Уведомление №СП/10638/21 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 15 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «10» февраля 2021 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>; 

рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между МУП «Катангская топливно-энергетическая компания» (далее — Заявитель, МУП «Катангская ТЭК») и Службой по тарифам Иркутской области (далее — Служба, Орган регулирования) в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи директора МУП «Катангская ТЭК» <...>, заместителя директора
МУП «Катангская ТЭК»
<...>, начальника финансово-экономического отдела МУП «Катангская ТЭК» <...>, руководителя Службы по тарифам Иркутской области <...>, первого заместителя руководителя Службы по тарифам Иркутской области <...>, начальника отдела регулирования тарифов (цен) и контроля в электроэнергетике Службы по тарифам Иркутской области <...>, советника отдела регулирования тарифов (цен) и контроля в электроэнергетике Службы по тарифам Иркутской области <...>,

 

УСТАНОВИЛА

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533 (далее – Правила № 533), согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. № 214299-ЭП/20 от 15.12.2020)
МУП «Катангская топливно-энергетическая компания» о рассмотрении досудебного спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) со Службой по тарифам Иркутской области.

Спор возник с Органом регулирования, которым в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию тарифов в электроэнергетике приказом от 25.11.2020 № 319-спр «Об установлении долгосрочных тарифов на электрическую энергию (мощность), производимую электростанциями
МУП «Катангская ТЭК» (ИНН 3818030360), с использованием которых осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничном рынке потребителям на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, на 2021-2025 годы» для Заявителя установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности и долгосрочные тарифы на электрическую энергию (мощность) на 2021-2025 годы.

Необходимая валовая выручка для Заявителя рассчитывается с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2021-2025 гг.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым приказом на 2021 год, составляет 246 736,3 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 248 224,5 тыс. руб.

Объем спора составляет 1 488,2 тыс. руб.

По мнению Заявителя, Служба нарушила законодательство Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении величины необходимой валовой выручки на 2021 год по следующим статьям затрат:

тыс. руб.

п/п

Наименование статьи

Заявитель

Служба

Объем спора

1

Амортизация основных средств на 2021 год

1 884,1

600,00

1 284,1

2

Амортизация основных средств за 2019 год в составе статьи «Избыток средств, полученный за отчетные периоды регулирования»

464,1

260,00

204,1

 

ИТОГО

 

 

1 488,2

 

ФАС России в рамках рассмотрения заявления о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) проведен анализ требований Заявителя и доводов сторон, по результатам которого отмечено следующее.

Государственное регулирование тарифов на электрическую энергию (мощность) осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в сфере электроэнергетики (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электрической энергии (мощности), производимой на квалифицированных генерирующих объектах, утвержденными приказом ФАС России от 29.05.2019
№ 686/19 (далее – Методические указания № 686/19).

1. Статья «Амортизация основных средств на 2021 год».

МУП «Катангская ТЭК» заявляет требование о признании экономически обоснованной величины расходов по статье «Амортизация основных средств на 2021 год» в размере 1 884,1 тыс. руб. При этом, в Орган регулирования была заявлена сумма расходов в размере 2 684,4 тыс. руб.

Службой расходы по данной статье учтены в размере 600,0 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 1 284,1 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 26 Методических указаний № 686/19 неподконтрольные расходы включают в себя, в том числе амортизацию основных средств и нематериальных активов, определяемую в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178.

Согласно пункту 27 Основ ценообразования № 1178, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.

В случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

При расчете на плановый период регулирования экономически обоснованного размера амортизации основных средств, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, в составе необходимой валовой выручки учитывается амортизация только по основным средствам, фактически введенным в эксплуатацию за последний отчетный период, за который имеются отчетные данные.

В обоснование заявленных требований МУП «Катангская ТЭК» представило в адрес ФАС России следующие документы:

1. Расчет затрат по статье «Амортизация основных средств и нематериальных активов» на сумму 1 284,05 тыс. руб. (в Орган регулирования не предоставлялся);

2. Смета расходов на 2021 год;

3. Расчет затрат по статье «Амортизация основных средств и нематериальных активов»;

4. Инвентарные карточки учета объектов основных средств;

5. Оборотно-сальдовая ведомость по счету 20.01. за 2019 год с. Ербогачен;

6. Оборотно-сальдовая ведомость по счету 20.01. за 2019 год с. Преображенка, с. Ерема, д. Калинина;

7. Карточка счета 20 за 2019 год «Амортизация» с. Ербогачен;

8. Карточка счета 20 за 2019 год «Амортизация» с. Преображенка;

9. Расчет затрат по статье «Амортизация основных средств и нематериальных активов» с учетом основных средств, принятых к учету в 2020 году;

10. Оборотно-сальдовая ведомость по счету 02 за январь-апрель 2020 года;

11. Оборотно-сальдовая ведомость по счету 02 за 2019 год;

12. Оборотно-сальдовая ведомость по счету 01 за январь-апрель 2020 год;

13. Оборотно-сальдовая ведомость по счету 01 за 2019 год;

14. Распоряжение Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 29.08.2018 № 280-мр;

15. Разногласия к предварительному расчету тарифов на 2021 год;

16. Разъяснения ФАС России порядка учета амортизации имущества;

17. Протокол от 26.08.2020 АО «ИНК-ЗАПАД»;

18. Протокол от 06.10.2020 ММП «Северный город»;

19. Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 14.02.2018 № 75-АПГ17-10.

В соответствии с Заключением экспертизы (по делу № 2020/36-э) по результатам проверки материалов МУП «Катангская топливно-энергетическая компания» для установления тарифа на электрическую энергию, отпускаемую потребителям с. Ербогачен, с. Преображенка, с. Ерема и д. Калинина Катангского района Иркутской области и дополнением к Заключению экспертизы (далее – Экспертное заключение на 2021 год), а также письменными пояснениями Службы по тарифам Иркутской области (исх. от 29.12.2020 № 02-79-3226/20, рег. от 11.01.2021 № 1171/20; исх. от 18.01.2021 № 02-79-53/21, рег. от 18.01.2021 № 5350-ЭП/21), по результатам анализа представленных предприятием в рамках тарифного регулирования материалов, сумма амортизационных отчислений на 2021 год в соответствии с максимальными сроками использования объектов рассчитана Службой в размере 2 675,3 тыс. руб.

Вместе с тем, МУП «Катангская ТЭК» представлена инвестиционная программа, утвержденная распоряжением Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 29.08.2018 № 280-мр «Об утверждении инвестиционной программы МУП «Катангская ТЭК» на 2019-2021 годы», источниками которой на 2021 год являются амортизационные отчисления в размере 600 тыс. руб. и прибыль на развитие производства в размере 12 300,0 тыс. руб.

Как отмечает Орган регулирования, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики» предусмотрен порядок внесения изменений в утвержденную инвестиционную программу. Предприятие не обращалось в Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области для корректировки утвержденной инвестиционной программы ни в части источников, ни в части сумм по источникам финансирования. При этом, при планировании мероприятий инвестиционной программы в качестве источников финансирования необходимо использовать полную сумму амортизационных отчислений, а уже затем прибыль на развитие производства. Поскольку источники финансирования инвестиционной программы взаимосвязаны, то в случае ее корректировки по источнику «Амортизационные отчисления» в сторону увеличения, ровно на эту же сумму должны быть снижены расходы по источнику прибыль на развитие производства.

ФАС России отмечает, что согласно Экспертному заключению на 2021 год прибыль на развитие производства Органом регулирования учтена в НВВ
МУП «Катангская ТЭК» в размере 12 300,0 тыс. руб. в соответствии с распоряжением Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 29.08.2018 № 280-мр.

В своем заявлении МУП «Катангская ТЭК» отмечает, что основные средства были приобретены в течении 2018-2020 годов в рамках утвержденной ИП (ДЭС), а также за счет собственных средств, и приняты к бухгалтерскому учету в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1.

ФАС России отмечает, что расчет амортизационных отчислений на сумму
1 884,1 тыс. руб. в адрес Органа регулирования и ФАС России Заявителем не представлялся.

В адрес ФАС России представлены расчеты на сумму 2 684,37 тыс. руб. и 1 284,05 тыс. руб. При этом, Заявитель исключил амортизацию по объектам ОС, таким как система видеонаблюдения (дата принятия к бухгалтерскому учету (далее - БУ) - 01.03.2018), автогидроподъемник (БУ - 15.03.2018), автомобиль ГАЗ-33086
(БУ – 04.03.2019), нежилое помещение (БУ – 15.08.2019), нежилое помещение
(БУ – 01.01.2020), автомобиль УАЗ (БУ – 31.03.2020), трансформатор
ТМГ-250/10-0,4 (БУ – 31.03.2020), трансформатор ТМГ-250/10-0,4 (БУ – 31.03.2020), трансформатор ТМГ-СЭЩ-400/10-11 (БУ – 31.03.2020), электростанция
АД 200С-Т-400-1РМ2 (БУ – 16.07.2019), электроагрегат дизельный АД315С-Т400-2Р (БУ – 20.01.2020).

Из представленных Заявителем обосновывающих материалов не представляется возможным определить, каким образом сформирована первоначальная стоимость по объектам основных средств, в том числе не представлены договоры купли-продажи, заключенные по результатам торгов, в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования № 1178, в соответствии с которым при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Кроме того, расчет МУП «Катангская ТЭК» не содержит информации к какой амортизационной группе отнесен объект основных средств, в инвентарных карточках не указан год выпуска (постройки) ОС, в связи с чем, не представляется возможным определить состояние приобретенных основных средств, остаточную стоимость на момент приобретения ОС, оставшийся срок полезного использования. Не представлены документы о постановке на бухгалтерский учет, акты приема-передачи.

Заявителем предлагается к учету амортизация по объекту – трансформаторная подстанция № 15 (с. Ербогачен), основание – капитальные вложения, дата принятия к бухгалтерскому учету – 01.01.2020. При этом, перечень инвестиционных проектов на период реализации инвестиционной программы МУП «Катангская ТЭК» на 2019 год не содержит такое мероприятие, как строительство ТП в с. Ербогачен.

На основании вышеизложенного, требования МУП «Катангская ТЭК» по статье «Амортизация основных средств на 2021 год» удовлетворению не подлежат.

2. Статья «Амортизация основных средств за 2019 год в составе статьи «Избыток средств, полученный за отчетные периоды регулирования»».

МУП «Катангская ТЭК» заявляет требование о признании экономически обоснованной величины расходов по статье «Амортизация основных средств за 2019 год в составе статьи «Избыток средств, полученный за отчетные периоды регулирования»» в размере 464,1 тыс. руб.

Службой расходы по данной статье учтены в размере 260,0 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 204,1 тыс. руб.

В обосновании заявленных требования Заявителем в адрес ФАС России и Службы представлены документы, указанные в пункте 1 настоящего решения.

ФАС России отмечает, что МУП «Катангская ТЭК» расчет представлен на сумму 464,07 тыс. руб. и 1 076,03 тыс. руб. При этом, Заявитель исключил амортизацию по объектам ОС, таким как система видеонаблюдения (дата принятия к бухгалтерскому учету (БУ) - 01.03.2018), автогидроподъемник (БУ - 15.03.2018), автомобиль ГАЗ-33086 (БУ – 04.03.2019), нежилое помещение (БУ – 15.08.2019), электростанция АД 200С-Т-400-1РМ2 (БУ – 16.07.2019).

В соответствии с письменной позицией Органа регулирования, сумма амортизационных отчислений, заявленная предприятием за 2019 год, составила 1 200,3 тыс. руб. Службой экономически обоснованные амортизационные отчисления приняты в размере 260,0 тыс. руб. – на уровне утвержденных расходов на 2019 год как источник финансирования инвестиционной программы. При этом, анализ исполнения инвестиционной программы осуществлялся органом регулирования в составе корректировки по исполнению инвестиционной программы за 2019 год.

С учетом анализа ФАС России представленных Заявителем обосновывающих документов, отраженного в пункте 1 настоящего решения, требования Заявителя по данной статье затрат удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между
МУП «Катангская ТЭК» и Службой по тарифам Иркутской области, Комиссия:

 

РЕШИЛА:

 

отказать в удовлетворении требований МУП «Катангская ТЭК», указанных в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике со Службой по тарифам Иркутской области (рег. № 214299-ЭП/20 от 15.12.2020).

 

Связанные организации

Иркутское УФАС России
ИНН 3811020966, ОГРН 1033801033155
МУП "Катангская ТЭК"
ИНН 3818030360, ОГРН 1123818001328
Служба по тарифам Иркутской области
ИНН 3808023928, ОГРН 1033801025092