Предписание №СП/92274/23 Предписание Министерству промышленности, экономического разв... от 7 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

31 октября 2023 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы плановой выездной документарной проверки Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 13.01.2023 № 8/23, Акт проверки ФАС России от 14.02.2023 № 3/23), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Министерством промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» на 2021-2023 гг.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее — Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

В рамках исполнения своих полномочий Министерством промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл (далее также – орган регулирования, Министерство) в отношении МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» (далее также – регулируемая организация) были установлены следующие виды тарифов в сфере теплоснабжения:

- тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1», на 2019, 2021-2023 гг. (далее – тариф на тепловую энергию (конечный));

- тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1», на 2019, 2021-2023 гг. (далее – тариф на передачу тепловой энергии);

- тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии, на 2019, 2021-2023 гг.;

- тарифы на теплоноситель, поставляемый потребителям МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1», на 2019, 2021-2023 гг. (далее – тариф на теплоноситель);

- тарифы на горячую воду, поставляемую потребителям МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), на 2019, 2021-2023 гг.

Тарифы в сфере теплоснабжения в отношении МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» установлены Министерством с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2019-2023 гг., 2019 год является базовым (первым) годом очередного долгосрочного периода регулирования.

Необходимая валовая выручка, учтенная органом регулирования при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» на 2019, 2021-2023 гг., приведена в таблице:

Вид деятельности/тариф

Показатели

Годы

2019

2021

2022

2023

Тариф на тепловую энергию (конечный)

 

НВВ, тыс.руб.

1 801 076,90

1 925 664,85

1 979 445,88

2 119 898,20

Базовый уровень операционных расходов

457 884,61

-

-

-

Метод установления тарифов

Метод индексации установленных тарифов

Метод индексации установленных тарифов

Метод индексации установленных тарифов

Метод индексации установленных тарифов

НПА об установлении тарифов

приказ Минэкономразвития Республики Марий Эл от 18 декабря 2018 г. № 155 т

приказ Минэкономразвития

Республики Марий Эл от 17 декабря 2020 г. № 124 т

приказ Минэкономразвития
Республики Марий Эл от 20 декабря 2021 г. № 141 т

приказ Минэкономразвития
Республики Марий Эл от 24 ноября 2022 г. № 124 т

Величина тарифа (по полугодиям) руб./Гкал

1 полугодие –1593,67

2 полугодие –1625,41

1 полугодие –1689,07

2 полугодие – 1736,88

1 полугодие –1736,88

2 полугодие – 1785,90

1 полугодие –1912,73

2 полугодие – 1912,73

Тариф на теплоноситель

НВВ, тыс.руб.

211 936,51

227 677,56

236 093,08

255 441,62

Базовый уровень операционных расходов

46 744,41

-

-

-

Метод установления тарифов

Метод индексации установленных тарифов

Метод индексации установленных тарифов

Метод индексации установленных тарифов

Метод индексации установленных тарифов

НПА об установлении тарифов

приказ Минэкономразвития Республики Марий Эл от 18 декабря 2018 г. № 156 т

приказ Минэкономразвития

Республики Марий Эл от 17 декабря 2020 г. № 124 т

приказ Минэкономразвития
Республики Марий Эл от 20 декабря 2021 г. № 141 т

приказ Минэкономразвития
Республики Марий Эл от 24 ноября 2022 г. № 124 т

Величина тарифа (по полугодиям) руб./Гкал

1 полугодие – 45,49

2 полугодие –46,40

1 полугодие –48,20

2 полугодие – 49,85

1 полугодие –49,85

2 полугодие – 51,69

1 полугодие – 55,93

2 полугодие – 55,93

 

ФАС России были проанализированы материалы тарифных дел МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» за 2019, 2021-2023 гг. в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, а также экспертные заключения Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл на 2019, 2021-2023 гг. в части тарифов на тепловую энергию (конечный), на теплоноситель (далее – экспертные заключения на 2019, 2021-2023 гг.), а также возражения на Акт проверки ФАС России от 30.03.2023 № 018-2516 (рег. от 05.04.2023 № 50404/23) (далее – Возражения на Акт проверки). и установлено следующее.

В соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 экспертное заключение, помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций, должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

г) анализ соответствия собственника или иного законного владельца тепловых сетей критериям отнесения к теплосетевым организациям (в ред. от 25.11.2021 № 2033).

