Предписание №СП/41579/24 ПРЕДПИСАНИЕ Департаменту ценового и тарифного регулирования ... от 16 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

07 мая 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы плановой выездной проверки Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области (далее — Департамент, орган регулирования), в том числе акт проверки ФАС России от 27.10.2023 № 49/23 (далее — Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки (письмо
от 08.12.2023 № ДЦТР/3984, рег. от 13.12.2023 № 198461/23), проведенной ФАС России на основании приказа от 14.09.2023 № 642/23, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные органом исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов)
в теплоснабжении при установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО «Кинельская теплоэнергетическая компания» на 2021, 2022, 2023 гг.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Тарифы на услуги теплоснабжения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования тарифов № 1075).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760-э).

В соответствии с приказом ФАС России от 14.09.2023 № 642/23 «О проведении плановой выездной проверки Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области» проверка проводилась в отношении тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО «Кинельская теплоэнергетическая компания» (далее - ООО «Кинельская ТЭК», регулируемая организация), установленных на 2021–2023 гг. (в том числе на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования).

Долгосрочные тарифы на тепловую энергию для потребителей ООО «Кинельская ТЭК» установлены на долгосрочные периоды регулирования 2019-2021 гг., 2022-2026 гг.

По расчетам Департамента необходимая валовая выручка ООО «Кинельская ТЭК» (далее – НВВ), определенная при установлении тарифов на регулируемый период 2021-2023 гг., составила:

тыс. руб.

 

Принято

на 2021 г.

Принято

на 2022 г.

Принято

на 2023 г.

Операционные расходы

70 309,648

72 599,63

76 186,056

Неподконтрольные расходы

23 384,547

23 729,22

23 326,618

Расходы на топливо

164 088,83

167 236,255

178 138,61

НВВ

299 869,034

305 978,087

325 507,727

ФАС России были проанализированы материалы тарифных дел за 2021–2023 гг. (в том числе на первые (базовые) годы долгосрочных периодов регулирования: 2019 год для ДПР 2019-2021 гг., 2022 год – для ДПР 2022-2026 гг.) в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе Экспертное заключение по установлению тарифов на тепловую энергию ООО «Кинельская ТЭК», г.о. Кинель № б/н от 19.11.2019 (далее – Экспертное заключение на 2019 год), Экспертное заключение по корректировке тарифов на тепловую энергию ООО «Кинельская ТЭК», г.о. Кинель № б/н от 26.11.2020 (далее – Экспертное заключение на 2021 год), Экспертное заключение по установлению тарифов на тепловую энергию ООО «Кинельская ТЭК», г.о. Кинель № б/н от 26.11.2021 (далее – Экспертное заключение на 2022 год), Экспертное заключение по корректировке тарифов на тепловую энергию ООО «Кинельская ТЭК», г.о. Кинель № б/н от 10.11.2022 (далее – Экспертное заключение на 2023 год), а также возражения Департамента на Акт проверки ФАС России от 27.10.2023 № 49/23 (далее – Возражения на Акт проверки) и по результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

Письмом Департамента от 21.03.2019 № 24-01/902 были согласованы долгосрочные параметры регулирования тарифов, включаемые в конкурсную документацию, на 2019-2038 гг., а также метод регулирования тарифов в отношении объектов теплоснабжения:

- индекс эффективности операционных расходов – в размере 1% на каждый год действия концессионного соглашения;

- базовый уровень операционных расходов – в размере 67 227,59 тыс. руб.;

- удельный расход топлива на производство единицы тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов источников тепловой энергии, на 2021- 2022 гг. – в размере 166,00 кг у.т./Гкал, на 2023 год - 165,00 кг у.т./Гкал;

- нормативный уровень прибыли 0%.

В соответствии с постановлением Администрации городского округа Кинель от 24.09.2019 № 2709 «О заключении концессионного соглашения» ООО «Кинельская ТЭК» заключено концессионное соглашение от 31.10.2019 в отношении объектов систем теплоснабжения, централизованного горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения г.о. Кинель Самарской области (далее – Концессионное соглашение).

Приказом Департамента от 28.11.2019 № 469 «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения ООО «Кинельская ТЭК», городской округ Кинель» (вступил в силу 05.12.2019) установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов с использованием метода индексации и тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Кинельская ТЭК» (городской округ Кинель), на 2019-2021 гг.

