Приказ по тарифному регулированию №1421/16 Об отмене приказа службы Республики Коми по тарифам от 21.12... от 22 ноября 2016 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

Об отмене приказа службы Республики Коми по тарифам от 21.12.2015 №83/5 "О тарифах на электрическую энергию (мощность), производимую электростанцией ООО Биоэнергетическая компания"

На основании приказа ФАС России от 11.05.2016 № 579/16 «О проведении внеплановой выездной проверки Службы Республики Коми по тарифам» была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Службы Республики Коми по тарифам.

По результатам проведения проверки были выявлены следующие нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.

Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 21.12.2015 № 83/5 «О тарифах на электрическую энергию (мощность), производимую электростанцией ООО «Биоэнергетическая компания» с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2016 г. были установлены тарифы на электрическую энергию (мощность), производимую электростанцией ООО «Биоэнергетическая компания».


В соответствии с экспертным заключением Службы Республики Коми по тарифам от 19.12.2014, расходы по статье «Топливо на технологические цели» были предусмотрены в необходимой валовой выручке регулируемой организации в сумме 25 777,18 тыс. руб., при этом норматив расхода условного топлива на отпуск электрической энергии принят органом регулирования в размере 639,27 г/кВтч, цена топлива - 294,26 руб./тонну, с учетом имеющихся тенденций на рынке нефтепродуктов и статистических данных, в то время, как установлено ФАС России, что используемое организацией топливо — кородревесные отходы (щепа).


В соответствии с пунктом 17 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, к
заявлениям об установлении тарифов организации, осуществляющие регулируемую деятельность, прилагают данные о структуре и ценах потребляемого топлива с учетом перевозки.


Согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, экспертное заключение, помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций, должно содержать анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов, анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.


В соответствии с пунктом 21 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, расходы на топливо, включаемые в необходимую валовую выручку, определяются на основе нормативов удельного расхода топлива с помесячной и ежегодной разбивкой (за исключением ядерного) на производство 1 кВтч электрической энергии и 1 Гкал тепловой энергии, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации цен на топливо в соответствии с пунктом 30 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.


Вместе с тем, ФАС России выявлено, что представленное в материалах дела экспертное заключение не содержит информацию о наличии, либо отсутствии данных о структуре и ценах потребляемого топлива, с учетом перевозки ООО «Биоэнергетическая компания» и оценки таких данных.


Таким образом, орган регулирования, при установлении тарифов, нарушил положения, предусмотренные пунктом 21 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 и пунктом 17 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.


Тарифы на электрическую энергию для ООО «Биоэнергетическая компания» на 2015 г. были установлены впервые, до 2015 г. регулируемую деятельность в сфере электроэнергетики ООО «Биоэнергетическая компания» не осуществляло.


Однако, ФАС России в ходе проведения проверки было установлено, что в состав расходов при установлении тарифов на электрическую энергию в отношении указанной регулируемой организации были включены расходы по следующим статьям затрат: «прибыль на возврат заемных средств» и «расходы на возврат процентов по заемным средствам за время строительства ТЭС», привлеченных до начала осуществления организацией регулируемой деятельности.


При этом, согласно пункту 32 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.


Согласно абзацу 3 пункта 32 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, регулирующие органы обязаны учитывать расходы, связанные с возвратом и обслуживанием долгосрочных заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, начиная с даты поступления средств на реализацию проекта, а также обеспечить учет таких расходов при расчете регулируемых цен (тарифов) на последующие расчетные периоды регулирования в течение всего согласованного срока окупаемости проекта.


Учитывая изложенное, установлено, что законодательство в сфере регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики не предусматривает учет регулирующими органами расходов, связанных с возвратом и обслуживанием заемных средств, привлеченных для осуществления инвестиций, в отсутствие утвержденных уполномоченными органами инвестиционных программ.


Службой Республики Коми по тарифам для ООО «Биоэнергетическая компания» инвестиционная программа не утверждалась, при этом она не могла быть также утверждена и до начала осуществления регулируемой деятельности.


Соответственно, включение в необходимую валовую выручку следующих расходов: «прибыль на возврат заемных средств» в сумме 106 857,55 тыс. руб. на 2015 г., в сумме 195 906,38 на 2016 г.; «возврат процентов по заемным
средствам за время строительства ТЭС» в сумме 34 926,21 тыс. руб. на 2015 г., в сумме 34 954,34 на 2016 г., не предусмотренных утвержденными в установленном порядке инвестиционными программами регулируемой организации, является необоснованным и нарушением пункта 32 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 29.12.2011 № 1178.

Кроме того, необходимо отметить следующее. Постановлением Правительства Республики Коми от 01.09.2005 № 235 «О создании государственного учреждения Республики Коми «Коми республиканский центр энергосбережения» было создано государственное учреждение Республики Коми «Коми республиканский центр энергосбережения».
Пунктом 2 указанного постановления предусмотрено, что функции и полномочия учредителя государственного учреждения Республики Коми «Коми республиканский центр энергосбережения» осуществляет Служба Республики Коми по тарифам. Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 20.10.2010 № 72/1 «О Порядке консолидации внебюджетных средств, получаемых с применением регулируемых цен (тарифов) в качестве внебюджетного источника финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности» утвержден порядок консолидации внебюджетных средств, получаемых с применением регулируемых цен (тарифов) в качестве внебюджетного источника финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, согласно которому при установлении Службой Республики Коми по тарифам цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих на территории Республики Коми регулируемые виды деятельности в области электро- и теплоэнергетики, учитываются расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусмотренных государственной программой Республики Коми по развитию строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергосбережению и повышению энергоэффективности, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми.


В целях реализации указанного порядка, Службой Республики Коми по тарифам были утверждены ставки отчислений на энергосбережение в % от установленной величины НВВ регулируемых организаций, которые были
включены в тарифы регулируемых организаций:
- приказом от 31.10.2013 № 84/1 на 2014 год — 1,0 %,
- приказом от 15.12.2014 № 86/1 на 2015 год — 0,4 %,
- приказом от 26.10.2015 № 61/1 на 2016 год — 0,68 %, на 2017 год — 0,54 % и на 2018 год - 0,90 %.
Указанные отчисления перечисляются регулируемыми организациями на лицевой счет государственного учреждения Республики Коми «Коми республиканский центр энергосбережения».


В соответствии с абзацем 6 статьи 14 Федерального закона от 03.04.1996 № 28-ФЗ «Об энергосбережении», действовавшего на момент утверждения государственного учреждения Республики Коми «Коми республиканский центр
энергосбережения», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию должны учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение. Порядок консолидации указанных средств и порядок их использования потребителями в целях финансирования энергосберегающих проектов определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При этом, в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации», Федеральный закон от 03.04.1996 № 28-ФЗ «Об энергосбережении» признан утратившим силу.


Таким образом, с даты начала действия Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, при определении тарифов на электрическую энергию, отсутствуют полномочия по определению порядка консолидации средств на энергосбережение.


Также в соответствии с распоряжением Правительства Республики Коми от 07.07.2010 № 288-р «О реализации положений статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Служба Республики Коми по тарифам при осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) учитывает средства, получаемые с применением регулируемых цен (тарифов) в сферах электроэнергетики и теплоснабжения на территории Республики Коми в качестве внебюджетного источника финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, предусмотренных региональной программой энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

При этом установлено, что государственное учреждение Республики Коми «Коми республиканский центр энергосбережения» направляет средства на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, предусмотренные указанной программой.


Однако согласно действующему законодательству, состав расходов, учитываемых при установлении регулируемых цен (тарифов) определяется основами ценообразования, утвержденными в установленном порядке Правительством Российской Федерации, а также методическими указаниями, утвержденными в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов), а не органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.


Согласно действующему законодательству, регулирующему отношения в сфере энергосбережения, а именно части 1 статьи 25 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащие:

целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ, и их значения; мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), включая экономический эффект от проведения этих мероприятий.


В части 7 вышеупомянутой статьи установлено, что расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение утвержденных целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также на проведение мероприятий, обязательных для включения в программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, подлежат учету при установлении цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций (в том числе при определении инвестированного капитала, учитываемого при установлении долгосрочных тарифов) с учетом данных прогноза социально экономического развития Российской Федерации. Кроме того, Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» и Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, также не содержат положений, предусматривающих включение в состав затрат регулируемых организаций, при расчете тарифов, средств на реализацию мероприятий энергосбережения, не проводимых самой регулируемой организацией.


Таким образом, утвержденный органом регулирования порядок перечисления на специальный счет энергосбережения отчислений организации, осуществляющей регулируемую деятельность и учет этих расходов в регулируемых тарифах неправомерен.


В этой связи, в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации были необоснованно включены средства (отчисления) на реализацию мероприятий по энергосбережению, не являющихся программой энергоэффективности данной организации в сумме 1 708,71 тыс. руб. на 2015 г. и в сумме 3 492,70 руб. на 2016 г.


В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.


На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктами 4 и 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 № 123,
п р и к а зыв аю:
1. Признать Службу Республики Коми по тарифам нарушившей законодательство в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, в части непринятия мер по исключению из расчёта регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетики экономически необоснованных расходов, а также учете в указанных тарифах расходов, экономическая обоснованность которых не подтверждена.
2. Отменить с 01.11.2016 приказ Службы Республики Коми по тарифам от 21.12.2015 № 83/5 «О тарифах на электрическую энергию (мощность), производимую электростанцией ООО «Биоэнергетическая компания».
3. Предписать Службе Республики Коми по тарифам в установленном законом порядке принять и ввести в действие с 01.11.2016 решение об установлении тарифов для ООО «Биоэнергетическая компания», с учетом исключения из расчета указанных тарифов в электроэнергетике экономически необоснованных расходов ООО «Биоэнергетическая компания» по следующим статьям затрат: «прибыль на возврат заемных средств» в сумме 106 857,55 тыс. руб. на 2015 г., в сумме 195 906,38 тыс. руб. на 2016 г.; «возврат процентов по заемным средствам за время строительства ТЭС» в сумме 34 926,21 тыс. руб.на 2015 г., в сумме 34 954,34 тыс. руб. на 2016 г; «отчисления в фонд энергосбережения» в сумме 1 708,71 тыс. руб. на 2015 г., в сумме 3 492,70 руб. тыс. руб. на 2016 г., а также пересмотреть единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Коми на 2016 г. и цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на территории Республики Коми, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей.
4. Об исполнении настоящего приказа Службе Республики Коми по тарифам в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пункте 3 настоящего приказа решений об установлении цен (тарифов) в электроэнергетике проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решения Службы Республики Коми по тарифам, принятие которых предписано пунктом 3 настоящего приказа;
- протоколы заседания Правления Службы Республики Коми по тарифам, на которых принимались вышеуказанные решения;
- экспертное заключение Службы Республики Коми по тарифам по результатам проверки материалов ООО «Биоэнергетическая компания» для установления тарифов.
5. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревского.
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны