Решение №СП/32914/23 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 27 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «19» апреля 2023 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия между АО «ГТ Энерго» (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Департаментом цен и тарифов Тамбовской области (далее — орган регулирования, Департамент) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи директора Департамента <...>, заместителя директора — начальника отдела тарифов на тепловую энергию Департамента <...>, начальника отдела анализа производственно-технических показателей Департамента <...>, начальника управления по сбыту тепловой энергии АО «ГТ Энерго» <...>, начальника отдела планирования и отчетности в теплоснабжении управления по сбыту тепловой энергии АО «ГТ Энерго» <...>, ведущего специалиста планово-экономического отдела тамбовского филиала АО «ГТ Энерго» <...>, ведущего специалиста планово-экономического отдела тамбовского филиала АО «ГТ Энерго» <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, в ФАС России обратилось с заявлением о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения
АО «ГТ Энерго».

Заявление АО «ГТ Энерго» рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом
ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Спор возник с Департаментом цен и тарифов Тамбовской области, которым в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения приказом от 16.11.2022 № 132-т методом долгосрочной индексации тарифов для Заявителя были установлены тарифы на тепловую энергию на 2023 год долгосрочного периода регулирования 2023-2027 гг.

Величина необходимой валовой выручки, установленная оспариваемым приказом на 2023 год для АО «ГТ Энерго», составляет 273 841,17 тыс. руб.

Величина необходимой валовой выручки, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 292 095,03 тыс. руб. с учетом заявленных требований.

Заявитель просит признать экономически обоснованным и подлежащим учету в необходимой валовой выручке при установлении тарифов на тепловую энергию АО «ГТ Энерго» на 2022 год размер расходов по статье затрат «Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов
от значений, учтенных при установлении тарифов» в размере 4 624,36 тыс. руб.

Органом регулирования по спорной статье затрат учтено -13 629,5 тыс. руб.

Величина разногласий составляет 18 253,86 тыс. руб.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации
от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания).

Спор возник в части определения Органом регулирования величины фактического отпуска конечным потребителям, а также в части примененных Департаментом индексов потребительских цен на 2022 и 2023 гг.

Порядок формирования расчетных объемов отпуска тепловой энергии и определения фактических объемов отпуска тепловой энергии в целях расчета тарифов в сфере теплоснабжения регламентирован главой III Методических указаний.

Так, пунктом 22 Методических указаний установлено, что фактический объем полезного отпуска тепловой энергии за предыдущие периоды (за исключением объемов тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) регулирования определяется органом регулирования с учетом представленных регулируемой организацией договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных с потребителями, информации об объемах отпуска, определенных по показаниям приборов учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, а также выставленных регулируемой организацией счетов на оплату тепловой энергии, теплоносителя, оказанных услуг.

Вместе с тем, согласно пункту 22(1) Основ ценообразования фактический полезный отпуск тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последний отчетный год.

В силу пункта 10 Основ ценообразования регулируемые организации обязаны вести раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения.

Формой федерального статистического наблюдения № 46-ТЭ (полезный отпуск) «Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей» регулируемая организация подтверждает фактический полезный отпуск тепловой энергии отдельным категориям потребителей, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей.

В соответствии с положениями Основ ценообразования, Правил регулирования и Методических указаний фактический полезный отпуск тепловой энергии за предыдущие периоды определяется с учетом сведений статистической формы № 46-ТЭ, данных бухгалтерского учета и раздельного учета по видам регулируемой деятельности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения и учетной политикой регулируемой организации, договоров с потребителями, информации об объемах отпуска, определенных по показаниям приборов учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, а также выставленных регулируемой организацией счетов на оплату тепловой энергии, теплоносителя, оказанных услуг (что также отражено в письме ФАС России от 22.08.2022
№ СП/78676/22).

Исходя из поступивших в ФАС России материалов и сведений было установлено следующее.

Постановлением администрации города Тамбова от 15.01.2019 № 100
АО «ГТ Энерго» присвоен статус единой теплоснабжающей организации в зоне собственного источника тепловой энергии (Тамбовская ГТ ТЭЦ).

Согласно отзыву органа регулирования, величина необходимой валовой выручки для АО «ГТ Энерго» была рассчитана по фактическим показателям деятельности за 2021 год руководствуясь формулой 22 пункта 52 Методических указаний.

При определении объема полезного отпуска в сеть Департаментом использовалась величина, равная разнице объема отпуска тепловой энергии в тепловые сети (с коллекторов источника тепловой энергии) и объема нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 118 Методических указаний.

Так, при регулировании тарифов на тепловую энергию на 2021 год органом регулирования были учтены следующие показатели:

- тепловая энергия, отпущенная с коллекторов в сеть, - 154,96 тыс. Гкал;

- тепловая энергия на компенсацию потерь – 12,909 тыс. Гкал;

- полезный отпуск – 142,05 тыс. Гкал.

Фактические значения согласно данным АО «ГТ Энерго» по итогам 2021 года составили:

- тепловая энергия, отпущенная с коллекторов в сеть, - 148,408 тыс. Гкал;

- тепловая энергия на компенсацию потерь – 29,572 тыс. Гкал;

- полезный отпуск – 118,836 тыс. Гкал.

В качестве обосновывающих документов Заявителем в ФАС России и орган регулирования были предоставлены, в том числе:

- копия формы № 46-ТЭ, утвержденная приказом Росстата от 23.12.2016
№ 848, за 2021 год;

- статистическая форма № 1-ТЕП за 2021 год;

- статистическая форма № 22 ЖКХ (ресурсы) за 2021 год.

Позиция органа регулирования была подтверждена решением Тамбовского областного суда по делу № 3а-72/2022 от 11.04.2022, в рамках которого судом был рассмотрен вопрос о правомерности расчета корректировки необходимой валовой выручки по итогам деятельности общества за 2020 год.

Решение оставлено без изменений определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 12.07.2022. Апелляционное определение обжаловано не было и вступило в законную силу в установленные нормативные процессуальные сроки.

Одновременно с этим ФАС России отмечает, что пунктом 34 Методических указаний установлено, что на каждый год долгосрочного периода регулирования определяются прогнозные параметры регулирования на каждый расчетный период регулирования долгосрочного периода регулирования, в том числе расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии, расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), определяемые органом регулирования в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящих Методических указаний.

Размер необходимой валовой выручки на очередной i-й год долгосрочного периода регулирования, определяется в (i-1)-м году с учетом отклонения фактических значений параметров согласно формуле 21 в соответствии с пунктом
51 Методических указаний.

Размер корректировки необходимой валовой выручки в i-м году, рассчитываемый в (i-1)-м году на основе данных о фактических значениях параметров расчета тарифов в (i-2)-м году, определяется в соответствии с пунктом 52 Методических указаний.

Так, пунктом 52 Методических указаний предусматривает определение размера корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов.

Исходя из вышеизложенного, при расчете корректировки необходимой валовой выручки организации, осуществляющей выработку теплоэнергии, в том числе в режиме комбинированной выработки на станциях установленной мощности
до 25 МВт, органу регулирования необходимо руководствоваться данными фактических значений, подтвержденных формами статистической отчетности, показаниями приборов учета, а также заключенных договоров и прочих подтверждающих документов, предусмотренных пунктом 22 Методических указаний.

Вместе с тем, судом было отмечено, что данные по отпуску в сеть за 2020 год, представленные Обществом по форме № 46-ТЭ в ходе рассмотрения тарифного дела, противоречивы, не соответствуют материалам сводного прогнозного баланса и имеют математические ошибки, что не позволяет однозначно оценить их обоснованность.

Исходя из пунктов 12, 22 Методических указаний следует, что обязательным условием учета органом регулирования доходов при установлении тарифов на тепловую энергию является доказанная заявителем обоснованность и документальное подтверждение таких доходов на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности.

В ходе анализа представленных документов ФАС России, принимая во внимание отзыв органа регулирования, установлено несоответствие данных
за 2021 год, представленных в статистических формах № 46-ТЭ «Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей», и данных, отраженных в формах № 1-ТЕП «Сведения о снабжении теплоэнергией» и формах № 22-ЖКХ «Сведения о работе ресурсоснабжающих организаций в условиях реформы».

Так, например, потери в сетях, принадлежащих АО «ГТ Энерго» согласно форме №1-ТЕП указаны в размере 29 571,992 Гкал. Согласно расшифровке выставленной тепловой энергии в адрес потребителей и формы № 46-ТЭ потери составляют 19 906 Гкал.

Также сведения по полезному отпуску населению и приравненным к ним потребителям по отоплению и горячей воде из формы № 22-ЖКХ в размере
79 142 Гкал не совпадают со сведениями по форме № 46-ТЭ 79 114,828 Гкал.

Одновременно с этим исходя из положений пунктов 90 Основ ценообразования и 118 Методических указаний расходы на оплату фактического объема потерь за предыдущий отчетный период допускаются при условии их поэтапного снижения до уровня нормативных технологических потерь, соответствующих инвестиционной программе регулируемой организации.

Отмечаем, что в отношении АО «ГТ Энерго» инвестиционная программа утверждена не была, что исключает наличие утвержденных темпов снижения объема потерь технологических потерь тепловой энергии.

Таким образом, принимая во внимание изложенное, в виду отсутствия соответствующего обоснования объема полезного отпуска, наличия расхождений в показателях полезного отпуска статистических форм и судебного решения по аналогичному вопросу, принятого в отношении АО «ГТ Энерго», требования Заявителя по величине фактического полезного отпуска тепловой энергии
за 2021 год не подлежат удовлетворению.

В части применения прогнозных индексов потребительских цен сообщаем следующее.

При приведении размера затрат к уровню цен 2023 года, согласно отзыву органа регулирования, Департаментом были применены индексы потребительских цен на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов согласно прогнозу Минэкономразвития России от 28.09.2022:

- ИПЦ 2022 года план – 4,3% (в связи с отсутствием фактического показателя);

- ИПЦ 2023 года план – 6,0%.

Фактический показатель ИПЦ по итогам 2022 года будет учтен при корректировке тарифов на последующий 2024 год.

ФАС России отмечает, что согласно формуле 21 пункта 51 Методических указаний при расчете необходимой валовой выручки на i-й год долгосрочного периода регулирования используются индексы потребительских цен, определенные на основании параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации соответственно на (i-1)-й и i-й годы.

При расчете НВВ АО «ГТ Энерго» на 2023 год органу регулирования надлежало применять актуальные ИПЦ на 2023 и 2022 гг., т.е., в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов в размере 13,9% и 6,0% соответственно.

На основании представленных обосновывающих материалов АО «ГТ Энерго» и Департаментом цен и тарифов Тамбовской области, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Департамент цен и тарифов Тамбовской области нарушившим пункты 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 51 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам
от 13.07.2013 № 760-э.

2. Частично удовлетворить требования АО «ГТ Энерго», указанные
в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с Департаментом цен и тарифов Тамбовской области (рег. от 07.02.2023 № 18385/23).

3. Органу исполнительной власти Тамбовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок
до 01.0
6.2023:

- произвести перерасчет суммы расходов (доходов) по статье затрат «Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов» в части приведения затрат к уровню цен 2023 года в соответствии с актуальным прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.

4. Органу исполнительной власти Тамбовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения
в срок до 01.06.2023 пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию, установленные на 2023 год для АО «ГТ Энерго», на основании пункта
3 настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Тамбовской области в области государственного регулирования цен (тарифов)
в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений
об установлении (пересмотре) тарифов в сфере теплоснабжения для АО «ГТ Энерго» письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Тамбовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, принятие которых предписывается настоящим решением;

экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) для АО «ГТ Энерго» цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в которых отражены результаты исполнения настоящего решения.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований, изложенных
в заявлении АО «ГТ Энерго».

 

Связанные организации

АО "ГТ Энерго"
ИНН 7703806647, ОГРН 1147746189843
Департамент цен и тарифов Тамбовской области
ИНН 6829071170, ОГРН 1106829008274
Тамбовское УФАС России
ИНН 6831001163, ОГРН 1026801156172