Приказ по тарифному регулированию №1466/16 Об отмене приказа Службы Республики Коми по тарифам от 21.12... от 22 ноября 2016 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

Об отмене приказа Службы Республики Коми по тарифам от 21.12.2015 № 83/7 «О тарифах на электрическую энергию (мощность), производимую электростанциями ООО «Республиканская генерирующая компания»


На основании приказа ФАС России от 11.05.2016 № 579/16 «О проведении внеплановой выездной проверки Службы Республики Коми по тарифам» была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Службы Республики Коми по тарифам.

По результатам проведения проверки, были выявлены следующие нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.


Пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, установлено, что экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе: оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов.
По результатам анализа экспертных заключений Службы Республики Коми по тарифам от 18.12.2013, от 16.12.2014, от 10.12.2015 об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность) на 2013, 2014, 2015 гг. в отношении ООО «Республиканская генерирующая компания», ФАС России установлено, что в представленных экспертных заключениях отсутствует анализ экономической обоснованности расходов по части статей расходов, указывается только информация о предложениях регулируемой организации и размере затрат, включаемых в состав НВВ.


При рассмотрении расчета амортизационных отчислений на 2016 год, включенных в состав расходов при установлении тарифов в отношении данной регулируемой организации, ФАС России было установлено, что указанный расчет составлен с нарушением требований пункта 27 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.


Проанализированное ФАС России экспертное заключение Службы по тарифам Республики Коми не содержит расчета экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования, указание на срок полезного использования активов и отнесения этих активов к соответствующей амортизационной группе.


Также, исходя из имеющихся в материалах дела данных по расчету амортизации, в установленный размер амортизации органом регулирования была включена планируемая сумма амортизации от ввода основных производственных фондов за период регулирования на 2016 год.


Вместе с тем следует отметить, что при расчете на плановый период регулирования экономически обоснованного размера амортизации основных средств, в составе необходимой валовой выручки учитывается амортизация только по основным средствам, фактически введенным в эксплуатацию за последний отчетный период, за который имеются отчетные данные.
На основании вышеизложенного, определить фактический обоснованный размер амортизационных отчислений, включенных в состав тарифов на 2016 г. в отношении данной регулируемой организации, не представляется возможным.


Также ФАС России установлено, что в материалах тарифных дел за 2014 и 2015 гг., в экспертных заключениях органа регулирования отсутствуют представленные регулируемой организацией и выполненные регулирующим органом расчеты расходов на покрытие кассовых разрывов на сумму 10 013,84 тыс. руб., выполненные на основании бюджета движения их средств (планового поступления в выручке денежных средств и плановых месячных расходов), которые показывают величину планового кассового разрыва входящего финансового потока с необходимыми расходами, а также показывающими размер необходимых к привлечению заёмных оборотных средств и сроке их использования, что свидетельствует о нарушениях, допущенных органом регулирования при осуществлении расчета НВВ регулируемой организации и учете в тарифах не подтвержденных документально расходов. Кроме того, необходимо отметить следующее. Постановлением Правительства Республики Коми от 01.09.2005 № 235 «О создании государственного учреждения Республики Коми «Коми республиканский центр энергосбережения» было создано государственное учреждение Республики Коми «Коми республиканский центр энергосбережения».


Пунктом 2 указанного постановления предусмотрено, что функции и полномочия учредителя государственного учреждения Республики Коми «Коми республиканский центр энергосбережения».


Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 20.10.2010 № 72/1 «О Порядке консолидации внебюджетных средств, получаемых с применением регулируемых цен (тарифов) в качестве внебюджетного источника финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности» утвержден порядок консолидации внебюджетных средств, получаемых с применением регулируемых цен (тарифов) в качестве внебюджетного источника финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, согласно которому при установлении Службой Республики Коми по тарифам цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих на территории Республики Коми регулируемые виды деятельности в области электро- и теплоэнергетики, учитываются расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусмотренных государственной программой Республики Коми по развитию строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергосбережению и повышению энергоэффективности, утвержденной распоряжением Правительства Республики Коми.


В целях реализации указанного порядка, Службой Республики Коми по тарифам были утверждены ставки отчислений на энергосбережение в % от установленной величины НВВ регулируемых организаций, которые были включены в тарифы регулируемых организаций:
- приказом от 31.10.2013 № 84/1 на 2014 год - 1,0 %,
- приказом от 15.12.2014 № 86/1 на 2015 год - 0,4 %,
- приказом от 26.10.2015 № 61/1 на 2016 год - 0,68 %, на 2017 год - 0,54 % и на 2018 год - 0,90 %.
Указанные отчисления перечисляются регулируемыми организациями на лицевой счет государственного учреждения Республики Коми «Коми республиканский центр энергосбережения».

