Решения по тарифам №СП/45894/19 РЕШЕНИЕ от 31 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «22» мая 2019 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия между АО «Сибирская энергетическая компания» (далее – Заявитель, Организация, АО «СИБЭКО») и Департаментом по тарифам Новосибирской области (далее – Орган регулирования, Департамент) по вопросу установления тарифов на тепловую энергию на 2019 год в присутствии на заседании Комиссии <...> АО «Сибирская генерирующая компания» <...>, з<...> АО «Сибирская генерирующая компания» <...>, <...> Департамента по тарифам Новосибирской области <...>, посредством видео-конференц-связи <...>, <...>,

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010
№ 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, в ФАС России обратилось с заявлением о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) с сфере теплоснабжения
АО «Сибирская энергетическая компания» (рег. от 26.12.2018 № 216440/18).

Заявление   АО «СИБЭКО» рассмотрено   ФАС   России   в   порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной   антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением   цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Спор возник с Департаментом по тарифам Новосибирской области (далее – Орган регулирования, Департамент), которым в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения приказом от 10 декабря 2018 года № 701-ТЭ методом долгосрочной индексации тарифов были установлены тарифы на тепловую энергию на 2019 год – первый год долгосрочного периода регулирования 2019-2023 гг. для АО «СИБЭКО».

Разногласия рассмотрены на основании представленных Заявителем и Департаментом документов, а также на основании пп. «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.

Величина необходимой валовой выручки, установленная оспариваемым приказом на 2019 год для АО «СИБЭКО» в части филиала «Тепловые сети», составляет 3 500 533,2 тыс. руб.

Стоит отметить, что филиал АО «СИБЭКО» «Тепловые сети» оказывает услуги по передаче тепловой энергии до конечного потребителя, при этом, отдельный тариф на услуги по передаче тепловой энергии для данного филиала Департаментом не установлен.

Заявитель просит признать экономически обоснованным и подлежащим учету в необходимой валовой выручке (далее – НВВ) при установлении тарифов на тепловую энергию АО «СИБЭКО» на 2019 год размер экономически обоснованных расходов по следующим статьям затрат:

тыс. руб.

Статьи затрат

Принято Департаментом

Заявлено в ФАС России

Разница

1

Расходы по аренде земли по филиалу «Тепловые сети»

0

3 172,37

3 172,37

2

Расходы по аренде теплосетевого имущества МУП «Энергия» по филиалу «Тепловые сети»

491 564,15

523 428,41

31 864,26

3

Расчетная предпринимательская прибыль

0

177 887,35

177 887,35

4

Корректировка НВВ на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (за 2017 год)

- 22 802,88

0

22 802,88

5

Корректировка НВВ, осуществляемая с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов по итогам 2016, 2017 годов

0

781 726,26

781 726,26

6

ИТОГО

1 017 453,12

 

Статья затрат «Расходы по аренде земли по филиалу «Тепловые сети»».

Заявитель предлагает учесть расходы по данной статье в 2019 году в размере 3 172,37 тыс. руб.

Органом регулирования в НВВ на 2019 год данные расходы учтены в размере 0 тыс. руб.

Разногласия составляют 3 172,37 тыс. руб.

В обоснование заявленных расходов по данной статье затрат в адрес ФАС России, а также в адрес Органа регулирования АО «СИБЭКО» были представлены следующие документы:

- реестр обосновывающих документов к расходам;

- договоры аренды земельных участков по филиалу «Тепловые сети», дополнительные соглашения, протоколы закупочных процедур, уведомления о размере арендной платы;

- письмо ФАС России от 13.06.2018 № СП/43377/18;

- анализ счета по статье «Аренда земли» за 2017 г.

Кроме того, в адрес ФАС России Заявителем также были представлены оборотно-сальдовая ведомость по расходам по аренде за 2017 г. и постановление Правительства Новосибирской области от 10.06.2015 № 219-п.

В соответствии с представленным письменным мнением Департамента расходы по данной статье затрат не включены в состав НВВ Заявителя на 2019 год в соответствии с пунктом 39 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э), и пунктом 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075).

