Решения по тарифам №31/69987/19 Решение об отказе в удовлетворении требований АО "Энергетиче... от 13 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ


 

Резолютивная часть решения оглашена «8» августа 2019 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>

рассмотрев досудебный спор по заявлению АО «Энергетическая компания» (далее – Заявитель, регулируемая организация) (исх. от 04.03.2019 № 79, вх. от 12.04.2019 рег. № 63900/19), возникший с Региональной энергетической комиссией Кемеровской области (далее – РЭК, орган регулирования) по вопросу установления тарифа на водоотведение на 2019-2023 годы, в отсутствии на заседании Комиссии представителей АО «Энергетическая компания», а также в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителя РЭК в лице председателя РЭК <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, Комиссией ФАС России рассмотрено поступившее 12.04.2019 заявление (исх. от 04.04.2019 № 79, вх. от 12.04.2019 рег. № 63900/19) о рассмотрении спора (разногласий) между АО «Энергетическая компания» (далее - Заявитель, регулируемая организация) и Региональной энергетической комиссией Кемеровской области (далее - РЭК, орган регулирования) по вопросу установленных тарифов в сфере водоотведения.

Разногласия между АО «Энергетическая компания» и органом регулирования возникли по постановлению РЭК от 11.12.2018 № 463 «Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения, водоотведения и об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение АО «Энергетическая компания» (г. Полысаево)».

В поданном заявлении АО «Энергетическая компания» считает, что РЭК нарушены требования законодательства Российской Федерации при установлении тарифа на водоотведение для Заявителя на 2019-2023 годы, мотивируя позицию, изложенную в поданном заявлении тем, что РЭК не были учтены расходы по водоотведению в размере 8 880,23 тыс. руб. по следующим статьям затрат: «Расходы на услуги расчетно-кассового центра», «Расходы на автотранспорт для проведения аварийно-восстановительных работ», «Расходы на материалы на текущий ремонт», «Расходы по заработной плате ремонтного персонала», «Расходы на заработную плату цехового персонала», «Расходы на отчисления на социальные нужды от заработной платы цехового персонала», «Прочие расходы цехового персонала», «Расходы на заработную плату персонала аварийно-восстановительных работ», «Расходы на отчисления на социальные нужды персонала аварийно-восстановительных работ», «Расходы на отчисления на социальные нужды ремонтного персонала», «Прочие расходы ремонтно-строительного участка», «Расходы на заработную плату административно-управленческого персонала», «Расходы на отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала», «Прочие административные расходы», «Расходы на арендную плату».

Кроме того, величина отпуска товаров (услуг), установленная оспариваемым решением, по водоотведению составляет 1 693,7 тыс. куб. м.; величина отпуска товаров (услуг), которую заявитель считает экономически обоснованной по водоотведению, – 1 372,2 тыс. куб. м.:

Для Заявителя тарифы на оказываемые услуги водоотведения установлены органом регулирования методом индексации на 2019-2023 годы (второй долгосрочный период регулирования).

Величина тарифов, установленная оспариваемым решением, составляет по водоотведению – 19,34 руб./куб.м.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым постановлением на 2019 год для Заявителя, в части оказываемых услуг водоотведения составляет 32 756,99 тыс. руб.

Регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования № 406) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Правила регулирования тарифов № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания № 1746-э).

Комиссия ФАС России обращает особое внимание на то, что согласно письму Комитета по управлению муниципальным имуществом Полысаевского городского округа Кемеровской области (далее – Комитет Полысаевского городского округа) от 22.03.2019 № 343 в адрес АО «Энергетическая компания» в связи с неэффективной работой, платежеспособностью регулируемой организации, в целях недопущения остановки и сбоев в оказании услуг водоснабжения и водоотведения договорные отношения в части аренды муниципального имущества, посредством которого осуществлялись указанные регулируемые виды деятельности, с 30.04.2019 прекращены.

АО «Энергетическая компания» письмом от 04.04.2019 № 77 уведомило РЭК о прекращении деятельности в сфере водоотведения.