В соответствии с абзацем 6 статьи 14 Федерального закона от 03.04.1996 № 28-ФЗ «Об энергосбережении», действовавшего на момент утверждения государственного учреждения Республики Коми «Коми республиканский центр энергосбережения», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию должны учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение. Порядок консолидации указанных средств и порядок их использования потребителями в целях финансирования энергосберегающих проектов определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.


При этом, в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 03.04.1996 № 28-ФЗ «Об энергосбережении» признан утратившим силу.


Таким образом, с даты начала действия Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, при определении тарифов на электрическую энергию, отсутствуют полномочия по определению порядка консолидации средств на энергосбережение.


Также в соответствии с распоряжением Правительства Республики Коми от 07.07.2010 № 288-р «О реализации положений статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Служба Республики Коми по тарифам при осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) учитывает средства, получаемые с применением регулируемых цен (тарифов) в сферах электроэнергетики и теплоснабжения на территории Республики Коми в качестве внебюджетного источника финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, предусмотренных региональной программой энергосбережения и повышения энергетической эффективности.


При этом установлено, что государственное учреждение Республики Коми «Коми республиканский центр энергосбережения» направляет средства на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, предусмотренные указанной программой.


Однако согласно действующему законодательству состав расходов, учитываемых при установлении регулируемых цен (тарифов) определяется основами ценообразования, утвержденными в установленном порядке


Правительством Российской Федерации, а также методическими указаниями, утвержденными в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов), а не органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.


Согласно действующему законодательству, регулирующему отношения в сфере энергосбережения, а именно части 1 статьи 25 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты


Российской Федерации», организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащие: целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ, и их значения; мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), включая экономический эффект от проведения этих мероприятий.


В части 7 вышеупомянутой статьи установлено, что расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение утвержденных целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также на проведение мероприятий, обязательных для включения в программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, подлежат учету при установлении цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций (в том числе при определении инвестированного капитала, учитываемого при установлении долгосрочных тарифов) с учетом данных прогноза социально- экономического развития Российской Федерации.


Кроме того, Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» и Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, также не содержат положений, предусматривающих включение в состав затрат регулируемых организаций, при расчете тарифов, средств на реализацию мероприятий энергосбережения, не проводимых самими регулируемыми организациями.


Таким образом, утвержденный Службой Республики Коми по тарифам порядок перечисления на специальный счет энергосбережения отчислений организаций, осуществляющих регулируемую деятельность и учет этих расходов в регулируемых тарифах — неправомерен.


В этой связи, в состав необходимой валовой выручки ООО «Республиканская генерирующая компания» были необоснованно включены средства (отчисления) на реализацию мероприятий по энергосбережению, не являющихся программой энергоэффективности данной организации.


Так, в состав тарифов ООО «Республиканская генерирующая компания» Службой Республики Коми по тарифам были необоснованно включены затраты на энергосбережение в размере 6 637 тыс. руб. на 2014 г., на период 2015 г. в размере 2 209 тыс. руб. и в размере 4 029,98 тыс. руб. на 2016 г.


В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.


На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктами 4 и 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 № 123,


п р и к а зыв аю:


1. Признать Службу по тарифам Республики Коми нарушившей законодательство в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, в части непринятия мер по исключению из расчёта регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике экономически необоснованных расходов, а также учете в указанных тарифах расходов, экономическая обоснованность которых не подтверждена.
2. Отменить с 01.11.2016 приказ Службы Республики Коми по тарифам от 21.12.2015 № 83/7 «О тарифах на электрическую энергию (мощность), производимую электростанциями ООО «Республиканская генерирующая компания».
3. Предписать Службе по тарифам Республики Коми в установленном законом порядке принять и ввести в действие с 01.11.2016 решение об установлении тарифов для ООО «Республиканская генерирующая компания», с учетом исключения из расчета указанных тарифов в электроэнергетике экономически необоснованных и не подтвержденных документально расходов ООО «Республиканская генерирующая компания» по следующим статьям затрат: «покрытие кассового разрыва» на сумму 10 013, 84 тыс. руб. за 2014 и 2015 гг.; «отчисления в Фонд энергосбережения» в размере 6 637 тыс. руб. на 2014 г., в размере 2 209 тыс. руб. на 2015 г., в размере 4 029,71 тыс. руб. на 2016 г., провести анализ экономической обоснованности включения в состав тарифов на 2016 г. расходов на амортизацию в размере 88 808 тыс. руб., а также пересмотреть единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Коми на 2016 г.
4. Об исполнении настоящего приказа Службе Республики Коми в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пункте 3 настоящего приказа решений об установлении цен (тарифов) в электроэнергетике проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений Службы Республики Коми по тарифам, принятие которых предписано пунктом 3 настоящего приказа;
- протоколов заседания Правления Службы Республики Коми по тарифам, на которых принимались вышеуказанные решения;
- экспертных заключений Службы Республики Коми по тарифам по результатам проверки материалов ООО «Республиканская генерирующая компания» для установления тарифов.
5. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревского.
 


И.Ю. Артемьев
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны