Решение №СП/61875/21 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 23 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «19» июля 2021 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <....>,

рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между
ПАО «МРСК Северо-Запада» и Государственны
м комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам (рег. от 30.03.2021 № 50426/21) в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи заместителя генерального директора по экономике и финансам ПАО «МРСК Северо-Запада» <....>, начальника департамента тарифообразования ПАО «МРСК Северо-Запада» <....>, заместителя директора Карельского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада»
<....>, первого заместителя председателя Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам <....>, начальника отдела регулирования тарифов в электроэнергетике Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам <....>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, в ФАС России обратилось ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» Карельский филиал (далее также – Карельский филиал ПАО «МРСК Северо-Запада», Заявитель, регулируемая организация) с заявлением о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам (далее – Госкомитет, Орган регулирования) (исх. № МР2-34-01-02/2295 от 26.03.2021; рег. № 50426/21 от 30.03.2021).

Заявление регулируемой организации рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Заявление о разногласиях рассмотрено ФАС России на основании представленных Заявителем и Органом регулирования материалов, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.

Постановлением Госкомитета Республики Карелия от 29.12.2020 № 197 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2021 год.

Постановлением Госкомитета Республики Карелия от 24.12.2020 № 195 внесены изменения в постановление от 29.12.2017 № 224 «О долгосрочных параметрах регулирования для Карельского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада», в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с применением долгосрочной индексацией необходимой валовой выручки».

Для регулируемой организации долгосрочный период регулирования установлен на 2018 - 2022 годы.

Величина необходимой валовой выручки (далее - НВВ) на содержание сетей, установленная Госкомитетом Республики Карелия в соответствии с дополнениями к Экспертному заключению по рассмотрению предложения Карельского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2021 год (далее – Экспертное заключение), составляет 3 338 265,42 тыс. руб.

Величина НВВ на содержание сетей, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 3 615 201,09 тыс. руб. (с учетом требований Заявителя по статьям расходов).

Регулируемая организация заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2021 год затрат по следующим статьям:

п/п

Наименование статьи затрат

Утверждено органом регулирования

Заявитель

Объем разногласий

1

Величина сглаживания в соотв. с п.7 Основ ценообразования № 1178

- 728 847,49

- 516 205,53

212 641,96

2

Индексация возврата сглаживания, накопленного за 1-й долгосрочный период регулирования

-

60 399,64

60 399,64

3

Налог на прибыль на 2021 год

2 855,20

6 749,27

3 894,07

 

ИТОГО по статьям

 

 

276 935,67

Сумма разногласий по статьям затрат составляет 276 935,67 тыс. руб.

Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

 

1. Величина сглаживания в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178.

Карельский филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» заявляет о признании экономически обоснованными расходов по статье «Величина сглаживания в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178» в сумме
(-516 205,53) тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье учтены в размере
(-728 847,49) тыс. руб.

Объем разногласий составляет 212 641,96 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования, если иное не установлено положениями Основ ценообразования № 1178.

Исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет.

В этом случае распределение исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Таким образом, органом регулирования была проведена корректировка НВВ Карельского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» на 2021 год.

Размер рассчитанной органом регулирования корректировки НВВ составил 190 925,0 тыс. руб.

ФАС России произведен анализ расчета корректировки НВВ, выполненного органом регулирования и Заявителем:

п/п

Наименование статьи

Утверждено органом регулирования на 2021 год

Расчет органа регулирования

Расчет Заявителя

1

Корректировка НВВ

- 215 776,62

 

- 215 776,62

1.1.

Корректировка подконтрольных расходов

890,29

890,29

 

1.2.

Корректировка неподконтрольных расходов

101 739,50

101 739,50

 

1.3.

Корректировка НВВ с учетом изменения ПО

- 67 073,69

 

 

1.3.1.1.

за 2017 год

246,33

246,33

 

1.3.1.2.

за 2018 год

- 287,25

 

 

1.3.1.3.

за 2019 год

- 67 032,77

 

 

1.4.

Корректировка НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы

- 275 340,02

 

 

1.5.

Корректировка НВВ с учетом надежности и качества оказываемых услуг

24 007,28

24 007,28

 

2

Результаты деятельности регулируемой организации

620 697,87

 

620 697,87

2.1.

за 2017 год

- 259,12

 

 

2.2.

за 2018 год

339,05

339,05

 

2.3.

за 2019 год

620 617,94

620 617,94

 

3

Корректировка НВВ, связанная с экономией расходов за первый долгосрочный период регулирования

41 124,11

41 124,11

41 124,11

3.1.

Экономия операционных расходов за первый долгосрочный период регулирования в каждом году долгосрочного периода регулирования

-

 

 

3.2.

Экономия от снижения объема технологических потерь электрической энергии в течение первого долгосрочного периода регулирования

41 124,11

 

 

4

Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов

70 160,17

70 160,17

70 160,17

5

Компенсация величины сглаживания, накопленного в рамках первого долгосрочного периода регулирования

403 566,96

 

 

6

Экономически обоснованные расходы (доходы), не учтенные при установлении тарифов в тот период, когда они были понесены

 

859 124,67

516 205,53

7

Величина сглаживания в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1078

- 728 847,49

-728 847,49

- 516 205,53

 

Итого корректировка НВВ

190 925,00

 

 

ФАС России было выявлено, что при расчете показателей «Корректировка НВВ с учетом изменения полезного отпуска» и «Результаты деятельности регулируемой организации» органом регулирования учтены расходы 2017 и 2018 года.

ФАС России отмечает, что возмещение выпадающих доходов, возникших у Карельского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» за 2017-2018 гг., не относится к тарифному регулированию на 2021 год, указанные расходы должны были участвовать в расчетах корректировки НВВ на 2019-2020 годы соответственно.

Кроме того, органом регулирования экономически обоснованные расходы (доходы), не учтенные при установлении тарифов в тот период, когда они были понесены, рассчитаны некорректно, в расчете участвуют только показатели, имеющие положительные значения.

Согласно заявлению Карельского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада», Заявитель полагает, что орган регулирования применил «повторное сглаживание» в отношении величины сглаживания, накопленного в рамках первого долгосрочного периода регулирования (403 566,96 тыс. руб.).

ФАС России отмечает, что из расчета корректировки НВВ, представленного органом регулирования, видно, что величина сглаживания, накопленного в рамках первого долгосрочного периода регулирования (403 566,96 тыс. руб.), участвует в расчете корректировки НВВ.

Согласно протоколу заседания Правления Госкомитета от 24.12.2020 № 204, при утверждении НВВ Карельского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» на 2021 год органом регулирования было принято решение исключить экономически обоснованные расходы в размере 728 847,49 тыс. руб. в целях сглаживания с учетом предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Республики Карелия на 2021 год.

Однако в материалах тарифного дела отсутствует как расчет суммы сглаживания -728 847,69 тыс. руб., так и к каким именно корректировкам необходимой валовой выручки механизм сглаживания был применен органом регулирования.

Таким образом, органу регулирования следует произвести корректный расчет величины сглаживания в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 с учетом следующего:

- при определении показателя «Экономически обоснованные расходы (доходы), не учтенные при установлении тарифов в тот период, когда они были понесены» в расчете использовать все показатели, участвующие в «Корректировке НВВ», имеющие как положительные, так и отрицательные значения без учета величины сглаживания, накопленного в рамках первого долгосрочного периода, в размере 403 566,96 тыс. руб.

- при этом, исключить выпадающие доходы, возникшие у Карельского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» за 2017-2018 гг.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Величина сглаживания в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178» подлежат частичному удовлетворению.

 

2. Индексация возврата сглаживания, накопленного за первый долгосрочный период регулирования.

Карельский филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» заявляет о признании экономически обоснованными расходов по статье «Индексация возврата сглаживания, накопленного за первый долгосрочной период регулирования» в сумме 60 399,64 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье не учтены.

В соответствии с абзацем 11 пункта 7 Основ ценообразования № 1178 исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. В этом случае распределение исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Органом регулирования величина сглаживания, накопленного в рамках первого долгосрочного периода регулирования, определена в размере 403 566,96 тыс. руб.

Таким образом, величина сглаживания, накопленного в рамках первого долгосрочного периода регулирования, должна быть учтена в рамках корректировки НВВ с учетом индексов потребительских цен за 2018 – 2021 годы и составит
60 399,64 тыс.
руб. (403 566,96* 1,029 * 1,045 * 1,032 * 1,036) - 403 566,96 =
60 399,64 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Индексация возврата сглаживания, накопленного за первый долгосрочной период регулирования» являются экономически обоснованными и подлежат удовлетворению.

 

3. Налог на прибыль.

Карельский филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» заявляет о признании экономически обоснованными расходов по статье «Налог на прибыль» в сумме
6 749,27 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье учтены в размере 2 855,2 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 3 894,07 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.

Для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, которые не являются основным видом их деятельности, распределение величины суммы налога на прибыль организаций между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности производится согласно учетной политике, принятой в организации.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

В соответствии с подпунктом 4) пункта 6 Основ ценообразования № 1178 субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям (в том числе эксплуатация объектов электросетевого хозяйства), с разбивкой по субъектам Российской Федерации, в случае если организация осуществляет регулируемую деятельность на территории более одного субъекта Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России представлены следующие документы:

- налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за 2019 год (ПАО «МРСК Северо-Запада» и Карельский филиал ПАО «МРСК Северо-Запада»);

- годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность ПАО «МРСК Северо-Запада» за 2019 год;

- форма 1.3 «Показатели раздельного учета доходов и расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, согласно форме «Отчет о прибылях и убытках» (далее – форма 1.3), предусмотренная Порядком ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике», утвержденным приказом Минэнерго РФ от 13.12.2011 № 585, за 2019 год (далее – Порядок раздельного учета № 585).

В соответствии с пунктом 2 Порядка раздельного учета № 585 ведение раздельного учета заключается в сборе и обобщении информации о доходах и расходах, а также о показателях, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым видам деятельности и субъектам Российской Федерации на основании данных бухгалтерского и статистического учета.

Согласно представленной Карельским филиалом ПАО «МРСК Северо-Запада» информации по форме 1.3 раздельного учета, для учета в тарифах планового налога на прибыль по виду деятельности «технологическое присоединение» следует принять величину 2 855 тыс. руб.

При этом, согласно пункту 7 Основ ценообразования, в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования, если иное не установлено настоящим документом.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Налог на прибыль на 2021 год» являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

 

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между Карельским филиалом ПАО «МРСК Северо-Запада» и Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам, Комиссия:

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам нарушившим пункт 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

2. Частично удовлетворить требования Карельского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада», указанные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам (исх. № МР2-34-01-02/2295 от 26.03.2021; рег. № 50426/21 от 30.03.2021).

3. Признать экономически обоснованными и подлежащими учету при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для Карельского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» расходы по статье «Индексация возврата сглаживания, накопленного за первый долгосрочной период регулирования» в сумме 60 399,64 тыс. руб.

4. Органу исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике произвести и отразить анализ и расчет расходов (показателей) в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, на основании мотивировочной части настоящего решения по статье затрат «Величина сглаживания в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178».

5. Органу исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.09.2021 пересмотреть необходимую валовую выручку, единые (котловые) и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для Карельского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» на 2021 год, включив экономически обоснованные расходы, указанные в пунктах 3, 4 настоящего решения, с учетом непревышения предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленных ФАС России по Республике Карелия на 2021 год, с учетом возможности применения механизма сглаживания, предусмотренного пунктом 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

6. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим решением, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались вышеуказанные решения;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) для Карельского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

7. Отказать Карельскому филиалу ПАО «МРСК Северо-Запада» в удовлетворении остальной части требований.

 

 

 

 

Связанные организации

ПАО "МРСК Северо-Запада"
ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785
Карельское УФАС России
ИНН 1001041153, ОГРН 1021000526326
Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам
ИНН 1001034050, ОГРН 1021000541781