Приказом Департамента от 08.12.2021 № 571 «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения ООО «Кинельская ТЭК» (ИНН 6350025690), городской округ Кинель» для потребителей ООО «Кинельская ТЭК» установлены тарифы на тепловую энергию на 2022-2026 гг.

 

1. Базовый уровень операционных расходов (2022 год)

Согласно пункту 33 Методических указаний № 760-э базовый уровень операционных расходов - один из долгосрочных параметров регулирования, который определяется перед началом долгосрочного периода регулирования и в течение него не изменяется, и устанавливается органом регулирования в соответствии с пунктом 37 Методических указаний № 760-э.

В соответствии с пунктом 37 Методических указаний № 760-э при расчете базового уровня операционных расходов учитываются следующие расходы:

1) расходы на сырье и материалы;

2) расходы на ремонт основных средств;

3) расходы на оплату труда;

4) расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями;

5) расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и других работ и услуг;

6) расходы на служебные командировки;

7) расходы на обучение персонала;

8) лизинговый платеж, арендная плата, определяемые в соответствии с пунктами 45 и 65 Основ ценообразования № 1075;

9) другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, в том числе расходы по охране труда и технике безопасности, расходы на канцелярские товары.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Величина расходов по статье «Операционные (подконтрольные) расходы» на 2022 год была определена Департаментом путем индексации базового уровня операционных расходов на 2019 год, указанного в Концессионном соглашении, в соответствии с пунктом 36 Методических указаний № 760-э.

В соответствии с Экспертным заключением на 2022 год при установлении тарифов на тепловую энергию на долгосрочный период регулирования 2022-2026 гг. органом регулирования операционные (подконтрольные) расходы на 2022 год определены в размере 72 599,63 тыс. руб. путем индексации базового уровня операционных расходов 2019 года. В дальнейшем органом регулирования предусмотрена ежегодная индексация подконтрольных расходов с 1 июля.

1.1. Базовый уровень операционных расходов (2019 год)

В соответствии с Экспертным заключением на 2019 год операционные расходы на 2019 год определены Департаментом в размере 67 227,59 тыс. руб., что соответствует базовому уровню операционных расходов, установленному приложением 7.1 к Концессионному соглашению от 31.10.2019.

1.1.1 Расходы на оплату труда

В силу пункта 33 Основ ценообразования № 1075 расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды относятся к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, и являются операционными (подконтрольными) расходами предприятия.

Согласно пункту 42 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Расходы на оплату труда Комитетом учтены на 2019 год в размере 54 672,52 тыс. руб.

Согласно Экспертному заключению на 2019 год общая численность работников ООО «Кинельская ТЭК» принята органом регулирования в размере 248 чел.:

- основной производственный персонал – 207 чел., среднемесячная з/плата 16 571 руб.;

- цеховой персонал – 13 чел., среднемесячная з/плата 16 571 руб.;

- АУП – 28 чел., среднемесячная з/плата 26 227 руб.

В соответствии с Возражениями на Акт проверки и материалами тарифного дела нормативная численность персонала составляет 346 чел. (327 чел. – рабочие, 19 чел. – АУП), штатная численность – 305 чел. (в соответствии с штатным расписанием от 30.08.2019 № 3/19).

Органом регулирования на 2019 год численность персонала и фонд оплаты труда регулируемой организации приняты на основании фактического значения для организации, ранее эксплуатирующей объекты концессионного соглашения, в соответствии с отчетом по форме № 8, а также дополнительно представленного регулируемой организацией Положения об оплате труда и материальном стимулировании (премировании) работников ООО «Кинельская ТЭК».

Вместе с тем, фактическая численность организации, ранее эксплуатирующей объекты концессионного соглашения, составила 220 чел. Обоснование учета органом регулирования численности персонала на 2019 год в количестве 248 чел. при фактической численности 220 чел. в Возражениях на Акт проверки и Экспертном заключении на 2019 год отсутствуют.

Кроме того, по расчетам ФАС России, исходя из принятых органом регулирования показателей численности и среднемесячной з/платы ФОТ на 2019 год (полный год) составит:

((207*16 571)+(13*16 571)+(28*26 227))*12 мес. = 52 559,712 тыс. руб. при учтенной Департаментом величине 54 672,52 тыс. руб. Разница составляет 2 112,808 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы учитывают фактический объем фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования по регулируемому виду деятельности.