В связи с вышеизложенным постановление РЭК от 11.12.2018 № 463 «Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения, водоотведения и об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение АО «Энергетическая компания» (г. Полысаево)» признано утратившим силу в связи с изданием постановления РЭК Кемеровской области от 26.04.2019 № 114, в соответствии с которым ранее оказываемые АО «Энергетическая компания» услуги водоотведения в настоящий время на территории Полысаевского городского округа оказывает ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания».

Кроме того, между Комитетом и ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания» (не является правопреемником АО «Энергетическая компания») заключен договор аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности Полысаевского городского округа от 01.04.2019 № 6-20-19 в целях оказания услуг водоотведения населению и прочим потребителям Полысаевского городского округа Кемеровской области.

Таким образом в условиях того, что АО «Энергетическая компания» более не оказывается регулируемая деятельность, тариф по которой оспаривается в ФАС России, удовлетворение требований Заявителя в части учета дополнительных затрат в составе НВВ и соответственно тарифах в рамках данного досудебного рассмотрения спора нецелесообразно ввиду того, что заложенные расходы не могут быть освоены регулируемой организацией в текущем периоде регулирования.

При этом, Комиссия ФАС России считает необходимым отразить в решении ФАС России позицию по заявленным АО «Энергетическая компания» на досудебный спор в ФАС России статьям затрат.

1. Расходы на заработную плату.

АО «Энергетическая компания» затраты по статье «Расходы на оплату труда цехового персонала» заявлены в части оказываемых услуг водоотведения в размере 1 664,80 тыс. руб., при утвержденных РЭК - 1 505,90 тыс. руб. (разногласия составляют 158,9 тыс. руб.), «Расходы на оплату труда персонала аварийно-восстановительных работ» в части оказываемых услуг водоотведения в размере 2 362,80 тыс. руб., при утвержденных РЭК - 1 999,79 тыс. руб. (разногласия составляют 363,01 тыс. руб.), «Расходы на оплату труда ремонтного персонала» в части оказываемых услуг водоотведения в размере 964,50 тыс. руб., при утвержденных РЭК - 604,74 тыс. руб. (разногласия составляют 359,76 тыс. руб.), «Расходы на заработную плату административно-управленческого персонала» в части оказываемых услуг водоотведения в размере 5 580,50 тыс. руб., при утвержденных РЭК - 3 472,84 тыс. руб. (разногласия составляют 2 107,66 тыс. руб.).

Разногласия по размеру фонда оплаты труда между сторонами заключаются в численности и величине средней заработной платы, учтенных РЭК при расчете тарифов 2019 года для вышеуказанных видов персонала АО «Энергетическая компания».

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 406 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования № 406 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 к Методическим указаниям № 1746-э.

В соответствии с пунктом 1.4. Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы (далее – Соглашение на 2017 - 2019 годы) действие Соглашения на 2017 - 2019 годы, распространяется на организации только в случае их присоединения к Соглашению на 2017 - 2019 годы в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

В части средней заработной платы персонала, Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что согласно статье 48 Трудового Кодекса Российской Федерации, пункту 11.8 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы (далее – Соглашение на 2017 - 2019 годы), а также информационному письму Минтруда России от 03.02.2017 № 14-4/10/В-835, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к отраслевому тарифному соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

Комиссией ФАС России установлено, что в отзыве РЭК, направленном в ФАС России в ответ на доводы, отраженные в заявлении о досудебном урегулировании спора, указано, что в документах, представленных АО «Энергетическая компания» в материалах тарифного дела на 2019 год, отсутствуют данные по направлению регулируемой организацией мотивированного письменного отказа от присоединения к отраслевому тарифному соглашению, в связи с чем, АО «Энергетическая компания» считается организацией, автоматически присоединенной к Соглашению на 2017-2019 годы.

Согласно пункту 1.9. Соглашения на 2017 - 2019 годы в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы работодателей, предусмотренные настоящим Соглашением на 2017 - 2019 годы, учитываются федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе органами в области государственного регулирования тарифов на водоснабжение, газоснабжение, электрическую, тепловую энергию, органами местного самоуправления при установлении регулируемых тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также на соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими нерегулируемую деятельность.

Среднемесячная заработная плата по предприятию утверждена в части водоотведения на уровне 17 341,37 руб.

Комиссия ФАС России сообщает, что АО «Энергетическая компания» ровно, как и РЭК, не представила в материалах тарифного дела расчет средней заработной платы по видам персонала в сфере водоотведения в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 Методических указаний 1746-э, а также согласно Соглашению на 2017-2019 годы.

В связи с вышеизложенным, Комиссия ФАС России считает, что в предоставленных Заявителем подтверждающих документов недостаточно для удовлетворения требований, указанных в заявлении о досудебном споре (разногласиях) в части средней заработной платы по всем видам персонала, при этом, утвержденная средняя заработная плата по всем видам персонала также не может быть признана экономически обоснованной с учетом отсутствия корректного расчета со стороны органа регулирования.

Относительно определения численности персонала АО «Энергетическая компания», Комиссия ФАС России отмечает, что согласно отзыву, представленному РЭК в ФАС России на досудебное рассмотрение спора, регулируемой организацией в материалах тарифного дела были предоставлены следующие документы в адрес органа регулирования: штатное расписание с 21.08.2017, оборотно-сальдовая ведомость по счету 20 за 2017 год, оборотно-сальдовая ведомость по счету 26 за 2017 год, форма статистической отчетности № П-4 «Сведения о численности заработной плате работников» за декабрь 2017 года и за март 2018 года, расчет расходов на оплату труда работников участка канализационного хозяйства.

Одновременно, РЭК обращает внимание на то, АО «Энергетическая компания» представила в обоснование заявленных требований в ФАС России штатное расписание (от 08.11.2018), которое не соответствовало штатному расписанию (от 21.08.2017), представленному в материалах тарифного дела. Кроме того, АО «Энергетическая компания» представила в документах в адрес РЭК форму статистической отчетности № П-4 «Сведения о численности заработной плате работников» за март 2018 года, (в отсутствие подписи должностного лица), в связи с чем, РЭК не обладала на момент установления тарифов достоверными сведениями относительно фактической численности согласно отчетности.

Комиссия ФАС России отмечает, что РЭК рассчитана численность ремонтного персонала АО «Энергетическая компания» в сфере водоотведения на основании фактической численности в 2017 году.

При этом Комиссия ФАС России отдельно отмечает, что РЭК установлена численность административно-управленческого персонала по водоотведению на основании плановых показателей 2018 года, таким образом, Комиссией ФАС России сделан вывод о том, что подход РЭК в части установления численности для административно-управленческого персонала на уровне плана 2018 года не может быть признан корректным, поскольку положениями законодательства Российской Федерации не предусмотрено определение численности на основании плановых показателей, однако, утвержденная численность аналогична фактической численности административно-управленческого персонала за 2017 год.

На основании вышеизложенного, Комиссией ФАС России сделан вывод о том, что документов, представленных в обосновании заявленных требований в части расходов оплату труда по водоотведению ремонтного персонала, персонала аварийно-восстановительных работ и административно-управленческого персонала АО «Энергетическая компания» недостаточно для удовлетворения требований, указанных в заявлении о досудебном споре (разногласиях), а именно обоснования о необходимости в привлечении дополнительной численности персонала в штат АО «Энергетическая компания» на 2019 год свыше фактической численности 2017 года.

2. Отчисления социальные нужды от заработной платы.

Разногласия по размеру страховых взносов, применяемых при расчете отчислений на социальные нужды, между сторонами отсутствуют, заявленное на разногласия увеличение расходов на отчисления на социальные нужды вышеуказанного персонала обусловлено предлагаемым регулируемой организацией увеличением расходов на оплату труда.

3. Расходы на услуги расчетно-кассового центра. 

АО «Энергетическая компания» заявляет на разногласия в ФАС России о необходимости учета дополнительных расходов в составе НВВ на водоотведение по статье «Услуги расчетно-кассового центра» в размере 303,83 тыс. руб., в обоснование заявленных требований регулируемой организацией в ФАС России представлены следующие обосновывающие документы:

- агентский договор от 1 января 2018 года № 05-18;

- оборотно-сальдовая ведомость по счету № 20 за 2017 год

- оборотно-сальдовая ведомость по счету № 62 за 2017 год.

Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что согласно описи документов, представленной к заявлению АО «Энергетическая компания», оборотно-сальдовая ведомость по счету № 62 за 2017 год не была представлена в орган регулирования на момент установления тарифов.

Органом регулирования данные расходы не учтены согласно пункту 27 Методических указаний № 1746-э, который гласит, что при установлении тарифов не допускается учет расходов регулируемой организации на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, учитываемых в расходах за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491.

Комиссия ФАС России отмечает, что пункт 27 Методических указаний № 1746 не допускает учет расходов по статье «Услуги расчетно-кассового центра» только в случае наличия подтверждения учета данных затрат в расходах за содержание и ремонт жилого помещения.

При этом Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что регулируемой организацией не предоставлены на досудебное рассмотрение спора (разногласий) договоры, подтверждающие ведение лицевых счетов, в связи с чем, АО «Энергетическая компания» отказано в удовлетворении требований в части расходов на услуги расчетно-кассового центра.

4. Расходы на материалы для проведения аварийно-восстановительных работ, расходы на материалы по текущему ремонту, расходы на услуги ремонтно-строительного персонала.

Органом регулирования учтены затраты по статьям «Расходы на материалы для проведения аварийно-восстановительных работ», «Расходы на материалы по текущему ремонту», «Расходы на услуги ремонтно-строительного персонала» путем увеличения плановых утвержденных на 2018 год расходов на индекс потребительских цен, установленный в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации до 2024 года, (далее – ИПЦ), (2019/2018) в размере 104,6 %.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 406 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации: а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах; е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.

В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования № 406 в составе ремонтных расходов учитываются: а) расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; б) расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; в) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала.

Пунктом 51 Основ ценообразования № 406 предусмотрено, что при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 24 Методических указаний № 1746-э при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

В подтверждение величины затрат на ремонт необходимо представлять материалы, подтверждающие обоснованность заявленных расходов, а именно ежегодный график планово-предупредительного ремонта, перечень мероприятий по капитальному и текущему ремонту, договоры, заключённые в предыдущих периодах регулирования по итогам проведённых конкурсных процедур, акты выполненных работ, пообъектный расчет стоимости ремонтных работ на период регулирования, с указанием ссылок на использование в этом расчете нормативов расходов материалов, заключений и экспертиз технического состояния объектов, подлежащих ремонту, а также дефектных ведомостей на планируемые ремонтные работы, утверждённые производственные программы.

АО «Энергетическая компания» в подтверждение указанных затрат предоставлены только оборотно-сальдовые ведомости счетов, что не является достаточным и необходимым подтверждением заявленных расходов, в тоже время органом регулирования применен некорректный подход по определению затрат путем увеличения плановых утвержденных расходов на 2018 год на индекс ИПЦ, согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, разработанному Министерством экономического развития Российской Федерации до 2024 года, что не предусмотрено законодательством Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения.

5. Прочие административные расходы.

Органом регулирования учтены затраты по статье «Прочие административные расходы» путем увеличения утвержденных на 2018 год расходов на индекс потребительских цен, установленный в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации, разработанном Министерством экономического развития Российской Федерации до 2024 года (далее – ИПЦ), (2019/2018) в размере 104,6 %.

В соответствии с подпунктом (ж) пункта 41 Основ ценообразования № 406 к административным расходам относятся прочие административные расходы, перечень которых определяется в соответствии с Методическими указаниями № 1746.

Согласно Приложению № 2 «Смета расходов» к Методическим указаниям № 1746 к прочим административным расходам относят «Расходы на амортизацию непроизводственных активов» и «Расходы по охране объектов и территорий».

АО «Энергетическая компания» в подтверждение заявленных затрат предоставлены только оборотно-сальдовые ведомости счетов, что не является достаточным и необходимым подтверждением заявленных расходов. Также не представляется возможным определить: какие именно расходы заявляются и оспариваются регулируемой организацией в условиях того, что АО «Энергетическая компания» не предоставлены договоры, расшифровки затрат, расчеты.

При этом одновременно органом регулирования применен некорректный подход по определению затрат путем увеличения утвержденных расходов 2018 года на индекс ИПЦ согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации до 2024 года, что противоречит положениям законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

6. Расходы на арендную плату.

АО «Энергетическая компания» заявляет об учете расходов на арендную плату в размере 178,17 тыс. руб. на основании фактических расходов 2017 года (170,82 тыс. руб.) с увеличением на индекс в размере 104,3 %, представив в подтверждение указанных затрат только оборотно-сальдовые ведомости счетов.

РЭК учтены расходы на арендную плату согласно представленным договорам аренды в размере 130,66 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 406 расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника, передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный уровень размера арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата (лизинговый платеж) являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

При этом Заявителем на досудебное рассмотрение спора не предоставлены в ФАС России договоры аренды и платежные поручения.

Также из представленных материалов не представляется возможным оценить принцип определения органом регулирования затрат исходя из непревышения расходов на амортизацию и иных обязательных платежей арендодателя согласно пункту 44 Основ ценообразования № 406.

Учитывая вышеизложенное, АО «Энергетическая компания» отказано в удовлетворении заявленных требований.

7. Объем реализации услуг.

АО «Энергетическая компания» заявляет об учете объема принятых сточных вод в размере 1 101,77 тыс. куб. м. на основании реестра договоров на 2019 год.

Органом регулирования учтены объемы приема сточных вод путем снижения на 5 % утвержденных объемов 2018 года и утверждены на уровне 1 372,2 тыс. куб. м.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 406 тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

В соответствии с пунктом 4 Методических указаний № 1746-э расчетный объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям № 1746-э на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).

При расчете объема воды, отпускаемой абонентам, на очередной год используются расчетные объемы отпуска воды за текущий год и фактические объемы отпуска воды за предшествующие три года, определяемые органом регулирования с учетом представленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации организациями коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1140, Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 г. № 6.

Таким образом, объём отпуска услуг рассчитывается исходя из темпа изменения (снижения) потребления воды на основании параметров, отраженных в формах статистической и бухгалтерской отчётности (формы № 22-ЖКХ «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы», № 1-Канализация, в которых зафиксированы сложившиеся фактические объёмы реализации услуг), на основании показаний приборов учёта за предыдущие периоды регулирования, исходя из объемов воды, отпускаемых новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения (по данным инвестиционной программы, по заявкам на техническое подключение), за вычетом потребления воды абонентами, водоснабжение которых прекращено (планируется прекратить).

Исходя из вышеизложенного, подход РЭК по расчету объема принятых сточных вод противоречит требованиям тарифного законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

Комиссия ФАС России повторно обращает особое внимание на то, что согласно письму Комитета по управлению муниципальным имуществом Полысаевского городского округа Кемеровской области (далее – Комитет Полысаевского городского округа) от 22.03.2019 № 343 в адрес АО «Энергетическая компания» в связи с неэффективной работой, платежеспособностью регулируемой организации, в целях недопущения остановки и сбоев в оказании услуг водоотведения договорные отношения в части аренды муниципального имущества, посредством которого осуществлялись указанные регулируемые виды деятельности, с 30.04.2019 прекращены.

Учитывая, что в настоящий момент АО «Энергетическая компания» прекратила регулируемую деятельность по оказанию услуг по водоотведению на территории ранее действующих тарифов для АО «Энергетическая компания» услуги оказываются ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания» по вновь утвержденному тарифу, включение экономически обоснованных расходов в состав НВВ и соответствующих тарифов АО «Энергетическая компания» нецелесообразно в связи с отсутствием возможности фактического освоения указанных затрат.

АО «Энергетическая компания» письмом от 04.04.2019 № 77 уведомило РЭК о прекращении деятельности в сфере водоотведения.

Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора между АО «Энергетическая компания» и Региональной энергетической комиссией Кемеровской области (исх. от 04.03.2019 № 79, вх. от 12.04.2019 рег. № 63900/19), Комиссия ФАС России:

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области нарушившей пункты 22, 24, 29, 41, 51, 52 Основ ценообразования № 406 и пункты 5, 24, 27 Методических указаний № 1746 при установлении тарифа на водоотведение для АО «Энергетическая компания» на 2019 год.

2. Отказать в удовлетворении требований АО «Энергетическая компания» (исх. от 04.04.2019 № 79, вх. от 12.04.2019 рег. № 63900/19).

Связанные организации

Кемеровское УФАС России
ИНН 4207012419, ОГРН 1034205025799
АО "Энергетическая компания"
ИНН 4212127479, ОГРН 1044212006630
Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области
ИНН 4207044509, ОГРН 1144205012808