Решение №31/47638/21 Решение по резльтатам рассмотрения разногласий между ООО "НИ... от 10 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «08» июня 2021 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в теплоснабжении № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:<...>,

рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в тепловнсабжении между ООО «НИИАР-Генерация» и Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (рег. от 10.03.2021 № 37986/21) в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи руководителя Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области <...>, начальника отдела регулирования тепло и газоснабжения Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области <...>, главного консультанта отдела регулирования тепло и газоснабжения Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области <...>, директора по направлению «Концессии и тарифы» АО «РИР» (по доверенности ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ») <...>, начальника отдела экономики и тарифообразования ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» <...>, руководителя направления группы судебно-претензионной работы АО «РИР» (по доверенности ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ») <...>, руководителя направления группы тарифообразования АО «РИР» (по доверенности ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ») <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. № 37986/21 от 10.03.2021) о разногласиях между ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (далее – Агентство, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Разногласия возникли с Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области по приказу от 15.12.2020 № 231-П «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые Обществом с ограниченной ответственностью «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ», на 2021 год».

Тарифы на услуги по передаче тепловой энергии для ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» установлены с применением метода экономически обоснованных расходов.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым приказом на 2021 год для Заявителя, составляет 144 000,09 тыс. руб. Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 150 267,47 тыс. руб.

ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в необходимой валовой выручке на 2021 год расходы по статье «Расходы на капитальные вложения (инвестиции)» в размере 16 800,83 тыс. руб.

Агентством по данной статье учтено 10 533,45 тыс. руб.

Величина спора составляет 6 267,38 тыс. руб.

ФАС России в рамках рассмотрения заявления о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) проведен анализ требований Заявителя и доводов сторон, по результатам которого отмечено следующее.

Государственное регулирование цен на услуги по передаче тепловой энергии осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

В соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования № 1075 расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), определяются в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и включают в себя, в том числе:

а) расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами, за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемых за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

б) расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, не учитываемый при определении налоговой базы налога на прибыль, определяется с учетом положений пункта 13 Основ ценообразования № 1075.

В обоснование заявленных требований ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» в адрес ФАС России были представлены:

- распоряжение Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области от 30.10.2020 № 223-од «Об утверждении изменений, вносимых в инвестиционную программу общества с ограниченной ответственностью «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» на 2020-2022 гг.»;

- письмо Министерства энергетики, ЖКХ и городской среды Ульяновской области от 12.11.2020 № 73-ИОГВ-07.01/11120 исх «О направлении информации»;

- инвестиционная программа ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» на 2020-2022 гг. (с учетом изменений от 31.07.2020 г.) с формами № 1-ИП ТС, № 2-ИП ТС, № 3-ИП ТС, № 4-ИП ТС;

- пояснительные записки с мероприятиям инвестиционной программы ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» в сфере теплоснабжения на 2020-2022 гг.;

- заявление ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» от 31.07.2020 № 336-2/3247 о внесении изменений в инвестиционную программу ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» на 2020-2022 гг.;

- письмо АО «ГНЦ НИИАР» от 11.08.2020 № 64-1000/7159 «О согласовании неотделимых улучшений»;

- письмо Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 12.08.2020 № 73-ИОГВ-17/241вн «О предоставлении информации»;

- письмо Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области от 21.08.2020 № 73-ИОГВ-07.01/9692 исх «О направлении информации»;

- письмо АО «ГНЦ НИИАР» от 03.12.2020 № 64-1000/11024 «О согласовании проведения работ»;

- распоряжение Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области от 30.10.2019 № 136-од «Об утверждении инвестиционной программы общества с ограниченной ответственностью «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» на 2020-2022 гг.»;

- инвестиционная программа ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» на 2020-2022 гг. с формами № 1-ИП ТС, № 2-ИП ТС, № 3-ИП ТС, № 4-ИП ТС;

- финансовые планы ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» в сфере теплоснабжения на 2020-2022 гг.;

- акты осмотра поврежденного трубопровода тепловой сети пос. «Зеленый», от ТП-4А до ТП-9А;

- поручения Правительства Ульяновской области от 28.01.2019 № 24-ПЧ по итогам совещания по вопросу о включении перекладки теплотрассы в инвестпроект по ул. Гвардейской;

