Предписание №СП/38807/24 ПРЕДПИСАНИЕ ГУ "РЭК" Рязанской области об устранении нарушен... от 6 мая 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПРЕДПИСАНИЕ
23 апреля 2024 г. г. Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее также – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области (далее также – Орган регулирования), в том числе Акт проверки Рязанского УФАС России от 09.02.2024 № 1 (далее – Акт проверки), проведенной Рязанским УФАС России на основании приказа Рязанского УФАС России от 28.12.2023 № 167/23, а также возражения в отношении Акта проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные органом исполнительной власти Рязанской области в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) для акционерного общества «КВАДРА» – «Генерирующая компания» (филиал акционерного общества «Квадра» – «Тамбовская генерация») (далее также – регулируемая организация) на 2024 год,
УСТАНОВИЛА:
Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ
«О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075 и Правила № 1075 соответственно), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).
В соответствии с приказом Рязанского УФАС России от 28.12.2023 № 167/23 «О проведении внеплановой документарной проверки Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области» проверка проводилась в части определения достоверности и экономической обоснованности расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год в том числе для акционерного общества «КВАДРА» – «Генерирующая компания» (филиал акционерного общества «Квадра» – «Тамбовская генерация») (далее также – регулируемая организация).
Органом регулирования тарифы на тепловую энергию для потребителей регулируемой организации на территории города Рязани (теплоисточник – ППП Дягилевская ТЭЦ) и поселка Искра Рязанского муниципального района утверждены постановлениями от 14.12.2023 № 291 и № 294 соответственно.
Необходимая валовая выручка акционерного общества «КВАДРА» – «Генерирующая компания» (филиала акционерного общества «Квадра» – «Тамбовская генерация») на 2024 год установлена в размерах 733 317,99 тыс. руб. (в части территории города Рязани, теплоисточник – ППП Дягилевская ТЭЦ) и 25 684,73 тыс. руб. (в части котельной в поселке Искра Рязанского муниципального района).
В рамках проведения внеплановой документарной проверки Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области» были проанализированы материалы тарифного дела акционерного общества «КВАДРА» – «Генерирующая компания» (филиала акционерного общества «Квадра» – «Тамбовская генерация») 2024 года, в том числе Экспертное заключение об установлении тарифов на тепловую энергию и теплоноситель, отпускаемые в городе Рязани и поселке Искра Рязанского муниципального района (далее также – экспертное заключение), а также возражения Органа регулирования в отношении Акта проверки, направленные письмом от 28.02.2024 № НЗ/21-403.
В силу пункта 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое не подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:
1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;
2) плановая (расчетная) цена на топливо, определяемая как сумма следующих расходов: плановая расчетная цена на топливо (без учета затрат на доставку (перевозку) и хранение), плановая (расчетная) стоимость доставки (перевозки), плановая (расчетная) стоимость хранения;
3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.
Согласно пункту 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:
1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;
2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);
3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.
В соответствии с первым абзацем пункта 35 Основ ценообразования № 1075 удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии определяется в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива.
Исходя из пункта 36 Основ ценообразования № 1075 нормативы удельного расхода условного топлива для каждого расчетного периода регулирования тарифов по используемому регулируемой организацией методу распределения расхода топлива утверждаются:
а) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, - для источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;
б) исполнительными органами субъектов Российской Федерации - для источников тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более.
Согласно пункту 26 Методических указаний № 760-э расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РТi,j,k, определяются по формуле:
(тыс. руб.),
где:
bi,j,k – удельный расход топлива на отпущенную 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования с коллекторов j-го источника тепловой энергии (далее – удельный расход топлива), определенный в соответствии с нормативом удельного расхода условного топлива на соответствующий расчетный период регулирования, кг у.т./Гкал. Удельный расход топлива может быть дифференцирован по термодинамическим параметрам пара;
ЦТi,j – плановая (расчетная) цена на условное топливо j-го источника тепловой энергии с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемая на i-й расчетный период регулирования в соответствии с приложениями 4.4 и 4.5 к настоящим Методическим указаниям с учетом остатков топлива и структуры используемого топлива, учтенной при расчете удельного расхода топлива, руб./т у.т.;
– плановый (расчетный) объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов j-го источника тепловой энергии в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящих Методических указаний, тыс. Гкал.
В соответствии с пунктом 8 Методических указаний № 760-э расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования определяется в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае ее отсутствия – на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 настоящего документа.
В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:
а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей – если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:
прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);
цены на природный газ;
предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;
динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).
В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075 при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:
а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
1. Расходы на топливо
Используемый акционерным обществом «КВАДРА» – «Генерирующая компания» (филиалом акционерного общества «Квадра» – «Тамбовская генерация») вид топлива – природный газ.
Как следует из экспертного заключения, расходы на топливо на 2024 год определены по двум источникам тепловой энергии в следующих размерах:
- для ППП Дягилевская ТЭЦ в размере 497 583,93 тыс. руб.,
- для котельной в поселке Искра Рязанского муниципального района – 14 837,98 тыс. руб.
Регулируемой организацией расходы на топливо на 2024 год заявлены по двум источникам тепловой энергии в следующих размерах:
- для ППП Дягилевская ТЭЦ в размере 488 654,53 тыс. руб.,
- для котельной в поселке Искра Рязанского муниципального района – 14 725,39 тыс. руб.
Плановая (расчетная) цена на топливо
Орган регулирования при расчете цены на топливо (природный газ) использовал регулируемые оптовые цены на природный газ ПАО «Газпром» и аффилированных с ним лиц; регулируемые цены на транспортировку газа по газораспределительным сетям АО «Рязаньгоргаз» (для ППП Дягилевская ТЭЦ) и
АО «Газпром газораспределение Рязанская область» (для котельной в поселке Искра Рязанского района), специальные надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для АО «Рязаньгоргаз» (для ППП Дягилевская ТЭЦ) и АО «Газпром газораспределение Рязанская область» (для котельной в поселке Искра Рязанского района); плату за снабженческо-сбытовые услуги для ООО «Газпром межрегионгаз Рязань».
В соответствии с пунктом 2.2 договоров от 09.11.2020 № 00-5-00975/21 (в отношении ППП Дягилевская ТЭЦ) и № 06-4-05410/21 (в отношении котельной в поселке Искра), заключенных с ООО «Газпром межрегионгаз Рязань», поставка газа осуществляется в объемах согласно заявкам покупателя с соблюдением следующих пропорций:
- 50% (пятьдесят процентов) – газ ПАО «Газпром»;
- 50% (пятьдесят процентов) – газ независимых организаций.
Согласно вышеуказанным договорам поставки природного газа регулируемая организация получила от ПАО «Газпром» и аффилированных с ним лиц 43,86% необходимого объема природного газа, а от независимых поставщиков – 56,14%.
При этом средняя цена на топливо (с учетом всех составляющих), полученная от независимых поставщиков в 2023 году, ниже, чем регулируемые цены на природный газ.
В возражениях Орган регулирования указал, что при проведении экспертизы предложения регулируемой организации им установлено, что регулируемая организация не заявляла покупку природного газа у независимых поставщиков. При таких обстоятельствах им расчет произведен на основании плановых объемов отпуска и регулируемых цен на природный газ. Кроме того, регулируемая организация не представила счета на оплату природного газа у независимых поставщиков, в результате у Органа регулирования отсутствовал достаточный объем данных для определения цены нерегулируемого газа, им использовалась имеющаяся информация о ценах на регулируемый газ.
ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 20 Правил № 1075 в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования, и копии договоров, указанных в подпункте «к» пункта 16 настоящих Правил (в случае представления перечня таких договоров).
Органом регулирования право запроса дополнительных сведений реализовано не было.
По смыслу пункта 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановой (расчетной) цены на топливо необходимо провести сравнительный анализ цены на газ, установленной на очередной период регулирования, если цена подлежит государственному регулированию, и цены на газ, установленной в договорах на поставку газа от независимых поставщиков по нерегулируемым ценам, и применять наименьшее значение цены.
Кроме того, Органом регулирования расходы на топливо на 2024 год для котельной в поселке Искра учтены с превышением над заявленными регулируемой организацией по причине применения при расчете большей цены на природный газ (8 192,03 руб./1 000 куб. м против 7 863,747 руб./1 000 куб. м), что свидетельствует о несоблюдении им принципа баланса экономических интересов теплоснабжающей организации и интересов потребителей, закрепленного положениями пункта 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении.
Учитывая вышеизложенное, расходы на топливо подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.
На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Признать Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области нарушившим положения пункта 28, 29, 34, 34(1), 37 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, положения Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) для акционерного общества «КВАДРА» – «Генерирующая компания» (филиала акционерного общества «Квадра» – «Тамбовская генерация») на 2024 год.
2. Органу исполнительной власти Рязанской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:
Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку акционерного общества «КВАДРА» – «Генерирующая компания» (филиала акционерного общества «Квадра» – «Тамбовская генерация»), и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета (неучета) представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из состава необходимой валовой выручки акционерного общества «КВАДРА» – «Генерирующая компания» (филиала акционерного общества «Квадра» – «Тамбовская генерация») по статье затрат «Расходы на топливо» на 2024 год.
3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Рязанской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при необходимости пересмотреть величину необходимой валовой выручки акционерного общества «КВАДРА» – «Генерирующая компания» (филиала акционерного общества «Квадра» – «Тамбовская генерация») на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием.
4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Рязанской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения в отношении акционерного общества «КВАДРА» – «Генерирующая компания» (филиала акционерного общества «Квадра» – «Тамбовская генерация») на 2024 год.
5. Органу исполнительной власти Рязанской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от акционерного общества «КВАДРА» – «Генерирующая компания» (филиала акционерного общества «Квадра» – «Тамбовская генерация») на 2024 год.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Рязанской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решения органа исполнительной власти Рязанской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которого предписано настоящим предписанием;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Рязанской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;
- экспертное заключение по делу об установлении цен (тарифов) на услуги в сфере теплоснабжения для акционерного общества «КВАДРА» – «Генерирующая компания» (филиала акционерного общества «Квадра» – «Тамбовская генерация»), в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель Комиссии ФАС России |
С.А. Пузыревский |
|
|
|
|