Предписание №СП/38775/24 ПРЕДПИСАНИЕ Департаменту Тамбовской области (проверка УФАС п... от 6 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ


 

23 апреля 2024 г. г. Москва


 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Департамента цен и тарифов Тамбовской области, в том числе Акт проверки УФАС России по Тамбовской области от 09.02.2024 № 1 (далее – Акт проверки), составленный по результатам проведенной на основании приказа УФАС России по Тамбовской области от 10.01.2024 № 4/24 проверки, а также возражения в отношении Акта проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Департаментом цен и тарифов Тамбовской области при установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей МУП «Тамбовтеплосервис» на 2024 год,

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила № 1075).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 №760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760-э).

В соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 10.01.2024 № 4/24 «О проведении внеплановой документарной проверки департамента цен и тарифов Тамбовской области» проверка проводилась в отношении расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) для муниципального унитарного предприятия «Тамбовтеплосервис» на 2024 год.

Для муниципального унитарного предприятия «Тамбовтеплосервис» (далее – МУП «Тамбовтеплосервис», МУП «ТТС», регулируемая организация) приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 15.12.2021 № 176-т (в ред. приказа от 11.12.2023 № 137-т) утверждены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и норматив удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, определены долгосрочные параметры регулирования и установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую МУП «Тамбовтеплосервис» на 2022-2026 гг. (далее – приказ № 176-т).

По расчетам Департамента цен и тарифов Тамбовской области (далее – Департамент, орган регулирования), необходимая валовая выручка МУП «ТТС» (далее – НВВ), определенная при установлении тарифов на 2024 год, составила 1 225 608,76 тыс. руб.

ФАС России проанализированы материалы тарифного дела МУП «ТТС» 2024 года в разрезе расходов на топливо на предмет их экономической обоснованности, в том числе приложение № 11 к Протоколу заседания правления Департамента от 11.12.2023 № 66 «Экспертное заключение по результатам рассмотрения документов и расчетных материалов по корректировке долгосрочного тарифа на тепловую энергию на 2022-2026 годы, поставляемую муниципальным унитарным предприятием «Тамбовтеплосервис» потребителям г. Тамбова, на 2024 год» (далее – Экспертное заключение), приложение «Смета по корректировке тарифов на тепловую энергию на 2024 МУП «Тамбовтеплосервис» в рамках долгосрочного периода регулирования» (далее – Смета расходов), а также возражения органа регулирования на Акт проверки, направленные письмом от 01.03.2024 № 8318/269 (вх. от 01.03.2024 № 1578/24) (далее – Возражения на Акт проверки), и по результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

Регулируемая организация осуществляет реализацию тепловой энергии, производимую на собственных источниках тепловой энергии (64 котельных) в пределах одного муниципального образования – г. Тамбов.

Основным видом топлива является природный газ.

Согласно Экспертному заключению расходы на топливо на 2024 год определены органом регулирования в размере 621 718,09 тыс. руб.

В силу пункта 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 26 Методических указаний № 760-э расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РТi,j,k, определяются по формуле:

(тыс. руб.), где:

bi,j,k - удельный расход топлива на отпущенную 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования с коллекторов j-го источника тепловой энергии (далее - удельный расход топлива), определенный в соответствии с нормативом удельного расхода условного топлива на соответствующий расчетный период регулирования, кг у.т./Гкал. Удельный расход топлива может быть дифференцирован по термодинамическим параметрам пара;

ЦТi,j - плановая (расчетная) цена на условное топливо j-го источника тепловой энергии с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемая на i-й расчетный период регулирования в соответствии с приложениями 4.4 и 4.5 к Методическим указаниям № 760-э с учетом остатков топлива и структуры используемого топлива, учтенной при расчете удельного расхода топлива, руб./т у.т.;

- плановый (расчетный) объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов j-го источника тепловой энергии в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый в соответствии с пунктами 8 и 9 Методических указаний № 760-э, тыс. Гкал.

Удельный расход топлива (bi,j,k)

В соответствии с пунктом 35 Основ ценообразования № 1075 удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии (bi,j,k) определяется в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива.

Согласно приложению № 4 к приказу № 176-т удельный расход топлива на производство единицы тепловой энергии на 2024 год составляет 169,05 кг.у.т/Гкал.

Согласно Смете расходов органом регулирования учтен удельный расход условного топлива на произведенную тепловую энергию на 2024 год в размере 169,05 кг.у.т/Гкал.

Объем отпуска тепловой энергии ( )

В соответствии с пунктом 8 Методических указаний № 760-э при определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой от источника тепловой энергии, используется объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии, уменьшенный на расход тепловой энергии на хозяйственные нужды.

При определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из тепловой сети, используется объем отпуска тепловой энергии в тепловые сети, уменьшенный на объем нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 118 Методических указаний № 760-э.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.

Постановлением Администрации г. Тамбова Тамбовской области от 02.11.2023 № 8959 «Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения города Тамбова на период с 2019 по 2037 год на 2024 год» утверждена актуализированная схема г. Тамбова на 2024 год (далее – Схема теплоснабжения).

В соответствии с Возражениями на Акт проверки планируемый объем полезного отпуска тепловой энергии для МУП «ТТС» определен в разделе 15 «Ценовые (тарифные) последствия», таблице 15.5 «Тарифно-балансовая расчетная модель ЕТО-5 МУП «Тамбовтеплосервис» - в размере 488,3 тыс. Гкал (стр. 839 Схемы теплоснабжения). При этом, данный показатель учтен Департаментом в размере 496 711,292 Гкал ввиду допущенной ошибки при утверждении Схемы теплоснабжения.

ФАС России отмечает следующее.

В соответствии с Требованиями к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 (далее - Требования № 154) приказом Минэнерго России от 05.03.2019 № 212 утверждены Методические указания по разработке схем теплоснабжения (далее - Методические указания № 212).

Согласно пунктам 3, 23 Требований № 154 схема теплоснабжения состоит из разделов и обосновывающих материалов к схемам теплоснабжения. Обосновывающие материалы к схеме теплоснабжения, являющиеся ее неотъемлемой частью, включают главы, оформляемые отдельными томами.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 4, пунктами 14, 23 Требований № 154 схема теплоснабжения должна содержать раздел 8 «Перспективные топливные балансы» с учетом правил разработки Главы 10 «Перспективные топливные балансы» обосновывающих материалов к схеме теплоснабжения. В Разделе 8 указываются в том числе перспективные топливные балансы для каждого источника тепловой энергии по видам основного, резервного и аварийного топлива на каждом этапе.

Таким образом, сведения о полезном отпуске в схеме теплоснабжения в соответствии с вышеуказанными нормативными документами должны содержаться в Разделе 8 с обосновывающими материалами Главы 10.

При этом величина полезного отпуска тепловой энергии для МУП «ТТС» в размере 488,3 тыс. Гкал размещена в разделе 15 «Ценовые (тарифные) последствия» со ссылкой на Главу 14 (таблица 15.5).

Согласно положениям Требований № 154 и Методических указаний № 212 Раздел 15 содержит результаты расчетов и оценки ценовых (тарифных) последствий реализации предлагаемых проектов схемы теплоснабжения для потребителя, осуществленных в соответствии с положениями пункта 81 Требований № 154.

В пункте 81 Требований № 154 указано, что Глава 14 содержит:

а) тарифно-балансовые расчетные модели теплоснабжения потребителей по каждой системе теплоснабжения;

б) тарифно-балансовые расчетные модели теплоснабжения потребителей по каждой единой теплоснабжающей организации;

в) результаты оценки ценовых (тарифных) последствий реализации проектов схемы теплоснабжения на основании разработанных тарифно-балансовых моделей.

Таким образом, указанный раздел не содержит информацию о перспективном топливно-энергетическом балансе источников тепловой энергии в зоне деятельности МУП «Тамбовтеплосервис».

В Схеме теплоснабжения в разделе 8.2 «Перспективные топливные балансы для каждого источника тепловой энергии по видам основного, резервного и аварийного топлива на каждом этапе» содержится информация о плановом полезном отпуске тепловой энергии в зоне деятельности ЕТО-5 МУП «Тамбовтеплосервис» (стр. 464 Схемы теплоснабжения, таблица 8.1 «Перспективный топливный баланс тепловых источников г. Тамбова») на 2024 год – 553 779 Гкал.

Согласно письму Администрации г. Тамбова от 19.04.2024 № 20-40-233/24 актуализированная схема теплоснабжения г. Тамбова имеет разночтения и арифметические ошибки, в настоящий момент в соответствии с действующим законодательством проводится работа по актуализации схемы теплоснабжения г. Тамбова на 2025 год, в ходе проведения которой выявленные замечания будут устранены.

В соответствии с Разъяснением Президиума ФАС России № 21, утвержденным протоколом Президиума ФАС России от 21.03.2022 № 2, в случае наличия в актуализированной схеме теплоснабжения объема полезного отпуска, органу регулирования не допускается установление объема полезного отпуска, не соответствующего схеме теплоснабжения, а в случае несогласия органа регулирования со схемой теплоснабжения органу регулирования необходимо проводить работу с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными по утверждению (актуализации) схемы теплоснабжения, по проведению актуализации данных схем для принятия показателей при тарифном регулировании.

На основании изложенного, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ данной статьи затрат с учетом мотивировочной части настоящего предписания и пунктом 22 Основ ценообразования № 1075, пунктами 8, 9 Методических указаний №760-э для определения корректной величины полезного отпуска тепловой энергии МУП «Тамбовтеплосервис» на 2024 год.

По результатам проведенного дополнительного экономического анализа полезного отпуска на 2024 год органу регулирования также надлежит при необходимости пересмотреть статьи затрат, определяемые на основании балансовых показателей (расходы на топливо, энергетические ресурсы) и НВВ регулируемой организации.

В соответствии с приказом № 176-т величина технологических потерь при передаче тепловой энергии составляет 70 331,53 Гкал.

Согласно Экспертному заключению расход на собственные нужды принят в размере 12 596 Гкал.

В соответствии с Экспертным заключением объем покупки тепловой энергии на 2024 год составляет 7 110,15 Гкал в соответствии с представленными договорами на покупку тепловой энергии АО «ЗПС» 592,986 Гкал и АО «ТЗ «Ревтруд» 6 517,16 Гкал.

ФАС России отмечает, что при определении объем отпуска тепловой энергии , поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии, величина объема покупной тепловой энергии покупки тепловой энергии учитывается со знаком (–).

Согласно приложению 4.1 к Методическим указаниям № 760-э, отпуск тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии (строка 1) включает в себя отпуск тепловой энергии из тепловой сети (полезный отпуск) (строка 6), потери тепловой энергии в сети-7 (строка 5), расход тепловой энергии на хозяйственные нужды (строка 3) за вычетом покупной теплоэнергии (строка 2).

Таким образом, при расчете объема отпуска тепловой энергии величину 7 110,15 Гкал необходимо учитывать со знаком (–).

Плановая (расчетная) цена на топливо (ЦТi,j)

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию.

Таким образом, экономически обоснованный уровень плановой (расчетной) цены на топливо ЦТi,j (природный газ) определяется в соответствии с подпунктом «а» пункта 28 Основ ценообразования № 1075 исходя из утвержденных оптовых цен на природный газ, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа (ПССУ), тарифов на услуги по транспортировке газа и специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа ГРО.

Оптовые цены на газ на 2024 год утверждены приказом ФАС России от 28.11.2023 № 910/23 и для Тамбовской области составляют 5 536,00 руб./тыс.м3 (1-е полугодие); 6 156,00 руб./тыс.м3 (2-е полугодие).

Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Тамбов» на 2024 год утверждены приказом ФАС России от 16.11.2022 № 828/22, ПССУ утверждена приказом ФАС России от 31.10.2022 № 775/22.

ФАС России отмечает, что плата за снабженческо-сбытовые услуги, тарифы на услуги по транспортировке газа и специальная надбавки к тарифам на транспортировку газа ГРО при расчете расходов не индексируются, а принимаются на уровне, установленном действующими приказами.

Расчет плановой (расчетной) цены на топливо ЦТi,j, принятой Департаментом в размере 7 249,55 руб./тыс.м3, исходя из действующих приказов ФАС России, в том числе с учетом групп потребления, в Экспертном заключении, Смете расходов и Возражениях на Акт проверки не содержится.

Данная подстатья подлежит дополнительному обоснованию с представлением соответствующих расчетов органа регулирования и ссылок на обосновывающие материалы в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075, пунктами 28, 37 Основ ценообразования № 1075.

С учетом вышеизложенных замечаний по подстатьям «объем отпуска тепловой энергии», «плановая (расчетная) цена на топливо» величина утвержденных расходов на топливо в размере 621 718,09 тыс. руб. требует дополнительного обоснования с представлением соответствующих расчетов со ссылками на обосновывающие документы регулируемой организации в соответствии с пунктами 22, 28, 34(1), 37 Основ ценообразования № 1075, и пунктом 8, 26 Методических указаний № 760-э.

Органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ экономической обоснованности затрат на топливо для МУП «Тамбовтеплосервис» на 2024 год в соответствии с мотивировочной частью предписания, отразив его результаты в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075. Неподтвержденные, экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Департамент цен и тарифов Тамбовской области нарушившим положения пунктов 22, 28, 34 (1), 37 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункты 8, 26 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, при установлении цен (тарифов) на услуги в сфере теплоснабжения в отношении МУП «Тамбовтеплосервис» на 2024 год.

2. Органу исполнительной власти Тамбовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно:

- произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку МУП «Тамбовтеплосервис» (в части затрат на топливо) на 2024 год на основании мотивировочной части настоящего предписания, отразив анализ и расчеты в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по показателю «Полезный отпуск тепловой энергии» на 2024 год и статье затрат «Расходы на топливо» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Тамбовской области в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при необходимости пересмотреть величину необходимой валовой выручки на 2024 год, а также пересмотреть (установить) тарифы на услуги в сфере теплоснабжения, обеспечив введение в действие с 01.07.2024 в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э и настоящим предписанием.

4. Органу исполнительной власти Тамбовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 при необходимости пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от МУП «Тамбовтеплосервис» на 2024 год.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Тамбовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Тамбовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которого предписано настоящим предписанием;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Тамбовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения по делу о корректировке тарифов на тепловую энергию для МУП «Тамбовтеплосервис», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Тамбовское УФАС России
ИНН 6831001163, ОГРН 1026801156172
Департамент цен и тарифов Тамбовской области
ИНН 6829071170, ОГРН 1106829008274