Решение №СП/111643/21 Решение о частичном удовлетворении ОАО "ТЕВИС" (техприс). от 27 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ(ред. от 01.07.2021)"О водоснабжении и водоотведении"


РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «17» декабря 2021 года.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия ФАС России), в составе:

<...>,

рассмотрев досудебный спор (разногласия) по заявлению акционерного общества «ТЕВИС» (далее — заявитель, регулируемая организация, АО «ТЕВИС») (исх. от 11.10.2021 № 47/9758, вх. от 18.10.2021
рег. № 174167/21
), возникший с Департаментом ценового и тарифного регулирования тарифов по Самарской области (далее – орган регулирования, Департамент) по вопросу установления цен (тарифов) на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоотведения, в присутствии на заседании Комиссии ФАС России (посредством видео-конференц-связи) представителей Департамента, в лице <...>, <...>, <...>, <...>, представителей Администрации городского округа Тольятти, в лице <...>, <...>., <...>, а также представителей АО «ТЕВИС», в лице <...>, <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, Комиссией ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. от 11.10.2021 № 47/9758, вх. от 18.10.2021 рег. № 174167/21) о разногласиях АО «ТЕВИС» (далее – Заявитель, регулируемая организация) к Департаменту ценового и тарифного регулирования тарифов по Самарской области (далее – орган регулирования, Департамент) по вопросу установления цен (тарифов) на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоотведения.

Разногласия между АО «ТЕВИС» и органом регулирования возникли по приказу Департамента 22.09.2021 № 226 «Об установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения АО «ТЭВИС» объекта капитального строительства «Строительство дороги местного значения и проездов в микрорайоне «Калина», расположенного по адресу: Самарская область, г.о. Тольятти, Автозаводский район южнее улицы Южное шоссе, заявителя Администрация городского округа Тольятти Департамент градостроительной деятельности».

Индивидуальная плата к централизованной системе водоотведения АО «ТЭВИС» объекта капитального строительства «Строительство дороги местного значения и проездов в микрорайоне «Калина», расположенного по адресу: Самарская область, г.о. Тольятти, Автозаводский район южнее улицы Южное шоссе, заявителя Администрация городского округа Тольятти Департамент градостроительной деятельности» установлена оспариваемым решением в размере 15 446,11 тыс. руб., по заявлению АО «ТЭВИС» считает экономически обоснованной величину индивидуальной платы в размере 98 638,12 тыс. руб., разница составляет 83 192,02 тыс. руб.

В поданном на рассмотрение в ФАС России заявлении АО «ТЕВИС» указывает на то, что утвержденная Департаментом плата на 2021 год экономически не обоснована, в связи с чем просит признать экономически обоснованным размер расходов, подлежащих дополнительному учету в составе платы за технологическое присоединение, а также признать обоснованными натуральные показатели в размере 98 638,12 тыс.py6. без НДС по следующим статьям затрат: «Расходы на проведение мероприятий по подключению заявителей (без учета налога на прибыль) в части прочих расходов в составе расходов, относимых на ставку за подключаемую нагрузку (в том числе расходы на получение исходно-разрешительной документации), и расходов на оплату услуг иным сторонним организациям - СМР, проектные работы на строительство, модернизацию по ИП АО «ТЕВИС» учтено Департаментом - 12 531,69 тыс. руб., заявлено регулируемой организацией - 79 117,18 тыс. руб., разница составляет – 66 585,49 тыс. руб.)», «Налог на прибыль» (учтено Департаментом - 2 914,42 тыс. руб., заявлено регулируемой организацией - 19 520,94 тыс. руб., разница составляет -16 606,52 тыс. руб.)».

В дополнение в заявлении АО ТЭВИС указывает на то, что Департаментом ценового и тарифного регулирования тарифов по Самарской области не была принята во внимание заявленная АО «ТЕВИС» необходимая в целях осуществления подключения протяженность, диаметр строящихся трубопроводов, качество используемого материала труб и способ их прокладки.

Предложенные АО «ТЕВИС» экономически обоснованные расходы в целях установления индивидуального размера платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения АО «ТЕВИС» объекта капитального строительства в микрорайоне «Калина», подключаемая нагрузка которого превышает 10 м3/сут, учтённых органом регулирования при установлении платы расходов, а также разница по величине между заявленными регулируемой организацией и учтёнными Департаментом затратами представлены в таблице ниже по следующим статьям и натуральным показателям:

п/п

Наименование статьи спора (разногласий), единицы измерения

Величина расходов по статье спора (разногласий) (объем технико-экономи­ческих показателей)

Величина спора (разногласий) по статье

утвержденная органом регулирования на 2022г.

заявленная в орган регулирования на расчетный период

заявленная на разногласия в ФАС России

 

тыс.руб.

Предложение АО «ТЕВИС» на 2022г.

тыс.руб.

тыс.руб.
(С – А)

 

 

А

В

С

 

1

Расходы, связанные с подключением (технологическим присоединением) с учетом налога на прибыль, тыс.руб.

15 446,11

98 638,12

98 638,12

83 192,02

1.1

Расходы, относимые на ставку за подключаемую нагрузку (П -1) (без учета налога на прибыль), тыс.руб.

874,01

1 033,41

1 033,41

159,41

1.1.1

расходы на сырье и материалы

10,34

10,34

10,34

0,00

1.1.2

расходы на оплату работ и услуг сторонних организаций, в том числе

49,05

49,05

49,05

0,00

1.1.2.1

Расходы по договору на подключение дополнительной нагрузки объектов капитального строительства Заявителей, заключенному с технологически связанной организацией ООО «АВТОГРАД-ВОДОКАНАЛ», тыс.руб.

49,05

49,05

49,05

0,00

1.1.3

оплата труда и отчисления на социальные нужды, тыс.руб.

788,38

788,38

788,38

0,00

1.1.4

прочие расходы, тыс.руб.

26,24

185,65

185,65

159,41

1.2.

Расходы на оплату услуг иным сторонним организациям - СМР, проектные работы на строительство, модернизацию по ИП АО "ТЕВИС", тыс.руб.

11 657,68

78 083,77

78 083,77

66 426,09

1.2.1.

относимые на ставку за протяженность сети, тыс.руб.

11 657,68

78 083,77

78 083,77

66 426,09

2

Налог на прибыль, тыс.руб.

2 914,42

19 520,94

19 520,94

16 606,52

3

Итого (по статьям):

15 446,11

98 638,12

98 638,12

83 192,02

4

Подключаемая (технологически присоединяемая) нагрузка, куб. м /сут

769,50

769,50

769,50

0,00

5

Протяженность вновь создаваемых сетей, км

0,194

1,059

1,059

0,87

6

Итого НВВ, тыс.руб.:

15 446,11

98 638,12

98 638,12

83 192,02

Тарифы на услуги водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Плата за подключение к централизованной системе водоотведения подлежит государственному регулированию в силу статьи 31 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Порядок формирования тарифов в сфере водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Правила установления регулируемых тарифов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи Федерального закона № 416-ФЗ установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Полномочия по установлению платы за подключение возложены на орган тарифного регулирования субъекта Российской Федерации.

На территории Самарской области в соответствии с пунктом 7.2 Положения о Департаменте ценового и тарифного регулирования Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 10.10.2018 № 582, установление платы за подключение к системам водоотведения относится к полномочиям Департамента.

По результатам проведенного анализа материалов по заявленным статьям разногласий Комиссия ФАС России отмечает следующее.

Согласно пункту 4 Основ ценообразования № 406 тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения входит в систему регулируемых тарифов.

В соответствии с пунктом 85 Основ ценообразования в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 250 куб. метров в сутки и (или) осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с наружным диаметром, превышающим 250 мм (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.

Расходы на осуществление мероприятий по увеличению мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов этих систем, финансирование которых предусмотрено за счет платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, не должны превышать величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, указанные расходы определяются органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ.

Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен более низкий (высокий) уровень нагрузки или больший (меньший) диаметр трубопровода (по сравнению с указанным в настоящем пункте предельным уровнем нагрузки (диаметром трубопровода), при котором плата за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально.

Основанием для обращения в Департамент является обращение администрации г.о. Тольятти Департамента градостроительной деятельности о выдаче условий и заключении договора на подключение бюджетного объекта капитального строительства в микрорайоне «Калина» (исх. № 689/5.1 от 16.03.2021, вх. АО «ТЕВИС» № 2643 от 16.03.2021). Заявленная администрацией мощность составляет 769,5 м3/сут. (или 0,53 л/с.) на подключение к ливневой канализации.

В соответствии с приказом Департамента от 03.12.2019 № 500
«Об установлении предельного уровня нагрузки и наружного диаметра трубопровода для городского округа Тольятти, при котором плата
за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально» (далее – приказ департамента № 500) плата за подключение по объекту «Строительство дороги местного значения и проездов в микрорайоне «Калина» устанавливается Департаментом по индивидуальному проекту (свыше 10 м3/сут.).

Комиссия ФАС России отмечает, что АО «ТЭВИС» в адрес органа регулирования подавались две заявки на установление платы за технологическое присоединение бюджетного объекта капитального строительства «Строительство дороги местного значения и проездов в микрорайоне «Калина» к централизованной системе водоотведения АО «ТЕВИС».

Так, первая заявка на установление индивидуальной платы была подана регулируемой организацией в июле 2021 года на сумму 22 904,51 тыс. руб. без учёта НДС) (впоследствии скорректирована АО «ТЭВИС» письмом от 26.97.2021 № 14/7254 до уровня 18 963,56 тыс. руб. без НДС) и отозвана письмом АО «ТЭВИС» от 18.08.2021 № 14/8105 в связи с замечаниями Администрации г.о. Тольятти от 06.08.2021 № 4096/5.1. в орган регулирования по высокой стоимости подключения и уточнением АО «ТЭВИС» технических параметров по мероприятиям для подключения (технологического присоединения) соответствующего объекта к централизованной системе водоотведения АО «ТЭВИС».

Необходимо отметить, что ни технические условия на подключение, ни заявление на подключение объекта «Строительство дороги местного значения и проездов в микрорайоне «Калина» заявитель Администрация Тольятти не изменились. Материалов, отличающихся от первоначальной заявки на техприсоединение объекта в адрес АО «ТЕВИС» со стороны Администрации Тольятти, не направлялось. Новых технических условий АО «ТЕВИС» не выдано.

Первоначально АО «ТЕВИС» разработан перечень мероприятий по подключению объекта «Строительство дороги местного значения и проездов в микрорайоне «Калина» Администрации г.о. Тольятти с учетом застройки микрорайона «Калина» с общим объемом отводимых стоков 7460 м3/сут. Источниками финансирования данного строительства являются плата за подключение объекта «Строительство дороги местного значения и проездов в микрорайоне «Калина» Администрации г.о. Тольятти 18,96 млн. рублей (в части подключения автодороги) и плата за подключение объектов строительства иных застройщиков микрорайона «Калина» по мере поступления заявок на подключение.

Распределение затрат выполнено из расчета доли заявителя в заявленной нагрузке по подключению в размере 769,5 м3/сут. от общего объема ливневых вод 7460 м3/сут., учтенных в проекте планировки территории, утвержденной постановлением администрации г.о. Тольятти от 19.01.2018 № 126-п/1.

В заявке на подключение от 16.03.2021 № 689/5.1 Администрацией городского округа Тольятти также указана величина подключаемой нагрузки равной 769,5 м3/сут. или 0,53 л/с.

После отзыва регулируемой организацией первоначальной тарифной заявки, АО «ТЭВИС» была подана вторая тарифная заявка исходя из подключения объекта автодороги в микрорайоне «Калина» к ливневой канализации на сумму 98 638,12 тыс. руб. без НДС, скорректировав заявленные расходы с разницей к увеличению на 83 192,01 тыс. руб.

Вместе с тем, ФАС России отмечает, что, по данным заявителя Администрации г.о. Тольятти, позиция АО «ТЕВИС» об установлении индивидуального размера платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения АО «ТЕВИС» подключаемого объекта в размере 98 638,12 тыс.py6. без НДС, а также выполнении нижеуказанных мероприятий:

  1. Строительство сети ливневой канализации от проектируемого колодца на границе земельного участка ЛК-32 до аккумулирующего резервуара, Д630мм – 302м.п.

  1. Строительство колодцев ф1000 мм на сети ливневой канализации Д630мм (12 шт).

  1. Строительство колодца с мусороулавливающей корзиной – 1 шт.

  1. Строительство аккумулирующего резервуара V=900 м3 (гидравлич. объем), железобетонный, монолитный, с габаритными размерами 16х25х4,8 м.

  1. Строительство колодца с шибером Ду200 мм.

  1. Строительство сети ливневой канализации от аккумулирующего резервуара до ЛНС, от колодца –гасителя до проектируемого колодца на существующей сети Д1000мм, Д225 мм – 32,0 м.п.

  1. Строительство канализационной насосной станции ливневых стоков (ЛНС) производительностью 16,0 м3/ч.

  1. Строительство сети напорной ливневой канализации от ЛНС до колодца-гасителя, 2Д110 мм – 705,0 м.

  1. Строительство сети ливневой канализации от проектируемых колодцев на сети напорной канализации до мокрых колодцев, Д108мм - 20 м.п.

  1. Строительство колодцев Д1500 мм на напорной сети ливневой канализации (6 шт).

  1. Строительство камеры с приборами учета стоков – 1 шт.

  1. Строительство колодца-гасителя напора Д2000 мм, глубиной 2,0 м – 1 шт.

является необоснованной и несоответствующей действующей схеме водоснабжения и водоотведения г.о.Тольятти, а также проекту по её актуализации.

Департаментом принят приказ от 22.09.2021 г. № 226 «Об установления платы за подключение объекта «Строительство дороги местного значения и проездов в микрорайоне «Калина», размер платы за подключение - 15 446,11 тыс. руб. без НДС.

В настоящее время между АО «ТЕВИС» и администрацией
г.о. Тольятти заключен договор №257/с-21Т о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения (ливневая) с приложением технических условий подключения объекта. Технические условия в полном объеме соответствуют установленной плате за подключение, утвержденной приказом департамента от 22.09.2021 № 226.

Резюмируя вышеизложенные доводы, Комиссия ФАС России отмечает, что АО «ТЭВИС» определён и скорректирован перечень мероприятий по подключению объекта «дорога местного значения и проездов в микрорайоне «Калина», в том числе строительство сетей, КНС и резервуара для отвода стоков от автомобильной дороги с объемом 769,5 м³/сут, от прежней заявки с увеличением на 79 674,56 тыс. руб. без НДС. При этом ФАС России установлено, что указанные мероприятия не предусмотрены действующей схемой водоснабжения и водоотведения г.о.Тольятти.

Согласно пункту 9 статьи 18 Федерального закона № 416-ФЗ в случае принятия уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) решения о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), финансовые потребности организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для обеспечения технической возможности подключения (технологического присоединения), учитываются при установлении тарифов такой организации на очередной период регулирования, сроки осуществления подключения (технологического присоединения) устанавливаются в соответствии со сроками завершения реализации этих мероприятий.

В соответствии с пунктом 13 статьи 18 Федерального закона № 416-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя.

Согласно пункту 81 Основ ценообразования № 406 плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке.

В соответствии с пунктом 83 Основ ценообразования № 406 тариф на подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (далее - ставка за протяженность сети). Размер ставки за протяженность сети дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки сетей, и рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации следующих видов расходов: а) расходы на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей; б) налог на прибыль.

Согласно пункту 86 Основ ценообразования № 406 при расчете размера тарифов на подключение (технологическое присоединение) расходы на строительство водопроводных и (или) канализационных сетей, иных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения должны учитываться в размере, не превышающем величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, - в размере, определенном органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ.

В соответствии с пунктом 116 Методических указаний № 1746-э размер платы за подключение к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение) по следующей формуле (50).

По проведенному анализу двух тарифных заявок от АО «ТЕВИС»
(вх. от 29.06.2021 № 691-р и от 19.08.2021 № 736-р) при неизменной заявке администрации г.о. Тольятти на подключение объекта «Строительство дороги местного значения и проездов в микрорайоне «Калина» (от 16.03.2021 № 689/5.1), органом регулирования принято решение рассматривать подключение объекта по первоначальной заявке АО «ТЕВИС» с учетом того, что для данного проекта уже разработана проектная документация.

Таким образом, размер индивидуальной платы сформирован Департаментом исходя из укрупненных нормативов цены строительства НЦС 81-02-14-2021 (далее – НЦС), утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 140/пр от 12.03.2021, с учетом прогнозных индексов.

Кроме того, необходимо отметить, что в состав работ по модернизации ливневого коллектора входит монтаж трубопроводов самотечной канализации. Согласно представленному в рамках тарифного дела по установлению платы за подключение (технологическое присоединение) АО «ТЕВИС» локального ресурсного сметного расчета № РС-424 используются трубы полимерные многослойные армированные с кольцевой жесткостью SN16 диаметром 1200 и 1400 мм.

В заявлении о разногласиях регулируемая организация указывает на то, что из локального ресурсного сметного расчета АО «ТЕВИС» № РС-424 Департаментом учтена стоимость труб Д1200мм и Д1400мм с применением интерполяции и жесткости трубы SN 8 из НЦС 81-02-14-2021 вместо SN 16, обращая внимание на то, что качество трубы с жесткостью SN 8 хуже, а стоимость соответственно дешевле. В проекте предусмотрена жесткость трубы SN16 в связи с тем, что данная сеть будет проложена на уровне промерзания грунта, а также над данной сетью будет построена внутриквартальная автодорога и уменьшение толщины стенки канализационной трубы приведет к деформации данной трубы и невозможности оказания услуг водоотведения.

В соответствии с техническими характеристиками конструктивных решений и видов работ, учтенных в показателях НЦС 81-02-14-2021 «Наружные сети водоснабжения и канализации», расценкой 14-07-001-15 предусмотрена стоимость наружных инженерных сетей канализации из полиэтиленовых безнапорных труб с кольцевой жесткостью SN8.

В показателях НЦС учтена номенклатура затрат в соответствии
с действующими нормативными документами в сфере ценообразования
для выполнения основных, вспомогательных и сопутствующих этапов работ для строительства объекта в нормальных (стандартных) условиях,
не осложнённых внешними факторами.

Департаментом было направлено письмо в адрес Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (исх. от 14.09.2021 № ДЦТР/1565) о необходимости представления позиции относительно включения в состав работ по установке труб с кольцевой жесткостью SN16. Министерство поддержало позицию органа регулирования (Департамента) относительно применения расценки для труб с кольцевой жесткостью SN 8 письмом исх. от 22.09.2021 № МЭЖКХ/4166.

При расчете стоимости затрат по монтажу трубопроводов самотечной канализации, стоимость материалов учтена органом регулирования с применением интерполяции и жесткости трубы SN 8 согласно расценкам, приведенным в НЦС. Стоимость укладки трубопроводов канализации из полиэтиленовых труб диаметром 1200 мм и 1400 мм учтена органом регулирования в полном объеме.

В письме исх. № МЭЖКХ/4166 от 22.09.2021 отражена позиция Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области о допустимости применения труб с кольцевой жесткостью SN 8, поскольку подробное обоснование применения труб в заявленном проекте с кольцевой жесткостью SN 16 отсутствует. Также в показателях НЦС 81-02-14-2021 «Наружные сети водоснабжения и канализации» в расценках на прокладку наружных инженерных сетей безнапорной канализации из полиэтиленовых труб учитываются исключительно трубы с кольцевой жесткостью SN8 (SN 16 отсутствует). В данном письме Министерство поддерживает предложение Департамента по применению в расчёте жесткости кольцевых труб SN8, обратив внимание на то, что стоимость труб, применённая АО «ТЭВИС» в локальном расчёте РС-424 по состоянию на 2 квартал 2021 года, не соответствует сметной стоимости труб, рассчитанной в программе ESTIMATE (программный комплекс, предназначенный для составления сметной документации на строительные, ремонтно-строительные, монтажные и другие виды работ, а также для получения соответствующих отчётных форм). Так, по коду 24.3.04.03-0004 трубы полимерные многослойные армированные для систем водоотведения, кольцевая жесткость SN 16, диаметр 1200 мм. составляет 25 287,1 руб. за 1 метр без НДС, по заявке АО «ТЭВИС» - 34 323,08 руб. за 1 метр без НДС; по коду 24.3.04.03-0005 трубы полимерные многослойные армированные для систем водоотведения, кольцевая жесткость SN 16, диаметр 1400 мм. составляет 33 091,61 руб. за 1 метр без НДС, по заявке АО «ТЭВИС» - 44 849,09 руб. за 1 метр без НДС.

Согласно пункту 86 Основ ценообразования № 406 при расчете размера тарифов на подключение (технологическое присоединение) расходы на строительство водопроводных и (или) канализационных сетей, иных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения должны учитываться в размере, не превышающем величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, - в размере, определенном органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ.

Установление регулируемых тарифов производится по предложению регулируемой организации. Согласно пункту 16 Правил регулирования № 406 предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых обосновывающих материалов, указанных в пункте 17 Правил регулирования тарифов № 406.

Согласно пункту 5 статьи 38 Федерального закона № 416-ФЗ схемы водоснабжения и водоотведения учитывают результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и содержат:

1) основные направления, принципы, задачи и плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения;

2) прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды, количества и состава сточных вод сроком не менее чем на 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений, городских округов;

3) зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения и водоотведения;

4) карты (схемы) планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

5) границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

6) перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения и водоотведения в разбивке по годам, включая технические обоснования этих мероприятий и оценку стоимости их реализации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Федерального закона № 416-ФЗ Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» утверждены Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, а также Требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения (далее — Требования № 782, Правила № 782).

В соответствии с пунктом 9 Требований № 782 раздел «Предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения» формируется с учетом планов мероприятий по приведению качества питьевой и горячей воды в соответствие с установленными требованиями, решений органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения (при наличии такого решения) и содержит:

а) перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения с разбивкой по годам;

б) технические обоснования основных мероприятий по реализации схем водоснабжения, в том числе гидрогеологические характеристики потенциальных источников водоснабжения, санитарные характеристики источников водоснабжения, а также возможное изменение указанных характеристик в результате реализации мероприятий, предусмотренных схемами водоснабжения и водоотведения;

в) сведения о вновь строящихся, реконструируемых и предлагаемых к выводу из эксплуатации объектах системы водоснабжения;

г) сведения о развитии систем диспетчеризации, телемеханизации и систем управления режимами водоснабжения на объектах организаций, осуществляющих водоснабжение;

д) сведения об оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета воды и их применении при осуществлении расчетов за потребленную воду;

е) описание вариантов маршрутов прохождения трубопроводов (трасс) по территории поселения, городского округа и их обоснование;

ж) рекомендации о месте размещения насосных станций, резервуаров, водонапорных башен;

з) границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения;

и) карты (схемы) существующего и планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения.

Согласно пункту 8 Правил № 782 актуализация (корректировка) схем водоснабжения и водоотведения осуществляется при наличии одного из следующих условий:

а) ввод в эксплуатацию построенных, реконструированных и модернизированных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения;

б) изменение условий водоснабжения (гидрогеологических характеристик потенциальных источников водоснабжения), связанных с изменением природных условий и климата;

в) проведение технического обследования централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в период действия схем водоснабжения и водоотведения;

г) реализация мероприятий, предусмотренных планами снижения сбросов загрязняющих веществ, программами повышения экологической эффективности, планами мероприятий по охране окружающей среды, указанными в подпункте «д» пункта 7 № 782 Правил;

д) реализация мероприятий, предусмотренных планами по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями;

е) изменение объема поставки горячей воды, холодной воды, водоотведения по централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в связи с реализацией мероприятий по прекращению функционирования открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) (прекращение горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и перевод абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к таким системам, на закрытые системы теплоснабжения (горячего водоснабжения);

ж) необходимость внесения в схему водоснабжения и водоотведения сведений об отнесении централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов либо исключения таких сведений из схемы водоснабжения и водоотведения.

Относительно применения в расчёте платы труб с кольцевой жесткостью SN 16 Комиссия ФАС России отмечает, что в условиях наличия позиции профильного Министерства, свидетельствующей о завышенной в локальном сметном расчёте АО «ТЭВИС» стоимости труб, так как органом регулирования не проводился анализ и собственный расчёт стоимости указанных расходов, органу регулирования необходимо произвести дополнительный расчёт стоимости труб согласно локальным ресурсным сметным расчётам АО «ТЭВИС» исходя из подтверждённой регулируемой организацией необходимости применения соответствующей жесткости труб на основании технологических (технических) характеристик, особенностей, а также с учётом анализа стоимости труб в сопоставимых условиях, по итогам которого пересчитать и установить индивидуальную плату на подключение объекта к ливневой канализации указанные расходы (в том числе с учетом перерасчёта налога на прибыль) на экономически обоснованном уровне в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также согласно мотивировочной части настоящего решения.

Учитывая вышеизложенное органу регулирования необходимо произвести дополнительный анализ заявленных АО «ТЭВИС» расходов в составе платы за технологическое присоединение, по итогам которого пересчитать и учесть в составе индивидуальной платы на подключение объекта к ливневой канализации экономически обоснованные расходы исходя из требований законодательства Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных действующей схемой водоснабжения и водоотведения городского округа Тольятти, а также проектом по её актуализации, мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой, а также исходя из мотивировочной части настоящего решения, корректно рассчитав от обоснованных затрат, в том числе налог на прибыль.

Резюмируя вышеизложенное, руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, Комиссия ФАС России,

РЕШИЛА:

 

1. Признать Департамент ценового и тарифного регулирования тарифов по Самарской области нарушившим пункты 85 и 86 Основ ценообразования № 406, пункт 121 Методических указаний № 1746-э, при установлении индивидуальной платы по подключению к централизованной системе водоотведения АО «ТЭВИС» объекта капитального строительства «Строительство дороги местного значения и проездов в микрорайоне «Калина», расположенного по адресу: Самарская область, г.о. Тольятти, Автозаводский район южнее улицы Южное шоссе, заявителя Администрация городского округа Тольятти Департамент градостроительной деятельности» приказом Департамента 22.09.2021 № 226 «Об установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения АО «ТЭВИС» объекта капитального строительства «Строительство дороги местного значения и проездов в микрорайоне «Калина», расположенного по адресу: Самарская область, г.о. Тольятти, Автозаводский район южнее улицы Южное шоссе, заявителя Администрация городского округа Тольятти Департамент градостроительной деятельности».

2. Частично удовлетворить требования АО «ТЭВИС», указанные в заявлении о рассмотрении споров (разногласий) с Департаментом ценового и тарифного регулирования тарифов по Самарской области (исх. от 11.10.2021 № 47/9758, вх. от 18.10.2021 рег. № 174167/21).

3. Органу исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в срок до 01.02.2022 установить индивидуальную плату по подключению к централизованной системе водоотведения АО «ТЭВИС» объекта капитального строительства «Строительство дороги местного значения и проездов в микрорайоне «Калина», расположенного по адресу: Самарская область, г.о. Тольятти, Автозаводский район южнее улицы Южное шоссе, заявителя Администрация городского округа Тольятти Департамент градостроительной деятельности» исходя из проведённого перерасчёта индивидуальной платы по подключению к централизованной системе водоотведения АО «ТЭВИС» объекта капитального строительства «Строительство дороги местного значения и проездов в микрорайоне «Калина», расположенного по адресу: Самарская область, г.о. Тольятти, Автозаводский район южнее улицы Южное шоссе, заявителя Администрация городского округа Тольятти Департамент градостроительной деятельности» согласно мотивировочной части настоящего решения, отразив результаты анализа и расчёты в Экспертном заключении согласно положениям Правил регулирования тарифов № 406.

    1. 4. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, предписанного настоящим решением, письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения об установлении индивидуальной платы, принятие которого предписывается настоящим решением;

- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения, на которых принимались решения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- экспертных заключений по делу об установлении индивидуальной платы, в котором подробно отражены результаты исполнения настоящего решения.

5. Отказать в удовлетворении остальной части требований, изложенных в заявлении о досудебном урегулировании тарифных споров и разногласий АО «ТЭВИС» с Департаментом ценового и тарифного регулирования тарифов по Самарской области (исх. от 11.10.2021 № 47/9758, вх. от 18.10.2021 рег. № 174167/21).

 

Связанные организации

УФАС Самарское
ИНН 6315802344, ОГРН 1026300965129
Департамент ценового и тарифного регулирования по Самарской области
ИНН 6317132631, ОГРН 1196313001004
ОАО "ТЕВИС"
ИНН 6320000561, ОГРН 1026301976601