Предписание №ВК/69750/19 Предписание РЭК Новосибирской области (ФГУП "УЭВ" тепло) исп... от 12 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

г. Москва

 

Временно исполняющий обязанности руководителя Федеральной антимонопольной службы В.Г. Королев, рассмотрев материалы плановой выездной проверки в отношении Департамента по тарифам Новосибирской области, проведенной ФАС России (Приказ ФАС России от 18.10.2018 № 1442/18, Акт проверки ФАС России от 24.12.2018 № 201), в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Департаментом по тарифам Новосибирской области (далее — Департамент Новосибирской области, Департамент, орган регулирования), при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель для Федерального государственного унитарного предприятия «Управление энергетики и водоснабжения» (далее – ФГУП «УЭВ», организация) на 2016-2018 гг.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

ФГУП «УЭВ» является теплоснабжающей организацией (ТСО), осуществляющей регулируемую деятельность по производству тепловой энергии, поставляемой потребителям на территории Новосибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) и правобережной части Советского района города Новосибирска.

В соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Правила регулирования № 1075), экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

В нарушение вышеуказанных норм обосновывающие материалы, представленные в рамках проведённой проверки ФАС России от 18.10.2018 № 1442/18 Департаментом, не содержат анализа экономической обоснованности по приведенным далее статьям затрат, а также не указаны документы (материалы), на основании которых определен размер учитываемых расходов ФГУП «УЭВ» при установлении цен (тарифов) на   тепловую   энергию (мощность) и теплоноситель.

В нарушение вышеуказанных норм экспертные заключения Департамента и обосновывающие материалы, представленные в рамках проведённой проверки ФАС России от 18.10.2018 № 1442/18 Департаментом, не содержат анализа экономической обоснованности по приведенным далее статьям затрат и соответствующие расчеты, а также не указаны документы (материалы), на основании которых определен размер учитываемых расходов ФГУП «УЭВ».

 

Тарифы на тепловую энергию (мощность).

Тарифная компания 2016 года.

Операционные расходы.

Расходы на служебные командировки и прочие затраты.

По данной статье затрат Департаментом приняты расходы в размере 2 035,23 тыс.руб., что на 883,53 тыс.руб. больше, чем заявлено организацией.

В соответствии с представленными материалами в тарифной заявке организации содержится предложение Предприятия по статье расходов «Прочие» вместе с расходами на обучение персонала в размере 1 151,7 тыс.руб. Из Экспертного заключения об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность) не представляется возможным определить, на основании каких документов были учтены данные расходы.

В возражениях Департамента на Акт проверки ФАС России органом регулирования представлены отсылки к обосновывающим документам без их анализа.

Вместе с тем, в целях соблюдения баланса интересов потребителей и регулируемой организации Департамент не должен принимать в расчет величины выше заявленных регулируемой организацией, в том числе с учетом экономической обоснованности затрат.

Таким образом, ФАС России приходит к выводу, что в обосновывающих материалах, представленных в рамках проведённой проверки ФАС России от от 18.10.2018 № 1442/18 отсутствует анализ экономической обоснованности по данной статье затрат, что указывает на необходимость произвести дополнительный анализ экономической обоснованности указанных затрат с целью исключения возможности дублирования расходов на обучение персонала между статьями затрат «Расходы на служебные командировки и прочие затраты» и «Расходы на обучение персонала» и исключить экономически необоснованные расходы, в том числе Департаменту необходимо исключить расходы в размере 883,53 тыс. руб. как экономически необоснованные из статьи «Расходы на служебные командировки и прочие затраты».

Расходы на обучение персонала. 

По данной статье затрат Департаментом приняты расходы в размере 326,50 тыс.руб.

Из Экспертного заключения об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность) не представляется возможным определить, на основании каких документов были учтены данные расходы.

В возражениях Департамента на Акт проверки ФАС России органом регулирования представлены отсылки к обосновывающим документам без их анализа.

Таким образом, ФАС России приходит к выводу, что в обосновывающих материалах, представленных в рамках проведённой проверки ФАС России от от 18.10.2018 № 1442/18 отсутствует анализ экономической обоснованности по данной статье затрат, что указывает на необходимость произвести дополнительный анализ экономической обоснованности указанных затрат с целью исключения возможности дублирования расходов на обучение персонала между статьями затрат «Расходы на служебные командировки и прочие затраты» и «Расходы на обучение персонала» и исключить экономически необоснованные расходы

Расходы на оплату иных работ и услуг.

Департаментом учтены расходы на иные работы, выполняемые по договорам, признаны обоснованными в сумме 13 974,23 тыс.руб., в том числе:

- на оплату услуг связи – 2 457,95 тыс.руб.,

- на оплату вневедомственной охраны – 5 948,89 тыс.руб.,

- на оплату коммунальных услуг – 237,35 тыс.руб.,

- на оплату аудиторских и юридических услуг – 584,26 тыс.руб.,

- на регистрацию объектов недвижимости (работы по технической инвентаризации, регистрация прав) на основании поручения ФАНО России (письмо от 03.02.2015 № 007-18.1-21/АС-6) – 1 201,78 тыс.руб.;

- на поверку приборов – 1 784,00 тыс.руб.;

- на охрану труда (медосмотры и спец. Оценка) – 952,60 тыс.руб.;

- на информационно-вычислительное обслуживание – 807,40 тыс.руб.

В возражениях Департамента на Акт проверки ФАС России органом регулирования представлены расшифровка учтенных затрат с отсылками к обосновывающим документам.

В обосновании учтенных расходов Департаментом указано:

«6.1. Расходы на оплату услуг ООО «КонсультантПлюс в Новосибирске» в сумме 319,5 тыс.руб. в обоснование представлены Проект договора с ООО «КонсультантПлюс в Новосибирске» на 2015 год, планируемого к заключению по результатам проведения конкурсных процедур (протокол №47) (стр. 992-1006)».

Согласно информации, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru/223/contract/public/contract/view/subject-contract.html?id=353744&viewMode=PARTIAL), по результатам конкурса был заключен договор  № 263 со сроком действия 29.05.2015-31.12.2015.

Таким образом, учтенные расходы в размере 319,5 тыс.руб. экономически необоснованны и документально не подтверждены.

«6.4.  Расходы на оплату услуг ЗАО «СофтЛайн Трейд» в размере 107,1 тыс.руб. в обоснование представлено коммерческое предложение на продление и дозакупку антивирусного программного обеспечения (стр. 1009)».

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075), при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 1075, расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам, заключенным со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг).

Также, в своем определении по делу № 81-АПА19-2 от 11.04.2019г. Верховный суд указал, что отсутствие на момент утверждения тарифов заключенного договора свидетельствует о невозможности применения подпункта «б» пункта 28 Основ ценообразования № 1075 и отнесения установленных в таком проекте цен к достоверным сведениям о необходимых затратах общества.

Таким образом, Основами ценообразования № 1075 не предусматривается возможность учета расходов в составе НВВ регулируемой организации на основании коммерческого предложения.

Кроме того, согласно представленным материалам, коммерческое предложение ЗАО «Софтлайн Трейд» на продление и дозакупку антивирусного программного обеспечение составило 99,7 тыс.руб.

«8. Расходы на оплату аудиторских и юридических услуг в размере 584,26 тыс.руб., в том числе:

- 199,8 тыс.руб.  на оплату юридических услуг, оказываемых адвокатами Коллегии адвокатов «Паритетъ», на основании фактически понесенных в 2014 году расходов на указанные цели, а также актов сдачи-приемки услуг по соглашению б/н об оказании юридической помощи от 01.03.2014 и данных оборотно-сальдовой ведомости по аналитическому счету: С00410 «Юридические, нотариальные услуги» за 2014 год  (Приложение 4.2.12)».

ФАС России отмечает, что согласно представленным материалам, а именно, штатному расписанию ФГУП «УЭВ» на 2015 год, утвержденного приказом ФНУП «УЭВ» от 24.03.0215 № 136 (стр.668-719, т.3) в состав АУП входит юридический отдел, состоящий из 5 специалистов.

В экспертном заключении не отражен анализ экономической обоснованности расходов на юридические услуги при наличии в организации соответствующего структурного подразделения.

Таким образом, ФАС России приходит к выводу, что в обосновывающих материалах, представленных в рамках проведённой проверки ФАС России от 18.10.2018 № 1442/18 отсутствует анализ экономической обоснованности по данной статье затрат, что указывает на необходимость произвести дополнительный анализ экономической обоснованности указанных затрат и исключить экономически необоснованные расходы. Расходы на оплату услуг ООО «КонсультантПлюс в Новосибирске» в размере 319,5 тыс.руб., ЗАО «СофтЛайн Трейд» в размере 107,1 тыс.руб. и 199,8 тыс.руб.  на оплату юридических услуг, оказываемых адвокатами Коллегии адвокатов «Паритетъ» подлежат исключению из состава НВВ ФГУП «УЭВ» как экономически необоснованные.

Тарифная компания 2017 года.

Операционные расходы.   

Учитывая, что операционные (подконтрольные) расходы на последующий год долгосрочного периода регулирования рассчитываются путём индексации подконтрольных расходов предшествующего года долгосрочного периода регулирования, то с учетом выявленных нарушений при установлении цен (тарифов) на 2016 г., данный параметр также подлежит пересчету.

Расходы на услуги банка.

Департаментом учтены расходы в размере 398,25 тыс.руб.

В возражениях Департамента на Акт проверки ФАС России органом регулирования указано, что в составе данной статьи учтены расходы по агентским договорам за услуги по взысканию задолженности за коммунальные ресурсы с потребителей ФГУП «УЭВ» в размере 250,85 тыс.руб. в том числе:

- с ООО «Агентство по сбору коммунальных платежей от 30.04.2013 № 231; от 01.04.2013 №177;

- c ООО «Коллекторское агентство «Партнер-Нск» от 29.12.2014 №2-2015;

- ведомость операций по аналитическому счету 9121 Прочие расходы налогооблагаемые за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 и за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 (Приложение 4.2.18).

При этом Основами ценообразования № 1075 не предусматривается учет в составе НВВ расходов за услуги по взысканию задолженности за коммунальные ресурсы с потребителей регулируемой организации.

Кроме того, ФАС России отметает, что расходы на услуги банка относятся к подконтрольным расходам и должны быть исключены из состава неподконтрольных расходов 2017 года и включены в базовый уровень подконтрольных расходов 2016 года в экономически обоснованном размере.

Таким образом, ФАС России приходит к выводу, что в обосновывающих материалах, представленных в рамках проведённой проверки ФАС России от 18.10.2018 № 1442/18 отсутствует анализ экономической обоснованности по данной статье затрат, что указывает на необходимость произвести дополнительный анализ экономической обоснованности указанных затрат и исключить экономически необоснованные расходы. Расходы в размере 250,85 тыс.руб. подлежат исключению из состава НВВ ФГУП «УЭВ» как экономически необоснованные.

Тарифная компания 2018 года.

Операционные расходы.

Учитывая, что операционные (подконтрольные) расходы на последующий год долгосрочного периода регулирования рассчитываются путём индексации подконтрольных расходов предшествующего года долгосрочного периода регулирования, то с учетом выявленных нарушений при установлении цен (тарифов) на 2017 г., данный параметр также подлежит пересчету.

Расходы по сомнительным долгам.

Из Экспертного заключению не представляется возможным определить учтенную сумму по данной статьей затрат (стр.7 Экспертного заключения – 682,2 тыс.руб., приложение к Экспертному заключению – 626,0 тыс.руб.).

В представленных материалах отсутствуют результаты анализа, калькуляция, ссылки на обосновывающие материалы, а также сами материалы.

В возражениях Департамента на Акт проверки ФАС России органом регулирования указано, что в составе данной статьи учтены расходы в размере 626,0 тыс.руб.