- заключение АО «Промсервис» № Т-088/18 «По техническому освидетельствованию на трубопровод тепловой сети по ул. Гвардейской»;

- акты выполненных работ по замене трубопровода тепловой сети по ул. Гвардейской;

- акты об устранении повреждений трубопровода теплосети Западной части;

- договоры с ООО «ВКО СТРОЙ» на разработку проектов по техническому перевооружению участков тепловой сети № 307/7030-Д от 29.08.2019, № 336/3889-Д от 15.10.2019 с товарными накладными, счет-фактурами, платежными поручениями;

- договор с АО «Промсервис» на разработку проекта по техническому перевооружению участков тепловой сети № 336/4627-Д/МН-007/21 от 10.02.2021;

- договор с АО «Промсервис» от 01.09.2020 № 336/4382-Д(МН-130/20) на выполнение работ по модернизации участка тепловой сети.

Дополнительно Заявитель в адрес ФАС России (письмо исх. от 28.05.2021 № 336-1/2058, рег. от 28.05.2021 № 88083-ЭП/21) направил письмо Администрации города Димитровграда Ульяновской области от 25.05.2021 № 13-09/198 о необходимости проведения мероприятия по техперевооружению тепловых сетей к средней общеобразовательной школе по ул. Строителей, 15 пос. «Зеленый» в связи с высокой значимостью данных работ.

В своем заявлении ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» указывает, что в связи с крайне высокой степенью изношенности тепловых сетей в западной части г. Димитровграда Ульяновской области, приводящей к постоянным аварийным отключениям потребителей тепловой энергии, отсутствием резерва по пропускной способности тепловой сети для подключения новых потребителей (многоквартирные жилые дома, социально значимые объекты), необходимостью приведения состояния тепловых сетей в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, в 2019 году обществом разработана и утверждена инвестиционная программа на 2020-2022 г. в общей сумме реализации 35 137,5 тыс. руб., в т.ч. в 2020 году – 11 893,33 тыс. руб., в 2021 году – 17 507,5 тыс. руб., в 2022 году – 5 736,67 тыс. руб.

При этом, на 2020 год органом регулирования было учтено 5 988,74 тыс. руб. только на техническое перевооружение одной магистральной тепловой сети (от ТК 26 до ТК 12 по ул. Гвардейская). В связи с чем, ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» было вынуждено пересмотреть инвестиционную программу при неизменности величины совокупных расходов на капитальные вложения, и перераспределение финансовых ресурсов составило: 2020 г. – 5 988,33 тыс. руб., 2021 г. – 16 800,83 тыс. руб., 2022 г. – 12 348,33 тыс. руб. (решение о внесении изменений в инвестиционную программу опубликовано на официальном сайте Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области).

На 2021 год органом регулирования при установлении тарифов учтено 10 533,45 тыс. руб., что полностью исключает возможность финансирования мероприятий по техническому перевооружению тепловых сетей в поселке «Зеленый», износ которых достигает 95%, и переподключения социально значимого объекта (средней школы № 22) к основной магистральной тепловой сети, а также существенно ограничивают финансовые возможности общества по техническому перевооружению магистральной тепловой сети от ТП-4А до ТП-9А, износ которой достиг 100%.

В соответствии с Экспертным заключением по экономической обоснованности тарифа на передачу тепловой энергии ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» на 2021 год (далее – Экспертное заключение) и письменной позицией Агентства (исх. от 22.03.2021 № 73-ИОГВ-17/364исх) в соответствии с изменениями, внесенными в инвестиционную программу, ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» на 2021 год запланированы следующие мероприятия:

- техперевооружение магистральной тепловой сети от ТК 26 до ТК 12 по ул. Гвардейская – 7 065,83 тыс. руб.;

- техперевооружение магистральной тепловой сети от ТП-4А до ТП-9А – 7 966,78 тыс. руб.;

- техперевооружение тепловых сетей к школе № 22 и поселка «Зеленый» - 1 768,33 тыс. руб.

Агентством включены в расчет тарифов на 2021 год расходы на инвестиционную программу в размере 10 533,45 тыс. руб., в том числе:

 - техперевооружение магистральной тепловой сети от ТК 26 до ТК 12 по ул. Гвардейская – 7 065,83 тыс. руб. (в полном объеме, так как Правительством Ульяновской области отнесено к объектам, имеющим особую социальную значимость, основными потребителями является население);

- техперевооружение магистральной тепловой сети от ТП-4А до ТП-9А – 3 467,62 тыс. руб. (в соответствии с Указом Губернатора Ульяновской области от 27.11.2020 № 179 «О предельных (максимальных) индексах размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ульяновской области», потребители категории «население» отсутствуют).

Агентство обращает внимание, что проект скорректированной инвестиционной программы был направлен Министерством энергетики, ЖКК и городской среды Ульяновской области в орган регулирования 06.08.2020, на указанный момент установленные предельные максимальные индексы размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Ульяновской области отсутствовали. Проект скорректированной инвестиционной программы не был согласован Агентством (письмо от 12.08.2020 № 73-ИОГВ-17/241вн).

При этом, в соответствии с пунктом 43 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» администрация города Димитровграда не представила предложений по превышению индекса по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации с учетом проекта скорректированной инвестиционной программы ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» (письмо Администрации города Димитровграда от 19.11.2020 № 01-21/2934-СЭД).

ФАС России отмечает, что согласно статье 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.

Пунктом 43 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 (далее – Основы № 400), предусмотрено, что в целях организации электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, а также повышения надежности и качества оказываемых населению коммунальных услуг по решению представительного органа муниципального образования (в городах федерального значения - законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации) предельные индексы могут превышать индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации, за исключением случая, указанного в пункте 35(1) Основ № 400.

Указанное решение принимается в форме согласования или отказа в согласовании проекта акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об установлении предельного индекса в размере, превышающем индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации (далее - проект акта об установлении предельного индекса).

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 2827-р, средний индекс по субъекту Российской Федерации на 2 полугодие 2021 г. по Ульяновской области составил 3,4%.

В соответствии с Указом Губернатора Ульяновской области от 27.11.2020 № 179 «О предельных (максимальных) индексах размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ульяновской области» на территории МО «Город Димитровград» предельный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в 2021 году составил 3,4%.

В связи с тем, что включение в тарифы расходов на реализацию инвестиционной программы на 2021 год в полном объеме, по данным Агентства, повлекло бы за собой превышение роста платы граждан, требования ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» по статье разногласий «Расходы на капитальные вложения (инвестиции)» на 2021 год удовлетворению не подлежат.

Дополнительно ФАС России отмечает, что в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона № 190-ФЗ до 1 января 2016 года осуществляется поэтапный переход к регулированию тарифов на тепловую энергию (мощность), тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоноситель на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, или метода индексации установленных тарифов, или метода сравнения аналогов).

ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» осуществляет регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения на основании договора аренды имущества от 01.04.2013 № 8400/13-09, заключенного с ОАО «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов», который заключен на срок с 01.04.2013 по 31.12.2013, при этом ежегодно пролонгируется.

Таким образом, Агентством в нарушение части 2 статьи 9 Федерального закона № 190-ФЗ для ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» тарифы на услуги по передаче тепловой энергии установлены без применения долгосрочного метода регулирования (долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения).

По результатам анализа обосновывающих материалов, представленных ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» и Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Отказать в удовлетворении требований ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ», указанных в заявлении о разногласиях в сфере теплоснабжения с Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (рег. № 37986/21 от 10.03.2021).

2. Признать Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области нарушившим часть 2 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

3. Органу исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2021 установить для ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» долгосрочные параметры государственного регулирования цен (тарифов) на услуги по передаче тепловой энергии и долгосрочные тарифы на услуги по передаче тепловой энергии на 2021-2023 гг.

4. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в пункте 3 настоящего решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим решением;

- экспертного заключения по результатам установления (пересмотра) тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, поставляемую потребителям ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» на 2021-2023 гг.

 

Связанные организации

УФАС по Ульяновской области
ИНН 7325002331, ОГРН 1027301176902
ООО "НИИАР-Генерация"
ИНН 7329008990, ОГРН 1127329003163
Руководителю Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области Курбатову С.М.
ИНН 7325169757, ОГРН 1207300005538