Решения по тарифам №СП/55785/22 Решение о частичном удовлетворении требований по заявлению о... от 8 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «1» июня 2022 года.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия ФАС России), в составе:

<...>,

рассмотрев досудебный спор (разногласия) по заявлению АО «Коммунальник» (далее — регулируемая организация, Заявитель) (исх. от 04.03.2022 № комм/01/1, вх. от 09.03.2022 рег. № 38161/22), возникший с Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края) (далее — РСТ, РСТ Забайкальского края, орган регулирования) по вопросу установления тарифа на питьевое водоснабжение, в присутствии на заседании Комиссии ФАС России (посредством видео-конфекренц-связи) представителя Минстроя России в лице директора Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства <...>, представителей органа регулирования в лице <...>, <...>, <...>, а также представителей Заявителя АО «Коммунальник» в лице <...>, <...>, <...>, <...>, а также представителей ПАО «Интер РАО» в лице <...>, <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, Комиссией ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. от 04.03.2022 № комм/01/1, вх. от 09.03.2022 рег. № 38161/22) о разногласиях между АО «Коммунальник» и Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края в части установленного тарифа в сфере питьевого водоснабжения.

Основанием для разногласий между АО «Коммунальник» и органом регулирования послужило постановление РСТ от 06.12.2021 № 601-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, водоотведения для АО «Коммунальник», осуществляющего на территории МО ГП «Ясногорское» МР «Оловяннинский район» Забайкальского края деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения».

Размер необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленной оспариваемым решением, составил в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения 18 218,0 тыс. руб.

АО «Коммунальник» заявляет в ФАС России величину НВВ, которую считает экономически обоснованной в сфере питьевого водоснабжения, в размере 18 489,27 тыс. руб.

Таким образом, величина разногласий составила 271,27 тыс. руб.

Заявитель просит признать ФАС России экономически обоснованными и подлежащими дополнительному учету в составе НВВ при установлении тарифов на питьевое водоснабжение на 2022 год расходы по сомнительным долгам в размере 271,27 тыс. руб.

Кроме того, регулируемая организация оспаривает утвержденные органом регулирования натуральные показатели, учтенные РСТ при установлении рассматриваемого тарифа на 2022 год, а именно: объем отпуска воды потребителям, потери воды в сетях и объем подъема воды.

Также АО «Коммунальник» заявляет об устранении применения органом регулирования перекрестного субсидирования между группами потребителей.

Аналитический свод по заявленным АО «Коммунальник» требованиям представлен в таблице:

 

п/п

Наименование статьи спора (разногласий), единицы измерения

Величина расходов по статье спора (разногласий)

Величина спора (разногласий) по статье

утвержденная РСТ на расчетный период

заявленная в РСТ на расчетный период

заявленная на разногласия в ФАС России

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

 

 

А

В

С

(С – А)

1

Подъем воды, тыс. куб. м

643,62

536,60

583,11

-60,51

2

Потери воды в сети, тыс. куб. м

151,25

146,04

158,72

7,47

3

Объем отпуска воды на хозяйственные нужды, тыс. куб. м

8,11

2,92

2,92

- 5,19

4

Объемы отпуска воды потребителям, тыс. куб. м

492,37

387,55

421,47

-70,9

5

Расходы по сомнительным долгам, тыс. руб.

0,00

234,9

271,27

271,27

6

Итого (по статьям):

0,00

234,9

271,27

271,27

 

Тарифы на услуги водоснабжения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Правила установления регулируемых тарифов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

По результатам анализа представленных сторонами обосновывающих материалов Комиссия ФАС России отмечает следующее.

1. Натуральные показатели.

Согласно пункту 29 Основ ценообразования № 406 тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

В соответствии с пунктом 96 Методических указаний № 1746-э тарифы регулируемых организаций на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду, транспортировку холодной воды, водоотведение, без дифференциации в виде одноставочных тарифов рассчитываются в соответствии с формулой:

, (42)

где:

- тариф регулируемой организации, устанавливаемый на i-ый год, руб./куб. м;

- необходимая валовая выручка регулируемой организации, относящаяся на соответствующий регулируемый вид деятельности, рассчитанная на i-ый год, руб.;

- объем отпускаемой i-той регулируемой организацией воды (принимаемых сточных вод) абонентам и другим регулируемым организациям, куб. м.