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075 арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

При этом пунктом 39 Методических указаний № 760-э определен перечень неподконтрольных расходов.

В зависимости от применяемого метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения расходы на арендную плату учитываются в составе прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, в соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 1075, или включаются в состав неподконтрольных расходов, если договор аренды заключен в отношении производственных объектов регулируемой организации, в соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования № 1075.

Согласно представленному письменному мнению Департамента, расходы по данной статье затрат не учтены Органом регулирования в том числе в связи с тем, что органы местного самоуправления не являются налогоплательщиками, а также в связи с тем, что земельные участки не амортизируются в соответствии с пунктом 2 статьи 256 НК РФ.

При этом, в случае аренды регулируемой организацией земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположен объект теплоснабжения, у такой организации не возникает обязанности возмещения арендодателю - публично-правовому образованию (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования) земельного налога, так как в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации публично-правовое образование не уплачивает указанный налог.

В соответствии с положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлен принцип платности использования земли в Российской Федерации. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Частью 5 статьи 65 ЗК РФ установлено, что для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может применяться кадастровая стоимость земельного участка.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (статья 39.7 ЗК РФ).

Постановлением Правительства Новосибирской области от 10.06.2015 № 219-п установлен порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, расположенные на территории Новосибирской области.

Учитывая вышеуказанные нормы, размер арендной платы за землю является обязательным платежом и подлежит включению в необходимую валовую выручку регулируемой организации при установлении тарифов в сфере теплоснабжения.

В соответствии с расчетами ФАС России, учитывая представленные АО «СИБЭКО» договоры аренды земли, расходы по статье затрат «Расходы по аренде земли по филиалу «Тепловые сети» на 2019 год составят 3 033,51 тыс. руб.

Стоит отметить, что по договору аренды земельных участков под эксплуатацию ЦТП в г. Куйбышев от 04.06.2008 № 141 не представлено дополнительное соглашение, пролонгирующее договор на 2019 год. Таким образом, данный договор при расчете расходов по данной статье затрат не учитывался.

В части договора земельных участков под эксплуатацию ЦТП г. Куйбышев от 01.04.2007 № 99 дополнительное соглашение, представленное в адрес ФАС России, действует до 01.04.2019 года. Учитывая данный факт, расходы по данному договору рассчитаны исходя из трехмесячного срока действия с учетом применения индексации, предусмотренной уведомлением администрации города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области от 10.09.2018 № 01-01-45/3427.

Также необходимо отметить, что по некоторым договорам аренды земельных участков АО «СИБЭКО» в расчетах, представленных в ФАС России, необоснованно применен ИПЦ к сумме по договорам аренды.

По договорам аренды земельных участков, заключенным с ОАО «РЖД» и ОАО «АТП», Заявителем не были представлены обосновывающие материалы, в том числе не были представлены налоговые декларации.

Учитывая вышеизложенное, требования Заявителя по данной статье затрат подлежат частичному удовлетворению. Дополнительному учету в НВВ АО «СИБЭКО» на 2019 год подлежат расходы по статье затрат «Расходы по аренде земли по филиалу «Тепловые сети»» в размере 3 033,51 тыс. руб.

Статья затрат «Расходы по аренде имущества МУП «Энергия».

АО «СИБЭКО» заявляет спор по статье «Расходы по аренде имущества МУП «Энергия» в части исключения части расходов в размере 31 864,26 тыс. руб.

При этом Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в размере 491 564,15 тыс. руб.

Расходы по аренде имущества должны быть рассчитаны в соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075.

В обоснование своей позиции по данной статье затрат Заявителем в ФАС России представлены следующие материалы:

- расчет расходов по статье «Аренда имущества» АО «СИБЭКО»
на 2019 г.;

- Оборотно-сальдовая ведомость по расходам по аренде за 2017 г.;

- Анализ счета по статье «Аренда имущества» МУП «Энергия» за 2017 г.;

- договоры аренды недвижимого имущества от 01.12.2017 № 011599-НП, № 011608-НП, № 011609-НП, № 011610-НП, № 011611-НП, от 29.12.2017 № 200/2017, от 20.12.2018 № 013705-НП, № 013706-НП, № 013707-НП, № 013708-НП, от 01.11.2018 № 013402-НП.

В соответствии с письменным мнением Органа регулирования на заявление АО «СИБЭКО» расходы в размере 22 611,95 тыс. руб. не включены в данную статью затрат в соответствии с применением АО «СИБЭКО» ИПЦ в размере 104,6 % по договору от 29.12.2017 № 200/2017. Увеличение стоимости по данному договору в части применения индексации на 2019 год организацией документально не подтверждено.

При этом в соответствии с пунктом 3.6 вышеуказанного договора размер арендной платы изменяется арендодателем в связи с изменением уровня инфляции – ежегодно путем умножения размера арендной платы на прогнозируемый в очередном финансовом году индекс потребительских цен.

Расходы в размере 9 252,31 тыс. руб. исключены Органом регулирования в связи с тем, что Заявителем не были представлены расчеты амортизационных отчислений, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей арендодателя по договорам от 01.12.2017 № 01159-НП, от 01.12.2017 № 011608-НП, от 01.12.2017 № 011609-НП, от 01.12.2017 № 011610-НП, от 01.12.2017 № 01161-НП.

Кроме того, по вышеуказанным договорам срок действия истекает 01.11.2018 года.

При этом в адрес Органа регулирования и в адрес ФАС России Организацией не была представлена информация о продлении сроков действия вышеуказанных договоров.

Кроме того, в адрес Органа регулирования и в адрес ФАС России были представлены договоры аренды объектов недвижимости, заключенные 20.12.2018.

ФАС России отмечает, что решение об установлении тарифов Органом регулирования было принято 10 декабря 2018 года.

Таким образом, расходы по вышеуказанным договорам не могли быть включены в НВВ АО «СИБЭКО» на 2019 год.

Кроме того, в адрес Органа регулирования и в адрес ФАС России в качестве обоснования заявляемых расходов не были представлены расчеты амортизационных отчислений арендуемых объектов, акты ввода/вывода в/из эксплуатации основных средств, налоговые декларации.

В связи с тем, что в адрес Органа регулирования АО «СИБЭКО» не были представлены необходимые документы для расчета экономически обоснованного уровня расходов по данной статье затрат, требования Заявителя удовлетворению не подлежат.

Статья затрат «Корректировка НВВ на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые филиалом «Тепловые сети» АО «СИБЭКО», учитывающая результаты проведенного анализа производственно-хозяйственной деятельности за 2017 год».

Величина расходов по данной статье затрат, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 0 тыс. руб.

При этом Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в размере -22 802,9 тыс. руб.

Департаментом исключены расходы из НВВ АО «СИБЭКО» на 2019 год в данном размере по следующим основаниям: по результатам анализа, проведенного на основании представленной АО «СИБЭКО» бухгалтерской и статистической отчетности за 2017 год выявлены необоснованные фактически понесенные расходы по статье «Прочие услуги сторонних организаций»: расходы на услуги по обслуживанию парковки транспортных средств ООО «РУ-КОМ» в городе Москве и по проведению конкурентных процедур по договору с АО «Агентство специального снабжения» (далее – АО «АСС»).

В соответствии с письменным мнением Органа регулирования, регулируемой организацией не было представлено необходимого экономического обоснования данных расходов, в том числе Заявитель не предоставил в Орган регулирования отчетные данные по форме калькуляции расходов в целом по обществу в разрезе по видам деятельности организации за 2017 год (с выделением расходов, связанных с производством электрической энергии, тепловой энергии, расходов на прочую деятельность, расходов исполнительного аппарата, коммерческих расходов и прочих), не были представлены первичные документы, подтверждающие, что данные расходы не отнесены организацией на сферу теплоснабжения.

Согласно пунктам 58 и 59 Основ ценообразования № 1075, расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и других работ и услуг относятся к операционным расходам и устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов. При установлении тарифов на годы, не вошедшие в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

В соответствии с пп. а) пункта 75 Основ ценообразования № 1075 к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов относится базовый уровень операционных расходов.

