Письмо №31/74472/19 Решение о частичном удовлетворении требований ПАО "ОГК-2" с ... от 27 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «ОГК-2»

Петербургское шоссе, д. 66, корпус 1, лит. А

г. Санкт-Петербург, 196140

office@ogk2.ru


Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области

ул. Сони Кривой, д.75

г. Челябинск, 454080

 

tarif@tarif74.ru


Для сведения:

УФАС России по Челябинской области

 

пр.Ленина, д. 59

г. Челябинск, 454091

to74@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «19» августа 2019 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

Председательствующего - заместителя председателя Комиссии:

Юдиной Ю.В. - начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Членов Комиссии:

Старостиной А.А. - начальника отдела рассмотрения жалоб, досудебного урегулирования тарифных споров и разногласий в электроэнергетике и теплоснабжении Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Кукис М.В. – заместителя начальника отдела рассмотрения жалоб, досудебного урегулирования тарифных споров и разногласий в электроэнергетике и теплоснабжении Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Ляпиной О.П. - советника отдела подготовки нормативных актов Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства ФАС России;

Смердова А.А. – заместителя начальника отдела правовой экспертизы Правового управления ФАС России,

рассмотрев разногласия между ПАО «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» (далее – ПАО «ОГК-2», Заявитель) и Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее – Министерство, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в присутствии на заседании Комиссии начальника отдела тарифов ПАО «ОГК-2» Тищенко О.Ю., главного юрисконсульта отдела претензионно-исковой работы ПАО «ОГК-2» Демидова Р.А., заместителя министра тарифного регулирования и энергетики Челябинской области Дрыги А.А.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. № 46464/19 от 20.03.2019) о разногласиях между ПАО «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» и Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области по вопросу установления цен (тарифов) на производство тепловой энергии на 2019 год.

Разногласия возникли с Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, которым в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения приказом от 20.12.2018 № 86/79 «Об установлении тарифов на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии филиала ПАО «ОГК-2» - Троицкая ГРЭС на территории Троицкого городского округа и долгосрочных параметров регулирования» для Заявителя установлены тарифы на тепловую энергию на 2019-2023 годы (методом долгосрочной индексации установленных тарифов).

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым постановлением на 2019 год для ПАО «ТГК-2», составляет 90 780,74 тыс. руб., величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 112 923,51 тыс. руб.

Величина разногласий, заявленных ПАО «ОГК-2» в ФАС России, на 2019 год составляет 22 142,77 тыс. руб. (с учетом переноса 12 834,06 тыс. руб. на 2020 и 2021 гг. равными долями).

Заявитель просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в необходимой валовой выручке на 2019-2021 годы следующие расходы:

тыс. руб.

Статья затрат

Заявитель

Министерство

Сумма спора

1

Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов

0,00

 

- 19 251,09

19251,09

 

2019

 

 

6 417,03

 

2020

 

 

6 417,03

 

2021

 

 

6 417,03

2

Расходы на ремонт на 2019 год

17 021,73

1 295,99

15 725,74

 

Итого

 

 

34 976,83

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

1. Статьи «Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов».

Заявитель считает экономически обоснованной величину корректировки с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, за 2017 год в размере 0,00 тыс. руб.

Органом регулирования данная корректировка учтена в размере «- 19 251,09» тыс. руб.

Сумма спора составляет 19 251,09 тыс. руб.

Согласно пункту 52 Основ ценообразования № 1075 орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях № 760-э и включающей следующие показатели:

а) отклонение объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации;

б) отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы органом регулирования при установлении тарифов;

в) отклонение уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован органом регулирования при установлении тарифов;

г) отклонение изменения количества и состава производственных объектов регулируемой организации от изменения, учтенного при установлении тарифов;

д) утверждение или изменение в установленном порядке инвестиционной программы, реализация инвестиционной программы (ввод производственных объектов в эксплуатацию);

е) изменение уровня доходности долгосрочных государственных долговых обязательств по сравнению с уровнем, учтенным при расчете необходимой валовой выручки;

ж) степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения или по реализации инвестиционной программы в случае недостижения регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения;

з) отклонение фактических показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных плановых (расчетных) показателей - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

и) отклонение сроков реализации программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных сроков реализации такой программы - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

к) изменение расхода топлива, относимого на производство тепловой энергии, при изменении метода распределения удельного расхода условного топлива между электрической энергией, отпускаемой с шин электростанций, и тепловой энергией, отпускаемой с коллекторов электростанций при комбинированном производстве электрической и тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 56 Методических указаний № 760-э операционные расходы, определяемые на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, определяются по формуле (27). - фактический индекс изменения количества активов в i-м году, определяется в отношении деятельности по производству тепловой энергии (мощности), по формуле (31.1) Методических указаний № 760-э:

,

где - фактическая установленная тепловая мощность источников тепловой энергии организации, осуществляющей производство тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в i-м и (i-1)-м годах соответственно, Гкал/ч.

В соответствии с заявлением ПАО «ОГК-2» спор возник в части учтенного показателя . С учетом пересчета операционных расходов, определяемых на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе фактических расходов на оплату труда (разногласия составляют 16 004,33 тыс. руб.), по мнению ПАО «ОГК-2» также подлежат пересчету фактические отчисления на социальные нужды (разногласия составляют 1 441,84 тыс. руб.).

Органом регулирования фактическая установленная тепловая мощность источника тепловой энергии в 2017 году принята в размере 210 Гкал/ч, Заявитель считает экономически обоснованной величину 315 Гкал/ч.

В соответствии с доводами ПАО «ОГК-2» для теплоснабжения центральной части города Троицка и поселка ГРЭС используется установленная мощность в объеме 315 Гкал/ч: от турбогенератора ст. № 3 (тепловая мощность – 105 Гкал/ч) – г. Троицк, от турбогенератора ст. № 1 (тепловая мощность – 105 Гкал/ч) – пос. ГРЭС, турбогенератор ст. № 2 (тепловая мощность – 105 Гкал/ч) – резервный. Системы теплоснабжения Троицкой ГРЭС центральной части г. Троицка и система теплоснабжения Троицкой ГРЭС пос. ГРЭС являются технологически несвязанными системами теплоснабжения (раздел 3 стр. 10 Схемы теплоснабжения Троицкого городского округа до 2029 года, утвержденной постановлением Администрации г. Троицка Челябинской области от 28.10.2013 № 1819, актуализация 2016 года от 14.04.2015 № 769, 2017 года от 14.04.2016 № 700). Тепловая мощность станции – 315 Гкал/час (стр. 84 Схемы теплоснабжения).

Органом регулирования не была учтена резервная мощность 105 Гкал/ч (турбогенератор ст. № 2) в связи с тем, что для теплоснабжения поселка ГРЭС и для теплоснабжения центральной части г. Троицка мощности турбогенераторов № 1 и 3 достаточно для теплоснабжения потребителей согласно присоединенной мощности.

При этом, аварийных ситуаций в системе теплоснабжения или угроз возникновения аварийных ситуаций, для которых необходимо было бы использование резервной мощности, по факту 2017 года не возникло. Сведения об отсутствии аварийных ситуаций представлены в пункте 3.8 информации об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации, раскрытой на официальном сайте ПАО «ОГК-2» (https://www.ogk2.ru/rus/si/infodisclosure/disclosureinstand/1140/Troitckaya/).

Кроме того, в 2017 году ПАО «ОГК-2» был запланирован отказ от теплоснабжения центральной части г. Троицка и вывод из эксплуатации турбоагрегата № 2 Троицкой ГРЭС.

Вывод турбины ст. № 2 произошел в 2018 году. Турбины ст. № 1 и ст. № 3 продолжают работать (210 Гкал/час), при этом турбина ст. № 3 работает исключительно на производство электрической энергии и является резервной для турбины ст. № 1. В 2017 году был построен трубопровод пара - «Трубопровод пара к бойлерным установкам №№ 1, 2, 3 КТЦ-1. Резервный паропровод от РОУ 100/15 №1».

При этом в городе Троицке введена котельная 103 Гкал/час и для теплоснабжения поселка Энергетик строится котельная 52 Гкал/ч (информация о мощностях взята из Схемы теплоснабжения Троицка). То есть для теплоснабжения города и поселка достаточно мощности 155 Гкал/час = 103 Гкал/час + 52 Гкал/ч.

В тарифах 2018 г. и 2019–2023 гг. учтена мощность двух турбин № 1 и № 3 (210 Гкал/час) в соответствии с заявкой ПАО «ОГК-2». В связи с тем, что принцип работы станции основан на поперечных связях, третья турбина является резервной для поселка.

ФАС России отмечает, что нормативно-правовыми актами Российской Федерации закреплено требование по обязательному резервированию мощности. Содержание оборудования в горячем резерве регламентируется:

  • СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети», утвержденные постановлением Госстроя РФ от 24.06.2003 № 110;

  • СП 89.13330.2016 «Свод правил. Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП II-35-76», утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.12.2016 № 944/пр.

На основании вышеизложенного, требования ПАО «ОГК-2» по статье «Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов» подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо произвести расчет корректировки с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, с учетом резервной мощности первой очереди (КТЦ-1) Троицкой ГРЭС, в том числе пересмотреть операционные расходы, определяемые на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, а также величину фактических отчислений на социальные нужды за 2017 год.

2. Статья «Расходы на ремонт».

Заявитель считает экономически обоснованными расходы на ремонт на 2019 год в размере 17 021,73 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 1 295,99 тыс. руб.

Сумма спора составляет 15 725,74 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

Пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 предусмотрено, что при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

В обоснование данной статьи затрат ПАО «ОГК-2» в адрес Министерства были предоставлены следующие документы (в соответствии с заявлением):

- договоры с подрядными организациями, привлеченными к выполнению ремонтных работ 2015 и 2017 гг., акты выполненных работ, платежные поручения, счет-фактуры;

- реестр договоров 2017 года;

- расчет стоимости 1 чел/час ремонтного персонала.

В отзыве Министерство отмечает, что письмом от 10.07.2018 № 11-61/3270 в адрес органа регулирования Заявителем были предоставлены ведомости планируемых работ и акты дефектации. В адрес ФАС России акты дефектации представлены не были.

Также Министерство отмечает, что стоимость работ рассчитана по трудоемкости, которая не обоснована государственными нормативами; к зарплате применен индекс 1,51, расчет которого не представлен; расход и стоимость материалов не обоснованы государственными нормативами; к представленным договорам не были приложены подтверждения проведения конкурсных процедур.

ФАС России отмечает, что для обоснования расходов на ремонтные работы регулируемым организациям в адрес органа регулирования необходимо предоставлять планы-графики ремонтов на долгосрочный период регулирования, дефектные ведомости, акты осмотров, заключения экспертиз, графики периодичности выполнения ремонтов, расчет стоимости работ в соответствии с требованиями пункта 28 Основ ценообразования № 1075.

С связи с отсутствием достаточного экономического обоснования, требования Заявителя по статье «Расходы на ремонт» на 2019 год удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа обосновывающих материалов, представленных ПАО «ОГК-2» и Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области нарушившим пункт 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

2. Частично удовлетворить требования ПАО «ОГК-2», указанные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (рег. № 46464/19 от 20.03.2019).

3. Органу исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения произвести расчет затрат по статье «Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов» на основании мотивировочной части настоящего решения, соответствующий расчет отразить в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования №1075

4. Органу исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) при установлении тарифов на производство тепловой энергии (мощности), поставляемой потребителям ПАО «ОГК-2» на 2020 год, учесть экономически обоснованные расходы, предусмотренные пунктом 3 настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в пунктах 3 и 4 настоящего решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим решением;

- экспертного заключения по результатам исполнения настоящего решения.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований ПАО «ОГК-2».

 

 

 

Идентификатор

 

 

Председательствующий -

заместитель председателя Комиссии _________________/ Ю.В. Юдина

(подпись)

Члены Комиссии: _________________/ А.А. Старостина

(подпись)

_________________/ М.В. Кукис

(подпись)

_________________/ О.П. Ляпина

(подпись)

_________________/ А.А. Смердов

(подпись)

Связанные организации

УФАС по Челябинской области
ИНН 7453045147, ОГРН 1027403895310
ПАО "ОГК-2" Санкт-Петербург
ИНН 2607018122, ОГРН 1052600002180
Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области
ИНН 7453099449, ОГРН 1037403874903