ФАС России обращает внимание, что при расчете численности персонала органу регулирования необходимо анализировать фактическую среднюю численность работников списочного состава (без внешних совместителей и работников, выполнявших работы по договорам), определенную на основании формы статистической отчетности № П-4 «Сведения по численности персонала» за последний истекший период регулирования по регулируемому виду деятельности.

В Экспертном заключении на 2019 год и Возражениях на Акт проверки отсутствует обоснование увеличения плановой численности персонала в сравнении с последним отчетным периодом регулирования. При этом в случае, если в течение 2018 года организацией были введены в эксплуатацию новые объекты теплоснабжения, численность персонала, приходящаяся на эксплуатацию таких объектов, необходимо учитывать на уровне нормативной.

Формы федерального статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», утвержденные приказом Росстата от 02.08.2016 № 379, за январь-декабрь 2017 год, 2018 год в Возражениях на Акт проверки и материалах дела не представлены.

Учитывая изложенное, Департаменту необходимо провести дополнительный анализ данной статьи затрат на 2019 год в соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 1075, фактическими данными за предыдущий период регулирования, отраженными в статистических формах № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» за 2017 год, корректным расчетом ФОТ на 2019 год. Проведенный анализ необходимо отразить в экспертном заключении с целью обоснования принятых величин расходов на 2019 в соответствии с положениями пункта 29 Правил регулирования тарифов № 1075. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из базового уровня операционных расходов 2019 года и НВВ регулируемой организации.

1.1.2 Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями

В соответствии с подпунктом «а» пунктом 44 Основ ценообразования № 1075 в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются в том числе расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяемые исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, учтены в размере 3 304,70 тыс. руб. исходя из фактических данных за 2018 год организации, ранее эксплуатирующей объекты концессионного соглашения.

В материалах тарифного дела были представлены:

- договор от 19.02.2019 № 31907408379 с ООО «Средневолжская газовая компания» на сумму 2 875,0 тыс. руб.;

- договор от 27.08.2019 № 59 с ООО «Самара Комплект Сервис» на сумму 78,5 тыс. руб.;

- договор от 03.07.2019 № 015/Д/19 с ООО «РС Высота» на сумму 98,1 тыс. руб.;

- договор от 03.07.2019 № 016/Д/19 с ООО «РС Высота» на сумму 41,6 тыс. руб.;

- договор от 12.03.2019 № 001И/19 с ООО «РС Высота» на сумму 99,8 тыс. руб.;

- договор от 18.03.2019 № 002И/19 с ООО «РС Высота» стоимость договора 99,8 тыс. руб.;

- договор от 01.03.2019 № 44 с ООО «Алекссервисгрупп» на сумму 12,5 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что указанные договоры заключены с МУП «Алексеевский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства» и действуют до 31 декабря 2019 года (с ООО «СВГК» - до 31.01.2020) без автоматической пролонгации.

По договору от 01.03.2019 № 44 на сервисное техническое обслуживание с ООО «АСГ» (техническое обслуживание системы автоматической пожарной сигнализации) цена договора составляет 7,5 тыс. руб. (без НДС) при учтенных органом регулирования затратах 12,5 тыс. руб.

Расходы по данной статье затрат должны быть рассчитаны в соответствии с пунктами 28, 44 Основ ценообразования № 1075 и пунктом 37 Методических указаний № 760-э.

В нарушение пункта 28 Основ ценообразования № 1075 и пункта 29 Правил регулирования тарифов № 1075 в Экспертном заключении на 2019 год органом регулирования не отражен анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат, не отражен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат предыдущей организацией.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов. Департаменту необходимо в экспертном заключении отразить анализ документов, представленных регулируемой организацией по данной статье затрат, с целью обоснования принятых величин расходов на 2019 год в дифференциации по подстатьям затрат в соответствии с положениями пункта 44 Основ ценообразования № 1075, пункта 29 Правил регулирования тарифов № 1075.