Кроме того, в возражениях указано, что расходы по статье затрат «Расходы по сомнительным долгам» учтены на основании:

- Приказов директора ФГУП «УЭВ»: от 31.12.2014 № 754 «О списании дебиторской и кредиторской задолженности» сумма списанной дебиторской задолженности в части реализации тепловой энергии населению и приравненным к нему категориям составила 23 608,39 тыс.руб.; от 31.03.2015 № 149/1 «О списании дебиторской и кредиторской задолженности» сумма списанной дебиторской задолженности в части реализации тепловой энергии населению и приравненным к нему категориям составила 4 247, 38 тыс.руб.; от 30.06.2016 № 386/1 «О списании дебиторской и кредиторской задолженности» сумма списанной дебиторской задолженности в части реализации тепловой энергии населению и приравненным к нему категориям составила 83,64 тыс.руб.;

- Актов инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами;

- Справок по невозвратной и затруднительной ко взысканию задолженности управляющими компаниями.

Однако, ФАС России отмечает, что представленные документы и материалы не свидетельствуют о том, что регулируемая организация применяла исчерпывающие меры для уменьшения суммы дебиторской задолженности.

Так, должны быть представлены документы, свидетельствующие о принятии организацией исчерпывающих мер для взыскания в том числе: судебные акты, определения суда о признании банкротом, постановления об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа. В материалах дела имеются только приказы о списании безнадежной дебиторской задолженности.

Таким образом, ФАС России приходит к выводу, что в обосновывающих материалах, представленных в рамках проведённой проверки ФАС России от 18.10.2018 № 1442/18 отсутствует анализ экономической обоснованности по данной статье затрат, что указывает на необходимость произвести дополнительный анализ экономической обоснованности указанных затрат и исключить экономически необоснованные расходы.

Расходы на амортизацию (2016-2018 г.г.).

Согласно пункту 73 Основ ценообразования № 1075  величина амортизации основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в году, предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с методическими указаниями с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации.

Согласно пункту 29 Методических указаний № 760-э амортизация основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Порядок начисления амортизации по объектам основных средств, находящимися в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, установлен Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 № 26н (далее - ПБУ 6/01), и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 № 91н.

В соответствии с пунктом 17 ПБУ 6/01 посредством начисления амортизации погашается стоимость объекта основных средств, используемого для осуществления регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, выраженная как сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление данного объекта, которые компенсируются посредством включения амортизации по такому объекту в необходимую валовую выручку организации, на основании которой рассчитываются тарифы в сфере теплоснабжения.

Также подлежит компенсации посредством учета амортизации в составе необходимой валовой выручки организации стоимость полученных ею от собственника основных средств в случае, если заключенным между организацией и собственником имущества договором предусмотрено возмещение расходов собственника имущества, формирующих стоимость основных средств.

Подпунктом 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что имущество, созданное за счет бюджетных средств целевого финансирования, амортизации не подлежит.

В соответствии с пунктом 4 Устава ФГУП «УЭВ», утвержденного Приказом ФАНО России от 30.07.2014 № 411, учредителем и собственником имущества ФГУП «УЭВ» является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя и собственника имущества предприятия осуществляет ФАНО России.

ФГУП «УЭВ» создано на основании постановления Президиума российской академии наук от 14 мая 2002 года № 140 и распоряжения Президиума Сибирского отделения РАН от 21 июня 2002 года № 317.

Во исполнение пункта 2 распоряжения президиума Сибирского отделения Российской академии наук от 29.12.2007 № 15000-642, пункта 4 постановления бюро Президиума СО РАН ННЦ от 14.11.2007 № 394-БН и в соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», распоряжением Президиума Сибирского отделения Российской академии наук от 18.04.2008 № 15000-185 передано имущество ФГУП «УЭВ» в соответствии с перечнем, связанное, в том числе, с осуществлением деятельности в сфере теплоснабжения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 2591-р предприятие передано в ведение Федерального агентства научных организаций.

Таким образом, если объекты основных средств (объекты теплоснабжения) созданы собственником за счет бюджетных средств и переданы организации по договору хозяйственного ведения, не предусматривающему возврат указанных средств (получены на безвозмездной основе), включение расходов на амортизацию объектов теплоснабжения, рассчитанную исходя из стоимости строительства объектов теплоснабжения, финансируемых за счет бюджетных средств, приведет к получению организацией необоснованного дохода в размере амортизации.

Согласно представленным расчетам (стр. 629-657), амортизация начисляется в том числе на переданные объекты основных средств, необходимых для осуществления деятельности в сфере теплоснабжения.

Исходя из вышеизложенного, наличие амортизации в перечне расходов, включаемых в НВВ ФГУП «УЭВ», и документальное подтверждение начисленной амортизации по объектам основных средств бухгалтерскими документами не является обязательным условием учета амортизации основных средств в тарифах в сфере теплоснабжения без соответствующего экономического обоснования.

Кроме   того, согласно   статье   256   Налогового   кодекса   Российской Федерации   амортизируемым   имуществом   признается   имущество   со   сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей. Как следует из расчетов, амортизация начисляется также на такие   объекты, как   оборудование   коммунального   хозяйства,   инструменты (холодильник, СВЧ печь и др.) с первоначальной стоимостью менее 100 000 рублей, что противоречит вышеуказанной норме.

Кроме того, ФАС России отмечает, что в Экспертных заключениях Департамента по тарифам Новосибирской области об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) на 2016-2018 гг. указано, что расходы по статье «Амортизация» являются источником финансирования Инвестиционной программы.

Однако информации о факте исполнения/неисполнения инвестиционной программы за 2016-2018 годы пообъектно, а также об объеме инвестиций, фактически осуществленном, от объема инвестиций, предусмотренного при установлении тарифов, пообъектно, в представленных Министерством Отчете об исполнении Предписания ФАС России, не содержится.

Таким образом, ФАС России приходит к выводу, что в обосновывающих материалах, представленных в рамках проведённой проверки ФАС России от 18.10.2018 № 1442/18 отсутствует анализ экономической обоснованности по по статье «Амортизация» за 2016-2018 годы, что указывает на необходимость произвести дополнительный анализ экономической обоснованности указанных затрат и исключить экономически необоснованные расходы. Учтенные расходы подлежат дополнительному экономическому анализу с учетом исключения из НВВ регулируемой организации расходов на амортизацию по объектам имущества, переданных ФГУП «УЭВ» на праве хозяйственного ведения распоряжением Президиума Сибирского отделения Российской академии наук от 18.04.2008 № 15000-185, и расходов на объекты имущества, амортизация на которые в соответствии со статьей 256 Налогового кодекса РФ не начисляется, с учетом исполнения инвестиционной программы, а также провести анализ исполнения ФГУП «УЭВ» инвестиционной программы в 2016-2018 гг., утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации, с указанием документов и материалов, используемых при проведении анализа, планового и фактического объема финансирования в разрезе по инвестиционным проектам и годам.

 

Тарифы на теплоноситель.

Тарифная компания 2016 года.

ФАС России отмечает, что в возражениях на Акт проверки органом регулирования представлено экспертное заключение в новой редакции с расшифровками принятых расходов.

Операционные расходы.

Общехозяйственные и цеховые расходы, включая расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями.

В составе рассматриваемой статьи затрат органом регулирования были учтены расходы на:

- «общехозяйственные расходы» в размере 7 634,1 тыс.руб.;

- «цеховые расходы» в размере 3 569,1 тыс.руб., в том числе:

- вспомогательные материалы – 131,3 тыс.руб.

- охрана труда – 233,7 тыс.руб.

- проверка приборов – 254,0 тыс.руб.

- подготовка кадров – 29,4 тыс.руб.

Вышеперечисленные расходы учтены Департаментом на уровне тарифной заявки ФГУП «УЭВ».

ФАС России отмечает, что ни в первой версии экспертного заключения, что ни во второй (в составе возражения на Акт проверки) не содержится анализа учтенных расходов, отсутствуют указание на принятые в качестве обосновывающих материалы.

Кроме того, органом регулирования не представлены расчеты учтенной суммы расходов.

Таким образом, ФАС России приходит к выводу, что в обосновывающих материалах, представленных в рамках проведённой проверки ФАС России от 18.10.2018 № 1442/18 отсутствует анализ экономической обоснованности по данной статье затрат, что указывает на необходимость произвести дополнительный анализ экономической обоснованности указанных затрат и исключить экономически необоснованные расходы.

Неподконтрольные расходы.

Амортизация основных фондов, участвующих в процессе водоподготовки.

Согласно пункту 73 Основ ценообразования № 1075 величина амортизации основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в году, предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с методическими указаниями с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации.

Согласно пункту 29 Методических указаний № 760-э амортизация основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Порядок начисления амортизации по объектам основных средств, находящимися в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, установлен Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 № 26н (далее - ПБУ 6/01), и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 № 91н.

В соответствии с пунктом 17 ПБУ 6/01 посредством начисления амортизации погашается стоимость объекта основных средств, используемого для осуществления регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, выраженная как сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление данного объекта, которые компенсируются посредством включения амортизации по такому объекту в необходимую валовую выручку организации, на основании которой рассчитываются тарифы в сфере теплоснабжения.

Также подлежит компенсации посредством учета амортизации в составе необходимой валовой выручки организации стоимость полученных ею от собственника основных средств в случае, если заключенным между организацией и собственником имущества договором предусмотрено возмещение расходов собственника имущества, формирующих стоимость основных средств.

Подпунктом 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что имущество, созданное за счет бюджетных средств целевого финансирования, амортизации не подлежит.

В соответствии с пунктом 4 Устава ФГУП «УЭВ», утвержденного Приказом ФАНО России от 30.07.2014 № 411, учредителем и собственником имущества ФГУП «УЭВ» является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя и собственника имущества предприятия осуществляет ФАНО России.

ФГУП «УЭВ» создано на основании постановления Президиума российской академии наук от 14 мая 2002 года № 140 и распоряжения Президиума Сибирского отделения РАН от 21 июня 2002 года № 317.

Во исполнение пункта 2 распоряжения президиума Сибирского отделения Российской академии наук от 29.12.2007 № 15000-642, пункта 4 постановления бюро Президиума СО РАН ННЦ от 14.11.2007 № 394-БН и в соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», распоряжением Президиума Сибирского отделения Российской академии наук от 18.04.2008 № 15000-185 передано имущество ФГУП «УЭВ» в соответствии с перечнем, связанное, в том числе, с осуществлением деятельности в сфере теплоснабжения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 2591-р предприятие передано в ведение Федерального агентства научных организаций.

Таким образом, если объекты основных средств (объекты теплоснабжения) созданы собственником за счет бюджетных средств и переданы организации по договору хозяйственного ведения, не предусматривающему возврат указанных средств (получены на безвозмездной основе), включение расходов на амортизацию объектов теплоснабжения, рассчитанную исходя из стоимости строительства объектов теплоснабжения, финансируемых за счет бюджетных средств, приведет к получению организацией необоснованного дохода в размере амортизации.

Согласно представленным расчетам (стр. 629-657), амортизация начисляется в том числе на переданные объекты основных средств.

Исходя из вышеизложенного, наличие амортизации в перечне расходов, включаемых в НВВ ФГУП «УЭВ», и документальное подтверждение начисленной амортизации по объектам основных средств бухгалтерскими документами не является обязательным условием учета амортизации основных средств в тарифах в сфере теплоснабжения без соответствующего экономического обоснования.

Кроме   того, согласно   статье   256   Налогового   кодекса   Российской Федерации   амортизируемым   имуществом   признается   имущество   со   сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей. Как следует из расчетов, амортизация начисляется также на такие   объекты, как   оборудование   коммунального   хозяйства, инструменты (холодильник, СВЧ печь и др.) с первоначальной стоимостью менее 100 000 рублей, что противоречит вышеуказанной норме.

Таким образом, ФАС России приходит к выводу, что в обосновывающих материалах, представленных в рамках проведённой проверки ФАС России от 18.10.2018 № 1442/18 отсутствует анализ экономической обоснованности по по статье «Амортизация» за 2016 год, что указывает на необходимость произвести дополнительный анализ экономической обоснованности указанных затрат и исключить экономически необоснованные расходы. Учтенные расходы подлежат дополнительному экономическому анализу с учетом исключения из НВВ регулируемой организации расходов на амортизацию по объектам имущества, переданных ФГУП «УЭВ» на праве хозяйственного ведения распоряжением Президиума Сибирского отделения Российской академии наук от 18.04.2008 № 15000-185, и расходов на объекты имущества, амортизация на которые в соответствии со статьей 256 Налогового кодекса РФ не начисляется.

Другие (прочие) расходы.

Тарифная заявка ФГУП «УЭВ» составила 430,46 тыс.руб.

Департаментом было учтено 478,2 тыс.руб.

В обоих редакциях экспертного заключения не содержится анализ учтенных расходов, отсутствуют указание на принятые в качестве обосновывающих материалы, не представлены расчеты учтенной суммы расходов.

Вместе с тем, в целях соблюдения баланса интересов потребителей и регулируемой организации Департамент не должен принимать в расчет величины выше заявленных регулируемой организацией, в том числе с учетом экономической обоснованности затрат.

Таким образом, ФАС России приходит к выводу, что в обосновывающих материалах, представленных в рамках проведённой проверки ФАС России от 18.10.2018 № 1442/18 отсутствует анализ экономической обоснованности по данной статье затрат, что указывает на необходимость произвести дополнительный анализ экономической обоснованности указанных затрат и исключить экономически необоснованные расходы. Расходы в размере 47,74 тыс.руб. подлежат исключению из состава статье зарат «Другие (прочие) расходы» как экономически необоснованные.

Тарифные компании 2017, 2018 годов.

Операционные расходы.

Учитывая, что операционные (подконтрольные) расходы на последующий год долгосрочного периода регулирования рассчитываются путём индексации подконтрольных расходов предшествующего года долгосрочного периода регулирования, то с учетом выявленных нарушений при установлении цен (тарифов) на 2016 г., данный параметр также подлежит пересчету.

Неподконтрольные расходы.

ФАС России отмечает, что в Экспертных заключениях на 2017-2018 год отсутствует расшифровка учтенных затрат.

В нарушение п. 29 Правил регулирования № 1075 в экспертных заключениях отсутствуют анализ экономической обоснованности учтенных затрат, отсутствуют указание на принятые в качестве обосновывающих материалы, не представлены расчеты учтенной суммы расходов.

Кроме того, не предоставляется возможным определить размер тарифной заявки регулируемой организации.

Таким образом, ФАС России приходит к выводу, что в обосновывающих материалах, представленных в рамках проведённой проверки ФАС России от 18.10.2018 № 1442/18 отсутствует анализ экономической обоснованности по неподкотнрольным расходам на 2017, 2018 годы, что указывает на необходимость произвести дополнительный анализ экономической обоснованности указанных затрат и исключить экономически необоснованные расходы.

Ведение раздельного учета доходов и расходов.

Пунктом 9 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» закреплен порядок ведения обязательного раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.

В соответствии с пунктом 10 Основ ценообразования № 1075 регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих видов деятельности:

а) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;

б) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии менее 25 МВт;

в) производство тепловой энергии (мощности) не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии;

г) производство теплоносителя;

д) передача тепловой энергии и теплоносителя;

е) сбыт тепловой энергии и теплоносителя;

ж) подключение к системе теплоснабжения;

з) поддержание резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии.

В соответствии с Учетной политикой, утвержденной на предприятии для целей бухгалтерского учета, налогообложения и ведения раздельного учета, затраты, непосредственно связанные с производственным процессом, отражаются одновременно в разрезе теплоисточников, производственных районов и видов деятельности. При этом прямые затраты списываются в разрезе каждого источника и вида деятельности. В случае, если прямые расходы к осуществлению конкретного вида деятельности отнести невозможно, то они подлежат распределению пропорционально доле доходов от этого вида деятельности. Внутри регулируемых видов деятельности затраты, отнесение которых невозможно в разрезе поселений и котельных, распределяются пропорционально отпуска тепловой энергии в Гкал.

Между тем в экспертных заключениях не указан механизм распределения затрат внутри регулируемых видов деятельности в разрезе поселений и котельных в случае невозможности отнесения прямых расходов к конкретному виду деятельности, не отражена доля доходов конкретного вида деятельности от доходов по предприятию в целом в нарушение вышеуказанных норм.

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

         1. Признать Департамент по тарифам Новосибирской области нарушившим пункт 9 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пункты 28, 44, 73 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, при установлении цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность), поставляемую Федеральным государственным унитарным предприятием «Управление энергетики и водоснабжения» на 2016-2018 года; пункт 9 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пункт 73 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, при установлении цен (тарифов) на теплоноситель, поставляемый Федеральным государственным унитарным предприятием «Управление энергетики и водоснабжения» на 2016-2018 года.

