Приказ по тарифному регулированию №1423/16 Об отмене приказов Службы Республики Коми по тарифам от 21.1... от 22 ноября 2016 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

Об отмене приказов Службы Республики Коми по тарифам от 21.12.2015 № 83/26 «О сбытовой надбавке гарантирующего поставщика электрической энергии ОАО «Коми энергосбытовая компания», от 21.12.2015 № 83/21 «О ценах (тарифах) на электрическую энергию (мощность), поставляемую ОАО «Коми энергосбытовая компания» покупателям на территории Республики Коми, за исключением электрической энергии (мощности),
поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей»


На основании приказа ФАС России от 11.05.2016 № 579/16 «О проведении внеплановой выездной проверки Службы Республики Коми по тарифам» была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Службы Республики Коми по тарифам.

По результатам проведения проверки были выявлены следующие нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.


Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 19.12.2014 № 89/11 «О сбытовой надбавке гарантирующего поставщика электрической энергии ОАО «Коми энергосбытовая компания», была установлена сбытовая надбавка гарантирующего поставщика электрической энергии ОАО «Коми энергосбытовая компания» с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2015 г.


Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 21.12.2015 № 83/26 «О сбытовой надбавке гарантирующего поставщика электрической энергии ОАО «Коми энергосбытовая компания» была установлена сбытовая надбавка гарантирующего поставщика электрической энергии ОАО «Коми энергосбытовая компания» с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2016 г.


В ходе рассмотрения обосновывающих документов и материалов, представленных ОАО «Коми энергосбытовая компания» в орган регулирования при установлении на 2015 и 2016 гг. сбытовых надбавок, ФАС России были выявлены следующие нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.
Экспертное заключение Службы Республики Коми по тарифам от 19.12.2014 содержит предложения об установлении сбытовой надбавки, тарифов на электрическую энергию, поставляемую ОАО «Коми энергосбытовая компания» потребителям на 2015 г., а также содержит расчеты показателей ликвидности, рентабельности, при этом в представленном заключении отсутствует расчет и обоснование заявленных расходов в соответствии с Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, утвержденными приказом ФСТ России от 30.10.2012 № 703-э (далее - Методические указания № 703-э).
Из прилагаемой к экспертному заключению калькуляции собственной необходимой валовой выручки ОАО «Коми энергосбытовая компания», принятой при расчете сбытовой надбавки ФАС России установлено, что на 2015г. органом регулирования был учтен резерв по сомнительным долгам и списание долгов, нереальных ко взысканию в сумме 210 801 тыс. руб. с ростом 128,6% относительно таких расходов, учтенных в необходимой валовой выручке на 2014 г. Между тем, в соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 703-э, расходы на формирование резерва по сомнительным долгам учитываются  исходя из динамики дебиторской задолженности за предшествующий год.


При этом, анализа динамики дебиторской задолженности, оценки причин сложившейся динамики дебиторской задолженности (по зависящим или не зависящим от ОАО «Коми энергосбытовая компания» причинам) экспертное заключение органа регулирования не содержит.
Аналогичным образом определены расходы по сомнительным долгам в экспертном заключении Службы Республики Коми по тарифам на 2016 год.
Учитывая изложенное, ФАС России установлено, что экономическая обоснованность расходов на формирование резерва по сомнительным долгам экспертными заключениями не подтверждается, что является нарушением пункта 11 Методических указаний.


Следует отметить, что в прилагаемом к экспертному заключению по ОАО «Коми энергосбытовая компания» расчете недополученного дохода и экономически обоснованных расходов ОАО «Коми энергосбытовая компания», не учтенных при установлении тарифов для включения на 2015 г. указано, что при заявке организации в сумме 105 043 тыс. руб. по строке «Экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов на 2011 год на услуги по приобретению электрической энергии у ОАО «Монди СЛПК» в точках поставки, не присоединенных к сетям ОАО «МРСК Северо-Запада» Комиэнерго с ООО «Сбытовая компания Коми», орган регулирования не учел затраты по данной статье расходов, указав, что данные расходы не были признаны ФСТ России экономически обоснованными в рамках рассмотрения разногласий в 2012 году.