2. Неподконтрольные расходы (2023 год)

В соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования № 1075 неподконтрольные расходы включают в себя:

а) расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, а также расходы на обязательное страхование;

в) концессионную плату;

г) арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 Основ ценообразования № 1075;

д) расходы по сомнительным долгам, предусмотренные подпунктом «а» пункта 47 Основ ценообразования № 1075;

е) страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда;

ж) расходы концессионера на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности концедента на водопроводные сети и насосные станции, канализационные сети, канализационные насосные станции, тепловые сети в составе объекта концессионного соглашения и (или) в составе иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению недвижимого имущества, технологически и функционально связанного с объектом концессионного соглашения, принадлежащего концеденту на праве собственности и (или) находящегося во владении и (или) в пользовании государственного или муниципального унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, учредителем которых является концедент, не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, в размере фактически понесенных расходов на уплату государственной пошлины за совершение соответствующих действий.

Согласно Экспертным заключениям на 2021, 2022, 2023 гг. неподконтрольные расходы на 2021, 2022 и 2023 гг. определены Департаментом в размере 23 384,547 тыс. руб., 23 729,223 тыс. руб. и 23 326,618 тыс. руб. соответственно, в том числе:

тыс. руб.

 

Утв. Департ. на 2021 г.

Утв. Департ.

на 2022 г.

Утв. Департ.

на 2023 г.

Арендная плата

371,59

371,59

362,31

Расходы на уплату налогов, сборов и других обязатель­ных платежей

1 243,38

1 280,47

1 179,83

Отчисления на соц. нужды

17 268,05

17 830,48

18 711,3

Амортизация

4 501,52

4 246,69

3 073,177

Итого

23 384,547

23 729,23

23 326,617

2.1. Расходы на уплату налогов, сборов и других обязатель­ных платежей

В соответствии с Экспертным заключением на 2023 год по данной статье затрат органом регулирования включены расходы на оплату транспортного налога и расходы на оплату налога на имущество в размере 1 179,83 тыс. руб.

Согласно статьям 374, 375, 380 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (далее – НК РФ) объектами налогообложения признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ. Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено статьей 375 НК РФ. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 %, если иное не предусмотрено статьей 380 НК РФ.

В рамках Возражений на Акт проверки Департаментом представлен файл «Расчет по налогу на имущество на 2023 год», содержащий данные о налоге на имущество за 2020 год по видам деятельности (в сфере теплоснабжения налог на имущество составил 1 145,516 тыс. руб.).

При этом в Экспертном заключении на 2023 год и Возражениях на Акт проверки отсутствуют соответствующие расчеты налога на имущество на сумму 1 179,83 тыс. руб., ссылки на обосновывающие документы, определяющие состав и стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения в разрезе данного вида деятельности, не определена налоговая база и ставка для исчисления суммы налога по регулируемому виду деятельности.

В материалах тарифного дела и смете расходов на 2022 год расчет налога на имущество с указанием налоговой ставки, налогооблагаемой базы, суммы налога не представлен.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье, учтенные на 2023 год, подлежат дополнительному экономическому обоснованию с отражением соответствующего анализа и расчетов в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования тарифов № 1075 с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

2.2. Амортизация основных средств и нематериальных активов

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяются органами регулирования в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

В соответствии с абзацем десятым части 1 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации первоначальная стоимость имущества, полученного в качестве объекта концессионного соглашения, определяется как рыночная стоимость такого имущества, определенная на момент его получения и увеличенная на сумму расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и доведение такого имущества до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с Налоговым Кодексом.

Исходя из приведенных норм имущество, переданное регулируемой организацией по концессионному соглашению, учитывается ею на своем балансе, амортизация на имущество начисляется исходя из первоначальной стоимости на момент его получения.

Органу регулирования также надлежит анализировать сроки полезного использования (СПИ) объектов основных средств для выявления уже самортизированного имущества.

Согласно Экспертному заключению на 2023 год сумма амортизационных отчислений учтена органом регулирования в размере 3 073,177 тыс. руб., учитывая предоставленные материалы и отчетность.

В соответствии с приказом от 31.12.2019 № 43 «Об утверждении учетной политики» и приложением № 1 к приказу «Учетная политика по бухгалтерскому учету» регулируемая организация для начисления амортизации основных средств применяет линейный способ для всех основных средств.

