Предписание №СП/92416/23 ПРЕДПИСАНИЕ в отношении Министерства промышленности, экономи... от 7 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

«31» октября 2023 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы плановой выездной проверки Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл, в том числе акт проверки ФАС России от 14.02.2023 № 3/23 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки, проведенной ФАС России на основании приказа ФАС России от 13.01.2023 № 8/23, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Республики Марий Эл в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов в отношении филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» на 2021-2023 гг.,

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее — Основы ценообразования № 1075 и Правила регулирования тарифов № 1075), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее — Методические указания № 760-э).

Приказом ФАС России от 14.02.2023 № 3/23 установлено в том числе, что плановая выездная проверка проводится с целью определения достоверности, экономической обоснованности установленных Министерством промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл (далее – Министерство, Орган регулирования) тарифов в сфере теплоснабжения на 2021-2023 гг. в отношении филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» (далее также – Общество, регулируемая организация).

В рамках исполнения своих полномочий Министерством промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл в отношении филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» были установлены следующие виды тарифов в сфере теплоснабжения:

- тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс», на 2019, 2021-2023 гг. (далее – тариф на тепловую энергию (конечный);

- тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую филиалом «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» на территории Республики Марий Эл в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, на 2019, 2021-2023 гг. (далее – тариф на тепловую энергию (с коллектора);

- тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, отказываемые филиалом «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс», на 2019, 2021-2023 гг. (далее - тариф на передачу тепловой энергии, теплоносителя);

- тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую филиалом «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии, на 2019, 2021-2023 гг.;

- тарифы на теплоноситель, поставляемый потребителям филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс», на 2019, 2021-2023 гг. (далее – тариф на теплоноситель);

- тарифы на горячую воду, поставляемую потребителям филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс», на 2019, 2021-2023 гг.

Необходимая валовая выручка, учтенная Органом регулирования при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» на 2019, 2021-2023 гг., приведена в таблице:

(без НДС)

Вид деятельности/тариф

Показатели

Годы

2019

2020

2021

2022

2023

Тариф на тепловую энергию (конечный)

 

НВВ, тыс.руб.

814 281,78

845 906,45

878 016,20

969 719,44

1 019 037,54

Базовый уровень операционных расходов

147 187,37

-

-

-

-

 

Метод установления тарифов

Метод индексации установленных тарифов

Метод индексации установленных тарифов

Метод индексации установленных тарифов

Метод индексации установленных тарифов

Метод индексации установленных тарифов

 

 

НПА об установлении тарифов

приказ Минэкономразвития Республики Марий Эл от 18 декабря 2018 г. № 192 т

приказ Минэкономразвития
Республики Марий Эл от 18 декабря 2019 г. № 181 т

приказ Минэкономразвития

Республики Марий Эл от 17 декабря 2020 г. № 123 т

приказ Минэкономразвития
Республики Марий Эл от 20 декабря 2021 г. № 140 т

приказ Минэкономразвития
Республики Марий Эл от 24 ноября 2022 г. № 123 т

Величина тарифа (по полугодиям) руб./Гкал

1 полугодие –956,01

2 полугодие –975,13

1 полугодие – 975,13

2 полугодие – 1013,00

1 полугодие –1013,00

2 полугодие – 1033,59

1 полугодие –1033,59

2 полугодие – 1052,30

1 полугодие –1105,26

2 полугодие – 1105,26

Тариф на теплоноситель

НВВ, тыс.руб.

126 850,66

131 224,07

135 685,69

101 944,64

112 501,30

Базовый уровень операционных расходов

44 928,22

-

-

-

-

Метод установления тарифов

Метод индексации установленных тарифов

Метод индексации установленных тарифов

Метод индексации установленных тарифов

Метод индексации установленных тарифов

Метод индексации установленных тарифов

 

 

НПА об установлении тарифов

приказ Минэкономразвития Республики Марий Эл от 18 декабря 2018 г. № 193 т

приказ Минэкономразвития
Республики Марий Эл от 18 декабря 2019 г. № 181 т

приказ Минэкономразвития

Республики Марий Эл от 17 декабря 2020 г. № 123 т

приказ Минэкономразвития
Республики Марий Эл от 20 декабря 2021 г. № 140 т

приказ Минэкономразвития
Республики Марий Эл от 24 ноября 2022 г. № 123 т

Величина тарифа (по полугодиям) руб./Гкал

1 полугодие – 33,26

2 полугодие –33,93

1 полугодие – 33,93

2 полугодие – 35,10

1 полугодие –35,10

2 полугодие – 36,29

1 полугодие –36,29

2 полугодие – 37,89

1 полугодие –41,81

2 полугодие – 41,81

В соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 экспертное заключение, помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций, должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

г) анализ соответствия собственника или иного законного владельца тепловых сетей критериям отнесения к теплосетевым организациям (в ред. от 25.11.2021 № 2033).

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» за 2019, 2021-2023 гг. в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, а также Экспертные заключения Органа регулирования на 2019, 2021-2023 гг. в части тарифов на тепловую энергию (конечный), на теплоноситель (далее – Экспертные заключения на 2019, 2021-2023 гг.), а также возражения Органа регулирования в отношении Акта проверки, направленные письмом от 30.03.2023 № 018-2516 (рег. от 05.04.2023 № 50404/23) (далее – Возражения).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

 

1. Операционные расходы на 2019 год (базовый период) (тарифы на тепловую энергию (конечный), на теплоноситель)

Операционные расходы на 2019 год (базовый период) учтены Органом регулирования в следующих размерах:

Вид тарифа:

Утверждено Органом регулирования на 2019 год (тыс. руб.)

Тариф на тепловую энергию (конечный)

147 187

Тариф на теплоноситель

44 928,94

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования № 1075 операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов. При установлении тарифов на годы, не вошедшие в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

Базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования.

В соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования № 1075 операционные расходы включают в себя:

а) расходы на приобретение сырья и материалов;

б) расходы на ремонт основных средств;

в) расходы на оплату труда;

г) расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями;

д) расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и других работ и услуг;

е) расходы на служебные командировки;

ж) расходы на обучение персонала;

з) лизинговый платеж, арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных настоящим документом;

и) определяемые в соответствии с методическими указаниями другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, за исключением амортизации основных средств и нематериальных активов и расходов на погашение и обслуживание заемных средств.

В соответствии с пунктом 37 Методических указаний № 760-э при установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

Таким образом, при определении базового уровня операционных расходов Органу регулирования необходимо руководствоваться указанными положениями Основ ценообразования № 1075, а также Методических указаний № 760-э.

Согласно Экспертному заключению на 2019 год операционные расходы в части тарифов на тепловую энергию (конечный), на теплоноситель включают в себя:

(тыс. руб.)

Статья затрат

Утверждено ОР

Тариф на тепловую энергию (конечный)

Расходы на приобретение сырья и материалов

6 338,1

Расходы на оплату труда

49 280,1

Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями

 

51 655,0

 

Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями

 

23 161,3

 

Другие расходы

16 752,9

 

Тариф на теплоноситель

Расходы на приобретение сырья и материалов

7 377,8

 

Расходы на ремонт основных средств

3 434,45

Расходы на оплату труда

9 259,7

Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями

 

12 662,0

 

Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями

 

10 219,0

 

Расходы на служебные командировки

6

Расходы на обучение персонала

1 046,0

Другие расходы

923,3

ФАС России отмечает, что в части тарифов на тепловую энергию (конечный), на теплоноситель при установлении базовых уровней подконтрольных расходов на 2019 год Органом регулирования отражена сводная информация о размере операционных расходов в таблицах приложениях к Экспертному заключению на 2019 год. При этом расшифровки принятых расходов по статьям затрат, включенным в базовые уровни операционных расходов в части тарифов на тепловую энергию (конечный), теплоноситель на 2019 год, отсутствуют в полном объеме.

В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности, определяемых в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

Согласно пункту 41 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 1075 расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых со сторонними организациями определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

При определении обоснованности фактических значений расходов (цен) необходимо руководствоваться пунктом 29 Основ ценообразования № 1075.

ФАС России отмечает, что в нарушение пунктов 28, 29 Основ ценообразования № 1075 и пункта 29 Правил № 1075 в Экспертных заключениях на 2019 в части тарифов на тепловую энергию (конечный), на теплоноситель Органом регулирования не отражен анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат, включенным в базовые уровни операционных расходов 2019 года, отсутствует расшифровка принятых расходов со ссылками на документы и материалы, на основании которых принималось решение Органом регулирования об учете расходов в утвержденном размере, не отражен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации.

Также в нарушение требований пунктов 28, 29 Основ ценообразования № 1075 Органом регулирования не отражен анализ проведения конкурсных процедур при заключении договоров, в том числе на предмет заключения договора с единственным поставщиком, расходы по которым были учтены при расчете расходов в составе базовых уровней операционных расходов 2019 года.

В Возражениях Органом регулирования представлены пояснения в части учета расходов по статьям затрат, включенным в состав базовых уровней операционных расходов 2019 года в части тарифов на тепловую энергию (конечный), теплоноситель.

Так, в составе базового уровня подконтрольных расходов 2019 года в части тарифа на тепловую энергию (конечный) Органом регулирования учены расходы по статье затрат «Оплата 3-х дней нетрудоспособности».

ФАС России отмечает, что согласно ст. 183 ТК РФ при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.

Выплата пособий по временной нетрудоспособности в связи с заболеванием производится в соответствии с нормами Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ).

На основании статьи 3 Закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам за первые 3 дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а за остальной период, начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности, - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Исходя из судебной практики, расходы регулируемой организации на выплату пособий по временной нетрудоспособности за счет работодателя за первые 3 дня не являются экономически обоснованными, поскольку в состав необходимой валовой выручки включены расходы на оплату труда исходя из фонда оплаты труда в целом на год, а в случае временной нетрудоспособности работника работодатель экономит фонд оплаты труда за счет средств бюджета фонда социального страхования, из которого застрахованное лицо получает оплату, начиная с 4 дня временной нетрудоспособности.

Учитывая вышеизложенное, расходы по статье затрат «Оплата 3-х дней нетрудоспособности» в размере 137,93 тыс. руб. подлежат исключению из базового уровня операционных расходов в части тарифа на тепловую энергию, в остальной части учтенные расходы в составе базовых уровней операционных расходов 2019 года в части тарифов на тепловую энергию (конечный), на теплоноситель, подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

2. Неподконтрольные расходы на 2021-2023 гг. (тарифы на тепловую энергию (конечный), на теплоноситель)

В соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования № 1075 неподконтрольные расходы включают в себя:

а) расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, а также расходы на обязательное страхование;

в) концессионную плату;

г) арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 настоящего документа;

д) расходы по сомнительным долгам, предусмотренные подпунктом «а» пункта 47 Основ ценообразования № 1075;

е) отчисления на социальные нужды;

ж) расходы концессионера на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности концедента на водопроводные сети и насосные станции, канализационные сети, канализационные насосные станции, тепловые сети в составе объекта концессионного соглашения и (или) в составе иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению недвижимого имущества, технологически и функционально связанного с объектом концессионного соглашения, принадлежащего концеденту на праве собственности и (или) находящегося во владении и (или) в пользовании государственного или муниципального унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, учредителем которых является концедент, не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, в размере фактически понесенных расходов на уплату государственной пошлины за совершение соответствующих действий.

 

2.1. Отчисления на социальные нужды

Расходы по статье затрат «Отчисления на социальные нужды» учтены Органом регулирования на 2021-2023 гг. в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

2021 год

2022 год

2023 год

Вид тарифа:

Утверждено ОР

Утверждено ОР

Утверждено ОР

Тариф на тепловую энергию (конечный)

15 805,06

17 301,2

18 155,88

Тариф на теплоноситель

2 927,44

3 014,09

3 162,99

В связи с необходимостью дополнительного экономического обоснования расходов по статье затрат «Расходы на оплату труда» на 2019 год в части тарифов на тепловую энергию (конечный), на теплоноситель расходы по статье затрат «Отчисления на социальные нужды» в части тарифов на тепловую энергию (конечный), на теплоноситель, учтенные на 2021-2023 гг., также подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

2.2. Амортизация основных средств

Расходы по статье затрат «Амортизация основных средств» учтены Органом регулирования на 2021-2023 гг. в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

2021 год

2022 год

2023 год

Вид тарифа:

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Тариф на тепловую энергию (конечный)

48 850,54

57 566,8

56 013,14

65 064,62

64 281,76

85 857

Тариф на теплоноситель

1 721,07

7 400,56

6 947,85

6 947,85

4 281,96

4 351,99

Согласно Экспертному заключению на 2021 год в части тарифов на тепловую энергию (конечный), на теплоноситель расходы по данной статье затрат учтены Органом регулирования исходя из фактических показателей за 2019 год, сформированных Организацией в формате Приложения П1.10 методических указаний № 760-э, а также с учетом ввода объекта тепловых сетей магистрали М-7 (в части тарифа на тепловую энергию (конечный).

Согласно Экспертному заключению на 2022 год в части тарифа на тепловую энергию (конечный) расходы по данной статье затрат рассчитаны Органом регулирования исходя из фактически начисленной амортизации за 9 месяцев 2021 года без учета плановых вводов до конца 2021 года и в 2022 году.

Согласно Экспертному заключению на 2022 год в части тарифа на теплоноситель расходы по данной статье затрат рассчитаны Органом регулирования на уровне уточненного предложения Филиала в размере 6 947,85 тыс. руб. и учтены при расчете НВВ по производству тепловой энергии в целях непревышения предельного индекса роста платы граждан за коммунальные услуги с 1 июля 2022 года.

Согласно Экспертному заключению на 2023 год в части тарифов на тепловую энергию (конечный), на теплоноситель расходы по данной статье затрат учтены Органом регулирования исходя из пообъектного расчета плановых расходов на 2023 год, представленного Организацией в рамках утверждения инвестиционной программы.

Согласно Возражениям при учете расходов по данной статье затрат на 2021-2023 гг. в части тарифа на теплоноситель в целях соблюдения предельного индекса роста платы граждан за коммунальные услуги и во избежание резкого роста тарифов на теплоноситель, Органом регулирования принято решение перенести расходы на амортизационные отчисления основных средств, участвующих в процессе химводоподготовки, в размере 5 236,5 тыс. руб. на 2021 год, на 2022 год - 6 947,85 тыс. руб., на 2023 год - 4 281,96 тыс. руб. в состав расходов, относящихся на деятельность по производству тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяются органами регулирования в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

ФАС России отмечает, что анализ по данной статье затрат, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, в Экспертных заключениях на 2021-2023 гг. отсутствует, не представлены расчеты амортизационных отчислений Филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» на 2021-2023 гг.

Кроме того, в материалах тарифного дела отсутствуют или представлены не в полном объеме акты ввода-вывода объектов основных средств, инвентарные карточки.

Из представленных Органом регулирования Экспертных заключений на 2021-2023 гг. не следует факт расчета амортизационных отчислений пообъектно и с применением максимальных сроков полезного использования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Кроме того, согласно пунктам 2, 12, 22 Основ ценообразования № 1075 необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется раздельно по видам деятельности, а тарифы устанавливаются на основании НВВ, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности.

Таким образом, перенесение Органом регулирования в целях соблюдения предельного индекса роста платы граждан за коммунальные услуги и во избежание резкого роста тарифов на теплоноситель расходов на амортизационные отчисления основных средств, участвующих в процессе химводоподготовки, в размере 5 236,5 тыс. руб. на 2021 год, на 2022 год - 6 947,85 тыс. руб., на 2023 год - 4 281,96 тыс. руб. в состав расходов, относящихся на деятельность по производству тепловой энергии, не соответствует требованиям законодательства, приводит к нарушению прав потребителей и принципа соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, которое заключается в следующем.

Тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения устанавливается в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. В отсутствие предусмотренной законодательством возможности учесть расходы в составе тарифа на теплоноситель Орган регулирования «искусственно» наращивает компонент на тепловую энергию, что приводит к необоснованному росту тарифов на горячую воду.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования № 1075 в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Таким образом, расходы по данной статье затрат в размере 5 236,5 тыс. руб. на 2021 год, на 2022 год - 6 947,85 тыс. руб., на 2023 год - 4 281,96 тыс. руб. подлежат исключению из НВВ регулируемой организации в части тарифа на тепловую энергию (конечный), в остальной части расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации. Вышеуказанные подходы должны также применяться при оценке экономической обоснованности фактических расходов за 2021-2022 гг.

 

2.3. Расходы по сомнительным долгам

Расходы по статье затрат «Расходы по сомнительным долгам» учтены Органом регулирования на 2021-2022 гг. в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

2021 год

2022 год

Вид тарифа:

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Тариф на теплоноситель

739,33

739,33

768,9

768,9

Согласно Экспертному заключению на 2021 год в части тарифа на теплоноситель учтены Органом регулирования исходя из плановых расходов на 2020 год и ИПЦ на 2021 г. 103,7 %.

Согласно Экспертному заключению на 2022 год в части тарифа на теплоноситель учтены Органом регулирования исходя из плановых расходов на 2021 год и ИПЦ на 2022 г. 104 %.

Также в Экспертных заключениях на 2021-2022 гг. Орган регулирования отмечает, что по факту сложившихся расходов по списанию дебиторской задолженности за 2021-2022 годы будет проведен анализ с документальным подтверждением, неиспользованные расходы в соответствии с методическими указаниями подлежат корректировке.

ФАС России отмечает, что примененный Органом регулирования подход (индексация плановых расходов) к определению расходов по данной статье затрат противоречит пункту 47 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с подпунктом а) пункта 47 Основ ценообразования № 1075 расходы по сомнительным долгам, определяются в отношении единых теплоснабжающих организаций, в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.

ФАС России обращает внимание, что пунктом 77 приказа Минфина России от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» установлено, что дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном пунктом 70 настоящего Положения, или на увеличение расходов у некоммерческой организации. Согласно пункту 70 Положения, величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Таким образом, в подтверждение экономически обоснованного размера расходов по данной статье затрат должны быть представлены следующие документы, подтверждающие экономически обоснованный уровень затрат: акты инвентаризации дебиторской задолженности, приказы руководителя регулируемой организации о списании дебиторской задолженности с отнесением на резерв по сомнительным долгам, решения судов о взыскании задолженности, исполнительные листы и др.

ФАС России отмечает, что анализ по данной статье затрат, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, в Экспертных заключениях на 2021-2022 гг., Возражениях отсутствует. Не отражен анализ фактической дебиторской задолженности населения за услуги, оказываемые регулируемой организацией, в материалах тарифных дел на 2021-2022 гг. документы и материалы, подтверждающие фактическую дебиторскую задолженность населения за услуги, оказываемые регулируемой организацией, представлены не в полном объеме.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации. Вышеуказанные подходы должны также применяться при оценке экономической обоснованности фактических расходов за 2021-2022 гг.

 

2.4. Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним

Расходы по статье затрат «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним» учтены Органом регулирования на 2021-2023 гг. в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

2021 год

2022 год

2023 год

Вид тарифа:

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Тариф на тепловую энергию (конечный)

6 252,36

17 653,8

5 098,14

5 098,14

2 032,33

18 239,32

Согласно Экспертному заключению на 2021 год в части тарифа на тепловую энергию (конечный) расходы по данной статье затрат учтены Органом регулирования исходя из размера просроченной дебиторской задолженности за каждый месяц 2019 года и средневзвешенной процентной ставки 7,24 % годовых.

Согласно Экспертному заключению на 2022 год в части тарифа на тепловую энергию (конечный) расходы по данной статье затрат учтены Органом регулирования исходя из прогнозного размера просроченной дебиторской задолженности за каждый месяц 2021 года и средневзвешенной процентной ставки 8,46 % годовых.

Согласно Экспертному заключению на 2023 год в части тарифа на тепловую энергию (конечный) расходы по данной статье затрат учтены Органом регулирования исходя из размера кассового разрыва за каждый месяц 2021 года и средневзвешенной процентной ставки 8,46 % годовых.

Основами ценообразования № 1075 предусмотрены следующие основания включения в НВВ расходов, связанных с обслуживанием заемных средств:

- в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования (пункт 13 Основ ценообразования № 1075);

- расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, включая расходы по обслуживанию заемных средств, привлекаемых для этих целей (пункт 47 Основ ценообразования № 1075);

- расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, не учитываемый при определении налоговой базы налога на прибыль, определяется с учетом положений пункта 13 Основ ценообразования (пункт 74 Основ ценообразования № 1075).

ФАС России отмечает, что в качестве экономической обоснованности привлечения заемных средств регулируемые организации должны предоставлять:

  • расчет кассовых разрывов;

  • инвестиционную программу, утвержденную в соответствии с действующим законодательством;

  • отчеты о выполнении инвестиционной программы;

  • кредитные договоры, заключенные в результате проведения торгов.

Кроме того, при условии, что регулируемой организацией привлекаются кредитные средства на покрытие кассовых разрывов из-за образования недополученных доходов, с целью качественного и своевременного выполнения возложенных на регулируемую организацию обязательств, а также недопущения нарушений трудового законодательства Российской Федерации, необходимо представлять расчет формирования сумм кассовых разрывов помесячно с учетом суммы денежных средств на начало периода, платежей дебиторов, платежей поставщиков, с целью обоснования возникновения кассовых разрывов и необходимости в кредитовании предприятия на эти цели.

Также в обоснование регулируемым организациям необходимо представлять договоры об открытии кредитной линии, материалы, подтверждающие проведение конкурсных процедур, инвестиционные программы, утвержденные в соответствии с законодательством Российской Федерации, отчеты о выполнении инвестиционных программ.

ФАС России отмечает, что расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам должны формироваться исходя из документального подтверждения необходимости привлечения заемных средств при условии их целевого использования в регулируемом виде деятельности.

Проценты по кредитам, которые направлены на цели, не связанные с производственной деятельностью, не могут быть учтены в составе НВВ регулируемой организации.

Включение органом регулирования расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, в отсутствие вышеуказанных подтверждающих документов и соответствующей экспертизы экономической обоснованности является нарушением законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

ФАС России также отмечает, что учет Органом регулирования расходов по данной статье затрат на 2021-2022 гг. исходя из размера просроченной дебиторской задолженности не соответствует вышеуказанным положениям Основ ценообразования № 1075.

Кроме того, в Экспертном заключении на 2023 год в части тарифа на тепловую энергию (конечный), Возражениях Органом регулирования не отражены расчеты формирования сумм кассовых разрывов.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации в размере 6 252,36 тыс. руб. на 2021 год, на 2022 год - 5 098,14 тыс. руб., на 2023 год - 2 032,33 тыс. руб. Вышеуказанные подходы должны также применяться при оценке экономической обоснованности фактических расходов за 2021-2022 гг.

 

2.5. Экономия, определенная в прошедшем долгосрочном периоде регулирования и подлежащая учету в текущем долгосрочном периоде регулирования (экономия от снижения потребления топлива)

Расходы по статье затрат «Экономия, определенная в прошедшем долгосрочном периоде регулирования и подлежащая учету в текущем долгосрочном периоде регулирования» учтены Органом регулирования на 2021-2023 гг. в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

2021 год

2022 год

2023 год

Вид тарифа:

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Тариф на тепловую энергию (конечный)

12 280,66

7 982,24

6 140,33

9 356,06

6 140,33

3 215,72

В соответствии с Экспертными заключениями на 2021-2023 гг. в части тарифа на тепловую энергию (конечный) расходы по данной статье затрат учтены исходя из прироста экономии от снижения потребления ресурсов в ценах года i1: 2016 г. – 1 082,7 тыс. руб., 2017 г. – 3 392,7 тыс. руб., 2018 г. - 4 589,5 тыс. руб.:

4/5 * 4 589,5 + 3/5 * 3 392,7 + 2/5 * 1 082,72 = 6 140,33 тыс. Руб.

Согласно Возражениям при формировании необходимой валовой выручки Филиала на 2020 год рассчитанная экономия не была учтена Министерством в целях соблюдения ограничения предельного индекса роста платы граждан за коммунальные услуги. В этой связи экономию от снижения потребления топлива, достигнутую регулируемой организацией в предыдущий долгосрочный период регулирования (2016 – 2018 гг.) и учитываемую при формировании необходимой валовой выручки на 2021 год, Министерство учло в размере 12 280,66 тыс. руб. (6 140,33 тыс. руб. * 2) за 2 периода (2020 и 2021 гг.).

В соответствии с пунктом 66 Основ ценообразования № 1075 экономия расходов (в том числе связанная с сокращением потерь в тепловых сетях, сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии, реализацией энергосервисного договора (контракта)) регулируемой организации имеет место, если фактический объем операционных расходов и (или) расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя такой организации меньше величины, рассчитанной в соответствии с Основами ценообразования № 1075, и регулируемая организация исполняет обязательства, предусмотренные при установлении тарифов такой организации, в полном объеме. Величина расходов (в том числе в части потерь в тепловых сетях, затрат на топливо) регулируемой организации, устанавливаемая на оставшийся период действия долгосрочных тарифов, не может быть уменьшена органом регулирования в связи с экономией расходов.

Экономия расходов на приобретение топлива, образующаяся в результате смены видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии, определяется в части сокращения расходов на топливо, рассчитанных исходя из объемов его потребления и соответствующих цен, за исключением случая, когда источником финансирования мероприятий по смене видов основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии в соответствии с утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой являются устанавливаемые в соответствии с основами ценообразования № 1075 тарифы или средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

ФАС России отмечает, что Органом регулирования в Экспертных заключениях на 2021-2023 гг. не отражен анализ экономической обоснованности расходов, учитываемых по статье затрат «Экономия, определенная в прошедшем долгосрочном периоде регулирования и подлежащая учету в текущем долгосрочном периоде регулирования», предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, в том числе отсутствуют ссылки на материалы, принятые при расчете расходов по данной статье затрат.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что в качестве подтверждения достигнутой экономии в результате снижения потребления топлива регулируемой организацией в составе тарифных заявок на 2021-2023 гг. была представлена Программа мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (письма от 27.04.2020 № 50500-20-01115, от 27.04.2021 № 50500-20-01127, от 27.04.2022 № 50500-20-01311).

ФАС России отмечает, что Программа мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, на которую ссылается Орган регулирования в Возражениях, утверждена на 2019-2023 гг., в то время как экономия в результате снижения потребления топлива регулируемой организацией учтена Органом регулирования за 2016-2018 гг.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации. Вышеуказанные подходы должны также применяться при оценке экономической обоснованности фактических расходов за 2021-2022 гг.

 

3. Расходы на топливо

Расходы по статье затрат «Расходы на топливо» учтены Органом регулирования на 2021-2023 гг. в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

2021 год

2022 год

2023 год

Вид тарифа:

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Тариф на тепловую энергию (конечный)

596 511,98

597 294,23

618 253,36

614 418,9

678 534,6

643 024,55

Согласно Экспертным заключениям на 2021-2023 гг. в части тарифа на тепловую энергию (конечный) расходы на топливо на 2021 год определены Органом регулирования исходя из следующих параметров:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии 164,44 кг.у.т/Гкал;

2) плановые (расчетные) цены на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение: газ – 5 270,44 руб. за тыс. м3 (цена с 01.07.2021); газ – 5 456,4 руб. за тыс. м3 (цена с 01.07.2022); газ – 5 920,19 руб. за тыс. м3 (цена с 01.01.2023); уголь бурый – 3534,39 руб. за тонну (индекс роста 101,4 % в соответствии с Прогнозом к цене в тарифных решениях на 2020 г.); уголь бурый – 3672,23 руб. за тонну (индекс роста 103,9 % в соответствии с Прогнозом к цене в тарифных решениях на 2021 г.); уголь – 4100,08 рублей за тонну (на 2023 год);

3) значение калорийного эквивалента для перевода условного топлива в натуральное для природного газа - 1,143, угля – 0,747 на 2021-2022 гг., на 2023 гг. - для природного газа - 1,129, угля – 0,664;

4) расчетные объемы отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источников тепловой энергии на 2021-2023 гг.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Пунктом 35 Основ ценообразования № 1075 предусмотрено, что удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии определяется в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива.

В случае если регулируемая организация владеет объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды и в составе показателей энергосбережения и энергетической эффективности, установленных в качестве критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, предусмотрен удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии, то для регулирования тарифов на тепловую энергию применяется удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии, указанный в конкурсном предложении концессионера или арендатора на соответствующий год действия концессионного соглашения или договора аренды.

Согласно пункту 36 Основ ценообразования № 1075, нормативы удельного расхода условного топлива для каждого расчетного периода регулирования тарифов по используемому регулируемой организацией методу распределения расхода топлива утверждаются:

а) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, - для источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;

б) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - для источников тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более.

В соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

Согласно Возражениям на Акт проверки цена природного газа на 2021, 2022, 2023 гг. определена Министерством исходя из приказов ФАС России (оптовые цены на газ, плата за снабженческо-сбытовые услуги, тарифы на услуги по транспортировке газа), специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа для финансирования Программ газификации Республики Марий Эл и прогнозных индексов-дефляторов на 2021 год в размере 1,03, на 2022 год в размере 1,05, на 2023 год в размере 1,085.

ФАС России обращает внимание, что в отсутствие приказов ФАС России об утверждении цен на очередной период регулирования при расчете конечной цены на газ индексируется только плановая оптовая цена на газ на 2-е полугодие планового года (ввиду ее ежегодной индексации). При этом плата за снабженческо-сбытовые услуги, тарифы на услуги по транспортировке газа и специальная надбавки к тарифам на транспортировку газа ГРО при расчете расходов не индексируются.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов. Вышеуказанные подходы должны также применяться при оценке экономической обоснованности фактических расходов за 2021-2022 гг.

4. Нормативная прибыль на 2021-2023 гг.

Расходы по статье затрат «Нормативная прибыль» учтены Органом регулирования на 2021-2023 гг. в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

2021 год

2022 год

2023 год

Вид тарифа:

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Тариф на тепловую энергию (конечный)

2 128,51

99 049,63

2 213,65

30 179

2 346,47

16 516,56

Согласно Экспертному заключению на 2021 год в части тарифа на тепловую энергию (конечный) расходы по данной статье затрат учтены на уровне предложения Организации исходя из коллективного договора филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» на 2018-2020 годы, а также расчета-распределения фактических расходов на выплаты по коллективному договору за 2019 год по Республике Марий Эл в разрезе видов деятельности.

Согласно Экспертному заключению на 2022 год в части тарифа на тепловую энергию (конечный) расходы по данной статье затрат учтены исходя из аналогичных расходов, учтенных в тарифном решении на 2021 год, и прогнозного ИПЦ 104,0%.

Согласно Экспертному заключению на 2023 год в части тарифа на тепловую энергию (конечный) расходы по данной статье затрат учтены исходя из аналогичных расходов, учтенных в тарифном решении на 2022 год, и прогнозного ИПЦ 106,0%.

В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования № 1075 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя:

а) расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами, за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемых за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

б) расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, включаемый в величину нормативной прибыли регулируемой организации, определяется с учетом положений пункта 13 Основ ценообразования № 1075;

в) экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

ФАС России отмечает, что анализ по данной статье затрат, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, в части определения расходов на выплаты по коллективному договору в Экспертных заключениях на 2021-2023 гг. Отсутствует.

Также ФАС России отмечает, что примененный Органом регулирования подход (индексация плановых расходов) к определению расходов по данной статье затрат на 2022-2023 гг. не соответствует положениям действующего законодательства.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что расходы по данной статье затрат учтены, в том числе с учетом отчислений в профсоюз, в размере 169,83 тыс. руб. на 2021 год, на 2022 год - 169,45 тыс. руб., на 2023 год – 179,61 тыс. руб.

Согласно статье 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Таким образом, членство работников регулируемой организации в профсоюзе является добровольным, в связи с чем отчисления профсоюзу не могут быть учтены в составе нормативной прибыли регулируемой организации.

Таким образом, расходы по данной статье затрат в размере 169,83 тыс. руб. на 2021 год, на 2022 год - 169,45 тыс. руб., на 2023 год – 179,61 тыс. руб. подлежат исключению из НВВ регулируемой организации в части тарифа на тепловую энергию (конечный), в остальной части расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации. Вышеуказанные подходы должны также применяться при оценке экономической обоснованности фактических расходов за 2021-2022 гг.

 

5. Расчетная предпринимательская прибыль на 2021-2023 гг.

Расходы по статье затрат «Расчетная предпринимательская прибыль» учтены Органом регулирования на 2021-2023 гг. в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

2021 год

2022 год

2023 год

Вид тарифа:

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Тариф на тепловую энергию (конечный)

10 653,17

13 134

11 172,05

13 466,66

15 041,78

15 929,4

Тариф на теплоноситель

6 379,27

5 239,44

4 854,51

5 239,44

5 357,2

5 347,91

В соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации устанавливается для такой организации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 48(2) Основ ценообразования № 1075.

Расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 Основ (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Исходя из приведенных норм в случае установления тарифов с применением метода индексации расчетная предпринимательская прибыль устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования.

Таким образом, расходы по статье затрат «Расчетная предпринимательская прибыль» не являются долгосрочным параметром регулирования и устанавливаются на каждый год расчетным путем.

Учитывая, что расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, расходы по данной статье затрат на 2021-2023 гг. также подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации. Вышеуказанные подходы должны также применяться при оценке экономической обоснованности фактических расходов за 2021-2022 гг.

 

6. Корректировки НВВ на 2021-2023 гг.

Органом регулирования учтены корректировки НВВ на 2021-2023 гг. в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

2021 год

2022 год

2023 год

Вид тарифа:

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Тариф на тепловую энергию (конечный)

0

0

0

0

- (30 266,47)

+ (104 014)

Тариф на теплоноситель

0

0

0

0

+ (27 876,7)

+ 37 945,85

В соответствии с Экспертным заключением на 2023 год в части тарифа на тепловую энергию (конечный) корректировка необходимой валовой выручки по результатам 2021 года, включаемая в расчет валовой выручки филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» на 2023 год, определена Органом регулирования:

(-) 52 375,51 * 1,139 * 1,06 = (-) 58 143,24 тыс. Руб.

Также Орган регулирования отмечает, что в связи с ограничением индекса роста платы граждан на 2023 год на уровне 109,0 %, размер корректировки необходимой валовой выручки от реализации теплоносителя в 2021 году в размере (+) 27 876,77 тыс. руб. учтен в составе НВВ на производство и передачу тепловой энергии, теплоносителя.

Общий размер корректировки с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов на 2021 год в части тарифа на тепловую энергию (конечный), составил (-) 30 266,47 тыс. руб.

В соответствии с Экспертным заключением на 2023 год в части тарифа на теплоноситель размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам 2021 года, включаемый в расчет валовой выручки МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» на 2023 год составляет:

(+) 23 089,41 * 1,139 * 1,06 = (+) 27 876,77 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в 2021-2022 гг. в части тарифов на тепловую энергию (конечный), на теплоноситель Органом регулирования не проводились корректировки необходимой валовой выручки в установленном законодательством порядке.

При этом основания непроведения корректировок Органом регулирования в Экспертных заключениях на 2021-2022 гг. в части тарифов на тепловую энергию (конечный), на теплоноситель не отражены.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что с учетом норм действующего законодательства, Министерством определены размеры корректировок необходимой валовой выручки в части тарифа на тепловую энергию (конечный), осуществляемых с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов:

- за 2019 год на 2021 год в размере (+) 5 261 тыс. руб.: в условиях ограничения предельного роста платы граждан за коммунальные услуги, Министерством принято решение величину рассчитанной корректировки необходимой валовой выручки на основе фактических параметров при формировании НВВ на производство и передачу тепловой энергии не учитывать;

- за 2020 год на 2022 год в размере (-) 1 415 тыс. руб.: с учетом норм действующего законодательства, Министерством определен экономически обоснованный размер корректировки необходимой валовой выручки по теплоносителю, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, в размере (+) 30 647 тыс. Руб.

В условиях ограничения предельного роста платы граждан за коммунальные услуги, Министерством принято решение величину рассчитанной корректировки необходимой валовой выручки на основе фактических параметров при формировании НВВ на теплоноситель не учитывать. В связи с этим отрицательная корректировка по тепловой энергии, рассчитанная Министерством в размере (-) 1 415 тыс. руб., не производилась;

- за 2021 год на 2023 год в размере (-) 58 143,24 тыс. руб.: в результате положительной корректировки, полученной Министерством по теплоносителю в размере (+) 27 877 тыс. руб., и учтенной в составе необходимой валовой выручки по производству и передаче тепловой энергии, отрицательная корректировка по тепловой энергии учтена Органом регулирования в размере (-) 30 266,47 тыс. Руб.

В части тарифа на теплоноситель размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, определен Органом регулирования в следующих размерах:

- за 2019 год на 2021 год в размере 25 601 тыс. руб.: в условиях ограничения предельного роста платы граждан за коммунальные услуги, Министерством принято решение величину рассчитанной корректировки необходимой валовой выручки на основе фактических параметров работы при формировании НВВ на теплоноситель не учитывать.

- за 2020 год на 2022 год в размере 30 647 тыс. руб.: в условиях ограничения предельного роста платы граждан за коммунальные услуги, Министерством принято решение величину рассчитанной корректировки необходимой валовой выручки на основе фактических параметров работы при формировании НВВ на теплоноситель не учитывать;

- за 2021 год на 2023 год в размере 27 877 тыс. руб.: как указано выше (в части корректировки по тепловой энергии) вся положительная корректировка, рассчитанная Министерством в части тарифа на теплоноситель, в размере 27 877 тыс. руб., в связи с ограничением индекса роста платы граждан на 2023 год на уровне 109,0 %, учтена в составе необходимой валовой выручки по производству и передаче тепловой энергии.

Согласно пункту 52 Основ ценообразования № 1075 орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей следующие показатели:

а) отклонение объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации;

б) отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы органом регулирования при установлении тарифов;

в) отклонение уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован органом регулирования при установлении тарифов;

г) отклонение изменения количества и состава производственных объектов регулируемой организации от изменения, учтенного при установлении тарифов;

д) утверждение или изменение в установленном порядке инвестиционной программы, реализация инвестиционной программы (ввод производственных объектов в эксплуатацию);

е) изменение уровня доходности долгосрочных государственных долговых обязательств по сравнению с уровнем, учтенным при расчете необходимой валовой выручки;

ж) степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения или по реализации инвестиционной программы в случае недостижения регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения;

з) отклонение фактических показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных плановых (расчетных) показателей - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

и) отклонение сроков реализации программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных сроков реализации такой программы - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

к) изменение расхода топлива, относимого на производство тепловой энергии, при изменении метода распределения удельного расхода условного топлива между электрической энергией, отпускаемой с шин электростанций, и тепловой энергией, отпускаемой с коллекторов электростанций при комбинированном производстве электрической и тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 760-э размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

(тыс. руб.), (22)

где:

- размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам (i-2)-го года;

- фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), определяемая в соответствии с пунктом 55 Методических указаний;

ТВi-2 - выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой IX Методических указаний на (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей.

Учитывая вышеизложенные нормы, при утверждении тарифов и проведении корректировок Органом регулирования должны анализироваться данные за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

ФАС России отмечает, что Экспертные заключения на 2021-2023 гг. в части тарифов на тепловую энергию (конечный), на теплоноситель не содержат расчетов корректировок по формулам, предусмотренных положениями Основ ценообразования № 1075, Методических указаний № 760-э.

При этом в части принимаемого показателя фактических расходов за 2019-2021 гг. исходя из Экспертных заключений на 2021-2023 гг., Возражений не представляется возможным определить, на основании каких материалов принимались фактические расходы, включаемые в расчет корректировок, ввиду полного или частичного отсутствия в материалах тарифного дела документов, подтверждающих фактические расходы и показатели.

Также ФАС России отмечает, что органу регулирования при определении фактических экономически обоснованных расходов необходимо руководствоваться позицией ФАС России, изложенной в настоящем предписании. Также органу регулирования необходимо произвести пересмотр учтенных корректировок с учетом исключения экономически необоснованных расходов в соответствии с настоящим предписанием.

Кроме того, согласно пунктам 2, 12, 22 Основ ценообразования № 1075 необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется раздельно по видам деятельности, а тарифы устанавливаются на основании НВВ, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности.

Таким образом, перенесение Органом регулирования в целях соблюдения предельного индекса роста платы граждан за коммунальные услуги и во избежание резкого роста тарифов на теплоноситель размеров корректировки необходимой валовой выручки по теплоносителю, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов за 2020-2021 гг. в состав расходов, относящихся на деятельности деятельность по производству тепловой энергии, не соответствует требованиям законодательства, приводит к нарушению прав потребителей и принципа соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, которое заключается в следующем.

Тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения устанавливается в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. В отсутствие предусмотренной законодательством возможности учесть расходы в составе тарифа на теплоноситель Орган регулирования «искусственно» наращивает компонент на тепловую энергию, что приводит к необоснованному росту тарифов на горячую воду.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования № 1075 в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Таким образом, расходы по данной статье затрат в размере 1 415 тыс. руб. на 2022 год, на 2023 год - 27 876,77 тыс. руб. подлежат исключению из НВВ регулируемой организации в части тарифа на тепловую энергию (конечный), в остальной части расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл нарушившим положения пунктов 2, 12, 13, 22, 28, 29, 40, 41, 42, 43, 44, 47, 52, 66, 74 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, положения Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э.

2. Органу исполнительной власти Республики Марий Эл в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в области теплоснабжения:

2.1. Исключить из базового уровня подконтрольных расходов филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» 2019 года в части тарифа на тепловую энергию (конечный) расходы по статье затрат «Оплата 3-х дней нетрудоспособности» в размере 137,93 тыс. руб.

2.2. Исключить из необходимой валовой выручки филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» в части тарифа на тепловую энергию (конечный) расходы в общей сумме 59 659,8 тыс. руб. по следующим статьям затрат:

- «Амортизация основных средств» в размере 5 236,5 тыс. руб. на 2021 год, на 2022 год - 6 947,85 тыс. руб., на 2023 год - 4 281,96 тыс. руб.;

- «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним» в размере 6 252,36 тыс. руб. на 2021 год, на 2022 год - 5 098,14 тыс. руб., на 2023 год - 2 032,33 тыс. руб.;

- «Нормативная прибыль» в размере 169,83 тыс. руб. на 2021 год, на 2022 год - 169,45 тыс. руб., на 2023 год – 179,61 тыс. руб.;

- «Корректировки НВВ» в размере 1 415 тыс. руб. на 2022 год, на 2023 год - 27 876,77 тыс. руб.

2.3. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» при установлении тарифов в сфере теплоснабжения, в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, отразив в экспертных заключениях (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по следующим статьям затрат и показателям:

- «Отчисления на социальные нужды» на 2021-2023 гг.;

- «Амортизация основных средств» на 2021-2023 гг.;

- «Расходы по сомнительным долгам» на 2021-2022 гг.;

- «Экономия, определенная в прошедшем долгосрочном периоде регулирования и подлежащая учету в текущем долгосрочном периоде регулирования (экономия от снижения потребления топлива)» на 2021-2023 гг.;

- «Расходы на топливо» на 2021-2023 гг.;

- «Нормативная прибыль» на 2021-2023 гг.;

- «Расчетная предпринимательская прибыль» на 2021-2023 гг.;

- «Корректировки НВВ» на 2021-2023 гг.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Марий Эл в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» 2019 года, а также величину необходимой валовой выручки филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» на 2021-2023 гг. в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, с учетом мотивировочной части настоящего предписания, отразив расчеты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2012 № 1075.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Марий Эл в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1075 при тарифном регулировании на 2024 год.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Марий Эл в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Республики Марий Эл в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Республики Марий Эл в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов в сфере теплоснабжения для филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии

ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Марийское УФАС России
ИНН 1215026787, ОГРН 1021200772251
Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл
ИНН 1215107796, ОГРН 1061215002188