.2023 № 8904-ЭП/23) о споре (разногласиях) между ООО «Тепловодоканал» и Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 26.10.2022 № 619-НПА в отношении Заявителя установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям от котельной микрорайона № 1 на территории городского поселения «Кокуйское» Сретенского района Забайкальского края, на 2023 год в размере 2 490,6 руб./Гкал.

Тарифы на тепловую энергию установлены для Заявителя методом индексации установленных тарифов на 2023-2025 гг.

Котельная микрорайона № 1 на территории городского поселения «Кокуйское» Сретенского района Забайкальского края передана Заявителю в эксплуатацию с 01.06.2022.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым приказом на 2023 год для ООО «Тепловодоканал», составляет 57 936,23 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 70 299,83 тыс. руб.

ООО «Тепловодоканал» заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2023 год расходов по следующим статьям разногласий:

тыс. руб.

Наименование статьи затрат

Утверждено органом регулирования

Заявлено в ФАС России

Величина разногласий

1

Расходы на оплату труда производственных рабочих

9 235,10

16 422,75

7 187,65

2

Административные (общехозяйственные) расходы

922,34

2 761,23

1 838,89

3

Отчисления на социальные нужды

3 045,25

5 793,59

2 748,34

4

Расчетная предпринимательская прибыль

1 243,91

1 832,62

588,71

 

ИТОГО

 

 

12 363,59

Общая сумма разногласий составила 12 363,59 тыс. руб.

Государственное регулирование цен в сфере теплоснабжения осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

По результатам анализа представленных сторонами документов ФАС России отмечает следующее.

1. Статья разногласий «Расходы на оплату труда производственных рабочих».

Заявитель считает экономически обоснованным размер оплаты труда в сумме 16 422,75 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы приняты в размере 9 235,10 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 7 187,65 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России были направлены следующие обосновывающие материалы:

- расчет численности производственных рабочих;

- расчет заработной платы производственных рабочих.

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Согласно пункту 16 Правил регулирования № 1075 к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагается в том числе расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета).

Заявитель считает, что в расчете численности производственного персонала органом регулирования применены неполные данные о составе оборудования котельной, а именно в расчет приняты 2 котла вместо 3-х фактически установленных, не учтено наличие вспомогательного оборудования в количестве 76 единиц, проигнорировано наличие в составе котельной системы химводоподготовки, требующей круглосуточного обслуживания и погрузочной техники для подачи угля и вывоза шлака.

Также Заявитель отмечает, что тарификация работ, выполняемых персоналом котельной, произведена органом регулирования произвольно, без связи с действующим единым тарифно-квалификационным справочником, при этом межтарифные коэффициенты применены из недействующей 18-ти разрядной Единой тарифной сетки для бюджетной сферы. Ставка первого разряда определена органом регулирования в размере 12 882,18 руб. (с учетом индексации на 1,06), что, по мнению Заявителя, не соответствует действующему с 01.01.2023 Федеральному отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы (далее – ФОТС в ЖКХ на 2023-2025 гг.).

По информации РСТ Забайкальского края, в материалы тарифного дела Заявителем были заявлены расходы на оплату труда в размере 10 602,00 тыс. руб. без расшифровки численности и заработной платы. В обоснование заявленных затрат было представлено лишь штатное расписание по котельной микрорайона № 1.

Расчет нормативной численности в соответствии с приказом Госстроя России от 22.03.1999 № 65 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства» с подтверждающими отдельные значения документами, а также расчет заработной платы со ссылками на положения ФОТС в ЖКХ на 2023-2025 годы в орган регулирования Заявителем не направлялся, что является нарушением пункта 16 Правил регулирования № 1075.

ФАС России отмечает, что размер экономически обоснованных расходов предлагается регулируемой организацией в необходимом и достаточном для осуществления регулируемой деятельности размере (в ФАС России заявлено на 5 820,752 тыс. руб. больше, чем в РСТ Забайкальского края).

Обязанность по представлению необходимых обосновывающих материалов и соответствующих расчетов с целью подтверждения заявленной в тарифной заявке суммы расходов возложена на регулируемую организацию.

В связи с отсутствием в материалах тарифного дела расчетов и обоснований, направленных в ФАС России, требования ООО «Тепловодоканал» по статье «Расходы на оплату труда производственных рабочих» удовлетворению не подлежат.

2. Статья разногласий «Административные (общехозяйственные) расходы».

Заявитель считает экономически обоснованным размер административных расходов в части оплаты труда аппарата управления в сумме 2 761,23 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы приняты в размере 922,34 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 1 838,39 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России направлен расчет численности и заработной платы работников аппарата управления.

Органом регулирования расчет численности административного персонала произведен в соответствии с приказом Госстроя России от 12.10.1999 № 74 «Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий» (далее – Рекомендации № 74).

В соответствии с Рекомендациями № 74 в случае, если числовые значения факторов значительно отличаются от предельных интервалов, то нормативную численность рекомендуется определять методом интерполяции.

По мнению Заявителя, органом регулирования метод интерполяции приведен некорректно, а именно по верхней границе интервала, а не по нижней, как это принято в практике подобных вычислений. В результате численность административного персонала необоснованно снижена с 14,2 чел. до 9,8 чел.

Заявитель также не согласен с тем, что органом регулирования при размере фонда оплаты труда административного персонала применена ставка первого разряда в размере 11 696,42 руб. (с учетом индексации 1,06), что не соответствует действующему с 01.01.2023 ФОТС в ЖКХ на 2023-2025 гг.

Предметом разногласий также является процент распределения административных расходов по видам деятельности организации. По мнению Заявителя, доля административных расходов должна составлять 38,45 %, а не 27 %, как принято органом регулирования.

ФАС России отмечает, что расчет нормативной численности в соответствии с Рекомендациями № 74, а также расчет заработной платы со ссылками на положения ФОТС в ЖКХ на 2023-2025 годы в орган регулирования Заявителем не направлялся, что является нарушением пункта 16 Правил регулирования № 1075. Документы, обосновывающие применение процента распределения, равного 38,45, в орган регулирования не представлены, расчеты и аргументация его применения отсутствуют.

Обязанность по представлению необходимых обосновывающих материалов и соответствующих расчетов с целью подтверждения заявленной в тарифной заявке суммы расходов возложена на регулируемую организацию.

В связи с отсутствием в материалах тарифного дела расчетов и обоснований, направленных в ФАС России, требования ООО «Тепловодоканал» по статье «Административные (общехозяйственные) расходы» удовлетворению не подлежат.

3. Статья разногласий «Отчисления на социальные нужды».

Заявитель считает экономически обоснованным размер отчислений на социальные нужды в сумме 5 793,59 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы приняты в размере 3 045,25 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 2 748,34 тыс. руб.

Учитывая, что статья расходов «Отчисления на социальные нужды» является производной от статей расходов «Расходы на оплату труда производственных рабочих», «Административные (общехозяйственные) расходы», требования Заявителя по данной статье удовлетворению не подлежат.

4. Статья разногласий «Расчетная предпринимательская прибыль».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расчетной предпринимательской прибыли в сумме 1 832,62 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы приняты в размере 1 243,91 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 588,71 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования № 1075 расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования № 1075 (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Учитывая, что в состав базы для расчета предпринимательской прибыли входят, в том числе «Расходы на оплату труда производственных рабочих», «Административные (общехозяйственные) расходы», «Отчисления на социальные нужды», требования Заявителя по данной статье удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между ООО «Тепловодоканал» и Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

отказать ООО «Тепловодоканал» в удовлетворении требований, указанных в заявлении о разногласиях в сфере теплоснабжения с Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (рег. от 23.01.2023 № 8904-ЭП/23).

 

 

   

Связанные организации

ООО "ТВК"
ИНН 7519004666, ОГРН 1147513000139
Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края
ИНН 7536095977, ОГРН 1087536008790
Забайкальское УФАС России
ИНН 7536033755, ОГРН 1027501158541