Согласно пункту 4 Методических указаний № 1746-э расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям № 1746-э на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).

В соответствии с пунктом 5 Методических указаний № 1746-э объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску), абонентам, определяется отдельно в отношении питьевой воды, технической воды, горячей воды по формулам:

 

, (1)

, (1.1)

где:

- объем воды, отпускаемой абонентам (планируемой к отпуску) в году i, тыс. куб. м;

- расчетный объем воды, отпускаемой новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения в году i, за вычетом потребления воды абонентами, водоснабжение которых прекращено (планируется прекратить), тыс. куб. м. Указанная величина может принимать, в том числе, отрицательные значения;

- планируемое в году i изменение (снижение) объема воды, отпускаемой гарантирующей организацией абонентам по отношению к году i-1, связанное с изменением нормативов потребления воды, тыс. куб. м. Указанная величина может принимать как положительные, так и отрицательные значения;

- темп изменения (снижения) потребления воды. В случае, если данные об объеме отпуска воды в предыдущие годы недоступны, темп изменения (снижения) потребления воды рассчитывается без учета этих лет. Темп изменения (снижения) потребления воды не должен превышать 5 процентов в год.

При расчете объема воды, отпускаемой абонентам, на очередной год используются расчетные объемы отпуска воды за текущий год и фактические объемы отпуска воды за предшествующие три года, определяемые органом регулирования с учетом представленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации организациями коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1140.

Согласно подпункту «ж» пункта 22 Основ ценообразования № 406, при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из данных бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.

1.1 Объем отпущенной воды потребителям.

АО «Коммунальник» заявляет в ФАС России объем воды, отпускаемой абонентам на 2022 год, в размере 421,47 тыс. куб. м на уровне фактических объемов отпущенной воды абонентам в 2020 году.

Органом регулирования учтены объемы отпущенной воды потребителям на 2022 год в размере 492,37 тыс. куб. м.

В качестве обоснования принятых объемов воды на 2022 год РСТ отмечает, что для подтверждения объема воды АО «Коммунальник» не были предоставлены в адрес РСТ данные о численности населения (при оплате по нормативу), акты снятия приборов учета, акты выполненных работ, документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию приборов учета, документы, подтверждающие проверку приборов учета, в связи с чем РСТ не представлялось возможным произвести сверку достоверности данных и было принято решение о сохранении объемов воды, отпускаемой абонентам, на уровне, утвержденном для АО «Коммунальник» на 2021 год.

Несогласие с утвержденными объемами поднятой воды на 2022 год АО «Коммунальник» выражает в следующем.

Заявитель указывает на то, что при установлении тарифа на 2022 год органом регулирования в нарушение положений Методических указаний № 1746-э не был произведен анализ фактического объема реализации услуг за 2017-2020 годы.

АО «Коммунальник» также обращает внимание на то, что в соответствии с пунктом 5 Методических указаний № 1746-э с учетом темпа изменения (снижения) потребления воды за 2017-2020 годы в размере 4,1 % объем воды, планируемый к отпуску, составит на 2022 год - 387,55 тыс. куб. м (было заявлено регулируемой организацией в РСТ в рамках тарифной кампании 2022 года), при этом на разногласия в ФАС России АО «Коммунальник» заявляет объем отпущенной воды на 2022 год на уровне фактического объема за 2020 год в размере 421,47 тыс. куб. м, в целях минимизации тарифных последствий на 2022 год.

Регулируемая организация также обращает внимание на то, что в соответствии с пунктом 20 Правил № 406, в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования.

При этом заявитель отмечает, что органом регулирования материалы подтверждения данных по объемам не запрашивались, а полнота и достоверность данных регулируемой организации сомнению со стороны РСТ не подвергались.

Заявитель указывает на то, что в адрес РСТ были предоставлены обосновывающие документы в виде баланса производства и реализации водоснабжения за 2017-2020 годы, выгрузки из 1С «Продажи» за 2017-2020 годы по группам потребителей, раскрытия в ЕИАС информации о фактических объемах отпуска воды за 2020 год в формате шаблона BALANCE.CALC.TARIFF.VSNA.2020.FACT, расчета объемов водоснабжения на хозяйственные нужды, реестра договоров на водоснабжение (с приложением договоров), реестра актов оказания услуг водоснабжения за 2020 год (с приложением актов), реестра счетов-фактур реализации за 2020 год (с приложением счетов-фактур).

Также АО «Коммунальник» в возражениях на отзыв РСТ отмечает, что в материалах тарифного дела регулируемой организацией ежегодно предоставляются формы статистической отчетности № 2-ТП (Водхоз) и № 1-Водопровод.

В рамках рассмотрения досудебного спора АО «Коммунальник» предоставлена в адрес ФАС России форма статистической отчетности № 22-ЖКХ (ресурсы), согласно которой объем отпуска холодной воды за 2020 год составил 421,47 тыс. куб. м, что соответствует данным форм статистической отчетности № 2-ТП (Водхоз) и № 1-Водопровод, а также выгрузки из 1С «Продажи» за 2020 год.

Комиссия ФАС России также обращает внимание на то, что РСТ при расчете товарной выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности питьевого водоснабжения в 2020 году, определяемой исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в 2020 году и утвержденных тарифов, принимался показатель фактического объема полезного отпуска на уровне 429,68 тыс. куб. м на основании фактически подтвержденных АО «Коммунальник» объемов отпуска услуг в 2020 году.

Так, согласно обосновывающим документам Заявителя, объем отпуска услуг питьевого водоснабжения в размере 429,68 тыс. куб. м включает в себя заявленный АО «Коммунальник» объем отпущенной воды потребителям за 2020 год в размере 421,47 тыс. куб. м, а также фактический объем питьевой воды на хозяйственные нужды за 2020 год в размере 8,11 тыс. куб. м. согласно отчетным данным Заявителя.

Таким образом, Комиссией ФАС России выявлены противоречия в позиции органа регулирования при учете показателя объема отпущенной воды потребителям АО «Коммунальник» при установлении тарифа на 2022 год.

Кроме того, учет органом регулирования объемов питьевой воды на хозяйственные нужды в составе товарного объема отпуска потребителям услуг некорректен, поскольку не является коммерческим.

РСТ объем отпуска услуг потребителям АО «Коммунальник» за 2020 год в размере 421,47 тыс. куб. м принят в качестве экономически обоснованного.

Вместе с тем, анализируя подтверждающие документы Заявителя, необходимо отметить, что в представленных АО «Коммунальник» обосновывающих материалах за 2020 год выявлены несоответствия. Так, например, расчет объема отпущенной воды по контрагенту ООО ЧОП «Кодекс» отражен в выгрузке из 1С «Продажи» за 2020 год регулируемой организацией в размере 39,4 тыс. куб. м. Однако в актах оказания услуг по водоснабжению и счетах-фактурах за 2020 год фактический объем отпуска услуг по указанному абоненту составил 41,1 тыс. куб. м, аналогичная ситуация также наблюдается по другим абонентам.

Кроме того, Комиссия ФАС России отмечает, что предоставленные АО «Коммунальник» акты оказания услуг и счета-фактуры водоснабжения не содержат всех помесячных сведений по всем отраженным в выгрузке из 1С абонентам за 2020 год.

Также для подтверждения данных по фактическому объему отпуска питьевой воды потребителям за 2020 год АО «Коммунальник» не представлены ни в ФАС России, ни в РСТ документы, содержащие сведения по показаниям приборов учета отпущенной питьевой воды абонентам в 2020 году.

Таким образом, принимая во внимание наличие в материалах тарифного дела документов, содержащих сведения о фактическом объеме отпуска услуг абонентам в 2020 году, а также учитывая, что подход РСТ по определению отпуска услуг не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ объема отпуска услуг потребителям на 2022 год на основании дополнительно представленных АО «Коммунальник» материалов, подтверждающих фактические объемы отпущенной воды потребителями за 2020 год, в том числе показания приборов учета отпуска услуг, сведения по оплате услуг по нормативам, а также недостающие акты оказания услуг и счета-фактуры, содержащие помесячные сведения по недостающим абонентам, отраженным в выгрузке из 1С «Продажи» за 2020 год, и учесть объем воды, отпускаемый абонентам на 2022 год, в соответствии с положениями Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, но не ниже заявленных АО «Коммунальник» в ФАС России требований в размере 421,47 тыс. куб. м.