2. Органу исполнительной власти Новосибирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.09.2019 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно:

2.1. Исключить из базового уровня операционных расходов необходимой валовой выручки Федерального государственного унитарного предприятия «Управление энергетики и водоснабжения» на тепловую энергию (мощность) 2016 года следующие расходы:

- по статье затрат «Расходы на служебные командировки и прочие затраты» в размере 883,53 тыс. руб.;

по статье затрат «Расходы на оплату иных работ и услуг» в размере 626,4 тыс.руб.

2.2. Исключить из состава неподконтрольных расходов необходимой валовой выручки Федерального государственного унитарного предприятия «Управление энергетики и водоснабжения» на тепловую энергию 2017 года расходы по статье затрат «Расходы на услуги банка» в размере 250,85 тыс.руб.

2.3. Исключить из состава неподконтрольных расходов необходимой валовой выручки Федерального государственного унитарного предприятия «Управление энергетики и водоснабжения» на теплоноситель 2016 года расходы по статье затрат «Другие (прочие) расходы» в размере 47,74 тыс.руб.

2.4. Исключить из состава неподконтрольных расходов необходимой валовой тарифов на тепловую энергию (мощность) 2016-2018 гг. и тарифов на теплоноситель 2016 г. Федерального государственного унитарного предприятия «Управление энергетики и водоснабжения» расходы по статьям затрат «Амортизация», «Амортизация основных фондов, участвующих в процессе водоподготовки» соответственно в части учета расходов на амортизацию по объектам имущества, переданных ФГУП «УЭВ» на праве хозяйственного ведения распоряжением Президиума Сибирского отделения Российской академии наук от 18.04.2008 № 15000-185, и расходов на объекты имущества, амортизация на которые в соответствии со статьей 256 Налогового кодекса РФ не начисляется, за исключением расходов в части фактического освоения в качестве источника Инвестиционной программы по регулируемому виду деятельности, а также провести анализ исполнения ФГУП «УЭВ» инвестиционной программы в 2016-2018 гг., утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации, с указанием документов и материалов, используемых при проведении анализа, планового и фактического объема финансирования в разрезе по инвестиционным проектам и годам.

2.5.  Провести и отразить в экспертном заключении дополнительный анализ экономической обоснованности включения в состав необходимой валовой выручки Федерального государственного унитарного предприятия «Управление энергетики и водоснабжения» на тепловую энергию (мощность) (в том числе подробный расчет со ссылкой на обосновывающие документы и материалы, принятые в расчет конечных сумм) расходов по следующим статьям затрат:

2016 год:

«Расходы на обучение персонала», «Расходы на служебные командировки и прочие затраты»;

2017 год:

«Операционные расходы», «Расходы на услуги банка»;

2018 год:

«Операционные расходы», «Расходы по сомнительным долгам».

2.6. Провести и отразить в экспертном заключении дополнительный анализ экономической обоснованности включения в состав необходимой валовой выручки на теплоноситель Федерального государственного унитарного предприятия «Управление энергетики и водоснабжения» (в том числе подробный расчет со ссылкой на обосновывающие документы и материалы, принятые в расчет конечных сумм) расходов по следующим статьям затрат:

2016 год:

«Общехозяйственные и цеховые расходы, включая расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями», «Другие (прочие) расходы»;

2017 год:

«Операционные расходы», «Неподконтрольные расходы»;

2018 год:

«Операционные расходы», «Неподконтрольные расходы».

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Новосибирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки Федерального государственного унитарного предприятия «Управление энергетики и водоснабжения» на 2016-2018 год и пересмотреть установленные цены (тарифы) на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель на 2019 год в срок до 01.09.2019.

4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Новосибирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 10 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Новосибирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Новосибирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим предписанием; 

- экспертных заключений по делу об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «Управление энергетики и водоснабжения», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

Временно исполняющий

обязанности руководителя В.Г. Королев

Связанные организации

Новосибирское УФАС России
ИНН 5405116098, ОГРН 1035401913568
Департамент по тарифам Новосибирской области
ИНН 5406312137, ОГРН 1055406142208