1. Операционные расходы на 2019 год (базовый период) (тарифы на тепловую энергию (конечный), на теплоноситель)

Операционные расходы на 2019 год (базовый период) учтены органом регулирования в следующих размерах:

- тариф на тепловую энергию (конечный) - 457 884,61 тыс. руб.;

- тариф на теплоноситель — 46 744,41 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования № 1075 операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов. При установлении тарифов на годы, не вошедшие в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

Базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования.

Органом регулирования операционные расходы при установлении на 2019 год рассчитаны в соответствии с пунктами 36 и 37 Методических указаний № 760-э.

В соответствии с пунктом 37 Методических указаний № 760-э при установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования № 1075 базовый уровень операционных расходов относится к долгосрочным параметрам регулирования.

1.1. Расходы на сырье и материалы (ремонт)

Расходы по статье затрат «Расходы на сырье и материалы (ремонт)» учтены органом регулирования на 2019 год в следующих размерах:

- тариф на тепловую энергию (конечный) — 31 798,64 тыс. руб. (заявка регулируемой организации — 53 008,9 тыс. руб.);

- тариф на теплоноситель — 998,3 тыс. руб. (заявка регулируемой организации — 3 007,9 тыс. руб.).

Согласно Экспертному заключению на 2019 год в части тарифов на тепловую энергию (конечный), на теплоноситель расходы по данной статье затрат определены органом регулирования исходя из среднего значения расходов за 2015-2017 гг. с учетом индекса потребительских цен, определенного в прогнозе социально-экономического развития, в размере 104,3%.

Орган регулирования отмечает, что калькуляции и локальные сметные расчеты в обоснование расходов по ремонту предприятием не представлены, что не позволяет судить об обоснованности расходов, заявленных предприятием, по статье «Расходы на сырье и материалы (ремонт)». Фактические расходы определены органом регулирования исходя из данных, отраженных в оборотно-сальдовых ведомостях регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности, определяемых в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075 при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2019 год в части тарифов на тепловую энергию (конечный), на теплоноситель не отражена расшифровка принятых расходов, не отражен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с пунктами 28, 29 Основ ценообразования № 1075 и пунктом 29 Правил № 1075.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

1.2. Расходы на оплату труда

Расходы по статье затрат «Расходы на оплату труда» учтены органом регулирования на 2019 год в следующих размерах:

- тариф на тепловую энергию (конечный) — 405 491,1 тыс. руб.;

- тариф на теплоноситель — 44 382,1 тыс. руб.

Согласно Экспертному заключению на 2019 год в части тарифов на тепловую энергию (конечный), на теплоноситель расчет фонда оплаты труда и среднемесячной заработной платы Министерством произведен исходя из следующих параметров:

- среднемесячная заработная плата сформирована в размере 33 622,8 руб. исходя из минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда организаций коммунальной теплоэнергетики на 01.01.2019 – 10 303 руб.;

- численность в количестве 1 115 человек, из них на деятельность по производству тепловой энергии – 599 чел., на деятельность по передаче тепловой энергии, теплоносителя – 406 чел., на производство теплоносителя – 110 чел.

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2019 год расчет тарифного коэффициента в соответствии с рекомендуемой тарифной сеткой оплаты труда работников организаций ЖКХ в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в ЖКХ не представлен.

В Возражениях на Акт проверки представлен расчет тарифного коэффициента, выполненный на общее количество сотрудников организации по всем видам деятельности в количестве 1 753,7 человек (из них 1 368,25 человек — рабочие, 385,45 - специалисты). Расчет среднего тарифного коэффициента по категории «специалисты» отсутствует.

ФАС России отмечает, что тарифный коэффициент является составляющей системы оплаты труда, основанной на дифференциации заработной платы работников различных категорий, поэтому при определении коэффициента необходимо отталкиваться от уровня квалификации специалистов и сложности выполняемого ими объема работы. Тарифный коэффициент показывает, что оплата труда двух работников, выполняющих работу по одной и той же специальности (профессии) на одном и том же предприятии, может значительно различаться и причина этого в уровне квалификации работников, ввиду чего тарифные коэффициенты устанавливаются в зависимости от квалификации работника.

Ссылки на документы, обосновывающие принятые органом регулирования тарифные коэффициенты, в Экспертном заключении и Возражениях на Акт проверки не представлены.

Таким образом, расходы по статье «Расходы на оплату труда» подлежат дополнительному экономическому анализу в соответствии с вышеизложенным с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов. Отчисления на социальные нужды также подлежат пересмотру как зависимая статья расходов.

1.3. Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями

Расходы по статье затрат «Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями» учтены органом регулирования на 2019 год в следующих размерах:

- тариф на тепловую энергию (конечный) — 13 031,3 тыс. руб. (заявка регулируемой организации — 67 104,4 тыс. руб.);

- тариф на теплоноситель — 845,4 тыс. руб. (на уровне заявки регулируемой организации).

Согласно Экспертному заключению на 2019 год расходы по данной статье затрат определены органом регулирования исходя из данных оборотно-сальдовых ведомостей (пропорционально общим суммам общепроизводственных и общехозяйственных расходов в целом по предприятию).

Таким образом, расходы по данной статье затрат рассчитаны органом регулирования исходя из фактических расходов по данной статье затрат в размере 12 705,5 тыс. руб., а также с учетом ИПЦ в размере 104,3%.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2019 год в части тарифов на тепловую энергию (конечный), на теплоноситель не отражена расшифровка принятых расходов, не отражен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с пунктами 28, 29 Основ ценообразования № 1075 и пунктом 29 Правил № 1075.

Также органом регулирования в соответствии с пунктом 174 Методических указаний № 760 включены расходы на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, не включаемые в состав платы за подключение объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч, в размере 0,5 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 174 Методических указаний № 760 теплоснабжающая (теплосетевая) организация в соответствии с приложением 7.9 к Методическим указаниям № 760-э рассчитывает объемы средств для компенсации расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению в ходе подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч, и не включаемых в состав платы за подключение. Указанные расчеты представляются в орган регулирования, который в решении об утверждении тарифов отражает размер экономически обоснованной платы за подключение и соответствующие выпадающие доходы теплоснабжающей (теплосетевой) организации от подключения указанных объектов заявителей, размер которых включается в тарифы на тепловую энергию (мощность) и (или) тарифы на передачу тепловой энергии в том же расчетном периоде регулирования, на который утверждается плата за подключение. При этом расходы на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, не включаемые в состав платы за подключение объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч, определяются с учетом положений пункта 173 Методических указаний № 760-э.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2019 год в части тарифов на тепловую энергию (мощность) в материалах тарифного дела отсутствует расчет объемов средств для компенсации расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению в ходе подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч, и не включаемых в состав платы за подключение.

Кроме того, пунктом 58 Основ ценообразования установлен исчерпывающий перечень расходов, подлежащих включению в состав операционных расходов, к которым относятся:

а) расходы на приобретение сырья и материалов;

б) расходы на ремонт основных средств;

в) расходы на оплату труда;

г) расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями;

д) расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и других работ и услуг;

е) расходы на служебные командировки;

ж) расходы на обучение персонала;

з) лизинговый платеж, арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных настоящим документом;

и) определяемые в соответствии с методическими указаниями другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, за исключением амортизации основных средств и нематериальных активов и расходов на погашение и обслуживание заемных средств.

Таким образом, расходы на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, не включаемые в состав платы за подключение объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч, не подлежат учету в составе операционных расходов регулируемой организации.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов. Расходы на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, не включаемые в состав платы за подключение объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч, подлежат исключению из базового уровня операционных расходов с последующим включением в состав неподконтрольных расходов в экономически обоснованном размере.

1.4. Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями

Расходы по статье затрат «Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями» учтены органом регулирования на 2019 год в размере 3 670 тыс. руб. (заявка регулируемой организации — 6 628 тыс. руб.).

В соответствии с Экспертным заключением на 2019 год в части тарифа на тепловую энергию (конечный) расходы по рассматриваемой статье затрат включают в себя услуги связи, услуги вневедомственной охраны, юридические услуги, информационно-консультационные услуги, аудиторские услуги, прочие услуги.

Затраты приняты органом регулирования на основании фактических затрат на вышеуказанные услуги производственного характера за 2017 год на основании ОСВ регулируемой организации с учетом ИПЦ в размере 104,3%.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2019 год не отражена расшифровка принятых расходов, не отражен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с пунктами 28, 29 Основ ценообразования № 1075 и пунктом 29 Правил № 1075.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

1.5. Другие расходы

Расходы по статье затрат «Другие расходы» учтены органом регулирования на 2019 год в следующих размерах:

- тариф на тепловую энергию (конечный) — 3 193 тыс. руб. (заявка регулируемой организации — 15 121,58 тыс. руб.;

- тариф на теплоноситель — 358,8 тыс. руб. (заявка регулируемой организации — 760,2 тыс. руб.).

В соответствии с Экспертным заключением на 2019 год в части тарифов на тепловую энергию (конечный), на теплоноситель расходы по рассматриваемой статье затрат включают в себя расходы по охране труда и технике безопасности, расходы на канцелярские товары, расходы на горюче-смазочные материалы, представительские расходы.

Затраты приняты органом регулирования на основании фактических затрат по данной статье затрат за 2017 год на основании оборотно-сальдовой ведомости регулируемой организации с учетом ИПЦ в размере 104,3 %.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2019 год не отражена расшифровка принятых расходов, не отражен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с пунктами 28, 29 Основ ценообразования № 1075 и пунктом 29 Правил № 1075.

В части представительских расходов ФАС России отмечает, что учет данных затрат не предусмотрен Основами ценообразования № 1075.

Таким образом, расходы в сумме 52,2 тыс. руб. по рассматриваемой статье подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации (47,4 тыс. руб. на тепловую энергию и 4,8 тыс. руб. на теплоноситель), в остальной части расходы подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

2. Неподконтрольные расходы на 2021-2023 гг.

В соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования № 1075 неподконтрольные расходы включают в себя:

а) расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, а также расходы на обязательное страхование;

в) концессионную плату;

г) арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 Основ ценообразования № 1075;

д) расходы по сомнительным долгам, предусмотренные подпунктом «а» пункта 47 Основ ценообразования № 1075;

е) отчисления на социальные нужды;

ж) расходы концессионера на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности концедента на водопроводные сети и насосные станции, канализационные сети, канализационные насосные станции, тепловые сети в составе объекта концессионного соглашения и (или) в составе иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению недвижимого имущества, технологически и функционально связанного с объектом концессионного соглашения, принадлежащего концеденту на праве собственности и (или) находящегося во владении и (или) в пользовании государственного или муниципального унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, учредителем которых является концедент, не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, в размере фактически понесенных расходов на уплату государственной пошлины за совершение соответствующих действий.

2.1. Амортизация основных средств

Расходы по статье затрат «Амортизация основных средств» учтены органом регулирования на 2021-2023 гг. в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

2021 год

2022 год

2023 год

Вид тарифа:

Утверждено ОР

Предложение

организации

Утверждено ОР

Предложение

организации

Утверждено ОР

Предложение

организации

Тариф на тепловую энергию (конечный)

51 666,93

51 666,93

55 898,3

55 898,3

56 050,9

56 050,9

Тариф на теплоноситель

2 008,2

2 008,2

3 153,49

3 153,49

3 158,73

3 158,73

Согласно Экспертному заключению на 2021 год в части тарифов на тепловую энергию (конечный), на теплоноситель расходы по данной статье затрат приняты органом регулирования на уровне предложения регулируемой организации на основании фактических амортизационных отчислений на 2019 год, подтвержденных ОСВ регулируемой организации, а также ведомости амортизации за 2019 год.

Согласно Экспертному заключению на 2022 год в части тарифов на тепловую энергию (конечный), на теплоноситель расходы по данной статье затрат приняты органом регулирования на уровне предложения регулируемой организации на основании фактических амортизационных отчислений на 2020 год, подтвержденных ОСВ регулируемой организации, а также ведомости амортизации за 2020 год.

Согласно Экспертному заключению на 2023 год в части тарифов на тепловую энергию (конечный), на теплоноситель расходы по данной статье затрат приняты органом регулирования на уровне предложения регулируемой организации на основании фактических амортизационных отчислений на 2021 год, подтвержденных ОСВ регулируемой организации, ведомости амортизации за 2021 год, а также инвестиционной программы МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1».

В соответствии с инвестиционной программой МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» в сфере теплоснабжения, разработанной в целях повышения энергетической эффективности предприятия на основании стратегии развития предприятия, до 2035 года, источником финансирования мероприятий служат в том числе амортизационные отчисления – 44 443 тыс. рублей.

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяются органами регулирования в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

ФАС России отмечает, что пообъектный расчет амортизационных отчислений с указанием первоначальной стоимости объектов, даты ввода их в эксплуатацию, амортизационной группы (на основании инвентарных карточек), а также исходя из максимального срока полезного использования как на плановый период, так и при проведении корректировки НВВ за 2021 год, отсутствует.

Также ФАС России отмечает, что исходя из представленных в ФАС России счетов 20, 23, 25, 26 за 2019-2021 гг. следует, что учитываются также амортизационные отчисления на асфальтированные дороги, заборы, навесы и т. д. При этом анализ на предмет отнесения указанных объектов к регулируемому виду деятельности не представлен.

Таким образом, расходы по статье «Амортизация основных средств» подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов. Вышеуказанные подходы должны также применяться при оценке экономической обоснованности фактических расходов за 2021-2022 гг.

2.2. Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним

Расходы по статье затрат «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним» учтены органом регулирования на 2021-2023 гг. в следующих размерах:

 

тыс. руб.

 

2021 год

2022 год

2023 год

Вид тарифа:

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Тариф на тепловую энергию (конечный)

3 121,9

4 293,00

1 249,2

3 246,8

6 652,98

1 299,2

Согласно Экспертным заключениям на 2021-2022 гг. в части тарифа на тепловую энергию (конечный) расходы по данной статье затрат учтены органом регулирования на основании представленных регулируемой организацией договоров на предоставление кредитов, а также оборотно-сальдовых ведомостей по счетам 91, 66.

Согласно Экспертному заключению на 2023 год в части тарифа на тепловую энергию (конечный) расходы по данной статье затрат учтены органом регулирования на основании представленных регулируемой организацией договоров на предоставление кредитов, а также оборотно-сальдовых ведомостей по счетам 91.02.1, 66.

Дополнительно письмом от 01.07.2022 № 7848-02 МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» уведомило Министерство о заключении договора займа от 27.06.2022 № 40Д/ФНБ между Фондом содействия реформированию ЖКХ и предприятием в целях реализации проекта «Реконструкция объектов теплоснабжения в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл» (копия договора в материалах тарифного дела на 2023 г.). Размер займа составляет 192 260,0 тыс. рублей, процент за пользование займом – 3 %.

Письмом от 18.11.2022 № 13445-04 регулируемая организация заявила о включении дополнительной суммы на уплату процентов по обслуживанию вышеуказанного займа в размере 5 353,8 тыс. рублей.

Основами ценообразования № 1075 предусмотрены следующие основания включения в НВВ расходов, связанных с обслуживанием заемных средств:

- в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования (пункт 13 Основ ценообразования № 1075);

- расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, включая расходы по обслуживанию заемных средств, привлекаемых для этих целей (пункт 47 Основ ценообразования № 1075);

- расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, не учитываемый при определении налоговой базы налога на прибыль, определяется с учетом положений пункта 13 Основ ценообразования (пункт 74 Основ ценообразования № 1075).

ФАС России отмечает, что оценка экономической обоснованности затрат должна производиться органом регулирования с учетом документального подтверждения возникающих кассовых разрывов по операционной деятельности, для покрытия которых необходимо привлечение заемных денежных средств.

Подтверждением наличия кассовых разрывов должны являться расчеты сумм кассовых разрывов (помесячно) с подробной расшифровкой экономически обоснованных расходов (платежей) в разрезе статей затрат, указанием причин их возникновения, а также с приложением бухгалтерской отчетности, подтверждающей необходимость привлечения и обслуживания операционных кредитов.

Расчеты кассовых разрывов в материалы тарифного дела не представлены.

В Возражениях на Акт проверки орган регулирования ссылается на прогноз движения денежных средств регулируемой организации на 2021-2022 гг.., на 2023 год расчет отсутствует. ФАС России отмечает, что представленный прогноз является документом, в котором отражаются планируемые расходы и доходы на очередной период. Кроме того, прогноз составлен по всем видам деятельности (транспортировка э/эн, т/энергия и ХОВ, транспортировка т/эн, субсидии по НУ), не имеет постатейной разбивки в соответствии с учтенными статьями затрат в составе НВВ регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, ввиду отсутствия экономического и документального обоснования дефицита денежных средств, расходы на обслуживание заемных средств на 2021-2023 гг. подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации в сумме 5 670,28 тыс. руб.

3. Расходы на топливо

Расходы по статье затрат «Расходы на топливо» учтены органом регулирования на 2021-2023 гг. в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

2021 год

2022 год

2023 год

Вид тарифа:

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Тариф на тепловую энергию (конечный)

596 511,98

597 294,23

618 253,36

614 418,9

678 534,6

643 024,55

Согласно Экспертным заключениям на 2021-2023 гг. в части тарифа на тепловую энергию (конечный) расходы на топливо на 2021 год определены Органом регулирования исходя из следующих параметров:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии 164,44 кг.у.т/Гкал;

2) плановые (расчетные) цены на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение (газ): 5 270,44 руб. за тыс. м3 (цена с 01.07.2021); 5 456,4 руб. за тыс. м3 (цена с 01.07.2022); 5 920,19 руб. за тыс. м3 (цена с 01.01.2023);

3) значение калорийного эквивалента для перевода условного топлива в натуральное для природного газа - 1,143, угля – 0,747 на 2021-2022 гг., на 2023 гг. - для природного газа - 1,129, угля – 0,664;

4) расчетные объемы отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источников тепловой энергии на 2021-2023 гг.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Согласно Возражениям на Акт проверки цена природного газа на 2021, 2022, 2023 гг. определена Министерством исходя из приказов ФАС России (оптовые цены на газ, плата за снабженческо-сбытовые услуги, тарифы на услуги по транспортировке газа), специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа для финансирования Программ газификации Республики Марий Эл и прогнозных индексов-дефляторов на 2021 год в размере 1,03, на 2022 год в размере 1,05, на 2023 год в размере 1,085.

ФАС России обращает внимание, что в отсутствие приказов ФАС России об утверждении цен на очередной период регулирования при расчете конечной цены на газ индексируется только плановая оптовая цена на газ на 2-е полугодие планового года (ввиду ее ежегодной индексации). При этом плата за снабженческо-сбытовые услуги, тарифы на услуги по транспортировке газа и специальная надбавки к тарифам на транспортировку газа ГРО при расчете расходов не индексируются.

Таким образом, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ экономической обоснованности учтенных расходов в соответствии с вышеизложенным. Вышеуказанные подходы должны также применяться при оценке экономической обоснованности фактических расходов за 2021-2022 гг. Выявленные экономические необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

4. Нормативная прибыль

Расходы по статье затрат «Нормативная прибыль» учтены органом регулирования на 2021-2023 гг. в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

2021 год

2022 год

2023 год

Вид тарифа:

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Тариф на тепловую энергию (конечный)

8 996,86

4 080

8 777,15

9 356,7

9 356,7

9 356,7

Согласно Экспертному заключению на 2021 год в части тарифа на тепловую энергию (конечный) расходы по данной статье затрат учтены на уровне фактических расходов МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» 2019 года.

Согласно Экспертному заключению на 2022 год в части тарифа на тепловую энергию (конечный) расходы по данной статье затрат учтены исходя из фактических расходов 2020 года и ИПЦ на 2021-2022 годы 103,7 и 104,0 % соответственно.

Согласно Экспертному заключению на 2023 год в части тарифа на тепловую энергию (конечный) расходы по данной статье затрат учтены на уровне предложения регулируемой организации на основании ОСВ по счету 91.02 за 2021 год, а также коллективного договора МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» на 2019-2021 гг.

В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования № 1075 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя:

а) расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами, за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемых за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

б) расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, включаемый в величину нормативной прибыли регулируемой организации, определяется с учетом положений пункта 13 Основ ценообразования № 1075;

в) экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

ФАС России отмечает, что в Экспертных заключениях на 2021-2023 гг. анализ по данной статье затрат, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, в части определения расходов на выплаты по коллективному договору отсутствует.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Вышеуказанные подходы должны также применяться при оценке экономической обоснованности фактических расходов за 2021-2022 гг. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

5. Корректировки НВВ на 2021-2023 гг.

Органом регулирования учтены корректировки НВВ на 2021-2023 гг. в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

2021 год

2022 год

2023 год

Вид тарифа:

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Тариф на тепловую энергию (конечный)

0

0

0

0

- (53 961,53)

-

Тариф на теплоноситель

0

0

0

0

+ (30 867,97)

+ 37 945,85

Согласно пункту 52 Основ ценообразования № 1075 орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей следующие показатели:

а) отклонение объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации;

б) отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы органом регулирования при установлении тарифов;

в) отклонение уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован органом регулирования при установлении тарифов;

г) отклонение изменения количества и состава производственных объектов регулируемой организации от изменения, учтенного при установлении тарифов;

д) утверждение или изменение в установленном порядке инвестиционной программы, реализация инвестиционной программы (ввод производственных объектов в эксплуатацию);

е) изменение уровня доходности долгосрочных государственных долговых обязательств по сравнению с уровнем, учтенным при расчете необходимой валовой выручки;

ж) степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения или по реализации инвестиционной программы в случае недостижения регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения;

з) отклонение фактических показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных плановых (расчетных) показателей - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

и) отклонение сроков реализации программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных сроков реализации такой программы - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

к) изменение расхода топлива, относимого на производство тепловой энергии, при изменении метода распределения удельного расхода условного топлива между электрической энергией, отпускаемой с шин электростанций, и тепловой энергией, отпускаемой с коллекторов электростанций при комбинированном производстве электрической и тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 760-э размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

(тыс. руб.), (22)

где:

- размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам (i-2)-го года;

- фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), определяемая в соответствии с пунктом 55 Методических указаний;

ТВi-2 - выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой IX Методических указаний на (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей.

Учитывая вышеизложенные нормы, при утверждении тарифов и проведении корректировок органом регулирования должны анализироваться данные за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

ФАС России отмечает, что в 2021-2022 гг. в части тарифов на тепловую энергию (конечный), на теплоноситель органом регулирования не проводились корректировки необходимой валовой выручки в соответствии с вышеуказанными положениями законодательства.

При этом основания непроведения корректировок органом регулирования в Экспертных заключениях на 2021-2022 гг. в части тарифов на тепловую энергию (конечный), на теплоноситель, а также в Возражениях на Акт проверки не отражены.

Также ФАС России отмечает, что Экспертное заключение на 2023 год в части тарифов на тепловую энергию (конечный), на теплоноситель не содержит расчетов корректировок по формулам, предусмотренным положениями Методических указаний № 760-э.

При этом в части принимаемого показателя фактических расходов за 2021 год исходя из Экспертного заключения на 2023 год не представляется возможным определить, на основании каких материалов принимались фактические расходы, включаемые в расчет корректировок, ввиду полного или частичного отсутствия в материалах тарифного дела документов, подтверждающих фактические расходы и показатели.

Также ФАС России отмечает, что органу регулирования при определении фактических экономически обоснованных расходов необходимо руководствоваться позицией ФАС России, изложенной в настоящем предписании. Также органу регулирования необходимо произвести пересмотр учтенных корректировок с учетом исключения экономически необоснованных расходов в соответствии с настоящим предписанием.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому анализу. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл нарушившим положения пунктов 13, 28, 43, 52, 58 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, положения Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» на 2021-2023 гг.

2. Органу исполнительной власти Республики Марий Эл в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно:

2.1. Исключить из базового уровня операционных расходов МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» 2019 года затраты по статье «Другие расходы» в размере 52,2 тыс. руб.

2.2. Исключить из состава необходимой валовой выручки МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» расходы по статье затрат «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним» на 2021-2023 гг. в сумме 5 670,28 тыс. руб.;

2.3. Исключить из базового уровня подконтрольных расходов МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» 2019 года с последующим включением в состав неподконтрольных расходов расходы по статье затрат «Расходы на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, не включаемые в состав платы за подключение объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч» в экономически обоснованном размере.

2.4. Провести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1, и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета (неучета) представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из необходимой валовой выручки МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1», по следующим статьям затрат:

- «Расходы на сырье и материалы (ремонт) на 2019 год;

- «Расходы на оплату труда» на 2019 год;

- «Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями» на 2019 год;

- «Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями» на 2019 год;

- «Другие расходы» на 2019 год;

- «Амортизация основных средств» на 2021-2023 гг.;

- «Расходы на топливо» на 2021-2023 гг.;

- «Нормативная прибыль» на 2021-2023 гг.;

- «Корректировки НВВ на 2021-2023 гг.».

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Марий Эл в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении пересмотреть базовый уровень операционных расходов, а также величину необходимой валовой выручки МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, с учетом мотивировочной части настоящего предписания, отразив расчеты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2012 № 1075.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Марий Эл в области регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1075 при тарифном регулировании на 2024 год.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Марий Эл в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

  • решения органа исполнительной власти Республики Марий Эл в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которого предписано настоящим предписанием;

  • протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Марий Эл в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

  • экспертного заключения по делу об установлении цен (тарифов) на услуги в сфере теплоснабжения для МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

Связанные организации

Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл
ИНН 1215107796, ОГРН 1061215002188
Марийское УФАС России
ИНН 1215026787, ОГРН 1021200772251