Предписание №СП/50677/20 Предписание по рез-м проверки РСТ Забайкальского края в отно... от 16 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 25.11.2019 № 1542/19, Акт проверки ФАС России от 29.01 2020 № 2/20), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, руководствуясь нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные органом исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов для ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» на 2016-2018, 2019-2023 гг.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

На основании приказа ФАС России от 25.11.2019 № 1542/19 «О проведении внеплановой документарной проверки Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края» проведена внеплановая документарная проверка Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее – РСТ Забайкальского края, орган регулирования) в отношении установленных тарифов в сфере теплоснабжения для ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» (далее — ПАО «ТГК-14», регулируемая организация) на 2016-2018, 2019-2023 гг.

Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.27.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении № 190-ФЗ), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, а также Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075, Правила № 1075), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 706-э (далее - Методические указания № 706-э).

Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 14» создано 7 декабря 2004 г.

ПАО «ТГК-14» обеспечивает тепловой энергией потребителей на территории Забайкальского края и Республики Бурятия – субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.

В составе ПАО «ТГК-14» 7 ТЭЦ, 2 энергетических комплекса с установленной электрической мощностью 649,57 МВт и тепловой мощностью 3 120,77 Гкал/ч.

На сегодняшний день 39,81% акций принадлежит ООО «Энергопромсбыт», 20,00% - ЗАО «Управляющая компания Трансфингруп», 20,549% - ЗАО «Управляющая компания Тринфико» и 14,71% – другие юридические и физические лица.

В ПАО «ТГК-14» входит шесть филиалов:

- «Читинская генерация» (структурные подразделения: Читинские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ);

- «Читинский энергетический комплекс» (структурные подразделения: муниципальные котельные, тепловые сети);

- «Читинский Теплоэнергосбыт» (структурные подразделения: Читинское отделение, Шерловогорское отделение, Приаргунское отделение);

- «Генерация Бурятии» (структурные подразделения: Улан-Удэнские ТЭЦ-1, и ТЭЦ-2, Тимлюйская ТЭЦ);

- «Улан-Удэнский энергетический комплекс» (структурные подразделения: муниципальные котельные, тепловые сети);

- «Теплоэнергосбыт Бурятии» (структурные подразделения: Улан-Удэнское отделение, Тимлюйское отделение).

В отношении ПАО «ТГК № 14» Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края устанавливаются следующие виды тарифов:

- тарифы на тепловую энергию (мощность) для конечных потребителей ПАО «ТГК-14», оплачивающих производство тепловой энергии и производство и передачу (в т.ч. сбыт) тепловой энергии от станций (ТЭЦ) – Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ 2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ;

- тарифы на тепловую энергию (мощность) для конечных потребителей ПАО «ТГК-14», оплачивающих производство и передачу (в т.ч. сбыт) тепловой энергии от муниципальных котельных МО ГО «Город Чита», переданных в аренду ОАО «ТГК-14».

Необходимая валовая выручка, учтенная при установлении тарифов:

1. Тарифы на тепловую энергию (мощность) для конечных потребителей ПАО «ТГК-14», оплачивающих производство и передачу (в т.ч. сбыт) тепловой энергии от станций (ТЭЦ).

на 2016 г. составила 3 279 504,04 тыс. руб., на 2017 г. – 3 319 292,17 тыс. руб., на 2018 г. – 3 443 591,54 тыс. руб., на 2019 г.– 3 069 862,14  тыс. руб.

2. Тарифы на тепловую энергию (мощность) для конечных потребителей ПАО «ТГК-14», оплачивающих производство и передачу (в т.ч. сбыт) тепловой энергии от муниципальных котельных МО ГО «Город Чита», переданных в аренду ОАО «ТГК-14».

на 2016 г. составила 463 046,13 тыс. руб., на 2017 г. – 540 308,46 тыс. руб., на 2018 г.– 547 063,93 тыс. руб., на 2019 г. – 622 767,71 тыс. руб.

В ходе внеплановой документарной проверки РСТ Забайкальского края ФАС России были проанализированы материалы тарифных дел об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2016-2019 гг., представленные в ФАС России письмом от 25.12.2019 № 01/7501, на основании запроса Инспекции ФАС России от 23.12.2019 № 31/112706/19.

Рассмотрев:

Экспертное заключение по расчету тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14», на долгосрочный период 2016 - 2018 гг.;

Экспертное заключение по расчету тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ПАО «Территориальная генерирующая компания №14» конечным потребителям на территории Забайкальского края, на долгосрочный период 2016 - 2018 годы (корректировка на 2017 год);

Экспертное заключение по корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ПАО «Территориальная генерирующая компания №14» конечным потребителям на территории Забайкальского края, на 2018 год;

Экспертное заключение по расчету тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ПАО «Территориальная генерирующая компания №14» конечным потребителям на территории Забайкальского края, на долгосрочный период 2019 - 2023 гг.;

Экспертное заключение по расчету тарифов на услуги теплоснабжения, оказываемые ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» (ПАО «ТГК-14») от котельных, переданных по договору аренды с муниципальным образованием городской округ «Город Чита», на территории муниципального образования городской округ «Город Чита», на долгосрочный период 2016 - 2018 гг.;

Экспертное заключение по расчету тарифов на услуги теплоснабжения, оказываемые ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» (ПАО «ТГК-14») от котельных, переданных по договору аренды с муниципальным образованием городской округ «Город Чита», на территории муниципального образования городской округ «Город Чита», на долгосрочный период 2019 - 2023 гг.

ФАС России установлено следующее.

Тарифы для ПАО «ТГК-14» установлены методом индексации установленных тарифов на долгосрочный период регулирования:

- 2016-2018 гг. – первый долгосрочный период регулирования;

- 2019-2023 гг. - второй долгосрочный период регулирования.

В соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – правила № 1075), экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

Представленные Заключения органа регулирования на 2016-2019 гг. не содержат постатейный анализ учитываемых расходов в нарушение пункта 29 Правил № 1075, а именно отсутствует анализ экономической обоснованности затрат, в том числе расчёты и ссылки на обосновывающие документы и материалы.

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования № 1075 в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075) операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов.

Базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования.

В соответствии с пунктом 3 Правил установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона «О теплоснабжении» базовый уровень операционных расходов регулируемой организации определяется органом регулирования для каждой регулируемой организации с учетом пунктов 28-31, 40-42, 44 и 58 Основ ценообразования № 1075.

Тарифы на тепловую энергию (мощность) для конечных потребителей ПАО «ТГК-14», оплачивающих производство и передачу (в т.ч. сбыт) тепловой энергии от станций (ТЭЦ):

Размер базового уровня операционных расходов на первый долгосрочный период регулирования (2016-2018 гг.) составил 1 244 046,62 тыс. руб., в том числе по Читинской ТЭЦ-1 – 308 939,33 тыс. руб.

Размер базового уровня операционных расходов на второй долгосрочный период регулирования (2019-2023 гг.) составил 1 255 741,71 тыс. руб. (со снижением на 5,7 % по отношению к уровню 2018 г.).

Тарифы на тепловую энергию (мощность) для конечных потребителей ПАО «ТГК-14», оплачивающих производство и передачу (в т.ч. сбыт) тепловой энергии от муниципальных котельных МО ГО «Город Чита», переданных в аренду ОАО «ТГК-14»

Размер базового уровня операционных расходов на первый долгосрочный период регулирования (2016-2018 гг.) составил 242 331,23 тыс. руб.

Размер базового уровня операционных расходов на второй долгосрочный период регулирования (2019-2023 гг.) составил 1 255 741,71 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что экспертное заключение регулирующего органа на 2016-2018 годы не содержит полную информацию об основных принципах распределения затрат по видам регулируемой деятельности.  

Экспертное заключение не содержит сведений о принятых в расчет НВВ на 2016 и 2019 гг. долях распределения расходов между производством, передачей и сбытом тепловой энергии и ссылок на документы, обосновывающие принятые регулирующим органом в расчет НВВ на 2016 и 2019 гг. доли распределения расходов.

Учитывая, что регулирующим органом тарифы на тепловую энергию утверждаются в разбивке по видам регулируемой деятельности, ФАС России считает необходимым отразить в экспертном заключении применяемые РСТ Забайкальского края принципы распределения расходов.

I. Подконтрольные расходы 2016 и 2019 гг.

Вспомогательные материалы, ремонт основных средств

В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности, определяемых в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее - Методические указания № 760-э).

В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

ФАС России отмечает, что в подтверждение фактических расходов по данной статье затрат в орган регулирования представлены материалы о фактических расходах за 2014 и 2017 гг., а также договоры.

Тарифы на тепловую энергию (мощность) для конечных потребителей ПАО «ТГК-14», оплачивающих производство и передачу (в т.ч. сбыт) тепловой энергии от станций (ТЭЦ):

Регулируемой организацией указанные расходы на 2019 г. были предложены в размере всего по предприятию 357 103,28 тыс. руб. (производство, передача и сбыт).

Производство тепловой энергии:

2016 год. Регулируемой организацией указанные расходы на 2016 г. были предложены в размере 180 607,75 тыс. руб.

Органом регулирования приняты расходы на сырье и материалы, необходимые для ремонта и эксплуатации оборудования станций, а также расходы на горюче-смазочные материалы на общую сумму 143 563,09 тыс. руб., в том числе на Читинскую ТЭЦ-1 в размере 84 928,62 тыс. руб. Сумма затрат по данной статье определена исходя из фактических данных по результатам плановой выездной проверки органа регулирования за 2014 г. с учетом индекса-дефлятора на 2015 г.  - 1,049, индекса-дефлятора на 2016 г. - 1,062.

2019 год. По данной статье учтены затраты на сырье и материалы, необходимые для ремонта и эксплуатации оборудования станций, а также расходы на горюче-смазочные материалы в сумме 114 624,01 тыс. руб., в том числе по Читинской ТЭЦ-1 - 65 358,76 тыс. руб. Сумма затрат по статье определена исходя из фактических данных за 2017 г. с учетом индекса-дефлятора на 2018 год - 1,036, индекса- дефлятора на 2019 год - 1,044.

Передача тепловой энергии:

2016 год. Регулируемой организацией указанные расходы на 2016 г. были предложены в размере 201 299,32 тыс. руб.

По данной статье приняты органом регулирования расходы на сырье и материалы, необходимые для ремонта и эксплуатации оборудования, а также расходы на горюче-смазочные материалы на общую сумму 80 177,84 тыс. руб., в том числе по тепловым сетям Читинского энергетического комплекса — 68 972,15 тыс. руб. Сумма затрат по данной статье определена органом регулирования исходя из фактических данных по результатам плановой выездной проверки за 2014 г. с учетом индекса-дефлятора на 2015 г. -1,049 индекса-дефлятора на 2016 г. — 1,062. Расчет расходов на сырье и материалы, необходимые для ремонта и эксплуатации оборудования по бесхозяйным тепловым сетям, переданным предприятию, произведён органом регулирования в соответствии с Рекомендациями по нормированию материальных ресурсов на техническое обслуживание и ремонт теплоэнергетического оборудования.

2019 год. По данной статье учтены затраты на сырье и материалы, необходимые для ремонта и эксплуатации оборудования станций, а также расходы на горюче-смазочные материалы в сумме 110 363,97 тыс. руб., в том числе по тепловым сетям Читинского энергетического комплекса-93 138,27 тыс. руб. Сумма затрат по статье определена органом регулирования исходя из фактических данных по результатам плановой выездной проверки за 2017 г. с учетом индекса-дефлятора на 2018 г. - 1,36 индекса-дефлятора на 2019 г. - 1,044.

Расчет расходов на сырье и материалы, необходимые для ремонта и эксплуатации оборудования по бесхозяйным тепловым сетям, переданным предприятию в 2018 г., произведён органом регулирования в соответствии с Рекомендациями по нормированию материальных ресурсов на техническое обслуживание и ремонт теплоэнергетического оборудования и тепловых сетей, М., ЦНИС, 2002 г.

Расходы на ремонт основных средств - по статье учтены органом регулирования затраты на капитальный ремонт в размере 67 617,80 тыс. руб., в том числе по тепловым сетям Читинского энергетического комплекса - 67 617,80 тыс. руб. согласно дополнительному соглашению от 07 мая 2018 г. к договору аренды имущества от 21 августа 2009 года № 1 с Администрацией городского округа «Город Чита», а также договору аренды муниципального имущества от 20 декабря 2018 г.

Сбыт тепловой энергии:

2016 год. Регулируемой организацией указанные расходы на 2016 г. были предложены в размере 7 526,25 тыс. руб. (меньше чем было установлено Службой).

По данной статье органом регулирования приняты расходы на сырье и материалы, необходимые для ремонта и эксплуатации оборудования, а также расходы на горюче-смазочные материалы на общую сумму 7 641,45 тыс. руб., в том числе по Читинскому отделению — 7 430,95 тыс. руб. Сумма затрат по данной статье определена исходя из фактических данных по результатам плановой выездной проверки за 2014 г. с учетом индекса-дефлятора на 2015 г. -1,049 индекса-дефлятора на 2016 г. — 1,062. Расчет расходов на сырье и материалы, необходимые для ремонта и эксплуатации оборудования по бесхозяйным тепловым сетям, переданным предприятию, произведён в соответствии с Рекомендациями по нормированию материальных ресурсов на техническое обслуживание и ремонт теплоэнергетического оборудования.

2019 год. По данной статье учтены затраты на сырье и материалы, необходимые для ремонта и эксплуатации оборудования станций, а также расходы на горюче-смазочные материалы в сумме 10 518,13 тыс. руб., в том числе по Читинскому отделению - 10 028,61 тыс. руб. Сумма затрат по статье определена исходя из фактических данных по результатам плановой выездной проверки за 2017 г. с учетом индекса-дефлятора на 2018 г. - 1,036, индекса-дефлятора на 2019 г. - 1,044.

Тарифы на тепловую энергию (мощность) для конечных потребителей ПАО «ТГК-14», оплачивающих производство и передачу (в т.ч. сбыт) тепловой энергии от муниципальных котельных МО ГО «Город Чита», переданных в аренду ОАО «ТГК-14»

2016 год. Расходы на приобретение сырья и материалов - размер затрат по данной группе был учтен органом регулирования в размере 25 837,38 тыс. руб., в том числе по статьям затрат:

- Расходы на текущий и капитальный ремонт - по данной статье учтены согласно экспертному заключению органа регулирования затраты на вспомогательные материалы, необходимые для проведения текущего ремонта и обслуживания котельного оборудования и тепловых сетей предприятия в сумме 20 618, 66 тыс. руб. в соответствии с рекомендациями по нормированию материальных ресурсов на техническое обслуживание и ремонт теплоэнергетического оборудования и тепловых сетей (части I, II), 2002

- Затраты на текущее содержание и техническое обслуживание - сумма затрат составила 5 218,72 тыс. руб. по статье учтены затраты:

на выдачу спецодежды, спецпитания, смывающих и обеззараживающих средств, рассчитанные на основании Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций  электроэнергитической промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития  Российской Федерации от 25 апреля 2011 года № 340н, Норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут  выдаваться работникам вместо молока, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2009 года № 45н, Типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств,  утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1122н, в размере 4 271 840 руб..

затраты на реагенты, принятые на уровне фактического значения 2014 года. В подтверждение фактических затрат предприятием предоставлены оборотно-сальдовые ведомости по счету 20.01 «Химреагенты», договоры поставки, заключенные с ООО «ЭТНАКОМ» (от 02 марта 2012 года № ЭК-142/03.12), ООО «Крезол» (от 10 июня 2013 года), ООО «Сибирская соль» (от 19 февраля 2013 года), выставленные счета-фактуры, акты выполненных работ за 2014 год.

2019 год. Регулируемой организацией указанные расходы на 2019 г. были предложены в размере всего по предприятию 26 144,5 тыс. руб. (на уровне меньше чем было утверждено Службой).

Расходы на приобретение сырья и материалов - сумма затрат по данной группе были учтены в размере 26 760, 34 тыс. руб., в том числе по статьям затрат:

Расходы на текущий и капитальный ремонт - по данной статье учтены затраты в сумме 21 464, 68 тыс. руб. Размер затрат определён органом регулирования исходя из фактических данных по результатам плановой выездной проверки за 2017 г. с учетом индексов-дефляторов на 2018-2019 гг.

На текущее содержание и техническое обслуживание, всего 5 295,66 тыс. руб., в том числе:

Специальная одежда и питание - по данной статье учтены затраты в сумме 4 764,47 тыс. руб. Размер затрат определён органом регулирования исходя из фактических данных по результатам плановой выездной проверки за 2017 год с учетом индексов-дефляторов на 2018-2019 гг.

Реагенты - по данной статье учтены затраты в сумме 531 тыс. руб. Размер затрат определён исходя из фактических данных по результатам плановой выездной проверки за 2017 г. с учетом индексов-дефляторов на 2018-2019 гг.

ФАС России отмечает, что экспертные заключения органа регулирования на 2016 и 2019 гг. не содержат анализ документов и материалов, представленных ПАО «ТГК № 14», с учетом программы ремонтов, а также фактических расходов 2014 и 2017 гг.

На основании экспертных заключений органа регулирования невозможно сделать вывод о способе распределения базового уровня затрат 2016 и 2019 гг. по видам регулируемой деятельности, а также их структуре.

Также ФАС России отмечает, что по ремонтам основных средств (текущим) не представлен анализ органом регулирования дефектных ведомостей, планов ремонта, обоснования необходимости проведения ремонтов, а также анализ ремонтной программы.

РСТ Забайкальского края в нарушение пункта 29 Правил № 1075 не отражен анализ представленных ПАО «ТГК № 14» договоров, в том числе с учетом пунктов 28, 29 Основ ценообразования № 1075.

В части расходов на капитальный ремонт ФАС России сообщает следующее.

Органом регулирования учтены расходы на капитальный ремонт в суммах:

 

2016 год, тыс. руб.

2017 год, тыс. руб.

2018 год, тыс. руб.

2019 год, тыс. руб.

Котельные

22 438,9

23 258,2

23 607,8

-

Генерация (передача)

45 595,56

47483,3

49 289,67

67 617,8

 

Между администрацией городского округа «Город Чита» и ПАО «ТГК-14» заключены долгосрочные договоры аренды объектов коммунальной инфраструктуры № 1,2,3,4,5,6,7,8, находящихся в муниципальной собственности городского округа «Город Чита». Согласно условиям договоров арендатор обязан осуществлять капитальный ремонт и реконструкцию имущества за счет средств арендодателя, в пределах арендной платы. Также в этих договорах содержится пункт, в соответствии с которым расходы арендатора по капитальным ремонтам и реконструкции имущества, предусмотренные в «Программе капитальных ремонтов и реконструкции», согласованной обеими сторонами в письменном виде, засчитываются в счет арендных платежей. В качестве подтверждающих документов по данной статье организацией представлены копии договоров аренды муниципального имущества и «Программа капитальных ремонтов и реконструкции», согласованная с администрацией городского округа «Город Чита».

По общему правилу пункта 1 статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества лежит на арендодателе, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.

В соответствии с условиями договора от 21.08.2009 № 1 (заключен на 10 лет) обязанность нести расходы по капитальному ремонту возложена на администрацию городского округа «Город Чита»:

пункт 3.2.6: Арендодатель обязан финансировать капитальные ремонты и реконструкцию, проводимые на условиях договора в пределах арендной платы;

пункт 3.4.5: Арендатор обязан осуществлять капитальный ремонт и реконструкцию имущества за счет средств Арендодателя в пределах арендной платы;

пункт 5.2: Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за счет средств, предусмотренных в тарифе, его текущий и за счет средств Арендодателя в пределах арендной платы производить капитальный ремонт и реконструкцию.

Обязанность нести расходы по капитальному ремонту возложена на администрацию как в силу закона (ст. 210, 616 ГК РФ), так и в силу договора.