Аналогичный расчет, выполненный Службой Республики Коми на 2016 г., приложенный к экспертному заключению по ОАО «Коми энергосбытовая компания» на 2016 г. предусматривает включение в необходимую валовую выручку расходов по данной статье затрат, как экономически обоснованной суммы 105 043 тыс. руб., несмотря на то, что ранее принятое решение федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов не изменялось, новых решений по данной статье затрат не принималось.


В связи с тем, что экономическая обоснованность включения в необходимую валовую выручку ОАО «Коми энергосбытовая компания» на 2016г. расходов на приобретение электрической энергии у ОАО «Монди СЛПК», не учтенных при установлении тарифов на 2011 год в материалах тарифного дела не подтверждена, включение данной статьи затрат является нарушением законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.

Кроме того, необходимо отметить следующее.


Постановлением Правительства Республики Коми от 01.09.2005 № 235 «О создании государственного учреждения Республики Коми «Коми республиканский центр энергосбережения» было создано государственное учреждение Республики Коми «Коми республиканский центр энергосбережения» (далее - ГБУ Республики Коми «Коми республиканский центр энергосбережения»).


Пунктом 2 указанного постановления предусмотрено, что функции и полномочия учредителя ГБУ Республики Коми «Коми республиканский центр энергосбережения» осуществляет Служба Республики Коми по тарифам.


Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 20.10.2010 № 72/1 «О Порядке консолидации внебюджетных средств, получаемых с применением регулируемых цен (тарифов) в качестве внебюджетного источника финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности» утвержден порядок консолидации внебюджетных средств, получаемых с применением регулируемых цен (тарифов) в качестве внебюджетного источника финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, согласно которому при установлении Службой Республики Коми по тарифам цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих на территории Республики Коми регулируемые виды деятельности в области электро- и теплоэнергетики, учитываются расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусмотренных государственной программой Республики Коми по развитию строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергосбережению и повышению энергоэффективности, утвержденной распоряжением Правительства Республики Коми.
В целях реализации указанного порядка, Службой Республики Коми по тарифам были утверждены ставки отчислений на энергосбережение в % от установленной величины НВВ регулируемых организаций, которые были включены в тарифы регулируемых организаций:
- приказом от 31.10.2013 № 84/1 на 2014 год - 1,0 %,
- приказом от 15.12.2014 № 86/1 на 2015 год - 0,4 %,
- приказом от 26.10.2015 № 61/1 на 2016 год - 0,68 %, на 2017 год - 0,54 % и на 2018 год - 0,90 %.
Указанные отчисления перечисляются регулируемыми организациями на лицевой счет ГБУ Республики Коми «Коми республиканский центр энергосбережения».


В соответствии с абзацем 6 статьи 14 Федерального закона от 03.04.1996 № 28-ФЗ «Об энергосбережении» (далее - Федеральный закон № 28-ФЗ), действовавшего на момент утверждения ГБУ Республики Коми «Коми республиканский центр энергосбережения», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию должны учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение. Порядок консолидации указанных средств и порядок их использования потребителями в целях финансирования энергосберегающих проектов определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.


При этом, в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 261-ФЗ) Федеральный закон № 28-ФЗ признан утратившим силу.


Таким образом, с даты начала действия Федерального закона № 261-ФЗ у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, при определении тарифов на электрическую энергию, отсутствуют полномочия по определению порядка консолидации средств на энергосбережение.


Также в соответствии с распоряжением Правительства Республики Коми от 07.07.2010 № 288-р «О реализации положений статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Служба Республики Коми по тарифам при осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) учитывает средства, получаемые с применением регулируемых цен (тарифов) в сферах электроэнергетики и теплоснабжения на территории Республики Коми в качестве внебюджетного источника финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, предусмотренных региональной программой энергосбережения и повышения энергетической эффективности.


При этом установлено, что государственное учреждение Республики Коми «Коми республиканский центр энергосбережения» направляет средства на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, предусмотренные указанной программой.


Однако согласно действующему законодательству состав расходов, учитываемых при установлении регулируемых цен (тарифов) определяется основами ценообразования, утвержденными в установленном порядке Правительством Российской Федерации, а также методическими указаниями, утвержденными в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов), а не органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.


Согласно действующему законодательству, регулирующему отношения в сфере энергосбережения, а именно части 1 статьи 25 Федерального закона № 261-ФЗ организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащие: целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ, и их значения; мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), включая экономический эффект от проведения этих мероприятий.


В части 7 вышеупомянутой статьи установлено, что расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение утвержденных целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также на проведение мероприятий, обязательных для включения в программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, подлежат учету при установлении цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций (в том числе при определении инвестированного капитала, учитываемого при установлении долгосрочных тарифов) с учетом данных прогноза социально- экономического развития Российской Федерации.


Кроме того, Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» и Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, также не содержат положений, предусматривающих включение в состав затрат регулируемых организаций, при расчете тарифов, средств на реализацию мероприятий энергосбережения, не проводимых самими регулируемыми организациями.


Таким образом, утвержденный органом регулирования порядок перечисления на специальный счет энергосбережения отчислений организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и учет этих расходов в регулируемых тарифах неправомерен.


В этой связи, в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации были необоснованно включены средства (отчисления) на реализацию мероприятий по энергосбережению, не являющихся программой энергоэффективности данной организации в сумме 33 300 тыс. руб. на 2016 г.


По результатам проверки ФАС России было установлено, что при установлении сбытовых надбавок в отношении ОАО «Коми энергосбытовая компания» на 2015 и 2016 гг. Службой Республики Коми по тарифам были
включены экономически необоснованные расходы, данные действия привели к установлению экономически необоснованного уровня сбытовых надбавок и, как следствие, к их завышению.
В результате, данные действия регулирующего органа привели к ущемлению прав конечных потребителей и нарушению законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.


В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.


На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктами 4 и 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов
местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 № 123,


п р и к а з ыв аю:


1. Признать Службу Республики Коми по тарифам нарушившей законодательство в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, в части непринятия мер по исключению из расчёта регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике экономически необоснованных расходов, а также учете в указанных тарифах расходов, экономическая обоснованность которых не подтверждена.
2. Отменить с 01.11.2016 г. приказ Службы Республики Коми по тарифам от 21.12.2015 № 83/26 «О сбытовой надбавке гарантирующего поставщика электрической энергии ОАО «Коми энергосбытовая компания», приказ Службы Республики Коми по тарифам от 21.12.2015 № 83/21 «О ценах (тарифах) на электрическую энергию (мощность), поставляемую ОАО «Коми энергосбытовая компания» покупателям на территории Республики Коми, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей».
3. Предписать Службе Республики Коми по тарифам в установленном законом порядке принять и ввести в действие с 01.11.2016 г. решение об установлении тарифов для ОАО «Коми энергосбытовая компания», с учетом исключения из расчета указанных тарифов в электроэнергетике экономически необоснованных и не подтвержденных документально расходов ОАО «Коми энергосбытовая компания» по следующим статьям затрат: «отчисления на энергосбережение» на 2016 г. в сумме 33 300 тыс. руб.; «Экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов на 2011 год, на услуги по приобретению э/энергии у ОАО «Монди СЛПК» в точках поставки, не присоединенных к сетям ОАО «МРСК» Северо-Запада «Комиэнерго» с ООО «Сбытовая компания Коми» в сумме 105 043 тыс. руб. на 2016 г., провести анализ экономической обоснованности включения в состав тарифов на 2016 г. расходов по статье «резерв по сомнительным долгам и списанию долгов, нереальных ко взысканию» за 2015, 2016 гг., а также пересмотреть единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Коми на 2016 г.
4. Об исполнении настоящего приказа Службе Республики Коми по тарифам в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пункте 3 настоящего приказа решений об установлении цен (тарифов) в электроэнергетике проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений Службы Республики Коми по тарифам, принятие которых предписано пунктом 3 настоящего приказа;
- протоколов заседания Правления Службы Республики Коми по тарифам, на которых принимались вышеуказанные решения;
- экспертных заключений Службы Республики Коми по тарифам по результатам проверки материалов ОАО «Коми энергосбытовая компания» для установления тарифов.
5. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревского


И.Ю. Артемьев

Связанные организации

Связанные организации не указаны