Решение №СП/41631/21 Решение о частичном удовлетворении требований по заявлению о... от 24 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 20.12.2018 N 7-АПГ18-11Об оставлении без изменения решения Ивановского областного суда от 17.08.2018, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20.12.2017 N 177-Т/11 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии для потребителей ООО "Водосети" (г. Южа) на 2018 год".

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «19» мая 2021 года.

 

Комиссия ФАС России Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия ФАС России), в составе: <...>,

рассмотрев досудебный спор (разногласия) по заявлению ООО «Флагман» (далее – Заявитель, регулируемая организация) (исх. от 19.02.2021 № 47, вх. от 25.02.2021 рег. № 30835/21), возникший с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее – Комитет, ЛенРТК, орган регулирования) по вопросу установления тарифа в сфере водоотведения на 2021 год, в присутствии на заседании Комиссии ФАС России (посредством видео-конференц-связи) представителей Комитета, в лице: заместителя председателя Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области — начальника Департамента регулирования тарифов организаций коммунального комплекса и электрической энергии <...>, начальника отдела регулирования тарифов водоснабжения, водоотведения, утилизации Департамента регулирования тарифов организаций коммунального комплекса и электрической энергии <...>, консультанта отдела регулирования тарифов водоснабжения, водоотведения, утилизации Департамента регулирования тарифов организаций коммунального комплекса и электрической энергии <...>, а также представителя ООО «Флагман» по доверенности в лице <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, Комиссией ФАС России рассмотрено поступившее заявление ООО «Флагман» (исх. от 19.02.2021 № 47, вх. от 25.02.2021 рег. № 30835/21).

Разногласия между ООО «Водоканал» и органом регулирования возникли по приказу Комитета от 02.12.2020 № 259-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 23 ноября 2018 года № 253-п «Об установлении тарифов на водоотведение общества с ограниченной ответственностью «Флагман» на 2019-2021 годы», которым для ООО «Флагман» произведена корректировка тарифа на оказываемые услуги водоотведения на 2021 год и установлен среднегодовой тариф в размере 54,06 руб./куб. м (без НДС).

Размер необходимой валовой выручки (далее - НВВ), установленный оспариваемым решением, составил в части оказываемых услуг водоотведения 46 011,70 тыс. руб.

Размер необходимой валовой выручки, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 47 391,00 тыс. руб., величина разногласий - 1 379,30 тыс. руб.

Заявитель просит признать ФАС России экономически обоснованными и подлежащими дополнительному учету в составе необходимой валовой выручки при установлении тарифа на водоотведение на 2021 год расходы по статьям: «Амортизационные отчисления» в размере 843,40 тыс. руб., «Арендная плата муниципальных сетей» в размере 215,90 тыс. руб., «Арендная плата производственной техники» в размере 320,00 тыс. руб.

Тарифы на услуги водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования № 406), а также Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

По результатам проведенного анализа представленных материалов к заявлению о досудебном споре (разногласиях) Комиссия ФАС России отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

1. Расходы на амортизационные отчисления.

ООО «Флагман» заявлены расходы по указанной статье затрат на 2021 год в размере 843,40 тыс. руб.

В свою очередь, ЛенРТК не приняты заявленные регулируемой организацией расходы на амортизационные отчисления на 2021 год в полном объеме.

В качестве обосновывающих документов регулируемой организацией представлена ведомость амортизации основных средств за 2019 год.

В соответствии с пунктом 77 Основ ценообразования № 406 и 28 Методических указаний № 1746-э расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Переоценка основных средств и нематериальных активов, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитывается при условии, что средства в виде амортизационных отчислений, получаемые в результате учета переоценки, являются источником финансирования инвестиционной программы регулируемой организации. В случае, если по итогам исполнения инвестиционной программы указанные расходы не были осуществлены, они исключаются из расчета тарифов в очередном периоде регулирования.

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

Нормативными документами, регулирующими ведение бухгалтерского учета основных средств, являются Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26 н, и Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н (далее – Методические указания № 91н).

Согласно пункту 10 Методических указаний № 91н единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, бухгалтерский учет основных средств ведется по каждому инвентарному объекту с использованием инвентарных карточек.

Правила распределения амортизируемого имущества по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования определены статьей 258 Налогового кодекса Российской Федерации. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком с учетом максимальных сроков полезного использования объектов основных средств, указанных в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 (далее – Классификатор основных средств № 1).

Согласно пункту 65 Методических указаний № 91н сумма начисленных амортизационных отчислений отражается в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.

На основании пункта 25 Правил регулирования тарифов № 406 орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, и корректности определения параметров расчета тарифов.

Необходимо также отметить, что представленная ООО «Флагман» ведомость амортизации основных средств за 2019 год не содержит сведений о дате ввода объектов в эксплуатацию, а также о присвоенных амортизационных группах.

Кроме того, заявленная регулируемой организацией сумма амортизационных отчислений на 2021 год в размере 843,40 тыс. руб. соответствует сумме фактически начисленной амортизации за 2019 год, при этом ряд объектов основных средств, согласно представленной ООО «Флагман» ведомости амортизации за 2019 год, должны быть полностью самортизированы к 2021 году, в связи с чем учет амортизации по данным объектам основных средств в тарифе на 2021 год нецелесообразен и экономически не обоснован. Так, по объекту основного средства «Сеть канализационная (Больница – г. Коллектор),00-000310» начислена амортизация за 2019 год – 46 697,76 тыс. руб., остаточная стоимость на конец 2019 года - 46 697,67 тыс. руб., следовательно, при линейном методе начисления амортизации объект полностью самортизирован к 2021 году. Кроме того, по объекту «Станция прогрева бетона СПБ-80, 0b-000339» в направленной Заявителем ведомости амортизации основных средств за 2019 год отражено увеличение стоимости, при этом документы, подтверждающие экономическую обоснованность указанного увеличения, не представлены ООО «Флагман» в адрес ФАС России.

Таким образом, регулируемой организацией не представлены документы, содержащие полный расчет расходов на амортизационные отчисления и подтверждающие первоначальную стоимость основных средств, амортизационные группы, изменение стоимости основных средств, срок службы, дату, когда эти изменения происходили и вводились объекты, амортизационные группы, а также фиксирующие проведение переоценки основных средств с выделением объектов, непосредственно участвующих в технологическом процессе, а также свидетельствующие об учете Заявителем амортизационных отчислений исходя из максимальных сроков полезного использования данных объектов, и подтверждающие факт предоставления указанных документов в орган регулирования.

На основании вышеизложенного, заявленные регулируемой организацией расходы на амортизационные отчисления на 2021 год в размере 843,40 тыс. руб. не могут быть признаны ФАС России экономически обоснованными.

Вместе с тем, согласно отзыву органа регулирования ЛенРТК (направленно письмом исх. от 15.03.2021 № КТ-3-906/2021, вх. от 15.03.2021 рег. № 40772-ЭП/21) при принятии решения в отношении рассматриваемой статьи на 2021 год принято во внимание то, что пунктом 25.1 Комплексного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2018 № 703-р, предусмотрено совершенствование порядка осуществления контроля за целевым использованием средств, включенных в состав регулируемых цен (тарифов), направленного на обеспечение надлежащего контроля за целевым использованием учтенных в составе регулируемых цен (тарифов) средств амортизации и средств для реализации программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Комитетом также указано на то, что на основании действующего законодательства Российской Федерации амортизационные отчисления представляют собой перенос стоимости основного средства на выпускаемую продукцию в течение срока эксплуатации такого основного средства. Главная цель амортизации заключается в обеспечении воспроизводства основных фондов. Следовательно, экономически обоснованным будет являться учитываемый для целей тарифного регулирования уровень амортизации, необходимый для реализации мероприятий по восстановлению изношенных основных фондов.

Таким образом, расходы регулируемых организаций, включаемые в необходимую валовую выручку для целей расчета тарифов, носят целевой характер, следовательно, Заявителем также должна быть обоснована возможность и перспективы использования амортизационных отчислений на воспроизводство основных фондов.

Пояснения о планируемом использовании амортизационных отчислений на воспроизводство основных фондов ООО «Флагман» в адрес ЛенРТК, а также в адрес ФАС России не направлялись.

Указанная Комитетом позиция по вопросу необходимости предоставления регулируемой организацией обоснований возможности и перспектив использования амортизационных отчислений на воспроизводство основных фондов отражена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 12.03.2021 № Ф05-23370/2020 по делу № А40-26155/2020.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь принципом баланса интересов поставщиков и потребителей услуг (ресурсов), ЛенРТК сделан вывод о том, что заявленная ООО «Флагман» величина амортизации основных средств, относимых к объектам централизованной системы водоотведения, не подтверждена надлежащим образом в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке. Также орган регулирования отмечает, что включение указанных расходов в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации может привести к росту тарифов со второго полугодия 2021 года на 21 % (в настоящее время рост составляет 17 %), что не соответствует принципу баланса интересов поставщиков и потребителей услуг (ресурсов).

По мнению ЛенРТК, принятый органом регулирования подход не нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности. Так, целью накопления амортизации является восстановление изношенных основных фондов. При установлении тарифов на водоотведение на 2019-2021 годы был определен базовый уровень операционных расходов исходя из представленных регулируемой организацией в адрес ЛенРТК обосновывающих материалов. Базовый уровень операционных расходов на 2019 год составил 28 326, 84 тыс. руб., в том числе в состав операционных расходов включены ремонтные расходы в размере 4 336,22 тыс. руб.

Одновременно Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что ранее при утверждении тарифов на 2019-2020 гг. ЛенРТК принимались к учету расходы на амортизацию в составе НВВ ООО «Флагман» по аналогичным объектам основных средств поскольку в материалах тарифных дел предыдущих периодов содержались необходимые первичные материалы, подтверждающие экономическую обоснованность амортизационных расходов регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, ввиду наличия в материалах тарифного дела ведомости амортизационных отчислений, а также учитывая, что ранее ЛенРТК принимались к учету и были признаны экономически обоснованными расходы на амортизационные отчисления по аналогичным объектам основных средств в составе НВВ ООО «Флагман» 2019-2020 гг., ЛенРТК необходимо провести дополнительный анализ расходов на амортизационные отчисления на 2021 год, запросив дополнительно у ООО «Флагман» обосновывающие материалы (в том числе инвентарные карточки учета основных средств (форма ОС-6), содержащие полный расчет расходов на амортизационные отчисления и подтверждающих первоначальную стоимость основных средств, изменение стоимости основных средств, срок службы, дату, когда эти изменения происходили и вводились объекты, а также фиксирующие проведение переоценки основных средств с выделением объектов, непосредственно участвующих в технологическом процессе в 2021 году, а также обоснование возможности и перспектив использования амортизационных отчислений на воспроизводство основных фондов.

В случае полного и достаточного обоснования со стороны регулируемой организации расходы на амортизационные отчисления подлежат дополнительному учету в составе НВВ ООО «Флагман» на 2021 год (учитывая, что расчет указанных расходов необходимо производить исходя из максимальных сроков полезного использования данных объектов, в соответствии с Классификатором основных средств № 1, и исключительно по тем объектам основных средств, которые подлежат амортизации и не списаны в 2021 году).

2. Расходы на арендную плату муниципальных сетей.

В направленном в адрес ФАС России заявлении (исх. от 19.02.2021 № 47, вх. от 25.02.2021 рег. № 30835/21) ООО «Флагман» заявлены расходы на арендную плату муниципальных сетей на 2021 год в размере 215,90 тыс. руб., при этом органом регулирования данные расходы не учтены в составе НВВ Заявителя на 2021 год в полном объеме.

В обоснование заявленных требований регулируемой организацией представлены в адрес Комитета в материалах тарифного дела на 2021 год копии договоров аренды и сводная таблица расходов по договорам аренды, штампы регистрации договоров аренды в государственных органах регистрации, решения Совета депутатов муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» о передаче имущества в аренду.

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 406 расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный уровень размера арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата (лизинговый платеж) являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

В соответствии с пунктом 77 Основ ценообразования № 406 и 28 Методических указаний № 1746-э расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В направленном в адрес ФАС России, а также в адрес Заявителя отзыве (исх. от 15.03.2021 № КТ-3-906/2021, вх. от 15.03.2021 рег. № 40772-ЭП/21) ЛенРТК указывает на то, что согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.

В соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, недвижимое и движимое имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, является нефинансовыми активами и к объектам основных средств в целях бюджетного учета не относится. В соответствии с пунктом 94 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, изданного с учетом требований данной Инструкции и законодательства Российской Федерации (далее - правовой акт по бюджетному учету казны).

В рассматриваемом случае органом местного самоуправления муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» не был принят правовой акт по бюджетному учету казны, соответственно амортизация на имущество муниципальной казны, переданное обществу по договорам аренды, не начислялась. Также в арендную плату не включались налоги на имущество, на землю и другие обязательные платежи собственником имущества.

Таким образом, ввиду отсутствия со стороны регулируемой организации обосновывающих документов расходы на арендную плату на 2021 год в размере 215,90 тыс. руб. не приняты Комитетом.

В свою очередь, регулируемой организацией не были направлены в адрес ФАС России сведения, подтверждающие наличие принятого правового акта по бюджетному учету казны и начислению амортизации на имущество муниципальной казны, переданное ООО «Флагман» по договорам аренды.

Необходимо отметить, что в случае если амортизация и иные обязательные платежи, предусмотренные пунктом 44 Основ ценообразования № 406, арендодателем не начисляются и не уплачиваются, величина экономически обоснованного размера арендной платы по договорам аренды приравнивается к нулю.

Дополнительно Комиссия ФАС России отмечает, что исполнение арендатором обязательств по оплате арендных платежей, не обеспеченных компенсацией включенных в необходимую валовую выручку расходов в составе тарифа, относится к рискам, связанным с осуществлением лицом предпринимательской деятельности, определение понятия которой содержится в пункте 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Указанные выводы содержатся в письме ФАС России от 14.04.2020 № ВК/31571/20, направленном в адрес ЛенРТК, в связи с чем органом регулирования правомерно не учтены расходы на арендную плату по муниципальному имуществу в отсутствие начисления собственником муниципального имущества амортизации на арендуемые ООО «Флагман» объекты.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя не подлежат удовлетворению в указанной части.

3. Расходы на арендную плату производственной техники.

В направленном в адрес ФАС России заявлении (исх. от 19.02.2021 № 47, вх. от 25.02.2021 рег. № 30835/21) ООО «Флагман» заявлены расходы на арендную плату производственной техники на 2021 год в размере 320,00 тыс. руб., при этом органом регулирования данные расходы не учтены в составе НВВ Заявителя на 2021 год в полном объеме.

Порядок определения экономически обоснованного размера расходов на арендную плату установлен пунктом 44 Основ ценообразования № 406.

В обоснование отказа в учете средств по данной статье затрат Комитетом указано на то, что в калькуляции себестоимости водоотведения на 2020 год ООО «Флагман» отражены расходы на арендную плату в статье «Прочие прямые расходы - неподконтрольные расходы» в размере 320,34 тыс. руб. ЛенРТК приняты расходы на арендную плату в 2020 году на основании представленных обосновывающих материалов в составе «Неподконтрольных расходов».

Вместе с тем орган регулирования обращает внимание на то, что при установлении тарифа на 2021 год ООО «Флагман» представлено в адрес ЛенРТК предложение о корректировке необходимой валовой выручки и тарифов на услугу в сфере водоотведения на 2021 и отчетную форму в виде электронного шаблона CALC.TARIFF.WATER «Расчет тарифа в сфере водоотведения» на 2021 год, при этом в расчете тарифа в сфере водоотведения во вкладке «Неподконтрольные расходы» на 2021 год отсутствовали расходы на аренду производственной техники в размере 320,34 тыс. руб., в связи с чем указанные расходы ООО «Флагман» не были учтены ЛенРТК в составе НВВ на 2021 год по причине отсутствия заявки регулируемой организации. Данные расходы ООО «Флагман» в вышеуказанном расчете заявлены в операционных расходах, которые не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования согласно требованиям Основ ценообразования № 406.

В этой связи, ЛенРТК не учтены расходы на аренду производственной техники в составе НВВ Заявителя на 2021 год.

В соответствии с пунктом 1 статьи 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества с учетом Классификатора основных средств № 1.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификатором основных средств № 1.

Согласно пункту 10 Методических указаний № 91н единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, бухгалтерский учет основных средств ведется по каждому инвентарному объекту с использованием инвентарных карточек.

Согласно пункту 65 Методических указаний № 91н сумма начисленных амортизационных отчислений отражается в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.

На основании пункта 25 Правил регулирования тарифов № 406 орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, и корректности определения параметров расчета тарифов.

В качестве обосновывающих материалов ООО «Флагман» в адрес ФАС России представлены копии договоров аренды и сводная таблица по затратам на аренду техники.

В свою очередь обосновывающие документы, представленные регулируемой организацией в адрес ФАС России, не содержат пообъектного расчета амортизации и обязательных платежей по арендуемым основным средствам, в том числе согласно Приложению № 2.3 к Методическим указаниям № 1746-э.

Кроме того, в материалах тарифного дела, а также в ФАС России отсутствуют первичные документы, а именно: акты вводов объектов в эксплуатацию, инвентарные карточки учета основных средств (форма ОС-6), амортизационные ведомости.

Таким образом, регулируемой организацией не представлены документы, содержащие полный расчет расходов на арендную плату и подтверждающие балансовую стоимость объектов основных средств, а также максимальные сроки полезного использования данных объектов, амортизационные группы.

Необходимо отметить, что в отсутствие экономического обоснования затрат на арендную плату в соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 406, в том числе разделения сумм арендной платы на суммы амортизационных отчислений, налога на имущество и иных обязательных платежей, у органа регулирования отсутствуют основания для учета данных затрат в необходимой валовой выручке регулируемых тарифов. Указанная позиция подтверждается определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 20.12.2018 № 7-АПГ18-11.

Также в обосновывающих материалах, представленных Заявителем в ФАС России, отсутствуют документы, содержащие информацию о пролонгации представленных ООО «Флагман» договоров аренды производственной техники на 2021 год.

На основании вышеизложенного, ввиду того, что Заявителем не было представлено необходимого и достаточного обоснования заявленных расходов на арендную плату в части оказываемых услуг водоотведения на 2021 год, а также с учетом вышеизложенных доводов, требования ООО «Флагман» в указанной части не подлежат удовлетворению.

4. Возврат средств по сглаживанию.

Согласно пункту 85 Основ ценообразования № 1746-э при установлении тарифов с применением метода индексации до начала очередного долгосрочного периода регулирования необходимая валовая выручка регулируемой организации рассчитывается отдельно на каждый i-й расчетный период регулирования долгосрочного периода регулирования по формуле (30), которая учитывает показатель НВВic - величины изменения необходимой валовой выручки в году i, проводимого в целях сглаживания, где i1 - последний год долгосрочного периода регулирования, i0 - первый год долгосрочного периода регулирования, рассчитанная в соответствии с формулами (5) и (6) Методических указаний № 1746-э.

В свою очередь, формулой (5) пункта 42 Методических указаний № 1746-э определен порядок расчета данного показателя, согласно которому величина сглаживания необходимой валовой выручки, примененная органом регулирования в расчетном периоде регулирования (i) в течение долгосрочного периода регулирования, сводится к нулю не позднее последнего расчетного периода регулирования текущего долгосрочного периода регулирования.

В рамках рассмотрения досудебного спора (разногласий) между ООО «Флагман» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области в части оказываемых услуг водоотведения (исх. от 19.02.2021 № 47, вх. от 25.02.2021 рег. № 30835/21) ФАС России в рамках мониторинга цен (тарифов) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543 в инициативной порядке был выявлен факт экономически необоснованного учета Комитетом средств по сглаживанию, возмещаемых ЛенРТК не позднее последнего расчетного периода регулирования текущего долгосрочного периода регулирования 2019-2021 гг.

Так, при расчете изменения НВВ в целях сглаживания по водоотведению на 2021 год Комитетом учтены в составе НВВ Заявителя + 2 944,56 тыс. руб., при сумме подлежащей возврату за 2019 год – 2 124,83 тыс. руб., за 2020 год – 330,00 тыс. руб., то есть увеличена возвращаемая сумма сглаживания на 19,95 % (489,73 тыс. руб.), руководствуясь формулой (6) пункта 42 Методических указаний № 1746-э, согласно которой при возвращении сглаживаемых средств прошлых периодов регулирования в течение долгосрочного периода регулирования, данные расходы включаются с учетом нормы доходности на капитал, инвестированный после начала долгосрочного периода регулирования.

При этом согласно экспертному заключению, представленному ЛенРТК в адрес ФАС России, у ООО «Флагман» отсутствует утвержденная в установленном порядке инвестиционная программа в сфере водоотведения, а также утвержденный долгосрочный параметр регулирования - норма доходности инвестированного капитала.

В соответствии с пунктом 72 Основ ценообразования № 406 к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования при формировании тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, относятся: а) базовый уровень операционных расходов; б) индекс эффективности операционных расходов; в) норматив чистого оборотного капитала; г) норма доходности инвестированного капитала; д) срок возврата инвестированного капитала; е) первоначальный размер инвестированного капитала; ж) показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии).

При этом в соответствии с пунктом 79 Основ ценообразования № 406 к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся: а) базовый уровень операционных расходов; б) индекс эффективности операционных расходов; в) нормативный уровень прибыли (для организаций, которым права владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, переданы по договорам аренды таких систем и (или) объектов или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г.); г) показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии).

Вместе с тем, формулой (6) пункта 42 Методических указаний № 1746-э определено, что показатель НД - норма доходности на капитал, инвестированный после начала долгосрочного периода регулирования.

Необходимо отметить, что параметр доходности инвестированного капитала определен в качестве долгосрочного параметра регулирования при расчете необходимой валовой выручки с применением метода доходности инвестированного капитала, что также определено в разделе VI Методических указаний № 1746-э.

Как было отмечено ранее, тарифы в отношении ООО «Флагман» установлены органом регулирования с применением метода индексации, где отсутствуют такие показатели, как первоначальный размер инвестированного капитала, норматив чистого оборотного капитала, норма доходности инвестированного капитала, срок возврата инвестированного капитала.

Понятие «норма доходности инвестированного капитала» в соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования № 406 является величиной, отражающей экономически обоснованный уровень доходности инвестированного капитала, который отсутствует при расчете методом индексации.

Таким образом, норма доходности инвестированного капитала используется и применяется в формуле только при расчете тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала и не может применяться органом регулирования в рамках метода индексации.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 16 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю.

В связи с вышеизложенным, органу регулирования необходимо исключить из состава НВВ ООО «Флагман» экономически необоснованные расходы на возмещение величины сглаживания в размере 489,73 тыс. руб.

Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, а также Положение о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора (разногласий) между ООО «Флагман» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, Комиссия ФАС России № 1 от 19.05.2021

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области нарушившим пункт 24 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифа на услуги водоотведения приказом от 02.12.2020 № 259-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 23 ноября 2018 года № 253-п «Об установлении тарифов на водоотведение общества с ограниченной ответственностью «Флагман» на 2019-2021 годы».

2. Частично удовлетворить требования ООО «Флагман», указанные в заявлении о рассмотрении досудебного спора (разногласий) с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (исх. от 19.02.2021 № 47, вх. от 25.02.2021 рег. № 30835/21).

3. Органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения в срок до 01.07.2021 (включительно) провести дополнительный анализ обосновывающих материалов, запросив у ООО «Флагман» необходимые документы по расходам на амортизационные отчисления 2021 года, по итогам которого учесть вышеуказанные расходы в составе необходимой валовой выручки ООО «Флагман» на 2021 год в сфере водоотведения в экономически обоснованном размере, одновременно исключив из состава НВВ учтенную Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области экономически необоснованную сумму возврата сглаживания, с учетом положений Основ ценообразования № 406, Методических указаний № 1746-э, а также мотивировочной части настоящего решения, подробно отразив полученный анализ в экспертном заключении в соответствии с пунктом 26 Правил регулирования тарифов № 406.

4. Органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения в срок до 01.07.2021 принять и ввести в действие решение о пересмотре (корректировке) тарифов на водоотведение ООО «Флагман» на 2021 год с учетом положений Основ ценообразования № 406, Методических указаний № 1746-э, а также пункта 3 резолютивной части настоящего решения, с учетом соблюдения требований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400.

В случае необходимости средства, неучтенные в составе необходимой валовой выручки и тарифе на водоотведение ООО «Флагман» 2021 года по причине ограничений, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400, учесть при установлении соответствующего тарифа для ООО «Флагман» на 2022 год.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, предписанного настоящим решением, письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений об установлении (корректировке) цен (тарифов) в сфере водоотведения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения, на которых принимались решения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- экспертных заключений по делу об установлении (корректировке) тарифов для ООО «Водоканал» в сфере водоотведения, в которых подробно отражены результаты исполнения настоящего решения.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований, изложенных в заявлении ООО «Флагман» (исх. от 19.02.2021 № 47, вх. от 25.02.2021 рег. № 30835/21).

 

Связанные организации

Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
ИНН 7825681674, ОГРН 1037843016628
ООО "Флагман"
ИНН 7805222344, ОГРН 1037811033534