Согласно пункту 51 Основ ценообразования № 1075 значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, за исключением случая их пересмотра в рамках исполнения предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Учитывая вышеизложенное, при расчете расходов по данной статье затрат Органом регулирования были нарушены пункты 51, 58 и 59 Основ ценообразования. Дополнительному учету в необходимой валовой выручке АО «СИБЭКО» на 2019 год подлежат 22 802,9 тыс. руб.

Статья затрат «Корректировка НВВ, осуществляемая с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов по итогам 2017 года»

Величина расходов по данной статье затрат, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 781 726,26 тыс. руб.

При этом Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в размере 0 тыс. руб.

По информации АО «СИБЭКО», корректировка НВВ за 2017 год обусловлена завышением объемов отпуска тепловой энергии и занижением экономически обоснованных расходов при расчете тарифов на 2017 год Органом регулирования.

По информации Департамента, расходы по данной статье затрат сложились суммарно по статьям затрат «Амортизация основных средств и нематериальных активов» в размере 547 470,4 тыс. руб. и «Расчетная предпринимательская прибыль» – 161 960,2 тыс. руб., а также в связи с неправильным применением ИПЦ на 2018-2019 годы регулируемой организацией при расчете корректировки необходимой валовой выручки.

Согласно пункту 52 Основ ценообразования № 1075 Орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях № 760-э и включающей в том числе показатель отклонения объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 55 Методических указаний № 760-э необходимая валовая выручка, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, , рассчитывается с учетом пунктов 29 - 31 Основ ценообразования № 1075 по формуле:

 

(тыс. руб.), (26)

где:

- фактические операционные расходы года (i-2), определенные в соответствии с пунктом 56 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;

- фактические неподконтрольные расходы в (i-2)-м году, которые определяются на основании документально подтвержденных имевших место неподконтрольных расходов с учетом требований пунктов 13, 45 Основ ценообразования, тыс. руб. В данную величину включаются расходы, связанные с изменениями требований законодательства, изменениями состава активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности (без учета расходов, учтенных при определении операционных расходов), и другими изменениями величины неподконтрольных расходов;

 

- фактическая нормативная прибыль года (i-2), тыс. руб.;

- величина, учитывающая результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, учтенная при установлении тарифов на (i-2)-й год, тыс. руб.;

- расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды, теплоносителя в (i-2)-м году, определенные исходя из фактических значений параметров расчета тарифов в соответствии с пунктом 56 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;

- расчетная предпринимательская прибыль, учтенная при установлении тарифов на (i-2)-й год, тыс. руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования с учетом пункта 12 Методических указаний (за исключением
соответствующих сумм, учтенных при формировании показателя ), тыс. руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая в связи с неисполнением инвестиционной программы, учтенная при установлении тарифов на (i-2)-й год, тыс. руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки с учетом степени исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения или по реализации инвестиционной программы в случае недостижения плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения по результатам года (i-4), учтенная при установлении тарифов на (i-2)-й год, тыс. руб.;

- корректировка, учитывающая отклонение фактических показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных плановых (расчетных) показателей и отклонение сроков реализации программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных сроков реализации такой программы, осуществляемая на i-й год в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования, если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности по результатам года (i-4), учтенная при установлении тарифов на (i-2)-й год, тыс. руб.

Согласно пункту 56 Методических указаний № 760-э операционные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, определяемые на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, фактическая суммарная экономия от снижения операционных расходов и от снижения потребления энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя определяются по формулам:

Необходимо отметить, что в соответствии с представленными материалами Органа регулирования, при расчете корректировки НВВ на 2019 год, Департаментом был применен неверный индекс потребительских цен при определении скорректированных операционных расходов.

При расчете корректировки необходимой валовой выручки с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов на 2019 год, должен быть применен индекс потребительских цен, установленный Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года Министерства экономического развития Российской Федерации, в размере
103,7 %, Органом регулирования применен индекс в размере 103,9 %.

В части неучета Органом регулирования скорректированных расходов по статье затрат «Амортизация основных средств и нематериальных активов» за 2017 год ФАС России сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

По информации, представленной Органом регулирования, в качестве обоснования понесенных АО «СИБЭКО» расходов по статье затрат «Амортизация основных средств и нематериальных активов» в адрес Департамента была направлена только оборотно-сальдовая ведомость по счету бухгалтерского учета 02 «Амортизация основных средств».

Согласно письменному мнению Органа регулирования, в адрес Департамента Заявителем не были представлены расчеты амортизационных отчислений арендуемых объектов, акты ввода/вывода в/из эксплуатации основных средств, инвентарные карточки, амортизационные ведомости.

В адрес ФАС России не был представлен расчет амортизационных отчислений в соответствии с применением максимальных сроков полезного использования.

При этом, в соответствии с представленной тарифными заявками АО «СИБЭКО» на 2017 год и 2019 год и описями, приложенными к данными заявками, регулируемой организацией в Орган регулирования были представлены необходимые материалы для экономического обоснования расходов по статье затрат «Амортизация основных средств и нематериальных активов» за 2017 год.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 20 Порядка открытия дел об установлении цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования, и копии договоров, указанных в подпункте "к" пункта 16 настоящих Правил (в случае представления перечня таких договоров). Срок представления таких сведений определяется органом регулирования, но не может быть менее 7 рабочих дней. Запрос дополнительных сведений не влечет принятия органом регулирования решения об отказе в открытии дела об установлении цен (тарифов), о приостановлении, продлении рассмотрения или прекращении рассмотрения указанного дела.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования необходимо провести анализ по статье затрат «Амортизация основных средств и нематериальных активов» за 2017 год, учтенной в статье «Корректировка НВВ, осуществляемая с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов по итогам 2017 года» на 2019 год, запросив необходимые обосновывающие материалы у регулируемой организации.

В части неучета Органом регулирования недополученных доходов при корректировке НВВ на 2019 год по статье затрат «Расчетная предпринимательская прибыль», ФАС России отмечает.

В соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования № 1075 расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 настоящего документа (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

По информации, представленной Органом регулирования, в представленном Заявителем предложении об установлении тарифов на долгосрочный период регулирования 2016-2018 гг. расчетная предпринимательская прибыль заявлялась.

В соответствии с представленным Департаментом Экспертными заключением на 2016 год размер предпринимательской прибыли на 2017 год АО «СИБЭКО» по филиалу «Тепловые сети» составлял 158 144,4 тыс. руб., на 2018 год – 163 779,7 тыс. руб.

При этом согласно Экспертному заключению Департамента на 2017 год, расчетная предпринимательская прибыль в необходимой валовой выручке АО «СИБЭКО» по филиалу «Тепловые сети» была скорректирована неправомерно (исключена в полном объеме).

По информации Органа регулирования, неучет в необходимой валовой выручке расчетной предпринимательской прибыли на 2016-2018 гг. ранее Заявителем не оспаривался, в том числе в базовом 2016 году долгосрочного периода регулирования 2016-2018 гг.

Следовательно, при формировании тарифов на 2017 год Органом регулирования был нарушен пункт 74(1) Основ ценообразования № 1075 в части не учета расчетной предпринимательской прибыли в НВВ АО «СИБЭКО» по филиалу «Тепловые сети».

Кроме того, согласно пункту 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Правила № 1075), экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

Экспертное заключение не содержит анализа, предусмотренного пунктом 29 Правил № 1075.

Учитывая вышеизложенные факты, ФАС России считает необходимым Органу регулирования провести анализ расходов по данной статье затрат с учетом применения корректного индекса потребительских цен при расчете операционных расходов, запроса необходимых обосновывающих материалов у регулируемой организации в части расходов по амортизации основных средств и нематериальных активов за 2017 год и пересмотра расчетной предпринимательской прибыли, отразив анализ в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение.

Статья затрат «Расчетная предпринимательская прибыль».

Регулируемая организация указывает в заявлении величину разногласий 177 887,35 тыс. руб. - разницу между экономически обоснованной с его точки зрения величиной 177 887,35 тыс. руб. и величиной расходов по статье, учтенной Органом регулирования 0 тыс. руб.

Расчетная предпринимательская прибыль организации определяется в соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с письменным мнением Органа регулирования, в представленном Заявителем предложении об установлении тарифов на долгосрочный период регулирования 2019-2023 гг. была заявлена расчетная предпринимательская прибыль в размере 397 089,0 тыс. руб.

При этом на разногласия в ФАС России АО «СИБЭКО» заявлена величина 177 887,35 тыс. руб., данная величина скорректирована регулируемой организацией исходя из установленной Департаментом необходимой валовой выручки АО «СИБЭКО» на 2019 год.

По информации, представленной Органом регулирования, расчетная предпринимательская прибыль не была включена в НВВ АО «СИБЭКО» в связи с превышением среднего индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

С учетом изложенного, невключение Органом регулирования расходов по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» ФАС России считает экономически необоснованным.

С учетом пересмотра уровня затрат по статье «Расходы по аренде земли по филиалу «Тепловые сети»», согласно настоящему решению, необходимая валовая выручка АО «СИБЭКО» в части филиала «Тепловые сети» на 2019 год составит 3 526 369,61 тыс. руб.

Таким образом, экономически обоснованные расходы по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» составляют 176 318,48 тыс. руб. Требования Заявителя подлежат частичному удовлетворению.

На основании анализа представленных АО «СИБЭКО» и Департаментом по тарифам Новосибирской области обосновывающих материалов Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать Департамент по тарифам Новосибирской области  нарушившим пункты 45, 51, 58, 59, 74(1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

2. Частично удовлетворить требования АО «СИБЭКО», указанные в заявлении о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с Департаментом по тарифам Новосибирской области (рег. от 26.12.2018 № 216440/18).

3. Признать экономически обоснованными и подлежащими учету при установлении НВВ на 2019 год расходы по статьям затрат:

- «Расходы по аренде земли по филиалу «Тепловые сети»» в размере
3 033,51 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере
3 033,51 тыс. руб.);

- «Корректировка НВВ на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые филиалом «Тепловые сети» АО «СИБЭКО», учитывающая результаты проведенного анализа производственно-хозяйственной деятельности за 2017 год» в размере 0 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 22 802,9 тыс. руб.);

- «Расчетная предпринимательская прибыль» в размере
176 318,48 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 176 318,48 тыс. руб.).

Совокупному дополнительному учету в необходимой валовой выручке АО «СИБЭКО» на 2019 год подлежит 202 154,89 тыс. руб.

4. Органу исполнительной власти Новосибирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения определить величину экономически обоснованных расходов по статье «Корректировка НВВ, осуществляемая с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов по итогам 2017 года» с учетом мотивировочной части настоящего решения, соответствующий анализ отразив в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, в Экспертном заключении с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение.

5. Органу исполнительной власти Новосибирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01 июля 2019 года пересмотреть тарифы на тепловую энергию, установленные на 2019 год для АО «СИБЭКО», на основании пунктов 3-4 настоящего решения с учетом непревышения предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту Российской Федерации.

В результате исполнения настоящего решения недополученные средства 2019 года учесть при установлении тарифов на тепловую энергию для АО «СИБЭКО» на 2020 год.

6. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Новосибирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений об установлении (пересмотре) тарифов в сфере теплоснабжения для АО «СИБЭКО» письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

-  решений об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Новосибирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- экспертных заключений по делу об установлении для
АО «СИБЭКО» цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в которых отражены результаты исполнения настоящего решения.

7. Отказать в удовлетворении остальной части требований, изложенных в заявлении АО «СИБЭКО».

Связанные организации

Департамент по тарифам Новосибирской области
ИНН 5406312137, ОГРН 1055406142208
АО "Сибирская энергетическая компания" (ОАО "СИБЭКО"), г. Новосибирск
ИНН 5405270340, ОГРН 1045401912401