Арендная плата производится ПАО «ТГК-14» путем зачета встречных требований задолженности по капитальному ремонту. На этом основании расходы на капитальный ремонт включаются РСТ Забайкальского края в состав НВВ регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075 арендная плата включается в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Зачет расходов на капитальный ремонт в счет арендных платежей и их учет в составе НВВ организации означает ничем не обоснованный перенос бремени несения таких расходов на потребителей тепловой энергии, поскольку обязанность по возмещению расходов на капитальный ремонт возложена на арендодателя, а арендная плата, в свою очередь, должна включаться в состав НВВ на экономически обоснованном уровне.

По договору аренды от 21.08.2009 № 1 арендная плата составляет 11 118 тыс. руб. в месяц, дополнительным соглашением к договору от 01.04.2010 изменена на 4 891 920 рублей в месяц. Расчет произведен в соответствии с Положением о порядке сдачи в аренду объектов муниципальной собственности в городском округе «Город Чита», утвержденным Думой городского округа «Город Чита» от 12.10.2006 № 168, в соответствии с которым срок договора аренды не может превышать 5 лет, арендная плата рассчитывается исходя из базового размера арендной платы и коэффициентов, учитывающих тип деятельности арендатора, расположение здания и степень благоустройства.

ФАС России отмечает, что расшифровки арендной платы в соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075 в разрезе обязательных платежей арендодателя с подтверждающими размер обязательных платежей документами не представлено.

Согласно пункту 41 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

В этой связи для подтверждения затрат по капитальному ремонту со стороны регулируемой организации должны быть представлены ремонтные программы, планы-графики ППР, сметные расчеты, дефектные акты, акты технического обследования, копии договоров на проведение ремонтов подрядным способом, предписания надзорных органов, иные документы, обосновывающие стоимость работ и потребность организации в них.

Перечисленные документы в материалах тарифного дела отсутствуют.

Между тем, учитывая понесенные регулируемой организацией расходы на капитальный ремонт, органу регулирования необходимо запросить вышеуказанные документы, оценить экономическую обоснованность и рыночную стоимость проведенных работ, и включить (исключить) экономически обоснованные (неподтвержденные) расходы.

 

Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 1075 в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются, в том числе:

а) расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяемые исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с методическими указаниями.

Согласно статье 254 Налогового Кодекса Российской Федерации к работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.

К работам и услугам производственного характера также относятся транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и структурных подразделений по перевозкам грузов внутри организации, в частности перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов со склада в цеха.

Тарифы на тепловую энергию (мощность) для конечных потребителей ПАО «ТГК-14», оплачивающих производство и передачу (в т.ч. сбыт) тепловой энергии от станций (ТЭЦ).

Регулируемой организацией указанные расходы на 2019 г. были предложены в размере всего по предприятию 222 875,26 тыс. руб. (производство, передача и сбыт).

Производство тепловой энергии:

2016 год. Регулируемой организацией указанные расходы на 2016 г. были предложены в размере 102 580,3 тыс. руб.

По данной статье учтена органом регулирования сумма затрат на оплату услуг по ремонту, услуг стороннего транспорта, поверке и калибровке приборов, испытаниям и исследованиям оборудования, обслуживание автоматизированных систем управления логическим процессом, а также прочих услуг производственного характера (аварийно-спасательные услуги при разливе нефтепродуктов, санитарная обработка территорий) в размере 52 837,46 тыс. руб., в том числе на Читинскую ТЭЦ-1 - 24 993,12 тыс. руб.

Сумма затрат по статье определена исходя из фактических данных по результатам плановой проверки за 2014 г. с применением индекса-дефлятора на 2015 год 1,49, индекса-дефлятора на 2016 г. - 1,062.

2019 год. Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями - по данной статье учтены органом регулирования  в сумме 56 905,74 тыс. руб., в том числе по Читинской ТЭЦ-1 - 41 787,68 тыс. руб. на оплату услуг по ремонту, услуг стороннего транспорта, поверке и калибровке приборов, испытаниям и исследованиям оборудования, обслуживание автоматизированных систем управления технологическим процессом, услуг мониторинга автотранспорта, а также прочих услуг производственного характера (аварийно-спасательные услуги при разливе нефтепродуктов, санитарная обработка территорий).

Сумма затрат по статье определена исходя из фактических данных за 2017 г. с применением индекса- дефлятора на 2018 г. - 1,036, индекса-дефлятора на 2019 год - 1,044.

Передача тепловой энергии:

2016 год. Регулируемой организацией указанные расходы на 2016 г. были предложены в размере 47 679,55 тыс. руб.

По данной статье учтены затраты в размере 32 277,67 тыс. руб., в том числе по тепловым сетям Читинского энергетического комплекса - 31 479,14 тыс. руб. Затраты на оплату услуг по ремонту, услуг стороннего транспорта, поверке и калибровке приборов, испытаниям оборудования, прочих услуг производственного характера (таких как получение разрешений на земельные работы, очистка проезжей части от наледи, расходы на выполнение выкопировок), а также расходы на оплату услуг по передаче тепловой энергии по сетям ООО «Энергожилстрой», ООО «Радченко», ООО «Мир». Сумма затрат на передачу тепловой энергии по сетям составляет 12 661,91 тыс. руб. в том числе:

•  по сетям ООО «Энергожилстрой» - 9 194,78 тыс. руб.;

•  по сетям ООО «Радченко» - 2 696,86 тыс. руб.;

•  по сетям ООО «Мир» - 770,28 тыс. руб.

2019 год. Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями - по данной статье учтены затраты в сумме 31 011,35 тыс. руб., в том числе по тепловым сетям Читинского энергетического комплекса - 30 197,35 тыс. руб. на оплату услуг по ремонту, услуг стороннего транспорта, поверке и калибровке приборов, испытаниям и исследованиям оборудования, услуг мониторинга автотранспорта, а также прочих услуг производственного характера (работы по контролю стыковых сварных соединений тепловых сетей, работы по подготовке технической документации, копирование инженерной документации, монтаж и демонтаж, отключение воздушных контактных сетей троллейбусов).

Сумма затрат по статье определена исходя из фактических данных по результатам плановой выездной проверки за 2017 г. с применением индекса-дефлятора на 2018 г. - 1,036, индекса-дефлятора на 2019 г. - 1,044.

Сбыт тепловой энергии:

2016 год. Регулируемой организацией указанные расходы на 2016 г. были предложены в размере 19 578,44 тыс. руб.

По данной статье учтена органом регулирования сумма затрат на оплату услуг по ремонту, услуг стороннего транспорта, поверке и калибровке приборов в размере в размере 1 137,39 тыс. руб., в том числе по Читинскому отделению – 1 088,04 тыс. руб. Сумма затрат по статье определена исходя из фактических данных по результатам плановой проверки за 2014 г. с применением индекса-дефлятора на 2015 г. 1,49, индекса-дефлятора на 2016 год - 1,062.

2019 год. Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями - по данной статье учтены затраты в сумме 364,40 тыс. руб., в том числе по Читинскому отделению - 356,04 тыс. руб. на оплату услуг по ремонту, поверке и калибровке приборов, а также прочих услуг производственного характера (затраты, связанные с доставкой грузов, затраты на оплату услуг по приемке отходов (отработанной оргтехники).

Сумма затрат по статье определена исходя из фактических данных по результатам плановой выездной проверки за 2017 г. с применением индекса-дефлятора на 2018 г. - 1,036, индекса-дефлятора на 2019 г.- 1,044.

Тарифы на тепловую энергию (мощность) для конечных потребителей ПАО «ТГК-14», оплачивающих производство и передачу (в т.ч. сбыт) тепловой энергии от муниципальных котельных МО ГО «Город Чита», переданных в аренду ОАО «ТГК-14».

2016 год. По данной статье учтены затраты в сумме 12 715, 03 тыс. руб., в том числе:

- транспортные услуги - сумма затрат по статье составила 11 721, 9 тыс. руб., в том числе:

• на доставку угля до котельных предприятия и вывоз шлака автотранспортом сторонних организаций в размере 7 093 тыс. руб. Расчет затрат по статье произведен исходя из нормативного расхода топлива, необходимого для работы котельных предприятия, и стоимости доставки одной тонны угля. Стоимость доставки 1 тонны топлива рассчитана нормативно.

• затраты на горюче-смазочные материалы рассчитаны методом индексации фактического уровня затрат с применением коэффициента- дефлятора в размере 1,049 на 2015 г., 1,062 - на 2016 г. Общая сумма затрат составила 4 628,91 тыс. руб. В подтверждение фактических затрат предприятием предоставлены оборотно-сальдовые ведомости по счету 10.03 «ГСМ», договоры поставки, заключенные с ОАО «Нефтемаркет», ООО «ЧитаГаз», ООО «Газторг», ООО «ЧитаАвтоГаз», выставленные счета- фактуры, акты выполненных работ за 2014 г.

- иные работы и услуги производственного характера – учтены затраты на поверку и калибровку приборов учета, испытания и исследования, прочие услуги в размере 993 тыс. руб.

2019 год. Регулируемой организацией указанные расходы на 2019 г. были предложены в размере всего по предприятию 23 458,06 тыс. руб.

Учтены затраты в сумме 23 387,30 тыс. руб., в том числе:

- Транспортные услуги - сумма затрат по статье составила 21 023,77 тыс. руб., в том числе:

По договорам - по данной статье затрат учтены расходы на доставку угля автотранспортом до котельных предприятия, вывоз золошлаковых отходов и услуги стороннего автотранспорта в сумме 15 330,73 тыс. руб.

Ремонт хозяйственный способом - по данной статье учтены расходы на приобретение горюче-смазочных материалов (бензин, дизельное топливо, газ, масла и прочие смазывающие материалы) в размере 5 693, 04 тыс. руб.

- Иные работы и услуги производственного характера - по данной статье учтены затраты в сумме 2 363, 52 тыс. руб.

Размер затрат по указанной статье определён РСТ Забайкальского края исходя из фактических данных по результатам плановой выездной проверки за 2017 г. с учетом индексов-дефляторов на 2018-2019 гг.

ФАС России отмечает, что органом регулирования в нарушение пункта 29 Правил № 1075 не отражен анализ представленных ПАО «ТГК № 14» договоров, в том числе с учетом пунктов 28, 29 Основ ценообразования № 1075, не представлен перечень работ, учтенных по данной статье затрат в НВВ 2016 и 2019 гг., а также не отражена информация о необходимости выполнения учтенных работ и услуг производственного характера. Кроме того, не представлен анализ фактических расходов по данной статье затрат за 2014 и 2017 гг.

Кроме того, орган регулирования не отразил анализ заключения договоров на основании конкурсных или иных конкурентных процедур. ФАС России отмечает, что экспертные заключения органа регулирования не содержат постатейную расшифровку принятых затрат с указанием представленных подтверждающих документов, на основании которых принималось решение:

- услуги автотранспорта;

- технический аудит, диагностика, экспертиза, проверка приборов;

- услуги по техническому обслуживанию основных средств;

- природоохранные и экологические мероприятия;

- прочие работы и услуги для производства (экспертиза НУР топлива запасов топлива, утилизация опасных отходов и др.).

Также ФАС России отмечает, что учтенные в данной статье расходы на ремонт, горюче-смазочные материалы, услуги стороннего транспорта подлежат дополнительному экономическому анализу на предмет дублирования в статье «Вспомогательные материалы».

Таким образом, органом регулирования не отражена информация о необходимости выполнения учтенных работ и услуг производственного характера. Не представляется возможным сделать вывод, на основании чего не приняты те или иные затраты, предложенные регулируемой организацией.

Таким образом, экспертные заключения на 2016 и 2019 гг. составлены с нарушением пункта 29 Правил № 1075.

 

Прочие расходы

Согласно экспертным заключениям на 2016 и 2019 гг. в состав данных затрат включены:

1) затраты на охрану труд и технику безопасности:

- услуги по медицинскому осмотру;

- спецпитание - выдача работникам молока;

- типографские услуги;

- приобретение спецлитературы;

- услуги санэпидстанции;

- услуги по аттестации рабочих мест;

2) затраты на услуги непроизводственного характера:

- услуги связи - услуги внутризоновой, междугородней, радиосвязи, обслуживание оборудования связи;

- услуги по проведению техосмотра и техобслуживания автомашин;

- обслуживание кассовых аппаратов; услуги охраны - обслуживание тревожной кнопки, пост охраны;

- услуги по страхованию - страхование ответственности опасных производственных объектов, страхование ОСАГО автотранспортных средств, страхование имущества;

- подготовки кадров;

- аренда земли;

- прочие услуги — почтовые расходы;

- командировочные расходы.

- внереализационные расходы- расходы на услуги банков.

Тарифы на тепловую энергию (мощность) для конечных потребителей ПАО «ТГК-14», оплачивающих производство и передачу (в т.ч. сбыт) тепловой энергии от станций (ТЭЦ).

Регулируемой организацией указанные расходы на 2019 г. были предложены в размере всего по предприятию 63 030 тыс. руб. (производство, передача и сбыт).

Производство тепловой энергии:

2016 год. Регулируемой организацией указанные расходы на 2016 г. были предложены в размере 245 388,67 тыс. руб.

Согласно экспертному заключению на 2016 г. в состав данных затрат определены РСТ Забайкальского края расходы исходя из фактических данных по результатам плановой выездной проверки за 2014 г. с учетом индекса-дефлятора на 2015 г. - 1,049, индекса-дефлятора на 2016 г. - 1,062. в общей сумме 146 836,43 тыс. руб.

Внереализационные расходы включают в себя также сальдо внереализационных расходов и доходов - госпошлина и судебные издержки. Сумма по данной статье принята исходя из фактических данных по результатам плановой выездной проверки за 2014 г.

Дополнительные прочие расходы - затраты на обслуживание заемных средств для создания запасов топлива. Расчет произведен исходя из объемов топлива согласно фактическим данным по результатам плановой выездной проверки за 2014 г. и ценам на топливо.

Общехозяйственные расходы - по данной статье сумма затрат составляет 70 967,90 тыс. руб., в том числе по Читинской ТЭЦ-1 - 42 226,39 тыс. руб. Затраты определены исходя из фактических данных по результатам плановой выездной проверки за 2014 г. с учетом индекса-дефлятора на 2015 год - 1,049, индекса-дефлятора на 2016 г. - 1,062 и процентом распределения затрат согласно учетной политике предприятия.

2019 год. Расходы по данной статье сложились в размере 23 592,11 тыс. руб., в том числе по Читинской ТЭЦ-1 – 7 989,71 тыс. руб.

Затраты по вышеуказанным статьям определены исходя из фактических данных за 2017 г. с учетом индекса-дефлятора на 2018 г. - 1,036, индекса-дефлятора на 2019 г.-1,44.

Передача тепловой энергии:

2016 год. Регулируемой организацией указанные расходы на 2016 г. были предложены в размере 158 848,14 тыс. руб.

Согласно экспертному заключению на 2016 г. затраты по вышеуказанным статьям определены РСТ Забайкальского края исходя из фактических данных по результатам плановой выездной проверки за 2014 год с учетом индекса-дефлятора на 2015 год - 1,049, индекса-дефлятора на год - 1,062., всего 87 425,32 тыс. руб.

Общехозяйственные расходы - по данной статье сумма затрат составляет 30 329,5 тыс. руб. Затраты определены исходя из фактических данных по результатам плановой выездной проверки за 2014 г. с учетом индекса-дефлятора на 2015 г. - 1,049, индекса-дефлятора на 2016 г. - 1,062 и процентом распределения затрат согласно учетной политике предприятия.  

2019 год. Прочие операционные расходы - расходы по данной статье сложились в размере 10 391,44 тыс. руб., в том числе по тепловым сетям Читинского энергетического комплекса - 9 141,05 тыс. руб. Затраты по вышеуказанным статьям определены исходя из фактических данных за 2017 г. по результатам плановой выездной проверки с учетом индекса-дефлятора на 2018 г.- 1,36, индекса-дефлятора на 2016 г.- 1,044.

Сбыт тепловой энергии:

2016 год. Регулируемой организацией указанные расходы на 2016 г. были предложены в размере 75 698,28 тыс. руб.

Согласно Экспертному заключению на 2016 г. затраты по вышеуказанным статьям определены РСТ Забайкальского края исходя из фактических данных по результатам плановой выездной проверки за 2014 г. с учетом индекса-дефлятора на 2015 г.  - 1,049, индекса-дефлятора на 2016 г. - 1,062., всего 18 749,42 тыс. руб.

Общехозяйственные расходы - по данной статье сумма затрат составляет 5 618,29 тыс. руб., в том числе по Читинскому отделению – 5 172,27 тыс. руб. Затраты определены исходя из фактических данных по результатам плановой выездной проверки за 2014 г. с учетом индекса-дефлятора на 2015 г.- 1,049, индекса-дефлятора на 2016 г. - 1,062 и процентом распределения затрат согласно учетной политике предприятия.  

2019 год. Расходы по данной статье определены в размере 8 706,39 тыс. руб., в том числе по Читинскому отделению - 6 623,03 тыс. руб.

Затраты по вышеуказанным статьям определены исходя из фактических данных за 2017 г. по результатам плановой выездной проверки с учетом индекса-дефлятора на 2018 г. - 1,36, индекса-дефлятора на 2016 г. - 1,044.

Тарифы на тепловую энергию (мощность) для конечных потребителей ПАО «ТГК-14», оплачивающих производство и передачу (в т.ч. сбыт) тепловой энергии от муниципальных котельных МО ГО «Город Чита», переданных в аренду ОАО «ТГК-14».

2016 год. По данной статье затрат учтены расходы в сумме 2 468 183 руб. Размер затрат определен исходя из фактических данных за 2014 год с учетом индексов- дефляторов на 2015-2016 гг

2019 год. Регулируемой организацией указанные расходы на 2019 г. были предложены в размере всего по предприятию 5 513,9 тыс. руб. (на уровне меньше, чем было утверждено Службой).

Прочие расходы - по данной статье затрат учтены расходы в сумме 5 389 тыс. руб. Размер затрат определен исходя из фактических данных по результатам плановой выездной проверки за 2017 год с учетом индексов- дефляторов на 2018-2019 гг.

ФАС России отмечает, что в экспертных заключениях не представлена полная расшифровка принятых расходов по данной подстатье, не представлен анализ экономической обоснованности представленных организацией документов, фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации.

Органом регулирования в нарушение пункта 29 Правил № 1075 не отражен анализ представленных ПАО «ТГК №14» договоров, обосновывающих материалов, в том числе с учетом пунктов 28, 29 Основ ценообразования № 1075.

Таким образом, Экспертные заключения на 2016 и 2019 гг. составлены с нарушением пункта 29 Правил № 1075.

 

Административные (общехозяйственные) расходы

Тарифы на тепловую энергию (мощность) для конечных потребителей ПАО «ТГК-14», оплачивающих производство и передачу (в т.ч. сбыт) тепловой энергии от станций (ТЭЦ)

2016 год. Регулируемой организацией указанные расходы на 2016 г. были предложены в размере 180 607,75 тыс. руб.

Фактические затраты, признанные РСТ Забайкальского края, по результатам проверки факта 2014 г. составили 329 270 тыс. руб. с учетом индекса-дефлятора на 2015 г. - 1,049, индекса-дефлятора на 2016 г. - 1,062 - 366 819,29 тыс. руб. Расходы, относимые на филиалы, находящиеся в Забайкальском крае, составили 208 819 тыс. руб.

2019 год. Регулируемой организацией указанные расходы на 2019 г. были предложены в размере всего по предприятию 153 264,85 тыс. руб. (производство, передача и сбыт).

Производство тепловой энергии: сумма затрат по статье составила 43 379,40 тыс. руб., в том числе по Читинской ТЭЦ-1 – 26 655,89 тыс. руб. Затраты определены исходя из фактических данных по результатам плановой выездной проверки за 2017 г. с учетом индекса-дефлятора на 2018 г. - 1,037, индекса-дефлятора на 2019 год - 1,046 и процентов распределения затрат согласно учетной политике предприятия.

Передача тепловой энергии: сумма затрат по статье составила 18 203,44 тыс. руб., в том числе по тепловым сетям Читинского энергетического комплекса - 18 203,44 тыс. руб. Затраты определены исходя из фактических данных по результатам плановой выездной проверки за 2017 г. с учетом индекса-дефлятора на 2018 год - 1,037, индекса-дефлятора на 2016 г. - 1,046 и процентов распределения затрат согласно учетной политике предприятия.

Сбыт тепловой энергии: сумма затрат по статье составила 3 735,82 тыс. руб., в том числе по Читинскому отделению – 3 456,99 тыс. руб. Затраты определен исходя из фактических данных по результатам плановой выездной проверки за 2017 г. с учетом индекса-дефлятора на 2018 год - 1,037, индекса-дефлятора на 2019 г. - 1,046 и процентов распределения затрат согласно учетной политике предприятия.

Тарифы на тепловую энергию (мощность) для конечных потребителей ПАО «ТГК-14», оплачивающих производство и передачу (в т.ч. сбыт) тепловой энергии от муниципальных котельных МО ГО «Город Чита», переданных в аренду ОАО «ТГК-14».

2016 год. Фактические затраты, признанные РСТ Забайкальского края по результатам проверки факта 2014 г., составили 329 270 тыс. руб. С учетом индекса-дефлятора на 2015 г. - 1,049, индекса-дефлятора на 2016 г. - 1,062 - 366 819,29 тыс. руб.

Распределение общехозяйственных расходов между филиалами, а также между видами осуществляемой деятельности по Забайкальскому краю произведено в соответствии с приложениями к учётной политике ПАО «ТГК-14».

2019 год. Регулируемой организацией указанные расходы на 2019 г. были предложены в размере всего по предприятию 12 418,65 тыс. руб.

Учтены расходы Службой в сумме 12 157 451 руб. Размер затрат определен исходя из фактических данных по результатам плановой выездной проверки за 2017 год с учетом индексов-дефляторов на 2018-2019 гг.

ФАС России отмечает, что в экспертных заключениях на 2016 и 2019 гг. не отражено, каким образом органом регулирования рассчитаны суммы по подстатьям затрат. Также экспертные заключения не содержат анализ фактических затрат 2014 и 2017 гг., органом регулирования в нарушение пункта 29 Правил № 1075 не отражен анализ представленных ПАО «ТГК №14» обосновывающих материалов, в том числе с учетом пунктов 28, 29 Основ ценообразования № 1075.

Вместе с тем ФАС России выявлено следующее.

В составе фактических затрат по данной статье, которые признаны органом регулирования экономически обоснованными и приняты в качестве базы для расчета плановых расходов на 2016 и 2019 годы, учтены расходы на проведение собрания акционеров в суммах 18 828 тыс. руб. (по 2014 году), 19 898,554 тыс. руб. (по 2017 году), а также расходы на проведение Совета директоров в суммах 2 273 тыс. руб. (по 2014 году), по 2017 году выявить сумму не удается.

Расходы на проведение собрания акционеров включают в себя расходы на рассылку сообщений и бюллетеней для голосования, а также на ведение реестра акционеров.

Согласно Федеральному закону от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» акционерное общество обязано в сроки, указанные в статье 52 Федерального закона, информировать своих акционеров о проведении собрания. Таким образом, у акционерного общества возникают обязательные почтовые расходы по направлению бюллетеней для голосования и расходы, связанные с их рассылкой, а также на ведение реестра акционеров, подлежащие учету в составе НВВ.

Расходы на проведение Совета директоров включают в себя вознаграждение Совета директоров за участие в совещаниях. Органу регулирования необходимо проанализировать данные расходы на предмет отнесения таких расходов к обязательным в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и учесть результаты такого анализа.

 

II. Неподконтрольные расходы 2016-2019 гг.

Амортизация основных средств и нематериальных активов

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Пунктом 29 Методических указаний № 760-э установлено, что амортизация основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

Из совокупности вышеприведенных норм Основ ценообразования № 1075 и Методических указаний № 760-э следует, что со стороны регулируемой организации в регулирующий орган должна быть представлена информация, раскрывающая величину начисляемой собственником амортизации, а также результаты проведенной (ых) переоценки (ок).

Данная информация документально подтверждена может быть только первичными документами бухгалтерского учета, в которых фиксируется первоначальная стоимость имущества, срок полезного использования, определенный на дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, результаты проведенных реконструкций (модернизаций) объекта основных средств, результаты проведенных переоценок.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств», учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Тарифы на тепловую энергию (мощность) для конечных потребителей ПАО «ТГК-14», оплачивающих производство и передачу (в т.ч. сбыт) тепловой энергии от станций (ТЭЦ).

Регулируемой организацией указанные расходы на 2019 г. были предложены в размере всего по предприятию 7 205,62 тыс. руб. (производство, передача и сбыт).

Производство тепловой энергии:

2016 год. Регулируемой организацией указанные расходы на 2016 г. были предложены в размере 75 915,26 тыс. руб. на уровне ниже чем установлено органом регулирования

По данной статье включена сумма амортизационных отчислений на уровне предыдущего периода регулирования в размере 61 042,19 тыс. руб., в том числе по Читинской ТЭЦ-1 - 31 987,13 тыс. руб.

2017 год. Регулируемой организацией указанные расходы на 2017 г. были предложены в размере 71 045,28 тыс. руб.

Включена сумма амортизационных отчислений на восстановление основных фондов на уровне факта 2015 г. в размере 70 653,01 тыс. руб., в том числе по Читинской ТЭЦ-1 - 38 530,30 тыс. руб. В подтверждение предприятием согласно данным органа регулирования предоставлены пообъектные ведомости начисления амортизации за 2015 г.

2018 год. Регулируемой организацией указанные расходы на 2018 г. были предложены в размере 76 873,45 тыс. руб.

По данной статье включена сумма амортизационных отчислений на восстановление основных фондов на уровне факта 2016 года в размере 67 509,52 тыс. руб., в том числе по Читинской ТЭЦ-1 - 38 247,35 тыс. руб. В подтверждение предприятием согласно представленным органа регулирования данным предоставлены пообъектные ведомости начисления амортизации за 2016 г.

2019 год. По данной статье включена сумма амортизационных отчислений на восстановление основных фондов, сумма затрат составила 65 145,69 тыс. руб., в том числе по Читинской ТЭЦ-1 - 38 505,43 тыс. руб. Затраты по данной статье определены на уровне фактических данных 2017 г., в подтверждение предприятием согласно представленным органа регулирования данным представлены пообъектные ведомости начисления амортизации за 2017 г.

Передача тепловой энергии:

2016 год. Регулируемой организацией указанные расходы на 2016 г. были предложены в размере 71 352,38 тыс. руб. (меньше чем было установлено Службой).

По данной статье включена сумма на уровне предыдущего периода регулирования в размере 73 562,01 тыс. руб., в том числе по тепловым сетям Читинского энергетического комплекса- 69 696,25 тыс. руб.

2017 год. Регулируемой организацией указанные расходы на 2017 г. были предложены в размере 89 435 тыс. руб.

Службой включена сумма амортизационных отчислений на восстановление основных фондов на уровне факта 2015 г.в размере 40 668,89 тыс. руб., в том числе по тепловым сетям Читинского энергетического комплекса - 39 800,58 тыс. руб. В подтверждение согласно представленным органом регулирования данным предоставлены пообъектные ведомости начисления амортизации за 2015 г.

2018 год. По данной статье включена сумма амортизационных отчислений на восстановление основных фондов на уровне фактических данных по результатам плановой выездной проверки за 2016 г. в размере 129 940,80 тыс. руб., в том числе по тепловым сетям Читинского энергетического комплекса - 125 073,76 тыс. руб.

Рост затрат по данной статье по отношению к 2017 году обусловлен вводом основных средств.

2019 год. По данной статье включена сумма амортизационных отчислений на восстановление основных фондов, сумма затрат составила 202 552,61 тыс. руб., в том числе по тепловым сетям Читинского энергетического комплекса - 197 277,29 тыс. руб. Затраты по данной статье определены органом регулирования на уровне фактических данных по результатам плановой выездной проверки за 2017 г., в подтверждение предприятием представлены пообъектные ведомости начисления амортизации за 2017 г.

Сбыт тепловой энергии:

2016 год. Регулируемой организацией указанные расходы на 2016 г. были предложены в размере 557,97 тыс. руб. (меньше чем было установлено Службой).

По данной статье включена сумма на уровне предыдущего периода регулирования в размере 1 003,96 тыс. руб., в том числе по тепловым сетям Читинского энергетического комплекса- 926,29 тыс. руб.

2017 год. Регулируемой организацией указанные расходы на 2017 г. были предложены в размере 1 043,01 тыс. руб.

Включена сумма амортизационных отчислений на восстановление основных фондов на уровне факта 2015 г. в размере 569,43 тыс. руб., в том числе по Читинскому отделению - 546,19 тыс. руб. В подтверждение предприятием предоставлены пообъектные ведомости начисления амортизации за 2015 г.

2018 год. Включена сумма амортизационных отчислений на восстановление основных фондов на уровне фактических данных по результатам плановой выездной проверки за 2016 год в размере 1 078,15 тыс. руб., в том числе по Читинскому отделению - 1 009,90 тыс. руб.

2019 год. По данной статье включена сумма амортизационных отчислений на восстановление основных фондов, сумма затрат составила 1 396,45 тыс. руб., в том числе по Читинскому отделению - 1 304,84 тыс. руб. Затраты по данной статье определены органом регулирования на уровне фактических данных по результатам плановой выездной проверки за 2017 г., в подтверждение предприятием представлены пообъектные ведомости начисления амортизации за 2017 г.

Тарифы на тепловую энергию (мощность) для конечных потребителей ПАО «ТГК-14», оплачивающих производство и передачу (в т.ч. сбыт) тепловой энергии от муниципальных котельных МО ГО «Город Чита», переданных в аренду ОАО «ТГК-14». 

2016 год. Амортизационные отчисления приняты органом регулирования для восстановления оборудования вспомогательных цехов предприятия (энергослужба, транспортный цех, служба наладки и режима, ремонтный цех). Сумма затрат по статье принята в полном объеме предложения предприятия и составила 1 207,18 тыс. руб. В подтверждение предприятием согласно экспертному заключению предоставлен расчет амортизации на 2016 г. с учетом ввода и выбытия основных средств с учетом распределения согласно учетной политике, а также ведомость амортизационных отчислений за 2014 г.

2017 год. Амортизационные отчисления приняты органом регулирования для восстановления оборудования вспомогательных цехов предприятия (энергослужба, транспортный цех, служба наладки и режима, ремонтный цех). Сумма затрат по статье ввиду отсутствия пообъектной информации о вводах/выбытии основных средств принята на уровне фактического значения за 2015 г. и составила 1 462,7 тыс. руб. В подтверждение предприятием, согласно экспертному заключению, предоставлена пообъектная ведомость начисления амортизации за 2015 г.

2018 год. Сумма затрат по статье ввиду отсутствия пообъектной информации о вводе/выбытии основных средств принята на уровне фактического значения за 2016 г. и составила 3 958,38 руб. В подтверждение предприятием согласно экспертному заключению предоставлена пообъектная ведомость начисления амортизации за 2016 г.

2019 год. Регулируемой организацией указанные расходы на 2016 г. были предложены в размере 2 777,49 тыс. руб. (на уровне утверждённой Службой).

По данной статье затрат учтены амортизационные отчисления в размере 2 777,49 руб. Затраты по данной статье приняты в полном объеме предложения предприятия, определенного исходя из остаточной стоимости объектов имущественного комплекса согласно концессионному соглашению и сроков полезного использования.

ФАС России отмечает, что органом регулирования не приняты во внимание сроки полезного использования по части объектов основных средств, - срок полезного использования определен не в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»

Таким образом, расчет расходов по статье «Амортизация» должен быть произведен в соответствии с максимальными сроками полезного использования и отражен в экспертных заключениях 2016-2019 гг. в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края нарушившей положения пунктов 43, 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14».

2. Органу исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении в срок до 01.09.2020 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно:

2.1. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14», и отобразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета/неучета представленных регулируемой организации расчетов и документов) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив (включив) выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14», по следующим статьям затрат:

  • «Вспомогательные материалы» на 2016, 2019 годы;

  • «Расходы на капитальный ремонт основных средств» на 2016-2019 годы;

  • «Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями» на 2016, 2019 годы;

  • «Прочие расходы» на 2016, 2019 годы;

  • «Административные (общехозяйственные) расходы» на 2016-2019 годы;

  • «Амортизация основных средств и нематериальных активов» на 2016-2019 годы.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении пересмотреть базовый уровень операционных расходов ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» на 2016 и 2019 годы, а также величину необходимой валовой выручки ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» на 2016-2019 гг. в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и настоящего предписания, отразив соответствующие анализы и расчеты в экспертном заключении на основании пункта 29 Правил № 1075.

          4. Органу исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.09.2020 принять и ввести в действие решения об установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» с учетом исполнения пунктов 2-3 настоящего предписания.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

 - решений органа исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

 - протокола заседания правления органа исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

 - экспертных заключений по делу об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

Связанные организации

Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края
ИНН 7536095977, ОГРН 1087536008790
Забайкальское УФАС России
ИНН 7536033755, ОГРН 1027501158541