В материалах дела представлен «Расчет расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов в сфере теплоснабжения на 2023 год в отношении основных средств ООО «Кинельская ТЭК» на общую сумму 3 073,177 тыс. руб., кроме того приложением 1.1 к Концессионному соглашению определен состав и описание, в том числе технико-экономические показатели объектов Концессионного соглашения (системы теплоснабжения).

ФАС России установлено следующее:

- по объекту «Здание котельной № 7 (бывшая центральная котельная), инвентарный № 10152» СПИ составляет 465 мес., год ввода в эксплуатацию – 1982 г. Таким образом, данный объект был полностью самортизирован в конце 2020 года, при этом сумма учтенной в тарифах на 2023 год амортизации составляет 272,32 тыс. руб.;

- по объекту «Здание котельной № 16 (бывшая № 5), инв. № 10154» СПИ составляет 360 мес., год ввода в эксплуатацию – 1977 г. Таким образом, данный объект был полностью самортизирован в 2007 г., при этом сумма учтенной в тарифах на 2023 год амортизации составляет 12,94 тыс. руб.;

- по объекту «Котельная № 21, инв. № 10149» СПИ составляет 360 мес., год ввода в эксплуатацию – 1971 г. Таким образом, данный объект был полностью самортизирован в 2001 г., при этом сумма учтенной в тарифах на 2023 год амортизации составляет 21,23 тыс. руб.;

- по объекту «Теплосеть ул. Солнечная, ул. Зеленая, ул. Специалистов, инв. № 20091» СПИ составляет 300 мес., год ввода в эксплуатацию – 1997 г. Таким образом, данный объект был полностью самортизирован в 2022 г., при этом сумма учтенной в тарифах на 2023 год амортизации составляет 6,67 тыс. руб.;

- объект «Насос 1Д200-90 с двигат. 90кВт, инв. № 42807» введен эксплуатацию в 2018 г., СПИ – 61 мес. (учтена амортизация 17,91 тыс. руб.); «Котельное техническое оборудование, инв. № 40506» введен эксплуатацию в 2008 г., СПИ – 180 мес. (учтена амортизация 141,535 тыс. руб.).

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому анализу Департаментом с учетом вышеуказанных замечаний. Выявленные по результатам анализа экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

2.3. Отчисления на социальные нужды

Согласно представленным Экспертным заключениям на 2021, 2022, 2023 гг. и Возражениям на Акт проверки отчисления на социальные нужды включены Департаментом в состав необходимой валовой выручки ООО «Кинельская ТЭК» исходя из принятого в расчет тарифов фонда оплаты труда и расчетной ставки обязательных страховых взносов 30,0% (в соответствии со статьей 425 Налогового Кодекса Российской Федерации), а также ставки 0,2% по взносам в ФСС на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (представлено Уведомление о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 14.04.2021, в соответствии с которым размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с января 2021 для ООО «Кинельская ТЭК» составляет 0,2 %):

2021 год: 57 178,989 тыс. руб.*30,2%=17 268,05 тыс. руб.

2022 год: 59 041,308 тыс. руб.*30,2%=17 830,48 тыс. руб.

2023 год: 61 957,949 тыс. руб.*30,2%=18 711,30 тыс. руб.

В связи с тем, что данная статья затрат является производной от расходов на оплату труда, включенных в состав базового уровня подконтрольных расходов 2019 и 2022 гг., принятых в отсутствие экономического обоснования, размер учтенных отчислений на страховые нужды также не может быть признан экономически обоснованным.

Учитывая вышеизложенное, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

3. Расходы на топливо (2023 год)

Пунктом 33 Основ ценообразования № 1075 предусмотрено, что расходы на топливо относятся к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности и включаются в необходимую валовую выручку.

По данной статье расходы на 2023 год определены органом регулирования в размере 178 138,607 тыс. руб. (заявка регулируемой организации – 178 940,42 тыс. руб.), что составляет 54,7 % НВВ регулируемой организации.

Используемый вид топлива ООО «Кинельская ТЭК» - природный газ.

В материалах тарифного дела представлен договор поставки и транспортировки газа № 45-4-3030/19 от 27.12.2018 с ООО «Газпром межрегионгаз Самара», ООО «Средневолжская газовая компания (ООО «СВГК», ГРО) на 2019 год. Дополнительные соглашения / договор поставки газа на 2023 год в адрес ФАС России не представлены.

В соответствии с пунктом 2.2 договора годовой объем поставки и транспортировки газа (в том числе в транзитном потоке) на 2019 год составит 31 923,1 тыс. м3 (19 329 тыс. м3 1-е полугодие, 12 594,1 тыс. м3 2-е полугодие). Таким образом, поставляемые объемы природного газа по полугодиям составляют: 61 % - 1-е полугодие, 39 % - 2-е полугодие.

В силу пункта 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 26 Методических указаний № 760-э расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РТi,j,k, определяются по формуле:

(тыс. руб.), (2)

где:

bi,j,k - удельный расход топлива на отпущенную 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования с коллекторов j-го источника тепловой энергии (далее - удельный расход топлива), определенный в соответствии с нормативом удельного расхода условного топлива на соответствующий расчетный период регулирования, кг у.т./Гкал. Удельный расход топлива может быть дифференцирован по термодинамическим параметрам пара;

ЦТi,j - плановая (расчетная) цена на условное топливо j-го источника тепловой энергии с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемая на i-й расчетный период регулирования в соответствии с приложениями 4.4 и 4.5 к Методическим указаниям № 760-э с учетом остатков топлива и структуры используемого топлива, учтенной при расчете удельного расхода топлива, руб./т у.т.;

- плановый (расчетный) объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов j-го источника тепловой энергии в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый в соответствии с пунктами 8 и 9 Методических указаний № 760-э, тыс. Гкал.

Удельный расход топлива bi,j,k является долгосрочным параметром регулирования в соответствии с Концессионным соглашением, и на 2023 год составляет 165 кг у.т./Гкал.

Плановый (расчетный) объем отпуска тепловой энергии на 2023 год ООО «Кинельская ТЭК» составил 198 095,8 Гкал (169 453,8 Гкал – полезный отпуск; 23 282,0 Гкал – потери в сетях; 5 360,0 Гкал – собственные нужды).

Расчетная плановая цена на топливо определяется исходя из утвержденных оптовых цен на природный газ, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа (ПССУ), тарифов на услуги по транспортировке газа и специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа ГРО.

Оптовая цена газа на 2023 год учтена Департаментом в размере 4 759,00 руб./тыс.м3 (в соответствии с приказом ФАС России от 01.07.2022 № 493/22) с учетом индекса роста цен на газ 8,5%, что соответствует предельному минимальному уровню оптовой цены на газ для Самарской области, утвержденному приказом ФАС России от 16.11.2022 № 821/22.

Согласно пункту 8 приказа ФСТ России от 09.07.2014 № 1142-э «Об утверждении Положения об определении формулы цены газа», в случае отклонения фактической объемной теплоты сгорания от 7900 ккал/м3 (33080 кДж/м3) перерасчет оптовой цены на газ осуществляется по формуле:

 

- цена для i-ого ценового пояса, руб./тыс. м3;

- фактическая объемная теплота сгорания газа, ккал/м3 (кДж/м3);

- расчетная объемная теплота сгорания газа, ккал/м3 (кДж/м3).

Органом регулирования в Возражениях на Акт проверки и Экспертном заключении на 2023 год не отражена величина фактической объемной теплоты сгорания газа, примененная при установлении тарифов на тепловую энергию ООО «Кинельская ТЭК».

В соответствии с представленными Возражениями на Акт проверки и представленной в материалах тарифного дела «Пояснительной запиской по корректировке долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения» на 2023 год ООО «Кинельская ТЭК» переводной коэффициент для природного газа принят в размере 1,185, что соответствует фактической калорийности 8 295 ккал/м3.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2023 год и Возражениях на Акт проверки отсутствует анализ принятого переводного коэффициента, в том числе паспортов качества газа ООО «Газпром межрегионгаз Самара», сертификатов качества топлива.

Специальная надбавка к тарифам на услуги по транспортировке газа утверждена приказом Департамента от 24.12.2021 № 814 (действовал на момент принятия тарифного решения) и для ООО «СВГК» составляет 217,07 руб. /1000 м3.

Тариф на услуги по транспортировке газа в транзитном потоке ООО «Газпром газораспределение Самара» утвержден приказом ФАС России от 25.12.2020 № 1285/20 и на 1-е полугодие 2023 года составляет 226,94 руб. /1000 м3, на 2-е полугодие 2023 года - 240,33 руб. /1000 м3. По информации ООО «Кинельская ТЭК», объем топлива, транспортируемого в транзитном потоке, составляет 13 673,60 тыс. м3.

В соответствии с Возражениями на Акт проверки, ПССУ учтена на основании приказа ФАС России от 03.06.2022 № 432/22, тарифы на транспортировку - в соответствии с приказом ФАС России от 25.12.2018 № 1857/18.

ФАС России отмечает, что при отсутствии на момент принятия тарифного решения актуальных нормативных правовых актов, устанавливающих соответствующие цены (тарифы) на рассматриваемый период, плата за снабженческо-сбытовые услуги, тарифы на услуги по транспортировке газа и специальная надбавки к тарифам на транспортировку газа ГРО при расчете расходов не индексируются.

Из Экспертного заключения на 2023 год и представленных материалов не представляется возможным сделать вывод об обоснованности примененных Департаментом тарифов. Разбивка по группам потребителей с указанием объемов потребления, итоговые величины принятых расходов на снабженческо-сбытовые услуги и транспортировку газа органом регулирования не отражены.

Расчет плановой конечной цены природного газа на 2023 год по полугодиям из расчёта стоимости 1000 куб. м. природного газа для конечных потребителей по группам потребления и точкам подключения по составляющим определения цены природного газа, указанным выше, и с учетом фактического среднего калорийного эквивалента, сложившегося за январь-декабрь 2021 года, в Экспертном заключении на 2023 год и Возражениях на Акт отсутствует.

Согласно пункту 29 Правил регулирования тарифов № 1075 экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат.

В отсутствие дополнительного соглашения к договору поставки и транспортировки газа от 27.12.2018/ № 45-4-3030/19 действующего договора поставки газа на 2023 год не представляется возможным подтвердить обоснованность применения расчетных величин.

Расчет плановых расходов на природный газ на 2023 год в соответствии с пунктом 26 Методических указаний № 760-э исходя из произведения конечной стоимости природного газа (исходя из утвержденных оптовых цен на газ, ПССУ, тарифов на услуги по транспортировке газа, специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа ГРО и стоимости транзитной транспортировки газа) и объема природного газа с разбивкой по полугодиям в Экспертном заключении на 2023 год и Возражениях на Акт проверки не представлен.

Учитывая вышеизложенное, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому анализу с учетом экономически обоснованного уровня цены на природный газ, распределения по полугодиям объемов потребления газа и определения органом регулирования экономически обоснованного уровня затрат на природный газ в соответствии с вышеуказанными замечаниями ФАС России.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области нарушившим положения пунктов 28, 34(1), 40, 42, 43, 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, положения Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, при установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО «Кинельская теплоэнергетическая компания» на 2021, 2022, 2023 гг.

2. Органу исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно: провести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «Кинельская теплоэнергетическая компания», и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета (неучета) представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из необходимой валовой выручки ООО «Кинельская теплоэнергетическая компания», по следующим статьям затрат:

- «Расходы на оплату труда» на 2019, 2022 гг.;

- «Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями» на 2019, 2022 гг.;

- «Расходы на уплату налогов, сборов и других обязатель­ных платежей» на 2023 год;

- «Амортизация основных средств и нематериальных активов» на 2023 год;

- «Расходы на топливо» на 2023 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 пересмотреть взаимозависимые статьи затрат («Отчисления на социальные нужды» 2019-2023 гг., «Расчетная предпринимательская прибыль» 2019-2023 гг.), базовый уровень подконтрольных расходов 2019, 2022 гг., величину необходимой валовой выручки и тарифы в сфере теплоснабжения, установленные для ООО «Кинельская теплоэнергетическая компания» на 2024 год, в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, положениями Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием, исключив выявленные экономически необоснованные расходы при тарифном регулировании.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

  • решения органа исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которого предписано настоящим предписанием;

  • протокола заседания правления органа исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

  • экспертного заключения по делу об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО «Кинельская теплоэнергетическая компания», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

Связанные организации

Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области
ИНН 6317132631, ОГРН 1196313001004
Самарское УФАС России
ИНН 6315802344, ОГРН 1026300965129