1.2 Объем потерь воды в сетях и объем воды на хозяйственные нужды.

Согласно пункту 7 Методических указаний № 1746-э объем потерь воды при транспортировке определяется органом регулирования тарифов в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 406.

Согласно пункту 27 Основ ценообразования № 406 при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на возмещение потерь воды.

В случае если регулируемая организация владеет централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды и в составе показателей энергосбережения и энергетической эффективности, установленных в качестве критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, предусмотрен уровень потерь воды, то при определении расходов на возмещение потерь воды применяется уровень потерь воды, указанный в конкурсном предложении концессионера (арендатора) на соответствующий год действия концессионного соглашения или договора аренды.

В иных случаях уровень потерь воды, применяемый при определении расходов на возмещение потерь воды, определяется в соответствии с показателями надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно подпункту «г» пункта 79 Основ ценообразования № 406 к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии).

Приказом РСТ от 18.12.2018 № 675-НПА были утверждены для АО «Коммунальник» долгосрочные параметры в сфере питьевого водоснабжения, в том числе показатели энергосбережения и энергетической эффективности, уровень потерь воды.

Уровень потерь воды при транспортировке воды в общем объеме воды утвержден для АО «Коммунальник» в виде долгосрочного параметра регулирования на 2019-2023 годы в размере 27,22 %. В свою очередь РСТ принимается уровень потерь на 2022 год в размере 23,5 %, отличный от установленного долгосрочного параметра регулирования.

АО «Коммунальник» выражает несогласие с долей потерь воды, учтенной органом регулирования в тарифе в размере 23,5 %, в связи с чем заявляет на разногласия объем потерь в сетях в размере 158,72 тыс. куб. м, рассчитанный от суммы заявленного на разногласия Заявителем полезного отпуска воды потребителям в размере 421,47 тыс. куб. м и размера объема воды на хозяйственные нужды в размере 2,92 тыс. куб. м, подтвержденный расчетом хозяйственных нужд водоснабжения на объектах АО «Коммунальник» на 2022 год.

Органом регулирования объем отпуска воды на хозяйственные нужды принят в размере 8,11 тыс. куб. м, при этом в предоставленных органом регулирования обосновывающих материалах отсутствуют обоснования принятого органом регулирования показателя в условиях заявленных АО «Коммунальник» требований в размере 2,92 тыс. куб. м.

Комиссия ФАС России также отмечает, что в отзыве на заявление, направленном органом регулирования в адрес ФАС России, отсутствуют доводы и обоснования принятого уровня потерь воды в размере, меньше утвержденного приказом от 18.12.2018 № 675-НПА, а также в отношении принятого объема потребления воды на хозяйственные нужды в условиях наличия расчета объема воды на хозяйственные нужды со стороны АО «Коммунальник» на иную (меньшую), отличную от принятой РСТ величину.

Исходя из вышеизложенного, органу регулирования необходимо произвести учет объемов потерь воды в сетях, согласно утвержденному долгосрочному параметру регулирования на 2019-2023 гг уровне 27,22 %, а объем отпуска воды на хозяйственные нужды в размере 2,92 тыс. куб. м, согласно представленному АО «Коммунальник» расчету (на заявленном уровне).

1.3 Подъем воды.

Разногласия по указанному показателю возникли в результате наличия спора по объему отпуска воды абонентам, объему потерь воды, а также объему воды на хозяйственные нужды.

Учитывая выводы, отраженные в пунктах 1.1 и 1.2 мотивировочной части настоящего решения по объему отпущенной воды потребителям, объему потерь воды в сетях, а также объему воды на хозяйственные нужды, Комиссия ФАС России отмечает, что органу регулирования необходимо пересчитать и учесть объем поднятой воды на 2022 год на экономически обоснованном уровне согласно требованиям законодательства Российской Федерации с учетом пунктов 1.1 и 1.2 мотивировочной части настоящего решения.

2. Расходы по сомнительным долгам.

Расходы по сомнительным долгам заявлены регулируемой организацией в размере 271,27 тыс. руб.

В свою очередь РСТ не учтены данные расходы в полном объеме.

Согласно пункту 42 Основ ценообразования № 406 (в редакции от 23.11.2021 № 31, действующей на момент принятия оспариваемого тарифного решения на 2022 год) сбытовые расходы гарантирующих организаций определяются в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э и включают в себя в том числе расходы по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой в соответствии с Методическими указаниями на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования.

В действующую редакцию Основ ценообразования № 406 в пункт 42 внесены изменения от 25.01.2022 № 33, согласно которым к сбытовым расходы гарантирующих организаций относятся, в том числе расходы на формирование резервов по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования. При этом в составе резерва по сомнительным долгам может учитываться дебиторская задолженность, возникшая при осуществлении соответствующего регулируемого вида деятельности. Величина фактических расходов на формирование резервов по сомнительным долгам определяется с учетом корректировки резерва в течение рассматриваемого периода, его прироста и восстановления, связанного с увеличением либо погашением задолженности, ранее признанной сомнительной.

Согласно пункту 26 Методических указаний № 1746-э к сбытовым расходам гарантирующей организации относятся расходы по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования, за который имеются подтвержденные бухгалтерской и статистической отчетностью данные.

В соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 1746-э в целях определения расходов по сомнительным долгам гарантирующая организация обязана осуществлять расчет объема питьевой воды, подаваемой населению на основании договоров водоснабжения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, информации об объемах отпуска воды, определенных по показаниям приборов учета воды, утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, а также выставленных регулируемой организацией счетов на оплату воды, оказанных услуг. Объем необходимой валовой выручки, относящейся к населению, определяется по формуле:

, (11)

где:

- необходимая валовая выручка, относящаяся к населению в году i, тыс. руб.;

- необходимая валовая выручка, относящаяся к питьевому водоснабжению соответственно в году i-2, тыс. руб.;

- объем воды, отпускаемый населению и приравненным к нему абонентам (сточных вод, принимаемых у населения и приравненных к нему абонентам), тыс. куб. м;

Q - объем воды, отпускаемый всем абонентам (сточных вод, принимаемых у всех абонентов), тыс. куб. м.

В соответствии с постановлением Администрации ГП «Ясногорское» МР «Оловяннинский район» Забайкальского края от 04.08.2014 № 108 АО «Коммунальник» присвоен статус гарантирующей организации в сфере водоснабжения на территории г.п. «Ясногорское».

В свою очередь РСТ отмечает, что данные затраты не приняты органом регулирования в связи с отсутствием доказательства невозможности взыскания долгов АО «Коммунальник». Таким образом, данные затраты не приняты РСТ к учету в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации.

Пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н, предусмотрено, что организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Согласно положениям бухгалтерского законодательства, дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации.

В соответствии с частью 1 статьи 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

В соответствии с частью 2 статьи 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

В соответствии с частью 3 статьи 266 НК РФ суммы отчислений в резервы сомнительных долгов включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

Таким образом, безнадежная и сомнительная задолженность являются различными понятиями, как в бухгалтерском, так и в налоговом законодательстве.

Также приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 № 260н пунктом 27 определено, что под дебиторской задолженностью понимается краткосрочные активы которые могут быть потреблены, переданы (проданы) или обращены в денежные средства в течение 12 месяцев после отчетной даты, даже если их выбытие в течение этого периода и не предполагается. Краткосрочные активы включают также текущую долю долгосрочных финансовых активов, то есть часть долгосрочных финансовых активов субъекта, подлежащих погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.

Регулируемая организация отмечает, что Основами ценообразования № 406 предусмотрено включение в необходимую валовую выручку расходов по сомнительным долгам (дебиторской задолженности), а не безнадежной задолженности, что соответствует позиции ФАС России, изложенной в решении от 02.09.2020 № СП/75592/20.

Комиссия ФАС России отмечает, что АО «Коммунальник» в обоснование заявленных требований направлялись в адрес РСТ расчеты резерва по сомнительным долгам за 2020 год в разрезе регулируемых видов деятельности, приказ о проведении инвентаризации активов и обязательств от 30.09.2020 № 153, акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами от 30.09.2020 (ИНВ-17), приказ о списании дебиторской задолженности физических лиц от 17.12.2020 № 220, реестр дебиторской задолженности физических лиц, подлежащей списанию в 2020 году, приказ о списании дебиторской задолженности юридических лиц от 17.12.2020 № 221, правовое заключение о списании дебиторской задолженности за 2020 год, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 007, 63.

Необходимо также отметить, что регулируемой организацией в материалах тарифного дела на 2022 год были также приложены судебные приказы о взыскании дебиторской задолженности с населения, акты о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю, а также постановления об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю от 2017-2019 гг., что свидетельствует о ведении АО «Коммунальник» работ по взысканию дебиторской задолженности.

Согласно приказу о списании дебиторской задолженности физических лиц от 17.12.2020 № 220 в связи с истечением срока исковой давности для взыскания задолженности за коммунальные услуги с физических лиц и на сновании актов о невозможности взыскания АО «Коммунальник» в системе 1С:Предпиятие списана дебиторская задолженность по физическим лицам (на основании постановлений об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю от 2017-2019 гг.) в сумме – 278,84 тыс. руб.

Заявленные АО «Коммунальник» расходы по рассматриваемой статье затрат на 2022 год в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения в размере 271,27 тыс. руб. определялись регулируемой организацией по формуле (11) пункта 52 Методических указаний № 1746-э.

Так, в качестве показателя принималась утвержденная РСТ необходимая валовая выручка АО «Коммунальник» на 2020 год в размере 17 920,5 тыс. руб.

Фактические объемы питьевой воды за 2020 год, отпускаемой всем абонентам, заявлены АО «Коммунальник» в размере 421,47 тыс. куб. м.

Фактические объемы отпущенной воды населению за 2020 год отражены АО «Коммунальник» в размере 319,0 тыс. куб. м.

Из чего следует, что в соответствии с формулой (11) пункта 52 Методических указаний № 1746-э расходы по сомнительным долгам гарантирующей организации составляют 17 920,5 * 319,0 /421,47=13 563,7 тыс. руб., при этом в соответствии с пунктом 26 Методических указаний № 1746-э 2 % от данной суммы составляют 271,27 тыс. руб.

Согласно акту инвентаризации от 30.09.2020 № 17-ИНВ фактическая дебиторская задолженность по населению в целом на предприятии составила 47 000,80 тыс. руб., в том числе с истекшим сроком исковой давности – 1 245,11 тыс. руб.

Дебиторская задолженность по населению в разбивке по видам деятельности не была представлена регулируемой организацией в адрес РСТ в материалах тарифного дела на 2022 год, однако дебиторская задолженность по населению представлена в ФАС России.

Так, согласно указанной справке дебиторская задолженность по населению по виду деятельности «водоснабжение» составила 7 318,53 тыс. руб., что больше заявленных АО «Коммунальник» в адрес ФАС России требований.

Заявителем также дополнительно направлен в адрес ФАС России акт инвентаризации от 30.09.2021 № 17-ИНВ, согласно которому фактическая дебиторская задолженность по виду деятельности «водоснабжение» составила 11 585,29 тыс. руб.

Таким образом, ввиду подтверждения регулируемой организацией наличия сомнительных долгов (дебиторской задолженности), а также факт списания указанных долгов, в том числе факт ведения работ по взысканию дебиторской задолженности, действия органа регулирования не могут быть признаны экономически обоснованными, в связи с чем, принимая во внимание выводы из пункта 1 мотивировочной части настоящего решения в части необходимости проведения анализа экономической обоснованности фактических натуральных показателей Заявителя за 2020 год, РСТ необходимо провести дополнительный анализ расходов по указанной статье затрат, по итогам которого учесть расходы в экономически обоснованном размере с учетом требований законодательства Российской Федерации, но не выше заявленных АО «Коммунальник» в адрес ФАС России требований в размере 271,27 тыс. руб.

3. Применение перекрестного субсидирования между группами потребителей.

Согласно пункту 25 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ при установлении для отдельных категорий потребителей льготных тарифов в сфере водоснабжения, регулирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 416-ФЗ, повышение тарифов в сфере водоснабжения для других потребителей не допускается.

Согласно пункту 35 Основ ценообразования № 406 размер тарифов, дифференцированных органом регулирования тарифов, должен обеспечивать регулируемым организациям получение в очередном периоде регулирования необходимой валовой выручки. При этом не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня тарифов для одних категорий абонентов за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня тарифов для других категорий абонентов.

АО «Коммунальник» выражает несогласие с применением РСТ перекрестного субсидирования между группами потребителей. Так, тарифы для прочих потребителей установлены РСТ выше экономически обоснованного уровня, что не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Комиссия ФАС России также обращает внимание на сложившуюся судебную практику по аналогичной ситуации по применению РСТ механизма перекрестного субсидирования на тепловую энергию на 2017-2018 гг., которая повлекла за собой пересмотр тарифов 2017-2018 гг. по решению суда и последующий перерасчет тарифов. Согласно Апелляционному определению от 29.08.2018 № 72-АПГ18-10 приказы по тарифам были отменены, в том числе в результате установления тарифов на тепловую энергию с применением механизма перекрестного субсидирования.

В соответствии с пунктом 35 Основ ценообразования № 406 установление льготных тарифов для населения ниже экономически обоснованного уровня (в пределах индекса роста платы граждан) не является основанием утверждения тарифов для прочих и бюджетных потребителей выше экономически обоснованного уровня (введения перекрестного субсидирования между категориями потребителей). Тарифы для прочих и бюджетных потребителей должны утверждаться в экономически обоснованном размере.

На основании вышеизложенного Комиссия ФАС России отмечает необходимость пересмотра тарифов на питьевое водоснабжение для АО «Коммунальник» в части устранения перекрестного субсидирования между группами потребителей и установления тарифов на экономически обоснованном уровне.

Резюмируя вышеизложенное, руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора (разногласий) между АО «Коммунальник» и Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (исх. от 04.03.2022 № комм/01/1, вх. от 09.03.2022 рег. № 38161/22), Комиссия ФАС России:

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края нарушившей положения Федерального закона № 416-ФЗ, пункты 24, 27, 29, 35, 42 Основ ценообразования № 406, пункты 4, 5, 7 Методических указаний № 1746-э при установлении тарифов на питьевое водоснабжение постановлением от 06.12.2021 № 601-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, водоотведения для АО «Коммунальник», осуществляющего на территории МО ГП «Ясногорское» МР «Оловяннинский район» Забайкальского края деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения».

2. Частично удовлетворить требования АО «Коммунальник», указанные в заявлении о рассмотрении споров (разногласий), с Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (исх. от 04.03.2022 № комм/01/1, вх. от 09.03.2022 рег. № 38161/22).

3. Предписать органу исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения в срок до 01.07.2022 пересмотреть тариф на питьевое водоснабжение АО «Коммунальник» на 2022 год, исходя из следующего:

- провести дополнительный анализ, по итогам которого пересчитать натуральные показатели в соответствии с пунктом 1 мотивировочной части настоящего решения;

- провести дополнительный анализ, по итогам которого пересмотреть расходы по статье «Расходы по сомнительным долгам» в соответствии с пунктом 2 мотивировочной части настоящего решения;

- устранить применение перекрестного субсидирования между группами потребителей согласно пункту 3 мотивировочной части настоящего решения.

4. Органу исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения в срок до 01.07.2022 принять и ввести в действие решение о пересмотре (корректировке) тарифа на питьевое водоснабжение, утверждённого для АО «Коммунальник» на 2022 год, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, на основании пунктов 2 и 3 резолютивной части настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере питьевого водоснабжения течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, предписанного настоящим решением, письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере питьевого водоснабжения, принятие которого предписано настоящим решением;

- протокола заседания Правления органа исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере питьевого водоснабжения, на котором принималось решение во исполнение настоящего решения;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) тарифа на услуги питьевого водоснабжения, в котором подробно отражены результаты исполнения настоящего решения.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований АО «Коммунальник».

Связанные организации

АО "Коммунальник"
ИНН 7515005891, ОГРН 1057515018593
Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края
ИНН 7536095977, ОГРН 1087536008790
Забайкальское УФАС России
ИНН 7536033755, ОГРН 1027501158541